Толерантность в литературе примеры: Идеи толерантности в художественной литературе России

Идеи толерантности в художественной литературе России

16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности. В ее основе лежит равенство людей в своих достоинствах и правах.
Книги, представленные на нашей виртуальной выставке, расскажут вам о художественных произведениях русской и современной литературы на тему толерантного отношения ко всему, что нас окружало, окружает и будет окружать. Это – доброта, согласие, мирное сосуществование государств, людей, народов.
Романы, повести, рассказы, басни, конечно, известны вам, но мы хотим напомнить о них в связи с 25-летием принятия этого важного документа. Ведь эти произведения оставили неизгладимый след в нашей литературе.

Тургенев И. С. «Отцы и дети».

Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» мастерски охватил сразу несколько больших тем. Это и взаимоотношения отцов и детей, их идеи о смысле жизни, становление личности, социальное неравенство. Конечно, с учетом того времени охватил проблему революций и народного недовольства. Однако во всем этом многообразии тем во главе всего стоит – толерантность.

Как сказано во вступительном слове к нашей выставке, толерантность – это терпимость, умение слушать чужое мнение, снисходительно и уважительно относиться ко всему и всем. А вот этого очень не хватает главным героям – Павлу Кирсанову и Евгению Базарову.
И. С. Тургенев на протяжении всего романа, рассматривая мировоззрения персонажей, порождает споры между ними. Писатель хотел показать в романе то, что отсутствие толерантности несет за собой разрушительные последствия: от раздоров в семье до мировых революций. Николай Кирсанов является ярким примером толерантного мироощущения в этом произведении. Николай – хороший отец, любит сына, интересуется его идеями и мнением, также с почтением относится к Базарову и его суждениям. За терпение и мягкий нрав Тургенев вознаградил Кирсанова, обеспечив ему спокойную светлую старость в кругу любящей его семьи.
Павел Кирсанов – образованный, порядочный, воспитанный человек. Базаров тоже умный, получивший хорошее образование, квалифицированный доктор. Но у него свой, неоспоримый взгляд на все окружающее. Он отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки, стремится к равенству и демократии, но не признает природу и красоту как источники духовного развития человека. Базаров утверждает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
В этом то и есть смысл примирения взглядов, чтобы взять все лучшее и правильное от одного и другого персонажа романа, сравнить их суждения, в чем-то согласиться и с тем, и с другим. Это непростая задача, но ведь для нас главное – прийти к гармонии и благополучию. Вот в этом толерантность по Тургеневу.

Р1 Т87
529020 — АБ
Тургенев И. С. Отцы и дети : роман / И. С. Тургенев ; авт. вступ. ст. Ю. В. Лебедев. – Москва : Синергия, 2000. – 448 с. – (Новая школьная библиотека).

Гончаров И. А. «Обломов».

Еще одним произведением, о котором необходимо упомянуть в контексте темы толерантного поведения – роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Главный герой Илья Ильич Обломов весь день не встает с кровати. За него все делает его слуга Захар, преданный хозяину, выполняющий часто черную работу, и искренне ему сочувствующий. Захар бессилен помочь Обломову превратиться в деятельного человека, интересующегося окружающим миром. Таким запасом терпеливости, как Захар, обладают немногие герои классической русской прозы XIX века.
Илья Обломов замкнут в своем мире воспоминаний о детстве, мечтах, снах; они заменяют ему жизнь настоящую; это вызывает непонимание друзей и знакомых. Все остальные герои романа терпимы пo отношению к Илье Ильичу. Особенно Ольга Ильинская. Личность она незаурядная, ее отличает природный ум, сообразительность и неординарность мышления. Гончаров дает точные и лаконичные характеристики Ольге, которые помогают нам понять особенность ее незаурядной натуры: «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка». Она вполне может служить образцом женщины, умеющей найти компромисс в любой ситуации.
Роман полюбился читателю. Ведь Обломов интересен тем, что он был похож на доброго и нежного ребенка, который был способен на милосердие.
Очень подкупает искренность в Илье Ильиче. Он не считал нужным притворяться и стесняться кого-либо. Обломов не стал чиновником, он не достиг в жизни высот, однако и не старался выдать себя за того, кем на самом деле не являлся. Вот только одно мешает Обломову жить достойно и окружать себя хорошими людьми – лень. С этим трудно не согласиться. Все поправимо, и есть люди, желающие помочь нашему герою, а это главное, особенно в контексте нашей темы.

Р1 Г65
528528 — АБ
Гончаров И. А. Обломов : роман / И. А. Гончаров. – Москва : Полиграфресурсы, 2000. – 462 с.

 Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы».

Эта книга стала итоговым произведением всей писательской жизни Ф. М. Достоевского. Достоевский начал писать роман в июле 1878 года. Произведение впервые было напечатано в журнале «Русский вестник». Непростая философская направленность книги явилась спорной в общественно-политической и философской мысли той эпохи.
Роман стал итогом осмысления всей жизни Достоевского, он имеет сложную структуру написания. Он наполнен раздумьями и впечатлениями последних лет жизни писателя. События в книге происходят в течение двух недель. В это короткое время вмещается столько историй, конфликтов, идейных разногласий, что создается ощущение прочтения нескольких произведений на темы философской и семейно-бытовой драмы.
Основной сюжет романа заключен между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и судом над Дмитрием Карамазовым. Достоевский явно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.
Роман состоит из двенадцати частей. Главные герои этого произведения – отец и трое его сыновей. Такая сюжетная линия произведения появилась у Ф. М. Достоевского после его знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца.
Писатель стремился глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, обнажить их душу, понять мотивы нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Повороты сюжета, конфликты интересов, водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.
Достоевский показал в «Братьях Карамазовых» формулу русской души с ее разрушительной и созидательной силами. Русский человек представляется Достоевскому как вечно блуждающий в плену ложных ценностей.
В образах трех братьев он показал основные тенденции развития русского общества: отмирающее барство и общую вину и расплату за все совершенное.
В одном из писем Достоевский сказал: «Роман, который пишу теперь («Братья Карамазовы»), поглощает все мои силы и всё моё время…Пишу не гоня, не комкая дела, переделываю, чищу,… ибо никогда ни на какое сочинение моё не смотрел я серьёзнее, чем на это».
Алексей Карамазов – главный герой романа, и он олицетворяет христианскую веру. Через неё мы видим всех действующих лиц, где каждый со своим отношением к Богу. Действия всех героев рассматриваются через их отношение к православной вере.
Три брата, Иван, Алексей и Дмитрий, каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души.
Отец братьев Карамазовых, помещик Фёдор Павлович, – человек, который всегда был заинтересован в получении денежной прибыли; несовестливый, для него всё дозволено. От этого происходят все несчастья в семье Карамазовых. Сам он погибает по этой же причине, из-за своей нравственной несостоятельности.
Основные персонажи романа ищут спасения и прощения, иначе как испытать настоящую христианскую радость бытия. По мнению Достоевского, жизнь не обрывается на земле, а только даётся нам для приобретения того, с чем пойдем к Богу.

Р1 Д70
503677 — АБ
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 1998. – 800 с. – (Б-ка мировой классики).

Крылов И. А. «Басни».

В русских баснях тоже есть идеи толерантности. Творчество знаменитого баснописца И. А. Крылова наглядно иллюстрирует нам это. Вот как он обосновывает это понятие: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…». Согласие, компромисс, мирное отношение друг к другу, – вот то, что устанавливает атмосферу дружелюбия и взаимопонимания.
Иван Андреевич Крылов сделал басню не только остросатирическим произведением, но и поднял ее на небывалую высоту. Его произведения оригинальны, высокохудожественны, и конечно они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов сатирически изображал конкретные события и определенные исторические личности.
В басне «Квартет» он высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Поэт обращает свою сатиру против болтунов и неучей. Фразы из его произведений стали афоризмами. Как же часто, особенно сейчас, их стали использовать практически во всех сферах деятельности. А ведь, действительно, когда они уместны и кстати произнесены, имеют большое влияние на присутствующих: «А вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесь».

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Эта небольшая по объему басня Крылова, благодаря лаконичности, таланту вместить в маленькое большой смысл, стала очень популярной.
Его произведения, написанные на конкретные события, стали подходящими практически к любому событию нашей жизни. Перечитайте Крылова, и вы убедитесь, что он стал еще актуальнее сегодня.

Р1 К85
495005M — АБ
Крылов И. А. Басни Крылова : полное собрание с 75 рисунками Н. В. Денисова / И. А. Крылов. – Москва : Рипол, 1997. – 315 с.

Приставкин А. И. «Ночевала тучка золотая».

Военная детдомовская тема в повести Анатолия Игнатьевича Приставкина «Ночевала тучка золотая» стала для нас детской памятью о войне. Это выстраданные, наболевшие воспоминания, которыми делится с нами автор.
Беспризорное детство как образ жизни и судьбы главных героев повести. Братья Колька и Сашка – это своего рода братство как форма и способ человеческого существования. Тому есть сюжетное подтверждение, когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат.
Обстоятельства жизни героев повести очень страшные. Детдомовцы борются за выживание, героически борются.
Детдомовцы, колонисты, беспризорники. Они переселились на Кавказ и теперь стали чужаками. В военное время с Северного Кавказа изгоняли в вечную ссылку целые народы. И в это безумие попали дети из Подмосковья.
Как непросто им было уживаться вместе, через какие испытания прошли братья, чтобы выжить. Это были не только физические испытания, но конечно и нравственные. Как же в этом ужасе людском не озвереть, а попытаться понять поступки и поведение других людей, взрослых и детей.
Смелость, готовность в опасных ситуациях помочь, не растеряться – основная тема повести. Тема толерантности проходит через все произведение, и сейчас как никогда своевременна. Память о трагических ошибках прошлого, предупреждение всем нам – не повторить в будущем вражду между народами.

84(2Рос=Рус)6
П77
640778 — АБ
Приставкин А. И. Ночевала тучка золотая : [повесть] : [12+] / А. И. Приставкин. – Москва : АСТ, 2019. – 286 с. – (Классика для школьников). – (Школьное чтение).

Некрасов В. П. «В окопах Сталинграда».

Виктор Некрасов воевал под Сталинградом, был дважды ранен. Тем и интересна его повесть «В окопах Сталинграда», что написана непосредственным участником войны.
Повесть написана в стиле дневниковых записей.
Перед нами вырисовывается нелегкий путь человека на войне, путь от выпускника института к опытному командиру батальона.
Читатель становится как бы участником военных действий, идет шаг за шагом за главным героем.
Стиль авторского повествования В. П. Некрасова четкий, лаконичный, без прикрас и излишеств. Сам автор очень переживает за судьбу главного героя.
Эти слова определяют тему повести и ее содержание: «Я помню убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел, страшнее разрушенных городов, страшнее оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть».

Р2 Н48
526454 — АБ
Некрасов В. П. В окопах Сталинграда : [повесть и рассказы] / В. П. Некрасов ; предисл. В. Кардина, с. 5-22. – Москва : Панорама, 2000. – 507 с. – (Русская литература. XX век).

Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном».

«Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели».
«Берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно», – эти фразы из писем замечательного российского ученого-литературоведа, историка культуры, текстолога, публициста, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева.
По мнению Д. С. Лихачева, главное достоинство в человеке – это доброта, постоянная потребность помогать другим и находить в этом радость.
Основой доброты являются забота и сострадание. Забота объединяет, скрепляет дружбу, жителей села, города, страны. Каждый человек ощущает её с первых дней своей жизни, когда о нём заботятся родители.
Сострадание также является важным качеством человека, благодаря которому он осознаёт своё единство с миром, ответственность за близких, природу, культурные памятники, за уважение к памяти.
Каждый из нас с вами, имевший добрую цель в жизни, – запомнится надолго.
Д. С. Лихачев обращается в своих письмах в основном к молодёжи. С высоты своего жизненного опыта он пытается показать, как важно ставить правильные цели, думать о людях, не быть самовлюблённым эгоистом. Только такой путь может преодолеть зло в мире, сделать людей счастливыми. Его письма – это жизненные уроки, которые нам просто необходимо усваивать и усваивать, несмотря на то, в каком возрасте мы сейчас находимся..

87.713 Л65
302518M — КХ
Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном : для среднего и старшего школьного возраста / Д. С. Лихачев. – Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1989. – 134, [2] с.

Лиханов А. А. «Солнечное затмение».

Пройдя через непростые испытания, дети, два маленьких человека смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. А символом бед, проблем в одноименной повести Альберта Анатольевича Лиханова стало солнечное затмение.
«Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит один из главных героев повести Федя. Так оно и есть – трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!
Героиня в повести передвигается в инвалидной коляске, большую часть жизни она проводит в интернате, тяжёлое воспаление лёгких возвращает Лену домой. Её привычная жизнь рушится.
Лену очень оберегали родители, старались создать ей комфортные условия. Но Лена нашла в себе силы жить дальше и даже встретила свою любовь в лице Федора.
Повествование позволяет нам сопоставить жизнь двух подростков. В повести нет скидок на возраст, юные люди живут в одном общем, непростом мире. Подростки решают непростые проблемы чести, долга, верности и, конечно, любви.
Лена успела пожить и в интернате. Она там чувствовала себя равной среди своих сверстников. Там смогла проявить свои лидерские качества.
Героиня не выносила конфликтов. Все знали, что лучше не ссориться при девочке. Лене было там легко, она не чувствовала своей ущербности. А дома всё оказалось сложнее. Образ дома наполняется иным содержанием, в нем настораживает единство счастья и горя, гармонии и разлада.
А. А. Лиханов подвергает своих героев испытанию любовью. Они вместе смотрят солнечное затмение, и Лена произносит такую фразу: «Все беды – это солнечное затмение, а жизнь – само солнце… Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно… Ты меня понимаешь?»
Эти дети – очень сильные люди, они помогли друг другу. Ведь все люди нуждаются в милосердии и любви. Но особенно нуждаются в тепле и участии те, кто лишен возможности свободно воспринимать этот мир. Благодаря таким ценностям, как сострадание, милосердие, люди побеждали и продолжают побеждать неизлечимые недуги.

Р2 Л65
312865 — КХ (Т.2)
Лиханов А. А. Избранное : в 2 т. / А. А. Лиханов. – Москва : Молодая гвардия, 1979. Т. 2 : Солнечное затмение : повести, роман, 1979. – 445 с. : ил.

Закруткин В. А. «Матерь человеческая».

Гитлеровские войска в сентябре 1941 года далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. На занятой немцами территории остался в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Фашисты спалили хутор, угнали людей в Германию, а мужа и сына Марии повесили.
Содержание повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами, и умершую к утру.
Эта повесть о женщине, силу воли и доброту которой не смогли сломить жернова истории. Благодаря образу главной героини произведение стало хрестоматийным. Главными темами этого произведения стали ужасы войны, доброта, милосердие и, конечно, материнство. Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени. Сам писатель увидел такую женщину на одном из хуторов в 1943 году, она и стала прототипом главной героини повести. Произведение В. А. Закруткина экранизировано, его изучают в школе.

Р2 З-20
271221M — КХ
Закруткин В. А. Матерь Человеческая : повесть / В. А. Закруткин ; [худож. А. Зыков]. – Москва : Современник, 1985. – 181 с.


Троепольский Г. Н. «Белый Бим Черное ухо».

Эта повесть стала одной из самых знаменитых и любимых в русской советской литературе. Наверное, не найдется такого читателя и зрителя (произведение экранизировано), кто бы не заплакал, глядя на судьбу собаки, поражаясь её верности и преданности.
Хозяин пса – Иван Иванович – большой души человек, любитель природы. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью», – говорят в народе».
Мы вместе, как-бы вместе с Иваном Ивановичем, ходим на охоту, воспитываем Бима, учим его различным командам. А для этого надо иметь необыкновенный талант описания, чтобы читатель погрузился в это повествование. Таким талантом и обладал Гавриил Николаевич Троепольский.
Сюжет довольно прост: шотландский сеттер Бим живет в квартире со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака остается у соседки. По недосмотру Бим выскакивает из квартиры, оказывается на улице и отправляется на поиски Ивана Ивановича.
«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Ногти передних лап налились кровью… Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего», – пишет Г. Н. Троепольский в своей повести.

Р2 Т70
210943M — КХ
Троепольский, Г. Н. Белый Бим Черное Ухо : повесть : [для среднего и старшего возраста] / Г. Н. Троепольский ; [худож. А. Слепков]. – Москва : Детская литература, 1979. – 319 с.

Свобода и доверие – ТОЛЕРАНТНОСТЬ!

Проблема толерантности: аргументы из художественной литературы. Что такое толерантность: определение, синонимы

Впервые термин «толерантность» появился в 1953 году. Английский иммунолог Медавар подразумевал под толерантностью свойство иммунной системы, при котором организм воспринимает чужеродное тело как свое собственное и никак на него не реагирует.

В дальнейшем слово «толерантность» стали использовать и другие научные дисциплины, в каждой из которых оно приобрело свое особое значение. В статье мы рассмотрим, что означает это понятие, синонимы слова «толерантность», а также обозначим основные проблемы толерантности, аргументируя их высказываниями из художественной литературы.

Толерантность – это…

Итак, что такое толерантность? Определение этого термина чаще всего обозначают как терпимость к поведению, культуре и этнической принадлежности окружающих людей. В социологии толерантность рассматривают как терпение к иному образу жизни. Но это совсем не значит, что этот термин — синоним к слову «безразличный». Его можно расценивать как возможность предоставлять другим право жить так, как они считают нужным.

В философии слово «толерантность» обозначают как терпение к другим взглядам и привычкам. В обществе это качество нужно для того, чтобы мирно существовать с людьми другого вероисповедания, национальной и религиозной принадлежности.

Этические науки обозначают толерантность как способность спокойно и без агрессии воспринимать все формы самовыражения другого человека. Здесь основными синонимами толерантности выступают понятия доброжелательности и терпимости.

Проблема определения

В целом синонимами толерантности выступают такие понятия, как уважение, понимание и принятие.

Толерантностью нельзя назвать уступку, потворство или снисхождение, к тому же она не означает терпимость к несправедливости со стороны другого человека или отказ от собственного мировоззрения и особенностей поведения.

Можно рассмотреть множество определений толерантности, но ни одно из них не будет полностью раскрывать смысл этого процесса ввиду того, что нельзя полностью охватить все стороны человеческой жизнедеятельности. Так что такое толерантность? Определение этого термина можно свести к следующему. Толерантность – это осознанная, чистосердечная терпимость, особая психологическая установка, что ориентирована на уважительное восприятие иных ценностей, убеждений, способов самовыражения и других составляющих человеческой индивидуальности. Это активная позиция, которая помогает достичь взаимопонимания между оппонентами.

Толерантность в современном мире

Современные проблемы толерантности практически ничем не отличаются от тех, что приведены в литературных произведениях классиков. К ним можно отнести и этническое, и социальное, и гендерное недопонимание. Остается усвоить только одно правило: насколько бы не изменился мир, толерантность всегда будет считаться добродетелью.

Но сейчас, как никогда раньше, первоочередным заданием, которое нужно решить, является проблема формирования толерантности. Это обусловлено следующими причинами:

  • Внезапное и динамическое разделение цивилизации по экономическим, этническим, религиозным, социальным и другим критериям. В связи с этим вырос уровень нетерпимости в обществе.
  • Рост религиозного экстремизма.
  • Локальные войны обострили межнациональные отношения (пример, война Украины и России).
  • Проблемы с беженцами.

Чтобы взрастить в ком-то толерантность, необходимы определенные условия, так называемые базовые принципы. К ним относят 5 позиций:

  • Насилие никогда не должно быть средством для достижения цели.
  • Свобода выбора. Человек должен осознанно прийти к определенному решению.
  • Заставить себя, не вынуждая других. Основной принцип толерантности заключается в умении человека оставаться собой, не заставляя при этом другого менять свои взгляды.
  • Соблюдение законов, традиций и обычаев является важным фактором в развитии толерантности.
  • Принять другого таким, какой он есть, вне зависимости от отличий.

Актуальность проблемы толерантности не поддается сомнению. Ведь, как заметил однажды философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации – уничтожение человечности в человеке». Поэтому о принятии других людей такими, как они есть, так много написано и сказано.

Толерантность и литература

Чтобы понять всю глубину этой проблемы, лучше прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни.

Актуальность проблемы толерантности впервые появилась в литературных произведениях Древней Руси. Странствующий писатель Афанасий Никитин описывал разнообразие религиозных течений в Индии. В своих текстах он зазывал читателя задуматься обо всем многообразии мира и терпимее относиться к людям с другой верой.

Но особого внимания заслуживают произведения классической литературы. Писатели того времени рассказывали о проблемах толерантности, которые существовали в обществе. Так, в произведениях XVIII века проблемы толерантности были распространены в научно-образовательной сфере. Уже в XIX веке начинает возникать проблема классовой толерантности. В частности, об этом свидетельствуют произведения Толстого «Война и мир», Тургенева «Отцы и дети», где рассмотрены основные аргументы проблемы толерантности.

Со слов классиков

Из страниц классической литературы можно многое узнать о проблеме толерантности. Аргументы, приведенные в произведениях, актуальны даже сегодня. Взять, к примеру, повесть «Дети подземелья» (В. Г. Короленко). Автор рассказывает историю о маленьком мальчике Васе, который не смог найти понимания в родной семье. Несмотря на то что его отец занимал высокое положение в обществе, он всегда был один. Однажды он знакомится с Вальком и Марусей. Эти ребята были выходцами из самого низкого социального слоя населения. Так столкнулись две социальные реальности, которые тесно переплелись между собой. Вася сумел понять и принять чужую боль, он стал лучше понимать взрослых и благодаря этому мог наладить отношения с родным отцом.

В этом произведении раскрыта проблема социального неравенства, и пока будет существовать расслоение общества на классы, она останется актуальной.

Еще один пример из классической литературы можно найти в произведении Толстого «Хождение по мукам». Здесь в основном рассказывается о гендерной толерантности, когда женщина становится равноправной мужчине. Так как на рубеже XIX-ХХ веков эта проблема равенства получила широкое распространение, то она была положена в основу множества литературных произведений.

Проблема межэтнической толерантности хорошо раскрыта в произведении «Морские рассказы» (К. М. Станюкович). Русские моряки однажды подобрали в открытом море мальчика афроамериканского происхождения и отнеслись к нему со всем человеческим состраданием, несмотря на цвет кожи.

Эта проблема раскрывается и в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Основная мысль, которую пытался донести автор, заключалась в следующем: «Не существует хороших или плохих наций, есть только хорошие и плохие люди разных наций».

Литературные аргументы

Толерантность была одной из любимых тем авторов разного стиля и жанра. Не только в романах, рассказах или повестях встречается эта проблема. Например, в баснях Крылова глубоко просматривается проблема поиска компромисса между персонажами с разными точками зрения. В басне «Лебедь, Рак и Щука» герои не смоли сдвинуть телегу, так как каждый делал то, к чему привык он: Рак пятился назад, Лебедь летел вверх, а Щука прыгала в воду, поэтому «воз и ныне там».

В басне «Слон и моська» маленькая собачка без видимой причины начинает облаивать спокойно шагающего слона, вместо того чтобы просто пройти мимо. Кто-то может сказать, что это всего лишь занятное детское повествование, но, по сути, здесь скрыто нечто другое. Если провести параллель с некоторыми событиями повседневности настоящего времени, то можно увидеть, что в этом незамысловатом произведении скрыта проблема толерантности. Нередко на улицах можно повстречать людей, которые достаточно грубо, надменно или с недовольством высказывают свое мнение другим, совершенно незнакомым людям. Например, ситуация: компания отдыхающих приехала в курортный городок. Их место проживания находилось рядом с вокзалом, так что брать такси не было смысла, хотя сумки у них были и нелегкие. Но на переходе они начали разговаривать между собой о том, что тяжело идти с таким грузом. Женщина, что проходила мимо, услышала эти слова и высказала свое мнение, сказав, что приехали «нищеброды» и не могут позволить себе взять транспорт.

Ситуация не совсем характерная, но отлично подходит для проведения аналогии с басней «Слон и моська».

Свой и чужой

Проблема толерантности в художественной литературе представлена самыми разнообразными произведениями. Она отображается в детских сказках Андерсена и Пушкина, ее можно наблюдать в рассказах о Винни-Пухе и Карлсоне. Образцами толерантного поведения могут послужить животные из произведения Киплинга «Маугли».

Аргументы проблемы толерантности можно найти в каждом втором литературном произведении. Даже в историях о войне или политических репрессиях есть место для чего-то человеческого. Взять, к примеру, «Альпийскую балладу» В. Быкова. События истории разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Из лагеря фашистов сбегают пленники: русский солдат Иван и Джулия, девушка из Италии. У них было всего три дня. Три дня долгожданной свободы, погони и жизни в сложнейших условиях. Когда фашисты настигли беглецов, Иван взял всю вину на себя, за что поплатился жизнью. Джулия всю свою жизнь берегла память о смелом солдате. После окончания войны она отыскала в России его родственников и написала им о гибели Ивана. Она хотела рассказать о подвиге простого солдата, который спас незнакомую иностранку. Они ведь даже не знали языка друг друга.

Здесь описана межнациональная проблема толерантности. Аргументы из литературы, что написаны в подобном ключе, раскрывают глубинный смысл терпимости и человечности. Читателю было бы понятнее поведение главного героя, если бы он защитил свою соотечественницу. Но здесь была итальянка, с которой они даже не были знакомы. Так почему он так поступил? Главный герой не делил людей на «русских» и «не русских» и просто сделал то, что мог сделать, если бы на месте итальянки был кто-то другой. Автор пытался показать, что не существует такого понятия, как «свой» и «чужой», есть просто человек, нуждающийся в помощи.

Любовная линия

Не менее красочно описана проблема принятия других в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Здесь, в суровых условиях гражданской войны, толерантность представляется чем-то невозможным, но автор вводит дополнительную «переменную», что находится на уровень выше условностей, – это любовь.

Герои романа – Дуняшка Мелехова и Мишка Кошевой — любили друг друга. Но в ходе революции их семьи стояли по разные стороны баррикад, и, когда все военные действия закончились, Мишка Кошевой оказывается врагом для семьи Дуняшки. Но они влюблены, и эта любовь выше всех условностей. Нравственность всегда будет стоять выше идеологических и политических предпочтений.

От слов к делу

О толерантности написано очень много, вот только на практике все происходит совсем не так. Красивые истории о принятии людей с другим мировоззрением существуют только в книгах, но никак не в реальном мире. В частности, это касается молодого поколения.

Проблемы толерантности в молодежной среде спровоцированы, прежде всего, асоциальным поведением и коммерциализацией отношений. У подрастающего поколения на первом месте всегда стоят современные девайсы и уже потом все остальное. Уже давно утрачены прежние ценности. Ежедневно создаются новые молодежные группировки и движения, растет количество антиобщественных радикальных организаций. Проще говоря, в кругу подростков и молодежи быть толерантным сейчас «не модно».

В учебных заведения, в частности школах, изучают понятие толерантности. Однако дальше определения дело не идет. Как показывают исследования, уровень принятия других падает. Возможно, всему виной отсутствие положительных примеров, которые могли бы показать, как быть толерантными, возможно, мало кто из учащихся читает русских классиков. Тем не менее рано или поздно каждому из них придется написать сочинение на тему «Проблема толерантности».

И это может стать серьезной проблемой, когда нет четкого понимания проблемы, а сочинение является заданием ЕГЭ.

Чтобы написать сочинение «Проблема толерантности», аргументы из литературы крайне важны. Их можно использовать как основу для проведения аналогий с событиями в современном мире. Как вариант, можно кратко описать произведение и объяснить, почему его мнение является авторитетным. Второй вариант намного легче, но для примера попытаемся объединить два способа написания сочинения.

Пример сочинения

«Возможно, совсем скоро люди станут жить в абсолютной изоляции друг от друга, чтобы сохранить свой хрупкий мир от посторонних. Но это случится не скоро, хотя серьезные предпосылки к этому переходу уже имеются – низкий уровень толерантности в обществе. Сейчас нужно соответствовать слову «норма».

Если в человеке есть хотя бы что-то отличающееся, его могут не принять в коллектив, социум, или того хуже – сделать изгоем. Как героиню из повести Л. Улицкой «Дочь Бухары», Милу. Девочка с детства болеет синдромом Дауна. Ее воспитывает мама и все силы прилагает, чтобы девочка была счастлива. Но отношение к людям с особыми потребностями в обществе равнодушное, а если повезет, то снисходительное.

«Разнообразные идиоты» и «бесполезные члены общества» — это лишь несколько эпитетов, которыми автор охарактеризовала отношение общества к «другим» людям. Почему-то считается, что такие люди не имеют права на сострадание, уважение или понимание.

Но есть люди, что имеют другие, отличительные характеристики. Стоит вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Главный герой Пьер Безухов совершенно не вписывается в светское общество. И здесь речь идет не столько о его неуклюжести, сколько о характере. Он наивный, доверчивый и простодушный. Открыт миру и очень добрый. Но там, где в почете эгоизм и лицемерие, он чужой.

И в современном мире почти на каждом шагу встречаются подобные ситуации. Мальчишка попал в аварию и стал инвалидом, теперь у него намного меньше шансов влиться в общество, когда вырастет. Со временем отвернутся прежние друзья, начнут игнорировать и обходить стороной окружающие. Теперь он — инвалид, бесполезный член общества. Девочка, что любит читать книги, не смотрит телевизор и очень редко посещает Интернет, тоже ощущает на себе косые взгляды сверстниц.

Такие ситуации заставляют задуматься, а можно ли людей назвать людьми, когда они без горечи и сожалений исключают из своего общества себе подобных. Быть толерантным, значит, оставаться человеком. И в этом каждый может преуспеть, если просто будет относиться к другим так же, как хотел бы, чтобы относились к нему».

Проблема толерантности сложная для понимания. Она может возникать в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях. И подводя итоги под всем выше сказанным, можно отметить следующее: толерантность – это человечность. А человечность является ни чем иным, как способностью уживаться с себе подобными, не приуменьшая их значимости и не теряя своей индивидуальности.

«11 книг о толерантности и понимании», авторы Алан Левенсон и Даниэль Саймон Синагога «Древо жизни» в Питтсбурге, Университет Оклахомы

Центр иудаики и израильских исследований им. Шустермана спонсировал пикет 1 ноября в центре «Гилель» на территории кампуса. В честь одиннадцати жертв резни и раненых во время нападения Центр Шустермана составил следующий список из одиннадцати книг, чтобы облегчить размышления, способствовать терпимости и развитию понимания. Каждый год 16 ноября исполняется 9 лет.0003 Международный день для толерантности , на основе Декларации принципов о допуске , который принял ЮНЕСКО и провозглашен в 1995 году.

Транс. Джеффри Страчан

(2007; Graywolf Press, 2011)

Роман Последний брат , написанный молодой маврикийской писательницей Наташей Аппаной, через дружбу двух одиноких детей из совершенно разных миров раскрывает печальный эпизод еврейских переживших Шоа, которым британское правительство отказало во въезде в Палестину и отправило в тюрьму на Маврикии. Красиво и душераздирающе. – Дина Ассулин Стиллман, преподаватель французского языка (почетный), факультет современных языков, литературы и лингвистики

 

Аарон Аппельфельд

Стол для одного: Под светом Иерусалима  

Пер. Aloma Halter

(Toby Press, 2005)

Это изысканная книга, в которой так просто сказано. Это напоминает читателю, что часто самые важные голоса, которые нужно слушать, — это тихие и скромные. И это показывает красоту, которая исходит из сочувствия, уважения и мягкости. – Рона Зайдельман, доцент кафедры истории

 

Джеймс Кэрролл

Меч Константина: Церковь и евреи

(Houghton Mifflin, 2001)

Написано бывшим священником и церковным реформированием, Кэрролл пишет с чувством журналиста о Drama Drama о Drama Drama о Drama Drama о Drama Drama. Церковь, воздвижение креста как преобладающего символа христианства и роковое наследие антииудаизма. Я особенно восхищаюсь чувством исторической случайности Кэрролла и его собственным опытом сына генерала ВВС и набожной матери-католички. Напряженность разрешается в пользу любви и правды. В некоторых книгах на эту тему больше сносок; ни у кого нет большей страсти. – Алан Левенсон, директор Шустермановского центра иудаики и израильских исследований / профессор истории

Эмиль Л. Факенхейм

, чтобы исправить мир: Фонды еврейской мысли после холокоста

(Schocken Books, 1982)

В обще понять, как любящий Бог мог допустить уничтожение европейского еврейства. Факенхайм определяет то, что он называет «голосом Освенцима» — проблеск надежды от Бога, который позволил евреям в лагерях выжить и сохранить свое еврейство, чтобы лишить Гитлера «посмертной победы». Перед лицом непрекращающейся ненависти, насилия и антисемитизма нам следует проявить упорство в надежде и позволить Богу, который вмешался, чтобы спасти евреев в ходе их истории, показать нам все способы «исправить мир». ” – Нэнси Сноу, директор Института изучения человеческого процветания / профессор философии

Laura Hillenbrand

Unbroken

(Random House, 2010)

Эта книга — это история людей, которые ненавидят других и пытаются разрисовать их человечеством. В конечном счете, речь идет о силе прощения и любви. – Майкл Берден, директор школы танцев OU

Джон Локк

9002

Письмо о веротерпимости

(1689)

Письмо Локка , возможно, является классической защитой религиозной терпимости в западной политической теории. Он оказал решающее влияние на принятие Первой поправки и остается основополагающим текстом для философского обоснования свободного открытого общества. Хотя главный аргумент Локка состоит в том, что государство не должно ограничивать религиозные практики и верования, его более широкое видение признает, что в культурно разнообразном обществе взаимная терпимость является политической необходимостью. Мы не можем в полной мере оценить ценности, лежащие в основе американской традиции религиозного плюрализма, не понимая их корней в локковской Письмо . — Зев Трачтенберг, профессор, кафедра философии

Уильям Пенкак

Евреи и язычники в ранней Америке, 1654–1800

(Университет Мичиган Пресс, 2005)

(Университет Прессы Мичигана, 2005)

(Университет Прессы Мичигана, 2005)

(Университет Мичиган Пресс, 2005)

. интеграция еврейских общин как квинтэссенция американской истории, а также отметив угрозу, с которой эта парадигма толерантности неоднократно сталкивалась из-за всплесков популизма. Тем не менее, в то время эта угроза существовала всегда. . . надежду можно черпать из его неспособности разрушить толерантность как основную американскую ценность, хотя она проявляется несовершенно. – Трайс Хайман, помощник по административным вопросам, Шустермановский центр иудаики и израильских исследований

Джонатан Сакс

Для исцеления сломанного мира: этика ответственности

(Schocken Books, 2005)

, написанные незамешным британским кроликом, эта книга говорит о этой книге. наша индивидуальная и коллективная потребность и способность «исправить мир». Хотя книга написана с явно еврейской точки зрения, тем не менее, она говорит об универсальном предписании всем людям любить, понимать и уважать друг друга, а также об их совместной ответственности работать над улучшением мира/общества, которое они все разделяют. Это доступная, но содержательная работа с своевременным сообщением. – Маршал Гимпел, Норман, Оклахома

Геральд Стерн

История кражи: эссе

(Trinity University Press, 2012)

. , Джеральд Стерн родился в Питтсбурге, в районе Сквиррел-Хилл в 1925 году, в семье польских и украинских еврейских иммигрантов. В « Stealing History », сборнике эссе, который был назван «и талмудическим, и богохульным», Стерн ругает «скованные умы фанатиков», хотя он предлагает длинный список того, как мы могли бы любить «эту замазанную дерьмом, безнадежную, безумный» мир, в котором мы живем («демистификация»). Я нахожу эссе Стерна, как и его поэзию, глубоко человечными и, в конечном счете, обнадеживающими. – Дэниел Саймон, главный редактор, 9 лет.0002 World Literature Today

Bryan Stevenson

Just Mercy: история справедливости и выкупа

(Spiegel & Grau, 2014)

понимание класса людей, крайне маргинализированных — обвиняемых, приговоренных к смертной казни. За каждым заключенным стоит история — одна о борьбе, одна о предрассудках, одна о плохом обращении и непонимании. Как говорит Стивенсон: «Каждый из нас лучше, чем самое худшее, что мы сделали». Теперь я более терпим к цветным людям (особенно), которых обвиняют в преступлении, потому что они стали козлами отпущения без надлежащего правосудия. – Джим Чемберлен, инженер-исследователь, OU Water Center

 

Эрнст Толлер

Я был немцем  

Пер. Эдвард Крэнкшоу

(1933; W. Morrow, 1934)

В своей автобиографии Я был немцем Эрнст Толлер, один из самых известных авторов немецкой литературы до Второй мировой войны, описывает свои ранние годы до его освобождение из тюрьмы в 1924 году с уникальной точки зрения немецко-еврейского патриота, который через ужасы Первой мировой войны превращается в пацифиста и революционера. Его глубокий анализ имперской и Веймарской Германии также предлагает урок истории, поскольку он предвидел подъем национал-социализма. – Карстен Шапков, Л. Р. Браммер-младший, президентский профессор кафедры истории

Университет Оклахомы

Использование литературы для обучения толерантности

 

Вернуться к воспоминаниям 11 сентября

 

субъектов

  • Искусство и гуманитарные науки
    Словесность, литература
  • Социальные науки

  • Гражданские

Классы

Pre K, K-2, 3-5, 6-8, 9-12, Продвинутый уровень

Краткое описание

Отметьте события 11 сентября, каждый день на этой неделе читая вслух новую детскую книгу, посвященную теме толерантности. Список книг включен.

Цели

Учащиеся

  • слушают, как учителя читают вслух.
    903:00
  • присоединяйтесь к обсуждению каждой книги.
  • каждый день пишите абзац, чтобы рассказать, как книга того дня учит важности терпимости.

Ключевые слова

литература, терпимость, 11 сентября, уважение

Необходимые материалы

Выберите книги из списка в Плане урока ниже или используйте свои любимые книги для обучения терпимости.

План урока

Детские книги полезны для начала обсуждения таких деликатных тем, как толерантность. Учителя старших школьников могут читать те же книжки с картинками (попробуйте — ученики ответит !) или учитель может каждый день читать вслух главу или две из романа для подростков. Приведенный ниже список книг представляет собой подборку книг, которые можно использовать для обучения терпимости к другим культурам и образам жизни.

Каждый день учитель может попросить учащихся написать краткие абзацы, которые резюмируют уроки, преподанные в книге о терпимости, или их чувства после прослушивания истории.

Мэри Хоффман
Хотя одноклассники говорят Грейс, что она не может быть Питером Пэном в предстоящей пьесе, потому что она чернокожая девочка, ее мать и бабушка с любовью подтверждают все возможности. Убежденная таким образом, Грейс выигрывает роль, разыгрывая волшебного Питера Пэна к всеобщему признанию. [Horbook] Возраст 4-8.

Лоис Лоури
Когда ее отец уезжает воевать во Вторую мировую войну, Элизабет вместе с матерью и сестрой отправляется в дом своего деда, где учится встречать всегда загадочные и часто жестокие реалии мира взрослых. Известная книга ALA. Возраст 9-12 лет.

Вирджиния Флеминг
Мальчик с синдромом Дауна в конце концов завоевывает уважение двух сопротивляющихся детей, проводя их в специальные места в лесу недалеко от их домов. Нежная, тщательно выработанная сказка и прямо, и иносказательно передает понимание различий. [Horbook] Возраст 4-8.

Долли Партон
В Теннесси наступает зима, а денег на новое пальто нет, поэтому мама маленькой девочки шьет ей такое из лохмотьев. Маленькая девочка с гордостью носит его в школу, а когда другие дети смеются, она преподает им быстрый урок о том, что значит быть богатой. Прекрасные картины Джудит Саттон воплощают в жизнь одну из самых любимых песен Долли Партон. Возраст 4-8 лет.

Маргарет Меррифилд
Действие происходит в мультикультурном детском саду, , посиди со мной о Карен и ее друзьях. Один ребенок, Николас, часто болеет и отсутствует в школе. В конце концов дети узнают, что у Николаса СПИД. Когда родители Карен узнают, что другие дети не пускают Николаса, они помогают организовать встречу, чтобы развеять страхи как опекунов, так и детей. Возраст 4-8 лет.

Шерил Саважо
Маленькая девочка учится из истории создания Сенеки, рассказанной ей ее дедом, уроку знания того, кто ты есть, и оставаться сильной перед лицом оскорбительной критики. Эта книга — сокровище для всех, кто столкнулся со страхом быть другим. [Инграм] 4-8 лет.

Рухсана Хан
Этот сборник рассказов, стихов и прозы исследует мир глазами мусульманских детей. Написанная специально для североамериканских детей, как мусульманских, так и немусульманских, каждая история представляет собой принцип ислама таким образом, что это одновременно и интересно, и поучительно. Врезки с документальной литературой помогают объяснить и дополнить исламские отсылки. Некоторые истории юмористические, другие трогательные, но все они — убедительные истории о детях, которые учатся и растут в своей культуре. Возраст 9-12.

Мари Г. Ли
Чан Ким никогда в жизни не чувствовал себя аутсайдером, пока его семья не переехала из Лос-Анджелеса в крошечный городок в Миннесоте. Кимы — единственная азиатская семья в городе, и когда Чан и его сестра-близнец Янг ходят в среднюю школу, это светловолосый голубоглазый белый туман. Молодой взрослый.

Томи де Паола
Оливер Баттон скорее будет читать, танцевать и рисовать, чем играть в футбол, как другие мальчики. Насмешки одноклассников не мешают ему делать то, что ему нравится больше всего, а его практика и настойчивость в конце концов окупаются — когда Оливер Баттон становится звездой. [Инграм] 4-8 лет.

Жаклин Вудсон
Кловер, молодой афроамериканский рассказчик, живет рядом с забором, отделяющим ее город. Ее мать инструктирует ее никогда не перелезать на другую сторону, потому что это небезопасно. Но одним летним утром Кловер замечает девушку на другом берегу. Оба ребенка любопытны, и по мере того, как лето продолжается, Кловер и Энни набираются смелости, чтобы представиться. Возраст 4-8 лет.

Лоуренс Йеп
На дворе 1927 год, Джоан Ли и ее семья только что переехали в Западную Вирджинию, чтобы открыть прачечную и начать новую жизнь. Но Ли — первые американцы китайского происхождения, которых Кларксбург когда-либо видел, и не все в городе готовы их приветствовать. [Ингрэм] Молодой взрослый.

Питера Голенбока
Это трогательная история о том, как Джеки Робинсон стал первым чернокожим игроком бейсбольной команды высшей лиги и как в судьбоносный день в Цинциннати ПиВи Риз выступил и объявил Джеки своим товарищем по команде. Возраст 4-8 лет.

Марджи Бернс Найт
Нари, камбоджийский беженец в Соединенных Штатах, изучает новый язык и радуется обильным запасам еды, но в школе сталкивается с непонятными предрассудками. [Horbook] Возраст 9-12.

Нормы Саймон
Некоторые люди не могут есть шоколад, а некоторые умеют насвистывать. Некоторые люди высокие; некоторые короткие. Люди хотят разного на свой день рождения. Если бы мы все были одинаковыми, это было бы все равно, что видеть все в сером цвете — скучно. [Инграм] 4-8 лет.

Шарлотта Золотов
Больше всего на свете Уильям хочет куклу. «Не будь гадом», — говорит его брат. «Сисси, сисси», — скандирует соседский мальчик. Затем однажды кто-то действительно понимает желание Уильяма и помогает понять его и другим. Пре-К.

Джойс Дарем Барретт
Вилли перестает обнимать свою семью, потому что его друг Джоджо считает это глупым, но вскоре он понимает, что очень скучает по объятиям мамы и папы. Возраст 4-8 лет.

Оценка

Учащиеся делятся своими впечатлениями о книгах и идеями о том, как уроки из этих книг могут помочь построить мир, свободный от нетерпимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *