Консультация по русскому языку в 11-м классе
При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.
Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.
(1) Когда человек сознательно или интуитивно
выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную
задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно
судить и о его самооценке – низкой или
высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все
элементарные блага, он и оценивает себя на уровне
этих материальных благ: как владельца машины
последней марки, как хозяина роскошной дачи, как
часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям
добро, облегчить их страдания при болезнях,
давать людям радость, то он оценивает себя на
уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет
человеку прожить свою жизнь с достоинством и
получить настоящую радость.
Д.С.Лихачёв
Задания группам:
- 1-я группа: Изменилось ли ваше настроение после прочтения текста? Насколько важно то, о чём говорится в тексте? Почему?
- 2-я группа: Какое название отражает тему текста? «Чтобы не угасла душа», «Сердце бьётся для всех», «Озарять светом других», «Человечность – величайшее чудо мира», «Редчайший дар – жить не для себя», «Для чего я живу?». Как вы озаглавили бы текст по-другому?
- 3-я группа: Какое изречение наиболее точно отражает главную мысль текста?
Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и
навсегда данным, уже утверждённым.
Каждый человек, как в физическом, так и в духовном
смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться!
Итак, какая проблема волнует Лихачёва? Запишите её либо в форме вопроса, либо сочетанием слов «проблема (чего?)» поднимается в тексте.
После того как проблема сформулирована, задание: найдите формулировку проблемы без грамматических ошибок, используя предложенную памятку.
- Д.С.Лихачёв рассматривает проблему того, что есть цель жизни.
- В тексте излагается проблема о смысле жизни.
- Автор анализирует проблему о поиске смысла жизни.
- Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.
- В тексте поднимается проблема смысла жизни.
- Проблема о том, что нужны цель и задачи жизни, волнует Д.С.Лихачёва.
ПАМЯТКА: В тексте исследуется, поднимается, рассматривается, затрагивается, анализируется проблема (ЧЕГО?)
подвига, нравственного выбора, интеллигентности…..Фрагменты сочинений учащихся по статье Д.Лихачёва
1. Д.Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д.Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.
2. Автор текста утверждает, что от того, какую
цель выбирает человек, зависит его самооценка.
Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о
том, что, мечтая только о материальных благах,
человек и себя ценит на их уровне: как владельца
машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он
себя достойно.
1. Проанализируйте и оцените сочинения в
соответствии с первыми критериями (К1, К2).
2. Отметьте достоинства понравившегося вам
текста.
3. Какие недочёты вы можете отметить в других
комментариях?
На чем следует акцентировать внимание, чтобы избежать ошибок по критериям 1 и 2?
1. Вступление должно быть соотнесено с
проблематикой текста.
2. Избегать повтора слова «проблема».
3. Не допускать выражений «проблема о том, что…»,
«проблема того, что…», «проблема о мужестве и
стойкости» и т.
4. Не пересказывать и не списывать текст большими фрагментами.
5. Не искажать фамилию автора: например, после текста указано «по Д. С.Лихачёву», « по Л.Матрос». В работах пишут: «Текст, написанный Д. Лихачёвым…», «Проблема, поднятая Матросом…».
– С какой целью Д.Лихачёв употребляет в тексте однокоренные слова жизнь, жизненная, живёт, жизненно? Сколько раз повторяется слово человек? Определите авторскую позицию, дописав следующие предложения:
Авторы стремятся донести до читателя мысль о том, что…… – эти языковые средства позволили ему образно, ярко выразить свою позицию.
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции
1. …Думаю, что мало кто решится спорить с Д.Лихачёвым. Автор прав: самооценка зависит от цели.
К сожалению, и в наше время именно количество материальных благ часто определяет для человека собственную ценностью, поэтому рассуждения Д.Лихачёва очень актуальны для нас.
2. Рассуждения автора показались мне очень
актуальными для нашего времени. Как часто мы даём
оценку человеку по тем вещам, которыми он
владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим:
дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги.
Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой
выбираем не для того, чтобы знания получать. А из
расчёта престижности.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.
1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать
собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение
своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы
исходного текста. Оцените их. При необходимости
внесите уточнения.
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения
1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об
этом говорят учителя в школе, писатели в своих
книгах. Но как часто всё только на уровне
формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается
Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему
влияния цели на жизнь каждого из нас с новой
стороны.
2. Как часто говорят: «У него заниженная самооценка, у него завышенная», но задумывались ли вы, как можно измерить степень точности самооценки? Д.Лихачёв помогает нам найти ответ на этот весьма актуальный вопрос.
3. О необходимости иметь высокую цель в жизни знает каждый. К сожалению, часто только «знает». Д Лихачёв, замечательный литературовед, философ и, прежде всего, Человек, помог мне увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.
4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.
Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.
1. Соответствуют ли вступления основной
проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались?
Какое вступление использовали бы для своего
сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.
«Цель и самооценка» Дмитрий Лихачев
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.
Дмитрий Лихачев, из книги «Письма о добром и прекрасном».
Прощальное обращение президента Дуайта Д. Эйзенхауэра (1961 г.)
В речи продолжительностью менее 10 минут 17 января 1961 года президент Дуайт Эйзенхауэр произнес свое политическое прощание с американским народом по национальному телевидению из Овального кабинета Белого дома. . Те, кто ожидал, что военачальник и герой Второй мировой войны покинет пост президента с ностальгической речью «старого солдата», как генерал Дуглас Макартур, были удивлены его резкими предупреждениями об опасностях «военно-промышленного комплекса».
Будучи президентом Соединенных Штатов в течение двух сроков, Эйзенхауэр замедлил стремление к увеличению расходов на оборону, несмотря на необходимость производить больше военной техники во время гонки вооружений холодной войны. Тем не менее, американские военные службы и оборонная промышленность значительно расширились в 1950-х годах. Эйзенхауэр считал, что этот рост необходим для противодействия Советскому Союзу, но это сбивало его с толку. Хотя он не говорил об этом прямо, его положение военачальника помогло ему противостоять давлению этой новой влиятельной заинтересованной группы. В конце концов он описал это как необходимое зло.
Конец президентского срока Эйзенхауэра ознаменовал собой не только конец 1950-х годов, но и конец эпохи правления. К власти в стране поднималось новое, более молодое поколение, которое прокладывало более юношеский и энергичный курс. Его прощальное обращение было предупреждением его преемникам об одной из многих вещей, которых им придется опасаться в ближайшие годы.
Мои сограждане-американцы:
Через три дня, после полувека службы нашей стране, я слагаю с себя обязанности президента, поскольку в традиционной и торжественной церемонии полномочия президента передаются моему преемнику. .
Этим вечером я пришел к вам с прощанием и прощанием, а также поделиться с вами несколькими последними мыслями, мои соотечественники.
Как и любой другой гражданин, я желаю новому президенту и всем, кто будет работать вместе с ним, удачи. Я молюсь, чтобы ближайшие годы были благословлены миром и процветанием для всех.
Наш народ ожидает от своего президента и Конгресса существенного согласия по важным вопросам, мудрое решение которых лучше определит будущее Нации.
Мои собственные отношения с Конгрессом, которые начались на отдаленной и неустойчивой основе, когда давным-давно член Сената назначил меня в Вест-Пойнт, с тех пор варьировались до интимных во время войны и сразу после войны, и , наконец, к взаимозависимости в течение этих последних восьми лет.
В этих последних отношениях Конгресс и администрация хорошо сотрудничали по наиболее важным вопросам, чтобы служить национальному благу, а не просто пристрастно, и таким образом заверили, что дела нации должны идти вперед. Итак, мои официальные отношения с Конгрессом заканчиваются с моей стороны чувством благодарности за то, что мы смогли так много сделать вместе.
******
Сейчас прошло десять лет с середины столетия, которое было свидетелем четырех крупных войн между великими народами. Три из них касались нашей собственной страны. Несмотря на эти холокосты, Америка сегодня является самой сильной, самой влиятельной и самой продуктивной нацией в мире. По понятным причинам гордясь этим превосходством, мы все же понимаем, что лидерство и престиж Америки зависят не только от нашего непревзойденного материального прогресса, богатства и военной мощи, но и от того, как мы используем нашу власть в интересах мира во всем мире и улучшения человечества.
******
На протяжении всего пути Америки к свободному правительству нашей основной целью было поддержание мира; способствовать прогрессу в человеческих достижениях и укреплять свободу, достоинство и целостность среди людей и среди наций. Стремиться к меньшему было бы недостойно свободного и религиозного народа. Любая неудача, связанная с высокомерием, нашим непониманием или готовностью к жертве, причинит нам тяжкий вред как дома, так и за границей.
Продвижению к этим благородным целям постоянно угрожает конфликт, охвативший мир. Он командует всем нашим вниманием, поглощает само наше существо. Мы сталкиваемся с враждебной идеологией — глобальной по масштабу, атеистической по характеру, безжалостной по цели и коварной по методу. К сожалению, опасность, которую он представляет, обещает быть бесконечной. Чтобы успешно справиться с ним, требуются не столько эмоциональные и преходящие жертвы кризиса, сколько те, которые позволяют нам неуклонно, уверенно и без жалоб нести бремя длительной и сложной борьбы, когда на карту поставлена свобода. . Только так мы останемся, несмотря на все провокации, на намеченном нами пути к постоянному миру и улучшению человечества.
Кризисы будут и дальше. При встрече с ними, иностранными или отечественными, крупными или мелкими, постоянно возникает искушение почувствовать, что какое-то зрелищное и дорогостоящее действие могло бы стать чудесным решением всех текущих трудностей. Огромное увеличение новых элементов нашей защиты; разработка нереалистичных программ по излечению всех болезней в сельском хозяйстве; резкое расширение фундаментальных и прикладных исследований — эти и многие другие возможности, каждая из которых может быть многообещающей сама по себе, могут быть предложены как единственный путь к дороге, по которой мы хотим идти.
Но каждое предложение следует взвешивать в свете более широких соображений: необходимости поддерживать баланс в национальных программах и между ними — баланс между частной и государственной экономикой, баланс между затратами и ожидаемыми преимуществами — баланс между явно необходимыми и комфортно желательно; баланс между нашими основными потребностями как нации и обязанностями, возлагаемыми нацией на человека; баланс между действиями в данный момент и национальным благосостоянием в будущем. Здравый смысл ищет баланс и прогресс; отсутствие его в конечном итоге находит дисбаланс и разочарование.
Запись многих десятилетий служит доказательством того, что наш народ и его правительство, в основном, понимали эти истины и хорошо реагировали на них перед лицом стресса и угрозы. Но угрозы, новые по своему виду или степени, возникают постоянно. Я упоминаю только два.
******
Важным элементом в поддержании мира является наше военное учреждение. Наше оружие должно быть мощным, готовым к мгновенным действиям, чтобы ни у одного потенциального агрессора не возникло соблазна рискнуть собственной гибелью.
Наша военная организация сегодня имеет мало общего с той, что была известна любому из моих предшественников в мирное время, или даже бойцам Второй мировой войны или Кореи.
До последнего из наших мировых конфликтов в Соединенных Штатах не было военной промышленности. Американские производители лемехов могли со временем и по мере необходимости изготавливать и мечи. Но теперь мы больше не можем рисковать экстренной импровизацией национальной обороны; мы были вынуждены создать постоянную военную промышленность огромных размеров. Вдобавок к этому, три с половиной миллиона мужчин и женщин непосредственно заняты в оборонном ведомстве. Мы ежегодно тратим на военную безопасность больше, чем чистый доход всех корпораций Соединенных Штатов.
Такое сочетание огромного военного ведомства и крупной военной промышленности является новым для американского опыта. Тотальное влияние — экономическое, политическое и даже духовное — ощущается в каждом городе, в каждом доме штата, в каждом офисе федерального правительства. Мы признаем настоятельную необходимость такого развития. Тем не менее мы не должны не понимать его серьезных последствий. Наш труд, ресурсы и средства к существованию — все это задействовано; такова сама структура нашего общества.
В правительственных советах мы должны остерегаться приобретения необоснованного влияния, желаемого или непрошеного, со стороны военно-промышленного комплекса. Потенциал катастрофического подъема неуместной силы существует и будет сохраняться.
Мы никогда не должны допускать, чтобы вес этой комбинации угрожал нашим свободам или демократическим процессам. Мы не должны ничего принимать как должное, только бдительные и знающие граждане могут заставить должным образом объединить огромную промышленную и военную машину обороны с нашими мирными методами и целями, чтобы безопасность и свобода могли процветать вместе.
Технологическая революция последних десятилетий была родственна технологической революции и в значительной степени ответственна за стремительные изменения в нашем военно-промышленном отношении.
В этой революции исследования стали центральными; он также становится более формализованным, сложным и дорогостоящим. Неуклонно растущая доля проводится по поручению или по указанию федерального правительства.
Сегодня одинокий изобретатель, работающий в своей мастерской, находится под наблюдением целевых групп ученых в лабораториях и на испытательных полигонах. Точно так же свободный университет, исторически являвшийся источником свободных идей и научных открытий, пережил революцию в проведении исследований. Отчасти из-за огромных затрат государственный контракт фактически заменяет интеллектуальное любопытство. На каждую старую доску теперь приходится сотни новых электронных компьютеров.
Перспектива господства над учеными страны за счет федеральной занятости, ассигнований на проекты и власти денег существует всегда, и к ней следует относиться серьезно.
Тем не менее, проявляя уважение к научным исследованиям и открытиям, мы должны также помнить о равной и противоположной опасности того, что государственная политика сама может стать пленником научно-технической элиты.
Задача государственного ума состоит в том, чтобы формировать, уравновешивать и интегрировать эти и другие силы, новые и старые, в рамках принципов нашей демократической системы, всегда стремящейся к высшим целям нашего свободного общества.
******
Другим фактором поддержания равновесия является элемент времени. Заглядывая в будущее общества, мы — вы и я, а также наше правительство — должны избегать стремления жить только сегодняшним днем, расхищая для собственного удобства и удобства драгоценные ресурсы завтрашнего дня. Мы не можем закладывать материальные активы наших внуков, не рискуя также потерять их политическое и духовное наследие. Мы хотим, чтобы демократия сохранилась для всех поколений, а не превратилась в несостоятельный призрак завтрашнего дня.
******
Вдоль долгого пути истории, которую еще предстоит написать, Америка знает, что этот наш мир, который становится все меньше и меньше, должен не стать сообществом ужасающего страха и ненависти, а вместо этого быть , гордая конфедерация взаимного доверия и уважения.
Такая конфедерация должна быть одной из равных. Самые слабые должны сесть за стол переговоров с такой же уверенностью, как и мы, защищенные нашей моральной, экономической и военной мощью. Этот стол, хотя и испещренный многими прошлыми разочарованиями, не может быть оставлен ради агонии поля битвы.
Разоружение при взаимном уважении и доверии является постоянным императивом. Вместе мы должны научиться создавать различия не с помощью оружия, а с помощью интеллекта и достойной цели. Поскольку эта потребность настолько остра и очевидна, я признаюсь, что слагаю свои официальные обязанности в этой области с определенным чувством разочарования. Как тот, кто был свидетелем ужаса и затянувшейся печали войны, как тот, кто знает, что еще одна война может полностью разрушить эту цивилизацию, которая так медленно и мучительно строилась на протяжении тысячелетий, я хотел бы сказать сегодня вечером, что прочный мир понимание.
К счастью, войны удалось избежать. Был достигнут устойчивый прогресс в направлении нашей конечной цели. Но так много еще предстоит сделать. Как частное лицо, я никогда не перестану делать то немногое, что в моих силах, чтобы помочь миру двигаться по этому пути.
******
Итак, этой моей последней спокойной ночью вам как вашему президенту я благодарю вас за многочисленные возможности, которые вы предоставили мне для государственной службы в войне и мире. Я верю, что в этом служении вы найдете что-то достойное; что касается остального, я знаю, что вы найдете способы улучшить производительность в будущем.
Мы с вами, мои сограждане, должны быть тверды в нашей вере в то, что все народы под руководством Бога достигнут цели мира и справедливости. Да будем мы всегда непоколебимы в приверженности принципам, уверены в себе, но смиренны силой, усердны в достижении великих целей Нации.
Всем народам мира я еще раз выражаю молитвенное и постоянное вдохновение Америки:
Мы молимся, чтобы люди всех вероисповеданий, всех рас, всех наций могли удовлетворить свои великие человеческие потребности; что те, кому сейчас отказано в возможности, воспользуются ею в полной мере; чтобы все, кто жаждет свободы, могли испытать ее духовные благословения; что те, у кого есть свобода, поймут и ее тяжелую ответственность; что все, кто нечувствителен к нуждам других, научатся милосердию; что бедствия, болезни и невежество исчезнут с лица земли и что в свое время все народы будут жить вместе в мире, гарантированном связывающей силой взаимного уважения и любви.
Вечные ценности: Индивидуализм и свобода: жизненно важные столпы истинных сообществ
Индивидуализм — это точка зрения, согласно которой каждый человек имеет моральное значение и определенные права, которые либо имеют божественное происхождение, либо присущи человеческой природе. Каждый человек существует, воспринимает, переживает, думает и действует в своем собственном теле и через него и, следовательно, из уникальных точек во времени и пространстве. Именно индивидуум обладает способностью к оригинальной и творческой рациональности. Индивидуумы могут взаимодействовать, но мышление требует конкретного, уникального мыслителя. Индивидуалист берет на себя ответственность думать за себя, действовать в соответствии со своими мыслями и достигать собственного счастья.
Свобода — естественное состояние человека. С самого рождения у каждого человека есть потенциал мыслить своими собственными мыслями и контролировать свою энергию, стараясь действовать в соответствии с этими мыслями. Люди могут инициировать свои собственные целенаправленные действия, когда они свободны от искусственных ограничений — когда нет принуждения со стороны других людей, групп людей или правительства. Свобода — это не возможность получить желаемое. Нерукотворные препятствия, такие как отсутствие способностей, интеллекта или ресурсов, могут привести к невозможности реализовать свои желания. Свобода означает отсутствие принудительных ограничений; однако это не означает отсутствия всех ограничений. Отсюда следует, что свобода является необходимым, но недостаточным условием счастья.
Индивидуальное счастье можно определить как положительный сознательный эмоциональный опыт, который сопровождает или возникает в результате использования человеческих возможностей, включая таланты, способности и достоинства. Чувство принадлежности к свободно выбранному сообществу является важной составляющей счастья.
Индивидуализм отрицает, что сообщество или общество существует отдельно от составляющих его индивидуумов. Сообщество или общество — это совокупность индивидуумов, а не конкретная вещь или живой организм, отличный от своих членов. Использование абстрактного термина, такого как «сообщество» или «общество», означает указание на определенных лиц, обладающих определенными характеристиками и связанных определенным образом. Не существует такой вещи, как общая воля, коллективный разум или групповое благо; есть только воля, разум и благополучие каждого человека в группе. Сообщество или общество — это просто ассоциация людей для совместных действий. Скоординированное групповое действие является функцией самонаправленных и самостоятельных усилий каждого члена группы.
Хотя метафизически первичен человек (а сообщества вторичны и производны), сообщества важны, потому что люди нуждаются в них, чтобы реализовать свой потенциал счастья. Социальные связи имеют инструментальную ценность для удовлетворения несоциальных желаний людей; принадлежность необходима для процветания. Свободный политический порядок, который уважает естественные права и допускает индивидуальную свободу, лучше всего способствует формированию добровольных сообществ, в которых люди выбирают жизнь в соответствии со свободно выбранными ими общими ценностями.
Настоящие сообщества — это свободно выбранные сообщества
Придание первостепенного значения личности не обесценивает социальное сотрудничество. Люди не только отдельные личности, но и социальные существа. Совместные действия дают возможности для роста и приносят выгоды, которые в противном случае были бы недоступны изолированным индивидуумам. Рациональность человека позволяет ему сотрудничать и общаться с другими. В свободном обществе все совместные социальные предприятия осуществляются добровольно. На самом деле индивидуализм обеспечивает наилучшую теоретическую основу для подлинного сообщества, достойного человеческой жизни. Добровольные, взаимовыгодные отношения между автономными индивидуумами необходимы для создания аутентичных человеческих сообществ. Уникальность и ценность человека утверждается, когда членство в сообществе свободно избирается составляющими его индивидуумами.
Индивидуализм и независимость освобождают от взаимозависимости. В недавнем бестселлере «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови отмечает, что взаимозависимость — это выбор, который могут сделать только независимые люди. Позитивный, принципиальный, ориентированный на ценности человек, который честно организует и реализует свои жизненные приоритеты, способен строить богатые, прочные и продуктивные отношения с другими. Истинная независимость характера позволяет человеку действовать, а не подвергаться действию. Независимость характера требует, чтобы он интегрировал в свою природу определенные принципы (добродетели), такие как честность, мужество, справедливость, честность и справедливость. Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других для достижения еще большего успеха и счастья. Это самостоятельные и способные люди, которые понимают, что, работая вместе, можно добиться большего, чем в одиночку. Взаимозависимые люди предпочитают делиться собой, учиться, понимать и любить других и, следовательно, иметь доступ к ресурсам и потенциалу других людей.
Истинные сообщества уважают верховенство свободных людей
Свобода, справедливость, добродетель, достоинство и счастье должны определяться с точки зрения личности; однако стремление к личному счастью естественно и почти всегда происходит в сообществах. У людей есть потребности как у индивидуумов, которые не могут быть удовлетворены, кроме как через сотрудничество с другими — невозможно достичь человеческого удовлетворения в изоляции. Настоящее сообщество уважает свободных людей. Подлинные сообщества возникают, когда люди могут свободно создавать добровольные ассоциации для достижения своих личных и общих интересов. Уважению к людям присуще уважение к формам ассоциации, которые они выбирают для этой цели.
Индивидуумы не начинают в состоянии изоляции — существовать значит сосуществовать. Рождение по своей природе происходит в семьях, включая родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев и сестер. Эти члены семьи, в свою очередь, имеют многочисленные членства в различных сообществах и добровольных ассоциациях. В свободном обществе люди, как правило, одновременно принадлежат ко многим различным сообществам. В той или иной степени каждый человек идентифицирует себя с определенными семейными, религиозными, географическими, профессиональными, профессиональными, этническими, расовыми, культурными, социальными, политическими или другими сообществами. Эти сообщества обычно, но не обязательно, являются локальными и строго ограничены по размеру числом людей, с которыми человек может иметь личное знакомство и отношения и разделять узнаваемые общие интересы. Непрерывный технологический прогресс в области связи и транспорта расширяет возможности людей выбирать сообщества, которые наилучшим образом отвечают их потребностям и стремлениям.
Минимальное правительство позволяет процветать настоящим сообществам
Объединение граждан в добровольные сообщества и ассоциации позволяет им оставаться независимыми от государства. Жизнь в свободно выбранных сообществах лучше для человека, чем жизнь разобщенной личности в большом национальном государстве. Скептики государственной власти выступают за размещение как можно большего числа промежуточных добровольных групп между государством и личностью — эти посреднические институты помогают людям более свободно и полно реализовывать свои цели. Принцип субсидиарности гласит, что государство должно ограничивать свою деятельность теми видами деятельности, которые не могут эффективно выполнять отдельные лица и частные ассоциации.
Цель государства не в том, чтобы помогать людям ни материально, ни духовно в реализации их представлений о счастье — это роль отдельных лиц, сообществ и других добровольных ассоциаций. Надлежащая функция государства состоит не более чем в том, чтобы защищать людей в их стремлении к собственному счастью. Это просто означает предотвращение помех от других.
Поскольку активное правительство враждебно формированию и функционированию добровольных сообществ, создание таких сообществ облегчается минимальным государством, которое действует в рамках ограничений либерального индивидуализма. Богатые и полезные личные отношения, основанные на добровольном сотрудничестве и взаимопомощи, изобилуют минималистскими системами, основанными на правах человека.