📕 толкование снов онлайн и ✅ бесплатно
Что значит сон с понедельника на вторник?
Психологический сонник
© Фото: depositphotos.com
Сновидения можно назвать одним из интереснейших феноменов психики человека. Такой статус сны получили отчасти потому, что изучить это явление досконально не представлялось долгое время возможным, ведь этому препятствовали всевозможные сложности в наблюдении и оценке событий сна. И к тому же многие ученые подходят к вопросу понимания и значения снов весьма предвзято и однобоко, относя их то к психологическим, то к философским категориям, а то и вовсе оценивая их как нечто мистическое.
Сведения из истории
В те времена, когда слово наука было еще далеко от обыденного оборота человека, сны уже начинали приковывать внимание людей. Но это сложно сопоставить с текущим пониманием снов, ведь в древности жизнь человека и психологическое восприятие мира отличались от современных. В мировоззрении человека многое опиралось на поверья и символы, приметы и знамения, что далеко от теперешнего взгляда на жизнь.
Узнать одно из 22 толкований по Психологический сонник:
Психологи рассматривают сновидения, как процесс блуждания сознания человека вне его телесной оболочки, в определенном невесомом и не материальном пространстве.
«Психологический сонник» основывается более на философских направлениях анализа снов, чем на практике либо мистике. Это связано с тем, что именно первые древние философы проявили интерес к значению сновидений и их влиянию на жизнь человека. Но и тогда существовал плюрализм мнений и столкновение теорий. Одни считали сны отражением прошлого, другие называли их знамением грядущего. Такое противоречие мнений не покидало направление психологического толкования снов очень продолжительный период времени, к тому же это актуально и сейчас.
Этот сонник примечателен тем, что толкования в нем носят более личный характер для каждого из людей в зависимости от его положения, пола, возраста, тем самым предостерегая от напрасных самовнушений и убеждений, давая человеку возможность идти в единственно верном лично для него направлении.
Происхождение «Психологического сонника»
Данный альманах основан в некотором роде на работах Зигмунда Фрейда, но имеет ряд отличий от составленного им сборника. «Психологический сонник» лишь берет исток из постулатов знаменитого психолога, образовывая отдельное теоритическое течение со своими особенностями и особым подходом. К тому же это легко объяснимо, ведь именно работы Фрейда положили начало той волне интереса к психоанализу снов, на гребне которой и сейчас ведутся отчаянные споры и дискуссии с одной стороны и движение верных последователей с другой.
Грамотная и каждодневная работа с «Психологическим сонником» позволит вам оценить весь потенциал человеческих сновидений во всем его многообразии. Ведь, сны это незримая тонкая нить, которая тянется по жизни человека, дающая ему вдохновение для творчества и поступков. Под словом творчество понимается та действенность и решительность, которой порой так не хватает в обыденной жизни, что, впрочем, и делает её обыденной и серой.
Психологи отмечают, что сновидения являются в некотором роде показателем уровня психологического образования личности. Иными словами, чем чаще человек видит сны, чем красочнее и разнообразнее их содержание, тем он более широко и всесторонне развит на всех психологических уровнях.
Само по себе психологическое значение снов можно представить в разном свете. Одни оценивают сновидения, как некоторые сигналы от подсознания к сознанию, указывая оптимальные пути решения наболевших вопросов. Вторые называют сны некой психологической отдушиной в жизни личности, средство выражения мыслей чувств. Третьи придерживались теории о том, что ничто иное как способ уравновешивания желаемого и действительного в сознании человека.
Среди людей есть и такие, которые считают сновидения бесполезной игрой воображения человека, руководствоваться посылами которой дело очень опасное и вредное. В любом случае, любое мнение достойно существования, хоть оно и противоречит чьему либо убеждению.
Таким образом, «Психологический сонник» можно назвать изданием крайне необычным и специфическим. Оно несет в себе много противоречий, но все же в нем преобладают полезные и важные черты. Его философский подход индивидуален и неповторим, что дает ему возможность сформировать подход даже к самому своеобразному образу мышления.
К сожалению, скачать «Психологический сонник» нельзя, предлагаем вам скачать бесплатно сонники других авторов.
Посмотреть толкование в других сонниках:
Читать онлайн «Психологическое толкование сновидений. Теория и практика», И. С. Фурцев – ЛитРес
© И. С. Фурцев, 2022
ISBN 978-5-4483-9855-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
В среднем, около трети всей жизни каждый из нас проводит во сне. Закрывая глаза и засыпая мы незаметно обнаруживаем себя в мире своих сновидений. Кажется, что эти ночные грёзы не поддаются разумному пониманию и не могут иметь смысла. А поскольку это всё «бессмыслица» и «не-реальность», то утром они отбрасываются, удостаиваясь в лучшем случае насмешки или мимолётного удивления. Бешеный ритм современности не позволяет остановиться и подумать над тем, что же с нами происходит. Мы уже не в силах уделить время на то, что бы прислушаться к себе, да и давно забыли, как это делается.
Сновидения – это порождение нашей собственной психики, отображение нашей внутренней реальности, внутренней Вселенной и отражение того, как мы познаём, понимаем и обращаемся с объектами окружающей действительности. Сны – часть нас самих. И забывая, не придавая значения, отвергая их, мы, тем самым, отвергаем значительную часть своей личности. По сути, всякое сновидение – это послание от себя самому же себе. Послание, несущее глубокий смысл. И оно не должно остаться неистолкованным, как не может оказаться непрочитанным письмо от лучшего друга.
Между тем сны почти всегда неоднозначны. Они имеют множество смысловых уровней. И неудивительно, что различные психологические школы по-разному, иногда абсолютно противоположным образом, отвечают на вопросы о том, что такое сновидение, каковы его функции в психической жизни, и, уже исходя из всего этого, какие методики, техники наилучшим образом подходят для толкования снов.
В этой работе значительное место отводится открытиям, объяснениям и подходам, предлагаемым психоанализом. Смелые теоретические и практико-ориентированные взгляды психоаналитиков впервые позволили заглянуть за завесу тайны наших ночных грёз. И по сей день представители психоаналитического направления продолжают системное изучение механизмов образования сновидений и используют толкование снов в качестве одного из базовых методов терапии.
Но только лишь психоаналитическими взглядами и методами данная работа не ограничивается. В большинстве существующих ныне психологических подходов есть зерно истины. Многие теории, технические приёмы, методики не на слове, но на деле не единожды доказали свою ценность. Отталкиваясь от таких позиций, в данном труде сделана попытка примирения и объединения разных школ. Более того, рассматривается возможность применения толкования сновидений как независимого, самостоятельного подхода в практической психологии.
Конечно, тема сновидений и их толкования обширна. Она не способна уместиться на страницах этой книги. Потому одна из главных задач издания – рассказать о существующих научных теориях образования сновидений, с одной стороны, а с другой передать те базовые практические знания и навыки, без которых не обойтись психологам и психотерапевтам, желающим пополнить свой багаж средств работы с клиентами. В книге рассматриваются механизмы образования снов, символика, архетипы, структура и методы толкования сновидений в индивидуальной и групповой психотерапии, и многое многое другое.
Логика содержания книги – от общего к частному, с дальнейшей интеграцией всего этого в единую схему терапевтической работы с пациентами. Например, первая глава начинается с рассмотрения столь обширных и фундаментальных проблем, как физиология сна и различные психологические представления о функциях сновидений, а также упоминается о видах сновидений. Сразу после этого уделяется внимание таким достаточно обширным областям, как механизмы образования снов и проявление свойств психики в сновидениях. И только после всего этого происходит переход к ещё более частным вопросам, как, например, о цветах, личностных особенностях и так далее. В последней главе, посвящённой практике толкования сновидений, многие из представленных ранее в тексте методов и общих теоретических знаний интегрированы в единую систему терапевтической работы.
Поскольку этот письменный труд не претендует на высокое звание подлинно научной учебной литературы, а также с целью банальной экономии места в самой книге, равно как времени и сил автора, в тексте не предоставляются ссылки на использованные или цитируемые профессиональные источники. Всем, кому это окажется важным или интересным могут заглянуть в перечень использованной литературы в конце книги.
Многие приводимые в книге примеры заимствованы из различных источников. Некоторые же взяты из личной практики автора.
По личному убеждению автора, в столь тонком и сложном явлении, как сновидение, какой-либо одной постоянной системы существовать просто не может. Всё предлагаемое в этой книге – это лишь те базовые знания, правила поведения, и общие рекомендации, которые следует помнить и учитывать, приступая к толкованию. Применение их неизбежно будет видоизменяться, а последовательность действий вновь и вновь выстраиваться заново с каждым новым человеком и его уникальной личностью, особенной историей и манерой повествования.
Не следует заблуждаться, думая, что всегда возможно истолковать сон. Случается, что он так и не раскрывает своего значения, или же это происходит лишь спустя много лет. Не следует полагать также, что после прочтения этой работы каждый обязательно станет профессионалом. Для успешной работы в области толкования сновидений требуется нечто большее – интуиция, внутреннее чутьё, творческое вдохновение. И, естественно, опыт. А он, как известно, неотделим от практики. И чем более обширна эта практика, тем увереннее вы будете ориентироваться в открывающихся бескрайних просторах внутреннего человеческого мира.
Часть I. Теоретические основы психологического толкования сновидений
Глава 1.
История изучения сновидений и предварительные замечанияТысячелетиями человечество стремилось разгадать значение сновидений. В глубокой древности люди полагали, что во время сна душа человека покидает тело, странствуя по земле и в иных мирах, что и отображается в виде сновидных образов. Однако уже в Древнем Египте эти воззрения претерпевают значительные видоизменения и появляются вполне конкретные системы, обобщающие знания о символике сновидений. Из библии и из некоторых иных источников сегодня нам известно, что при дворе фараона существовала группа людей, которые были профессиональными толкователями снов, и это было их основным занятием. Были толкователи снов и просто на улицах, так же способные за небольшую плату разгадать сон любому обывателю. На другом конце мира, в Индии, приблизительно в то же самое время, обнаруживаются в ведах первые классификации видов сновидений. Так же имеется достаточно подробная классификация снов и в Талмуде, с предписаниями по обращению со снами и с вариантами трактовки тех или иных образов. Серьёзные, вполне оформленные и обоснованные измышления о природе сновидений мы встречаем у философов Древней Греции. Например, у Платона, Аристотеля. Особенно примечательна работа Артемидора, который во втором веке до нашей эры написал первый в истории систематизированный труд по данной теме, назвав его «Онейрокритика», что в переводе значит «Толкование сновидений».
Представления о природе и сущности сновидений видоизменялись, эволюционировали. Какое-то время, приблизительно до окончания средних веков, в Европе господствуют мнения о сновидении преимущественно заимствованные у философов Древней Греции. С приходом христианства дихотомия между душою и телом начинает постепенно исчезать. Ведь душа, по вере христиан, не может покидать плотского тела до момента физической смерти. А значит, сны не могут быть видениями души, странствующей в иных мирах, но должны иметь какой-то другой источник. Новое простое объяснение причины возникновения снов находится в промысле демонов и ангелов. И вот, уже святые отцы церкви создают соответствующие классификационные системы, и предоставляют свои рассуждения относительно данного вопроса, с львиной долей догматизма и теософии. Параллельно, вначале среди верхушки среднего класса, а позже и широких общественных масс, всё популярнее становятся сборники символов снов, с трактовкой их значения, носящего, в основном, предсказательный характер. Это то, что мы знаем теперь, как «сонники». Данные сборники рождались вследствие извлечения из жизненного опыта прямых причинно-следственных связей. Подобный подход, в целом, можно было считать вполне оправданным, имеющим под собою верное направление мысли. Единственной очевидной ошибкой составителей таких сонников была точка отсчёта причинно-следственных связей.
Лишь с оформлением научного мышления, взамен мифологического и религиозного, и появлением психологии, как отдельной научной дисциплины у нас появилась настоящая возможность проникнуть в смысл снов.
Первые серьёзные экспериментальные научные исследования природы образования сновидений относятся к концу 18-ого и к 19-ому векам. Широко известны, например, опыты Мори, когда на лоб спящего капали водой, лицо обдавали паром и так далее. Сразу же после пробуждения человека расспрашивали о том, что он видел во сне. При сопоставлении многочисленных данных, собранных в результате подобных экспериментов, среди людей науки, а вслед за ними и среди известнейших философов того времени, таких как Гёте, Спенсер, Спиноза, Кант, всё популярнее становится теория, согласно которой все, или же почти все, сновидения не являются чем-то большим, нежели реакцией на раздражение внутренних либо внешних телесных рецепторов. Если, например, у человека жар, то ему снится горящий дом, а если в помещении, где человек спит, холодно, то в таком случае он может увидеть себя среди заснеженных степей, и так далее. Эта теория в дальнейшем стала именоваться «соматической теорией образования сновидений», или же «физической». Однако, в подобных теориях оказывается не затронутым такой значимый вопрос, как причины выбора из бесконечного числа вариаций именно того единственного образа, который спящий, в конечном итоге, и видит в своём сне.
Только на рубеже 19-ого и 20-ого веков, благодаря трудам известного теперь во всём мире немецкого врача, невролога и психолога, отца психоанализа Зигмунда Фрейда, толкование сновидений впервые приобрело научную обоснованность и с тех пор твёрдо вошло в психотерапевтическую практику. Теперь любой желающий мог не просто узнать трактовку своего сна, но получить от этого вполне ощутимую пользу. Отныне сновидения не были ни бессмыслицей, ни вестниками грядущего, ни посланиями Бога или дьявола, ни простыми реакциями тела на внутренние или же внешние раздражители, но являлись работой психического аппарата самого сновидца. Доказательная база, законы и механизмы образования сновидений, принципы и важнейшие правила процесса снотолкования, а так же множественные примеры из собственной практики были подробнейшим образом изложены Фрейдом в его основополагающей работе «Толкование сновидений» (1900).
Одно из самых важных его открытий, без которых сегодня не мыслится серьёзное, глубинное и полноценное исследование сновидений – представление о бессознательном и вытеснении. Не мыслится, ибо сновидение является одним из порождений, прямым проявлением нашего бессознательного. В свою очередь без обращения внимания к сновидениям открытие содержания бессознательного становится куда более затруднительным. В этом отношении создатель психоанализа называл сновидение не иначе как via regia (царская дорога) к познанию бессознательного в душевной жизни. Бессознательное – это то, что никогда не осознавалось человеком, или же не осознаётся им в данный момент времени. Бессознательное существует с момента рождения человека и в дальнейшем именно из него постепенно формируется сознание. В бессознательном оказывается и тот материал, который был вытеснен из сознания. Вытесненное не может быть осознано само по себе, без усилий личности, ибо такого рода материал обыкновенно оказывается болезненным, эмоционально невыносимым, несовместимым с тем, что уже в сознании наличествует. Вытеснение и происходит потому, что, находясь в сфере сознания, информация могла бы навредить психическому здоровью человека.
Считается, что бессознательное мышление было свойственно нашим предкам и что в каждом из нас есть осколки их памяти и мировосприятия. Бессознательная сфера огромна. Она охватывает значительную часть познавательных процессов, личностных свойств и межличностных взаимодействий человека. Бессознательными могут быть мысли, ассоциации, умозаключения, поведение, а так же истинные мотивы этого поведения, желания, эмоции, ощущения, воспоминания и многое другое. При этом, факт существования бессознательного, и тем более регуляции им поведения, восприятия, мыслей, человек не только не признаёт в своей жизни, но и способен ожесточённо отрицать. Бессознательное и есть главный источник наших снов. Хотя сознание и участвует в формировании сновидений, его вклад, в сравнении с бессознательным, значительно скромнее.
В момент любого общения и, наверняка, когда речь заходит о толковании снов, бессознательное сновидца и бессознательное того, кому он рассказывает свой сон, вступают в активное взаимодействие, посредством образов сновидения – через общие закономерности образования сновидений, через общую для каждого человека символику снов, через какие-то общие мотивы и настроения. На этом основываются многие техники толкования, среди которых распространена и такая, когда сам толкователь, в ответ на выслушанное сновидение и ассоциации видевшего сон, выдаёт собственные ассоциации и мысли, пришедшие ему в голову.
То, что мы видим, то, что раскрывается в сновидении, было названо Фрейдом явным содержанием сновидения. А скрытое, к которому мы приходим вследствие толкования, скрытыми мыслями сновидения. То, что в сновидении скрывает, изменяет, искажает истинное значение сновидения, в психоанализе принято называть цензурой. По теории основателя психоанализа скрытое, несовместимое с сознательной установкой, подвергается в сновидении цензуре, то есть «искажается» так, чтобы сознание его «не узнало». Образуется компромисс между желанием бессознательного быть услышанным и желанием сознания оставаться в спокойствии – информация из бессознательного донесена до сознания, но при этом осталась не узнанной. Та деятельность, которая переводит скрытое сновидение в явное, называется работой сновидения. Работа, проделываемая в обратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться до скрытого, как раз и является работой толкования. Работа толкования стремится устранить работу сновидения. Данное понимание сновидения и того, что делает любой психотерапевт и психолог в ходе анализа снов, давно закрепилось далеко за пределами сугубо психоаналитических кругов. Встречающиеся в тексте словосочетания работа толкователя и работа толкования, скрытое и явное содержание сновидения, работа сновидения, цензура и так далее будут соответствовать изложенному выше.
Так же, периодически в тексте упоминаются такие термины, как Эго, Ид, Супер-Эго. Все эти понятия были впервые предложены Зигмундом Фрейдом для описания более или менее самостоятельных структур личности. По-сути данные структуры соотносится с бессознательным, сознанием и сверх-сознательным, однако они одновременно включают в себя энергетический, динамический, топографический и генетический аспекты. Кроме психоанализа данными терминами сегодня оперируют и иные школы психологии.
Ид (Оно) представляет собой самый глубинный слой психического. Неосознаваемая часть личности, в которой находятся вытесненные воспоминания, инстинктивные желания и многое другое. Всё это постоянно воздействует на Эго, требуя выхода или, в случае с желаниями, немедленного удовлетворения.
Эго (Я) – это структура личности индивида, которая отвечает за сознательное поведение, контроль (в самом простом случае – сверка желания и возможностей) и сознательный образ Я. Для более успешной работы со сновидениями условно, дабы достичь лучшего понимания и различения сновидческих восприятий человека от его восприятий в реальности, понимая, что они не тождественны, многие специалисты при описании используют термины Эго-реальное, называемое также иногда Эго-бодрствующее, (то, как выглядит, как себя ощущает, как мыслит и действует человек в реальности, здесь и сейчас, в бодрствующий период) и Эго-сновидения (то, как себя ощущал, думал и действовал человек в сновидении).
Супер-Эго (Сверх-Я) – данная личностная структура по времени формируется позже всех остальных и является конгломератом установок, предписаний, долженствований, которые закладываются в индивида в процессе воспитания родителями, обществом, культурой, религией и так далее.
Многие ученики и последователи Фрейда со временем совершенствовали и дополняли как теоретические основы, так и техническую базу толкования снов. Кроме психоанализа достаточно скоро развились и иные направления в психологии, имеющие собственные особые воззрения и подходы, о которых речь пойдёт в следующих главах. Так же в объяснении процессов образования сна и сновидений, их функций и многих других аспектов огромная заслуга принадлежит психофизиологам, неврологам, психиатрам.
Сегодня имеются сотни профессиональных исследователей сновидений, которые проводят семинары или занятия в группах и помогают людям истолковывать свои сны, а также дают консультации, основанные на анализе сновидений. Множество таких специалистов объединились в собственные профессиональные организации – на местном, региональном и национальном уровнях. Одна из самых крупных таких организаций – Ассоциация по изучению сновидений. Теперь можно пройти и специальные курсы, обучающие работе со снами. При Стэнфордском университете даже существует Институт осознанных сновидений.
Далее мы постараемся рассмотреть главенствующие психологические представления о снах и сновидении. Но прежде обратимся к биологическим предпосылкам этого феномена.
Глава 2. Физиология сна и сновидений
При переходе от бодрствования ко сну падает тонус мышц, уменьшается число ударов сердца, снижается кровяное давление, дыхание замедляется. На доли градуса, за исключением головы, падает температура тела. По сравнению с бодрствующим состоянием наблюдается более низкий уровень «гормона стресса» – кортизола, который выделяется корковым слоем надпочечников. Высокого уровня достигает гормон роста. Согласно некоторым экспериментальным данным, наиболее глубок сон ранней ночью. По мере же приближения к утру, мы начинаем спать более чутко. Незадолго до пробуждения возникают предвестники окончания сна: температура тела и уровень кортизола начинают расти, спящий чаще меняет позу.
По данным полученным другими исследователями глубина сна варьируется согласно полуторачасовому циклу. За 90—130 минут человек проходит 4 стадии сна, которые повторяются на протяжении всей ночи, и наибольшей глубины сон достигает во время последней, четвёртой стадии. Этот цикл может повторяться от трёх до пяти раз за ночь.
Долгое время продуцирование сновидений связывали с последней, четвёртой стадией, получившей называние фаза парадоксального сна или быстрого движения глаз (БДГ), характеризующейся движениями глаз, мимическими движениями и скелетных мышц, снижением рефлексов, тахикардией, изменением частоты сердечных сокращений и учащённым дыханием и прочее. Но новейшие исследования показывают отсутствие прямой взаимосвязи между ними. Процесс сновидения и парадоксальный сон управляются различными мозговыми механизмами. Исследования пациентов с локальными поражениями головного мозга также показывают, что повреждения генерирующих БДГ-сон отделов не вызывают прекращения процесса видения пациентом снов. Вместе с тем, другие исследования показывают, что психодинамические события (например, специфические аффективные состояния) и активность БДГ изменяются вместе и аффекты можно считать возможными коррелятами фазы парадоксального сна. Также исследования в сомнологических лабораториях продемонстрировали, что кошмарные сновидения возникают исключительно в БДГ-фазе.
Большей части людей, для того, чтобы чувствовать себя выспавшимися, бодрыми и здоровыми, требуется 7—8 часов. Пять процентов людей нуждаются в большем количестве сна, то есть, для того, чтобы чувствовать себя хорошо, они должны спать от девяти часов в сутки и больше. И, опять же, пять процентов людей ограничиваются меньшим количеством ночного сна и регулярно спят не больше шести часов в сутки.
По разным данным младенец спит от 16 до 23 часов, причём в разное время суток. В три-пять лет человек спит по 10—12 часов в сутки, а в десять лет уже от 10 часов и меньше. К старости количество часов затраченных человеком на сон уменьшается до 6—7 часов, при чём сон становится более чутким, поверхностным и прерывистым.
Самые разные исследования показали, что длительное лишение сна приводит к некоторым нарушениям психической деятельности или, в лучшем случае, к падению её активности и продуктивности. Имеются данные, по которым лишение человека сна от 10 до 16 дней способно привести к летальному исходу.
Сон, безусловно, приносит человеку отдых. Но от чего он отдыхает? Конечно же, от бодрствующего, сознательного состояния, от контактов с внешним миром и получения новых впечатлений и сведений. Вероятно так же, сон требуется человеку для обработки и структурирования этих новых данных. Без такого предположения трудно было бы понять, почему новорожденный спит большую часть суток, от каких трудов он отдыхает. Просто новорождённый пока ещё находится в том первоначальном бессознательном состоянии, из которого только постепенно и развивается сознание, приучаясь успешно справляться с огромным потоком поступающей информации. Потому сон так важен в последние месяцы внутриутробного развития и в детстве – именно он создаёт необходимые условия для оптимального функционирования мозга, ускоряет его созревание и отлаживает нейронные пути.
Сновидение же, являясь частью сна, тем не менее, отличается от него. Сон – это процесс торможения в коре головного мозга. Сновидение же, без сомнения, связано с процессом возбуждения, но только в отдельных разрозненных его участках. Сновидение требует большой активности мозга: так, две трети правого полушария активированы на уровне гипоталамуса (потребности), лимбической системы (эмоции и память), кортикального уровня (образы) и фронтальных отделов (синтез, проекты, видение) – тогда как связь с левым полушарием (рациональный вербальный анализ и логический контроль) снижена до минимума. По теории многих биологов, кора головного мозга, пытается интерпретировать, понять смысл таких хаотических возбуждений, в результате чего, собственно, и образуется сновидение. При такой активной работе, головной мозг требует больших затрат энергии и потребляет во время сновидения столько же глюкозы, сколько в период бодрствования.
При поражении лобных долей количество виденных снов значительно уменьшается, а их содержание становится скупым, малодинамичным и зачастую представляет собой визуально воплощённые неприкрытые желания и влечения индивида. Процесс сновидения полностью прекращается только при поражении двух мозговых структур, одна из которых формирует часть нейрональной сети, отвечающей за зрительно-пространственное восприятие и работу когнитивных процессов, а вторая функционально связана с поисковой системой и объединяет в себе лимбическую систему и лобные доли. Последняя побуждает целенаправленное поведение и взаимодействия организма с внешним миром, направленные на удовлетворение инстинктивных устремлений. Поражение этой мозговой структуры приводит также к утрате мотивации. Сновидения могут также искусственно управляться посредством стимуляции или торможения данной структуры. Никакого сопутствующего эффекта на парадоксальный сон не оказывается.
Сновидения человек видит в среднем до 20% времени сна, или условно 100 минут каждую ночь – и это не зависит от того, помнит ли он об этом или не помнит. Все видят сны, но в среднем через 8 минут после пробуждения уже 95% сновидений забывается. При этом, по опросам и множественным исследованиям по всему миру, у большинства людей образы сна часто содержат неприятный материал.
Сновидения, в основном, состоят из зрительных представлений, и в меньшей степени из слуховых, тактильных, обонятельных и осязательных. Сновидения же слепых и глухонемых от рождения людей складываются из тех психических образов, которые в бодрствовании действуют нормально или хотя бы функционировали в прошлом.
В целом сами сновидения – это специфический механизм обработки данных, полученных в течение дня. Они создаются подсознательно, из тех содержаний памяти, которые избирательно воспроизводятся под воздействием неосознанных мотивов личности. При этом можно с уверенностью сказать, что одним из главных мотивов возникновения сновидений является наличие у человека внутренних и внешних проблемных ситуаций: нерешённые задачи, внутренние, либо внешние конфликты, неосуществлённые цели, мечты и так далее.
Подойдя к описанным выше физиологическим обоснованиям функции снов с позиции психологии личности, можно сказать, что они представляют собой самовыражение и саморефлексию. И осознанная работа со сновидениями могла бы усилить и ускорить эти процессы. Однако, язык сновидения труден для понимания, что, конечно же, является серьёзным препятствием. Именно в этом и способен оказать содействие профессиональный психотерапевт или психолог, истолковав сновидение и раскрыв тем самым области проблем, требующих своего разрешения в ближайшее время, и помочь с ними разобраться, а также указать пути для дальнейшего самосовершенствования.
Толкование сновидений — Музей Фрейда, Лондон
Титульный лист первого издания Толкование сновидений .
«
Толкование сновидений » Зигмунда Фрейда была одной из самых важных книг 20-го века.Впервые опубликованный в 1900 году, он представляет собой новаторскую теорию сновидений и инновационный метод их толкования , который до сих пор очаровывает читателей.
Книга представляет собой первую крупную попытку Фрейда изложить свою теорию динамического бессознательного, созданного в детстве, которое постоянно действует в сознании каждого человека.
Для Фрейда сновидение — это умственная деятельность, которая следует своей собственной логике. Определив его механизмы, Фрейд также пролил новый свет на работу бессознательного и его важную роль в жизни человека.
Фрейд называл толкование сновидений «королевской дорогой» к бессознательному.
Это «Королевская дорога», по которой каждый может путешествовать, чтобы открыть для себя истину бессознательных процессов.
«Толкование снов — это высший путь к познанию бессознательной деятельности разума». Зигмунд Фрейд
Все видят сны, и поэтому это один из лучших способов понять теорию психоанализа Фрейда на практике.
Фрейд был настолько уверен в своем открытии, что в шутку написал своему другу Вильгельму Флиссу:
«Вы думаете, что однажды на доме появится мраморная табличка со словами: «В этом доме 24 июля 1895 года , Тайна сновидений была открыта доктору Зигмунду Фрейду?
Сегодня действительно установлена мемориальная доска на месте, где Фрейд начал писать книгу.
Памятная доска на месте, где Фрейд начал писать Толкование сновидений .
Найдите эту табличку на Google Maps >>
Необычно для научной монографии,
Толкование снов — глубоко личная книга.«На моем пути к раскрытию разгадки сновидения открывались самые разные вещи, в которых я не хотел признаваться даже самому себе». мечтами своих пациентов.В снах Фрейда мы видим влияние значительных жизненных событий на его внутренний мир.
Смерть его отца, его женитьба на Марте Бернайс и рождение их детей — все это занимает видное место, равно как и ухудшение политической ситуации в Вене и рост антисемитизма.
В его снах детали этих переживаний неожиданным образом сочетаются с воспоминаниями, восходящими к его раннему детству.
Из-за этого книга Фрейда, возможно, также является изобретением нового литературного жанра: жизни во сне!
Этот обучающий ресурс проведет вас через теорию сновидений Фрейда.
В этих главах подробно показано, как Фрейд строит свою аргументацию в «Толкование сновидений» .
Искажение сна
Цензор работает! Фрейд утверждает, что сны маскируются, чтобы обойти цензуру.
Подробнее
Работа сновидения
Сновидения следуют собственной логике, которую Фрейд называет «работой сновидения».
Подробнее
6 книг о снах, которые вам нужны на полке
«Искусству толкования снов нельзя научиться по книгам. Методы и правила хороши только тогда, когда мы можем обойтись без них». (Карл Юнг)
В дзен есть поговорка: прежде чем стать никем, нужно стать кем-то. Прежде чем вы сможете отказаться от правил, вам нужно их выучить.
1. Королевская дорогаОсновополагающая работа Фрейда « Толкование сновидений» была опубликована в 1900 г., чтобы открыть новое столетие. В эту замечательную книгу включен его анализ собственных снов, иллюстрирующий его теорию сновидений . Работа передает не только понимание сновидений Фрейдом, но и его предварительные представления о психическом функционировании. В нем исследуются структурные тонкости бессознательного мышления и сложные отношения между сновидениями и рациональным мышлением.
Для Фрейда «толкование сновидений было верной дорогой к познанию бессознательной деятельности разума». Это основа его техники сновидений наряду со свободными ассоциациями.
2. Открытие двери в коллективное бессознательноеКарл Юнг расширил понятие бессознательного за пределы личного, чтобы охватить универсальное, или то, что он назвал коллективным бессознательным. Он был в более дружеских отношениях с бессознательным, чем Фрейд, о чем он заявил в Красная книга , «Я должен усвоить, что отбросы моих мыслей, мои мечты — это речь моей души. Я должен носить их в своем сердце и прокручивать их в уме, как слова самого дорогого мне человека».
Юнгианское толкование сновидений Джеймса Холла представляет собой проницательное введение в Юнга. Холл рассматривал сон как компенсатор, расширяющий ограниченный взгляд на эго. Он передал сообщение эго, освещая его путь индивидуации. Юнгианский анализ сновидений включает диалог между эго и бессознательным с использованием интерпретаций и техник воображения. «Активное воображение», техника, разработанная Юнгом, озвучивает образы сновидений, используя формы самовыражения, такие как рисование, движение или письмо. Выходя за пределы личного, юнгианский аналитик усиливает образ, связывая его с трансцендентными архетипическими паттернами.
3. Работая со сновидениями над эгоКнига Джеймса Хиллмана, Сон и преисподняя, передает его радикальное теоретизирование о сновидениях. Его сочинения деконструктивны и дестабилизируют, пробуждая воображение читателя к изучению языка снов. Он чувствовал, что и Фрейд, и Юнг переводили сновидение на язык бодрствования и при этом пренебрегали разрушительным качеством сновидений. Он утверждает: «Мы должны изменить нашу обычную процедуру перевода сновидения на язык эго и вместо этого перевести эго на язык сновидения. Это означает выполнение работы сновидения над эго».
Сон должен воздействовать на бодрствующее сознание. «Работа сновидения превращает жизненные события в психическую субстанцию посредством имагинативного модуса». Хиллман считает, что мечта — это инструмент для обучения «героического эго» тому, как мечтать и тем самым полнее познавать мир.
4. Уход за мечтойУход за мечтой — это способ работы со снами, разработанный доктором Стивеном Айзенстатом. Он создает воображаемое пространство, театр, в котором мечта входит в мир бодрствования. Его книга Dream Tending — это красноречивый личный отчет о том, как Айзенстат понимает и работает со снами. Основываясь на работах Фрейда, Юнга и Хиллмана, он представляет примеры работы со сновидениями, а также упражнения, которые помогут читателю развить практику сновидений. Уход за мечтой — это скорее способ существования, чем набор техник. Он ставит во главу угла важность личной практики сновидения тендера. Нежному во сне рекомендуется встречать сон с терпением, любопытством, «мягкими глазами» и глубоким слушанием, которое освобождает ум от предубеждений. Вы можете купить эту книгу здесь.
5. Что такое Матрица социальных сновидений™?Социальные сновидения — это способ работы со сновидениями в группах, разработанный Гордоном Лоуренсом. В своей отредактированной книге Experiences in Social Dreaming он описывает теоретическую основу социального сновидения и его практическое применение в организационных консультациях, разрешении конфликтов и совместных творческих усилиях.
Он ввел термин социальная матрица сновидений ™, чтобы подчеркнуть генеративную силу совместной работы над сновидениями и отличить ее от групп, сосредоточенных на межличностной динамике, и от традиционных групп сновидений, работающих над отдельными сновидениями. В социальной матрице сновидений ™ все участники могут делиться мечтами. Их просят предложить свою мечту группе и выслушать мечты других как свои собственные. Это способ отказаться от личной собственности на сон и стереть границы между собой и другими. Через совместное использование образов сновидения и ассоциации с ними возникают значения, которые расширяют личное измерение сновидения и углубляют связь с другими.
6. Паника работника сновиденийРоберт Боснак пишет в своей книге Следы в пустыне сновидений, «Мир сновидений — это пустыня (дикость), которая не принадлежит сновидцу». Подобно Хиллману и Айзенштату, он видит разумность снов воплощенной в тайне и живущей независимо от сновидца.
Он привносит уязвимость в работу со сновидениями, когда описывает «панику работников сновидений» как реакцию на «момент полной беспомощности при входе в неконтролируемое бессознательное», которым является сон. Или когда он говорит: «Работа мечты создает близость вплоть до симбиоза».
В сновидении есть «множественные носители сознания», несмотря на то, что существует одна точка зрения, согласно которой доступ к работе сновидения осуществляется через воплощенное воображение. Эта техника сосредотачивается на особенностях фигур сна и соответствующих чувствах и ощущениях, которые они вызывают у сновидца, заставляя сновидца отождествлять себя с различными образами и вступать в отношения с множественностью.
Автор Ларри Брукс
Ларри Брукс, доктор философии. — лицензированный клинический психолог, занимающийся частной практикой в Глендейле более 25 лет. В дополнение к своей психотерапевтической практике он консультирует лицензированных специалистов в области психического здоровья и пишет статьи для
Cultural Weekly , онлайн-публикации, в которой критически исследуются культурные проблемы дня. Ссылки:
- Фрейд, С. (1900). Толкование снов. Хогарт Пресс, 19 лет55.
- https://psychclassics.yorku.ca/Freud/Dreams/dreams.pdf
- https://www.thesap.org.uk/resources/articles-on-jungian-psychology-2/carl-gustav-jung/dreams/
- Холл, J. (1983).