Осторожно, тоталитарная секта! | Будь Здорова
Секты используют те же методы, с помощью которых реклама заставляет нас купить ненужную нам вещь, а приятель уговаривает одолжить большую сумму денег.
О тоталитарных сектах писали много, в основном, в связи с громкими делами: самоубийствами их членов, террористическими актами «Аум Сенрике». А ведь еще не так давно слово «секта» означало только маленькое религиозное течение, которое находится в оппозиции господствующей церкви. Просто не очень популярная религия, ничего особенного…
Сегодня все чаще речь заходит о деструктивных или тоталитарных сектах – так называют любую организацию, для которой характерна высокая степень манипуляции. Психологи здесь обычно говорят о «реформировании мышления», «контроле сознания» и «психологическом насилии». Обыватель скажет – «промывание мозгов». И совсем не обязательно секты должны быть религиозными, они могут быть политическими или даже коммерческими. Например, сейчас вместе с модой на психологические тренинги и психотерапию расплодилась масса «психотерапевтических сект».
Особенность этих организаций не в том, что они проповедуют, а в том, что они делают со своими членами. В этом самые разные секты похожи как близнецы-братья.
Кто идет в сектанты?
Принято считать, что в секты вступают только слабовольные люди, что «нормальным» это не грозит. По меньшей мере, наивное утверждение: там, как и везде, нужны «нормальные», умные и способные люди.
Некоторые психологи предполагают, что наиболее подвержен влиянию сект тот, кто находится в кризисном или просто переходном периоде: подростки, люди после развода, недавно переехавшие в чужой город. Как раз в такие жизненные моменты, человек легко может поддаться на обещание мира, в котором все ясно и понятно.
Также существует мнение, что человека заставляют присоединиться к секте с помощью наркотиков или гипноза.
Однако реальность гораздо проще, и потому страшнее. Секты используют те же методы, с помощью которых реклама заставляетнас купить не нужную нам вещь, а приятель уговаривает одолжить большую сумму денег. Было не удобно отказать, приятные люди, подходили очень близко и улыбались, пригласили на встречу, там все казались такими довольными и счастливыми, захотелось узнать побольше, а потом общее настроение как-то захватило и так далее.
К сожалению, за жизнь в кругу «счастливых людей» приходится платить. И платить очень дорого. Различные психологические исследования доказали, что сектантство со временем уродует психику человека. Люди теряют способность к сложному, рациональному мышлению, начинают говорить простыми штампами, не могут принять самостоятельно даже простое решение. При этом они не могут объективно оценить собственное состояние, не осознают, насколько ухудшилась их жизнь.
Очень часто адепты сект страдают от депрессий, фобий, психосоматических заболеваний.
Признаки секты
Бывает, что родные и близкие поднимают напрасную тревогу. Сейчас все так запуганы тоталитарными сектами, что их готовы видеть в совершенно обычных психологических тренингах или общественных организациях. Часто чрезмерная поглощенность каким-то клубом по интересам, религией или работой не имеет никакого отношения к сектам.
Если же человек проявляет нездоровую зависимость от вполне «здоровой» организации, группы людей или религии, и его поведение беспокоит близких, то эта тревога в любом случае не напрасна. За резкой переменой в поведении может стоять начало какого-то психического заболевания или другая проблема.
От нормальной организации секту отличить просто. Если не только один человек, а все члены данной группы демонстрируют неадекватное поведение – дело пахнет керосином.
Тоталитарная секта определяет, причем иногда очень жестко, образ жизни и мысли жертвы. Для того чтобы добиться послушания, используются различные методы, которые лишают человека способности критически мыслить. Это могут быть:
- постоянные медитации;
- регулярное погружение в транс различными способами;
- ограничения в еде;
- изматывающая работа на благо секты;
- регулярные напряженные тренинги.
В результате человек просто теряет силы, чтобы мыслить и противостоять тому, что от него требуют.
Члены секты обладают удивительно сплоченным «мы». На начальных этапах это может привлекать: где еще испытаешь такое – вокруг люди, которые так хорошо понимают друг друга, между которыми так много общего.
Сплоченность не возникает на пустом месте, она специально насаждается. Например, от человека могут требовать публичных исповедей перед другими членами группы, в результате чего у него стираются границы собственного «Я». От членов группы требуется посвящать ей много времени, чем опаснее группа – тем больше времени. Связи с семьей, друзьями, прежними интересами резко прерываются. Через какое-то время близкие с ужасом понимают, что перед ними «совсем другой человек».
Чувство, что здесь «мы», а там – во внешнем мире – «чужие», с течением времени приобретает форму жестких рамок и уже страх выйти за них удерживает людей в секте. Даже если человек, несмотря ни на что осознает, что происходит что-то не то, разорвать фанатичное единство, уйти в мир «к чужим», ему будет непросто.
Как вытащить человека из секты
Пострадавший от секты не справляется с постоянным психическим стрессом, с противоречиями между реальностью и тем, что говорит доктрина культа. Для того чтобы защититься, разум формирует другую, фальшивую личность. Это личность «идеального сектанта», чья жизнь и мысли полностью «соответствуют».
Шаг 1. Войти в доверие
Для начала желательно установить с фальшивой личностью нейтральные отношения, внушить, что хотя сейчас вы не разделяете ее убеждений, но ничего против не имеете.
Важно помнить о собственной безопасности. Ни под каким видом не соглашайтесь посещать собрания, проповеди, любые встречи сектантов. Посмотрите брошюры, поговорите (индивидуально!) с другими адептами и постарайтесь запомнить их имена и координаты, но не встречайтесь с лидерами. Самоуверенность здесь опасна.
Шаг 2. Собрать группу поддержки
Успокоив «псевдоличность» и других адептов культа, важно мобилизовать максимум людей на «миссию спасения»: друзей, родителей, членов семьи, приятелей. Другие важные союзники – бывшие члены этой же секты. Их можно попросить о консультации – они лучше понимают мышление пострадавшего. Идеальный вариант, если они согласятся сами поговорить с жертвой.
Не менее важен поиск информации: о контроле сознания, о тоталитарных культах, особенно о данной конкретной секте. Этой информацией нужно поделиться со всеми людьми, которые согласились участвовать в возвращении человека.
Шаг 3. Найти психолога
И, конечно, сразу, не откладывая, нужно начинать искать психолога. Причем любой психолог здесь не подойдет – нужен специалист, у которого есть опыт консультирования членов секты. Его можно найти и через Интернет, и через знакомых, и через других психотерапевтов – спрашивайте, знают ли они коллег, которые работают с сектантами.
Шаг 4. Собственно, выход
Самым распространенным методом помощи сектантам является «консультирование о выходе»: его проводит психолог, часто с участием членов семьи, бывших членов культа, иногда богословов или священников. Процесс это долгий и трудный. Ничего общего с мистикой или принуждением он не имеет. Более того, если кто-то предлагает «спасти» сектанта, перепрограммировав его каким-нибудь «гипнозом» или насильно изолировав от секты – перед вами шарлатан, который пытается нажиться на чужом горе.
«Правильный» психолог делает все для того, чтобы человек услышал, что думают его близкие по поводу происходящего. Доказывает, что сектантство было не его свободным выбором, а результатом вполне конкретных манипуляций, и то же самое происходило до него с тысячами людей. Он убеждает человека, что он в «ловушке», которая разрушает его жизнь, и мотивирует начать процесс освобождения, помогая поверить, что это возможно.
Выход из группы – только начало. Человеку предстоит длительный путь исцеления, ему придется заново учиться руководить собственной жизнью.
Тем же, кто никогда не сталкивался с действием сект, следует помнить, что никакие призрачные посулы не стоят самого дорогого – себя самого, своей способности думать самостоятельно, пусть и не всегда верно.
Тоталитарные секты // Капкан свободы
Тоталитарные секты
Оригинал
этого материала
© «Газета
журналистских расследований Дело №», #8,
2005
Капкан свободы
Марина Забелина
Спекуляция на вполне объяснимом стремлении людей к лучшей жизни — явление далеко не новое. И в этом смысле адепты различных сект не изобрели ничего сверхъестественного. Они просто усовершенствовали методы давления на людей, создав мощную систему психологического мошенничества. Однако многие «отцы-основатели» новых учений малым довольствоваться не умели: планы «обувания» небольшого числа последователей зачастую перерождались в фантастические идеи об установлении нового мирового порядка. А такие масштабные цели требовали соответствующих жертв. Часто — человеческих. В связи с этим во многих странах борьба с тоталитарными сектами стала частью государственной политики.
Идеологические «мутации»: от обмана до убийства
В любом государстве, претендующем называться правовым, деятельность тоталитарных сект противоречит той или иной букве закона. Степень этого противоречия может колебаться. Но суть от этого не меняется.
Что такое секта? Прежде всего — коммерческая организация (на практике не признающая себя таковой), которая как бы в рамках закона осуществляет как бы просветительскую деятельность. За этим «щитом» может скрываться все, что угодно: от распространения неконкурентоспособной печатной продукции и вымогательства до массовых убийств. Начнем с малого. Любая секта всегда занимается популяризацией своих идей. Самый простой способ достучаться до потенциальных «клиентов» — издание различной печатной продукции об учении. При этом те, кто занимается издательской деятельностью, очень быстро «отбивают» и преумножают вложенные деньги. Судите сами: цена каждого экземпляра обговаривается заранее, известно, что весь тираж будет раскуплен. Причем оплачивают книги обычные сектанты (они впоследствии могут дарить эту литературу «новобранцам», но руководству организации платят заранее). В России подобным организациям созданы идеальные условия, поскольку, работая под религиозным «прикрытием», они освобождаются от уплаты налогов. Это самый невинный способ обмана государства. Есть еще несколько.
К примеру, многие секты призывают своих последователей к отказу от участия в голосовании. Скажем, адепты секты «Свидетели Иеговы» учат, что существует лишь одно правительство на земле, так называемая, «Правящая корпорация в Бруклине». В глазах сектантов эта корпорация имеет статус правительства. Вообще захват политической власти — одна из целей существования организации. Вот что об этом писал Сан Мен Мун, основатель «Церкви Объединения»: «Когда придет наш час, мы должны привести к власти над миром автократическую теократию, что есть правление Бога через его земного представителя (т.
е. Муна. — Авт.). Итак, мы не можем отделять политику от религии. Разделение между религией и политикой — это то, что Сатана любит больше всего… Когда мы придем к власти в Америке, мы должны будем изменить Конституцию и ввести смертную казнь для любого, кто уличен в физической близости с любым другим человеком, кроме того, который был для него предписан».Однако подобные умозрительные «кошки-мышкй» с государством кажутся детской шалостью на фоне тайной деятельности некоторых адептов религиозных сект.
Пожалуй, самый амбициозный фанатик прошедшего столетия — Секо Асахара, лидер секты «АУМ Синрике». Его учение было направлено на установление нового мирового порядка, который станет возможен после ядерной катастрофы, погубившей человечество. К концу света Асахара готовился основательно. Для этого и создавалось оружие массового уничтожения. Сам он и его последователи, разумеется, намеревались остаться в живых, укрывшись в противоатомном убежище. Идею установления господства избранных Асахара позаимствовал, скорее всего, у своего кумира -Адольфа Гитлера.
Делая скидку на время и совершенствование методов ведения войны, легко представить себе, к чему мог привести этот логично выстроенный шизофренический бред. Гром грянул 20 марта 1995 года, когда адепты «АУМ Синрике» организовали террористический акт в метрополитене Токио.
Тщательный обыск зданий и складов на принадлежащем секте участке земли в 100 километрах от Токио дал. много пищи для размышления. Там «АУМ Синрике» был возведен небольшой химический заводик, оснащенный дорогостоящим первоклассным оборудованием; на складах хранилось свыше тысячи бочек с 40 различными химическими веществами, подобранными таким образом, что из них можно было создавать или смертоносные газы, или искусственные наркотики, или взрывчатку. В образцах почвы, взятых на территории поместья, были обнаружены следы отравляющих веществ химического типа — зарина и бактериологического типа — токсина ботулизима. Установлено, что на химическом минизаводе «АУМ Синрике» было налажено производство нервно-паралитических газов.
Вскоре стало известно, что нити финансирования «АУМ Синрике» вели к известной и влиятельной на Корейском полуострове опасной секте «Тоицу Кекай» (название в переводе звучит, как «Общество за Единство»), давно уже действующей на территории России, и особенно активно — на Сахалине. Достаточно сказать, что более половины недвижимости «АУМ Синрике» в японской столице (здания и земельные участки) перешли к этой организации на неясных условиях от Тоицу Кекай». Прибавьте к вышесказанному уголовные преступления, в которых уличены, в частности, представители Общества Сознания Кришны и сайентологи, массовые самоубийства членов секты «Небесные врата» в Лос-Анджелесе, а так же сбор разведывательной информации — здесь особенно активно проявили себя муниты и все те же сайентологи — и вы получите далеко не полную, но «говорящую» картину.
Досье. Секо Асахара (настоящее имя Тидзуо Мацумото)
Бывший специалист в области иглоукалывания, хозяин нескольких ресторанов дешевой китайской кухни в Японии. Асахара родился в городе Яцуширо провинции Кумамото, после окончания школы для детей с недостатками зрения трудился в качестве специалиста по иглотерапии. После женитьбы работал в китайской аптеке города Фунабаши префектуры Чиба. За мошенничество при выписке счетов на сумму 6,7 миллиона иен привлекался к судебной ответственности. В 1981 году открыл свою аптеку в этом же городе и организовал продажу фальшивых лекарств, предлагая лечение страдающим ревматизмом людям старше 60 лет. На продаже фальшивых лекарств «заработал» около 40 миллионов иен.
Был арестован и по суду оштрафован на 20 тысяч иен.
В это же время, начиная с 1977 года, Асахара стал заниматься йогой и созданием своего учения. В 1984 году открыл зал для занятий йогой в Токио и одновременно основал компанию по продаже религиозных товаров. В 1986 году его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг «окончательного спасения» в Гималаях, а его организация с июля 1987 года получила название «АУМ Синрике», создав множество отделений по всей Японии.
К сведению. «АУМСинрике»
Сторонники «Движения истины АУМ» именуют себя буддийской общинйСТёрвая часть названия организации представляет собой тантрическую сложную биджа-мантру (короткая мантра из одного слога). Религиозная корпорация «АУМ Синрике» возникла в японском городе Фудзиномия. Она имеет там около 20 храмов и монашеских общин. Ее центры были созданы в Токио, Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке.
В России филиал «АУМ Синрике» зарегистрировался и начал работу в начале 1992 года. До 1995 года только в Москве эта секта имела шесть центров.
20 марта 1995 г. адепты «АУМ Синрике» по приказу руководства своей организации произвели террористический акт в метрополитене Токио, на нескольких станциях, прилегающих к чиновному центру города, с использованием боевого отравляющего вещества — газа зарин, в результате чего пострадало около 5,5 тысяч человек и 11 человек погибло. Руководители московского филиала «АУМ Синрике» после известных событий в токийском метро пытались отречься от материнской организации.
Территория закона: Европа
На передовой борьбы с тоталитарными сектами всегда стояла Европа, в частности, Франция, Испания, Бельгия и Германия. Во французском и бельгийском законодательствах термин «секта» закреплен официально на законодательном уровне.
В Германии государственного закона о борьбе с сектами пока нет. Однако эта страна боролась и продолжает весьма успешно бороться — главным образом, с сайентологической церковью. После полицейского расследования в 1997 году Федеральное правительство предупредило граждан об опасности, которую несет эта церковь, а земля Бавария приняла закон о несовместимости членства в организациях сайентологов с работой в любой государственной структуре.
Германия — лидер по «расследовательским» показателям: там создана специальная комиссия при Бундестаге по расследованию деятельности так называемых сект и психогрупп. Однако полномочия этой организации ограничены исключительно рас-следовательскими функциями. Ее рекомендации — лишь повод задуматься законодателям, а далеко не установка к действию.
В 1998 году Комиссия выступила с рядом рекомендаций для парламента страны. Они включали в себя: создание федерального государственного фонда для финансирования частных организаций, занимающихся данной проблематикой; продвижение нового Федерального закона «Об организациях, предлагающих на коммерческой основе методики по помощи в жизни»; введение уголовной ответственности для законно зарегистрированных юридических лиц и ассоциаций; негласное наблюдение за деятельностью Церкви сайентологии Агентством по охране Конституции (секретной полицией). Частично эти рекомендации были выполнены.
Однако в плане эффективности законодательных усилий в последние годы далеко вперед вырвалась Франция. Еще в 1996 году в этой стране был принят закон о защите граждан, подвергавшихся психологическому насилию, а правительство Лионела Жоспена создало Межминистерскую миссию по борьбе против сект, возглавленную Аденом Вивьеном.
31 мая 2001 года депутаты Французского национального собрания почти единогласно приняли закон, позволяющий судам распускать любое движение, признанное сектой, чьи члены были уличены в таких преступлениях, как мошенничество, злоупотребление доверием, незаконная медицинская деятельность или недобросовестная реклама.
В ответ на усиление общественного давления по поводу притеснения сайентологов (исходящего главным образом из США) Франция опубликовала свои разъяснения: проведенное расследование структуры и финансовых нарушений сайентологической организации убедительно доказало, что это коммерческая организация, получающая астрономическую прибыль. В подобных обстоятельствах штрафы и пени полностью законны и справедливы. Также было разъяснено, что отчет Национального собрания составлялся при участии лучших юристов страны, ученых, специальных полицейских экспертов и ассоциаций, которые были признаны содействующими общественной пользе.
Хотя 180 организаций, поименованных в отчете в качестве тоталитарных сект или групп со значительными признаками таковых, утверждали, что являются религиозными, внимательное рассмотрение доказало их тоталитарную природу и методы принуждения, применяемые к их последователям. Деятельность подавляющего большинства из этих организаций в то или иное время уже была осуждена в судебном порядке. Французские власти попытались исправить некоторые ложные представления. Например, как они указали, обвинение в том, что Франция отказывается признать религиозный статус некоторых «религиозных меньшинств», абсурдно: действующий и ныне закон 1905 года об отделении церкви от государства вообще не позволяет государству признавать религиозный или нерелигиозный характер организаций.
В колыбели сектантства
Удар по антисектантской доктрине Европы был нанесен страной, руководители которой еще в начале девяностых активно боролись с сектами (нужно отметить, что 90% тоталитарных сект либо американского происхождения, либо базируются в США). Девяносто третий год оказался переломным. Именно тогда, по данным информационно-консультативного Центра св. Иринея Лионского, был подписан тайный договор между американским налоговым управлением и сайентологами. Этот договор, в противоречие многочисленным решениям американских судов, предоставил сайентологии все права признанной религии и всеобъемлющее освобождение от налогов. Полный его текст до сих пор остается тайной.
По мнению президента Центра религиозных исследований профессора А.Л. Дворкина, договор сам по себе свидетельствует о том, что сайентология приобрела статус государственной религии в США, пользующейся неслыханными, по сравнению с другими религиями, привилегиями. Это является грубейшим нарушением первой поправки к Конституции США. Господин Дворкин приводит несколько очевидных доказательств этого факта. Во-первых, сайентология является единственной религией в США, пользующейся правом освобождения от налогов не только в собственно религиозной деятельности, но и в обучении религии, и даже в получаемой ей плате за «духовные консультации». В 2000 году исповедующие иудаизм попытались получить безналоговый статус для своей деятельности, связанной с обучением религии, ссылаясь при этом на пример сайентологии, но проиграли дело в суде. Во-вторых, ежегодно сайентология занимает видное место в отчете Госдепа о религиозной свободе. В-третьих, высшие состояния в сайентологической «духовной» шкале: «Власть» и «Богатство» полностью совпадают с высшими целями материалистической американской культуры потребительства. Одни сайентологи ежегодно тратят миллионы долларов на лоббирование своих интересов в коридорах власти США и на подкуп (прямой или косвенный) ключевых фигур в национальной политике.
Неудивительно, что 27 января 1997 года Вашингтон официально осудил меры, принимаемые Германией против сайентологии. Через несколько дней входящее в Госдепартамент США Бюро за демократию, права человека и труд опубликовало отчет о соблюдении прав человека в 1996 году, в котором Германия подверглась очень жестким нападкам и попала в одну группу с Китаем как страна, нарушающая религиозную свободу граждан.
Впрочем, столь агрессивный «центропупизм» был направлен не только в сторону этих государств. Под колеса критики попала и Россия. Об этом вопиющем случае, который наши «лояльные» политики предпочли не заметить, мы вскоре и поговорим.
Досье. Лафайет Роннальд Хаббард (1911-1986).
Сайентологи называют его просто Рон или используют аббревиатуру (которые очень любят): ЛРХ (для внутренней переписки). Хаббард — тыловой офицер, отстраненный за должностное преступление от командования кораблем в своем единственном плавании — вскоре пришел к выводу: «Единственный способ контролировать людей — это лгать им», — в это Хаббард верил с шизофреническим фанатизмом. В 1949 г., выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси, он заявил: «Писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если человек действительно хочет получать миллион долларов, то лучший способ — это основать свою собственную религию». Глава сайентологии был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма и в конце жизни пришел к убеждению, что является не кем иным, как Антихристом — зверем из книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Доказано, что Рон Хаббард (сайентологи верят, что он несравненно выше Будды, Магомета и Христа) был патологическим лжецом, сочинившим фиктивную «романную» биографию. Также он засыпал письмами ЦРУ, предлагая свои услуги в качестве секретного сотрудника и уверяя это ведомство, что изобрел самый лучший способ «промывания мозгов».
К сведению. Церковь сайентологии Рона Хаббарда.
Выступает в нескольких обличиях: ей принадлежат такие якобы независимые организации, как «Фонд Л. Рона Хаббарда», «Нарконон», «Криминон», «Всемирный институт сайентологических предприятий», «Ассоциация за лучшую жизнь и образование», «Хаббард-колледж по технологии управления», «Международный центр детоксикации». Символ сайентологии — перечеркнутый крест — был разработан самым известным сатанистом XX века Алистером Кроули. Человек, попавший «на крючок», становится полностью зависимым. Как показывает практика, членство в Церкви сайентологии часто приводит к изменениям в личности человека, к распаду семей и дружеских связей, а также к тяжелым психическим расстройствам.
Уйти из сайентологов сложно, так как есть много способов удержать человека или, по крайней мере, заставить его замолчать. Самый простой из них — шантаж — связан с пресловутыми «одитингами», во время которых людей вынуждают рассказывать о себе все, в том числе и наиболее интимное.
Полигон религиозного экстремизма
Россия, бесспорно, «лакомый кусочек» для любых сект. На ее безграничных просторах все псевдорелигиозные учения прорастают без особого труда. Виной ли тому наша национальная неистребимая вера в чудеса, низкий уровень правовой образованности большей части населения, или законы, позволяющие безнаказанно существовать сектантским теориям, — сказать сложно. Согласно итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма», проходившей в декабре 2002 года в Екатеринбурге, в России насчитывается более двухсот пятидесяти тоталитарные сект и групп, многие из которых, к примеру, «Российская церковь сатаны» или «Santus of Satan», даже не скрывают своей антигосударственной и античеловеческой позиции.
Однако большее распространение получили в нашей стране секты, уличенные в коммерческих махинациях и мошенничестве. Правда, доказательств этих фактов российские обвинители так и не смогли предоставить. Из всех громких процессов над сектами ранга «Свидетели Иеговы» лишь один закончился скромной победой.
Несколько лет назад петербургский суд отклонил иск «СИ» против одной из городских газет: адепты этой организации безуспешно пытались доказать неправомочность употребления слова «секта» по отношению к «СИ».
И тем не менее вскоре после этого на судебном разбирательстве в Москве сектанты стали триумфаторами — им удалось не только доказать необоснованность обвинений в свой адрес, но и навязать суду собственные «правила игры». На первых стадиях процесс походил на теологические споры, в которых адвокаты «СИ» выглядели куда убедительнее обвинителей. Заметим, что среди приглашенных правозащитников со стороны «СИ» был весьма известный канадский адвокат, который уже одним своим присутствием провоцировал суд на принятие вполне предсказуемого решения. И все-таки главный удар по тем, кто пытался доказать виновность «Свидетелей Иеговы», был нанесен на политическом уровне. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, выступая по Российскому телевидению в 1999 году, заявила, что правительство США заинтересовано, чтобы «СИ» выиграли этот процесс. Подобное грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства политические «небожители» постарались не заметить.
Впрочем, бывшие власти неоднократно уличались в гипертрофированной осторожности по отношению ко всему, что связано с новыми религиозными культами. Именно за это Ельцина не единожды критиковали: в 1997 году Борис Николаевич отклонил Закон о свободе совести и религиозных организаций, поддержанный Русской Православной Церковью. Против этого закона в те дни активно выступали некоторые секты и иностранные миссионеры.
Таким образом, в России сейчас нет легитйм-ных рычагов влияния на новые религиозные организации. Некоторые видят в этом проявление принципов демократии. О том, что ситуация эта по сути — «капкан безграничной свободы», задумываются немногие. Оказывается, так выгоднее. Вопрос: кому?
Досье. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Индус, переехавший в Америку и «оптимизировавший», а попросту — с искажением пересказавший для западного читателя индийский эпос. В 1965 году, в возрасте 70 лет Прабхупада эмигрировал в США. Сначала его видели распевающим мантры в нью-йоркском Томпкинс-парке; в 1996 году он открыл центр и возобновил издание своего религиозного журнала Back to Godhead (он уже издавал его в Индии во время Второй мировой войны, в 1952 и 1956 гг.). Так в США возникло Международное общество сознания Кришны (MOCK). Смерть Прабхупады в 1977 году породила внутренний кризис в MOCK; лишенное законного наследника или какой-либо структуры управления движение начали стремительно раздирать внутренние конфликты.
К сведению. Международное общество сознания Кришны
Учение «Международного общества сознания Кришны» зародилось в США в 1966 году. Оно отличается от учения большинства традиционных религий (в том числе, восточных) ввиду наличия в нем многих асоциальных признаков. Пытаясь войти в доверие к христианам, кришнаиты, пользуясь созвучием, отождествляют слова «Христос» и «Кришна», ссылаясь на родство: славянской и санскритской групп языков.
Досье. Сан Мен Мун
Личность Муна является, безусловно, центральной в вероучении «Церкви Объединения», основу которого составляют откровения основателя. Для членов секты Мун есть Мессия (помазанник Божий), этим определяется вся жизнь и деятельность каждого мунита и ассоциации в целом. Биография «преподобного» основателя секты отмечена криминальными скандалами: 4 июля 1955 г. Сан Мен Мун попал на скамью подсудимых по обвинению в полигамии и сексуальных извращениях — против него свидетельствовали полтора десятка женщин. В июле 1984 года Сан Мен Мун был приговорен в США к нескольким месяцам тюремного заключения и штрафу в 25.000 долларов за уклонение от уплаты налогов. В 1992 году Мун провозгласил себя «Истинным Отцом» нового человечества и с 1993 года объявил «эру Завершения Завета», сменившую «эру Нового Завета». Вдохновляя своих последователей, Мун говорил: «Все святые, включая Иисуса, должны уважать вас, потому что даже Иисус не смог сделать то дело, которое вы сейчас делаете».
К сведению. «Церковь Объединения» Муна
«Божественный принцип» Муна представляет собой грубую смесь христианства, восточных культовых идей, заимствованных из других религиозных учений. Семью Мун считает созданием нечистой силы, т.к. Ева согрешила (в буквальном смысле) с Сатаной, принявшим облик змия, и обрекла людской род на долгие страдания. Христос («Второй Адам»), как и наши прародители — Адам и Ева, был рожден безгрешным, но не успел выполнить свою миссию — вступить в брак с идеальной земной женщиной и произвести на свет очищенных от греха «совершенных» детей. Поскольку Мун также безгрешен, то вместе со своей женой они составляют Подлинную семью (при этом не разглашается, что эта жена у Муна четвертая). Только вступив в нее, человек может спастись. Настоящие родители и родственники являются представителями «сатанинского», греховного мира. И хотя Мун не принимает прямого участия в создании «совершенного» потомства, он определяет совместимость молодых людей друг с другом в сексуальном отношении и проводит массовые бракосочетания. Существование рядовых членов секты весьма неприглядно — они живут в казарменных условиях, весь распорядок дня строго регламентирован: ежедневные молитвы на протяжении многих часов; малокалорийное питание; постоянный недостаток сна; коллективные песнопения; многоразовые чтения религиозных текстов; пристальное наблюдение за каждым членом секты; военная строгость во внешнем виде и поведении; обязательный сбор пожертвований на улицах — «фандрейзинг».
Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. [email protected]
Религиозный экстремизм — https://www.korenovsk.ru
Ообое место среди объединений экстремистской направленности, способных оказать негативное информационно-психологическое воздействие, занимают тоталитарные секты. Данный феномен тесно связан с религией, однако по ряду параметров выходит за рамки собственно религиозной практики. Сам по себе термин «секта» не несет какой-либо негативной смысловой нагрузки. Секта («часть целого, круга») — это религиозное направление, оппозиционное по отношению к более «старому», традиционному религиозному направлению. Существует много религиозных объединений, по происхождению и своей сущности являющихся сектами, но при этом они вполне законопослушные организации, не несущие угрозы безопасности личности, общества и государства.
Тоталитарная секта — это деструктивная религиозная или квазирелигиозная (имитирующая религиозную) организация, стремящаяся к установлению полного (тотального) контроля над сознанием и волей своих последователей.
Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации тем, что не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Такие религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающих разрушительное воздействие на личность человека. Парадоксально, но попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники.
1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в секте может быть принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики — желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.
3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.
4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.
5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.
6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежностью ритуала.
7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.
8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:
— появление социальных сирот — детей, брошенных родителями-сектантами;
— резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь — психического) в результате разрушения семейных отношений;
— отказ детей-сектантов от ухода за престарелыми родителями;
— отсутствие доверия между членами семьи;
— трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;
— вовлечение в секту родных и близких;
— физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.
Совокупность всех вышеназванных техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить её новой. В результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо неё выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной «иллюзорной» самостоятельностью.
Все перечисленные негативные последствия деятельности тоталитарной секты при наличии юридически доказанных фактов могут быть основанием для привлечения виновных к юридической ответственности. Однако, профилактика всегда эффективнее реакции на последствия. Поэтому стоит обратить внимание на типичные признаки, которые помогут отличить тоталитарную секту от «обычных» религиозных организаций:
1. Наличие лидера — «вождя», в словах и действиях которого нельзя сомневаться. Любая тоталитарная секта возникает вокруг харизматического (обладающего врожденным даром вести за собой людей) лидера. Этот лидер становится частью вероучения секты, смыслом ее существования. Поэтому потеря такого лидера для секты является тяжелым ударом, после которого тоталитарные секты часто приходят в упадок и распадаются. Еще одной характерной особенностью тоталитарной секты является запрет на обсуждение и, тем более, любую критику харизматического лидера. Заметим, что в «обычных» религиях религиозные лидеры часто становятся объектом критики.
2. Наличие жесткой организационной структуры мафиозно-партийного типа, фиксированного членства и препятствий к выходу из организации. В тоталитарной секте действует известный «закон мафии»: «вход — рубль, выход — два».
3. Резкое деление общества на «наших» и «чужих» и противопоставление своей группы всему остальному обществу. Тоталитарные сектанты воспринимают себя как общество в обществе, государство в государстве.
4. Особый метод спасения или улучшения жизни, который считается секретным и доступен только пришедшим в секту. В «обычной» религии все методы открыты и доступны для понимания, верующие, участвующие в таинствах и обрядах, понимают, в чем именно они участвуют.
5. Наличие «двойной» истины: для окружающих и для своих (членов секты). В тоталитарной секте присутствует так называемый «эзотерический» (от «эзотерика» — тайное, скрытое учение) разрыв. При вербовке новичок знакомится не с тем учением, которое на самом деле существует в организации. Подлинное учение открывается для него постепенно, в соответствии со степенью его «посвящения». С этим связан тот факт, что тоталитарные секты часто используют «бренд», имя другой религии, называют себя не теми, кем они являются на самом деле. В «обычной» же религии всегда существует свод кратких положений веры, с которым можно сразу же познакомиться, он прост и доступен для понимания.
Является ли правительство новым богом? – Религия тоталитаризма
Ниже приводится стенограмма этого видео.
«Государство занимает место Бога… социалистические диктатуры — это религии, а государственное рабство — это форма поклонения».
Карл Юнг, Неоткрытое Я
С момента рождения тоталитаризма в 20-м веке об этой форме правления было написано много, и миллионы людей читали описание Джорджа Оруэлла в классическом романе «19».84. Но что часто упускается из виду, так это то, что тоталитаризм — это больше, чем просто политическая система, это фанатичная религия, и эта религия распространяется по всему миру с невиданной с середины 20-го века свирепостью. В этом видео мы собираемся исследовать религиозную природу тоталитаризма в признании того, что мы должны знать своего врага, если хотим победить его. Вскоре после бегства из нацистской Германии политолог Вальдемар Гуриан написал следующее:
«Тоталитарные движения, возникшие после Первой мировой войны, в основном являются религиозными движениями. Их цель — не только изменить политические и социальные институты, но и переделать природу человека и общества».
Вальдемар Гуриан, Тоталитарное государство
Тоталитаризм имеет много общего с организованными религиями. Например, христианство и ислам построены на вере в будущий золотой век, который наступит со вторым пришествием Христа. Тоталитарные движения разделяют схожую идею, но вместо бога или пророка, преобразующего мир, тоталитарные движения строятся на вере в то, что человечество может воссоздать мир и что новый золотой век может быть построен под руководством всемогущего и всемогущего. -контролирующее государство.
». . «Вследствие [упадка христианства]», — пишет Карл Юнг, — [религиозные] проекции в значительной степени отпали от божественных фигур и обязательно поселились в человеческой сфере… [современный] «просвещенный» интеллект не может вообразить ничего большего. чем . . . эти оловянные боги с тоталитарными претензиями, называющие себя государством. . ».
Карл Юнг, Практика психотерапии
Эта вера в то, что централизованное, всемогущее государство может радикально изменить общество к лучшему, — вот почему Ханна Арендт писала:
«…[тоталитаризм] — это не правительство в традиционном смысле, а движение. . ».
Ханна Арендт, Истоки тоталитаризма
В тоталитарных движениях прошлого этот золотой век представлялся периодом расовой чистоты или коммунистической утопией равенства, эффективности и процветания для всех. Сегодня этот тоталитарный «золотой век» — это век, в котором человечество существует в гармонии с матерью-землей, или, в более экстремальной форме, век, когда человек сливается с машиной и преодолевает биологические ограничения болезней и смерти. Излишне говорить, что тоталитарные утопии никогда не осуществятся, ибо, как предупреждал Карл Поппер:0005
«Попытка создать рай на земле неизменно приводит к аду».
Карл Поппер, Открытое общество и его враги
Этим утопическим видениям, однако, удается стимулировать религиозный энтузиазм масс, и тоталитаристы используют эти видения, чтобы убедить население в том, что утопическая цель оправдывает любые и все средства — будь то массовая слежка, цензура, повсеместное угнетение, массовое — тюремное заключение, а то и уничтожение групп людей. Или, как объясняет Барри Голдуотер:
«Те, кто стремится к абсолютной власти, даже если они стремятся к ней, чтобы делать то, что они считают хорошим, просто требуют права навязывать свою собственную версию рая на земле. И напомню, именно они всегда создают самые адские тирании. Абсолютная власть развращает, и тех, кто стремится к ней, следует подозревать, и им нужно противодействовать».
Барри Голдуотер
В тоталитарной религии есть избранные и есть грешники. Избранные наивно верят в возможность райского будущего и в способность государства быть средством осуществления этой трансформации. Это благочестивые люди, которые с беспрекословным послушанием следуют приказам государства. Грешники — это неверующие. Это еретики, которые стоят на пути так называемого «высшего блага» и мешают движению вперед истории. Если использовать аналогию, предложенную польским философом Зигмунтом Бауманом, тоталитаристы видят землю как сад, который они призваны возделывать, а грешников — как сорняки, которые необходимо искоренить, чтобы вызвать полный расцвет тоталитарной утопии:
«Все [тоталитарные] взгляды на общество-как-сад определяют части социальной среды обитания как человеческие сорняки. Как и все другие сорняки, их необходимо изолировать, сдерживать, препятствовать их распространению, удалять и держать за пределами общества; если все эти средства окажутся недостаточными, они должны быть убиты».
Зигмунт Бауман, Современность и Холокост
Но удаление сорняков — это только часть тоталитарного религиозного движения; оставшиеся граждане должны быть превращены в тоталитарных истинно верующих, которые внутренне соглашаются на жизнь строгого подчинения и подчинения властям. Ибо при тоталитаризме простого внешнего проявления уступчивости недостаточно. Как и все фанатичные религии, тоталитарные движения стремятся контролировать сокровенные мысли своих последователей. Говоря о фашистской диктатуре Муссолини в Италии, Джованни Амендола объяснял:0005
«…фашизм не столько стремился управлять Италией, сколько монополизировать контроль над сознанием итальянцев. Фашизму недостаточно обладания властью: ему нужно обладать частной совестью всех своих граждан, он требует «обращения» итальянцев. Фашизм предъявляет те же требования, что и религия. . . Он не обещает счастья тем, кто не обратится».
Джованни Амендола
В погоне за этой тоталитарной религиозной трансформацией используются различные методы прозелитизма. Двумя из них являются демагогия и педагогика, первая из которых представляет собой распространение государственной пропаганды через искусство, литературу, музыку, пьесы и фестивали, а вторая — идеологическую обработку молодежи посредством обязательного школьного обучения.
Стратегия «террор и любовь» — еще один прием, используемый для обращения масс в тоталитарную религию. Граждане подвергаются террору из-за непрекращающихся войн, постоянного нагнетания страха, фальшивых флагов и постоянной угрозы потери средств к существованию, имущества, тюремного заключения или смерти. Однако эти проявления ужаса перемежаются с проявлениями любви; церемониальные ритуалы проводятся в честь доброй воли лидеров, а непрерывная пропаганда уверяет граждан, что режим заботится о них и усердно работает, чтобы уберечь их от опасностей мира. Александра Штейн объясняет в своей книге «Террор, любовь и промывание мозгов: 9».0005
«Как и при стокгольмском синдроме, таким образом обидчик становится воспринимаемым убежищем — человеком или существом, к которому можно обратиться за помощью, милосердием, прощением, утешением».
Александра Штейн, Террор, любовь и промывание мозгов
Это чередование ужаса и любви вызывает свободно плавающую тревогу, замешательство и создает травмирующую связь между гражданином и государством, связь, которая лежит в основе всех культов. Штейн поясняет далее:
«… чередование любви и страха в изолирующей среде [результат] в диссоциированном, лояльном и способном к развертыванию последователе, которого теперь можно проинструктировать действовать в интересах лидера, а не в его или ее собственных интересах выживания… Процессы «промывание мозгов» основано на создании стресса или угрозы, от которой нет иного выхода, кроме [соблюдения] кажущегося убежища [тоталитарного режима и] группы».
Александра Штейн, Террор, любовь и промывание мозгов
Постоянное нагнетание страха в сочетании с обещаниями, что соблюдение режима принесет спасение гражданам, создает истинных верующих, которые будут делать все, что приказывает режим, даже если эти приказы требуют от них отречься от друзей и семьи, столкнуться с экономическим крахом, провести время в тюрьме или хоть в раннюю могилу сходи. Например, Николай Виленчик, человек, верный советскому режиму, был вынужден провести 17 лет в каторжных работах за преступление, которого не совершал. Однако после освобождения он не осудил сталинский режим, а заявил:
«Мы верили в партию — и не ошиблись!»
Александр Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ
В других сообщениях рассказывается о политических деятелях и сторонниках партии, которые выкрикивали «Да здравствует Сталин!» когда их выводила на расстрел советская тайная полиция. В качестве еще одного доказательства массового обращения в религию, происходящего при тоталитаризме, Ханна Арендт объяснила:
«…поразителен тот факт, что… [тоталитарный правоверный]… [вряд ли] поколеблется [в своей верности], когда чудовище начнет пожирать собственных детей, и даже если он сам станет жертвой преследования, если его обвиняют и осуждают, если его исключают из партии и отправляют на принудительные работы или в концентрационный лагерь. Наоборот, к удивлению всего цивилизованного мира, он может даже захотеть помочь в своем собственном судебном преследовании и сформулировать себе смертный приговор, если только его статус члена движения не будет затронут».
Ханна Арендт, Истоки тоталитаризма
Тоталитаризм — это религия, которая никогда не достигает того, что обещает. Это создает ад на земле, в котором многие приносятся в жертву богу государства, но никто не доставляется в дивный новый мир, который им был обещан. Чем больше власти предоставляется государству, тем более коррумпированными становятся люди, управляющие государственной машиной, и тем больше мир погружается в хаос. Тоталитаризма следует избегать любой ценой, но, к сожалению, эта религия переживает современное возрождение. Политики и другие лица, занимающие посты мировой власти, громко заявляют о своем желании переделать, перестроить или перестроить мир, и ожидается, что массы будут подчиняться и любить новое общество, которое им навязывают. Если послушание не приходит добровольно, то сила применяется с угрожающей частотой.
«Они хотят быть нашими пастырями. Но для этого нужно, чтобы мы были овцами».
Томас Соуэлл, Видение Помазанника
В эти времена тирании каждый из нас стоит перед выбором: принять ложных богов государства и позволить тоталитаристам вести нас в то, что Александр Солженицын называет «страной задушенных возможностей», или сопротивляться.
«Есть только один выбор: выполнить задачу века».
Александр Солженицын, Предупреждение Западу
В середине 20-го века Карл Юнг наблюдал, как религия тоталитаризма захлестнула Европу, и его слова служат призывом к действию для всех, кто видит опасности, с которыми мы сталкиваемся:
«Где сегодня высшие умы, способные к размышлению? Если они вообще существуют, то на них никто не обращает внимания: вместо этого существует всеобщая неистовство, всеобщая фатальность, против которой индивид бессилен защититься. И все же в этом коллективном явлении виноват и индивид, ибо нации состоят из индивидуумов. Поэтому человек должен подумать, какими средствами он может противостоять злу».
Карл Юнг, Переходная цивилизация
Какую тактику мы можем использовать, чтобы противостоять этому злу? Мы можем перестать позволять нашим детям внушать тоталитарные идеи. Мы можем подвергать остракизму людей, которые слепо подчиняются аморальным приказам государства, ибо остракизм является одним из самых мощных средств социального воздействия. Мы можем издеваться и высмеивать так называемый «поповский» класс политиков и бюрократов и указывать на их лицемерие и абсурдность их пропаганды и лжи. Мы можем создавать и поддерживать технологии, искусство, мемы, видео, книги, товары или музыку, которые информируют, вдохновляют и распространяют идею свободы. Или мы можем помочь построить и участвовать в «контрэкономике», состоящей из любого добровольного обмена, который осуществляется вне контролирующих глаз тоталитарного государства. Проще говоря, мы можем стремиться жить как можно более свободно, признавая, что, хотя мы в одиночку не можем освободить мир, наше личное освобождение вызывает волнения в обществе и служит мощным примером для других.
Делая выбор, помогать ли сопротивляться подъему тоталитарной религии, мы должны понимать, что выбор заключается не между послушанием и легкой жизнью и сопротивлением и вызыванием ненужных трудностей. Ибо подчинение тоталитаризму является самым рискованным выбором, так как основано на наивной надежде, что на этот раз все будет иначе, что на этот раз власть не развратит политиков и государственных чиновников, что на этот раз тоталитарный монстр не сожрет своих детей и не создаст рукотворный ад на земле. Но как предупреждал Солженицын:
«Всегда существует это ошибочное убеждение: «Здесь все будет по-другому; здесь такие вещи невозможны». Увы, все зло двадцатого века возможно везде на земле». (Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ)
Александр Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ
Дальнейшие чтения
Религиозный тоталитаризм, светский тоталитаризм и другие угрозы международной религиозной свободе
Сто пятьдесят лет назад, в июне этого года, дело Эдгардо Мортара потрясло мир. Эдгардо Мортара, шестилетний еврейский мальчик из Италии, был взят из семьи папскими властями и воспитан как католик под наблюдением папы. Это было сделано в соответствии с законом в Болонье, тогда входившей в состав Папской области, после того, как было обнаружено, что пятью годами ранее католическая няня мальчика тайно крестила годовалого ребенка, когда он заболел, и она боялась, что он умрет. умереть. Закон требовал, чтобы этот мальчик-католик получил католическое образование.
Эта история, ставшая большой сенсацией в то время и имевшая широкий резонанс, в последнее время привлекла к себе повышенное внимание из-за освещения в First Things , долгое время являвшемся главным журналом страны о религии и общественной жизни, недавней публикации английского издания Воспоминания Мортары. Статья в First Things о новом переводе привлекла столько внимания, потому что автор статьи оправдывал похищение мальчика папой и его полицией. Или, если «оправдание» слишком сильно сказано, я скажу «сочувственное объяснение». Излишне говорить, что это вызвало некоторую жару на First Things », которого критиковали за публикацию статьи.
Я не собираюсь обсуждать само дело Мортары, сомнительную статью, вдохновленную мемуарами, или даже целесообразность публикации такой статьи. Но я хочу взять за отправную точку этой лекции начало ответа редактора на критику его решения напечатать статью:
Эпизод с Эдгардо Мортара — пятно на католической церкви. Что бы ни думали о действенности крещения, насильственное разлучение ребенка с родителями — тяжкий поступок. И даже если кто-то может построить теоретическое обоснование для этого, как это делает Романус Чессарио [автор статьи], со стороны Пия IX было крайне неосторожно забрать Эдгардо у его родителей, учитывая скандал, который это навлекло на католическую церковь, скандал, который продолжается до сих пор.
Перед нами стоит фундаментальный вопрос, касающийся религиозной свободы. Перед нами лежит основной вопрос: имеют ли люди право выбирать и жить своей верой без вмешательства правительства, или пределы религиозной свободы определяются исключительно суждениями благоразумия. Иными словами, возникает вопрос, имеют ли люди право на свободу вероисповедания в принципе или только на практике, когда это устраивает государство.
Ненадолго переходя к изюминке, позвольте мне сказать, что я придерживаюсь первой точки зрения, согласно которой свобода вероисповедания является Богом данным неотъемлемым правом. Конечно, это не означает, что право на свободу вероисповедания не имеет границ. Как и в случае с другими правами, разумные ограничения могут существовать и существуют (характер и объем этих ограничений — тема для другой статьи).
Вместо этого я хотел бы обосновать, почему более важно, чем когда-либо, сформулировать принципиальную позицию свободы вероисповедания. Я начну с описания различных способов, которыми угрожают свободе вероисповедания — справа, слева и по всему миру — способов, которые в совокупности создают картину нашего времени, вызывающую глубокую тревогу. Отсюда я предложу путь вперед в защите свободы вероисповедания.
Религиозный тоталитаризм
Учитывая споры о сфере действия Первой поправки в этой стране, я уверен, что многие из вас хотят услышать о свободе вероисповедания на Западе. Но перед этим я хочу обратиться к религиозной свободе за пределами Запада, где во многих местах религиозная свобода находится под угрозой. Опасность исходит от того, что я назову тоталитарной угрозой. У этой тоталитарной угрозы есть два аспекта: религиозный и светский.
Мы находим религиозный тоталитаризм в таких странах, как Иран и Саудовская Аравия, хотя недавние события в Саудовской Аравии предполагают, что эта страна может двигаться в новом направлении. Посмотрим. Что важно помнить об этих местах, так это то, что проблема заключается не только в религиозной свободе для меньшинств; это религиозная свобода для всех. Даже если человек или группа — или даже большая часть страны — придерживаются навязанной государством версии религии, эти люди не обладают религиозной свободой. Ни один из них не может не соглашаться, изменять или отрицать. Ни один из них не может свободно придерживаться другой версии поддерживаемой правительством секты. Возможно, хуже обстоят дела у религиозных меньшинств, но теократические устои этих стран лишают все население религиозной свободы.
Такие нарушения свободы вероисповедания, конечно, не новы, но во многих отношениях угроза растет. ИГИЛ является воплощением и до сих пор вершиной такого экстремизма; халифат означает религиозный тоталитаризм. Слава богу, ИГИЛ в некоторых местах отброшено, но во многих других оно живет, и идеология не исчезнет в ближайшее время. Напротив, по мере отступления ИГИЛ репрессивные методы Ирана распространились на Ирак, Сирию, Йемен и другие регионы.
В мае я поехал в Пакистан. Несмотря на сильное влияние военных, я бы не стал классифицировать Пакистан как тоталитарный, но ситуация в этой стране значительно ухудшилась. Незадолго до моего визита студент-мусульманин был линчеван по обвинению в богохульстве. К сожалению, Пакистан является мировым лидером по судебным преследованиям, осуждениям и тюремным заключениям за богохульство, а некоторые даже приговорены к смертной казни, но, возможно, еще хуже ужасающее насилие, совершаемое против обвиняемых во многих случаях. Этому насилию способствует атмосфера безнаказанности, когда обвинители и нападавшие часто не несут наказания за свои действия. Упомянутое мной дело студентки университета было особенно примечательным, потому что оно взорвало распространенный в Пакистане нарратив о том, что обвинения в богохульстве и сопровождающие их нападения в основном затрагивают бедные и неграмотные религиозные меньшинства, как, например, в споре между батраками, в результате которого невинная христианка Асия Биби попала в тюрьму ложные обвинения в отступничестве. Жертвой университетского дела стал молодой, образованный, обеспеченный мусульманин, убитый своими сокурсниками — во имя ядовитой тоталитарной идеологии, не терпящей никаких отклонений и инакомыслящих.
Я скажу больше о законах о богохульстве, но сначала позвольте мне добавить еще пару слов о Пакистане. Одной из групп, подвергшихся вопиющей дискриминации в Пакистане, являются ахмадийцы, секта, которую другие мусульмане считают еретической. Они последователи новоявленного пророка девятнадцатого века, расходящиеся с более традиционными приверженцами своей веры. Ахмадийцев презирают во всем мусульманском мире, но в Пакистане они отмечены даже в конституции страны за особую, официальную дискриминацию. Например, чтобы голосовать, ахмадийцы должны отказаться от своих убеждений. Им не разрешается называть себя мусульманами, и им не разрешается называть свои молитвенные дома мечетями. Недавно правительство предложило очень скромное изменение в формулировке закона, которое не гарантирует, но может, по крайней мере, открыть дверь для свободного голосования ахмадийцев. В ответ на этот крошечный шаг протестующие остановили столицу Исламабад, ситуацию, которую правительство смогло разрешить, только уступив требованиям об отмене поправки к закону, и министру юстиции, внесшему предложение, уходить в отставку.
Законы о богохульстве в Пакистане представляют собой огромную проблему, но я подозреваю, что вы будете удивлены, узнав о масштабах законов о богохульстве по всему миру. В 2016 году Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF), председателем которой я являюсь, выпустила отчет, в котором перечислены и проанализированы все законы о богохульстве в мире. Угадайте, сколько стран имеют законы о богохульстве. Почти семидесяти — треть стран мира. Удивлен? Что ж, вы еще больше удивитесь, когда узнаете, в каких странах они есть.
В дополнение к обычным подозреваемым — а обычных подозреваемых много — в список входят Австрия, Бразилия, Канада, Кипр, Финляндия, Германия, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Испания и Швейцария, и это лишь некоторые из них. Безусловно, законы о богохульстве в этих странах часто не соблюдаются. Тем не менее, мы в комиссии считаем, что все страны должны отменить свои законы о богохульстве, как это недавно сделали Дамарка и Мальта. Это подает хороший пример и оказывает давление на страны, в которых законы о богохульстве применяются более энергично, часто с жестокими последствиями.
Еще более важным является принцип, который поставлен на карту. Свобода вероисповедания, закрепленная в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, подразумевает, что:
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу, самостоятельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, исповедовать свою религию или убеждения в обучении, практике, богослужении и обрядах.
Люди должны иметь право отклоняться или не соглашаться с местной ортодоксией. Им должно быть позволено отвергать местных богов и называть своих богов любым именем, которое они сочтут нужным. Законы о богохульстве, соблюдаемые или нет, устанавливают, что, в принципе, правительство может регулировать то, во что вы верите. И я говорю «верю», потому что истинная вера очень часто неотделима от выражения этой веры в той или иной форме. Законы о богохульстве устанавливают, что религиозная свобода человека не является правом в собственном смысле, а правом или привилегией, подлежащей благоразумному суждению со стороны государства. Таким образом, религиозный тоталитаризм в конечном счете направлен на контроль всего человека, вплоть до его мыслей. Это, безусловно, разделяет его светский аналог.
Светский тоталитаризм
Это подводит нас к другой серьезной угрозе религиозной свободе за границей: светскому тоталитаризму.
В некоторых случаях тоталитаризм действительно идеологически светский. В то время как религиозный тоталитаризм боится ложных богов, светский тоталитаризм боится истинного Бога. Так обстоит дело, например, в Китае, где коммунистическое государство официально является атеистическим. Для китайских чиновников, как и в других коммунистических диктатурах, религия представляет собой угрозу, потому что она предлагает источник власти и преданности вне правящей партии. Поэтому они очень стремятся искоренить религию везде, где она процветает и не контролируется государством. Китай может терпеть назначенных государством епископов, но не подпольных.
Одной из групп, которая жестоко угнетается в Китае, являются мусульмане-уйгуры. В последнее время правительство усилило подавление их исповедания ислама, приняв далеко идущие меры, включая запрет на ношение длинных бород, пост во время Рамадана и даже на присвоение детям определенных мусульманских имен. Уйгуры проживают в основном в западном Китае, и правительство совершает эти нарушения, заявляя о сепаратистской агитации среди уйгуров. Хотя исламистский экстремизм представляет собой реальную угрозу во всем мире, китайское правительство не заслуживает сомнений, когда речь идет о свободе вероисповедания в частности или правах человека в целом. Насколько мы можем судить, большинство уйгурских мусульман миролюбивы, и обращение с ними явно несправедливо.
Я поднимаю вопрос об уйгурах-мусульманах в Китае, потому что он указывает на более широкий феномен светских правительств, в основном авторитарных, подавляющих религию во имя безопасности. Особенно это касается центральноазиатских государств бывшего Советского Союза. Я еще раз признаю, что мировая угроза исламистского экстремизма реальна. Однако слишком часто законные соображения безопасности используются в качестве предлога для чрезмерных ограничений свободы вероисповедания. В этих странах с помощью сложных систем регистрации и разрешений правительства регулируют и контролируют всю религиозную деятельность. Мусульмане, составляющие подавляющее большинство этих стран, а также христиане и другие небольшие группы несправедливо страдают во имя национальной безопасности. Здесь правительство не столько стремится навязать идеологию, как в теократии. Вместо этого он надеется укрепить непревзойденный авторитет государства, сохранив нерелигиозный характер общества. В некотором смысле это государственно-ориентированное видение становится заменой религии (Северная Корея является самым радикальным и самым нелепым примером).
И религиозный, и светский тоталитаризм считают религию и, следовательно, свободу вероисповедания своим врагом.
Свобода вероисповедания на Западе
С этой точки зрения у нас на Западе все довольно хорошо. Работая в USCIRF, который отслеживает и сообщает о наихудших ситуациях со свободой вероисповедания в мире, я остро осознаю, насколько наши проблемы дома меркнут по сравнению с тем, что происходит за границей. Но урок из этого не то, что вы думаете. Дело не в том, что мы должны чувствовать себя настолько хорошо, чтобы довольствоваться нашими нынешними обстоятельствами. Напротив, болезненная международная сцена должна быть для нас постоянным напоминанием о том, насколько редка, насколько драгоценна и насколько уязвима религиозная свобода — и насколько бдительными мы должны быть в ее защите.
Мы по своей сути не лучше и не более достойны свободы вероисповедания, чем кто-либо другой в мире, и мы не должны воспринимать нашу удачу как должное. Скорее, мы должны усердно работать над сохранением культурных, политических и правовых условий, которые делают возможной свободу вероисповедания. Короче говоря, мы не должны совершать ни одну из ошибок: мы не должны ни преувеличивать наши проблемы и забывать, как хорошо они у нас есть, ни преувеличивать наши блага и пренебрегать защитой религиозной свободы.
В завтрашнем эссе я опишу события в нашей собственной цивилизации, которые продемонстрируют, как может происходить эрозия этого священного права, анализируя внутренние проблемы религиозной свободы, с которыми сегодня сталкиваются правые и левые.
Для Таблиги Джамаат ислам не является тоталитарным
Коммунизм, возможно, мертв, но, по мнению небольшой, но влиятельной группы экспертов по внешней политике, западная цивилизация остается в осаде. От Ирана и Судана до пригородов Парижа и Всемирного торгового центра мусульманские фанатики с их суровой верой и воинственной идеологией формируют новую волну тоталитарных движений — следующую большую угрозу, с которой Америка должна столкнуться. Ислам, предупреждают критики, в некотором смысле является естественным наследником марксизма, и мусульмане готовы заменить большевиков в качестве главной силы мировой революции.
Ведущий американский востоковед Дэниел Пайпс утверждал, что сторонники исламского возрождения склоняются к тоталитаризму, потому что они видят «ислам как основу политической системы, касающейся всех аспектов жизни. . . . Какой бы ни была проблема, «ислам — это решение». В их руках ислам превращается из личной веры в правящую систему, не знающую ограничений. Они тщательно изучают Коран и другие тексты в поисках намеков на исламскую медицину, исламскую экономику и исламское государственное управление, и все это с целью создания тотальной системы для приверженцев и соответствующей тотальной власти для лидеров». Пайпс предупреждает, что те, кто считает ислам «тотальным образом жизни», как и последователи других тоталитарных идеологий, склонны быть «по своей природе антидемократическими и агрессивными, антисемитскими и антизападными». Чтобы противостоять этой угрозе, он призывает Вашингтон поощрять силы секуляризации в мусульманском мире, поддерживая не только кемалистский режим в Турции, но и противоречивых фигур, таких как Салман Рушди и Таслима Нисрин, которые хотят устранить все следы исламского влияния в политике. .
Этот аргумент о тоталитарной сущности ислама кажется многим западным людям заслуживающим доверия отчасти из-за распространенного непонимания. Если они что-то знают об исламе, то наверняка слышали эпиграмму «Ислам — это не просто религия, это тотальный образ жизни». Все религии, конечно, могут подразумевать тотальный образ жизни, поскольку они определяют самые фундаментальные ценности верующего и тем самым формируют его влияние в семье, экономике и государстве. Но ислам, якобы, другой. Он выходит за рамки косвенного влияния на поведение и представляет собой тщательно продуманный свод религиозных законов, который представляет собой проект определенного социального порядка. Другие религии также разработали сложные правовые кодексы, но ислам, единственная среди мировых религий, кажется, требует, чтобы правоверные создали исламское государство для обеспечения соблюдения священных заповедей.
Некоторые видные мусульмане, такие как иранский аятолла Хомейни, поддержали бы идею о том, что надлежащее исполнение ислама требует создания исламского государства. Но, хотя жители Запада, кажется, слышат только одну сторону дебатов, этот вопрос вызывает большие разногласия среди мусульман. Большинство других аятолл Ирана не согласились с Хомейни по этому вопросу. На самом деле есть свидетельства того, что большинство мусульман не поддерживают призыв к созданию исламского государства.
Таблиги Джамаат, одна из крупнейших организаций в мусульманском мире, открыто отвергает идею о том, что ислам предписывает определенный политический план. Таблиги Джамаат, или Общества пропаганды (ценностей), возникли в северной Индии в XIX в.20-х годов под руководством Мухаммада Ильяса, происходившего из знатной семьи суфиев (исламских мистиков). Ильяс вырос в Мевате, сельской местности, где знание ислама часто было лишь поверхностным, и на всю жизнь у него развилась страсть к пропаганде исламского вероучения и продвижению практики исламских ритуалов. В качестве проводника этого крестового похода Таблиг изначально был (и остается) миссионерской организацией, но той, которая полностью сосредоточена на продвижении благочестия в мусульманском сообществе, а не на обращении немусульман.
Связанные книги
Подход Таблая к этой задаче был необычным. Фундаменталистские движения, занимающиеся подобными проблемами, обычно собирали деньги у своих приверженцев на строительство новых мечетей, чтобы привлечь видных улемов к проповеди и борьбе с деревенскими традициями, просочившимися в местную практику. Но Таблиг перевернул эту формулу, попросив своих членов добровольно тратить время, а не деньги, и организовав их в миссии (джамаат), первоначальной целью которых было ездить в города, чтобы они могли учиться у улемов. Но со временем участники обнаружили, что они могут получить более эффективное исламское образование, наставляя и поощряя друг друга: они обнаружили, что жить по исламу важнее, чем изучать его. Внутри миссии стремились создать эгалитарную атмосферу, в которой члены подражали одежде, речи и привычкам Пророка Мухаммеда. Внешне они делали упор не на проповедь, а на практику: большая часть их энергии была сосредоточена на том, чтобы побудить других мусульман собираться в общинной молитве, незаметно приглашая прохожих присоединиться к ним либо на больших митингах на открытом воздухе, либо на небольших собраниях в общественных зданиях, таких как аэропорты (скорее, как Харе). кришнаиты). Миссии Таблиг все чаще подчеркивали важность веры и преданности делу, а не формального обучения как основы религиозной жизни.
Внешне Таблиг не похож на исламское движение, которое жители Запада «одобряют». Делая акцент на действии, а не на анализе, он не создал серьезных интеллектуальных работ. Он делает почти магический акцент на ритуале: Таблиги думают, что каждый акт повторения исламского кредо или молитвы вносит определенный вклад в спасение человека. Бывшие члены описали организацию как гигантскую «молитвенную машину».
Тем не менее, акцент Таблиг на вере и духе, а не на внешних атрибутах религиозного обучения, имел важные последствия для отношения его членов к политике. Барбара Меткалф, ведущий западный эксперт по Таблиг, отмечает, что, хотя цель движения состоит в том, чтобы изменить жизнь приверженцев, искомая трансформация «не рассматривается инструментально, то есть в ожидании того, что трансформация людей в конечном итоге приведет к справедливому общество. Наоборот, забота целиком и полностью связана с ориентацией мусульман на исламский образ жизни в индивидуальной жизни, единственное измерение жизни, над которым, кажется, имеется полный контроль. Форма большего мира просто предоставлена Богу». Таблиги не верят, что ислам определяет идеальную политическую систему; на самом деле они упорно аполитичны. Мечта фундаменталистов о создании исламского государства, принуждающего людей совершать молитвы или поститься во время Рамадана, ужасает Таблигов: без силы веры и совести человека, стоящих за ними, такие молитвы и посты были бы бесполезны.
Отчасти именно потому, что он настолько аполитичен, правительства от Туниса до Пакистана не только терпят, но и поощряют распространение Таблиг. Укоренившись в Индии, он быстро распространился по Пакистану, Афганистану, Бангладеш и Шри-Ланке в Юго-Восточную Азию. Это одно из трех движений, возглавивших исламское возрождение в Малайзии, а также играющее важную роль в Индонезии. Он очень популярен среди мусульманских меньшинств на Западе, включая Америку, Англию и Францию. Он прочно обосновался и в некоторых частях Ближнего Востока, хотя еще не распространился там так широко, как в других частях мусульманского мира.
Вопреки западным стереотипам, лишь меньшинство мусульман составляют жители Ближнего Востока. Примерно 30 процентов составляют арабы, турки или персы. Таблиг наиболее популярен в тех регионах, где проживает половина мусульман мира: Южная Азия и Юго-Восточная Азия. У него есть филиалы в большем количестве стран, чем у любого другого массового мусульманского движения. Хотя точных статистических данных о членстве нет, она, вероятно, затмевает следующую по величине многонациональную исламскую организацию, «Братья-мусульмане», членство в которой ограничено арабскими странами.
По иронии судьбы, именно потому, что Таблиги аполитичны, они остались практически незамеченными на Западе. Таблиг уже был одним из крупнейших исламских движений на Западном берегу к началу 1980-х годов, однако исследования ислама среди палестинцев обычно не упоминают его и вместо этого сосредотачиваются на гораздо более мелких группах, таких как «Исламский джихад». Тем не менее, отношение Таблиги к политике, вероятно, гораздо более распространено среди мусульман, чем отношение фундаменталистов или прозападных интеллектуалов, осуждающих ислам как социально отсталое суеверие.
Отдельные члены Таблиг, если их спровоцировать или рассердить, могут пойти на избирательные участки, чтобы проголосовать за фундаменталистов; но они могли бы в равной степени голосовать за светские правительства, если бы считали, что последние служат интересам общества.