Традиции семейного воспитания – Традиции семейного воспитания

Традиции семейного воспитания

Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих замет­ное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семей­ные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает истори­чески сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.Семья, как и другие социальные инсти­туты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, роди­тельские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение до­суга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец мате­риальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного ма­лыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитан­ной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолето­писи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв­шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально цен­ных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимо­понимание, готовность прийти на помощь близкому человеку (А.И.Захаров, А.Б.Орлов, А.С.Спиваковская).

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синони­мы. Ответ на вопрос о том, насколько правомерно такое отождест­вление, дается в исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, со­гласно которым они служат средством стабилизации утвердивших­ся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи непосредствен­но, путем детальных предписаний определенных действий в кон­кретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поко­лений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Каждый обычай, естественно, име­ет свой смысл, но он не выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть.

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, ко­торая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в тра­диции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, тра­диция гостеприимства, которой придерживаются многие совре­менные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное — общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему тако­вую, а стол накрывается по принципу «чем богаты — тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между тра­дициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным обра­зом, простые привычки — стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппе­тита, замечательный обычай сельских жителей — приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, по­вторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся си­туациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффектив­ны. Другое дело — традиции, которые отличаются большим дина­мизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования совре­менной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведе­ния ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совер­шения конкретного поступка. Сложные привычки дают возмож­ность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, ко­торые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («По­чему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка — она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон — совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи — два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Се­мейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоцио­нально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребен­ка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, ре­лигиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, цен­ность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны тради­ции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценно­стей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктив­ных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истин­ных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожела­ниями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой се­мье день рождения ребенка — повод для очередного взрослого засто­лья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере тра­диция — основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к до­бру, стимулирует элементы творчества, во втором — причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму ко­торой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует пол­ноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые вос­полняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками скла­дывались в отечественных семьях, а в послереволюционный пери­од, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, ме­щанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие (Т.Е.Березина, Т.М.Баринова, Г.Н.Гришина). Некоторые из этих традиций начинают возрождать­ся. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фото­альбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение му­зеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развле­чения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержа­ния, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований (Т.М.Баринова, Е.С.Бабунова, Н.В.Демидова), эти традиции самые распространен­ные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внима­ние в них уделяется порядку действования (приобретение елки, по­дарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, иницииро­вание активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье — елка, ее ус­тановка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшен­ной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми ел­ку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызы­вают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки ~ это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чув­ства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка — старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные иг­рушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно дол­го, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно уз­нать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Алексан­дре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэконом­ленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, получен­ный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, — самая лю­бимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был малень­кий, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть акку­ратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, ока­зывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, уста­новления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жиз­недеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский).

studfiles.net

Традиции семейного воспитания

Традиции семейного воспитания в каждй семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан.

Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

Основа традиций семейного воспитания — ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.

В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейнорго воспитания — базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка.

Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.

В семьях нынешнего времени возрос интерес к собственному происхождению, что и выражается в традициях семейного воспитания, которые связаны с экскурсом в родословную семьи. Существенно разнообразнее становится традиция проведения досуга: поездки за город, путешествия, посещение музеев, спортивные развлечения и т. д.

Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее.

Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Погружение в традиционную фольклорную среду также является одним из факторов воспитания. Фольклор не просто лишь знакомит с окружающим миром, но и внушает ценные нравственные правила, а также нормы поведения, и делается это в насыщенной эмоциональной форме, которая понятна и доступна. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Масленица, Рождество, Пасха- наиболее любимые народные и семейные торжества. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.

mi-la-ya.ru

Консультация на тему: Традиции семейного воспитания.

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО воспитания

 

Собрание можно провести за круглым столом, с чаем и сладостями. Это сблизит родителей и позволит раскрепоститься.

Воспитатель рассказывает о влиянии семейных традиций на благополучное развитие детей.

Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образен материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолетописи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв­шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: „’они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально пенных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти па помощь близкому человеку.

Традиции  и  обычаи  — два  канала социализации  ребенка, причем традиции функционирую на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит  какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.

«В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка

 

реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка — повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида па самых близких людей. В первом примере традиция — основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором — причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря па суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции  проведения досуга:  путешествия,  воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др.  С другой стороны, нуждаются в обогащении содержания, а следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и. конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т.

 

п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье — елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочно­сти, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки — это целый ритуал огромного комплексного воздействия па ум, чувства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка — старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. Или этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, — самая любимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть аккуратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, оказывается, дороги твоим близким, любимы тобой! Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально- культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

Воспитатель предлагает родителям поделиться своими семейными традициями.

— Какие традиции есть у вас в семье?

Родители делились своими семейными традициями. А так же рецептами своих кондитерских секретов. 

nsportal.ru

Статья: Семейные традиции как средство семейного воспитания

Семейные традиции как средство семейного воспитания

 

        Каждая семья стремится к счастью и благополучию, для этого она находит выражение в создании семейных традиций. Семейные традиции объединяют семью, отражают нравственную позицию членов семьи.

        Семейные традиции — это, в первую очередь, праздники, дни рождения, которые все члены семьи отмечают вместе; торжественные обеды по выходным, вечерние чаепития за одним общим столом; это семейные походы, рыбалка, прогулки и пикники на природу; это традиция вместе с ребенком посещать выставки, музеи, театры;  это совместные игры и многое другое.

        Очень хорошая традиция приобщать детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни. За вечерним чаем, когда все члены семьи собираются вместе, обсуждаются прошедшие события, или же обмениваются впечатлениями о просмотренном накануне фильме.  Вместе обсуждаются планы отдаленного или ближайшего будущего. Так же полезная традиция совместных чтений, обсуждений прочитанного, высказывания и обменам мнениями. Таким образом, ребенок чувствует себя частью семьи, чувствует свою значимость в семье, ощущает себя равным членом семьи.

        Семейные праздники. Праздники для детей — это нечто особое, всегда необычное событие.  Дети всегда с нетерпением ждут праздник, считают дни до праздника. Дети готовятся к празднику, учат стихи, песни, танцы, разыгрывают различные сценки для праздника, и все это они делают с большим желанием, интересом, без принуждения. Так же благодаря семейным праздникам можно приобщать детей к труду, делать совместно различные поделки, подарки. Праздники открывают перед детьми особенности традиции, культурные ценности своего и других народов.

        Хорошая традиция празднование дня рождения. День рождение для детей — это веселый праздник. В день рождение детям дарят подарки, дети очень любят и ждут подарки. Чтобы ребенок запомнил свой день рождение, взрослым заранее необходимо составить программу, куда будут входить: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы и тому подобное. Так же для детей будет хорошим сюрпризом, если родители пригласят на праздник клоуна, сказочного персонажа, или кто-то из членов семьи сам облачится в костюм сказочного героя. В последнее время стало модным праздновать тематические вечеринки, это когда все члены семьи и гости одеты на одну тематику, или же у всех наряды одного цвета. Так что от фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

        Так же у большинства семей существуют ритуалы каждый год в день рождение, отмечать рост ребенка на специальной линейке или на дверном косяке, обводить ручку и ножку ребенка.  Некоторые семьи после празднования дня рождения, праздника оформляют семейный альбом с фотографиями торжества. Словом, делают нечто, что поможет ребенку, потом повзрослев вспомнить свое детство. Для детей все праздники — необычны и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга.  И от нас от родителей зависит, какой мы пример положительный или отрицательный покажем своим детям. Ведь повзрослев, наши дети, так же, как и мы, будут отдыхать, и показывать пример уже своим детям.

        Сбор и хранение семейных реликвий одна из важных традиций, ведь каждая семья должна иметь памятный архив своей родословной. Это почетные грамоты, медали отцов и дедов, это история их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь наши дети, а в дальнейшем и внуки захотят знать, как мы жили, как жили наши родители, кем мы были, кем были их бабушки и дедушки. Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое дерево, на котором будут присутствовать все родственники и предки семьи. Семейный альбом так же поможет сохранить историю семьи. Совместное просматривание фотографий, оформление страниц фотоальбома и есть то общение, которое сближает детей и родителей. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

        Семейный отдых на природе. Хорошая традиция вместе всей семьей поехать на природу. Погулять с ребенком по лесным тропинкам, пособирать грибы, ягоды. Любуясь красотой окружающей природы послушать с детьми голоса птиц, понаблюдать за насекомыми, провести с ребенком игры природного содержания («Кто, где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист»). Так же хорошо собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги.  Дома потом можно будет из собранного материала изготовить поделки. Будет здорова, если вы захватите в лес перекусить, пикник на лесной полянке хорошее воспоминание для ребенка. Не забудьте привить ребенку бережное отношение к природе, к окружающему миру (уходя из леса не забыть забрать свой мусор).

        Хорошая традиция проводить всей семьей каждое лето в путешествии.  Путешествие для детей — это увлекательное приключение.  В путешествиях дети учатся общению, приобретают новых друзей.  Путешествия помогают ребенку узнать и увидеть много нового, в путешествиях дети познают мир.

        Родители обязаны приобщать детей к миру красоты, природы, искусству. Экскурсия на выставки, в музеи может дать толчок в таком виде деятельности как коллекционирование. Коллекционирование — собирание, сбор, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов, это могут быть однородные или объединённые общностью темы. Благодаря коллекционированию ребенок учится ценить красивое, прекрасное и уважать труд людей.  Маленьких детей можно начать приобщать к собирательству с самых различных природных материалов.  Это шишки, камешки, ракушки, коряги и различные стекляшки.  Дети постарше могут уже коллекционировать: марки, значки, фантики, старинные монеты и т. п.

         Большой простор для создания семейных традиций таит в себе кухня и кулинарные таланты членов семьи.  Замечательно если в семье есть традиция подавать любимое блюдо в особенные или праздничные дни.  Готовить по выходным вместе с ребенком это хорошая традиция, особенно это хорошо, когда мать приучает дочь готовить, это ей как будущей маме и жене очень пригодится. Так же ребенку будет интересно, если дать ему возможность освоить свое «коронное блюдо», которое и займет почетное место на столе. Можно организовать и праздники «национальной» кухни. Так ребенок узнает много нового об окружающем мире, и освоит экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или… пить из блюдца.

       Игры с ребенком. Игра готовит ребенка к сложной социальной жизни, наполняет социальными эмоциями, переживаниями, представлениями. Игра создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Играть надо с ребенком в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие, семейно-бытовые.  Настольные игры — это домино, лото, шахматы и т.п.  Игры с природным и бросовым материалом, например: «Угадай, с какого растения семена», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кошки – мышки», и т.д. Игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.             

        В последнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастание национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня рождения. В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Новый Год, Рождество, Масленица, Пасха и др.).

        В человеческом обществе традиции, передаваясь из поколения в поколения менялись, видоизменялись,  но их назначение оставалось неизменным: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

       Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социально-нравственное развитие ребёнка идёт более успешно. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.

Статью подготовила: Степанова Елена Николаевна, воспитатель «Урайского специализированного Дома ребенка» г. Урай Тюменская область Ханты – Мансийский Автономный округ – Югра Россия.  

 

nsportal.ru

Статья на тему: Традиционное семейное воспитание

Традиционное семейное воспитание.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.

Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье. По образному выражению И.В. Бестужева-Лады, семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией». В прошлом, когда институциональные формы воспитания в мире не были столь распространены, как сейчас, именно эта «академия» закладывала ценностные, моральные ориентиры личности, позволяла усваивать навыки, необходимые человеку на протяжении всей его последующей жизни в обществе.

Совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа, составляющие основу семейного воспитания, принято называть «народной педагогикой».

Народная педагогика — составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. У каждого народа, нации, общины, рода, племени, этнической диаспоры складываются свои представления о воспитании и соответствующий практический опыт. Идеал воспитания, его содержание, средства народной педагогики теоретически, в строгих определениях не сформулированы и не систематизированы. Они бытуют в фольклоре, образе жизни нации, в практической деятельности в различных сферах жизни и быта народных масс, но формируются именно в семье.

 

Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поколении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

 

В сегодняшних российских условиях, когда многие задаются вопросом о том, в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций — воспитательную, именно народная педагогика может выступать основой гармоничного семейного воспитания подрастающего поколения. Не в «глобализации» основ семейного воспитания, а в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.

 

Как отмечал К.Д.Ушинский, «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным… Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма».

* * *

Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

 

1. Воспитание детей в семьях русских крестьян

 

Чтобы рассмотреть самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни деревенской семьи конца XIX в. — 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5—10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

 

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

 

Родители

 

Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины — материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», — говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын — бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

 

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 — 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

 

Дети

По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

 Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец:  как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

 

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших — служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

 

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» — хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую — сестра».

Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.

 

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

 

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

 

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить — себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом.

 

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, «хранить честь смолоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга — в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле». Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек — чистоту, для женщин — отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

 

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности. В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, — что он «только и может гонять бабки».

 

2. Семейное воспитание в СССР

 

Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей — это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер.

Главной и общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) считалась «подготовка детей к жизни в социалистическом обществе».

 

3. Трансформация семьи в современной России

 

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;

наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;

изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой — к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.

nsportal.ru

Семейные традиции воспитания детей

Воспитание детей или одного ребенка — это очень важный, а еще тонкий и многогранный процесс. В нем объединены все сферы современной жизни, притом, не зависимо от нашего желания. Все то, что окружает наших детей, определенным образом влияет на формирование их личности. Но наибольшей силой обладает, конечно, семья. Именно родители являются первыми, с кем малыш знакомится, и первыми, кто будет его окружать и заботиться о нем. Родители – это первые люди, которые на него существенно влияют. И независимо от того, какое количество времени они проводят с дитем, оно станет копировать прежде всего, их поведение.


Семейные традиции воспитания детей

Что является самым важным для семейного воспитания ребенка?

Важнейшим качеством считается сознательный подход и последовательность. Если вы желаете вырастить честное чадо, то никогда не лгите ему. А мечтая об аккуратном, чистоплотном отпрыске, старайтесь всегда поддерживать свой дом и себя самих в идеальном порядке. Желая сохранить связь с детьми в течение всей жизни, не вздумайте умалять роль семейных традиций в их воспитании.


Что важное в воспитании детей

Традиции семьи

Любые, семейные традиции важны потому, что именно вы их создали. Они сильно влияют на детей. Прежде всего, традиции указывают на модель поведения, которую подрастающее поколение заберет для себя во взрослой жизни. Не в последнюю очередь они формируют в детском сознании представление про будущую жизнь. А это, в свою очередь, наложит некий отпечаток на личность в целом. Желая хорошо воспитать собственных детей, сформируйте в семье хорошие традиции. И они станут важной частью воспитательного процесса. 


Традиции семьи

Связь с родителями

Психологи доказали, что у любого ребенка есть внутренняя потребность в том, чтобы ощущать свою связь с родителями и с семьей, а также, чтобы иметь поддержку. И если случится так, что ребенок не найдет этого в семье, он обязательно выберет из своего окружения «заменитель». 


Связь с родителями

Роль семейных традиций

Существование положительных семейных традиций поможет ребенку понять свою особенность, раскрыть индивидуальность и способности с талантами. Ведь осознание того, что он отличается от кого-то, например, тем, что в его семье есть та или иная традиция, поможет самоутвердиться и даже самореализоваться. Семейные традиции формируют в детях некоторые другие положительные черты, как общительность и ответственность, а также способность к любви и пониманию, искренность и даже умение прощать. А еще они развивают инициативность.


Роль семейных традиций

Какими должны быть семейные традиции

Тем, кто решил завести в своей семье новую традицию, следует учесть, что она обязательно должна быть приятной и становиться источником удовольствия для всех членов семьи. А еще традиция должна быть регулярной, а не осуществляться «от случая к случаю». Также она должна стать эффектной и эффективной, то есть, удивлять и радовать, обязательно запоминаясь. Семейная традиция должна, прежде всего, быть естественной, не стоит специально надумывать пафосные ритуалы, лучше простенько и со вкусом. Надо формировать традицию с любовью, чтобы она была во благо, а не ради установления каких-то жестких, например, воспитательных канонов.


Какими должны быть семейные традиции
Совет

Увы, но нынешние тенденции таковы, что семейной традиции остается все меньше времени и внимания. Они, конечно, есть, но лишь те, что формируют режим повседневной жизни. А ведь воспитывать детей помогают именно положительные – теплые, семейные традиции.

Вывод:

Важность современных традиций семьи трудно переоценить. К тому же, они помогают воспитывать в детях уважение и любовь к своим родным, ценить семейные устои и дорожить мнением близких. Все это, в свою очередь, помогает гармоничному развитию и становлению личности.


Семейные традиции — воспитание детей

www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn--p1ai

Статья по теме: Семейные традиции в воспитании детей

Семейные традиции в воспитании детей

 

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья.

Родители — первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени вы проводите с дитем, оно будет копировать в первую очередь ваше поведение.

Семейное воспитание детей всегда должно быть сознательным. Если вы хотите вырастить честного сына, никогда не врите ему. Если вы мечтаете об аккуратной и чистоплотной дочурке, всегда поддерживайте дом и свой внешний вид в идеальном состоянии. Если вы хотите сохранить связь со своими детьми на всю жизнь — не умаляйте роль семейных традиций в воспитании детей.

  Формируйте хорошие семейные традиции

Ведь что такое традиция? Это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющиеся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему, в конечном счете, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, вредные или полезные, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют. Может быть, вы не ходите в парк всей семьей каждой воскресенье, но зато до обеда не встаете в этот день из кровати? Может быть, вы не читаете ребенку книгу вечером, но зато три часа посвящаете просмотру телесериалов? Может быть, вы не обсуждаете совместно свои проблемы или планы, но зато никогда не перечите мужу и не имеете права голоса в семье? Это ваши семейные традиции. Вы их создали. И они влияют на ваших детей. В первую очередь — показывают модель поведения, которую они заберут с собой во взрослую жизнь. Не в последнюю — формируют в их сознании представление о жизни, что наложит свой отпечаток в целом на личность.

Если вы хотите хорошо воспитать своих детей, формируйте в своей семье только хорошие традиции! Все, о чем пойдет речь ниже, будет касаться хороших традиций. Это на самом деле очень важно, потому что семейные традиции имеют огромнейшее значение в воспитательном процессе.

  Традиции-воспитатели

Ну, подумаешь, семейные традиции! — может подумать папа, в семье которого не отмечали ни одного праздника вместе. Но вы подумайте теперь о том, сколько вы потеряли из-за этого! Хорошая семейная традиция сплачивает семью, делает всех особей, проживающих в одном доме или в одной квартире, семьей, а не соседями. Она дает ребенку неискоренимое ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенное ощущение каких-то гарантий останется с ребенком на всю жизнь. И во многом ему поможет!

Между прочим, это наша внутренняя потребность – ощущать связь с родителями и семьей, иметь поддержку. И если семья не будет выполнять отведенную ей роль в воспитании ребенка, то эту роль перетянет на себя что-то другое, замена непременно произойдет. Уверенны ли вы в том, что это пойдет на пользу вашим детям, что замена будет достойная?

Кроме того, формирование семейных традиций создают в целом позитивный образ будущего. Ребенок знает, что впереди его ожидает что-то хорошее: поездка в лес в марте-месяце, игра в снежки первым снегом, поход в театр в воскресенье, совместное семейное рисование стенгазеты в канун Нового года. Из таких детей вырастают оптимисты, а, как известно, только оптимист может добиться успеха в жизни.

А как важно быть достойными хорошими родителями! Ведь каждый ребенок любит маму и папу и гордится ими независимо ни от чего. Но если при этом он будет знать, что вы и вправду самые лучшие, ему будет так легко и приятно! И во дворе из-за хвастливого «а мне папа купил машину» у вашего ребенка не будут наворачиваться слезы на глаза, он будет знать: его папа все равно лучше, он берет его с собой на рыбалку!  

Существование хороших семейных традиций помогает понять ребенку свою особенность, индивидуальность, раскрыть способности и таланты. Ведь знание того, что ты отличаешься от кого-то (именно тем, что в твоей семье существует такая славная традиция), помогает самоутвердиться и самореализоваться. Традиции формируют в наших детях множество других положительных черт: общительность, ответственность, любовь и понимание, искренность, умение прощать, инициативность и так далее.

  Самые разные семейные традиции

Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

Почему бы не завести традицию печь пироги на выходные? Поверьте, когда ребенок вырастет, он не забудет их вкус и запах. И всегда будет мысленно возвращаться за круглый стол, накрытый ванильной скатертью, за которым папа непременно сидел возле чайника. Будет возвращаться, чтобы отогреться и зарядиться силами.

А заведите-ка традицию любой вопрос (кроме откровенно взрослых и скандальных вопросов, конечно) решать на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда спустя годы они будут звонить вам и навещать вас уже хотя бы потому, чтобы обсудить с вами последние события в своей жизни.

Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – это очень хорошая традиция!

Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить. И уже если вы решили завести новую традицию в семье, то учтите, что:

  1. традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
  2. традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
  3. традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
  4. традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говорится;
  5. формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.

 

Берегите семейные традиции

Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста.

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это священный процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность – чтобы было что вспомнить и рассказать.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о