Психология общения — Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций.
« Предыдущий вопрос
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Теория каузальной атрибуции
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция
Трансактный анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики.
Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры «трансакции». Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.Родитель,
Взрослый,
Дитя.
Виды трансакций.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ
Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.
Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.
ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ
возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок.
Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ
являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на психологическом уровне. Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.
Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я и возьму.
Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
« Назад 28.11.2017 13:23 Когда два человека находятся достаточно долго вместе, то рано или поздно между ними начнется общение, не обязательно вербальное. Они начнут обмениваться стимулами. Когда одна личность пошлет стимул другой, а другая ответит на этот стимул, общение состоялось. Такой обмен стимулами Эрик Берн называет трансакцией. Когда два человека общаются, их отношения становятся системными. Если общение начинает А., а Б. ему отвечает, дальнейшие действия А зависят от ответа Б. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое «Я-состояние» А. в какое «Я-состояние» Б. послало коммуникативный стимул и какое «Я-состояние» Б. в какое «Я-состояние» А. дало ответ. Если в общении участвует одно «Я-состояние» партнера, такая трансакция называется простой. Выделяют комплементарные (со взаимным дополнением) трансакции и трансакции перекрещивающиеся. Комплементарные трансакции это такие трансакции, где вектор стимула и вектор ответа совпадают. В практической работе я выделяю два типа комплементарных трансакций: психологического равноправия — горизонтальные (рис. 6а) и психологического неравноправия, или рабско-тиранические—наклонные (рис. 6б). Трансакций первого типа всего три: (Р—Р, В—В, Д—Д) По линии Р—Р мы сплетничаем или говорим банальности («Молодежь распустилась!» — «Да, мы были значительно скромнее!»), по линии В—В работаем («Подай разводной ключ!» — «На!») или обмениваемся информацией («Который час?» — «Двенадцать!»), по линии Д—Д любим или развлекаемся («Пойдем в кино?» — «Хорошая идея!»). Второй тип комплементарных трансакций возникает в ситуации опеки, заботы, подавления или восхищения («Надень зимнюю шапку!» — «Хорошо!»). Если векторы сообщений не совпадают, такие трансакции называются перекрещивающимися (рис. 7). рис. 7 Пример перекрещивающейся трансакции: «Который час? — «А где твои часы?» Изучение простых трансакций позволило Берну вывести два закона общения: 1. Если общение идет по схеме комлементарной трансакции, оно может идти неограниченно долго. Конфликта нет и не будет. 2. Мною на основании этих законов разработана система профилактики конфликта, поведения в конфликте и выхода из него, которую я назвал «психологическое айкидо». Суть метода заключается в использовании приема психологической амортизации, согласно которому для избежания конфликта надо моментально согласиться со всеми доводами партнера, что позволяет избавиться от вредных последствий лести и предательства, быстро завести деловые контакты и достойно ответить на оскорбления. Всего простых трансакций 81 (рис. 8). рис. 8 На практике мы используем всего пять-шесть, да и то те из них, которые или конфликтны по своей сути или ведут к конфликту (рабско-тиранические). Если в общении одновременно два «Я-состояния», такую трансакцию Берн называет скрытой. Скрытые трансакции бывают угловые (рис. 9а) и сдвоенные (рис. 96). рис. 9 Скрытые трансакции имеют два уровня: осознаваемый, социальный, где связаны два Взрослых партнера по общению, и скрытый, психологический, где Дитя одного партнера провоцируется каким-нибудь другим компонентом второго партнера. Инициатива как будто принадлежит Взрослому, но исход общения зависит от желаний Дитяти. И тайное становится явным. Пример угловой трансакции: Официант: Что будете пить? Посетитель (с некоторой растерянностью — пить вообще не собирался, просто зашел пообедать): Коньяк с шампанским. Здесь как будто идет разговор двух Взрослых. Правильно было бы ответить: «Да, у вас великолепный ресторан и отличные напитки, но я зашел просто пообедать» и потом заказать еду. Но Взрослый официанта тонко провоцирует Дитя посетителя, как бы говоря: «Неужели такой солидный не может позволить себе…». И Дитя заставляет Взрослого заказать спиртные напитки. Ведь с точки зрения Взрослого, выпивка — глупость, а слова Взрослого посетителя имеют скрытый подтекст, который принадлежит Дитяти: «Я докажу этому… официанту, что я не хуже другого». Спиртные напитки, может быть, и высокого качества. Но это, как минимум, лишняя трата времени, денег и вред здоровью. Пример сдвоенной трансакции: Он: Вы не хотите зайти ко мне попить чайку? Я тут один недалеко живу. Она: Идея хорошая. Я вся продрогла. Это трансакция флирта. Здесь также инициатива принадлежит Взрослому, но исход общения зависит от решения Дитяти. Суть терапевтического подхода при трансактном анализе заключается в том, чтобы научить пациента различать у себя и у других, в какой позиции (Родитель, Взрослый или Дитя) находится его «Я» и в зависимости от этого строить общение. Узнать «Я-состояние» нетрудно по определенным жестам, интонации. «С моей точки зрения», «Целесообразно», «А может быть, стоит попробовать так?» и т. п., спокойный тон и незначительная жестикуляция свидетельствуют о том, что человек находится в позиции Взрослого. «Должен», «Нельзя», «Я с этим покончу раз и навсегда!», поучительный или угрожающий тон, перст указующий, вальяжность и снисходительное отношение к партнеру показывают, что личность находится в позиции Родителя. «Не хочу», «Не буду», «Я вас люблю», размахивание руками, выраженная экспрессия говорят о том, что человек находится в позиции Дитяти. Эрик Берн выделяет шесть форм общения: уход в себя, ритуал, деятельность(процедура), развлечение, игра, близость. Уход в себя — это общение с самим собой в тот момент, когда человек находится в обществе. Уход в себя наблюдается после поражения в общении, проявляется в виде внутреннего диалога с партнером, который победил тебя, и продолжается до тех пор, пока ты не «одержишь победу». В общем, это «разговор на лестнице». Уход в себя выполняет двоякую роль. С одной стороны, это транквилизатор, успокаивающее средство, с другой — слабительное, очищающее от ненужных переживаний. Но если уход в себя продолжается достаточно долго, тематика отрывается от психотравмирую-щих переживаний, и развивается невроз навязчивых состояний. Поскольку здесь ведущей является фантазия, ибо партнер в этих действиях поступает по желанию пациента, можно считать, что уход в себя является функцией Дитяти. Есть один критерий, который позволяет отделить размышления Взрослого от фантазий Дитяти. При размышлениях Взрослого личность ищет свою ошибку, при фантазиях Дитяти она пытается во всем обвинить партнера и перевоспитать его. Уход в себя нередко наблюдается на скучных лекциях и ненужных совещаниях. Студент сидит на лекции с отсутствующим взглядом и мечтает о завтрашнем свидании или вспоминает события вчерашнего пикника, а участник совещания подремывает. Таким образом уход в себя защищает мозг от восприятия ненужной или поданной в неудобоваримом виде информации. Ритуал — это серия комплементарных трансакций, запрограммированных общественными силами. Это трансакции Родитель-Родитель. Общение идет бесконфликтно. Ритуалы бывают формальные и неформальные. Ритуал — это обмен приветствиями или пирушки. Делай как положено и к тебе претензий не будет. Трансактный анализ учит не принимать всерьез все, что сказано или сделано во время ритуала. Ритуалы — это своеобразные призраки, тени прошлого. При трансактном анализе больному показывают бессмысленность и вредоносность некоторых ритуальных действий. Деятельность — это серия трансакций, идущих по линии Взрослый-Взрослый. Э.Берн такую форму общения называет процедурой. Это работа, учеба. Она также является матрицей, на которой разыгрываются другие формы общения. Ибо во время работы мы и конфликтуем (игры), и выполняем ритуалы, и занимаемся развлечениями, и уходим в себя. На фоне совместной работы между людьми может возникнуть близость. С гастрономической точки зрения, если ритуал можно уподобить легкой закуске в начале еды или чаю после нее, то процедура — это наш хлеб, борщ и бифштекс. Нередко, чтобы избежать конфликтов, люди, вынужденные общаться друг с другом, все формы структурирования времени стараются свести к деятельности. В семье муж и жена начинают много работать. Тогда можно предположить, что разойдутся они к 45–50 годам, когда будут сделаны все дела и вырастут дети. Есть признаки, указывающие на возможный развод: «невроз выходного дня» и раздельный отдых. Развлечение — это серия полуритуальных, полупроцедурных трансакций, цель которых — убить время, которое обозначено ритуалами и процедурами. Развлечения — это разговоры, которые ведутся перед началом ритуала (например свадьбы) в перерыве на работе или между лекциями. Существуют мужские («Автомобиль», «Кто победит?») и женские развлечения («Гардероб», «Кулинарные рецепты»). Во время этих развлечений можно получить много новых сведений (полупроцедуры), но полагаться на них нельзя, ибо это разговоры любителей, а не профессионалов. У алкоголиков имеются свои развлечения («Ерш», «Утром после»), у интеллигенции — свои («Бывали ль вы?», «Читали ль вы?»). Закон развлечений — придерживайся темы, если хочешь избежать конфликта. Если женщины играют в развлечение «Эти негодные мужья», то они с негодованием отвергнут ту, которая предложит развлечение «Розовые очки» и скажет что-то лестное о своем муже. Развлечения — это и психологическая разведка. Здесь подбираются партнеры для более близких отношений. Если я непьющий, то не присоединюсь к компании, где идет развлечение «Утром после», а если я любитель выпить, то останусь в этой компании. Самое любимое развлечение в наше время «Разве это не ужасно?» (инфляция, плохо ходят автобусы, начальники много на себя берут, дети распустились и т. п.). Лучшая борьба с развлечениями — неучастие в них, замена их деятельностью. Те, кто избегает развлечений, в перерыве на работе пишут письма или читают книгу, а на вечеринке помогают хозяйке накрывать на стол. Игра — это серия скрытых трансакций, запрограммированных на конфликт. Предыдущие формы общения, рассмотренные выше, носят психологически равноправный характер. В играх же всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Игра всегда начинается как процедура, а через некоторое время становится ясно, что одна из сторон терпит ущерб. Э.Берн описывает несколько десятков игр, исход которых конфликт — больница (тюрьма) — могила. Не все примеры, описанные Э. Берном, понятны нам, да и ход его рассуждений часто неприемлем для наших пациентов. Поэтому игрока, который «выигрывает», я назвал Вампиром, того, кто «проигрывает» — Донором, а само явление (игру) определил как психологический вампиризм. Так легче донести идею до пациентов. В зависимости от места, где разыгрываются игры, выделяются следующие их группы: 1. Игры жизни («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня», «Попался, мерзавец», «Все из-за тебя» и др.) 2. Семейные игры («Тупик», «Судебная комната». «Холодная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не было тебя», «Скандал», «Все из-за тебя» и др.) 3. Игры в компаниях («Разве это не ужасно?», «Недостаток», «Петрушка», «Почему бы вам не…» — «Да, но…» и др.) 4. Сексуальные игры («А ну-ка, подеритесь», «Отвяжись, дурень», «Чулок» и др.) 5. Игры врачебного кабинета («Я только пытаюсь помочь вам», «Крестьянка», «Деревянная нога» и др.) 6. Конструктивные игры («Трудовой отпуск», «Льстец», «Домашний мудрец» и др. ) Хотя игра приводит к болезни, на ранних этапах она выглядит даже полезной. Во-первых, позволяет убить время, во-вторых, объединяет партнеров, в-третьих, дает эмоциональную разрядку, в-четвертых, вроде бы делает жизнь осмысленной и является оправданием неудач. Но постепенно после нескольких витков игры состояние человека ухудшается настолько, что появляется болезненная симптоматика, и он вынужден обратиться к врачу. Цель трансактного анализа — выявить, в какой игре находится пациент и помочь ему выйти из нее. Он используется при индивидуальной и групповой психотерапии, семейном и производственном психологическом консультировании. Приведу один характерный пример. Младший научный сотрудник Р., 39 лет, обратился за помощью с целым комплектом признаков, типичных для неврастении с астено-депрессивным синдромом: быстрая утомляемость, отсутствие сосредоточенности, плохая память, подавленность, эпизодическое повышение артериального давления и т. п. Р. никак не удается закончить диссертационную работу. Ставится вопрос о его увольнении с работы. В семье конфликты: дети плохо воспитаны, жена их слишком балует. Это мешает сосредоточиться на работе. Жизнь начинает терять смысл. Он чувствует, что не оправдал надежд родных и учителей. Замечает, что к нему не очень уважительно относятся дети. Последнее время стал невыдержанным и часто с ними скандалит, а потом ругает себя за это, ибо всегда отличался деликатностью. Считает, что помешали ему в осуществлении его планов жена, дети, которые хотя уже и вышли из младенческого возраста, продолжают требовать к себе слишком много внимания. В силу его покладистости его и на работе загружают различными просьбами. Несложный анализ показал, что здесь идет игра «Все из-за тебя». Р. «великодушно» позволил всеми семейными делами заниматься жене, которая все завалила. Сам же он занялся неинтересной для себя научной работой, лишь бы защититься. Поскольку сама работа его глубоко не интересовала, он, сам того не осознавая, с большей охотой занимался посторонними делами, а потом ссылался на них, когда выяснялось, что он оказался несостоятельным в плане выполнения основных задач. Дальше все пошло хорошо. Овладев системой психологического айкидо, Р. отказался от посторонних дел. Отказался он также и от неинтересной для него темы и увлекся интересным делом. Катамнез в течение десяти лет показал, что Р. успешно защитил кандидатскую диссертацию и близок к защите докторской, написал несколько монографий, получил повышение по службе. Наладились отношения в семье. От болезни не осталось и следа. Э.Берн полагает, что играм дети обучаются в раннем детстве, и лучшая профилактика невроза — это правильное воспитание ребенка. Он предупреждает, что выход из игры часто сопровождается некоторым чувством растерянности, которое напоминает депрессию. Но вскоре это чувство проходит, и начинается реальное общение со спонтанными автономными людьми, которые реагируют на действительность, а не подчиняются законам игры. И тогда вместо игр появляется необходимая, но утерянная в процессе воспитания форма времяпрепровождения — близость. Близость. Э.Берн определяет как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Акт близости можно наблюдать в отношениях между матерью и грудным младенцем, когда они понимают состояние друг друга без слов. То же бывает и между влюбленными. «И легко нам разговаривать, и молчать вдвоем легко». Только такое состояние может сохранить здоровье. Э.Берн указывает, что в обществе отношения искренности не поддерживаются. Ребенок с детства может общаться только на уровне близости, но, к сожалению, постепенно под влиянием воспитания искренность исчезает, и появляются или ритуалы, или развлечения. Но в них невозможно выразить сильные чувства. Тогда на смену им приходят игры. Алкоголик находит свою жертву, которую с детства на примере матери научили быть женой Алкоголика, Беспомощная Личность — своих благодетелей, а Синяя Борода — жертв. И, сплетаясь в один клубок, они скатываются в болезнь, отрываются от реальной жизни и погибают, если обстоятельства жизни или психотерапевтическое лечение не приходят к ним на помощь. Тогда Алкоголик перестает пить, Беспомощная Личность начинает сама решать свои проблемы, а Синяя Борода перестает придираться к другим. Доноры же освободившуюся энергию направляют на творческую деятельность и свой личностный рост. В зависимости от генного набора под влиянием воспитания в первые пять-семь лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он потом живет всю жизнь. Поэтому, зная сценарий, можно довольно точно определить, какие события будут происходить в жизни больного вплоть до его смерти. Сценарий Э.Берн определяет как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе, В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: «Я» и «ВЫ». Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья — «ОНИ». Все зависит от той комбинации благополучия (+) — неблагополучия (-) в этих позициях. Мною добавлена еще одна позиция — «ТРУД», что позволило модифицировать и конкретизировать технические приемы сценарного анализа. При правильном воспитании у ребенка во всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя («Я+»), умеет увидеть позитивное в своих близких («ВЫ+»), охотно идет на новые контакты («ОНИ+»), находит интересную работу или интерес в работе («ТРУД+»). При «Я-» человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью. При «ВЫ-» он готов к конфликтам с членами своей микросоциосреды, которые рассматриваются им как неблагополучные личности. При этом отмечаются стремление их перевоспитывать, склонность к иронии и сарказму, придирчивость, готовность расстаться с ними по незначительному поводу. При «ОНИ—» человек старается избежать новых контактов, видит прежде всего негативные моменты в поступках и характере новых партнеров по общению. Его адаптация в незнакомой обстановке проходит медленно. При «ТРУД-» у личности основным ориентиром в его предметной деятельности являются материальные результаты труда (поиски выгодной работы, ожидание «настоящей жизни» после достижения результатов). Появление минуса в одной из позиций гипертрофирует позитивное содержание других. Например, при исчезновении плюса в позиции «ВЫ» происходит гипертрофия позитивного содержания «Я», и человек становится высокомерным, общаясь с близкими. Кроме того, личность может быть стабильной и нестабильной. Стабильной она считается тогда, когда практически во всех ситуациях выявляется один и тот же знак, нестабильной — когда в позиции в одних ситуациях проявляется плюс, в других минус. В зависимости от сочетания плюсов и минусов в позициях «Я», «ВЫ», «ОНИ» и «ТРУД» чисто теоретически можно выделить 16 вариантов стабильных личностей и неограниченное — нестабильных. В практике лечения неврозов мне удалось описать пять стабильных личностных комплексов и два нестабильных, и выявить статистически достоверную корреляцию личностных комплексов с формами неврозов. Выявилась также следующая закономерность: появление хотя бы одного минуса в личностном комплекса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов и в других позициях. Рано или поздно возникает невроз. Знание структуры комплекса, который я назвал «социогеном», позволило целенаправленно проводить лечебную программу, стратегической целью которой являлось превращение малоадаптивного личностного комплекса с минусами в той или иной позиции в комплекс «Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+», что делало стойкими и результаты лечения. Определить личностный комплекс позволяют анализ биографических сведений или специальный тест определения социогена. При сценарном перепрограммировании используются психологическое айкидо, трансактный анализ, а также ряд других приемов.
Читайте также: Структурный анализ Эрика Берна Психологический вампиризм. Механизмы Формы общения
Книги и аудиозаписи по теме: Из Ада в Рай Эрик Берн «Трансакционный анализ в психотерапии» Аудиозапись семинара «Психологическое айкидо»
| Категории статей
|
Теория и терапия транзактного анализа: Эрик Берн
Трансактный анализ (ТА) — это психоаналитическая теория и метод терапии, разработанный Эриком Берном в 1950-х годах. Транзакции относятся к коммуникационным обменам между людьми.
Во время разговора с кем-либо человек, начинающий общение, дает «транзакционный стимул», а затем человек, получающий этот стимул (или сообщение связи), дает «транзакционный ответ».
Анализ транзакций — это метод, используемый для анализа этого процесса транзакций в общении с другими. Это требует от нас осознания того, что мы чувствуем, думаем и ведем себя во время взаимодействия с другими людьми.
ТА признал, что человеческая личность состоит из трех «состояний эго»; каждое из которых представляет собой целую систему мыслей, чувств и поведения, посредством которых мы взаимодействуем друг с другом. Эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка и взаимодействие между ними составляют основу теории транзактного анализа.
Транзакционные аналитики обучены распознавать, из каких эго-состояний люди совершают трансакции, и следовать транзакционным последовательностям, чтобы они могли вмешиваться и улучшать качество и эффективность коммуникации.
Содержание
Как был разработан трансактный анализ?
Эрик Берн основал TA в конце 1950-х. Эрик Берн родился в Канаде в 1910 году и умер в 1970 году; его область знаний уходит корнями в психоанализ.
Его идеи для ТА развились из психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о том, что детские переживания сильно влияют на нашу взрослую жизнь и являются основой для развития нашей личности и психологических или эмоциональных проблем, от которых мы страдаем.
Точно так же Берн полагал, что наш детский опыт, особенно то, как нас воспитывают, влияет на развитие трех наших эго-состояний (Родитель, Взрослый и Ребенок).
Затем это может бессознательно заставить нас воспроизводить те же отношения и поведение, которые наши родители имели по отношению к нам, кому-то другому во время разговора или реагировать на общение и взаимодействие с прошлыми детскими тревогами и эмоциями.
Эрик Берн предположил, что дисфункциональное поведение является результатом самоограничивающих решений, принятых в детстве в интересах выживания. Такие решения завершаются тем, что Берн назвал «жизненным сценарием» — предсознательным жизненным планом, который управляет тем, как проживается жизнь.
Изменение жизненного сценария является целью психотерапии трансактного анализа. Замена насильственных организационных или социальных сценариев совместным ненасильственным поведением является целью других приложений транзактного анализа.
С тех пор как Берн создал ТА, другие психотерапевты и психологи дополнили ее, развивая теорию и ее терапевтические приложения, такие как Томас Харрис и Клод Штайнер.
Эго-состояния
ТА считает, что у нас есть три разных состояния или способа бытия во время взаимодействия, а именно; детское эго-состояние, родительское эго-состояние и состояние взрослого (Берн, 1957).
Состояние, в котором мы находимся во время взаимодействия, зависит от нескольких факторов, таких как то, как мы были приучены действовать или реагировать с детства, какие-либо прошлые травмы, которые теперь заставляют нас действовать определенным образом во время определенных взаимодействий или ситуаций. , и как другой человек, с которым мы взаимодействуем, обращается с нами / в каком эго-состоянии он находится, когда разговаривает с нами.
Взаимодействие с кем-то из состояния ребенка или родительского режима часто является стандартной или бессознательной реакцией, которая используется, и требуется сознательное осознание, чтобы иметь возможность вернуться во взрослый режим и вместо этого взаимодействовать из этого места.
Дочернее состояние
Есть два подразделения дочернего состояния; Адаптированный ребенок и свободное детское эго-состояние. Это когда мы взаимодействуем и реагируем на кого-то, основываясь на нашей прошлой обусловленности внутренних эмоций, переживаемых в детстве, поэтому мы возвращаемся к нашим мыслям и чувствам из того времени, когда мы были детьми.
Детское эго-состояние строится на любых подкреплениях, которые нам давали в детстве, как положительных, так и отрицательных, чтобы вести себя или не вести себя определенным образом, что до сих пор обуславливает и влияет на наши взаимодействия сегодня.
Адаптированное детское состояние приспосабливается и действует в соответствии с желаниями других, чтобы доставить им удовольствие и показаться хорошим и любимым. Тем не менее, у него также есть мятежная сторона, когда он сталкивается с предполагаемым конфликтом и вызывает реакцию сопротивления, враждебности и эмоциональной реактивности.
Эго-состояние свободного ребенка может быть творческим, спонтанным, игривым и поиском удовольствий.
Родительское государство
Есть два подразделения родительского государства; Критическое/контролирующее родительское состояние и заботливое родительское состояние. Это модели поведения и мышления, которым нас научили наши прошлые взаимодействия с родителями и другими авторитетными лицами (учителями, бабушками и дедушками и т. д.).
Берн считал, что наш опыт в течение первых пяти лет жизни способствовал формированию родительского эго-состояния. В этом состоянии содержится множество суждений о том, каким является кто-то или что-то, то есть это то состояние, в котором мы обнаруживаем, что у нас есть много «должен» и «не должен» в отношении чего-то.
Люди находятся в этом состоянии, когда они реагируют на ситуацию и действуют исходя из своей обусловленности, копируя то, как их родители (или другая авторитетная фигура) относились к ним и другим, вместо того, чтобы заново анализировать каждую ситуацию здесь и сейчас.
Это когда мы используем авторитетный голос по отношению к кому-то. Критически настроенный родитель выражает неодобрение резким и, возможно, агрессивным образом. Напротив, заботливый родитель пытается взять ситуацию под свой контроль более спасительным способом, пытаясь успокоить других, что может быть очень неуместным при разговоре с другими взрослыми, а не с детьми.
Взрослое состояние
В отличие от двух других, взрослое состояние не имеет подразделений. Взрослое состояние взаимодействует с людьми и их окружением здесь и сейчас, а не из-за прошлой обусловленности или того, как другие люди сказали им быть.
В этом состоянии человек более открыт, более рационален и менее скор на резкие суждения о ситуации или человеке.
Когда общение происходит во взрослом состоянии, мы с большей вероятностью будем проявлять уважение, идти на компромиссы, полностью слушать других и вести более здоровое социальное взаимодействие.
Как состояния эго взаимодействуют и влияют на общение?
Три состояния ребенка, родителя и взрослого влияют на то, как мы получаем, воспринимаем и реагируем на информацию или сообщение от кого-либо.
Берн заметил, что людям нужны поглаживания, единицы межличностного распознавания, чтобы выжить и процветать. Понимание того, как люди дают и получают положительные и отрицательные поглаживания, а также изменение нездоровых моделей поглаживаний, являются важными аспектами работы в транзакционном анализе.
Трансакционный анализ считает, что общение/транзакции между взрослыми ведут к наиболее эффективному и здоровому общению, а значит, к отношениям с другими.
Различные типы транзакций, приведенные ниже, объясняют, как взаимодействуют друг с другом взаимодействия из различных эго-состояний.
Дополнительные транзакцииВажно отметить, что хотя фраза «дополнительные транзакции» звучит положительно, это не обязательно означает, что этот тип общения всегда является здоровым общением.
Дополнительная транзакция имеет место, когда линии между эго-состоянием отправителя и получателя параллельны (что видно на изображении справа).
Это означает, что в каком бы эго-состоянии ни находился отправитель, его сообщение достигает или воздействует на желаемое эго-состояние получателя, поэтому получатель реагирует таким образом, что дополняет эго-состояние отправителя, а не бросает ему вызов.
Когда эта взаимодополняющая транзакция происходит из состояния «взрослый-взрослому», считается, что это лучший тип общения, поскольку он уважителен и уменьшает количество конфликтов.
Когда дополнительная транзакция происходит из эго-состояния ребенка и принимается и на нее отвечает эго-состояние заботливого родителя, это также помогает уменьшить конфликты и создать определенную степень гармонии во взаимодействии; однако вы можете понять, почему это не обязательно будет лучшей формой взаимодействия на рабочем месте между двумя взрослыми.
Или, например, в браке, если один из партнеров беспокоится о каком-то событии, другой может взять на себя более заботливое родительское состояние, чтобы успокоить и поддержать его, и это здорово; однако, если это основной способ общения между ними, то со временем это вызовет напряжение и будет довольно утомительным.
Перекрестные транзакцииПерекрестные транзакции — это когда эго-состояния двух взаимодействующих людей не совпадают, когда эго-состояние отправителя не достигает желаемого или предполагаемого эго-состояния респондента; таким образом, они реагируют на отправителя противоречивым образом (что видно по перекрещенным стрелкам на изображении справа).
В перекрестной транзакции требуется, чтобы один или оба человека во взаимодействии изменили эго-состояния, чтобы общение могло продолжаться.
Примером этого может быть случай, когда клиент пришел к вам, жалуясь на свою недавнюю покупку, используя очень уничижительные выражения, делая вывод, что эта ошибка была совершена преднамеренно, и говоря вам, что он собирается пожаловаться на вас.
Они говорят с вами из своего критического родительского состояния, намереваясь затем ответить из эго-состояния вашего ребенка, например, очень извиняясь, умоляя их не сообщать о вас и отвечая всем, что укрепляет их авторитет в ситуации.
Однако, если бы вместо этого вы ответили из своего взрослого или родительского состояния, это вызвало бы перекрестную транзакцию, и кому-то затем пришлось бы изменить свое эго-состояние, чтобы приспособиться к этому, чтобы общение могло продолжаться.
ТА считает, что если вы отвечаете из своего взрослого состояния, более вероятно, что отправитель также сможет вернуться в свое взрослое состояние, чтобы приспособиться к несоответствию в некомплиментарных состояниях эго, что приводит к транзакциям от взрослого к взрослому, что более здорово. и более уважительно.
Скрытые транзакцииСкрытые транзакции — это когда отправитель внешне передает получателю сообщение, которое звучит так, как будто оно приходит из его взрослого состояния во взрослое состояние получателя.
Однако на самом деле существует скрытое скрытое сообщение, переданное из дочернего или родительского состояния отправителя с намерением быть полученным дочерним или родительским состоянием отправителя. Таким образом, два сообщения отправляются одновременно. Это может быть сделано сознательно или бессознательно отправителем.
Этот тип взаимодействия выделен на изображении пунктирной линией. Примером этого может быть, если чей-то учитель или друг сказал: «Вы можете изучать предметы, которые приведут вас к тому, чтобы стать врачом; однако это очень сложно и требует большого интеллекта».
Использование языка предполагает уважительное общение между взрослыми с тонким предупреждением; тем не менее, они могли сказать это с намерением спровоцировать мятежное детское эго получателя, чтобы они могли подумать: «Я покажу вам, что я также очень умный и могу стать врачом», и, таким образом, усерднее учиться.
Три различных коммуникативных процесса определяются не только вербальным языком и словами. Он также включает в себя тон голоса, язык тела и выражение лица.
Как трансактный анализ используется в терапии?
Общая цель или мотив ТА-терапии – укрепить взрослое состояние клиента. Это делается с помощью умелых вопросов и инструментов, позволяющих понять, что заставляет клиента переходить в режим родительского или детского эго, и, таким образом, выработать полезные стратегии, которые можно использовать в эти моменты, чтобы вместо этого оставаться во взрослом состоянии (Берн, 19).58).
TA считает, что наш детский опыт, особенно от рождения до пяти лет, сильно влияет на наше поведение и наши реакции в социальных взаимодействиях, поэтому большое значение придается нашему воспитанию и тому, как нас воспитывали.
Этот процесс также называется анализом сценариев, который анализирует и исследует наши сценарии, сформированные в детстве. Сценарии — это бессознательно созданные убеждения и взгляды на себя, других и мир, которые мы разработали, чтобы осмыслить нашу внутреннюю и внешнюю среду на основе раннего опыта и взаимодействий.
Во время анализа сценария будут исследованы любые положительные или отрицательные подкрепления, которые нам давали в детстве, чтобы вести себя или не вести себя определенным образом, наряду с жизненными сообщениями, которые мы давали, например, «только удачливые люди становятся богатыми» или «ты должны страдать, чтобы добиться успеха».
Кроме того, будут проанализированы более тонкие сообщения, которые мы получали, когда росли (называемые судебными запретами), например, всегда велели молчать, когда ваши родители разговаривали с друзьями, что может запечатлеть убеждение «никто не хочет меня слышать». или «то, что я хочу сказать, на самом деле не имеет значения», они будут изучены в терапии вместе с тем, как они в настоящее время влияют на наши взаимодействия сейчас.
Родительская, взрослая и дочерняя диаграмма, или «структурная диаграмма», как назвал ее Берн, является полезным инструментом, который практикующие ТА используют в качестве полезного наглядного изображения, помогая клиентам понять три состояния, которые они имеют внутри себя.
Это влияет на их поведенческие и социальные взаимодействия и помогает им увидеть, как три состояния взаимодействуют друг с другом в определенных ситуациях и с конкретными людьми, с которыми они общаются.
ТА можно использовать в краткосрочной терапии, в краткосрочной, ориентированной на решение, или в более глубокой долгосрочной перспективе, чтобы лучше понять наш бессознательный мир, улучшить наши отношения с другими и уменьшить количество конфликтов. .
ТА универсален и может использоваться в индивидуальной психотерапии, психотерапии пар и семейном консультировании. Другим практикам также может быть полезно подать заявку на работу с клиентами, такими как медсестры и учителя, и даже в таких отраслях, как обучение бизнесу или продажам.
Текущие исследования транзакционного анализа
Текущие исследования ТА кажутся многообещающими в плане их способности улучшать отношения и уменьшать конфликты, повышать индивидуальную удовлетворенность жизнью, включая самооценку, а также показывают ее эффективность в помощи людям на работе во время их взаимодействия с клиентами .
Ниже приведены некоторые из этих исследований и их результаты; больше исследований по ТА можно найти в Интернете.
Nayeri, Lotfi, & Noorani (2014) провели сеансы группового трансактного анализа для 15 пар. Пары посетили восемь занятий, каждое по 90 минут.
Пары изначально имели очень низкие оценки уровня близости. При повторном тестировании после 8 сеансов ТА они показали значительное повышение уровня близости между каждыми 15 парами. Это увеличение оставалось стабильным при повторном тестировании через три месяца.
Это говорит о том, что ТА является хорошим образовательным и терапевтическим инструментом, помогающим улучшить близость и связь в романтических отношениях.
Аналогично, Alkasir et al. (2017) провели 8 сеансов ТА с 20 замужними женщинами и обнаружили, что после восьми сеансов значительно снизились сообщения о семейных разладах, конфликтах и поведении, ориентированном на контроль, включая экономический контроль, запугивание и эмоциональный контроль.
Восемь сеансов привели к увеличению супружеской близости и удовлетворенности, и участники сообщили, что смогли применить навыки и знания, полученные на сеансах ТА, также и в других сферах своей жизни.
В исследовании Saberinia & Niknejadi (2019) 15 матерям детей с оппозиционно-дефицитным расстройством были назначены восемь еженедельных 90-минутных сеансов ТА, которые значительно улучшили их отношения с детьми, сведя к минимуму конфликты и остановив любые «игры». между ними, поскольку взаимодействия происходили бы чаще из состояний взрослый-взрослый.
Исследования также показывают, что ТА может помочь матерям воспитывать своих детей в более здоровом авторитарном родительском стиле, а не в авторитарном и вседозволенном (относительно трех стилей воспитания по Баумринду).
Это означает, что они лучше контролируют свои эмоции и реакции и могут общаться со своими детьми с позиции взрослого, а не участвовать в конфликтах и ругать их, что может привести к улучшению самочувствия детей (Эгбали, Мусави и Хакима, 2017).
Было показано, что проведение восьми еженедельных 90-минутных сеансов ТА повышает уровень самооценки заключенных при тестировании 35 заключенных с помощью теста на самооценку перед началом сеансов и повторно после восьми сеансов (Torkaman et al., 2020).
Наконец, исследование показало, что знание теории ТА, эго-состояний и типов транзакций может помочь психиатрическим медсестрам более эффективно общаться и взаимодействовать со своими пациентами, что приводит к тому, что пациенты чувствуют себя более расслабленными и лучше реагируют на лечение. (Эртем и Экер, 2016).
Критическая оценка
Преимущества- Первое преимущество ТА заключается в том, что Берн создал его с намерением сделать его простым и понятным. Это позволяет неспециалисту понять теорию и ознакомиться с ее механизмами и тем, как социальные взаимодействия в их жизни принимают ту форму, которую они имеют.
- ТА помогает людям глубже понять свое поведение, реакции, мысли и эмоции, о которых они, возможно, раньше и не подозревали, обеспечивая им более глубокое самосознание.
- Еще одним преимуществом ТА является то, что она помогает улучшить коммуникативные навыки и отношения с другими людьми, уменьшая при этом конфликты, и эти преимущества подтверждаются текущими исследованиями.
- И последнее преимущество заключается в том, что ТА может применяться ко многим социальным средам/взаимодействиям и ко многим типам отношений. Например, работа, отношения или взаимодействие между коллегами и менеджерами, взаимодействие учителей и учеников в школах, романтические отношения/брак, семьи, отношения между родителями и детьми, трудные клиенты на работе во всех отраслях и т. д. Это очень универсальная теория.
- Недостатком ТА является то, что он требует от кого-то хорошей степени самосознания и способности смотреть и замечать собственное поведение, эмоции и модели мышления; некоторые клиенты или люди могут не иметь такой возможности.
- ТА требует от клиента желания и мотивации взять на себя ответственность за свои проблемы и поведение, поэтому ТА может подходить не всем.
- ТА была первоначально создана Берном, чтобы быть простой и легкой для понимания, таким образом, более доступной для среднего человека, однако, с более поздними психотерапевтами и психологами, дополнившими эту теорию, она усложнилась, потеряв некоторые из изначально задуманных упрощений. природа.
Алкасир Э., Джафарян Дехкорди Ф., Мохаммадхани П., Сулеймани Сефат Э. и Атадохт А. (2017). Эффективность группового тренинга по транзакционному анализу в снижении контролирующего поведения супругов в супружеских конфликтах. Иранский реабилитационный журнал, 15 (1), 57-64
Берн, Э. (1957). Эго-состояния в психотерапии. Американский журнал психотерапии, 11 (2), 293-309.
Берн, Э. (1958). Трансакционный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии. Американский журнал психотерапии, 12 (4), 735-743.
Эгбали, М., Мусави, С.В., и Хакима, Ф. (2017). Эффективность транзакционного анализа стилей воспитания матерей. Journal of Family Psychology, 3 (2), 17-26
Ertem, M, Y., & Eker, F. (2016). Терапевтический подход в психиатрическом сестринском деле: транзакционный анализ. Анналы клинических и лабораторных исследований, 4 (1:56)
Найери, А., Лотфи, М., и Нурани, М. (2014). Эффективность группового тренинга транзакционного анализа на близость в парах. Procedia – Социальные и поведенческие науки. 152 , 1167-1170
Сабериния, С., и Никнеджади, Ф. (2019). Эффективность трансактного анализа отношений между родителями и детьми у матерей детей с оппозиционно-вызывающим расстройством. Журнал нейропсихофизиологии им. Авиценны. 6 (2), 83-90
Торкаман, М., Фарохзадян, Дж., Мири, С., Пураболи, Б. (2020). Влияние транзактного анализа на самооценку женщин-заключенных: клиническое исследование. BMC Psychology, 8 (3)
Индекс цен на жилье для всех транзакций в Нью-Берне, Северная Каролина (MSA)
Индекс цен на жилье для всех транзакций в Нью-Берне, Северная Каролина (MSA) составлял 226,45000 Индекс 1995 Q1 = 100 в октябре 2021 года, по данным Федеральной резервной системы США.
Исторически сложилось так, что индекс цен на жилье для всех транзакций в Нью-Берне, Северная Каролина (MSA), достиг рекордного уровня 226,45000 в октябре 2021 года и рекордно низкого уровня 74,9.9000 в октябре 1987 года. Trading Economics предоставляет текущую фактическую стоимость, диаграмму исторических данных и соответствующие индикаторы для индекса цен на жилье для всех транзакций для Нью-Берна, Северная Каролина (MSA) — последнее обновление из Федеральной резервной системы США в апреле 2023 года.- 1 год
- 5 лет
- 10 лет
- 25 лет
- МАКС
- Диаграмма
- Сравнить
- Экспорт
- API
- Встроить
Участники Trading Economics могут просматривать, загружать и сравнивать данные почти из 200 стран, включая более 20 миллионов экономических показателей, обменные курсы, доходность государственных облигаций, фондовые индексы и цены на товары.
Интерфейс прикладного программирования (API) Trading Economics обеспечивает прямой доступ к нашим данным. Это позволяет клиентам API загружать миллионы строк исторических данных, запрашивать наш экономический календарь в режиме реального времени, подписываться на обновления и получать котировки валют, товаров, акций и облигаций.
Функции API Документация Заинтересованы? Нажмите здесь, чтобы связаться с нами
Вставьте этот код на свой сайт