Трансакция в психологии это: Трансакции по Берну | Журнал Вестник Психологии

Содержание

Анализ трансакций

Коммуникация между людьми представляет собой набор трансакций. Трансакция – это единица вербального и невербального общения.

Виды трансакций

Трансакции делятся на истинные — единица общения между людьми, при осуществлении которой происходит соподстройка и псевдотрасакции (или манипуляции). Истинные трансакции могут быть комплементарными, перекрёстными или скрытыми.

Комплементарные трансакции

Такая трансакция основана на взаимодополнении сообщения и реакции на него. Реакция Ребёнка дополняет сообщение Взрослого. Реакция Родителя дополняет сообщение Ребёнка. Реакция Взрослого дополняет сообщение другого Взрослого.

Примером модели общения Родитель- Родитель являются сплетни или пустые разговоры. К модели общения Взрослый- Взрослый можно отнести разговоры во время рабочего процесса или просто обмен информацией. Сочетание эго- состояний Ребёнок- Ребёнок отвечает за такие проявления, как любовь или радость от интересного времяпрепровождения.

Перекрёстные трансакции

Возникают в ситуации, когда на коммуникативное сообщение следует неожиданная реакция. После такой трансакции процесс общения временно прекращается, так как субъекты коммуникации не получают результата, на который рассчитывали. К примеру, когда Взрослый задаёт вопрос с намерением получить ответ от эго-состояния Взрослого, а получает реакцию Ребёнка или Родителя. После чего начинается борьба, которая идёт до тех пор, пока векторы трансакций не будут уравновешены. Для решения проблемы одной из сторон необходимо изменить своё эго-состояние.

Скрытые трансакции

Характеризуются участием более чем двух эго- состояний, при этом одно из них скрыто. Это характерно для ситуаций, когда поведение человека не соответствует тому, что от него ожидает другой коммуникации. Например, когда преподаватель начинает проявлять себя в эго- состоянии Ребёнка, при этом на внешнем уровне коммуникация строится с позиции Родителя. В данном случае мы видим эго- состояние Родителя на уровне социальной коммуникации и  эго- состояние Ребёнка в психологическом пласте общения. В такой ситуации результат взаимодействия определяется именно состоянием, которое задаёт психологическая составляющая коммуникации.

Э. Бёрн при изучении трансакций сделал следующие выводы:

  • Если общение обусловлено комплементарной трансакцией, то конфликт между участниками коммуникации исключён.
  • При перекрёстной трансакции начинается позиционная борьба.

Формы общения

Э. Бёрн рассматривает следующие формы общения: игра, развлечение, деятельность, ритуал, близость, уход в себя. Игра совокупность скрытых трансакций, ведущих к конфликту. При данной форме общения один из субъектов всегда проигрывает, так как нет равноправия интересов, взаимодополняемости.  

Группы игр

  1. Игры жизни («Жертва», «Алкоголик», «Должник» и др)
  2. Семейные игры («Скандал», «Загнанная домохозяйка» и др.)
  3. Игры в компаниях («Да, но…», «Недостаток» и др.)
  4. Сексуальные игры («Отвяжись, дурень», «Чулок» и др)
  5. Игры врачебного кабинета («Крестьянка», «Я только пытаюсь вам помочь» и др)
  6. Конструктивные игры («Льстец», «Домашний мудрец» и др. )

Несмотря на то, что игра может стать причиной психозов и неврозов, у этой формы общения есть свои плюсы. Если «играть» дозировано или на начальных этапах общения, то таким образом можно сблизиться с человеком (приёмы для такого сближения описывает, в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», бывший агент ФБР, Джек Шафер), получить эмоциональную разрядку или просто убить время.

Развлечение

Это форма общения, цель которой направлена на то, чтобы занять свободное время. Например, разговоры во время обеденного перерыва в офисе. Для того чтобы избежать конфликта при данной форме общения необходима поддерживать общую линию, выбранной темы. Если подруги обсуждают недостатки своих мужей и цепляют на них штампы из разряда « все мужики ходят налево», то они примут с негативом противную позицию одной из собеседниц.

Деятельность (Процедура)

Это форма общения, при которой коммуникация выстраивается исходя из модели Взрослый- Взрослый. Например, рабочий процесс или учёба. Как правило, люди, которые постоянно общающиеся друг с другом используют деятельность как способ уйти от конфликта. Например, если в семейных отношениях назревает конфликт, то партнёры с головой уходят в работу, в таких случаях возможен невроз выходного дня.

Ритуал

Форма общения, связанная установками общества и общими морально- ценностными концепциями социальной среды, в которой находится человек. Ритуал представляет собой модель Родитель- Родитель. Такое общение не ведёт к созданию конфликта. Ритуалы делятся на формальные и неформальные. Трансактный анализ помогает не воспринимать близко к сердцу действия и слова, произведенные во время ритуала, так как это своего рода свидетельства  прошлого.

Близость

Э. Бёрн характеризовал близость, как «искреннее неигровое отношение между людьми со свободным взаимным обменом мыслями и чувствами, исключающим извлечение выгоды». Эрик Бёрн считал, что именно данная форма общения помогает сохранить здоровье и избежать конфликтов.

Уход в себя

Погружение человека в свой внутренний мир. Такая модель общения характерна для людей, получивших какие- либо эмоциональные травмы в процессе коммуникации с другими людьми, выражается в форме внутреннего диалога. Уход в себя носит функцию успокоения и очищения от лишних эмоций. Однако если уход в себя затянется надолго, то это может перерасти в психоз навязчивых состояний.

Целью трансактного анализа является определения эго-состояния того субъекта общение, который посылает сообщение и того субъекта, который реагирует на это сообщение. Т.е, анализ игры, в которой находится человек и поиск способов выхода из этой игры. Э. Бёрн считал, что человек начинает обучаться играм еще в детстве и самым верным способом защитить ребёнка от невротических проблем во взрослом возрасте это правильное воспитание.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансакционный анализ и психотерапия»;
  3. Шафер Д. «Включаем обаяние по методике спецслужб»;
  4. Стьюарт и. Джоинс В. «Современный ТА»

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения — Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель — Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.

п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный ребенок

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделат не сможете»

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).

 

¹

Высказывание

Личная оценка высказывания

1

Мне порой не хватает выдержки

3

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

8

3

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

3

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

2

5

Меня провести нелегко

5

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

2

7

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

3

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

6

9

Каждый должен выполнять свой долг

8

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

4

11

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

9

12

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

8

13

Я, как и многие люди, бываю обидчив

6

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

6

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

8

16

Я — увлекающийся человек

4

17

Мой основной критерий оценки человека — объективность

7

18

Мои взгляды непоколебимы

6

19

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

0

20

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны

9

21

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

1

Обработка результатов

Я-состояние

Суммируемые строки

Сумма баллов

Д

«Дитя»

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

22

В

«Взрослый»

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

50

Р

«Родитель»

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

48

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.

Как понять динамику отношений с помощью трансактного анализа

Jun12020

268 акции

  • Поделиться
  • Твит

Часть 1: Как использовать трансактный анализ для понимания человеческого поведения

(Время чтения: 10 минут)

Я не видел ее двадцать пять лет.

И вдруг, ни с того ни с сего я столкнулся с ней в супермаркете.

Я никогда не понимал, почему мы потеряли связь. Она была одной из моих лучших подруг.

Итак, когда произошла эта случайная встреча, мы были одновременно поражены и восхищены. Все это нахлынуло обратно — знакомые шутки, ее шаткие ямочки на щеках и те глупые голоса, которые мы использовали.

Быстро обменялись номерами и договорились встретиться. Пару недель спустя я пришел к ней домой и выпил чашку чая в ее гостиной.

И тут все пошло не так.

Я рассказал шутку, старую шутку, которой мы делились в детстве. Она не нашла это забавным.

В мгновение ока атмосфера изменилась. Успокаивающее тепло превратилось в ледяной холод. Она больше не хотела, чтобы я был там.

Мы решили все так быстро и вежливо, как только могли. Это было напыщенно и неловко.

Я ушел.

Мы больше никогда не переписывались.

Это расстраивало меня несколько недель. Я не мог понять, что я сделал не так.

При нарушении связи

Нарушение связи — обычное явление, с которым может столкнуться каждый из нас. Мы часто слышим, как люди говорят о том, что что-то «понимают неправильно» или что люди «откусывают нам головы».

Иногда мы отмахиваемся от них лишь оглянувшись назад. В других случаях возникает глубокая эмоциональная травма. Непреднамеренно расстроить кого-то, кто вам дорог, очень неприятно. Точно так же попытки эффективно работать с кем-то, с кем вам трудно общаться, утомительны. Это может быть источником стресса и беспокойства, особенно если этот человек является вашим начальником.

Обрывы связи могут внезапно произойти из ниоткуда. Такие инциденты редко являются продуктом чьих-либо намерений, и мы не можем понять, почему это произошло и что делать или говорить дальше.

Что еще хуже, если вы получаете колючий комментарий, вы шатаетесь от шока и целого пакета запутанных эмоций.

Но почему это происходит? О чем этот на самом деле ?

Что ж, согласно теории трансактного анализа, эти нарушения возникают, когда люди общаются из разных частей своей личности, известных как «состояния эго». Это означает, что нам может быть не полностью присутствует в наших разговорах. Другими словами, нас подсознательно прерывает прошлый опыт, который влияет на наше текущее поведение.

Эта статья покажет вам, как использовать транзакционный анализ для улучшения ваших отношений и взаимодействия с другими людьми. Это поможет вам понять, почему вы стали тем, кем вы являетесь сегодня, и как это влияет на ваше отношение к другим.

Это серия из трех статей. Часть 1 знакомит с транзакционным анализом, различными состояниями эго и наиболее распространенными транзакциями. Во второй части будет рассмотрено общение, которое требует «расшифровки» там, где есть подтекст. Наконец, в части 3 будут рассмотрены наши «жизненные сценарии» и бессознательные убеждения, сформированные в детстве, относительно нашей личности и судьбы.

Если бы я только узнал о транзакционном анализе в тот судьбоносный день в гостиной моего друга, я мог бы избавить себя от нескольких недель душевной боли.

Трансактный анализ

Трансактный анализ — это блестяще доступная система психологии, которая поможет вам понять ваше взаимодействие с другими людьми. Это объясняет, почему вы думаете, чувствуете и ведете себя именно так, а не иначе.

Первоначально разработанный канадским психиатром Эриком Берном в 1950-х и 1960-х годах, транзакционный анализ пытается объяснить поведение человека. Как резюмировал сам Берн:

«Трансактный анализ — это система психологии для понимания человеческого поведения, изменения человеческого поведения и прогнозирования человеческого поведения».

Эрик Берн

Модель легкодоступна благодаря ее логичному и практичному подходу. Транзактный анализ позволяет вам взять под контроль себя, свои отношения и свои проблемы.

Берн верил в максимальную автономию, что мы все можем выбрать ту жизнь, которую хотим, чтобы жил , и что мы не обязаны жить той жизнью, на которую нас запрограммировало наше прошлое.

Трансактный анализ показывает, что наш потенциал скомпрометирован вещами, которым нас учили и которые мы испытали в детстве. Эти «бессознательные сценарии» сдерживают нас, и мы повторяем поведение, мысли и чувства.

Как говорит Берн:

«Мы все рождаемся принцами, и процесс цивилизации превращает нас в лягушек».

Эрик Берн

Поскольку все мы можем думать, мы несем ответственность за решения, которые принимаем.

Мы можем работать над своим повторяющимся поведением и разрабатывать инструменты, необходимые нам для поиска творческих решений наших проблем. Мы можем вернуть контроль над своей жизнью.

Другими словами, изменение возможно.

Вам не обязательно жить жизнью, которая определяется вашим прошлым.

Истоки трансактного анализа

Берн был не первым психиатром, пытавшимся объяснить человеческое поведение.

До Берна Зигмунд Фрейд описал многогранные компоненты личности, включающие Ид, Эго и Суперэго. Фрейд предположил, что для поддержания хорошего психического здоровья необходим баланс между этими составными частями.

Вместо этого Берн считал, что именно взаимодействие и конфликт между этими аспектами нашей личности, независимо от того, как мы их называем, порождают наше поведение, мысли и чувства.

Подход Берна был новаторским. Вместо упрощенного подхода Фрейда, задававшего клиенту вопросы о себе, Берн считал, что наблюдение раскрывает истинную природу наших проблем. Наблюдая за общением, которое он называл «транзакциями», можно по нашим словам, языку тела и выражению лица понять природу наших проблем.

Берн также находился под сильным влиянием работы нейрохирурга доктора Уайлдера Пенфилда. Пенфилд тщательно исследовал функцию мозга в записи воспоминаний, чувств и эмоций. Он обнаружил, что стимуляция лобной доли позволяет людям вспоминать воспоминания, которые человек не мог вспомнить самостоятельно сознательно. Эти воспоминания существуют за пределами нашего сознания, они хранятся в нашем сознании.

Хранение воспоминаний включает фактический рассказ о том, что произошло. Но, что особенно важно, чувства и мысли, пережитые в то время, также сохраняются. Когда мы проигрываем переживания, мы вспоминаем последовательность событий и эмоций , другими словами, мы чувствуем то же самое, что и в момент первоначального происшествия.

Основные элементы трансактного анализа

Трансактный анализ основан на принципе, что все мы нуждаемся в воспитании (физическом и эмоциональном) и что мы должны вести себя для достижения этого.

Общение между людьми, называемое «социальным взаимодействием» или социальным действием, лежит в основе транзактного анализа.

«Транзакция» есть единица социального действия, по словам Берна:

«Единица социального взаимодействия называется транзакцией. Если два или более человека встречаются друг с другом…. рано или поздно один из них заговорит или даст какой-либо другой знак, подтверждая присутствие других. Это называется транзакционным стимулом. Затем другой человек скажет или сделает что-то, что каким-то образом связано со стимулом, и это называется транзакционной реакцией».

Эрик Берн

Действие, предпринятое отдельными лицами в транзакции, известно как штрих .   Поглаживание может быть вербальным или невербальным. Люди обмениваются поглаживаниями в транзакции.

Вдохновленный новаторской работой психоаналитика Рене Спитца в его исследовании брошенных младенцев и развития детей, Берн предположил, что потребность ребенка в физической заботе сохраняется и во взрослом возрасте. Точно так же, как младенцы нуждаются в заботе, внимании и близости, чтобы нормально функционировать, взрослые нуждаются в этом.

Однако во взрослом возрасте эти потребности были приспособлены для удовлетворения различными способами – преимущественно посредством признания . Поглаживания, предлагаемые маленькому ребенку в форме объятий, и физические проявления любви заменяются во взрослом возрасте улыбкой, словесным обменом, зрительным контактом или языком тела, демонстрирующим своего рода признание.

Берн ясно дал понять, что любой инсульт, даже если он негативный, лучше, чем его полное отсутствие. Вот почему мы ненавидим, когда нас игнорируют. Нам всем нужны поглаживания, чтобы удовлетворить внутреннюю потребность в общении и получении умственной и физической стимуляции.

Эго-состояния

Берн неоднократно замечал, что люди меняются во время разговора. Эти изменения не только вербальные, но и включают выражение лица, язык тела и другие невербальные изменения. Берн называет эти изменения различными эго-состояниями .

Вся наша личность состоит из трех эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эти состояния эго полностью объясняют мысли, чувства и поведение человека в любой момент времени.

Эго-состояния лежат в основе всех транзакций. Можно наблюдать состояния эго в действии, когда мы взаимодействуем с другими.

Мы общаемся с другими из определенного эго-состояния и постоянно переходим от одного эго-состояния к другому. Наше поведение, мысли и чувства меняются в зависимости от состояния эго, которое мы занимаем. Как объяснил Берн:

У любого отдельного человека определенный набор моделей поведения соответствует одному состоянию ума, а другой набор связан с другим состоянием 9. 0080 …. отношение, часто несовместимое с первым ».

Эрик Берн

Поскольку мы можем легко наблюдать за нашими транзакциями и состоянием эго, которое мы занимаем в данный момент времени, транзактный анализ позволяет нам полностью осознавать свои мысли, чувства и поведение.

Это сознательное понимание позволяет нам меняться и в конечном итоге взаимодействовать с другими людьми более конструктивным и гармоничным образом.

Три состояния Эго: Родитель, Взрослый, Ребенок

  Родитель – Основано на прошлом и том, чему нас «учили»;

Эго-состояние Родителя воспроизводит все поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей и фигур родителей.

Опыт происходит примерно с первых пяти лет жизни.

Записи внешних событий хранятся в мозгу в том виде, в каком они были видны – без анализа, оценок или каких-либо фильтров.  К ним относятся такие вещи, как:

«Всегда говорите «пожалуйста» и «спасибо»».

«Сидеть правильно за столом».

 

Взрослый – на основе «здесь и сейчас»; вещи, которые мы «узнали», чтобы помочь нам интерпретировать реальность

Эго-состояние Взрослого развивается из способности ребенка обрабатывать информацию из разных источников. Взрослый собирает информацию и может принимать рациональные и логичные решения, основанные на «здесь и сейчас». Когда мы находимся в состоянии эго Взрослого, мы спокойны, уверены в себе, открыты, вдумчивы и внимательны.

 

Ребенок — основано на прошлом; эмоции и чувства, которые мы «испытывали» в детстве.

Поведение, мысли и чувства эго-состояния Ребёнка отражают наши внутренние реакции на внешние события.

Записи происходят в раннем детстве, примерно до пятилетнего возраста. К ним относятся такие вещи, как:

«Я испугался, когда залаяла собака».

«Я чувствую себя в безопасности, когда мой папа смеется и обнимает меня».

Кто появляется?

Каждое состояние эго имеет свои сильные и слабые стороны, и все они заслуживают равного уважения. Чтобы жить полноценной и продуктивной жизнью, жизненно важно тренировать Родителя, Взрослого и Ребенка.

Наше поведение, мысли и чувства зависят от того, в каком эго-состоянии мы находимся. Мы ведем себя непродуктивно, когда одно эго-состояние вызывает дисбаланс. В таких случаях мы можем оправиться от этого, активировав другое эго-состояние.

Эго-состояние нашего Родителя имеет решающее значение для выживания человечества. Это состояние эго часто работает на автопилоте, принимая решения, которые ослабляют давление на Взрослого, чтобы он мог заниматься более важными делами здесь и сейчас.

Наш Родитель может быть представлен в двух формах: воспитывающий и заботливый, а также критический и контролирующий.

Мы не должны упускать из виду преимущества эго-состояния Ребёнка, поскольку оно приносит спонтанность, творчество и удовольствие. Тем, кто живет глубоко торжественной жизнью, может быть трудно активировать свое Дитя.

Ребенок также может проявляться в двух формах: своенравный, взволнованный Свободный Ребенок или дерзкий или беспомощный Адаптированный Ребенок .

Эго-состояние Взрослого играет решающую роль в нашем выживании. Он имеет дело с внешними мирами, регулирует и выступает посредником между Родителем и Ребенком.

Несмотря на сходство функций, наши эго-состояния уникальны у разных людей. Они регулярно появляются в нашей жизни, и важно знать, как они выглядят.

Их можно легко и быстро активировать.

Вы когда-нибудь реагировали на ситуацию быстро, не задумываясь? Это потому, что было активировано состояние эго.

Три типа транзакций

Трансакции происходят, когда эго-состояния двух людей взаимодействуют. Трансакция может быть вербальной или невербальной.

Один человек инициирует общение (стимул), а другой отвечает (реакция).

Транзактный анализ оживает, когда мы отмечаем, какие эго-состояния были ответственны за наши взаимодействия, потому что тогда мы можем понять, почему дела идут хорошо или почему они терпят неудачу.

В трансактном анализе есть три вида транзакций: дополнительные, перекрестные и скрытые.

В этой статье мы рассмотрим дополнительные и перекрестные транзакции.

 

Дополнительные транзакции

В дополнительной транзакции имеет место разумное, эффективное, здоровое и гармоничное общение.

Один человек инициирует общение (стимул), другой отвечает (реакция).

Обмен запланирован и ожидаем; торгуются положительные стоки. Каждый человек чувствует себя признанным и ценным.

Взрослый (Стимул): Мне нравится твоя рубашка!

Взрослый (ответ): Спасибо! Это новая покупка.

 

Или:

 

Ребенок (Стимул): Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!

Родитель (Ответ): Забудь — это не имеет значения. Пойдем, выпьем кофе».

 

В обеих сделках все довольны и чувствуют, что их слушают и ценят. Обмен ударами. Эго-состояния взаимодействуют гармонично.

Помните, что состояние эго не соответствует хронологическому возрасту.

Самые простые транзакции происходят между Взрослым-Взрослым и Родителем-Ребенком.

Такие транзакции следуют естественному порядку и могут продолжаться бесконечно и до тех пор, пока транзакции остаются взаимодополняющими. Содержание обсуждения не имеет значения, пока эго-состояния остаются взаимодополняющими.

Вы знаете, когда находитесь в процессе дополнительной транзакции. Взаимодействие кажется естественным, но искренним и содержательным. Вы чувствуете, что вас услышали и оценили.

Пересекающиеся транзакции

Увы, не все транзакции исправны. Перекрестная транзакция приведет к разрыву связи. Дополнительные транзакции могут быть легко нарушены перекрестной транзакцией.

Наиболее распространенная перекрестная транзакция во всем мире происходит, когда стимул подразумевается как Взрослый-Взрослый, а реакция — Ребенок-Родитель, хотя в перекрестных транзакциях могут иметь место различные состояния эго.

Векторы (линии на схеме) пересекаются. Это может произойти быстро, внезапно из ниоткуда.

Комментарий из одного эго-состояния вызывает ответ из другого эго-состояния. Это объясняет, почему люди «принимают вещи неправильно» или люди «откусывают вам голову»: стимул направлен на одно состояние эго, другое отвечает.

Давайте вернемся к нашим предыдущим сценариям и посмотрим на некоторые альтернативные результаты:

Взрослый: Мне нравится твоя рубашка!

Ребёнок критически настроен Родитель: Правда?! Ты издеваешься над моей одеждой?

 

Или

 

Ребенок: Боже мой! Тот человек в автобусе был так груб со мной!

Взрослый ребенку: «Я не удивлен! Я только что видел, как ты украл его место!

 

Путем перехода в состояние эго, отличное от ожидаемого, реакция коренным образом меняет динамику общения. Вдруг все не так.

В первом примере Человек 1, общающийся из эго-состояния Взрослого, ожидает ответа от Взрослого своего партнера. Вместо этого они удивлены сработавшим Дитя. Реакция молниеносна, и возникает конфликт.

Во втором примере Человек 1 ищет сочувствия у своего друга — Ребенок ищет поддержки у заботливого Родителя. Неожиданно они получают резкое замечание от своих партнеров Взрослых. Эго-состояние Ребёнка будет чувствовать себя ушибленным и обиженным — ответ не соответствует их ожиданиям или потребностям.

Чтобы возобновить связь, мы должны перестроить векторы.

Это может произойти почти сразу или может занять недели или месяцы, в зависимости от ситуации. Вы знаете, когда это случай последнего.

Восстановление порядка с помощью транзакционного анализа

Когда происходит перекрестная транзакция, по крайней мере один человек должен изменить свое эго-состояние, чтобы восстановить порядок.

Если вы озадачены, попытайтесь перейти (или остаться) в свое эго-состояние Взрослого. Присутствуйте в разговоре здесь и сейчас. Слушайте, что они говорят, сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы.

Практикуя применение трансактного анализа, вы начнете понимать и сможете идентифицировать различные состояния эго в игре.

Можно получить глубокие знания о самых близких нам людях. Мы можем научиться замечать ребенка нашего партнера (или даже нашего босса!), и мы можем реагировать соответствующим образом. По мере того, как мы становимся более искусными, мы можем применять все более высокие уровни мастерства.

Важно отметить, что мы можем активно выбирать в каком эго-состоянии находиться. Поднимите настроение, когда вам нужно, усыновив своего Ребенка; будь спокоен в своем Взрослом; покажите им, что вы заботитесь о них, оставаясь в заботливом Родителе.

Для тех из нас, кто легко расстраивается или быстро выходит из себя, это новое знание может изменить жизнь. Когда вы сознательно остаетесь в своем Взрослом, появляется другой мир.

Что дальше?

Варианты различных транзакций бесконечны. Лучший способ изучить и развить свое понимание транзактного анализа — применить его к своей повседневной жизни и посмотреть, что вы заметите.

Не забывайте смотреть дальше слов – на язык тела, акценты, тон, зрительный контакт.

Транзактный анализ — это невероятный инструмент, который поможет вам управлять своим общением и отношениями.

Вы можете не только более конструктивно реагировать на других людей, но и сохранять бдительность и следить за тем, чтобы оставаться в своем Взрослом, даже когда ваш ноющий адаптированный Ребенок кричит и вопит внутри.

Вы обнаружите, что сможете больше удовлетворять потребности других. Вы можете определить закономерности в отношениях, в которых у вас есть постоянные проблемы, и, что особенно важно, вы можете сформулировать план, чтобы этого больше не повторилось.

В пылу момента, когда происходит перекрестная транзакция:

  • Остановитесь и понаблюдайте: В каком состоянии эго вы находитесь? В каком эго-состоянии находится другой человек?
  • Спросите себя: Какое состояние эго было бы наиболее полезным в данный момент?
  • Действие: Войдите в желаемое состояние эго.

Наблюдайте и экспериментируйте. Вы будете поражены той разницей, которую произведет транзакционный анализ.

Во второй части мы рассмотрим скрытые транзакции и скрытый смысл слов.

Итак, что случилось в гостиной моего друга? Глупая шутка, которую я повторил, спровоцировала ее эго-состояние Ребёнка. Эмоции вспыхнули, для нее я внезапно стал Критикующим Родителем, и она ответила в своем Адаптированном Ребенке. Я когда-нибудь это исправлял?

Да.

Примерно через год мой Взрослый позвонил ей и извинился. Гармония восстановлена.

Ссылки

Berne, MD, E. (1964). Игры, в которые играют люди . Penguin Random House

Харрис, Т. (1973). Я в порядке — ты в порядке . Случайный дом пингвинов.

Дальнейшее чтение из Интернета

Википедия, биография Эрика Берна

Википедия, биография Уайлдера Пенфилда

Википедия, биография Рене Спитца

Веб-сайт Эрика Берна

Автор: Холли Хартли

https://rediscoveryofme. com

Холли — отмеченный наградами педагог, учитель, коуч, ведущий подкастеров и страстный защитник силы человеческого духа, способной изменить жизнь. Она является основателем The Rediscovery of Me и стремится помочь другим раскрыть свой потенциал. Она живет со своей семьей в Пик-Дистрикт, Англия.

примеров транзакционного анализа на рабочем месте | Малый бизнес

Автор: Chron Contributor Обновлено 17 сентября 2020 г.

Транзактный анализ, теория социальной психологии, первоначально разработанная доктором Эриком Берном в 1950-х годах, может быть использована для улучшения коммуникации и понимания собственного поведения и способа общения. Основная идея заключается в том, что наш мозг имеет три различных эго-состояния: родительское, детское и взрослое. На рабочем месте вы можете увидеть примеры транзакционного анализа на всех уровнях, например, между руководителями и сотрудниками, между коллегами и коллегами и между руководителями отделов организации.

Дополнительная транзакция

Успешное общение на рабочем месте требует дополнительных транзакций. Это предполагает, что один человек инициирует разговор в одном из трех эго-состояний, таких как родитель-ребенок, и респондент отправляет ответ обратно в отправляющее эго-состояние, например, ребенок-взрослому, объясняет Breathe HR.

Например, руководитель общается в эго родителей и детей, когда делает выговор сотруднику за опоздание. Если сотрудник отвечает извинениями и говорит, что это больше не повторится, то сотрудник находится в состоянии эго «ребенок-родитель», и результатом является дополнительная транзакция.

Также рассмотрим двух коллег, оценивающих неудачный проект. Если один человек посылает сообщение от взрослого к взрослому: «Давайте выясним, что пошло не так», другой ответ от взрослого к взрослому будет таким: «Да, давайте приступим к работе и выясним, что произошло».

Перекрестные транзакции

При анализе транзакций в общении часто можно увидеть перекрестные транзакции, которые могут иметь место между руководителем и работниками или между самими работниками. Когда происходят перекрестные транзакции, скорее всего, возникает разрыв в общении, если только один человек не изменит свою реакцию на комплементарное эго-состояние. Это может произойти, когда получатель формирует неправильное впечатление о сообщении отправителя или реагирует в состоянии эго иначе, чем вы могли бы ожидать.

Например, менеджер в состоянии «взрослый-взрослому» может разумно спросить сотрудника об ошибке в составленном им отчете. Перекрестная транзакция происходит, если сотрудник отвечает, используя эго ребенка к родителю, и жалуется: «Почему вы всегда критикуете мою работу?»

Акцент на поглаживании

Важной частью методов транзакционного анализа является концепция поглаживания, предполагает платформа профессиональных навыков Tools Hero. У людей есть постоянная потребность в поглаживаниях, которые можно понимать как простые единицы межличностного узнавания. Менеджеры и руководители могут создать позитивную рабочую среду и позитивные отношения с сотрудниками, постоянно их поглаживая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *