Трансактивная психология – Трансактный анализ — психология

Трансакция (психология) Википедия

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ — это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями — везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории трансакционного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Эго-состояния[ | ]

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции[ | ]

Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Дополняющие[1][2], или параллельные, (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго-состояниях (Взрослого).
  2. Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!». Стимул в да

ru-wiki.ru

Трансактный анализ Берна - теория, методы, игры, примеры

Трансактный анализ – это целесообразная психологическая модель, предназначающаяся для отображения и анализа поведенческого функционирования человека, проявляющаяся индивидуально и в группе. Такая модель охватывает философию, концепцию и способы, способствующие пониманию людьми самих себя, личных особенностей взаимодействия с окружением. Психоанализ стал стержневой исходной точкой для формирования данной концепции. Автором концепции считается Э. Берн. При этом трансактный анализ в качестве психологической модели, приобрел существенно более масштабный характер. Специфичность его состоит в простом изложении доступным языком. Его фундаментальные принципы абсолютно элементарны и общедоступны.

Базисом данной концепции является постулат, утверждающий, что индивидуум, пребывая в определенных условиях, может совершать поступки, опираясь исключительно на одну из трех я-позиций, имеющих четкие отличия.

Трансактный анализ Эрика Берна считается рациональным методом понимания поведенческих реакций, базирующийся на умозаключении, что каждый индивидуум может обучиться мыслить за себя, доверять себе, открыто выказывать собственные чувства, принимать независимые решения, выстраивать близкие контакты.

Трансактный анализ Берна

Теория трансактного анализа Берна одновременно являет собой анализ и психокоррекционное воздействие. Каждый индивид при рождении имеет способность развивать собственные возможности во благо социума и своей персоны, продуктивно и творчески трудиться и радоваться жизни. Само словосочетание «трансактный анализ» в дословном переводе означает анализ взаимодействия.

Трансактный анализ Эрика Берна основывается на умениях субъектов понимать собственные поведенческие реакции, отделять неадекватные его паттерны от собственной личности. Так как индивидуум обладает правом выбора, он имеет возможность стать самостоятельным, свободным от собственного прошлого, внушенных стереотипов поведения, тем самым изме­няя установленный «жизненный сценарий» (судьбу). Отличие описываемой концепции от прочих заключается в отсутствии фиксации внимания на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более значимым и продолжительным формам и следстви­ям поведения.

Трансактный анализ общения направлен на установление более открытых и истинных взаимодействий между субъектами и между внутренними структурами личности. Трансакция — это единица коммуникативного взаимодействия, которая может являться стимулом или реакцией, то есть направлена на человека либо исходит от него. Анализ процесса общения, представленного в виде последовательности трансакций, выявляет причины проблем и нарушений в людских взаимодействиях.

По Берну человеческая личность характеризуется наличием трех составных частей – эго-состояний или этажей (ярусов). С целью упрощения понимания он назвал эти состояния (ярусы): родитель, взрослый и ребенок. Каждый индивидуум имел родителей либо людей, выполняющих их роль, поэтому все, что дите скопировало и сберегло в себе продолжает существовать в его психике всю жизнь, постепенно несколько трансформируясь и модернизируясь. Это и будет являться эго-состоянием «родитель». Проще говоря, в каждой личности живут родители, воспитывавшие их в детстве, и продолжающие по сей день заниматься их воспитанием, что проявляется в моральных установках и нравственных ориентирах, пристрастности и сегодняшнего поведения. Родитель в субъекте отвечает за его совесть и занимает верхний ярус личности, являясь самым хрупким звеном. Например, в процессе алкогольного опьянения, первым отключается «родитель», что может проявляться в бессовестности, безнравственности, нередко, аморальности поведения.

Эго-состояние «взрослый» ответственно за анализ реальности и проведение оценки возможностей. Данное состояние является структурой личности, адекватно реагирующей на происходящие события конкретно «здесь и сейчас». Эго-состояние «взрослый» воспринимает и преобразует информацию, получаемую в настоящем, словно компьютер. Кроме того, это эго-состояние также является и посредником во внутренних взаимоотношениях родителя и ребенка.

Каждый субъект когда-то был малышом, поэтому отголоски из детства обнаруживаются во взрослом существовании индивида в качестве эго-состояния «ребенок». Данное состояние характеризуется нахождением под сдерживающим, дозволяющим и провоцирующим воздействием «родителя». Это проявляется в воспроизведении немного измененных детских поведенческих реакций, таких как чувство вины, стыд, необоснованный страх, чрезмерная тревожность, обида, ожидание чуда, фантазии, протесты, ребячество, беззаботность, веселье, смех.

Эго-состояние «ребенок» ответственно за восприимчивость, эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. То есть в каждой личности существует маленькая девочка или мальчик.

Трансактный анализ общения характеризует психически здорового и успешного субъекта как автономную, слаженную и бесконфликтную работу всех трех состояний. Общие поведенческие реакции находятся под контролем эго-состояния «взрослый».

При внутриличностных конфликтах, в ситуациях когда «взрослый» утрачивает власть, вследствие чего не может регулировать взаимоотношения «родителя» и «дитя», наступают различные тупиковые ситуации, которые приводят к проблемам психологической направленности, например, плохое настроение, конфликты, депрессии, неврозам и т.п.

Каждое состояние эго является жизненно важным, поскольку осуществляет определенные функции. Отсюда, все нарушения коммуникативного взаимодействия связаны с подавлением одного состояния или с его обнаружением в ситуациях, которыми это состояние не должно управлять.

Психотерапия трансактный анализ по Берну, должен «оживлять» подавленное эго-состояние либо обучать актуализации в случаях, когда это нужно для гармоничного взаимодействия. С позиции данной концепции, для оптимального личностного функционирования необходимо гармоничное сосуществование в индивиде всех трех состояний Я. Задачей структурного анализа является выявление взаимоотношения между состояниями личности, помощь в осознании и исправлении внутриличностных проблем с целью приспособления и исключения патологии.

Детально разработанная теория трансактного анализа Берна предлагает еще ряд определений, необходимых для понимания происходящего во время коммуникативного взаимодействия между людьми, а именно игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, жизненный сценарий.

Фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, в кото­ром индивид стремится избегнуть полноценного контакта (близости) посредством манипулятивного поведения называется игрой. Например, фразы по типу: «смотри, что ты со мной сделала», «если бы не ты».

Игры трансактного анализа являют собой вытекающие одна из одной серии добавочных скрытых трансакций с отчетливым конкретным и предсказуемым итогом, который необходим одному из игроков.

Поглаживаниями называются трансакции, отвечающие за индуцирование положительных чувств или негативных эмоций. Отсюда, поглаживания бывают позитивными, пример, «ты мне симпатичен», негативными, пример, «вы мне неприятны», условными, пример, «вы бы мне были более симпатичны, если бы..» и безусловными – «я тебя принимаю именно таким, каким ты есть».

Вымогательством является способ поведенческого реагирования, при помощи которого индивиды осуществляют привычные установки, порождая у себя негативные эмоции, вынуждая других успокаивать их. Вымогательство обычно получает инициатор игры (то есть манипулятор) в ее конце.

Ранние решения и запреты являются одними из главных терминов трансактного анализа, которые означают информацию, передающуюся от родителей к ребенку на этапе детства, из состояния «ребенок» вследствие переживаний, тревог и забот родителей. Такие запреты можно сопоставить с неизменными моделями поведения. Ответной реакцией на эту информацию являет принятие ребенком «ранних решений». Другими словами, у ребенка вырабатываются формулы поведения, которые вытекают из «запретов».

Жизненный сценарий является аналогией «стилю жизни» Адлера. Он охватывает запреты (родительские посылания), ранние решения (ответная реакция на запрет), игры, воплощающие ранние решения, вымогательства, служащие оправданием ранние решения, ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».

Игры трансактного анализа – это комплекс трансакций, характеризуемых скрытой мотивацией, цепь ходов, которые содержат в себе западню либо подвох. Выигрышем является конкретный эмоциональный настрой, к которому игрок испытывает бессознательное стремление

Трансактный анализ взаимодействия ставит целью помочь индивиду осознать собственные игры, сценарий жизни, я-состояния и принять при необходимости свежие решения, относящиеся к поведенческому реагированию и построению дальнейшей жизни. Суть психокоррекционной работы заключается в осво­бождении личности от реализации навязанных поведенческих программ и помощи ему в обретении независимости, спонтанности, способности к полноценным контактам (близкие отношения).

Психотерапия трансактный анализ, главным образом, перенята из гештальт-терапии. Структурный анализ я-позиции предполагает показ и взаимодействие посредством техник, основанных на ролевых играх, с сопровождающими обеспечениями фактического и гипотетического характера трансакций. Выделяются, преимущественно, две основные проблемы, а именно контаминации, заключающиеся в смешивании двух разных эго-позиции, и исключения, заключающиеся в жестком ограничении эго-состояний друг от друга.

Методы трансактного анализа применяются с целью решения различных коммуникативных проблем, при нарушении нормального взаимодействия внутри себя и между людьми. Данный метод рассматривает четыре потенциальные позиции жизни, которые определяют отношение к окружению и собственной личности:

— ты хороший – я хороший либо вы в порядке – я в порядке;

— ты плохой – я хороший либо вы не в порядке – я в порядке;

— ты хороший – я плохой либо вы в порядке – я не в порядке;

— ты плохой – я плохой.

Первая позиция считается основным жизненным постулатом и представляет собой те установки, которые делают индивида удовлетворенным жизнью. Если бы все субъекты придерживались данной позиции, то в трансактном анализе не было бы необходимости. Внешние обстоятельства вынуждают индивидов выбирать иные установки, в результате которых появились три другие позиции.

Второй позицией руководствуются люди, предрасположенные к асоциальному поведению, манипулированию окружением. Такие люди убеждены, что обоюдовыгодное сотрудничество между субъектами невозможно, они считают для себя невозможным что-то открыто попросить у социума, а потому для получения желаемого они стараются обязательно обмануть другого индивида.

Третьей позиции придерживаются субъекты, считающие себя недостойными. То есть они убеждены, что недостойны высокого заработка, счастливой жизни, лучшего партнера. Таких индивидов постоянно мучает собственная неполноценность и чувство вины. Они существуют, будто по какому-то фатальному сценарию. Ежедневно эти субъекты уступают собственные жизненные позиции окружающим индивидам, нивелируя при этом свои интересы.

Четвертая позиция принадлежит лицам, неудовлетворенным собственным бытием, а следовательно и глубоко несчастным. Нередко эта позиция приводит индивидов к суицидальным попыткам. Берн полагал, что все ресурсы для превращения в счастливую личность, есть в наличии у каждого индивида.

Трансактный анализ взаимодействия позволяет субъектам взглянуть на собственную персону, словно со стороны, и отыскать в себе ресурсы, необходимые для свершения перемен.

Кроме того, с успехом применяется трансактный анализ конфликта для прогнозирования и предупреждения возникновения конфронтаций в межличностных контактах. Для разрешения конфликтной ситуации, в первый черед, необходимо суметь остаться в позиции взрослого. А затем, следует постараться вывести своего оппонента на взрослую позицию. С этой целью рекомендуется вначале дать согласие, а потом задать вопрос.

Методы трансактного анализа, сформированные Берном, имеют несколько стадий: теория эго-состояний или структурный анализ, трансактный анализ коммуникативного взаимодействия и деятельности (базирующийся на определении «трансакция» как взаимодействии я-позиций двух индивидов, вступивших), анализ игр и жизненного сценария (скриптоанализ).

Сегодня довольно востребован трансактный анализ обучение которому позволяет выйти на качественно новый уровень профессионализма. Данный метод предоставляет возможность личностного роста и профессионального развития в широком круге профессий, имеющих связь с интенсивными межличностными контактами.

Теория трансактного анализа

Выделение эго-позиций в теории трансактного анализа базируется на трех аксиоматических постулатах:

— каждый ныне взрослый ранее был ребенком, который в каждой личности представлен я-состоянием «ребенок»;

— каждый субъект с нормально сформированными мозговыми структурами к адекватному оцениванию реальности потенциально способен (умения систематизировать извне приходящие данные и принимать рациональные решения относятся к я-состоянию «взрослый»;

— каждый индивид имел или имеет и сегодня родителей либо заменивших их лиц (родительское начало есть в каждой личности, которое принимает вид я-состояния «родитель»).

У Берна «взрослый» является как бы арбитром между я-состояниями «ребенок и родитель». Взрослый решает, подвергая анализу информацию, какие поведенческие реакции максимально соответствую конкретным обстоятельствам, от каких паттернов следует отказаться, а какие, наоборот, нужно включить.

Одно я-состояние бывает «загрязнено» другим я-состоянием.

Трансактный анализ примеры, индивид путает родительские правила для я-состояния взрослой «здесь-и-сейчас реальности (таким образом, взрослое «Я» стало загрязнено эго-состоянием «родитель»), когда верования берутся в качестве фактов (то есть взрослое эго загрязняется эго-состоянием «ребенок»).

Посредством наблюдения за вербальными и несловесными составляющими поведения можно диагностировать эго-позиции в личности. Трансакциями называются словесные и невербальные взаимодействия, происходящие между людьми. То есть трансакцией является обмен воздействиями между я-состояниями беседующих субъектов. Такие воздействия бывают безусловными и условными, отрицательными и положительными. Кроме того, трансакции бывают параллельными, скрытыми и пересекающимися.

Параллельными называются трансакции, при которых посыл, идущий от одного индивида, непосредственно дополняется ответной реакцией другого (вопрос – ответ). Подобные взаимодействия не могут производить конфликты и способны длиться неограниченное время (первый закон общения).

Пересекающиеся трансакции характеризуются способностью продуцировать конфликты. В таких случаях на посыл дается неожиданная ответная реакция, то есть активизируется не то эго-состояние. Например, муж на вопрос «где мои ключи», получает от жены ответ «возьми там, куда положил». Иными словами, на посыл, исходящий от взрослого, дается ответная реакция родителя. Подобные перекрестные трансакции могут начинаться взаимными укорами, колкими репликами, а заканчиваются ссорой.

Целью трансактного анализа является выяснение, какое именно эго-состояние направило коммуникативный посыл и какое эго-состояние получило этот посыл.

Трансактный анализ конфликта заключается в преобразовании рядовых трансакций в незаурядные, совпадающие с конкретной ситуацией. Другими словами, когда ситуация нуждается в совместной работе труда, то два ребенка не в состоянии договориться, а следовательно, и продуктивно взаимодействовать. Для таких ситуаций необходимо я-состояние «взрослый». Трансакции являются параллельными незаурядными, то есть параллельными, когда векторы посыла и ответной реакции совпадают, и пересекающимися, то есть рядовыми, когда эти векторы пересекаются, вследствие чего наступает конфронтация (второй закон общения). В процессе анализа трансакций мало лишь установить факт пересечения векторов. Нужно еще определить, какой личностный компонент неожиданно активизировался и разрушил коммуникативное взаимодействие. Трансактный анализ пример участник трансакции на призыв взрослого эго-состояния к его взрослому «Я» реагирует детской я-позицией, то необходимо отложить решение ситуации, пока векторы не станут соответствовать состоянию, в котором могут стать параллельными дальнейшие трансакции.

Скрытые трансакции охватывают более двух я-состояний, поскольку информация в них камуфлируется под социально приемлемый посыл, однако ответное реагирование ожидается со стороны действия скрытого сообщения. Следовательно, скрытые трансакции содержат неявные сообщения, посредством которых можно скрыто воздействовать на людей (люди не осознают, что на них оказывается воздействие).

Современный трансактный анализ рассматривает личное изменение как модель решений. Фундаментом всей терапии современной концепции трансактного анализа является убеждение, основанное на изменении таких ранних решений.

В современном направлении описываемого метода терапевт и клиент несут обоюдно направленную ответственность за результат целей контракта, которые направлены на достижение выхода из сценария, а также обеспечение автономии.

Современный трансактный анализ ориентирован на личностное изменение. В этом заключается его основная цель, а понимание личностных проблем не рассматривается в качестве результата терапии. Наоборот, их осознание являет собой инструмент, направленный на видоизменение личности. Само же видоизменение включает принятие решения на трансформацию, а затем наступает деятельный процесс по его осуществлению.

Современный трансактный анализ обучение включает теорию личности, детского развития и коммуникаций, анализ сложных структур и организаций. Он представляет собой, в практическом применении, систему коррекционного воздействия на отдельные личности, на супружеские пары, семьи и другие группы.

psihomed.com

Трансактный анализ - Психологос

Фильм "Передача: Наука о душе"

О трансактном анализе рассказывает психолог Ирина Летова. Ведет передачу Александр Гордон
скачать видео

​​​​​​​​Классический психоанализ сложен, юнгианский психоанализ запутан, а люди всегда тянутся к чему-то простому и понятному. Как формулировал сам автор данного подхода, Эрик Берн, трансактный анализ – это упрощенный, дешевый вариант психоанализа, «психоанализ для домохозяек». Последователи трансактного анализа называют его коротко: ТА ("тэа").

То, что Фрейд описывал как Ид («Оно»), Эрик Берн в ТА называет состоянием ребенка, или внутренним Ребенком: то состояние, в котором человек действует в соответствии со своими желаниями и простыми потребностями, идя навстречу тому, что хочется, живя спонтанно и во многом импульсивно. Если мы помним, какими мы были детьми до собственно социального воспитания, мы помним свое состояние Ребенка. Напротив того, внутренний Родитель каждого из нас – отзвук наших родителей и других взрослых людей, которые воспитывали нас и доносили до нас правила жизни в обществе. Конечно, они во многом ограничивали нашего ребенка, и это аналог фрейдовского Супер-Эго. Третье основное состояние в ТА – это внутренний Взрослый, наше разумное начало, аналог Эго из схемы З. Фрейда.

Внутренний Родитель - отражение разнообразия родительских стилей и ролей, знакомых человеку в его опыте. Детям естественно копировать своих родителей, и то, что чаще человек видел в своем детстве и жизни, как поведение и стиль Родителя, то позже легко воспроизводит и сам - в самых разных ситуациях, не обязательно в ситуации общения с детьми. Человек в родительской позиции учит и требует, опекает и наставляет, заботится или критикует, ставит высокие цели и настаивает на следовании должному, создавая и поддерживая традиции. В умном и заботливом варианте, как роли Учителя жизни, Наставника или Поддерживающего Опекуна, это нужно и уместно. С другой стороны, родительские роли занудного Ментора, недовольного Критика или вечно тревожной Курицы-наседки чаще создают конфликты и проблемы.

Позитивная и негативная сторона есть и в других позициях, эго-состояниях личности. Внутренний Ребенок – когда-то радость для всех, когда-то ужас и проблемы. Спонтанность и живое любопытство, доверие людям и миру, увлеченность и готовность к творчеству, легкость и позитивный настрой, готовность искренне поблагодарить за помощь – это ребенок со своей позитивной стороны. Со своей негативной стороны эго-состояние Ребенок уже не так обаятельно: это эгоцентризм и капризы, упрямство и агрессивность, безразличие к чувствам и интересам окружающих. Проще говоря, это роль Хулигана. Другие проблемные лики Ребенка – протестующий Бунтарь, несчастная беспомощная Жертва и упрямо тупой Дурик.

«Я хочу» или «я не хочу», «боюсь», «ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело» - типовые обороты, по которым можно узнать Внутреннего ребенка. Сюда же – невербалика: дрожащие губы, слезы, «надутый вид»; опущенные плечи либо выражение безмерного восторга.

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого. Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом. Он не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющеся информации решение. Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении. Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка. Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: "Во многих отношениях Ребенок - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости" (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) "Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо".
Авторы этих строк: Ян Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, СПб, 1996.

Кроме собственно психотерапии, ТА во многом выполняют просветительскую функцию, рассказывая о правилах грамотного общения и возможностях избегания конфликтов в общении и взаимоотношениях, способах ухода от манипуляций и умения видеть манипулятивные игры как в поведении окружающих, так и в собственном поведении.

Эрик Берн ввел в культурный обиход представление об играх во взаимоотношениях: игры «Да, Но», «Замотанная домохозяйка», «Я просто хочу вам помочь» и множество других вошли в классику практической психологии. Рассматривая возникновение проблем у взрослых людей, ТА вполне в русле психоанализа указывает на важнейшую роль детства и детских сценариев: сценариев, которые ребенок наблюдал в своем детстве и тем более в которых участвовал сам. Не менее популярны стали представления о позициях «я о'кей», «я не-о'кей», «ты о'кей» и «ты не-о'кей». Эти позиции определяют выбор игр, игры вплетаются в жизненные сценарии, сценарии определяют жизненные выборы человека. Результат – та или иная судьба, получение человеком удачных или проблемных переживаний.

Например, женщина, которую в детстве третировал отец-алкоголик, принимает 2 позиции: «Я ничего не стою» (я не о'кей) и «Мужчины — это животные, которые будут обижать меня» (мужчины не о'кей). Исходя из этого, она выбирает людей, играющих такие роли, которые соответствуют ее жизненному сценарию. Так, она выходит замуж за «животное», к тому же алкоголика. В дополнение к этому на людях она играет в игру «Насильник»: привлекая мужчину беседой, пытается его соблазнить; если же он поддается на это, она с возмущением отвергает его, еще раз убеждаясь, что «мужчины — это животные, которые хотят обидеть» ее.

При подробном рассмотрении, чувства и переживания являются не столько результатом тех или иных событий, сколько целью, к которой стремится человек, выстраивая те или иные события и в результате коллекционируя свои «любимые чувства». В соответствии с ТА, большинство решений, идущих из детства, имеют целью получение родительских «поглаживаний» (внимания со стороны родителей). Что касается жизненных сценариев, то, по Э.Берну, они также закладываются в раннем детстве и возможность их пересмотра самостоятельно, без помощи терапевта в ТА оценивается скептически и практически не рассматривается.

Трансактный анализ – достаточно рационалистичный подход. Психотерапевт (обычно вместе с клиентом) устанавливает признаки, когда клиент находится в том или ином эго-состоянии, помогает клиенту входить в нужное для него эго-состояние и, помогая устраивать переговорный процесс между конфликтующими частями личности, в итоге решать вопросы по-взрослому. ТА проходит как в индивидуальной, так и групповой форме, где лекционные моменты чередуются как с разборами индивидуальных случаев, так и с анализом ситуаций взаимоотношения клиентов в группе между собой и с психотерапевтом.

Обычная практика в современном ТА – заключение контракта с клиентом, где обговаривается условия, цель и путь психотерапевтического процесса, в том числе требования к клиенту, которые он обязуется выполнять. Как правило, главной целью ТА считается достижение автономии личности: способность человека определять свою собственную судьбу, принимать ответственность за свои поступки и чувства.

Сильные стороны ТА – понятность его языка, богатство конкретно разработанного материала, очевидная разумность психологических рекомендаций и прозрачность используемых терапевтических стратегий. В то же время, поскольку в ТА принято видеть за проблемным поведением в первую очередь внутренние выгоды клиента, ТА ориентирован в первую очередь на интеллектуальный инсайт клиента и редко ставит задачи обучение клиента новому, более продуктивному способу поведения. ТА хорошо работает с как-либо разумными людьми при решении проблем в межличностных отношениях и лечении неврозов, хуже – с людьми низкого культурного уровня и психотиками.

www.psychologos.ru

Трансактный анализ, как метод психотерапии

Введение

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

1. Сущность трансактного анализа Э.Берна

    Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

    1. каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
    2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
    3. у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель [2].

    Описание эго-состояний представлено в табл. 1.


    Таблица 1

    Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания

    Эго-состояния

    Типичные способы поведения, высказывания

    Родитель

    Заботливый родитель

    Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем"

    Критический родитель

    Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опаздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!"

    Взрослый

    Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе"

    Ребенок

    Спонтанный ребенок

    Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!"

    Приспосабливающийся ребенок

    Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"

    Бунтующий ребенок

    Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете"

    Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

    Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

    Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5].

    Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

    Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

    Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [7].

    Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

    Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других [3].

    Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

    Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд [2].

    Следующий аспект трансактного анализа — структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

    Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность [5].

    Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

    Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции [6].

    2. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну

      «Игра» - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

      Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками:

      1. скрытыми мотивами;
      2. наличием выигрыша.

      Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход [8].

      Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:

      1. Количество игроков: игры на двоих ("Фригидная женщина"), на троих ("Ну-ка, подеритесь!"), на пятерых ("Алкоголик") и на многих ("Почему бы тебе не..." – "Да, но...").
      2. Используемый материал: слова ("Психиатрия"), деньги ("Должник"), части тела ("Мне нужна операция").
      3. Клинические типы: истерический ("Насилуют!"), с синдромом навязчивости ("Растяпа"), параноидальный ("Почему со мной всегда так?"), депрессивный ("Опять я за старое").
      4. По зонам: оральные ("Алкоголик"), анальные ("Растяпа"), фаллические ("Ну-ка подеритесь").
      5. Психодинамические: контрфобия ("Если бы не ты"), проецирующие ("Родительский комитет"), интроецирующие ("Психиатрия").
      6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские ("Если бы не ты"), садистские ("Растяпа"), фетишистские ("Фригидный мужчина") [2].

      При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.

      1. Гибкость. Некоторые игры, такие как "Должник" или "Мне нужна операция", могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
      2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
      3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые [2].

      У психически неуравновешенных людей эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.

      Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал "играми на всю жизнь". В нее входят "Алкоголик", "Должник", "Ударь меня", "Попался, сукин сын!", "Смотри, что я из-за тебя сделал" и их основные варианты (табл. 2).


      Таблица 2

      Характеристика игр по Э. Берну

      АЛКОГОЛИК

      ПОПАЛСЯ, СУКИН СЫН!

      СМОТРИ ЧТО Я ИЗ-ЗА ТЕБЯ СДЕЛАЛ

      Цель

      Самобичевание

      Оправдание.

      Оправдание своего поведения.

      Роли

      Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

      Жертва, Агрессор.

       

      Динамика

      Оральная депривация

      Гнев ревности.

      Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на "страхе кастрации".

      Социальная парадигма

      Взрослый – Взрослый.

      Взрослый: "Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить".

      Взрослый: "Я буду с тобой откровенен".

      Взрослый – Взрослый.

      Взрослый: "Смотри, что ты наделал".

      Взрослый: "Теперь, когда ты привлек к этому мое внимание, я вижу, что ты прав".

       

      Психологическая парадигма

      Родитель – Ребенок.

      Ребенок: "Попробуй поймать меня".

      Родитель: "Ты должен перестать пить, потому что..."

      Родитель – Ребенок.

      Родитель: "Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься".

      Ребенок: "На этот раз ты меня поймал".

      Родитель: "Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева".

      Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности). Экзистенциальная позиция – "Меня не в чем винить

      Ходы

      1. Провокация – обвинение или прощение.

      2. Снисходительность – гнев или разочарование.

      1. Провокация – обвинение.

      2. Защита – обвинение.

      3. Защита – наказание.

       

      Выгоды

      1. Внутренняя психологическая – а) пьянство как процедура – бунт, утешение и удовлетворение желания; б) "Алкоголик" как игра – самобичевание (возможно).

      2. Внешняя психологическая – возможность избежать половой и других форм близости.

      3. Внутренняя социальная – "Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить".

      4. Внешняя социальная – "А на следующее утро", "Коктейль" и другие способы времяпрепровождения.

      5. Биологическая – чередующийся обмен проявлениями любви и гнева.

      6. Экзистенциальная – "Все хотят меня обидеть"

      1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева.

      2. Внешняя психологическая – возможность избежать осознания своих недостатков.

      3. Внутренняя социальная – ПСС.

      4. Внешняя социальная – они всегда готовы поймать тебя.

      5. Биологическая – обмен гневными транзакциями, обычно между людьми одного пола.

      6. Экзистенциальная – людям нельзя доверять.

      Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку "оправданный" гнев помогает избежать половых отношений.

      В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и "вознаграждения". В других играх автор выделяет тезис и антитезис.

      "ДОЛЖНИК"

      "Должник", по мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру "Если бы не долги", но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в "Должника" в полную силу.

      Разновидности игры "Должник": "Попробуй получи", "Кредитор", "Попробуй не заплати" и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.

      "УДАРЬ МЕНЯ"

      В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: "Пожалуйста, не бейте меня". Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу. Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется "Поношенное платье". Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по "уважительным" причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: "Почему со мной всегда так?"

      "КАКОЙ УЖАС!".

      Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз - "Несчастье нуждается в сочувствии". Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.

      Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

      Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры" вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни [2].

      3. Сущность понятия «жизненный сценарий»

        Берн в своих ранних работах определял сценарий как «бессознательный жизненный план». Затем дал более полное определение: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути».

        Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной не только в трансактном анализе, но и в других направлениях психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец.

        Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в избранной альтернативе». Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария [4].

        Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

        Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребёнок принимает решение о своём сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребёнок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности [10].

        Хотя родители не могут заставить ребёнка принять какие-то решения, они тем не менее оказывают на ребёнка сильное влияние, передавая ему вербальные и невербальные послания. На основе этих посланий ребёнок формирует свои представления о себе, других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. Таким образом, сценарий подкрепляется родителями.

        Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий. Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознаёт их.

        Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определённых паттернов.

        По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя или банальный.

        Победителем Берн называл «того, кто достигает поставленной перед собой цели». Под победой понимается то, что поставленная цель достигается легко и свободно. Побеждённый – это «человек, который не достигает поставленной цели». И дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. Если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряжённой работы, то он побеждённый.

        В зависимости от трагичности финала сценарии побеждённых можно классифицировать по трём степеням. Сценарий побеждённого первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери не настолько серьёзны, чтобы их обсуждать в обществе. Например, повторяющиеся ссоры на работе, небольшая депрессия или неудача на экзаменах при поступлении в институт. Побеждённые со второй степенью испытывают неприятные чувства, достаточно серьёзные, чтобы их обсуждать в обществе. Это может быть увольнение с работы, исключение из университета, госпитализация по поводу тяжёлой болезни и т.д. Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьёзной болезни (в том числе и психической) или суду.

        Человек, имеющий сценарий не-победителя, день ото дня терпеливо несёт свою ношу, не много при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и уйдёт на пенсию [1].

        Берн предложил способ, с помощью которого можно отличить победителя от побеждённого. Для этого надо спросить человека, что он будет делать, если проиграет. Берн считал, что победитель знает что, но не говорит об этом. Побеждённый не знает, но только и делает, что говорит о победе, он всё ставит на одну карту и тем самым проигрывает. Победитель всегда учитывает несколько возможностей, поэтому и побеждает.

        Находиться в жизненном сценарии, проигрывать сценарное поведение и сценарные чувства это значит реагировать на реальность «здесь и теперь» как будто бы это мир, нарисованный в детских решениях. Человек чаще всего входит в свой сценарий в следующих случаях.

        • Когда ситуация «здесь и теперь» воспринимается как стрессовая.

        • Когда имеется сходство между ситуацией «здесь и теперь» и стрессовой ситуацией в детстве.

        Когда ситуация «здесь и теперь» напоминает человеку болезненную ситуацию из его детства, и он входит в сценарий, в ТА говорят, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией с помощью резиновой ленты. Это позволяет понять, почему человек реагирует так, как будто бы его катапультировали назад в его прошлое. Обычно человек не может осознанно представить эту детскую сцену, поэтому не понимает, что общего в этих ситуациях. Разговаривая с людьми, с которыми у человека серьёзные взаимоотношения отождествляет их с людьми из своего прошлого, и делает это неосознанно.

        Резиновые ленты могут быть привязаны не только к людям из нашего прошлого, но и к запахам, звукам, определённому окружению или чему-то ещё.

        Одной из целей ТА является рассоединение резиновых лент. Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям [4].

        Эрик Берн ввёл понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Некоторые терапевты ТА специализируются именно в этой области теории – телесном сценарии. Сценарные сигналы - это проигрывание человеком его детских решений, которые он принял в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело.

        Человек стремится организовать мир таким образом, чтобы он оправдывал сценарные решения. Это объясняет, например, почему люди снова и снова вступают в болезненные взаимоотношения или придерживаются паттернов поведения, приводящих к наказанию. Когда человек принимал в детстве свои сценарные решения, ему казалось, что единственной альтернативой этим решениям может быть лишь ужасная катастрофа. Причём у него не было ясного представления, в чём заключается эта катастрофа, но он знал, что её любой ценой нужно избежать. Поэтому каждый раз, когда сценарные решения подтверждаются, человеку начинает казаться, что они по-прежнему помогают избежать катастрофы. Вот почему люди часто говорят, что им легче вести себя по-старому, одновременно признавая, что это поведение для них саморазрушительно [5].

        Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности, неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем.

        Нужно отличать сценарий и курс жизни. Берн писал: «Сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит». Курс жизни является результатом взаимодействия четырёх факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных решений.

        В сценарии существует четыре варианта жизненных позиций:

        1. Я-ОК, Ты-ОК;
        2. Я-неОК, Ты-ОК;
        3. Я-ОК, Ты-неОК;
        4. Я-неОК, Ты-неОК.

        Жизненая позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях. Это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своём поведении и поведении других людей.

        Жизненную позицию ребёнок принимает раньше сценарных решений – в первые месяцы кормления, а затем весь свой сценарий подстраивает под неё. Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.

        Каждый взрослый человек имеет собственный сценарий, основанный на одной из четырёх жизненных позиций. Мы не всё время находимся в избранной позиции, а каждую минуту нашей жизни можем менять жизненные позиции, хотя в совокупности большую часть времени склонны проводить в «своей» позиции [6].

        Ребёнок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребёнок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.

        Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того как ребёнок начнёт говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки. Иногда ребёнок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице, - всё это может показаться ребёнку угрозой его жизни. Позднее, когда ребёнок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребёнком, он будет интерпретировать сценарное значение того, о чём они говорят, в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.

        Как уже известно, ребёнок постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться того, что я хочу?». Возможно, маленькая девочка замечает, что когда мать хочет чего-то от отца, она сначала начинает ругаться, а потом плачет. Ребёнок приходит к выводу: «Чтобы получить от людей, особенно от мужчин, то, что я хочу, нужно поступать как мама». В этом случае дочь копирует поведение матери. Скопированные паттерны поведения – это ещё один вид сценарных посланий.

        Сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Уйди! Быстрей! Не капризничай!» Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются и от сопровождающих их невербальных сигналов.

        В других случаях ребёнку могут говорить не что он должен делать, а кем он является. Такие послания называются оценочными: «Ты глупый!»; «Моя маленькая девочка!»; «Ты кончишь в тюрьме!»; «Ты ничего не добьёшься!». Содержание оценок может быть позитивным или негативным, а их сила, как сценарных посланий, будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов.

        Однако бывает, что своё главное сценарное решение ребёнок принимает при реагировании на одно единственное событие, которое он воспринимает как особенно угрожающее. Такое событие называется травматическим. В день, когда произошло травматическое событие, «рождается» Ребёнок. Это значит, что мысли, чувства и паттерны поведения взрослого человека в эго-состоянии Ребёнка, будут точно соответствовать его мыслям, чувствам и поведению в тот день [3].

        Берн отмечает, что недовольный своим сценарием человек может начать действовать по антисценарию — сценарию наоборот. Сценарий продолжает давлеть над человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо. И наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта.

        Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребенка. В зависимости от того, насколько сценарные сообщения не соответствуют реальным способностям ребенка и отрицают его желание быть, они могут приводить к развитию патологии. Патология имеет различные степени и может изменяться от легкой степени, редко мешающей личности использовать свои способности., до сильной, когда человек становится нелепой карикатурой на свое настоящее Я. У Э. Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребенку «будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребенку понять, что ребенок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив [8].

        Таким образом, сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребёнок через трансакции, которые происходят между родителями и ребёнком.

        Заключение

        Трансактный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми. Основы теории трансактного анализа были описаны Эриком Берном.

        Трансактный анализ включает:

        1. Структурный анализ - анализ структуры личности.
        2. Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
        3. Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу.
        4. Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

        В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

        Трансактный анализ эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

        Список литературы

        1.  Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998
        2.  Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
        3.  Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984
        4.  Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993
        5.  Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992
        6.  Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004
        7.  Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
        8.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002
        9.  Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
        10. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.

          www.transactional-analysis.ru

          Что такое Трансактный анализ? Трансактный анализ — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

          Какие слова обычно говорят родители своим детям? За что отчитывают? А ведь они неосознанно своими словами программируют жизнь своего ребёнка и чаще всего осложняют её. Если ребёнок постоянно слышит — "Не бегай — упадешь!", "Не открывай окно — простудишься!" — то, повзрослев, он будет испытывать трудности с принятием самостоятельных решений. Если же ему повторяют в детстве — "Не будь ребенком!" — он станет гиперответственным взрослым, подавляя свои "детские" желания и потребности.

          Можно ли что-то изменить, став взрослым? Да, говорят сторонники транзактного анализа, каждый человек имеет полное право сделать собственный выбор, свободный от родительских программ и пойти своим путем. А также, предоставить возможность выбора своего пути детям.

          Родители редко устраняются от выбора жизненного сценария для своего ребенка. Эрик Берн, американский психиатр, создатель транзактного анализа, в одной из книг пишет, как можно сделать это: говорить ребенку "будь счастлив". Такая фраза, повторяемая родителем, дает ему понять, что он сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

          Транзактный анализ (ТА) — это психологическая модель, описывающая поведение человека — как индивидуально, так и в составе групп, основанная на том, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. ТА используется в психотерапии, бизнес-консультировании, психологическом консультировании, образовании и может применяться как на работе, так и дома — везде, где люди имеют дело с людьми. ТА изложен простым языком, а его основополагающие принципы доступны для всеобщего понимания.

          Согласно транзактному анализу один и тот же человек, находясь в определённой ситуации, может проявлять себя, исходя из одного из трёх эго-состояний, четко отличимых одно от другого.

          Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности, на получение объективной информации и не зависит от возраста личности. Оно является организованным, хорошо приспособленным и действует, оценивая свои возможности, изучая реальность и спокойно рассчитывая.

          Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые от родителей. Внешне это выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим, а внутренне, — как старые родительские назидания, которые продолжают на него влиять.

          Эго-состояние Ребенка содержит запись ранних детских переживаний и реакций в отношении себя и других. Эти побуждения возникают у ребенка естественным образом как "старое" поведение детства.

          То есть, если человек с текущей реальностью, накоплением фактов и их объективной оценкой, он находится в эго-состоянии Взрослого, если действует и думает также, как это делали его родители, он в эго-состоянии Родителя. Если же ведёт себя подобно тому, как делал это в детстве, — в Эго-состоянии Ребенка.

          Под трансакцией понимают единицу общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул — "Здравствуйте", реакция — "Здравствуйте. Рада вас видеть". Всё наше общение, это обмен трансакциями, во время которых наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра.

          Трансакции бывают параллельные (стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого), пересекающиеся (направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов) и скрытые (трансакции, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое).

          Скрытые трансакции являются основой для развития психологических игр. Эрик Берн хорошо описал теорию игр в своей книге "Игры, в которые играют люди". Анализ игр — это один из методов, используемых транзактными аналитиками.

          Эрик Берн считал, что каждый человек может измениться, если у него есть ресурсы, информация и поддержка. А так как человек обладает природной энергией, побуждающей к развитию, ресурсы есть всегда и надежда на излечение есть даже в самых тяжёлых случаях.

          Каждый человек может менять ситуации и поведение, которые его не устраивают. Нужно лишь пересмотреть свой жизненный сценарий и решить, как жить дальше. Определите свою собственную судьбу, примите ответственность за свои поступки и чувства. Результатом будет достижение гармонии через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

          samopoznanie.ru

          Трансакционный анализ | Блог 4brain

          Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

          В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

          Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

          • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
          • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
          • Понять самого себя.
          • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
          • Открыто выражать свои чувства.
          • Научиться доверять себе.

          Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

          Три эго-состояния по Эрику Берну

          Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

          • Я-Родитель: содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
          • Я-Взрослый: состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
          • Я-Ребенок: в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

          Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

          Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

          Ребенок может быть:

          Спонтанным. Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

          Приспосабливающимся. Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

          Бунтующим. Протестующее, бросающее вызов поведение.

          Родитель может быть:

          Заботливым. Исправляет, утешает, помогает.

          Критическим. Критикует, грозит, приказывает.

          Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

          Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

          Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

          Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

          Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

          Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

          Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и концентрации.

          Трансакции

          Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

          Типы трансакций:

          • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает конфликтов и взаимодействие может продолжаться длительное время.
          • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
          • Скрытые: это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

          Поглаживания

          Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

          • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
          • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
          • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

          Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

          Книги

          Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

          • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
          • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
          • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
          • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
          • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
          • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
          • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
          • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

          Желаем вам удачи!

          Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: