Трансперсональная психология — основные черты и исследования личности
Трансперсональная психология относится к современному направлению психологии, целью исследования которой является сознание и трансперсональные волнения человека, а также природа, конфигурация, первопричина и следствия. Трансперсональная психология анализирует сознание в широком спектре его проявлений: множество состояний рассудка, магические и культовые волнения, духовные кризисы, состояния близкие к смерти, формирование проницательности, развитие творческих способностей, индивидуальные ресурсы, парапсихологические феномены.
После создания таких направлений в области психологии, как психоаналитическая концепция, бихевиоризм и гуманистическая психология порой об этом направлении в психологической науке говорят, что трансперсональная психология есть «четвертая мощь».
Особенностью трансперсонального подхода является то, что при изучении психики человека значение имеют не только те данные, которые были получены предшествующими современными направлениями и иными науками, но и итоги, приобретенные в результате изысканий, полученных при исследовании различных духовных и культурных обычаев цивилизаций Востока и Запада на протяжении сотен тысяч лет.
Возникновение современного направления
Имеется индивидуальная последовательность и коннотационная взаимосвязь между гуманистическим и трансперсональным направлением в психологии. Основоположниками данных проектов была одна и та же публика, а именно: А. Маслоу, М. Мерфи, С. Криппнер, А. Уотс, Э. Сутич, и другие.
Появление гуманистической психологии можно считать итогом осмысления тех действий, которые происходили в различных государствах, как в жизни общества, так и в психологической науке в 60-е года минувшего века. В области социума этот период является многочисленным движением, созданным молодежью и имеющим отношение к контркультуре, направлением, которого был сосредоточенный отбор. Он был направлен на поиск новейших конфигураций общности индивидов, без ограничений узкими стандартами, сформированными домашним укладом, основанным на традициях и продиктованным здравым смыслом, характеризующих материальное благополучие людей и ценностной составляющей жизни.
В области психологии данное движение считалось неким протестом, связанным с подавляющим влиянием бихевиоризма и фрейдизма, чьи идеи были ограничены объектом собственного исследования поведения человека, по сути, ликвидировав изучение рассудка и личности человека. Представители «нового движения» никоим образом не отрицали той существенной лепты, которую привнес в формирование психологии З. Фрейд, но также лицезрели в психоанализе его узость и ограниченность.
Маслоу полагал, «что Фрейд дал нам психологию заболевания, а мы ныне обязаны его дополнять психологией здоровья». Значительной лептой, внесенной Маслоу в гуманистическую психологию можно считать его теорию о самоактуализации личности. Он выдвинул собственную, известную «иерархию потребностей», где на верхушке, располагается необходимость человеческого индивида в самореализации, либо согласно его собственному обоснованию «абсолютное применение способностей, возможностей и имеющихся талантов».
Гуманистическую психологию необходимо подвергать рассмотрению скорее со стороны некого движения, ведь точной теоретической наукой она так и не стала, то есть данное движение – это группа новых на тот период конструктивных теоретических подходов к человеку, как обладающему разумом и самосознанием в психотерапии и психологии.
Знаменитый специалист в области психологии и автор множества книг, относящихся больше к экзистенциальной психологии Ирвин Ялом, являющийся одним из тех активных создателей так называемой третьей волны по этому поводу писал следующее: «В громадном шатре гуманистической психологии убежище обретал любой и в скором времени там возник беспорядок, состоящий из разного рода школ психологии и направлений, которые едва ли имели возможность разъясняться между собой даже на уровне экзистенциального эсперанто. Гештальттерапия, течение, изучающее трансперсональные переживания, категории встреч, холистическая врачебная наука, психосинтез, тасаввуф и еще много чего другого – все это без исключения обнаружилось под одной кровлей».
Огромную роль в формировании гуманистических, а в последующем и трансперсональных основ в психологии возымела та работа, которая проводилась в Институте Эсален, местоположением его являлась Калифорния, США. Тут в различные периоды проживали те самые люди, которые, в свою очередь, в значительной степени обусловили сегодняшний вид гуманистического и трансперсонального направления в области психологической науки.
Где-то в половине 60-х годов основоположники и лица, выражающие и поддерживающие идеологию «третьей волны», пришли к выводу, что гуманистическое направление нуждается в увеличении, расширении и дополнении.
Рождение «четвертой волны»
Во вступлении ко второй части своего труда «К психологии Бытия» Маслоу сообщил о том, что полагает «гуманистическая третья психология есть некая переходная конфигурация, готовящая общество к наиболее «возвышенной» четвертой волне в психологии – трансперсональной, трансчеловеческой. Она в свою очередь будет в большей степени направлена к миру в целом, нежели к людским нуждам и заинтересованностям, в смотрящей далеко за границами людской натуры и самостоятельности в развитии человеческого индивида, его самоактуализации и так далее».
В процессе множества дискуссий о том, как охарактеризовать возникшее на этом фоне новейшее течение в 1968 году диапазоном его основоположников – А. Маслоу, Э. Сутичем, С. Грофом и другими было легитимировано название «трансперсональная психология». Необходимо выделить то, что в первый раз название «transpersonal» (трансперсональное) применялось ещё в 1905 году в области психологии североамериканским специалистом Уильямом Джеймсом в собственном направлении психологии в Гарвардском институте.
А также необходимо отметить и то, что свои истоки трансперсональная психология берет из исторических событий, связанных с развитием культуры и религии. Помимо Уильяма Джеймса к основоположникам данного направления до появления современного вида трансперсональной психологии можно отнести: Отто Ранка с его мыслями о полученных травмах при появлении на свет; К.Г. Юнга наполнившего психологическую науку концепцией архетипов, мифическими, общекультурными, культовыми и сверхъестественными фиксациями; Р. Ассаджиоли в прошлом психоаналитика, который в основанном им психосинтезе базировался на теоретической части оккультизма, религиозно-мистических и буддистских учениях, одолевая при их содействии европейские культурно-антропологические ограничения; помимо этого, необходимо упомянуть и трансценденталистов из Америки – Эмерсона и Торо.
Исследования трансперсональной психологии
Отличием трансперсональной направленности от гуманистической являлось то, что первая обладала желанием преодолевать те пределы предметной области изучения, которые были предопределены трудностями, связанными с самоактуализацией, творческой стороной, гуманистической психотерапией и непосредственно самой педагогической наукой.
Новейшая предметная область поглотила в себя не только свершения собранные и достигнутые к тому периоду в области научной психологии и психотерапии, подходы в виде сбережений, сохраненных не одним поколением, оккультных ценностей Востока, включающих в себя тасаввуф, буддизм, йогу, индийскую философскую систему учение – адвайта, но и обычаи шаманизма одной из древнейших культур.
Мировоззренческой базой новейшей тенденции психологической науки становятся итоги, полученные в результате современного исследования мозга человеческой особи и открытий, совершенных в сфере поведения квантовых систем (в главную очередь – это учения нейрохирурга К. Прибрама и ученого занимающегося физической наукой Д. Бома), сформировавшие обширные возможности для исследования рассудка человека.
Вследствие данных учений стало понятно, что «эта видимость, как мы полагаем, является персональным сознанием, по своей сути содержит в себе ряд возможностей многоцелевого сознания. А эта действительность, в которой мы убеждены, считается лишь одной небольшой составляющей значительного наиболее обширного диапазона, куда мы никоим образом не можем пристроиться при помощи, безусловно, узких способностей нашего восприятия».
При изучении человеческого разума и недр его психики с обозначенных точек зрения, трансперсональное направление психологической науки выделило следующие позиции:
– установила в качестве предмета науки то количество психологического опыта, которое было предоставлено мистицизмом и религией;
– определила проблему объяснения психологии в использованном материале духовного поиска всемирных мировоззренческих и церковных обычаев за весь период существования цивилизации людей;
– рекомендовала новейшую обширную и дополненную карту человеческой нервной системы;
– внедрила революционные взгляды на внутренние упадки (кризы), как на ресурс формирования человеческого индивида, а не его несоответствие, аномалию;
– предоставила всемирному духовному опыту человечества представление с научной точки зрения, что разрешило по-новому посмотреть на человеческую особь в тех сферах, в которых он способен выйти за собственные пределы – состояние экстаза, балансирование на грани жизни и ее конца.
Основываясь при этом на виденье человека целиком с возможностью увеличения его духовности, традиционной и нетипичной общефилософской антропологии, всемирных духовных устоях, различных методах познания себя и психотерапии, например, таких как: медитация, лечение искусством, холотропное дыхание, интенсивная фантазия, психосинтез, самогипноз и многое другое.
Основные черты и картина будущего
Характерной чертой трансперсональной психологии считается объединение разных школ в области психологической науки, философии (включая и восточную, и западную), кроме того и иные науки (например, квантовая физика и антропологизм). Разнообразные психологические школы в данном направлении психологии являются только модификациями, сравнимые с «планом местности», старающиеся в большей или меньшей степени успешно описать тот или иной нередко крайне небольшой аспект реальности, однако не имеющие шанса требовать соответствия с самой действительностью.
Прикладная роль трансперсональной психологии заключается в предоставлении новейшего мнения на психическое состояние здоровья и его аномалии, снабжая при этом интегративным разноплановым подходом к человеку. Трансперсональные волнения владеют наиболее сильными целебными способностями, обладают колоссальной ролью при формировании творческих, моральных и эстетических качеств для эмоционального оздоровления социума.
Картина будущего трансперсональной психологии обуславливается тем, что как течение современной психологической науки способствует изучению гармоничных и целостных путей формирования личности, росту его созидательной деятельности и реконструкции жизни.
Способы, которые использует трансперсональная психология, в том числе активные интегративные психотехнологии, содействуют в положительных индивидуальных переменах, познанию самого себя и значимым открытиям во взаимоотношениях и осмыслении таких аспектов, как смысл жизни и смерти, согласие с самим собой и окружающим обществом, стремление к единству и воссоединению с миром в целом.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
«Трансперсональная терапия: теория и практика»
«Трансперсональная терапия: теория и практика»
С. Гроф, И. Зингерман, Г. Карельский
Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии — учению о душе (греч. psyhe — душа, logos — учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Если в классических психологических и психотерапевтических подходах, например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход, который включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания — от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архитепические переживания и осознание сакральных знаний).
Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего, глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода — не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.
Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека. Далее приведем краткий обзор основных методов трансперсональной психотерапии.
С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Поэтому кроме традиционных оздоровительных процедур — диета, спорт и т.д., обычно рекомендуемых при прохождении терапии, в трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники — биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.
Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания — ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.
Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения — созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами разработанные С. Лабержем, творческий подход к анализу сновидений описанный С. Криппнером и др. Обычно, психологи не имеющие трансперсональной ориентации рассматривают работу со снами как короткий и простой путь ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.
В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии — помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.
Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик — упражнения для ума и медитация. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнетивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному существованию.
Обучение медитации позволяет успешно дополнить развитие сознания человека, развить внимание и концентрацию. Практика медитации успешно дополняет трансперсональную терапию позволяя эффективно работать с состоянием тревоги, вызванным вытеснением в бессознательное важных для клиента переживаний.
Учитывая многообразие трансперсональной терапии были приведены лишь наиболее часто применяемые методы работы и безусловно нужно учитывать, что их намного больше. Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие — трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы используемые в практике трансперсональной терапии.
Карл густав Юнг
Сейчас, когда общечеловеческие ценности становятся все более востребованы, недостаточно использовать только рациональные подходы в психотерапии. Восточная мудрость гласит: «Проблемы ума умом не решаются». Карл Юнг, один из первых кто оценил важность трансперсонального опыта, писал: «Фактически приближение к нуминозному — это реальная терапия, и, поскольку вы достигаете нуминозных переживаний вы освобождаетесь от патологического страдания». В письме основателю Общества анонимных алкоголиков он высказывал мысль, что: «Стремление к алкоголю было эквивалентом духовной жажды обретения целостности жизни на низком уровне». Позже эту гипотезу подтвердили исследования Кристины и Станислава Грофа. По данным С. Грофа, основателя холотропного дыхания, у алкоголиков, которые начинают практиковать глубокое связное дыхание, резко снижается потребность травить себя вредными веществами. С. Грофом была проведена работа с группой алкоголиков. И после нескольких сеансов 52% испытуемых вообще перестали пить. Через месяц несколько человек сорвались. Но почти половина испытуемых стала трезвенниками. Так же были проведены исследования с людьми, которые имели пристрастие к героину. Третья часть пациентов была полностью реабилитирована, а ведь обычные методы позволяют добиться успеха только в одном случае из десяти.
Традиционные методы лечения наркомании — медицинская детоксикация и (или) психологическая поддержка рациональными методами психотерапии, являются мало эффективными, это подтверждает растущая статистика. Это объясняется многоуровневостью проблемы наркотической зависимости. Как было экспериментально доказано нашими исследованиями, это объясняется тем, что на глубинном, бессознательном уровне у личности остается психологическая (эмоциональная) зависимость от состояний даваемых наркотиком — измененным состоянием сознания.
Потребность в измененных состояниях состояния (уход в иную реальность), изначально есть у каждого человека. В измененном состоянии состояния (ИСС) мозг человека работает в других режимах. В ИСС человек получает доступ к своим ресурсам. Известны случаи, когда под влиянием сильных переживаний, человек совершал те действия, которые в обычном состоянии сознания для него невозможны. На протяжении многих лет эволюции люди использовали трансовые состояния для выживания, получения знания, удовольствия. В конце XX века люди получают удовольствие через экстремальные состояния, занимаясь опасными видами спорта, входят в состояние транса, употребляя алкоголь и наркотики.
Достигаемые на тренингах состояния расширенного сознания близки к мистическим переживаниям, полным психодуховных и экзистенциальных открытий. Часто при помощи погружений в процесс связного дыхания человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой. Проходя стадии интеграции, личность человека становится целостной.
Методами трансперсональной психотерапии освобождение от разрушающих зависимостей проходит намного легче и быстрее, благодаря сакральным переживаниям и законному выходу за пределы эго.
Исходя из этого, можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время именно методы трансперсональной психотерапии являются наиболее эффективным методом работы с такой актуальной проблематикой, как наркотическая и алкогольная зависимости.
И очевидно, что учитывая многообразие и уникальность данного направления в психологии, требования к трансперсональному терапевту должны предъявляться более строгие, чем к представителям других школ психотерапии. Трансперсональные терапевты, которые помогают другим людям в личностном и духовном росте, безусловно, должны сначала, а так же и в дальнейшем постоянно совершенствоваться, развиваться профессионально, личностно, духовно.
Список используемой литературы
1. С. Гроф, «Путешествие в поисках себя.», М., Из-во Трансперсонального института, 1995.
2. С. Гроф, «Холотропное сознание.», М., Из-во Трансперсонального института, 1996.
3. С. Гроф и К.Гроф, «Неистовый поиск себя.», М., Из-во Трансперсонального института, 1996.
4. С. Гроф, «Области человеческого бессознательного.», М., Из-во Трансперсонального института, 1995.
5. К. Рудестам, «Групповая психотерапия», С-П., Из-во Питер, 1998.
6. Психологический словарь, Из-во Педагогика-Пресс, 1996.
Сущность трансперсональной психологии:: Современные взгляды
Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи 96
@article{Shapiro2002TheEO, title={Сущность трансперсональной психологии:: Современные взгляды}, автор = {Сэмюэл И. Шапиро и Грейс В. Ли и Филипп Л. Гросс}, journal={Международный журнал трансперсональных исследований}, год = {2002}, объем = {21}, страницы={19-32} }
- С. И. Шапиро, Грейс В. Ли, Филипп Л. Гросс
- Опубликовано в 2002 г.
- Психология
- Международный журнал трансперсональных исследований
Просмотр через Publisher 900 03 doi.org
Размышления о долгосрочных отношениях с консультантами: Оспаривание убеждений элитного игрока в гольф
- Дж. Пейтс, Киран Кингстон
Психология
- 2020
) 37-летний мужчина, профессиональный игрок в гольф. и бывший игрок Кубка Райдера, потерявший свой статус в европейском гольф-туре и…
Трансперсональное, которое можно определить, не является истинным трансперсональным: даосский взгляд на определение трансперсональной психологии
Эта статья призвана дать понимание значения трансперсональной психологии. Сначала в нем исследуется текущее определение трансперсональной психологии и присущие ей проблемы и вызовы…
В поисках большего: Духовность для пожилых пар, стремящихся к улучшению качества отношений
- Т. Дамианакис, Джеймс П. Койл, К. Л. Стергиу
Образование
Journal of Religion, Spirituality & Aging
- 2018
РЕЗЮМЕ Роль духовности среди пожилых пар, стремящихся улучшить качество своих отношений, является относительно неизученной областью. Хотя бэби-бумеры произвели глубокие изменения…
Девять буддийских сознаний и четыре психологические силы: обзор
- Джон Ма
Психология
- 2016
В статье рассматривается древнее буддийское учение о сознании и его соответствие психологическому наследию современной науки. Во-первых, он знакомит с девятью сознаниями буддизма…
На перекрестке среднего возраста: переход к среднему возрасту с управляемыми образами и музыкой
- Луиза Терри-Кларк
Психология
- 2016 90 006
В этой статье рассматривается использование из «Метода управляемых образов и музыки Bonny» (BMGIM) для поддержки 8 женщин, которые боролись с проблемами среднего возраста. Бессознательные силы могут достигать критической массы…
Духовные практики для эмоционального исцеления: значение для обучения травматологов -бытия являются важными факторами качества жизни, продуктивности и удовлетворенности жизнью. Духовность является важным аспектом качества жизни и, следовательно, понимания…
Эвристическое исследование духовного опыта клиентов в процессе консультирования / Вонг Цзин Цзин
- Чинг Чинг Вонг
Психология
- 2015
В этом исследовании рассматривались и описывались духовные переживания в психотерапевтическом процессе. Эвристический подход к исследованию был применен для изучения отношений между клиентами и…
Что мы можем узнать из сновидений шаманов? Межкультурное исследование.
- К. Лафлин, А. Рок
Психология
- 2014
Шаманизм — всемирное социальное явление, состоящее из набора практик (например, ритуального барабанного боя, сенсорной депривации, приема внутрь энтеогенов и инкубации сновидений), предназначенных для получения… Роте, П. Дж. Рой
Психология
Трансперсональная психология выиграет от простых определений, которые могут послужить усилиям по созданию практической, прочной всемирной осведомленности об этой области. Хотя он, пожалуй, самый развитый…
Сгоревший бренд: определение трансперсональной психологии
- Г. Хартелиус, Г. Рот, П. Дж. Рой
Психология
- 2013
- 2002
О НАДЛИЧНОСТНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
- Р. Уолш, Инине. Calijornia, F. Vaughan
Psychology
- 2003
Недавно было проведено несколько исследований различных определений и их изменений за последнюю четверть века (Lajoie & Shapiro, 19).92; Лажуа, Шапиро и Робертс, 1991; Вич, 1992).…
Разновидности диссоциативного опыта. Трансперсональная, постмодернистская модель
- С. Криппнер
Психология
- 1999
- Д. Диспекер
Философия
- 1994
Трансперсональная психология: Четвертая сила.
- А. Гастингс
Психология
- 1999
Краткий обзор трансперсональной психологии
- Э. Байнум
Психология
- 199 2
Резюме Трансперсональная психология определяется как изучение психодуховных дисциплин и процессов, зафиксированных в наука и религия древнейших известных цивилизаций Нила…
Об определении трансперсональной психологии
- Д. Лажуа, С. И. Шапиро
Психология
- 1992
Возникновение комплементарности Эго/Я и ее за пределами
- Х. Гюнтер
Психо логия
- 2001
Предисловие
Религии, ценности и пиковые переживания
- А. Маслоу
Психология
- 1964
ПРИЛОЖЕНИЯ: A. Религиозные аспекты пиковых переживаний B. Третья психология C. Этноцентрические формулировки пиковых переживаний D. Какова достоверность знаний, полученных на пике? Опыт? Д. Предисловие…
Трансперсональная психология и психоделики | Психоделики сегодня
Духовное
Жасмин Вирди
Определение трансперсональной психологии, изучение ее истории и изучение того, как она связана с психоделическими переживаниями.
Трансперсональная психология, отрасль психологии, занимающаяся изучением духовного опыта и расширенных состояний сознания, часто исключалась из программ традиционной психологии. Однако по мере того, как мы пересекаем пределы психоделического ренессанса и интерес к исцеляющему потенциалу необычных состояний сознания продолжает расти, понимание трансперсональной психологии приобретает все большее значение.
Что такое трансперсональная психология?
Иногда трансперсональную психологию называют «духовной психологией» или «психологией духовности», поскольку это ветвь психологии, занимающаяся сферой человеческого опыта, которая не ограничивается обычным бодрствующим сознанием, выходящим за пределы нашего типичного определенные границы эго. Как дисциплина трансперсональная психология чтит существование и скрытую мудрость, содержащуюся в необычных переживаниях, занимаясь раскрытием последствий их значения для человека, а также для большего целого. Он пытается объединить вековые идеи из древних традиций мудрости с современной западной психологией, пытаясь охватить весь спектр человеческой психики.
До появления трансперсональной психологии мысль о том, что психологи должны изучать духовность, была неслыханной. По сравнению с традиционными психологическими подходами трансперсональная психология использует непатологический подход к духовному опыту и необычным состояниям сознания.
Размышляя о происхождении этой дисциплины, психоделический исследователь и автор, доктор Джеймс Фадиман, предлагает: «Трансперсональная психология, в ее простейшем определении, связана с пониманием полного объема сознания, в первую очередь внутри человеческого вида, но не ограничиваясь им. к тому, что может быть легко описано западной наукой, религиозными или мистическими традициями, а также классификациями коренных народов».
«В отличие от остальной психологии, она не пытается использовать атрибуты научного метода, чтобы сделать его более приемлемым», — добавляет Фадиман. «В результате ее часто уничижительно называли частью контркультуры «нью-эйдж», поскольку она свободно исследовала состояния сознания и подходы к личностному росту и развитию, которые не рассматривались другими психологиями».
Хотя Фадиман в целом более известен своей новаторской работой в области микродозирования, он был одной из выдающихся фигур в формировании раннего трансперсонального движения. Вместе с психологом Робертом Фрагером Фадиман стал соучредителем Института трансперсональной психологии в 1919 году.75, ныне известный как Софийский университет.
Присоединяйтесь к нашему живому 8-недельному курсу «Навигация по психоделикам для клиницистов и терапевтов».Рождение духовной психологии
Трансперсональная психология была официально открыта в 1971 году психологами Абрахамом Маслоу и Энтони Сутичем. Она возникла как «Четвертая сила» в психологии, а тремя другими силами были когнитивный бихевиоризм, психоаналитическая/фрейдистская психология и гуманистическая психология.
В 1950-х годах в американской психологии доминировали школы когнитивного бихевиоризма и фрейдовской психологии, однако многие считали эти подходы к пониманию человеческой психики ограниченными, и это растущее недовольство привело к рождению гуманистической психологии. Гуманистическая психология была тесно связана с трансперсональным движением, поскольку она также была основана Маслоу и многими из тех же людей.
Гуманистическая психология перестала быть психологией психопатологии и занималась изучением здоровых людей, уделяя особое внимание человеческому росту и потенциалу. Одно из основных возражений Маслоу в отношении бихевиоризма заключалось в ограничении применения моделей животных к человеческому поведению, поскольку этот подход послужил бы только для освещения функций, которые мы разделяем с данными животными. Таким образом, он чувствовал, что бихевиоризм не способствует нашему пониманию высших функций нашего сознания, таких как любовь, свобода, искусство и т. д. Вдобавок Маслоу считал, что фрейдистскому психоанализу не хватает из-за его тенденции сводить психику к инстинктивным побуждениям и опираться на модели психопатологии.
Гуманистическая психология попыталась применить целостный подход к человеческому существованию, занимаясь самоактуализацией и ростом любви, самореализации и автономии в людях. Несмотря на популярность этой дисциплины и возникшее вокруг нее новое «Движение человеческого потенциала», Маслоу и другие считали, что гуманистической психологии не хватает некоторых важных аспектов. А именно признание роли духовности в жизни людей.
В 1967 году рабочая группа, включающая таких людей, как Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Станислав Гроф, Джеймс Фадиман, Майлз Вич и Соня Маргулис, собралась в Менло-Парке, штат Калифорния, с целью разработки новой психологии, охватывающей весь спектр человеческий опыт, включая необычные состояния сознания. В этой дискуссии Станислав Гроф предложил назвать новую дисциплину или Четвертую силу «трансперсональной психологией». После этого Journal of Transpersonal Psychology был основан в 1969 году, а Ассоциация трансперсональной психологии была основана в 1972 году.
Несмотря на формальное зарождение трансперсональной психологии в середине Уильям Джеймс и Карл Юнг, психологи, которые взаимно интересовались духовными достижениями человеческой психики. Говоря об актуальности вклада Юнга в эту область в его книге За пределами мозга Доктор Станислав Гроф, один из отцов-основателей трансперсональной психологии и пионер в области психоделических исследований, описал Юнга как «первого представителя трансперсональной ориентации в психологии».
Уильям Джеймс, отец американской психологии, также считается одним из основоположников современной трансперсональной мысли, впервые употребив термин «трансперсональный» в лекции 1905 года. Однако использование Джеймсом этого термина было более узким, чем то, как оно используется сегодня. Философия Джеймса не только способствовала развитию трансперсональной психологии, его ранние эксперименты с психоактивными веществами, в частности с закисью азота, также внесли существенный вклад в психологию мистических переживаний и научное изучение сознания.
Размышляя о своем опыте в Разнообразие религиозного опыта , Джеймс писал: «Наше обычное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, является лишь одним особым типом сознания, в то время как все вокруг него, отделенное от него самый пленочный из экранов, там лежат потенциальные формы совершенно иного сознания». Именно этими формами «совершенно иного» сознания занимается трансперсональная психология.
Присоединяйтесь к нам на нашем курсе по глубинной психологии и тому, как она связана с психоделиками, «Воображение как откровение: психоделический опыт в свете юнгианской психологии».Понимание природы надличностного опыта
Термин надличностный буквально означает запредельное ( транс) личное, и как таковые надличностные переживания служат для испарения и выхода за пределы нашего обычного бодрствующего сознания. Хотя трансперсональные переживания иногда возникают спонтанно, они также могут быть вызваны контактом с природой, участием в созерцательных практиках, таких как медитация, секс, музыка, и даже тяжелыми психологическими переживаниями. Они могут проявляться в различных формах, будь то спонтанно вызванное мистическое состояние, внетелесный или околосмертный опыт, состояние единения, вызванное психоделиками, или даже опыт встречи с инопланетянами.
Трансперсональные переживания по своей сути преображают, поскольку они обычно служат для расширения нашего представления о себе, часто предоставляя нам более широкую космологическую перспективу. Возьмем, к примеру, опыт смерти эго, или растворения эго, как его называют в научной литературе, тип трансперсонального опыта, который может быть вызван приемом психоделиков. В опыте смерти эго обычное ощущение себя растворяется в переживании единства с абсолютной реальностью или «космическим сознанием».
Подобные переживания одновременно и пугают, и просвещают, но считается, что это одна из причин, по которой психоделический опыт так преображает многих людей. С трансперсональной точки зрения смерть эго, как правило, понимается как благотворный процесс исцеления, в ходе которого человек способен отпустить старые структуры эго, которые больше не служат ему, освобождая место для новых, более целостных способов существования.
Надличностный опыт не ограничивается миром, который, как мы знаем, существует в повседневной реальности. В трансперсональном опыте человек может оказаться проецированным из своего тела, увидеть отдаленные события в ярких деталях или встретиться с сущностями из других измерений. Описывая природу таких состояний в своей книге Spiritual Emergency , Станислав Гроф и покойная Кристина Гроф предполагают, что они включают в себя элементы, которые западная культура не считает объективно реальными, такие как божества, демоны, мифологические фигуры, сущности и духовные проводники. Таким образом, они пишут: «В трансперсональном состоянии мы не различаем мир «консенсусной реальности» или обычный повседневный мир и мифологическую сферу архетипических форм».
Такой опыт способствует ощущению гармонии и смысла, связи и единства, а также самопревосхождению, которые связаны с положительными эффектами, такими как усиление чувства любви и сострадания. Однако это не означает, что трансперсональные состояния всегда имеют положительные последствия, поскольку они также могут быть невероятно дестабилизирующими и иметь способность вызывать психологический дистресс, который в трансперсональной литературе часто называют «духовным эмерджентным состоянием».
Присоединяйтесь к нам на нашем бесплатном курсе, изучающем трансперсональную концепцию Грофа о духовном кризисе, духовном появлении или психозе?Зачем нужна трансперсональная психология?
Наука в ее нынешнем виде ограничена в своих возможностях. В господствующей науке и психологии в значительной степени преобладают материалистические подходы к сознанию и психическому здоровью. В рамках материалистической парадигмы материя считается первичной по отношению к сознанию, которое считается случайным побочным продуктом сложного устройства материи. По словам Фадимана, «проблемой основной психологии было неизмеримое ядро трансперсонального интереса, а именно человеческое сознание».
Фадиман предполагает, что господствующая психология становится все более и более «научной». То есть он стал догматиком в своей вере в то, что наука и лежащие в ее основе материалистические редукционистские ценности являются единственным способом объективного понимания реальности. «Психология больше озабочена статистической значимостью, чем личной пользой, и ее предмет теперь включает значительное количество исследований с животными, где их сознание легче всего игнорировать», — делится он.
Фадиман размышляет о том, что интерес трансперсональной психологии к природе сознания и состояниям сознания, выходящим за пределы индивидуальной идентичности, делает ее «в лучшем случае уродливой сводной сестрой, которую оставляют дома, отправляясь на вечеринки, посвященные материальным наукам». В качестве примера Фадиман указал на отказ Американской психологической ассоциации предоставить аккредитацию трансперсональной аспирантуре.
«Это произошло не из-за качества его диссертаций, которые были оценены довольно высоко, или из-за охвата и разнообразия его курсов, ни из-за финансового положения учреждения», — продолжает Фадиман. Скорее, «это было отклонено исключительно на основании его основного предмета». В сущности, это сводится к вопросу о материализме, поскольку многие трансперсональные психологи в той или иной форме верят, что сознание не может быть объяснено только процессами мозга.
Почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичными описания.
— Джеймс Фадиман
Далее Гроф описывает господствующую научную точку зрения как «этноцентрическую» в том смысле, что «она была сформулирована и продвигается западными учеными-материалистами, которые считают свою собственную точку зрения выше точки зрения любой другой человеческой группы». в любой момент истории». Однако он предполагает, что трансперсональная психология, с другой стороны, добилась значительных успехов в устранении этноцентрических предубеждений господствующей науки благодаря своей культурной чувствительности к духовным традициям древних и туземных культур, признанию онтологической реальности трансперсональных переживаний и их ценность.
Актуальность трансперсональной психологии в эпоху психоделического возрождения
Возрождение интереса к медицинским, психологическим и трансформационным преимуществам психоделиков естественным образом привело к повышению осведомленности о трансперсональных состояниях и их значении для здоровья человеческой психики. Когда дело доходит до изучения духовности и необычных состояний сознания, трансперсональная психология уже давно проложила путь, подтверждая достоверность и психологические преимущества таких состояний. Таким образом, он предлагает себя в качестве важного резервуара знаний при попытке понять целительный потенциал психоделиков в терапевтическом контексте, а также при попытке понять их более широкое социально-культурное значение.
Несмотря на то, что трансперсональная психология не получила широкого признания, она долгое время возглавляла научные усилия по пониманию целостности человеческой психики посредством охвата необычных состояний сознания, которые до сих пор считались «психотическими» или просто «галлюцинациями». по господствующей науке. Фадиман объясняет, что трансперсональная психология продолжает серьезно и без осуждения относиться к результатам, о которых сообщают люди, работающие с психоделиками. «Например, почти все туземные культуры, использовавшие психоделики на протяжении сотен, а то и тысяч лет, сообщают, что по мере того, как чье-то сознание расширяется за пределы идентичности, появляются другие существа, другие сферы существования, которые встречаются, часто в разных культурах с идентичным описания», — говорит Фадиман.
Концептуальные рамки доминирующей модели неадекватны, когда дело доходит до понимания необычных переживаний, в том числе вызываемых психоделиками. Таким образом, Фадиман предполагает, что «по мере того, как мы продолжаем разрабатывать более точные карты внутреннего пространства, вполне вероятно, что трансперсональная психология с ее упором на субъективное, а также на объективное наблюдение будет продолжать играть заметную роль».