Трансперсональной психологии это: Трансперсональная психология — Психологос

Что такое трансперсональная психология — Нож

Пять лет. Именно столько я лечила тревожное расстройство. За это время я успела посидеть в кресле гештальтиста, когнитивно-поведенческого терапевта, психиатра и даже ведической женщины.

Я выпила гору таблеток, научилась не отождествлять себя со своими мыслями, узнала, где в теле «живет» тревога, и вызубрила свои детские психотравмы наизусть.

Но несмотря на все эти успехи, до недавнего времени я жила с фоновым чувством беспокойства, которое усиливалось от незначительного стресса или слишком сильной радости. Поэтому когда мне предложили сходить к трансперсональному психотерапевту, который использует «иные» методы, я согласилась. Мне было нечего терять, и я устала загадывать на Новый год «спокойствие» — хотелось его наконец обрести.

У 40-летней Ольги был другой запрос. Несколько лет она страдала депрессией, причинами которой стали профессиональное выгорание и бесконечные переживания за сына. Каждый день она захлебывалась слезами, женщина практически не вставала с кровати. В какой-то момент ей в руки попал контакт специалиста, который был готов помочь в такой ситуации.

Так, с разницей в несколько месяцев мы с Ольгой оказались на приеме у психотерапевта Владислава Матреницкого, работающего в рамках трансперсонального подхода.

Новые рубежи человеческой природы

Возросший интерес общества к восточным духовным практикам и доступность психоделических веществ сподвигли ученых 1960-х годов заняться изучением измененных состояний сознания.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология не могли полноценно описать опыт, который получали люди, принимавшие ЛСД и практиковавшие йогу и медитацию.

Поэтому появилась трансперсональная психология, адепты которой сконцентрировались на духовном мире человека и техниках трансформации, которые могут помочь ощутить свою целостность и единение с космосом.

В основу этого направления легли идеи психолога Уильяма Джеймса и психоаналитиков Карла Густава Юнга и Отто Ранка. Без Джеймса изучение духовного опыта вообще не началось бы: именно он стоял у истоков психологических исследований религиозности. У Юнга была позаимствована концепция архетипов, а у Ранка — понятие первой психической травмы, которую человек получает при рождении.

Абрахам Маслоу, автор модели иерархии человеческих потребностей («пирамида Маслоу»), был одним из пионеров трансперсонального подхода. Он первым заговорил о стремлении личности познать свои возможности и достичь их предела, а трансперсональную психологию считал «четвертой силой» американской психологии, которая будет исследовать «более далекие рубежи человеческой природы».

Смысл такой терапии заключается в том, чтобы с помощью различных методик добраться до глубинных слоев психики в обход рационализирующего ума. Считается, что именно там хранятся все ответы на вопросы, мучающие пациента, найдя которые — он исцелится.

Продышать психотравмы

Самая известная фигура трансперсональной психологии — чешско‑американский психолог Станислав Гроф. По его мнению, психические расстройства человека — это личностные и духовные кризисы, а не болезни. И чтобы выйти из них, необходимо расширить сознание. Что, в свою очередь, поможет открыть бессознательное, обнаружить подавленные переживания, перепрожить их и тем самым избавиться от них.

До ужесточения политики в отношении психотропных веществ такой «вылет» за пределы пространства и времени осуществлялся с помощью ЛСД. После того как его запретили в США, Гроф и его жена в качестве альтернативы начали использовать разработанный ими метод холотропного дыхания.

Этот метод основан на сочетании ритмической музыки (нью-эйдж и этно) и учащенного дыхания и реализуется только в присутствии ситтера, наставника, который помогает человеку входить в необходимое состояние и выходить из него.

Во время практики у человека происходит гипервентиляция легких, он впадает в предобморочное состояние — возникает эйфория, звон в ушах, летают мушки перед глазами, появляются судороги, которые сторонники метода называют «зажимами», имеющими психологическую природу. Последователи Грофа считают, что таким образом на поверхность «выходят» психотравматические моменты жизни, которые и являются причиной дисгармонии.

«В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых воплощениях…» — пишет Гроф.

Помимо холотропного дыхания, применяется ребефинг («перерождение») — техника осознанного дыхания, которую изобрел Леонард Орр. Он советует практиковать его всем без исключения, потому что верит, что ребефинг поможет преодолеть травму рождения, которая есть у каждого. Также в инструментарий трансперсоналистов входят телесно-ориентированные практики (йога, цигун), анализ снов, медитация, гипноз, рисование мандал, депривация сна, ограничение потребления воды, длительное обездвиживание, чрезмерные физические нагрузки и употребление ПАВ. Многие из этих методов позаимствованы из различных религиозных течений, оккультизма и мистицизма, поэтому трансперсональную психологию иногда называют новым шаманизмом.

Мракобесие и смертельная опасность

Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.

Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.

Читайте также

Всё зло — от дурных мыслей. Что такое когнитивно-поведенческая терапия и какие расстройства лечат с ее помощью

Также трансперсональную психологию критикуют за мистицизм, паранаучность, авторитарную систему убеждений и высокую вероятность того, что психотерапевт может превратиться в духовного гуру — а это грубое нарушение границ пациента, его автономии, это может его травмировать.

Холотропное дыхание и вовсе считают опасной для здоровья практикой. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ Ольга Гордеева объясняет, что учащенное дыхание приводит к гипервентиляции легких, которая при определенных условиях может вызвать гипоксию мозга, то есть кислородное голодание — что, в свою очередь, может привести к значительным нарушениям физического и психологического здоровья человека.

«Гипоксия, которая возникает в процессе, ведет не к „исцелению“, а к смерти клеток головного мозга», — заключает психолог.

Поэтому у холотропного дыхания есть ряд противопоказаний: сердечно-сосудистые заболевания, недавние физические травмы, глаукома, отслоение сетчатки, острые инфекционные болезни, тяжелая форма бронхиальной астмы, ранний послеоперационный период, беременность, эпилепсия, прием нейролептиков и антидепрессантов, истерическая психопатия и шизофрения.

Терапия в стиле фьюжн

С другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:

«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».

Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.

Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.

«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.

Перепрограммирование психики

Прочитав пару работ Грофа, я решаю попробовать «шаманскую психотерапию». Мне не страшно: в детстве я зачитывалась книгами Ошо и училась медитировать. Так что в ожидании своего нового терапевта в коридоре больницы я с интересом представляю, что со мной будет происходить в течение следующих двух часов.

Открывается дверь. Из нее выглядывает Владислав Матреницкий, 50-летний стройный мужчина в очках и с широкой улыбкой, которая заставляет мгновенно довериться ее обладателю. Он проводит свои сеансы в маленьком помещении с зелеными стенами. В углу стоит помятое кожаное кресло, накрытое пледом с катышками. Мой взгляд примагничивается к необычным предметам, которые лежат на тумбочке: железная указка с деревянной рукояткой (кажется, такую использовали в «Битве экстрасенсов», чтобы найти духов), дисковый плеер и штука с электродами. Все эти вещи в скором времени я испытаю на себе.

Перед тем как рассказать свою историю, я расспрашиваю врача о том, как он пришел в трансперсональную психологию и что меня ждет. Оказывается, Матреницкого с ранних лет интересовали вопросы смерти, старения и здоровья. Поэтому он выучился на врача, несколько лет проработал участковым терапевтом и параллельно защитил диссертацию. Но ни традиционный подход к лечению людей, ни разглядывание клеток под микроскопом не приблизили его к ответам на интересующие вопросы. В итоге Матреницкий оставил медицинскую практику и занялся духовными поисками. Знания он черпал в книгах, на семинарах, у турецких шейхов и в степях Средней Азии; изучал буддизм, герметическую алхимию, звукотерапию, шаманское целительство.

«В итоге я понял, что буддисты правы: все проблемы от ума, и любую из них можно свести к вопросам „Кто я в этом мире?“ и „В чем смысл моего существования?“. Трансперсональная психология как раз работает с этой духовной составляющей и позволяет изжить личностные конфликты».

В своей практике Матреницкий столкнулся с тем, что не всем пациентам с депрессией помогают антидепрессанты, а разговорная терапия лишь немного улучшает общее состояние, но не решает глубинных проблем. Поэтому он начал проводить с клиентами трансовые медитации, которые пробивают психологические защиты человека, позволяя ему оказаться на уровне подсознания и перепрограммировать психику. Кроме медитативных техник врач прибегает к гипнозу и транскраниальной магнитной стимуляции: она подавляет избыточную активность мозга, возникающую во время стресса.

Это не панацея

У меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.

Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.

Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.

Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.

«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.

Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.

А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.

Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».

Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.

Трансперсональная психотерапия | психолог Оксана Королович

Трансперсональная психология входит в разряд психотерапевтических методов, направленных на изучение трансперсональных состояний человеческого сознания. Трансперсональное состояние – это выход за пределы сознательного на уровень «другого», отличного, расширенного миропонимания и мироощущения. Достигается такой выход с помощью различных техник, среди которых общеизвестный метод холотропного дыхания, разработанный С.Гроффом.

Трансперсональная психология возникла в США в связи с исследованиями Гроффа, Маслоу, Уилбера и других специалистов. Формирование так называемой «4-й силы в психологии» связано с социально-политической ситуацией, в которой находилось общество: неудовлетворенность существующими социальными гарантиями и ограниченностью духовно-религиозной христианской парадигмы, следствиями которых были военные действия, бедность, неустроенность, притеснения национальных меньшинств. 

Как говорят, каждому периоду истории – своя психотерапия.


Реалии жизни общества подталкивали «придумать» альтернативу, которая бы отражала потребность в надежде на то, что есть некая высшая сила, способная помочь справиться с трудностями.


Наука или оккультизм?

В связи с таким подходом, трансперсональную психологию критиковали и долгое время вообще не включали в ряд психологически обоснованных научных течений, причисляя методологию к оккультизму, мистическим течениям, псевдонауке.

Принципы трансперсональной психологии:

  1. Существует некая абсолютная реальность, отличная от воспринимаемого человеком «классического» опыта и познав которую, личность выходит на свой истинный уровень, достигая самоактуализации и сопутствующих состояний.
  2. Научно доказаны существование реинкарнации, прошлых жизней, высшего разума, других цивилизаций и вечности души.
  3. «Все мы одно» – абсолютная взаимосвязь между живыми существами во Вселенной и некой высшей сущностью/богом. С помощью осознания себя частью всеобщей жизни можно решить все проблемы и достичь блаженства.
  4. Трансперсональные техники – это инструмент самопознания и единения со Вселенной, достичь этого традиционными методами психологии невозможно.

Психотерапевты не настаивают на обязательности принадлежать к религиозному течению. Но сама суть философии трансперсональной психологии многим кажется религиозной, оккультной.

Терапевты направления делят трансперсональные переживания на 2 группы:

  1. Расширенные переживания на основании реального опыта жизни личности. Состояния могут различаться на предмет расширения во времени и пространстве. Например, воспоминания из прошлых жизней – это расширение во временном континууме, а слияние с другим живым существом – в пространственном.
  2. Переживания, выходящие за рамки эмпирических знаний. Это духовный опыт, который вообще невозможно прожить в естественном сознании. Это единство с божественным началом, встречи с инопланетянами, общение с животными и растениями и т.д. Трансперсональные психологи усматривают в бессознательном коллективном и архетипах К.Г.Юнга истоки течения.

Специфика трансперсональной психологии в том, что она зиждется на философии религий, основах буддизма и индуизма, мистических восточных течениях, медитативных техниках, поэтому на сегодняшний день не существует классической общепризнанной методологической базы.

Скорее, это различные направления в рамках какого-то своего интегративного учения и инструментария. Поэтому трансперсональными психологами называют себя последователи как самого Гроффа, так и создатели какой-нибудь «Школы просветления» в торце соседнего дома. 

А все потому, что ориентация на духовное начало, существующее в каждом человеке, необъяснимые мистические переживания или трансовые состояния, трансперсональные психологи воспринимают как данность, аксиому.

Особенности трансперсональной терапии

Грофф разработал метод трансперсональной терапии путем исследований переживаний после приема ЛСД. Психолог полагал, что эти состояния являются расширением сознания и консультация психотерапевта поможет постигать духовный опыт и выходить на высший уровень развития.

Грофф выделил 3 уровня сознания:

1. Биографический – реальные воспоминания человека (из «этой» жизни).

2. Перинатальный – опыт, проживаемый человеком во время внутриутробного развития и рождения, который имеет колоссальное влияние на последующую жизнь личности. Эти переживания покоятся на бессознательном уровне и разделены на 4 базовые перинатальные матрицы:

  • Статическая – условия пребывания плода в матке.
  • Динамическая «космическая безвыходная поглощенность» – эквивалент процессу начала родовой деятельности и схваткам матери.
  • Динамическая «борьба смерти и возрождения» – этап маточных сокращений и раскрытия шейки матки.
  • Динамическая «смерть и рождение» – непосредственное рождение и первые минуты жизни, начало дыхания и физическое отделение от тела матери.

3. Трансперсональный – уровень высших состояний человека, характеризующийся экстатичностью. Это выход за пределы осознанного эмпирического понимания действительности и себя. Он возможен вследствие трансперсональных техник, таких как холотропное дыхание. Это специальный дыхательный алгоритм, при котором легкие гипервентилируются посредством смены дыхательных ритмов. Например, чаще-медленнее, глубже-поверхностно и т. д. В таком дыхательном режиме активизируется подкорка головного мозга, вызывающая измененное состояние сознания и человек входит в подсознательное.

Категорийный аппарат С.Гроффа граничит с понятиями религиозных мистических переживаний, поэтому как автора, так и трансперсональное направление поддают нещадной критике. Так, «трансперсоналисты» убеждены, что многие из психических заболеваний, требующих медикаментозной длительной терапии являются не болезнями, а следствием духовного кризиса, справиться с которым помогают методы трансперсональной психотерапии.


Несмотря на некоторое притеснение метода, он весьма популярен и эффективен в качестве альтернативы существующим техникам и классическому пониманию психических процессов.


Спецификой направления является смещение фокуса внимания на духовность человека, на существование чего-то, что важно – хотя пока неведомо, но все равно реально и значимо. Трансперсональная психология не просто «лечит как все», а предлагает посмотреть на личность шире и прочувствовать индивидуальную реальность.

Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психология способствует изучению отношений между разумом и телом, духовности, сознания и трансформации человека. Эксперты расходятся во мнениях относительно конкретной модели и границ этой формы терапии, однако три ключевые области, которые рассматриваются с помощью трансперсональной психотерапии:

  1. Комбинированная/холистическая и естественная психология
  2. Трансформационная психология
  3. Психология преодоления эго

Трансперсональная психология использует положительные влияния, а не больную человеческую психику и наши защитные силы, как модель реализации человеческого потенциала. Святых, художников, пророков и героев почитают и рассматривают как воплощение истинной природы нашей человеческой психики. Эта техника побуждает человека увидеть свои внутренние возможности и увидеть себя в процессе достижения того состояния, которое было достигнуто представленными моделями.

Трансперсональная психология: изучение роста и развития человека

Трансперсональная психология изучает рост и развитие человека. Психологи, придерживающиеся трансперсональной психологии, считают, что континуум начинается с людей, у которых отсутствует эго-идентичность и которые, по сути, находятся в нижней части структуры развития человечества. Психотические и пограничные личности будут классифицированы в этой категории. По мере того как мы движемся к функциональности, люди с более сильным эго-состоянием и краткими и определенными объектными отношениями представляются как «нормальные». Еще дальше в человеческом развитии продвинулись мистики и медитаторы, которые, как считается, выходят за пределы сознательного состояния и отождествляют высшее существо, Бога или универсальную силу.

Трансперсональная психология не видит конца человеческой личности. Скорее, он рассматривает каждую черту характера и атрибут как одеяние, скрывающее нашу истинную сущность. Наши существа — это просто транспортное средство, используемое для перевозки нашего духа и души по всему миру. Мы всего лишь окно в надличностное существо.

Модель трансперсональной психологии объединяет духовное, социальное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое и творческое существо в один целостный элемент и обращается к шести компонентам в равной степени с целью лечения. Он стремится открыть божественность через нашу собственную человечность и является побочным продуктом роста и развития человека.

Развитие трансперсональной психотерапии

Карл Юнг описал «коллективное бессознательное» как трансперсональное бессознательное. Самоактуализация, как ее изучал Абрахам Х. Маслоу, была ключевым элементом в фундаменте трансперсональной психологии. Маслоу включил творчество, альтруизм, пиковые события и переживания, а также личные действия, которые существовали за пределами обычной личности, а также психологические травмы и личностный рост. Трансперсональная психотерапия развивалась на протяжении многих лет и находилась под влиянием Чарльза Т. Тарта, Артура Дж. Дейкмана, Кена Уилбера, Станислава Грофа, Роджера Уолша и Фрэнсис Воган и превратилась в полностью всеобъемлющую дисциплину, которая решает широкий спектр человеческих проблем, начиная от от трансцендентного сознания к нормальному и ненормальному функционированию и моделям поведения.

Психологические рамки трансперсональной психологии

Хотя трансперсональная психология еще не получила полного признания в качестве научной области изучения, она охватывает и строится на нескольких областях психологии и предлагает альтернативный взгляд на поведенческую, гуманистическую и психоаналитическую психологию, предлагая что религиозные и мистические теории могут быть исследованы с научной точки зрения с целью исцеления. Он идентифицирует и изучает различные состояния сознания и утверждает, что каждое из них имеет несколько слоев внутри, которые содержат свои собственные реальности и системы. Эта теория утверждает, что люди могут перемещаться вперед и назад по различным стадиям сознания и могут научиться постоянно пребывать в одном конкретном состоянии.

Трансперсональная психология — это духовная глубинная психология. Основанная, среди прочего, на принципах Юнга, Ранка и Райха, эта теория придерживается веры в подсознание и сверхсознание.

Ресурсы, связанные с трансперсональной психотерапией

  • Ассоциация трансперсональной психологии
  • Софийский университет

Трансперсональная психология — Консультационный справочник

Написано Бекки Бэнэм

Бекки Бэнхем

Группа по содержанию каталога консультаций

| Последнее обновление: 14 марта 2019 г. | Срок следующего рассмотрения 12 сентября 2020 г.

Перейти к: Что такое трансперсональная психология? Какова роль трансперсонального терапевта? Как работает трансперсональная психология? Чем может помочь трансперсональная психология?

Трансперсональная психология, также известная как трансперсональное консультирование, была разработана американским психологом Абрахамом Маслоу в XIX веке. 60-е годы. Термин «надличностный» означает «за пределами личного», и это отражает основную цель терапии — исследовать человеческий рост и помочь людям открыть более глубокую и более устойчивую сущностную сущность, которая существует за пределами обусловленного эго.

Методология этого терапевтического процесса представляет собой сочетание духовных традиций со всего мира, интегрированных с элементами современной психологии. Эта структура может помочь широкому кругу людей, включая группы людей, такие как семьи и коллеги по работе.

Ожидается, что те, кто пройдет курс трансперсональной психологии, получат полное представление о себе, своих способностях и отношениях и уйдут с навыками, которые помогут им справиться с этим после терапии.

Что такое трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это гуманистический подход к терапии, который ценит целостность. Сущностное «я» представляет собой комбинацию надличностных, самотрансцендентных и духовных аспектов человеческого опыта. Весь жизненный опыт считается ценным и способствующим росту, и к каждому человеку относятся в соответствии с его врожденным стремлением к высшей реальности. В конечном счете, в трансперсональной психологии исцеление и рост достигаются через признание центральной роли себя.

Трансперсональная психология не рассматривает человеческую личность как ограниченную, а рассматривает определенные черты характера и атрибуты как маску нашей истинной сущности. Итак, терапевты, придерживающиеся трансперсональной психологии, считают, что человеческий рост начинается с людей, которым не позволяют реализовать свой потенциал, например, с теми, кто страдает психическим расстройством.

Наши существа — это всего лишь оболочка, которая переносит наши души по жизни, и поэтому то, кем мы являемся сознательно, — это лишь окно в наше надличностное «я». Вот почему трансперсональная психология в равной степени обращается ко всем аспектам нашего бытия (духовным, социальным, интеллектуальным, эмоциональным, физическим и творческим), чтобы помочь нам исцелиться и расти. Укрепляя все наши внутренние способности, мы можем стать мощными сосудами для долгосрочных изменений.

Если вы хотите внести в себя реальные изменения, я считаю, что необходимо соединиться со своим истинным я. Кто вы на самом деле скрываетесь за всеми трудностями, с которыми вы сталкиваетесь? Что ты изучаешь? Какие качества вы развиваете или должны развивать? Соединяясь больше с этой основной частью себя, вы можете получить доступ к той части, которая может преодолеть трудности, с которыми вы можете себя отождествлять.

— В этой статье мы исследуем, что влечет за собой духовный подход к консультированию.

Еще одним ключевым элементом трансперсональной психологии является использование позитивных влияний, а не проблемных аспектов нашей человеческой психики, для исцеления и личного развития. Эта техника основана на исследованиях Абрахама Маслоу по самоактуализации и его вере в то, что творчество, опыт, личные действия и альтруизм существуют вне обычной личности и глубоко внутри сущностного «я».

Сосредоточив внимание на положительных образцах для подражания, которые воплощают истинную природу нашей человеческой психики, терапевты могут научить клиента видеть свои внутренние возможности и рассматривать себя как часть процесса достижения состояния улучшенной человеческой функциональности.

Какова роль трансперсонального терапевта?

Трансперсональная психология в значительной степени зависит от характера терапевтических отношений между терапевтом и клиентом. Прежде всего, терапевт должен взять на себя роль равного своему клиенту и должен быть полностью связан на уровне чистого сознания, разделяя тот же опыт, что и его клиент во время терапии. Это общее сознание гарантирует, что эмпатия и понимание могут иметь место наряду с различающей и аналитической позицией терапевта.

Тем не менее, основной способ, которым должен придерживаться терапевт, работая со своим клиентом, — это отношение непредубежденности, уважения, невинности и удивления — как будто все, что он говорит, чувствует и думает, является совершенно новым. В конечном счете, и клиент, и терапевт стремятся быть настоящими, аутентичными и самосознательными, обеспечивая идеальные терапевтические отношения и обстановку, которые будут способствовать постоянному исцелению и росту.

Надличностное можно найти везде и всюду. Она наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее насыщенной и глубокой. Трансперсональный консультант стремится выяснить вместе со своим клиентом, что может сделать жизнь полноценной.

— «Вкус трансперсонального консультирования», Мэри-Клэр Уилсон, MBACP, Dip Couns, Dip Ad. Психология, Ba (с отличием), MA.

Как работает трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это процесс самоактуализации и самореализации, который помогает клиентам открыть глубинную суть своего сущностного «я». Терапия работает, создавая и расширяя качества человека, его духовность и саморазвитие, помогая клиентам использовать свою свободную волю и внутренние ресурсы для устранения внутренних конфликтов и создания чувства баланса и гармонии в своей жизни.

В конечном счете, с помощью трансперсональной терапии человек достигает уровня функционирования с точки зрения работы и отношений, который считается «нормальным» и здоровым по современным стандартам психического здоровья. Хотя эксперты расходятся во мнениях относительно конкретной модели этого терапевтического процесса, есть три ключевые области, которые он охватывает. Это:

  • за пределами эго (выше эго) психология
  • трансформационная психология
  • интегративная/холистическая психология

В этой структуре трансперсональные терапевты будут опираться на широкий спектр техник, которым будут обучать и поддерживать таким образом, чтобы клиенты могли продолжать применять их после терапии. Важно отметить, что эти методы будут адаптированы к конкретным потребностям и личным обстоятельствам каждого отдельного клиента.

Акцент на индивидуальном развитии в трансперсональной психологии заключается в обеспечении эффективного развития интуитивных способов познания, дополняющих уникальное психологическое и духовное существо человека. Именно так трансперсональная психология способна поддерживать и усиливать присущее человеку стремление к свободе, единству и жизненной реализации.

Некоторые из широко используемых методов в трансперсональной психологии включают:

  • осознание тела и движения
  • ведение журнала
  • дыхание
  • исцеление внутреннего ребенка
  • медитация
  • управляемая визуализация
  • йогатерапия
  • постановка целей
  • работа мечты
  • гештальт
  • ассертивное обучение
  • регрессионная терапия
  • развитие воображения и интуиции
  • символическое произведение искусства

Чем может помочь трансперсональная психология?

Трансперсональная психология дает людям возможность признать и оценить свою истинную ценность. Это делает терапию особенно полезной для тех, у кого могут быть симптомы, препятствующие их способности ценить и максимально использовать опыт, который может предложить жизнь. Виды проблем, которые трансперсональная психология может помочь в лечении, включают беспокойство, депрессию, фобии и зависимости — психологические состояния, которые, как считается, имеют духовный компонент, который необходимо понять и решить.

Результаты трансперсональной психологии включают усиление духовной связи, большую заботу о других и понимание жизни. Эти преимущества распространяются на более конкретные области роста и заживления в зависимости от разнообразия методов, используемых в терапии.

В то время как йога и работа с телом могут помочь снять стресс, улучшить умственную деятельность и сбалансировать умственную, эмоциональную и физическую энергию, дыхательные практики могут успокоить и вызвать измененное состояние сознания. Кроме того, медитация и управляемая визуализация могут помочь клиентам обрести внутренний покой, в то время как гипнотерапия и работа с внутренним ребенком могут создать позитивный взгляд на жизнь и повысить уверенность в себе.

Перейти к: Что такое трансперсональная психология? Какова роль трансперсонального терапевта? Как работает трансперсональная психология? Чем может помочь трансперсональная психология?

Поиск консультанта

Доверяйте нашему контенту

Мы являемся «надежным создателем информации» PIF TICK.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *