Тренинг это в психологии: Психологический тренинг | это… Что такое Психологический тренинг?

Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

Педагогика ↓

Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

«Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Закрепление умения находить проверочное слово
  • Математика и умственно отсталые дошкольники
  • Тема «Сказка на новый лад»
  • Однокоренные слова
  • Поиск орфограмм
  • Содержание образования
  • Апробация и оформление результатов исследования
  • Особенности развития социальной педагогики в России
  • Система методов проблемно-развивающего обучения
  • Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак

Психологические тренинги — Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б. Ганнушкина

Психологические тренинги – это групповая форма проводимой психокоррекции, направленная на приобретение новых полезных навыков поведения и общения, способов выражения эмоций и совладания с некоторыми нежелательными чертами характера. Проводит тренинговые программы психолог, длительность занятий и частота встреч определяется в зависимости от цели проводимого тренинга. Темой каждого психологического тренинга может быть любая социально-психологическая проблема или ситуация, требующая поведенческой отработки под присмотром специалиста-психолога. На сегодня существует уже ряд востребованных и популярных тем, имеющих известность в психологическом сообществе.

Тренинговые программы

Метакогнитивный тренинг

Метакогнитивный тренинг дословно можно перевести как «мышление о мышлении». Основной его задачей служит понимание и отслеживание не только своих мыслей, но и механизмов их формирования и осознания их роли в жизни. Тренинг повышает осведомленность пациентов о нарушениях когнитивных стратегий, побуждает их к критическому осмыслению, дополнению и видоизменению привычного стиля мышления и реагирования на ситуации. Пациент обучается навыкам распознавания когнитивных ошибок и ловушек и приобретает навыки более конструктивного стиля мышления.

Тренинг осознания и выражения чувств

Данная тренинговая программа важна для многих пациентов, потому что трудности осознания и выражения чувств напрямую влияют на психическое благополучие. Тренинг помогает изменить негативные установки по отношению к эмоциям, преодолеть запрет на выражение чувств, помогает развить интерес к собственной эмоциональной жизни и эмоциональной жизни другого, обучить способности распознавать и выражать собственные эмоции, распознавать эмоции других людей, научиться базовым навыкам эмоциональной саморегуляции.

Тренинг навыков релаксации В современном обществе мы все находимся в состоянии постоянного напряжения. Неспособность расслабиться и провести полноценный выходной, неумение отдохнуть даже в подходящих условиях часто являются следствием стрессового состояния и проблем с психическим здоровьем. В таких состояниях может помочь тренинг навыков релаксации. Тренинг навыков релаксации включает в себя обучение навыкам мышечного расслабления, дыхательных техник, аутотренинга, расслабления с помощью аудио- и видеоматериала и техник визуализации.

Тренинг коммуникативных и социальных навыков Данные занятия могут быть полезны пациентам Центра психического здоровья, испытывающим сложности в общении, испытывающим неуверенность в себе, излишне стеснительным, не знающим, как установить контакт, не понимающим, как себя вести в сложных социальных ситуациях, испытывающим страх нахождения на публике. Тренинг проходит в небольших группах (до 8 человек). Занятие длится час. Занятия проводят психолог и психотерапевт. Занятия проходят в комфортной и безопасной обстановке. Во время тренинга с помощью специальных упражнений и техник ролевого проигрывания пациенты учатся понимать причины своего состояния, преодолевать избегающее поведение, обучаются навыкам установления контакта, общения, невербального общения, поведения в различных социальных ситуациях, навыкам эмоциональной саморегуляции. В результате занятий пациенты спокойнее, комфортнее и увереннее чувствуют себя в социальных ситуациях.

Школа психического здоровья

К сожалению, современный человек не всегда обучен навыкам психогигиены и в сложных ситуациях часто невольно делает то, что наносит его психике дополнительный вред. Цикл лекций, посвященных психотической гигиене, направлен на формирование знаний об устройстве психики и обучение навыкам укрепления психического здоровья. Примеры тем занятий: «Здоровый сон», «Стрессоустойчивость», «Темперамент», «Решение конфликтных ситуаций», «Обучение навыкам эмоциональной саморегуляции» и др.

Философия и цели обучения | UM Консультационные и психологические услуги

Философия

Целью нашей докторской стажировки в области психологии здравоохранения является предоставление широкомасштабной и интегрированной программы для ученых-практиков для этого завершающего года обучения в аспирантуре в области клинической или консультационной психологии. Применение психологических наук лежит в основе экспериментального обучения, основанного на развитии, в различных модальностях вмешательства и поддерживается интенсивным наблюдением, опытом семинаров, возможностями для подражания и наставниками, а также приверженностью обучению на протяжении всей жизни.

Наша стажировка предназначена для подготовки этичных и мультикультурных профессиональных психологов, которые могут компетентно, творчески и гибко переходить на различные должности, предоставляя клинические, консультационные и информационно-просветительские услуги взрослым в амбулаторных условиях, а также обучая студентов и других клиницистов. Самоанализ и межличностный диалог являются высоко ценимыми аспектами нашего обучения. Руководители и ведущие семинаров поощряют, но никогда не требуют самораскрытие личной информации, которая может способствовать или препятствовать психологической практике или коллегиальным отношениям.

Мы ценим нашу мультикультурную, мультидисциплинарную и мультитеоретическую среду обучения и работы. Развитие мультикультурных навыков является важным аспектом нашей программы: стажеры участвуют в еженедельных мультикультурных семинарах, а сотрудники активно участвуют в изучении нашей собственной множественной идентичности. Наш персонал и программа обучения являются междисциплинарными, в них участвуют клинические психологи, психологи-консультанты, клинические социальные работники и менеджеры по работе с клиентами. Разнообразные теоретические подходы, используемые сотрудниками, обогащают нашу работу, а наше общее понимание проблем развития и кратковременной терапии обеспечивает общую основу.

Цели обучения

Докторская стажировка Мичиганского университета по консультированию и психологии в области психологии здравоохранения стремится обеспечить широкомасштабную программу для ученых-практиков в этом ключевом году последипломного обучения в области клинической или консультационной психологии. Целью нашей стажировки является подготовка профессионалов, которые достигают по крайней мере минимальных ожиданий во всех необходимых профессиональных компетенциях посредством:

  • Значительного объема клинического опыта, подкрепленного экспериментальным обучением, основанным на развитии.
  • Понимание важности информационно-разъяснительной работы и консультаций и способность предоставлять эти услуги.
  • Внесение значимого вклада в программы обучения.
  • Успешно работать в мультидисциплинарной среде, обладать знаниями, навыками и осведомленностью для компетентной работы в мультикультурном плане и быть в состоянии интегрировать несколько теоретических точек зрения в свои терапевтические вмешательства.
  • Интеграция науки в практику и оценка вклада практики в психологическую науку.
  • Развитие четкой и сильной профессиональной идентичности.

Мы ожидаем, что студенты будут вносить свой вклад в миссию CAPS, участвуя в работе агентства. Тем не менее, мы понимаем, что стажер является студентом, и поэтому к нему не будут предъявляться те же требования к работе, что и к постоянным сотрудникам.

Философия и цели обучения
Предоставление услуг
Поддержка в обучении
Образец расписания
Познакомьтесь с нашим персоналом
Квалификация/преимущества
Процесс подачи заявок
Текущие и предыдущие стажеры
Данные о зачислении на стажировку, поддержке и первоначальном размещении

Профиль карьеры: Психолог по обучению сотрудников

Что они делают

Промышленные и организационные психологи часто сужают свою деятельность до конкретной предметной области в области психологии, такой как производительность сотрудников, поведение на рабочем месте, человеческие ресурсы, набор и многое другое. Психологи I/O, занимающиеся обучением сотрудников, специализируются на наборе и развитии сотрудников для организации с целью создания наилучшего персонала и организационной культуры.

Имея в виду производительность и эффективность, эти психологи используют свои навыки и знания, связанные с человеческим поведением, чтобы создать разнообразную и квалифицированную рабочую силу, которая одновременно мотивирована и предана своему делу.

В зависимости от организации или отрасли методы обучения сотрудников могут различаться. Однако большинство методов обучения включают:

  • Компьютерное обучение
  • Коучинг руководителей
  • Развитие менеджмента
  • Моделирование компетенций
  • Дизайн команды
  • Эффективность обучения

Промышленные и организационные психологи используют свои исследовательские способности для разработки, внедрения и анализа методов и планов образования и обучения. Психолог по обучению сотрудников ищет тенденции и проблемы в различных аспектах организации. Сотрудники плохо обучены или их навыки просто нуждаются в обновлении? Вовлекают ли существующие методы обучения сотрудников и помогают ли им развивать свои навыки и знания? Как можно изменить методы обучения, чтобы удовлетворить различные потребности компании?

Карьерный рост

Психологи I/O, специализирующиеся на обучении сотрудников, могут работать в различных средах и отраслях. Большинство психологов в этой области предпочитают работать либо в консалтинговых фирмах, либо в качестве наемных независимых консультантов. Поскольку почти во всех отраслях требуется какая-либо программа обучения сотрудников, IO-психологи, обладающие навыками и знаниями в области обучения сотрудников, могут работать во множестве отраслей и при этом иметь возможность использовать свои методы.

По данным Бюро трудовой статистики, промышленная и организационная психология является одной из самых быстрорастущих профессиональных областей в Соединенных Штатах. Этот рост частично связан с желанием предприятий повысить производительность и уровень удержания сотрудников, а также с потребностью в опыте в разработке инструментов для анализа и политик. По данным BLS, в первую пятерку штатов с самым высоким уровнем занятости промышленных и организационных психологов входят Массачусетс, Миннесота, Нью-Йорк, Пенсильвания и Вирджиния.

Потенциал заработной платы

Три отрасли с самым высоким уровнем занятости, а также самой высокой средней годовой заработной платой для промышленных или организационных психологов:

  • Консалтинг для управления, научных и технических организаций;
  • Начальные и средние школы;
  • Услуги в области научных исследований и разработок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *