«Формируем навыки эффективного общения с ребенком»
Актуальность: Вопрос эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми на современном этапе приобрел большую актуальность. Вместе с тем, как ребенок взрослеет и меняется, должны меняться и совершенствоваться детско-родительские отношения. Специально организованные групповые формы работы с родителями дают им возможность избавиться от ощущения одиночества, уникальности собственных проблем, взглянуть на свой педагогический опыт с другой стороны.
Цель: Ознакомление участников со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психически здорового подрастающего поколения. Побудить родителей делиться своим опытом семейного воспитания; подвести их к анализу личного педагогического воздействия, изменения неадекватных родительских установок.
Ресурсы и оборудование: цветные маркеры, карандаши, заготовки с рамками для картин; бумажные заготовки с пословицами, заготовки с правилам группы; стикеры в форме корабликов, демонстрационная карта «Океан родительской любви», на которой указаны пункты остановок: остров «Стили воспитания», подводные рифы, пещера сокровищ, бухта «Взаимопонимание»; демонстрационный плакат «Овощной пирог»; бланки для групповой работы; волшебная шкатулка; талисманы по количеству участников; памятка «Морские узлы на память».
1. Информационное сообщение (5 мин.)
Психолог. Здравствуйте, уважаемые гости. Спасибо, что откликнулись на приглашение. Сегодня мы будем говорить об очень важных вещах, в воспитании детей, налаживании хороших контактов с ними. Предлагаю вам совершить увлекательное морское путешествие по океану родительской любви, которая будет длиться какое-то время при попутном ветре и хорошем настроении участников.
2. Собираем команду
Упражнение на знакомство «Фотография» (15 мин.)
Цель: познакомить участников друг с другом; создать атмосферу принятия и безопасности; формировать позитивный настрой на работу; снятие напряжения, создание непринужденной атмосферы в группе и условий для самореализации; ознакомление с кругом интересов участников группы.
Психолог: Перед выходом в море, капитан собирает команду, знакомится с членами экипажа и пассажирами. И нам необходимо познакомиться поближе. Сделаем это необычным способом.
Инструкция: Предлагаю вам с помощью фломастеров и карандашей, на заготовке для картин, за 5 мин. нарисовать вашу фотографию со своими детьми, и оформить бейджик с вашим именем.
Участники выполняют задание.
Назовите свое имя, представляете свою картинку и расскажете о своем ребенке важное.
Презентация рисунков.
Вывод. Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами! Вот мы с вами и познакомились.
3. Актуализация вопроса.
Создание мотивации на активную работу (5 мин.)
Семья — это своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания, здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческом взаимопонимании. Любовь и уважение взрослых, поддержка родителей для ребенка — пример для подражания.
Для дальнейшего эффективного взаимодействия нам необходимо составить правила работы нашей группы.
4. Изучаем прогноз погоды
Работа в группах «Принятие правил группы» (10 мин.)
Цель: обосновать необходимость выработки и соблюдения определенных правил работы в группе, выбрать правила работы в группе, создать рабочую и доброжелательную атмосферу во время совместной работы.
Инструкция: На корабле всегда будет сухо и солнечно, если мы будем активно работать по определенным правилам и избегать конфликтов и недоразумений. А поможет нам в этом народная мудрость.
Используя заготовки нужно создать правила работы, соединив правую и левую половинки так, чтобы в одной строке слева были народные пословицы, а справа — правила работы в группе (составленные из 4-х частей). Каждое правило и пословицы состоит из 2-х частей.
Примерный перечень правил:
Народные пословицы
Век живи — век учись
Как тут говорить, когда не дают рта раскрыть
Надо знать, что и где говорить
Расскажи другу — пойдет по кругу
Можно и шутить, а можно и дело делать
Правила работы в группе
Не перебивай, говори по очереди
Будь открыт для новых знаний и идей
Не отклоняйся от темы обсуждения
Не критикуй и не осуждай никаких высказываний участников
Соблюдай конфиденциальность
Работай в хорошем настроении
Вывод: Все согласны и принимают эти правила работы? Может вы считаете нужным что-то добавить? Очень хорошо! Я оставляю правила на доске, чтобы возвращаться к ним в случае необходимости.
5. Собираемся в путешествие
Наши ожидания. Упражнение «Берег надежды» (10 мин.)
Цель: определение надежд и ожиданий от работы в группе; выявление круга проблем, которые случаются в семейном воспитании; активизация внимания участников.
Психолог: Мы начинаем наше путешествие по Океану родительской любви. Уважаемые родители, перед вами стикеры в форме корабликов. Запишите на них надежды и ожидания от нашей встречи. Озвучьте их и приклейте к плакату в начале нашего путешествия — на берегу.
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми — очень важная вещь. Родительское воспитание является первым и самым влиятельным в жизни ребенка.
6. Остров «Самопознание»
Тестирование «Мой стиль воспитания» (15 мин.)
Цель: систематизировать знания участников о стиле родительского воспитания; активизировать внимание.
Психолог: Вижу в подзорную трубу, мы приближаемся к неизвестному острову. А называется он «Стили родительского воспитания». Давайте сойдем на берег и разведаем обстановку.
Характеристику стилей родительского воспитания определяют две сквозные линии: контроль и поддержка. Контроль — это аспект, в котором родители пытаются сформировать поведение своего ребенка. Поддержка — это осознание потребностей детей и ответ на них с стороны родителей. Комбинация этих двух аспектов приводит к 3 стилям родительского воспитания.
А каких именно, предлагаю узнать из результатов теста. Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Обработка результатов:
Теперь подсчитайте ответы — А, Б или В.
Предпочтительный вариант ответов укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А — авторитарный
Б — демократический
В — либеральный
Демократический стиль характеризуется наличием благоприятного микроклимата в семье: взаимное уважение и поддержка, эмоциональное восприятие ребенка как отдельной личности, учет его мнения, взглядов, чувств и потребностей. Особенностью этого стиля взаимоотношений является твердое, последовательное и одновременно гибкое воспитание. Родители открыты к общению и обсуждают с детьми установленные правила поведения. Взрослые всегда объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение с ребенком. В поведении ребенка ценится как послушание, так и независимость. Между детьми и такими родителями теплые отношения и доверительные отношения.
Авторитарному стилю присущ чрезмерный контроль родителей за деятельностью, взглядами, даже чувствами, жизнью детей. Наблюдается ограничение их инициативности. При этом избыточный родительский контроль делает невозможным развитие самостоятельности ребенка. Все решения принимаются только родителями, от детей требуется только безоговорочное послушание и молчаливая покорность. В случае неповиновения могут быть применены физические наказания. Между детьми и такими родителями прохладные отношения.
Единственным преимуществом либерального стиля являются теплые, близкие отношения между членами семьи, родители полностью открыты для общения с детьми. Однако, не существует правил, запретов и ограничений, прослеживается низкий уровень контроля. Дети получают полную свободу и самостоятельность в поступках, решениях, приобретении опыта. При таком поведении родителей ребенка ничто не удерживает от проявления асоциального поведения.
??? Какой стиль воспитания самый эффективный?
Вывод: Поэтому наиболее целесообразным является демократический стиль воспитания, когда родители готовы в случае необходимости помочь ребенку, постоянно общаются с ребенком, верят в его способность к успешной самостоятельной деятельности.
Зарядка (5 мин.)
Для следующего упражнения предлагаю вам объединиться в три группы по принципу: «Капитан, матрос, Юнга». Займите свои места за рабочими столами.
7. Подводные рифы
Работа в группах «Какими вырастут наши дети» (15 мин.)
Цель: активизировать психолого-педагогические знания родителей, закрепить представление об особенностях разных стилей воспитания и их последствиях для ребенка; подобрать адекватные способы взаимодействия с детьми.
Инструкция: отплывать с острова надо осторожно, чтобы не наткнуться на подводные рифы. Чтобы подробнее ознакомиться с особенностями каждого воспитательного стиля и осознать последствия их воздействия на ребенка нужно заполнить таблицу.
Возьмите на столах рабочие карточки розового цвета и посоветовавшись найдите в таблице подходящее место для вашего стиля воспитания (капитаны — авторитарный, матросы — демократический, юнги — либеральный). Познакомьте нас с последствиями для ребенка, стиля, который вам достался и рекомендациями, как эти негативные последствия устранить. (Приложение 2)
Обсуждение результатов, презентация работы.
Авторитарное отцовство воспитывает робких, мрачных, враждебно настроенных, зависимых, пассивных, раздраженных и агрессивных детей. В подростковом возрасте психологически сильные дети проявляют бунтарство и неповиновение, при первой возможности выходят из-под родительского контроля и даже прибегают к мести.
В результате соблюдения демократического стиля у ребенка формируются такие личностные качества, как исполнительность и ответственность, они имеют адекватную самооценку, хорошо развитые необходимые социальные навыки.
Либеральный стиль обычно воспитывает инфантильных, неадекватных, неприхотливых к себе, беспринципных людей. Такие дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно.
Вывод: Родители наиболее значимые для ребенка люди и именно от того, какой стиль воспитания вы выбираете, зависит то каким человеком агрессивным или хорошим, открытым или замкнутым он станет.
Конечно, в воспитании ребенка невозможно придерживаться какого-то одного стиля, и в разных ситуациях родители могут применять различные подходы в зависимости от ситуации.
8. Время подкрепиться и восстановить силы
Упражнение «Пирог воспитания» (15 мин.)
Цель: помочь участникам выявить ложные методы и приемы воспитания, проанализировать их последствия, найти пути устранения негативных воздействий на ребенка.
Инструкция: Мы долгое время в пути, поэтому предлагаю вам подкрепиться и восстановить силы. Испечем себе овощной пирог! На каждом столе есть изображение овощей — начинки для пирога. Обсудите в группах и укажите на рисунках методы и приемы, которые именно вы используете в воспитании детей.
Лук: наказание, приказы, замечания, насмешки, нотации, предостережения, игнорирование, обида, допрос.
Красный острый перец, лук, чеснок: критика, манипулирование, поучения, нравоучения.
Листья салата, томат: личный пример, выслушивание, комплимент, поощрения, доброжелательные интонации, заинтересованность.
Кабачок, морковь: улыбка, поддержка, похвала.
Выберите по три ингредиента от группы и озвучьте, наклеивая.
Соберем наш пирог (наклеивание овощей на ватман).
Говорим ли мы ребенку: «Не реви, мальчики не плачут», «А ты возьми и сделай так …», «Сколько раз тебе говорить!», «Оставь меня в покое, не мешай», «Если ты не сделаешь …, то я …», «ты постоянно делаешь по-своему», «Какой ты простофиля!».
Теперь посмотрим на наше «блюдо» — в нем достаточно много острых, горьких и не очень приятных на вкус ингредиентов и очень мало одних овощей — положительных методов общения с ребенком.
Вывод: Как видим, ваши мнения, но думаю, каждый из вас согласится, что именно от правильности родительских слов и фраз зависит эффективность общения с детьми и результат воспитания.
Нам необходимо пересмотреть методы воспитания и составить универсальные рецепты общения и налаживания доверительных отношений с ребенком.
9. Пейзажи тропического острова
Упражнение «Сложи пазл» (10 мин.)
Цель: снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов участников, активизация внимания, настройки на групповую работу.
Ход: участникам предлагается составить пейзажи тропического острова.
Зарядка и объединение участников в две рабочие группы.
10. Бухта взаимопонимания
Упражнение «Я — сообщения» (15 мин.)
Цель: формирование умений конструктивного общения с ребенком. Распознавание и преобразование «Ты — сообщение» в «Я — сообщение».
Психолог: Довольно часто взрослые не замечают того, что общение может подавлять ребенка, занижать его самооценку.
Что чувствует ребенок, когда мы говорим:
— Пойди отсюда, не мешай — меня никто не любит;
— Займись своими делами, мне некогда — я никому не нужен;
Нужно внимательно подбирать слова, о деятельности и поведении ребенка. В этом поможет переход от «Ты — сообщений», когда ребенок чувствует обиду, грусть в «Я — сообщение», когда осуждается поступок ребенка, а не ребенок.
Сравните выражения:
— «Когда ты сделаешь телевизор тише, голова от тебя трещит!» — «Я очень устала. Мне хотелось бы, чтобы дома было тихо».
— «Какой ты простофиля! Сколько от тебя хлопот» — «Мне очень трудно повторять одно и тоже раз за разом. Я надеюсь, что в другой раз мне придется меньше повторять».
class=»eliadunit»>
— «Ты опять опоздала! Думаешь только о себе!» — «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю, что с тобой и где ты, мне бы очень хотелось, чтобы ты нашел возможность предупреждать меня о своем местонахождении».
Предлагаю вам в группах обсудить ситуации и выбрать наиболее эффективный способ общения с ребенком и обоснуйте ответ.
КАРТОЧКА 1
Ситуация Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы спешите на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас.
Вариант 1: «Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.»
Вариант 2: «Перестань здесь ползать, ты мне мешаешь».
Ситуация: Ваш Малыш несколько дней обещает убрать игрушки в своей комнате, но ничего при этом не делает.
Вариант 1: «Ты меня выведешь, если не уберешь в комнате».
Вариант 2: «Когда я захожу в твою комнату и вижу там беспорядок, у меня резко портится настроение. »
КАРТОЧКА 2
Ситуация. Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо вымазанное, пуговицы оторваны, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются, вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает, он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.
Вариант 1: «Ну что у тебя за вид? Посмотри, на кого ты похож!»
Вариант 2: «Я не люблю, когда дети ходят замарашками, и мне стыдно от взглядов соседей»
Ситуация: вы забираете ребенка из детского сада. И постоянно долго ждете, пока она оденется.
Вариант 1: «Я очень нервничаю, когда жду тебя в раздевалке, ведь мы можем не успеть к началу твоего любимого мультфильма.»
Вариант 2: «Сколько можно ждать! Из-за тебя мы опаздываем!»
Вывод: Я-сообщение имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением».
Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в безобидной для ребенка форме.
Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренними в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и они могут довериться.
11. Пещера сокровищ
Упражнение «Волшебная шкатулка советов» (10 мин.)
Цель: познакомить участников с конструктивными методами налаживания отношений с ребенком.
Инструкция: У меня в руках, волшебная шкатулка, она содержит в себе подсказки, которые помогут нам наладить положительную связь в семье и получить радость от общения с ребенком. (Приложение 4).
Предлагаю вам получить по одной подсказке и представить ее всем участникам
(Обработка материала участниками).
В память о нашем разговоре предлагаю вам рекомендации для оптимизации взаимоотношений с вашим ребенком «Морские узлы на память» (Приложение 5)
12. Курс к родным берегам
Рефлексия «Берег реализованных планов» (5 мин.)
Цель: развитие саморефлексии; выяснение, оправдались ли ожидания участников, остались ли проблемные вопросы.
Инструкция: Наше путешествие по Океану родительской любви завершилось, поэтому давайте определим, оправдались ли ваши ожидания, было ли что-то полезным для вас, остались ли еще открытые вопросы. Запишите это на корабликах и расположите их на плакате таким образом, чтобы было понятно, какое расстояние вы преодолели сегодня и продвинулись в общении со своим ребенком: полностью прошли весь путь и все осознали, или находитесь только на полпути и уже знаете о чем вам следует работать.
13. Подведение итогов (5 мин. )
Цель: вербализация итогов встречи; побудить формировать планы на будущее с учетом знаний, полученных на встрече.
Психолог: Спасибо за активную работу. Хочется верить, что наша встреча не пройдет бесследно и, когда вы вспомните о том, что вас сегодня удивило или порадовало, придало сил и веры в себя. В память о путешествии даю вам рекомендации по общению с ребенком «Узелки на память».
Пусть в общении с детьми вас осыпает звездопад новых открытий и свершений. Желаю вам окунуться в сияющий праздничный коктейль с восхищенных взглядов, признаний и благодарности ваших детей. Вдохните полной грудью ощущение того, что в вашей семье царит понимание, поддержка, доверие.
Тест для родителей «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ней происходит;
Б) рассказывать только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без разрешения чужую игрушку?
А) отругать его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите детям возможность самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его, расскажете родным и знакомым о том, что он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;
В) не стану придавать этому значения, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы выберете?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете, сделаете замечание;
Б) проследите за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы будете делать?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажете ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попробуете сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок глупый и неопытный, взрослые должны воспитать и научить его,
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, ребенка уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоровым, сытым не осуществлял неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того, чтобы ложиться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в постели
В) позволите ему лечь позже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы будете делать?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете делать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) попробую вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов — А, Б или В больше.
Предпочтительный вариант ответов укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А — авторитарный Б — демократический В — либеральный
Советы из волшебной шкатулки
Прикосновение — одно из важнейших проявлений любви к ребенку. В первые годы жизни ребенку необходимо, чтобы взрослые брали его на руки, обнимали, гладили по голове, целовали и тому подобное. Тактильная ласка одинаково важна и для мальчиков, и для девочек. Выражая свою любовь к ребенку этого возраста с помощью нежных прикосновений, поцелуев, вы добиваетесь большего эмоционального отклика, чем словами «Я тебя люблю».
Слова поощрения. Когда мы хвалим ребенка, мы благодарим его за то, что он сделал, чего достиг сам. Однако, не надо хвалить ребенка слишком часто, ведь тогда слова потеряют всю силу и смысл. Каждая похвала должна быть обоснованной и искренней.
Время, посвященное общению с ребенком — это ваш подарок для него. Вы как бы говорите: «Ты нужна мне. Мне нравится быть с тобой». Иногда дети, для которых родители не находят достаточно времени, именно плохими поступками привлекают к себе их внимание: быть наказанным лучше, чем быть забытым. Поэтому как бы вы не были заняты, нужно уделять время не только домашним делам, просмотру телепередач, другим удовольствием, но прежде всего — своему ребенку.
Подарок. Многие родители используют подарки, чтобы «откупиться» от ребенка. Дети, которые получают эти подарки, начинают считать, что любовь можно заменить различными вещами.
Следует помнить, что ни количество, ни стоимость подарков не отображают силу чувства. Настоящий подарок дарят искренне: не в обмен, а просто так.
Помощь. Каждый день дети обращаются к нам с различными вопросами, просьбами о помощи. Задача взрослых — услышать вопросы и ответить на них, вовремя помочь ребенку. Если взрослые помогают ребенку и делают это с радостью, душа ребенка наполняется любовью. Если родители ворчат и ругают ребенка, такая помощь ее не радует.
На каждом этапе развития ребенка мы по-разному выражаем свою любовь к нему. Очень важно выбрать именно ту форму выражения (прикосновение, слова поощрения, время, подарки, помощь), которая ведет к сердцу ребенка.
Рекомендации родителям «Морские узлы на память»
1. Поверьте в неповторимость своего ребенка, в том, что он единственный уникальный, не похожий ни на одного другого, и не является вашей точной копией. Принимайте его таким, какой он есть, подчеркивайте его сильные свойства.
2. Будьте внимательными и чуткими к ребенку, избегайте оскорблений и угроз.
3. Сочетайте уважение к ребенку с требовательностью, не стесняйтесь проявлять любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его при любых обстоятельствах.
4. Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась во вседозволенность и безнадзорность.
5. Дети повторяют действия взрослых, прежде всего родителей. Станьте образцом для них.
6. Поощряйте личную ответственность и самостоятельность.
7. Требуйте обдуманного поведения.
8. Чутко относитесь к запросам ребенка.
9. Старайтесь влиять на ребенка просьбой. И если просьба не выполняется, только тогда используйте инструкции и приказы.
10. Заботьтесь о постоянном соблюдении дисциплины.
11. Наказание не должно вытеснять любовь. Оно должно быть справедливым, учитывая поступок и мотив.
12. Чаще общайтесь с детьми, выслушивайте их.
Тренинг «Общение для подростков» | Психология
Автор: Хохлова Екатерина Александровна
Организация: ГБУ Пензенской области «Спасский детский дом»
Населенный пункт: Пензенская область, г. Спасск
Актуальность тренинга:
Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.
В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.
Задачи тренинга:
- отработать навыки убеждения
- отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
- развить умение находить подход к людям
- подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
- развитие умения невербального средства общения.
- обучить эффективным способам общения.
Методы работы:
- Мини лекция
- Мозговой штурм
- Психологические упражнения разного уровня
- Групповая форма работы и групповое обсуждение
- Тесты, анкеты
Примерная структура занятия:
- Вводная часть (5-10 минут)
- Разминочное упражнение (15-20 минут)
- Основная часть (информационный или диагностический блоки, психологические игры и упражнения) (50-60 минут)
- Подведение итогов занятия (15-20 минут)
Организационное обеспечение:
Светлое, хорошо проветриваемое помещение, стулья по количеству участников, ручки для письма по количеству участников, бумага формата А4.
Рекомендации по проведению занятий:
- Гендерный состав группы не имеет значения
- Возрастная категория подростки (12-15 лет)
Реализация программы: Разовый тренинг
Целевая аудитория: воспитанники детских домов, социально-реабилитационных центров.
Общее время проведения тренингового занятия: 90-120 минут.
Количество участников: 10-20 человек
Ход занятия:
Приветствие 3 мин.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.
Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Упражнение 1 « знакомство»
Цель: знакомство с участниками тренинга
Время: 5 минут
Участники тренинга садятся по кругу, а затем по часовой стрелке называют свои имена.
Упражнение 2 « Визитная карточка»
Цель: познакомить участников тренинга друг с другом.
Время: 20-25 минут
Инструкция: каждому из вас будут даны листы бумаги, на которых вам необходимо в течение 3-5 минут. Написать несколько строк о своей биографии. Имя, сколько лет, где родились, а так же раскрыть черты своего характера.
А затем мы с вами выслушаем каждого из вас и зададим интересующее нас вопросы.
После упражнения рефлексия — дать возможность высказаться всем желающим. Сложно ли было себя «презентовать», узнали ли, что-нибудь новое о своих знакомых и т.п.
Упражнение 3 «Завтрак с героем»
Цель: формирование навыка убеждения в общении.
Время: 30 минут
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.
А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.
- Почему остался именно этот герой?
- Легко было уступать и почему вы уступали?
Диагностический блок:
Тест « Приятно ли с вами общаться?»
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?
3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?
6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?
7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?
9. Вы любите быть центром внимания?
10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?
11. Вы хороший оратор?
Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.
1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.
4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.
9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..
Упражнение 4 «Карусель»
Цель:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
Время: 15минут
Инструкция: В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Упражнение 5 «Автобус»
Цель: формирование навыков невербального общения.
Время: 15 минут
Инструкция: Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.
Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.
После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.
Теоретическая часть: Невербальная коммуникация
Цель: знакомство участников тренинга с теоретическим материалом
Время: 15-20 мин (в зависимости от знаний участников теоретическая часть может быть сокращена).
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
— внешний вид собеседника,
— мимика (выражение лица),
— пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
— вокальные качества голоса,
— его диапазон,
— тональность,
— тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:
— темп речи,
— паузы,
— смех и т.д.
Упражнение 6 «Телеграмма»
Цель: Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, быстроты реакции, внимания.
Время: 20-25 минут
Инструкция: Все играющие стоят в кругу и держатся за руки.
В центре круга — водящий. Один из игроков говорит: «Я посылаю телеграмму. .. Наташе…», называя имя одного из игроков. С этим словами он незаметно пожимает руку стоящему слева или справа (только в одну сторону) от него игроку. Сосед передает телеграмму следующему таким же пожатием руки. Когда послание-пожатие дойдет до адресата, он говорит: «Телеграмму получил. Посылаю письмо (перевод, посылку и др.)… Тане». Темп игры постепенно нарастает. Если водящий замечает рукопожатие, он перехватывает телеграмму, а его место занимает тот, чье пожатие было замечено.
Обсуждение: Участники делятся своими впечатлениями и возможностями использования игры в педагогической практике.
Упражнение 7 «Всеобщее внимание»
Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Время:10-15 минут
Инструкция: всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Обсуждение итогов: кому удалось привлечь внимание других и за счет каких средств? Какое средство общения наиболее важно при организации процесса коммуникации?
Подведение итогов занятия:
Упражнение 9 «Свечка»
Цель: формирование навыков рефлексии
Время: 10-15 минут
Инструкция: один из участников берет в руки предмет (ключи, телефон, свеча, маленькая игрушка, мячик и т.п.) и рассказывает всему отряду мнение о проведенном тренинге: что понравилось, какие упражнения запомнились и почему, что приобрел на занятии и т.п.
Притча «Как наладить общение»
Молодой, горячий, сильно вспыльчивый юноша и пожилой, очень строгий, сердитый отец семейства обратились к мудрецу за наставлением и советом.
Юноша грешил тем, что очень легко раздражался на людей и в сердцах мог наговорить много обидных слов. Потом он остывал, раскаивался ,просил прощения. Его умудренный жизнью спутник не позволял себе говорить сгоряча, он хорошо знал слабые места людей, поэтому мог отчитать их так рассчитано и жестоко, что они долго приходили в себя. И, конечно, он никогда не просил прощения, потому что считал себя правым и справедливым.
Ни молодой, ни пожилой не видели ничего страшного в своем поведении, ссылаясь на особенности своего характера и своего окружения. Не устраивало их только то, что их не понимали близкие, и не было отношений с людьми того качества, которого им бы хотелось. А поэтому оба они чувствовали себя одинокими и несправедливо обиженными.
Мудрец выслушав их, сказал, что поменять их окружающих он, к сожалению не может, но, если они сами готовы выполнить точно и терпеливо очень сложное задание, то ситуация с отношениями может измениться. Поразмыслив, спутники согласились.
Тогда мудрец велел им закупить досок из самого прочного и драгоценного сорта дерева и построить вместе красивую изгородь. Когда, после серьезных финансовых вложений и нелегких трудов, забор был готов, он дал им большие гвозди и тяжелый молоток и предложил каждый раз, когда они с кем-нибудь ссорятся, забивать гвоздь в доску примерно на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывать друг другу подробности ситуации.
В первые несколько дней гвоздей у юноши было очень много, у пожилого меньше, но забивать ему приходилось глубже. Они оба сбили руки в кровь и изнемогали от усталости, а, слушая рассказы друг друга о происшедшем, сами изумлялись неразумности своих поступков. Потом гвоздей становилось все меньше, и пришли дни, когда не стало вбиваться ни одного гвоздя.
Тогда мудрец дал им клещи и предложил выдернуть свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много и ему пришлось побегать вдоль забора. Пожилой же тащил свои редкие гвозди с большим усилием. Когда они закончили, изгородь была покрыта множеством дырок разной глубины.
«Посмотрите на дело рук своих, так обстоят дела и в вашей жизни», — сказал мудрец. – «сколько сил и средств стоит построить изгородь отношений, как неблагодарны усилия обидчика, ранящего чужие души, как не просто потом выдернуть гвозди обид и как безнадежно испорчена драгоценная изгородь, ибо дыры от обид остаются в душах навсегда. И, не суть важно, частые и мелкие это обиды или редкие и глубокие – вы все равно окажетесь в дырявых отношениях»
Говорят, с тех пор эти два человека стали просто образцом добрых отношений с людьми, только они почему-то приходили периодически к своей странной изгороди и подолгу у нее стояли. И тех, кто обращался к ним за советом, как строить теплые и близкие отношения, как у них, они тоже приводили туда. А те, в свою очередь, приводили других вопрошающих или рассказывали им об этом. Так эта история дошла и до меня, и я тоже пристально и долго смотрела на дыры в драгоценной, давшейся мне трудом и вложениями изгороди своих отношений.
Урок психологического здоровья
Цель урока: знакомство детей друг с другом. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы
- Ритуал начала занятия – Знакомство
Игра – Волшебный клубочек.
Цель: Познакомить детей с новыми членами группы. Тренировка памяти. Сплочение группы. Саморефлексия.
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный клубочек».
Дети садятся в круг. Ведущий держит в руках клубок, обматывает нитку вокруг пальца и говорит в это время, как его зовут и что он любит больше всего кушать («Я люблю больше всего кушать мясо»). Далее клубок передается соседу справа. Следующий делает аналогичное задание и передает клубок по кругу. И так продолжается пока нить не сомкнется в круг и не соединит всех участников группы.
Внимание детей обращается на то, что, несмотря на разные предпочтения и вкусы в еде, волшебный клубочек всех объединил в единое целое.
После каждому ребенку по очереди необходимо вспомнить любимую еду остальных участников группы.
- 2.Основная часть
- «Дружба начинается с улыбки…»
Цель: Установление зрительного контакта с членами группы. Распознавание и передача эмоции.
Психолог: Ребята, давайте сядем в круг и возьмемся за руки. Я сейчас передам самую добрую и светлую улыбку соседу справа, посмотрев ему в глаза. Тот, кому передали улыбку, передает ее дальше по кругу. Чтобы принять и передать улыбку необходимо смотреть в глаза. Улыбка должна вернуться ведущему.
После получения улыбки с одной стороны, ведущий посылает улыбку в другую сторону.
- Игра «Запомни свою позу»
Цель игры: развитие моторной памяти.
Ход игры: Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится — возвращаются на свои места и становятся в те же позы.
- Упражнение «Покажи эмоцию»
Цель: Развитие умения распознавать и показывать эмоции.
Психолог: Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением эмоций, а вы должны угадать, что за эмоцию я показываю и показать ее сами. После узнавания каждой эмоции дети по очереди называют ситуации, где данная эмоция может быть применена.
Показываются картинки и изображением эмоций: радость, грусть, злость, удивление.
- Игра «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.
Описание игры: психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то Вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н.А.Екимова
- Игра «Фигура из палочек»
Цель: эта игра помогает сплотить группу.
Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Фигура из палочек». Возьмите, пожалуйста, каждый по палочке… Один из вас начинает игру: он кладет палочку посреди комнаты на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Может быть, детям захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, фигура.
Далее участникам игры следует вместо спичек использовать себя и выложить из своих тел такую же скульптуру, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.
- Игровое упражнение «Морщинки»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.
Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!
- 3.Ритуал прощания
Упражнение «Комплименты»
Цель: снятие состояния закрытости от контактов; стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы;
В: Дети, сядем в круг и возьмемся за руки. Сейчас мы будем выполнять упражнение «Комплименты». Глядя своему соседу в глаза, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-нибудь похвалить. Тот, кто принимает комплимент, должен поблагодарить, а затем подарить комплимент другому соседу. Задание понятно? Начали!
Приложения:
- file0.docx.. 45,1 КБ
Как эффективно общаться с маленьким ребенком
Каждое ваше взаимодействие с ребенком является формой общения. Дело не только в словах, которые вы говорите: тон вашего голоса, выражение ваших глаз, объятия и поцелуи, которые вы дарите, — все это передает сообщения вашему ребенку. То, как вы общаетесь со своим ребенком, не только учит его тому, как общаться с другими, но и формирует его эмоциональное развитие и то, как он будет строить отношения в дальнейшей жизни.
Какие существуют виды связи?
Общение может принимать две формы: вербальную и невербальную.
Вербальное общение это способ, которым мы общаемся с помощью слов и включает:
- Высота и тон голоса
- Слова, которые вы говорите
- Диалект или слова, понятные вашему ребенку.
Невербальное общение – это как преднамеренное, так и непреднамеренное общение посредством языка тела. Сюда входят такие вещи, как:
- Выражение лица
- Попадание в глаза
- Личное пространство
- Жесты рук
- Физическое прикосновение, например объятие
Воспользуйтесь этими девятью советами, чтобы потренировать свои вербальные и невербальные навыки общения:
1.
Активное слушаниеАктивное слушание помогает детям чувствовать себя услышанными и понятыми. Используя такие жесты, как поощрительные улыбки и подтверждающие кивки, вы можете показать, что вы вовлечены в то, что говорит ваш ребенок, и вам действительно не все равно. Опустившись на один уровень глаз с ребенком, когда он разговаривает с вами, вы поможете ему почувствовать себя в большей безопасности и сблизиться с вами.
Покажите, что вы внимательно слушаете то, что они говорят, задавая им такие вопросы, как «что?» «Почему?» и как?». Это также помогает вашему ребенку улучшить свои коммуникативные навыки, обучая его тому, как рассказывать историю и какие детали включать.
2. Рефлексивное слушание
Отличный способ показать ребенку, что вы уделяете ему внимание и заботитесь о том, что он говорит, — это вести себя как зеркало. Повторяйте то, что они говорят вам, используя другие слова. Например, если ваш ребенок говорит: «Я больше не играю с Марко», вы можете ответить: «Ты не играешь со своим другом?». Это оставляет ребенку возможность выражать свои эмоции без осуждения. Вы можете быть удивлены тем, как много они должны сказать!
3. Говорите четко
Используйте язык, понятный вашему ребенку и соответствующий его возрасту. Будьте ясны, конкретны и не используйте уничижительные слова. Добрый язык помогает подавать детям положительный пример. Помните, разговор должен вызывать у вашего малыша чувство уважения и любви.
4. Избегание взяток
Предлагая вознаграждение, такое как конфеты, за базовое поведение, может показаться, что они дают вам кратковременный контроль, но они не позволяют вам установить четкие границы и могут привести к недоверию между вами и вашим ребенком. Постарайтесь установить четкие и реалистичные ожидания относительно того, что вы хотели бы, чтобы ваш ребенок делал, хвалите хорошее поведение, когда вы его видите, и используйте спокойные последствия, чтобы поощрять лучшее поведение, когда это необходимо.
> Прочтите: Как дисциплинировать вашего ребенка умным и здоровым способом
5.
Объяснение чувствЧтобы помочь вашему ребенку развить эмоциональный интеллект, важно, чтобы он научился называть свои чувства. Когда ваш ребенок выражает свои чувства вербально, слушайте, что он хочет сказать, с сочувствием и без осуждения. Подумайте, как выглядит жизнь их глазами. Если ваш малыш выражает свои чувства невербальным способом — например, вспышкой гнева или смехом и весельем, занимаясь любимым делом, — помогите ему выразить словами то, что он чувствует, например, счастлив, грустен, расслаблен, обижен, напуган. , голодный, гордый, сонный, сердитый, беспомощный, раздраженный, смущенный или радостный.
6. Использование утверждений «замечать»
Когда вы хвалите ребенка за определенные действия, это помогает ему чувствовать себя хорошо и позволяет ему понять, какое поведение вам нравится. Вместо того, чтобы сказать «молодец!» попробуйте быть более конкретным, используя «замечание»: «Я заметил, что вы убираете все свои игрушки после игры. Хорошо сделано!»
7.
Веселитесь вместеПо мере того, как ваши дети растут, воспитание может казаться более серьезной задачей. Вот почему так важно весело проводить время вместе и наслаждаться беззаботной беседой — это отличный способ укрепить ваши отношения! Найдите способы общаться со своим ребенком, говоря что-то хорошее о том, что ему небезразлично, обращая внимание на его интересы и шутя вместе. Помните, смейтесь вместе с ребенком, но никогда над ним.
8. Сосредоточение внимания на поведении
Если вы чем-то расстроены из-за вашего ребенка, убедитесь, что ваша критика и комментарии направлены на его поведение, а не на него как на личность. Например, вместо «Мне не нравится, что ты грязный» скажи «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свою одежду по всему полу».
9. Подавать пример
Подумайте, какой пример вы подаете. Родители знакомят детей с миром. То, что ваш ребенок видит, как вы делаете, так же важно, как и то, что он слышит от вас.
Обещайте своему ребенку только то, что вы уверены, что сможете выполнить. Это помогает построить и поддерживать доверие между вами и вашими детьми.
Помните, что руководство с добротой и любовью — это всегда путь к установлению связи и общению с вашим ребенком!
Навыки общения для детей: мероприятия по улучшению [совет эксперта]
Способность эффективно общаться можно охарактеризовать как важный жизненный навык в навыках 21-го века для детей, и чем лучше мы в этом разбираемся, тем выше будет качество нашей жизни. Родители и школьные активисты должны осознавать важность коммуникативных навыков на этапе развития детей и начинать обучать своих детей базовым коммуникативным навыкам еще в детстве и продолжать оттачивать свои навыки по мере их взросления. Дети лучше осваивают коммуникативные навыки под руководством родителей и школьных учителей. Вот несколько советов, которые Скидос хотел бы предложить, чтобы научить детей не только эффективно общаться, но и вежливо. И в этой статье вы узнаете о: Какие основные навыки общения для детей? Как улучшить коммуникативные навыки вашего ребенка? с коммуникативными навыками, играми для ваших детей.
Что можно понимать под навыками общения?
Коммуникативные навыки можно описать как способность ясно и уверенно выражать свои мысли во всех аспектах и сферах нашей жизни. Коммуникация предназначена для передачи информации другим людям и понимания того, что нам говорят, что способствует лучшему взаимопониманию между людьми.
Хорошие коммуникативные навыки, возможно, гарантируют лучшее взаимопонимание между людьми, уменьшат конфликты и создадут гармоничную атмосферу во многих ситуациях. Наоборот, плохие коммуникативные навыки могут привести к частому непониманию, разочарованию и конфликтам между людьми.
Что такое общение для детей?
Дети начинают общаться довольно рано, с того момента, как они рождаются в этом мире, позволяя нашим матерям узнать о своем появлении с нашего первого крика. В дальнейшем дети должны научиться разговаривать, чтобы вникать в человеческое общество, доносить свои мысли до других людей и понимать, какую информацию им хотят передать другие.
Обычно различают 3 основных вида общения человека: вербальное (с помощью речи), невербальное (без речи, только жесты) и визуальное . Они состоят из множества других навыков, таких как слушание, говорение, наблюдение и сопереживание; поэтому нелегко быть хорошим коммуникатором. Именно поэтому родители и школьные учителя должны вмешиваться в развитие коммуникативных навыков у детей. Помогая детям развивать эффективные коммуникативные навыки с самого раннего возраста, вы сразу даете им необходимый набор навыков для построения успешного будущего.
Почему коммуникативные навыки важны для развития ребенка?
Говорят, что сильные коммуникативные навыки помогают нам в различных сферах жизни, как в личной, так и в профессиональной сфере. На овладение коммуникативными навыками может уйти целая жизнь, и очень важно, чтобы родители начали учить своих детей тому, как правильно общаться, чтобы они могли эффективно получать и передавать информацию.
Есть много причин, по которым навыки общения становятся все более и более важными для детей в последние годы:
- Обладая эффективными коммуникативными навыками, дети смогут ясно выражать свои мысли, доносить свои идеи до других людей и быть понятыми другими. Также важно, чтобы дети научились общаться не только эффективно, но и вежливо, чтобы они знали, как уважать других людей, и чтобы другие уважали их.
- Навыки общения могут стимулировать другие важные навыки для развития , такие как слушание, говорение, наблюдение и последовательность, и все они являются жизненно важными комбинированными наборами навыков на этапе развития детей . Ребенок, который может правильно общаться в устной форме, кажется, также силен в письменных сообщениях, что может значительно помочь ему достичь лучших академических результатов.
- Навыки общения могут повлиять на счастье ваших детей в жизни учитывая, что им приходится строить социальные отношения с другими людьми в этом большом мире. Имея отличные коммуникативные навыки, детям может быть легче заводить друзей, общаться со сверстниками, поддерживать отношения и разрешать конфликты.
- Дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками, могут чувствовать себя более легко, рассказывая о своих проблемах и выражая свои чувства , в результате чего родители и школьные учителя вполне могут получить от них вербальные сигналы о том, что им нужна помощь. Таким образом, мы можем оказать им помощь как раз вовремя, чтобы они смогли преодолеть свои проблемы, улучшить свое психическое здоровье, исправить поведенческие расстройства, такие как депрессия, социальная изоляция, низкая самооценка.
| >>> Подробнее: Навыки совместной работы у учащихся: как улучшить, советы [НОВОЕ]
Какими навыками общения должны овладеть дети?
Как упоминалось ранее, у людей существует 3 основных типа общения: вербальное (с помощью речи), невербальное (без речи, только жесты) и визуальное. Интересно, что дети должны овладеть всеми этими тремя типами коммуникативных навыков, потому что все они одинаково важны для детей на протяжении всей их жизни.
- Во-первых, вербальное общение всегда необходимо, учитывая, что мы должны правильно говорить с другими людьми, чтобы донести содержание разговора и адаптировать наш язык к вашей аудитории и хорошо работать в группе. Крайне важно, чтобы дети научились говорить правильно и четко, чтобы добиться успеха в жизни. В будущем очень важно иметь возможность общаться с работодателями, коллегами и деловыми партнерами, независимо от того, в какой компании или профессии работают ваши дети.
- Во-вторых, детям также важно улавливать невербальные жесты, чтобы стать хорошими коммуникаторами. Детей следует учить поддерживать зрительный контакт во время разговора с человеком, с которым они разговаривают, чтобы показать, что они заинтересованы в разговоре и уважают другого.
| >>> Узнайте больше на соответствующую тему: Цифровая грамотность для учащихся: советы и ресурсы для улучшения! [Новое]
- Кроме того, использование некоторых языков тела во время разговора может быть хорошим способом лучше выразить свои мысли. Ожидается, что дети знают, как использовать некоторые языки тела, чтобы сделать свою речь более привлекательной и яркой, например, используя мимику, жесты рук, улыбку и кивок.
- В-третьих, навыки визуальной коммуникации в значительной степени связаны с использованием визуальных средств, которые можно читать или просматривать для передачи идей и информации. Чтобы быть более конкретным, дети должны развивать коммуникативные навыки, учась писать четко и лаконично, рисовать графики, диаграммы, карты, книги, плакаты, создавать дизайн упаковки и т. д.
Как улучшить коммуникативные навыки у детей?
Как и любые другие навыки, Скидос считает, что коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать на практике. Как тренировать коммуникативные навыки для детей? От всего сердца Скидос хотел бы порекомендовать несколько полезных советов по развитию навыков общения у детей:
#1 Чаще разговаривайте со своими детьмиДети могут многому научиться, подражая своим родителям, и если родители регулярно разговаривают со своими детьми, у них больше шансов развить свои коммуникативные навыки. В некоторых случаях дети, у которых есть проблемы с общением, могут вообще не хотеть говорить.
Конечная цель состоит в том, чтобы ваши дети чувствовали себя комфортно, чтобы начать и продолжить разговор с вами. Важно, чтобы родители и школьные учителя поощряли детей как можно больше участвовать в разговоре, сохраняли терпение, чтобы выслушать их и задать им соответствующие вопросы.
Когда дети вовлекаются в разговор, они могут чувствовать себя более комфортно, делясь информацией и идеями.
Есть много поводов для болтовни с детьми, например, когда вы все вместе обедаете, выходите на прогулку в парк, отвозите детей домой после школы или когда вы все вместе смотрите телевизор.
Не забудьте найти соответствующую тему, которая интересует ваших детей, чтобы им было легче выражать свои мысли вместе с вами и, следовательно, поощрять их к осмысленному обмену информацией с другими.
Помните, что для того, чтобы дети хорошо говорили, родители должны обращать внимание на то, чтобы говорить с правильным произношением и правильной грамматикой с правильной скоростью. Таким образом, дети могут научиться правильно говорить у родителей.
#2 Играйте с детьми в рассказывание историйРодители могут рассказать о том, что они делают и с чем сталкиваются в течение дня, и попросить своих детей вернуться, чтобы это стало повседневной привычкой. Если родители и дети привыкли рассказывать друг другу свои истории, это может облегчить общение, когда могут возникнуть серьезные проблемы.
Во время разговора родители также могут учить своих детей новым словам и исправлять их грамматические ошибки, а также направлять их к использованию интересных фраз.
Родители также могут играть с детьми в рассказывающие истории, предлагая детям красочные картинки. Можно попросить его расположить картинки в логической последовательности и составить из них рассказ. Не забывайте участвовать в детских историях, задавая такие вопросы, как «Что будет дальше?», «Это потрясающе! Как это случилось?»
| >>> Узнайте больше о других важных навыках 21-го века: Критическое мышление для детей: почему, преимущества и советы [Завершено]
#3 Научите детей жестам телаПри общении с детьми, пожалуйста, смотрите им в глаза с ними. Лучше, чтобы родители поддерживали с ними хороший зрительный контакт, садясь и глядя им в глаза. Это способ заставить их чувствовать себя комфортно и показать свою признательность за их активное участие в разговоре.
Иногда детям, у которых есть проблемы с общением, может быть сложно понять невербальные сигналы, также известные как язык тела. Родители могут показать своим детям, как практиковать язык тела, и объяснить им значение языка тела. Например, вы можете сказать им: «Мама скрещивает руки на груди, потому что я немного злюсь» или «Когда вы закатываете глаза, я чувствую неуважение». Таким образом, дети могут лучше и быстрее развивать свои коммуникативные навыки.
В заключение отметим, что способность эффективно общаться является ключевым навыком для детей, и Skidos считает, что будет много полезных советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Если у вас есть какие-либо мысли или советы, пожалуйста, дайте нам знать!
Присоединяйтесь к нам, чтобы полностью развить у вашего ребенка навыки 21 века!
Подпишитесь на вселенную SKIDOS, чтобы подарить им обучающие игры для детей!
Интерактивные обучающие игры SKIDOS для детей разработаны для детей в возрасте от 2 до 11 лет и соответствуют их академическим целям. С помощью наших обучающих игр помогите своим детям стать уверенными учениками в математике, программировании и чтении. Познакомьте их с навыками 21 века, которые помогут им подготовиться к светлому будущему. Благодаря легкодоступным еженедельным отчетам вы также можете следить за их прогрессом.
С SKIDOS Pass вы получаете лучшее соотношение цены и качества:
- 48+ обучающих игр
- 1000+ увлекательных занятий для ваших детей
- 6 игроков в 1 аккаунте
- Отмена в любое время
- Отслеживание прогресса обучения14 И no8
- Отслеживание прогресса обучения1
- сторонняя реклама
Рекомендуемый
Годовой абонемент
7-дневная бесплатная пробная версия
Стоимость в месяц $5
Самые популярные
Четверть прохода
7-дневная бесплатная пробная версия
Стоимость в месяц 6,66 $
Запуск
Месячный абонемент
3-дневная бесплатная пробная версия
Стоимость в месяц 8 долларов
Закрыть меню
Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта.