Тренинг общения психология: Тренинг общения | Материал по психологии на тему:

Содержание

Тренинг общения | Материал по психологии на тему:

Тренинг общения

Занятие 1

Цель: Демонстрация моделей поведения, умения отличать агрессивное и уверенное поведение;

Самоанализ, самосознание, диагностика коммуникативных способностей.

1. Вводное слово ведущего.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам на наших занятиях овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, научиться общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: установление доверительных отношений, снятие тревожности и напряжения.

Каждый участник тренинга называет свое имя и говорит о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени.

3. Упражнение «Правила группы»

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Общение всегда идет по определенным правилам – взрослого человека мы называем на «Вы», молодого, сверстника можем позволить себе назвать на «ты» и т.д.

Поэтому для работы в группе нам необходимо принять определенные правила. Вот они:

• Называть друг друга по имени

• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

• Хранить секреты участников группы

• Быть открытыми в общении

• Уважать говорящего, уметь слушать

• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

4. Анализ ситуаций «Уверенное – неуверенное поведение»

Цель: развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Послушайте притчу о Змее.

«Жила — была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила простодушно жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, увидев, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил перестать причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать «яд» в кровь своего врага.

 Учащиеся получают карточки с различными ситуациями. Они должны определить стиль поведения героев этих карточек: агрессивное, уверенное, неуверенное. Затем ситуации агрессивного и неуверенного поведения разыгрываются со сменой поведения на неагрессивное уверенное.

5. Тест «Какой я в общении»

Цель: самоосознание, самораскрытие и самоанализ особенностей своей личности.

Тест позволяет участникам тренинга осознать свои сильные и слабые стороны в процессе общения.

6. Игра «Запрещенная цифра»

Цель: развитие внимательности, умения слушать.

Ведущий называет цифры (от 0 до 10), участники тренинга повторяют их хором вслед за ним. Одна из цифр является «запрещенной», ее нельзя произносить. Когда ведущий называет эту цифру, участники хлопают в ладоши.

Затем игра усложняется: к одной «запрещенной» цифре добавляется вторая. На этот раз участники тренинга должны хлопнуть в ладоши 2 раза. Затем добавляется третья «запрещенная» цифра, участники должны топнуть и т.д.

7. Упражнение «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

• Скажите, пожалуйста, какие качества личности важны для общения с другими людьми?

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

 Открытость

 Отзывчивость

 Доброта

 Внимательность к людям

 Умение решать конфликты

 Тактичность

 Вежливость

 Готовность к сотрудничеству и др.

Ребята оценивают развитие этих качеств у себя, в своей личности. Листочки с самооценкой забирают с собой.

8. Рефлексия занятия

Закончить фразы «Я сегодня узнал новое для себя…» и «Я сегодня понял…»

Занятие 2

Цель: развитие умения адекватно воспринимать информацию, отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

1. Упражнение «Рассказ по цепочке»

Цель: выработка свободного стиля общения, формирование умения общаться в соответствии с принципом «здесь и теперь»

Ведущий начинает рассказ одной фразой, участники тренинга продолжают. Каждый произносит по одному предложению. Например: «Я отправляюсь на Северный полюс и хочу взять с собой…»

2. Упражнение «Собери квадрат»

Цель: отработка навыков группового взаимодействия, эффективного сотрудничества с другими людьми

Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.

Правила:

• Не разговаривать

• Не забирать кусочки у другого

• Не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата

Обсуждение: – Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты

3. Упражнение «Рисование в парах»

Цель: развитие способности к вербальному общения, отработка навыков взаимодействия, активного слушания

Участники занятия делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Ведущий раздает им карточки с нарисованными на них геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами. Сначала один из участников рассказывает второму, что нарисовано на карточке, а второй пытается с его слов это изобразить. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: – Что было для вас легче – рисовать или объяснять?

– Почему иногда возникают трудности, когда мы хотим что-то довести до сведения другого человека?

4. Игра «Таможня»

Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной от взаимодействующих сторон.

Группа делится на две команды – таможенников и контрабандистов. Контрабандисты выходят за дверь. Их задача – провезти через таможню запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем контрабанду везет только один из них. Поэтому они должны предварительно договориться между собой, у кого именно он находится.

По прибытии на «место досмотра», где контрабандисты выдают себя за туристов, таможенники должны определить, кто везет контрабанду. Для этого можно задавать любые вопросы. Затем таможенники обсуждают этот вопрос между собой и сообщают о своем решении.

По окончании команды меняются ролями.

5. Рефлексия занятия

Занятие 3

Цель: формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

1. Упражнение «Памятник чувству»

Цель: развитие способности к самоанализу, умения выражать свои чувства невербальными средствами

Раздаются карточки с названиями чувств. Ребята знакомятся с ними, не показывая их окружающим. Задача участников тренинга – изобразить «памятник» тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, «памятник» какому чувству они видят.

Чувства:

• Радость

• Огорчение

• Обида

• Вдохновение

• Страх

• Гнев

• Стыд

• Благодарность

• Удивление

• Злость

• Смущение

• Печаль

• Восхищение

• Нетерпение

2. Игра «Слухи»

Цель: развитие способности к активному восприятию информации, поступающей от другого человека

Несколько участников тренинга выходят за дверь, остальные остаются в аудитории

Ведущий зачитывает историю с большим количеством действующих лиц и событий. Один из участников, выходивших за дверь, возвращается на свое место. Один из ребят, остававшихся в аудитории, своими словами пересказывает ему историю, услышанную от ведущего. Затем входит следующий, и тот, кому только что пересказывали историю, в свою очередь рассказывает ее этому участнику. Такую процедуру можно проделать 3-4 раза.

Обсуждение:

– Почему плохо, когда истории изменяются?

Последствия: люди могут несправделиво пострадать из-за сплетен и слухов.

– Почему люди изменяют истории, после того, как услышали их?

Возможные причины:

• невнимательно слушают

• хотят приукрасить

• делают свои предположения и выводы

• высказывают личные чувства к людям, о которых говорится в истории

3. Упражнение «Индивидуальные и общие потребности»

Цель: научиться понимать и чувствовать другого человека

Написать на бумаге то, что вам необходимо в данный момент. Прочитать вслух.

– Как вы считаете, это желания или потребности?

Вывод: если вы будете разочарованы, не получив этого, мы говорим о желании. Если вам действительно причиняется ущерб, когда вы этого не получаете, то мы говорим о потребностях.

Зачитывается история: «Шура и Саша – соседи. Шура вечером поздно слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру».

Участники делятся на две равные группы: «друзья» Шуры и «друзья» Саши.

Первая группа перечисляет потребности Шуры (не желания).

Вторая группа – потребности Саши.

– Что общего в их потребностях?

– Есть ли в двух списках потребности, которые не могут быть удовлетворены сразу для обоих, так как противоречат друг другу?

Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в 9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и вместе с ним слушать музыку.

Советы Саше: Постараться не шуметь, вставая в 6 утра

– Как сделать, чтобы другие люди удовлетворяли ваши потребности?

4. Групповая дискуссия «Индеец Джо»

Цель: отработка навыков ведения дискуссии, развитие умения высказывать и защищать свою точку зрения.

Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?»

Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.

5. Рефлексия занятия.

Занятие 4

Цель: приобретение и отработка навыков сотрудничества в конфликте, выхода из конфликтных ситуаций, создание различных моделей поведения в конфликте и выбор наиболее эффективных из них.

1. Рефлексия предыдущего занятия (обсуждение результатов групповой дискуссии «Индеец Джо»)

2. Игра «Гвалт»

Цель: развитие внимания, умения сосредоточиться, слышать собеседника

Один из участников выходит за дверь. Остальные договариваются между собой о том, строчку из какой песни они будут произносить. Затем каждому участнику предлагается запомнить по одному слову из этой строчки.

Когда вышедший за дверь возвращается в аудиторию, остальные все вместе произносят задуманную строчку из песни. Участник пытается разгадать, о какой песне идет речь.

3. Упражнение «Конфликтная ситуация»

Цель: создание различных моделей поведения в конфликте, снятие тревожности, связанной с конфликтной ситуацией.

Работа в парах: А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает.

Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!»

Задача В – пройти обязательно через вахту.

Парам дается две минуты на диалог.

Обсуждение: какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)

Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?

Резюме: Спор часто выходит из-под контроля (как на эскалаторе, став на который вы уже не можете сойти с него).

4. Упражнение «Конфликтный эскалатор»

Цель: Осознание собственного поведения в конфликте, отработка способов приостановления конфликта и выхода из него.

Рисуем конфликтный эскалатор в виде ступенек лестницы.

– Назовите фразу, с которой может начаться спор. Пишем ее на первой ступени эскалатора.

– Какой типичный ответ последует за этой фразой? Какой фразой ответят?

– Как можно заставить эскалатор двигаться в обратную сторону?

5. Упражнение «Поведение в конфликте»

Цель: отработка различных моделей поведения в конфликтной ситуации, выработка уверенного стиля поведения

Разыгрывают ситуации:

• Учитель и не готовый к ответу ученик

• Грубый продавец и покупатель

• Контролер в транспорте и «заяц»

• Секретарь в учреждении и человек, пришедший за справкой»

Обсуждение: выйдите из ролей и дайте оценку поведения своего героя – каким он был: – решительным

– уверенным

– неуверенным, пассивным

– агрессивным

Резюме: не нужно избегать конфликтов, так как нерешенный конфликт – источник новых проблем, надо уметь вести себя достойно в конфликте, чтобы не обидеть другого, но и не чувствовать себя обиженным.

6. Заключительное упражнение

Собрать пословицы (каждому раздается по полоске с «кусочком» пословицы, ребята должны молча «собрать» пословицы и встать по парам, прочитав вслух свою пословицу).

Пословицы о конфликтах:

• Кто сильнее, тот и правее

• Честная сделка не вызывает ссоры

• Кто дарит, тот друзей наживает

• Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит

• Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

• Кто не отступает, тот не обращается в бегство

• Выноси заботы на свет и держи с ними совет

• Кто спорит, тот ни гроша не стоит

7. Рефлексия занятия

Занятие 5

Цель: развитие навыков эмпатического восприятия другого человека, умения слушать и давать обратную связь, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

1. Рефлексия предыдущего занятия

2. Упражнение «Волшебное слово»

Цель: пополнение словарного запаса вежливых слов, осознание необходимости позитивного восприятия другого человека

Одним из важных умений, которым должен обладать каждый общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». Такие слова (слова вежливости) помогают установить теплые и приятельские отношения, открывают часто даже «наглухо закрытую дверь».

Делимся на две команды. Каждой дается задание за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше вежливых слов и выражений.

Резюме: упражнение помогло вам обогатить свой словарный запас. Постарайтесь запомнить эти слова и употреблять их в ходе взаимных приветствий и контактов.

3. Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие умения позитивного восприятия другого человека

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу «Мне в тебе нравится такая черта, как. ..» по отношению к своему соседу.

4. Упражнение «Подчеркивание сходства»

Цель: снятия ощущения уникальности своей проблемы, развитие умения чувствовать настроение другого человека.

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу: «Я думаю, Олег (Миша,…) такой же жизнерадостный, как и я» и т.д.

5. Игра «Ярлыки»

Цель: развитие способности к позитивному восприятию другого человека

Каждый пишет на листке слова, которые не нравятся людям, когда их так называют. Листки собираются, перемешиваются и наклеиваются по одному каждому участнику на спину.

– Что чувствуют люди, когда их так называют?

Затем ярлыки рвутся и выбрасываются.

Обсуждение: – Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

– Осложняют ли ярлыки решение конфликта?

– Легко ли изменить ярлык?

6. Упражнение «Чемодан»

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Чему-то за эти 5 занятий вы научились, чему-то еще предстоит научиться.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.

Собирать «чемодан» будем всей группой каждому по очереди.

Кто первый? (по 2 минуты на каждого).

7. Рефлексии тренинга

Литература

1. Степанов С. Язык внешности. – «Эксмо-пресс». Москва. 2001.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. – «Речь». Санкт-Петербург. 2003.

3. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Минск. 1999.

4. Томсон П. Самоучитель общения. – «Питер» Санкт-Петербург. – 2002.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Для hr-менеджеров, решивших стать внутренними тренерами, мы продолжаем публиковать методику проведения тренинга общения. Речь пойдет об этапах обучения, закрепления и обратной связи заказчику.

После активизации и проблематизации группа «разогрета», замотивирована и готова воспринимать новую информацию.

Этап обучения

В тренинге общения есть три учебных модуля:

  • установление контакта,
  • техники активного слушания,
  • техники выражения чувств.

Обучение строится по схеме «информация – отработка – закрепление».

Сначала тренер рассказывает о контакте. Сюда входят следующие темы:

  • контакт глазами;
  • дистанция;
  • невербальные характеристики общения (поза, жесты, мимика).

По окончании проводится ролевая игра на все группы навыков.

Установление контакта. Контакт

Перед практическими упражнениями ведущий делает информационное сообщение о значении контакта: «Цель любого общения – получить от собеседника какую-либо личную выгоду. Это может быть информация, согласие на покупку, что-то еще. Но мы не можем общаться, если человек к этому не готов. Поэтому будем учиться определять готовность собеседника к контакту».

После этого краткого сообщения тренер переходит к отработке.

Упражнение 1. Определение готовности к контакту

Ведущий говорит группе: «Давайте потренируемся определять готовность к общению. Один человек выходит за дверь. Когда он вернется, то должен будет внимательно посмотреть на группу и определить, кто из участников готов с ним общаться, а кто нет».

Доброволец выходит за дверь, а тренер предлагает одному человеку, по желанию, изображать готовность к общению, а всем остальным – демонстрировать ­неготовность. Кивать, говорить или еще как-то подсказывать – нельзя.

Когда участник угадает, тренер спрашивает: «По каким признакам вы определили готовность?» Участники обычно отвечают так: «Он смотрит в глаза, корпус тела развернут ко мне, руки не перекрещиваются и прочее». В упражнении предлагается поучаствовать следующему участнику, потом еще одному, как правило, до пяти ­человек.

Тренер акцентирует внимание группы на признаках. Это самая важная часть работы. Иногда ведущие записывают их на лист бумаги, чтобы они были перед глазами у участников группы. Обычно в конце упражнения накапливаются такие показатели контакта:

  • взгляд в глаза, «теплый» взгляд;
  • руки и ноги не перекрещиваются;
  • выражение лица доброжелательное, улыбка.

Далее ведущий переходит к информации о взгляде. Как правило, для людей не всегда очевидна роль зрительного контакта: «Качество контакта напрямую зависит от того, смотрим мы на собеседника или нет. Смотреть нужно в глаза, но не все время. Постоянный немигающий взгляд вызывает у человека напряжение, поэтому действовать нужно так. В течение 5–7 секунд смотрим в глаза собеседнику, затем на мгновение отводим взор и снова возвращаемся. Во время разговора смотреть нужно в лицо, и не задерживаться взглядом на фигуре, руках и ногах».

Отработку этой информации можно обеспечить следующим упражнением.

Упражнение 2. Контакт глазами

Тренер предлагает разбиться на пары, встать или сесть друг напротив друга: «Молча смотрите друг другу в глаза по этой методике. То есть 5–7 секунд смотрим, затем отводим взгляд и смотрим снова. Начали!»

Упражнение выполняется в течение трех минут, а затем ведущий предлагает вернуться в круг и поделиться ощущениями. Обычно участники говорят следующее:

  • если смотреть по инструкции, то трудностей не возникает;
  • трудно смотреть в глаза незнакомому человеку;
  • когда возникает чувство неудобства, то хочется отодвинуться от собеседника подальше.

После упражнения ведущий рассказывает о дистанции. Это можно сделать следующим образом: «Чтобы собеседник почувствовал к нам расположение, надо правильно выбрать дистанцию. Когда мы общаемся со знакомым человеком – другом, приятелем, коллегой, – нам хочется быть к нему ближе, поэтому расстояние между нами сокращается. В общении с клиентом или руководителем мы бессознательно увеличиваем дистанцию. Зона официального общения составляет около одного метра. Таким образом, в деловом общении нам стоит ориентироваться на такое расстояние.

Люди воспринимают сокращение дистанции как агрессию. Поэтому если вы резко подходите, а тем более кладете руки на плечи, прикасаетесь, то будьте готовы к тому, что человек замкнется и откажется иметь с вами дело.

Но верно и обратное. Если вы отодвигаетесь, стоите очень далеко от человека, то это воспринимается собеседником как нежелание общаться. Учитывайте это при разговоре».

Упражнение для отработки можно использовать следующее.

Упражнение 3. Выбор оптимальной дистанции

Тренер дает инструкцию: «Давайте разобьемся на две подгруппы. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Первые номера, встаньте в шеренгу на середине комнаты и разойдитесь. Между вами должно быть столько пространства, чтобы махать руками, не касаясь друг друга. Вторые номера, встаньте напротив первых и медленно приближайтесь. Как только почувствуете, что эта дистанция оптимальна для контакта – остановитесь. Спросите партнера, устраивает ли его такое расстояние, если нет, то пусть скажет, что нужно сделать – отодвинуться или приблизиться».

Во время упражнения участники учатся выбирать дистанцию общения с учетом состояния собеседника. У них появляется чувствительность к небольшим изменениям мимики, жестам партнера. Участники обычно отмечают, что корректируют расстояния с учетом своих наблюдений: если партнер хмурится, перекрещивает руки или ноги – отодвигаются, когда улыбается и стоит в расслабленной позе, то ­придвигаются поближе.

После этого блока тренер должен рассказать участникам о значении невербальных компонентов общения: «В установлении контакта с собеседником люди обычно преувеличивают содержательную сторону общения. Если нам нужно чего-то добиться от собеседника, то мы его об этом просим. Но если он не готов к контакту, наше обращение остается без ответа.

Огромное значение имеет не содержание, а невербальная сторона общения. К ней относятся: мимика, поза, жесты, голосовые характеристики (громкость и тембр голоса, паузы). Первая реакция собеседника на нас – это реакция на наше невербальное поведение. Если мы нахмурены, взгляд исподлобья, руки перекрещены, то партнер воспринимает наше поведение как агрессию. Никто не хочет идти навстречу злому человеку. И наоборот, если на лице улыбка, глаза открыты, поза непринужденная, то добиться расположения легко. Мы научимся обнаруживать нежелательные формы поведения и будем сознательно вести себя так, чтобы ­вызывать симпатию.

Мы уже видели из предыдущих упражнений, что в общении участвует не только речевой аппарат, но и все тело. Корпус должен быть развернут к собеседнику. Так мы демонстрируем готовность к общению».

Упражнение 4. Позиции

Инструкция тренера: «Давайте сделаем следующее упражнение. Разбейтесь на пары и разойдитесь по помещению так, чтобы вам было удобно работать. Встаньте спиной друг к другу и начните разговор на любую тему. Побеседуйте о вчерашнем фильме или о том, как вы делали покупки в супермаркете. Время выполнения ­задания – 3 минуты1.

Теперь встаньте плечом к плечу в шеренгу и продолжайте разговаривать (также 3 минуты).

Встаньте друг напротив друга, продолжайте общаться (3 минуты).

Встаньте так, чтобы угол между вами был примерно 45 градусов и возобновите беседу (3 минуты)».

После обсуждения тренер говорит: «Поделитесь, пожалуйста, какие ощущения возникали по ходу упражнения, когда общаться было трудно, а когда наоборот – комфортно». Обычно участники говорят, что разговор «не шел» в положении спиной к спине, а наиболее удобной оказались позиции друг напротив друга, либо под углом в 45 градусов.

Тренер закрепляет информацию: «Для делового общения (на работе, с клиентами, партнерами) лучше всего подходит общение, когда собеседники стоят или сидят под углом в 45 градусов друг к другу. А когда собеседники уже хорошо знакомы, то можно общаться и лицом к лицу».

Большое значение имеют жесты и мимика. Инструктор обращает ­внимание на то, что во время разговора следует избегать:

  • перекрещивания рук и ног;
  • колющих, рубящих жестов;
  • суетливых, ненужных движений;
  • подносить руки к лицу.

Для собеседника все эти движения – лишняя информация, которая мешает составить о вас правильное впечатление. Движения рук и ног ­должны быть плавными, открытыми.

Для практики используют различные упражнения.

Упражнение 5. Немая сцена

Тренер предлагает участникам разбиться на пары или тройки. Каждая из подгрупп должна приготовить презентацию. Нужно изобразить сценку, не говоря ни слова. Возможны такие сюжеты: начальник отчитывает подчиненного, работник просит коллегу о помощи и т. д. Остальные участники должны угадать, что «изображено». Во время упражнения люди учатся пользоваться невербальными средствами общения, «считывать» информацию о состоянии человека по мимике, позе, жестам. Кроме «академического», познавательного эффекта, это действие помогает ­взбодриться.

Связанный материал

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

№ 02 / 2015

См. статью «Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их»

В качестве закрепляющих действий обычно проводят две-три ролевых игры, в зависимости от того, сколько длится тренинг. Сценарии строятся вокруг темы «Контакт». Чаще всего это просьбы: попросить занятого начальника поставить подпись, убедить знакомого, чтобы он подождал с оплатой денежного долга, и другие подобные ситуации. Тема контакта в коммуникативном тренинге центральная, поэтому желательно, чтобы в роли активных игроков поучаствовали все.

Сначала лучше обыграть ситуацию, далекую от профессиональной деятельности, а затем перейти к сценариям, близким к работе.

Упражнение 6. Ролевая игра

Тренер озвучивает инструкцию: «Вы журналист корпоративной газеты. У вас задание – срочно взять интервью у генерального директора. Но попасть к нему можно, если позволит секретарь. Побеседуйте с ней и убедите ее ­организовать эту встречу».

Инструкция секретарю: «Ваша задача пообщаться с журналистом, и если вам понравится его поведение, то вы можете разрешить ему войти в кабинет генерального директора. Если нет – откажите. Ориентируйтесь на свои ощущения».

Скрытый мотив в игре на контакт обычно не вводят. После того как несколько человек попробуют себя в роли просителей, тренер останавливает ролевую игру и ­начинает обсуждение. Сначала спрашивает «секретаря»:
1) какие действия «журналиста» вызывали желание пойти навстречу, а какие – нет?
2) с кем понравилось общаться больше всего?

Как правило, подыгрывающий игрок2 говорит о том, что просящим мешали излишняя напористость, суетливые жесты, размахивание руками, нетерпеливость.

Тренер спрашивает у наблюдателей: «Какие действия помогали “журналистам” установить контакт, а что мешало?» Важно следить, чтобы соблюдался баланс обратной связи. Отрицательные высказывания должны составлять 40–50%. Если активный игрок3 действовал неуспешно, то он может получить слишком большую порцию критики и решит, что не освоит техники общения. Поэтому, если отрицательных отзывов много, тренер должен спросить у наблюдателя: «Как надо было сделать?» То есть скорректировать ситуацию таким образом, чтобы были не критические ­высказывания, а рекомендации.

Техники активного слушания

Следующий учебный модуль посвящен техникам активного слушания. В самом начале тренер проводит упражнение, которое покажет, что участники не умеют слушать.

Упражнение 7. Испорченный телефон

Инструкция группе: «Пять человек выйдут за дверь и по очереди будут заходить в помещение. Я расскажу первому участнику задание, он передаст второму, второй третьему и так далее. Задача – передать сообщение как можно более точно от ­первого человека к последнему».

Первому участнику тренер говорит длинное сообщение, например: «Вам нужно отправить электронное сообщение Василию Васильевичу о том, что мы прекращаем сотрудничество с рекламным агентством “Креатив”, если Петр Петрович не позвонит вам в 11 часов и не скажет, что этого делать не нужно. Далее найдите информацию по поставщикам и сделайте отчет – кто из них в первом полугодии сделал самую большую разовую поставку. После этого свяжитесь по скайпу с нашим представителем в Барнауле и сообщите о результатах отчета. К обеду проследите за тем, чтобы все начальники отделов были готовы прийти на собрание к 16.00, когда Петр Петрович вернется в офис».

Можно составить и другой текст. Главное, чтобы он был достаточно сложным. Первый участник слушает, затем передает сообщение второму и так далее. Обычно до пятого доходит какая-нибудь одна фраза, часто искаженная, например: «Иван Петрович просил, чтобы ему выслали отчет к 16. 00». В конце тренер спрашивает ­последнего игрока: «Скажи, что ты должен сделать?»

Дальше тренер сообщает о том, что упражнение можно было выполнить успешно, если применить техники активного слушания.

Пассивное слушание, это когда мы молча слушаем, что говорит собеседник, и изредка стимулируем его – киваем, поддакиваем. Такой способ бесед хорош, когда надо успокоить человека, дать ему выговориться. Простое поддержание контакта несет психотерапевтический эффект. Но в ситуациях повседневного и делового общения нужно уметь не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Как это сделать? Использовать техники активного слушания. Их три: вопросы, перефразирование и пересказ. Обратите внимание, в предыдущем упражнении не запрещалось задавать вопросов по условиям игры, но, как правило, никто не переспрашивает и не просит повторить.

Какие бывают вопросы? Открытые и закрытые. Открытые: что, где, как, почему. Закрытые предполагают ответ «да» или «нет». Вопросы помогают «уложить» сообщение в логические блоки, уточняют высказывания.

Упражнение 8. Вопросы

Один человек говорит фразу и кидает мячик кому-нибудь из участников. Тот, кто поймал, задает вопрос на эту фразу, говорит свою и передает эстафету. Начинает ведущий: «Когда я ехал на работу, то видел правительственный кортеж». Кидает мячик любому участнику. Тот ловит, спрашивает: «Кто был в кортеже? – и произносит свое предложение: – В обед я пойду в кафе». Бросает мяч другому.

Перефразирование – это пересказ своими словами. Он помогает выделить суть сообщения. Например, собеседник говорит нам: «Мне надоело, что начальство не замечает моих усилий, я тружусь как папа Карло, а взамен не получаю ничего». Мы отвечаем: «Другими словами, ты устал от работы». Перефразирование может звучать и как вопрос.

Пересказ – это повторение речи собеседника. При этом используются вводные фразы, такие как «если я вас правильно понял, то…» или «то есть…», «итак…». Например, собеседник говорит: «Я хочу, чтобы вы подготовили годовой отчет по прибылям и убыткам в разрезе центров финансовой ответственности». Другой отвечает: «Итак, вы хотите, чтобы я подготовил годовой отчет по прибылям и убыткам в разрезе центров финансовой ответственности».

Упражнение 9. Перефразирование и пересказ

Тренер предлагает группе разбиться на пары. Один участник начинает рассказ на любую тему, другой должен слушать, используя техники перефразирования и пересказа. Через пять минут участники меняются ролями. Затем все возвращаются в круг и ведущий задает вопросы:

  1. Трудно ли было использовать техники пересказа и перефразирования?

    Иногда участники говорят, что техника выглядит неестественно и вообще не нужна. Ведущий должен их успокоить, сказать, что естественность придет с практикой.

  2. Какие действия слушателя стимулировали Вас к повествованию? Что мешало?

Ответы на эти вопросы очень важны. Тренер должен заострить внимание на помогающих и мешающих действиях при слушании. Многие ведущие записывают ответы на флипчарте, делают небольшую памятку. Особенно это касается действий, которые мешают слушать. Можно даже написать: «не перебивай!» (если рассказчики говорят, что это их раздражало), «не учи!» (если рассказывать мешали советы) и т.д. Такую памятку вешают на видное место, чтобы участники воздерживались от ­неправильных действий.

В качестве закрепления темы используют ролевую игру. Сценарий должен быть такой, чтобы исход игры зависел от того, насколько хорошо участники используют техники активного слушания. Варианты:

  • выслушать человека, чтобы снять с него нервное напряжение, успокоить;
  • понять скрытую потребность человека, используя техники слушания;
  • запомнить большой объем информации.

Упражнение 10. Ролевая игра

Тренер обращается к группе: «Люди не говорят о своих истинных мотивах. Они скрывают их во время разговора. Чтобы понять человека, надо использовать техники слушания, тогда он постепенно раскроется. Представьте такую ситуацию. Вас вызывают к начальнику. Вы приходите к нему в кабинет, и он начинает выражать свое недовольство. Вам нужно понять, какова истинная причина его поведения. Кто желает поучаствовать первым?»

В этой игре в роли активных игроков должны побывать 5–6 человек. Для изучения техник подыгрывающему («начальнику») обязательно дается скрытый мотив:

  • до вас дошли слухи, что сотрудник собирается уволиться, напрямую вы спросить не хотите (получится так, что вы верите слухам), поэтому нервничаете;
  • вышестоящий начальник сделал вам строгое замечание, возможно даже, вас лишат премии, вам неуютно, поэтому вы вызвали подчиненного, чтобы переключиться.

Можно использовать и другие скрытые мотивы. Тренер должен дать установку подыгрывающему, чтобы он раскрыл истинные причины своего поведения, если ему понравится, как его слушают. «Подчиненные» должны использовать пересказ, ­вопросы, перефразирование.

После ролевой игры ведущий опрашивает подыгрывающего, наблюдателей и ­активных игроков.

Техники выражения чувств

Этот учебный модуль целесообразно использовать для обучения сотрудников, часто бывающих в конфликтных ситуациях. Это, как правило, руководители, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с ­клиентами, операторы колл-центров.

Тренер рассказывает, что «всем часто приходится попадать в конфликтные ситуации, общаться с агрессивными людьми. Бывает трудно подобрать слова, чтобы сказать о человеке то, что мы думаем. Представьте себе такую ситуацию. Ваш коллега заметил, что вы допустили ошибку, быстренько побежал к руководителю и сообщил ему об этом. Как бы вы назвали такого человека при встрече?»

Участники обычно отвечают эпитетами «стукач», «шестерка» и т.д.

Тренер продолжает: «В конфликте использование обвинений, эпитетов и навязывание своего мнения только раздувает конфронтацию. Собеседник обвиняет в ответ, вы эмоционально взвинчиваетесь и ситуация выходит из-под контроля. Есть две формы обратной связи: Я-форма и Ты-форма. Ты-форма это обвинительные высказывания: ты неправ, ты плохой, ты не умеешь. Я-форма сообщает собеседнику о наших чувствах. Здесь используются такие обороты: «когда ты ошибаешься, я готов ­взорваться», «когда ты обвинил меня в некомпетентности, мне стало обидно».

Можно применять самые разные формы практических занятий. Например, дать задание для самостоятельной работы.

Упражнение 11. Преобразование фраз

Тренер раздает участникам одинаковые листки, в которых есть таблички с подготовленными высказываниями Ты-формы:

Справа участники должны вписать ответы, преобразовав Ты-форму в Я-форму.

Для закрепления этого учебного модуля используются ролевые ситуации:

  • дать обратную связь недисциплинированному сотруднику;
  • погасить агрессию недовольного клиента и другое.

Упражнение 12. Ролевая игра

Тренер: «Ваш начальник – тиран и деспот. Он допустил по отношению к вам несправедливость. Используя техники выражения чувств, дайте ему понять, что он не прав».

Подыгрывающий («начальник») ведет себя реактивно, в соответствии со своим состоянием. Скрытого мотива в ролевой игре не вводится. По окончании проводится обсуждение.

Этап закрепления

Когда все учебные модули пройдены, тренер проводит итоговую ролевую игру. В ней должны участвовать наиболее успешные участники. Они продемонстрируют поведенческие эталоны, которые останутся в памяти. В конце тренинга не нужна проблематизация, обнажение индивидуальных недостатков и фрустрация участников. Сюжет итоговой ролевой игры должен позволять продемонстрировать все знания и навыки, ­полученные на тренинге.

Вот обычные сценарии:

  • собеседование при приеме на работу;
  • попросить руководителя поставить подпись в документе;
  • уговорить клиента совершить сделку и пр.

Упражнение 13. Ролевая игра

Тренер говорит участникам: «У вас есть интересный проект для руководства (запуск новой производственной линии, выход на новые рынки), вы хотите предложить его директору, но предварительно вам надо заручиться поддержкой начальника отдела маркетинга. Нужно его убедить. Проблема в том, что в прошлом у вас был конфликт и теперь между вами натянутые отношения. Поговорите с коллегой и ­склоните его на свою сторону».

В этой ролевой игре участникам придется применить навыки контакта, слушания и выражения чувств. Скрытый мотив лучше не вводить, ситуация и так достаточно сложная. Кроме того, участники должны относительно легко выполнить задание, а значит усложнять не нужно.

По окончании проводится стандартное обсуждение, но обратная связь должна быть положительной. То есть обращать внимание надо только на правильные ­действия участников.

Упражнение 14. Чемодан

В самом конце тренинга каждый получает индивидуальную обратную связь от группы. Инструкция тренера: «Один участник выходит за дверь, а вся группа проводит обсуждение и записывает на листке бумаги, какие особенности этого человека помогают общаться, а какие мешают. Положительных и отрицательных признаков должно быть поровну. Нельзя писать о внешних недостатках, возрасте и других вещах, не имеющих отношения к навыкам общения. Листочек отдайте мне. Так мы соберем каждому “чемодан”, с которым он покинет тренинговую группу. После этого я раздам листки с обратной связью, все их прочитают, но обсуждать содержание мы не будем. Можете задать уточняющие вопросы».

Обычно в «помогающие» особенности записывают следующее: улыбка, доброжелательное выражение лица, умение слушать. К мешающим часто относят ­конфликтность, агрессивность. Тренер не принимает участия в обсуждении.

Обратная связь заказчику

На подготовительном этапе мы проводили диагностику навыков либо анализировали работу сотрудников, чтобы правильно построить ­программу.

Связанный материал

Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации

№ 09 / 2015

См. статью «Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации»

В конце тренинга проводим тестирование либо наблюдаем за работой сотрудников и сравниваем результаты до и после тренинга. Эту информацию мы и представляем заказчику (директору, начальнику отдела, ­руководителю службы персонала).

Кроме того, руководители любят запросить обратную связь от бизнес-тренера. Обычно их интересует профессиональный потенциал сотрудников. Как сообщить эту информацию заказчику?

Первое. Не надо говорить о конкретных ролевых ситуациях, в которых сотрудник выступал в качестве активного игрока. Руководитель, будучи не включенным в тренинг, не всегда понимает, почему обыгрывалась именно эта ситуация, а не другая. Лучше рассказать о поведенческих особенностях: в ситуации конфликта ведет себя так-то, в беседе с клиентом может сделать следующее.

Второе. Сообщать нужно в терминах преимуществ и недостатков. Их должно быть поровну. Например: хорошо умеет слушать, располагает к себе собеседника, но при этом скован и неуверен.

Третье. Тренер должен понимать границы своей компетентности. Руководители по результатам тренинга иногда принимают управленческие решения, поэтому спрашивают, можно ли повысить сотрудника в должности или нет. Не стоит давать категорических ответов, лучше дать характеристику в виде положительных и отрицательных качеств. Тренер не знает всех компетенций, которые необходимы для более высокой должности, поэтому судить точно не может.

Связанный материал

Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки

№ 07 / 2015

См. статью «Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки»

Связанный материал

Учимся управлять групповой динамикой тренинга

№ 03 / 2015

См. статью «Учимся управлять групповой динамикой тренинга»

Связанный материал

Повышаем производительность труда

№ 11 / 2015

В следующем номере читайте статью «Повышаем производительность труда».

Психология коммуникативного интеллекта — Expleo Academy

Интерактивный курс Expleo «Психология общения» станет отправной точкой в ​​вашем путешествии по коммуникативному интеллекту.
Резонируя с людьми, общение дает возможность построить крепкие отношения. Коммуникация позволяет использовать все другие навыки, особенно в этом все более онлайновом мире за пределами офиса. Коммуникационный интеллект + Резонировать = реЦИ.

Предыдущая страница

  • Психология коммуникативного интеллекта

    24 мая

    3 полдня LIVE онлайн

    Информация о сеансе

    Сеанс
    Сеанс 1

    Ср 24 мая 09:00 — Ср 24 мая 13:00

    В сети

    Сеанс 2

    Чт 25 мая 09:00 — Чт 25 мая 13:00

    В сети

    Сеанс 3

    Пт 26 мая 09:00 — Пт 26 мая 13:00

    В сети

    Онлайн

    • 1 200,00 € вкл. НДС
  • Психология коммуникативного интеллекта

    21 августа

    3 полдня LIVE онлайн

    Информация о сеансе

    Сеанс
    Сеанс 1

    Пн 21 авг 09:00 — Пн 21 авг 13:00

    В сети

    Сеанс 2

    Вт 22 авг 09:00 — Вт 22 авг 13:00

    В сети

    Заседание 3

    Среда 23 августа 2009 г.:00 — Ср 23 Авг 13:00

    В сети

    Онлайн

    • 1 200,00 € вкл. НДС
  • Психология коммуникативного интеллекта

    16 октября

    3 полдня LIVE онлайн

    Информация о сеансе

    Сеанс
    Сеанс 1

    Пн 16 окт 09:00 — Пн 16 окт 13:00

    В сети

    Сеанс 2

    Вт 17 окт 09:00 — Вт 17 окт 13:00

    В сети

    Сеанс 3

    Ср 18 окт 09:00 — Ср 18 окт 13:00

    В сети

    Онлайн

    • 1 200,00 € вкл. НДС
  • Психология коммуникативного интеллекта

    4 декабря

    3 полдня LIVE онлайн

    Информация о сеансе

    Сеанс
    Сеанс 1

    Пн 04 Дек 09:00 — Пн 04 Дек 13:00

    В сети

    Сессия 2

    Вт, 05 декабря 09:00 — Вт, 05 декабря 13:00

    В сети

    Сессия 3

    Ср 06 дек 09:00 — Ср 06 дек 13:00

    В сети

    Онлайн

    • 1 200,00 € вкл. НДС

Ни одна из этих дат вам не подходит? Предложить другую дату и время

  • Психология коммуникативного интеллекта

    От 1 200,00 евро

    3 полдня в прямом эфире онлайн

    Интерактивный курс Expleo «Психология общения» станет отправной точкой в ​​вашем путешествии по коммуникативному интеллекту. Резонируя с людьми, общение дает возможность построить крепкие отношения. Коммуникация позволяет использовать все другие навыки, особенно в этом все более онлайновом мире за пределами офиса. Коммуникационный интеллект + Резонировать = реЦИ.

Описание

Этот курс будет проводиться как 2-дневное очное мероприятие в классе только в том случае, если
будет подтверждено, что это безопасно. Курс Expleo Academy «Психология общения» предназначен для того, чтобы погрузить слушателей в мировоззрение о критической важности общения. Участники поймут, как люди различаются в своем общении с помощью коммуникационной структуры.

Мы все различаемся по подходу к общению и пониманию того, что мы можем изменить наше общение, чтобы повысить нашу эффективность.

В недавно опубликованном исследовании LinkedIn проанализировала нехватку навыков на основе данных из профилей участников и объявлений о вакансиях. «Коммуникации — это пробел в навыках № 1», — сказал Джефф Вайнер CNBC.

В этом новом, более виртуальном мире общение перешло от очень важного к критичному. В этом новом образе жизни и удаленной работе очень важно, чтобы вы одновременно привлекали внимание и удерживали внимание своей аудитории, иначе 1 щелчок, и вы станете подкастом или просто немым фильмом.

Среда совместного обучения предлагает возможности учиться на основе взаимодействия с другими участниками, применять новые знания в области эффективного общения, чтобы обеспечить оптимальную работу себя, своей команды и компании.

Цели курса

По завершении этого обучения слушатели смогут:

  • Понимать, чем люди отличаются в том, что они общаются.
  • Поймите, чем люди отличаются в том, как они общаются.
  • Понять свои собственные тенденции в общении и как улучшить.
  • Применяйте вышеизложенное при каждом взаимодействии и общении.
  • Свяжите полученные знания с собственным контекстом и опытом и определите области для индивидуального роста.
  • Улучшите общение, чтобы повысить эффективность любого человека в любой ситуации.

Краткое содержание курса

Общие сведения об общении

  • Общение — основной навык
  • Коммуникация как стратегический фактор
  • Общение в более онлайновом мире
  • Тенденции современной коммуникации

Стили общения

  • Левое и правое полушария
  • Проблемы с левым и правым полушарием
  • Фон стилей общения
  • Структура стилей общения
  • Характеристики стилей общения
  • Использование стилей общения на практике
  • Применение резонанса в стилях общения
  • Сказать «нет» расползанию прицела
  • Решение проблемы

Поведение при общении

  • Фон поведения при общении
  • Сосредоточьтесь на себе вместо того, чтобы сосредоточиться на других
  • Дескрипторы коммуникативного поведения
  • Практичность коммуникативного поведения
  • Когда применять поведение связи
  • Негативные последствия различного коммуникативного поведения
  • Тактика, которую следует применять, если вы демонстрируете слишком много определенного поведения при общении

Обзор профиля

  • Принципы профиля
  • Статистика из базы данных
    • Сравнение стран
    • Сравнение возраста
  • Оценка профиля
  • Эксперименты с профилем
  • Разбор профиля

Слушание

  • Как люди слушают
  • Типы вопросов
  • Предположения
  • Советы по прослушиванию
  • Ключевые слова и обобщение
  • Коммуникативное поведение при слушании
  • Стили общения при слушании

Доверие

  • Влияние доверия
  • Элементы доверия
  • Доверяйте советам по различным способам общения
  • Доверяйте советам по различным стилям общения

Предпосылки

Предпосылки отсутствуют.

Уведомляем участников о том, что курс предназначен для облегчения циклов непрерывного обучения. Ожидается, что участники будут готовиться к каждому учебному занятию, выполняя короткие предварительные задания для поддержки собственного обучения.

Соответствующие сертификаты

Участники могут также захотеть перейти на другие продвинутые курсы Expleo по коммуникациям и интеллекту

  • Психология продаж
  • Психология презентаций
  • Психология гибкой коммуникации
  • Психология юридического общения
  • Психология лидерских коммуникаций
  • Психология коммуникации в сфере закупок
  • Психология коммуникации изменений
  • Психология сторителлинга
  • Психология переговоров
  • Психология коучинговой коммуникации

Академия Expleo с радостью обсудит ваши конкретные потребности в обучении и посоветует, как вы будете учиться, чтобы добиться оптимального общения.

Кто должен участвовать?

Эта программа рассчитана на широкую целевую аудиторию, включая членов любой проектной группы, лидеров, продавцов, коучей и всех, кто хочет понять и применять коммуникации, которые укрепляют доверие людей и находят отклик у людей.

    Связанные курсы

      Что говорят наши клиенты?

      «Тренировочные упражнения, обучающая электронная книга — все организовано и подготовлено до начала обучения. И последнее, но не менее важное: обучение проходит идеально.»

      Шафия Майсор

      Старший технический инженер

      «Взаимодействие, секционные заседания и общий ход курса. Например, предоставленные сценарии, и Деон убедился, что все поняли, что было сказано, прежде чем двигаться дальше».

      Главный бизнес-аналитик

      Посещение психологии коммуникативного интеллекта

      «Были сценарии из реальной жизни, которые можно было применить на практике в будущем. Это открыло мне глаза на то, как формируются разговоры, чтобы соответствовать любому стилю и поведению».

      Дейдра Уоттерс

      Менеджер по обеспечению качества

      Клиент 1

      Клиент 2

      Клиент 3

      Тренерский курс «Навыки общения», 2022-2023 гг.

      — Проспект

      Требования к поступающим

      Допуск по процедуре отбора, критерии:

      • Студенты магистратуры, говорящие на нидерландском языке Психология

      • Прошли курс межличностных профессиональных навыков (IBV) 2-го года бакалавриата по психологии в Лейденском университете или эквивалентный курс в другом месте.

      • Приоритет будет отдан учащимся, которые смогут продолжить обучение по программе IPS (IBV) с февраля по июнь 2022 года.

      ВНИМАНИЕ: вторник, 30 августа, 15-17 часов в 1A01 (абонемент не требуется).

      Описание

      Это курс для тренеров, направленный на развитие педагогических навыков общения и обучения социальным навыкам с психологической точки зрения. Курс, который преподается один раз в год, представляет собой сочетание теории, обучения и реальной практики и требует личного участия студента. В ходе обучения на уровне задач учащиеся отрабатывают основные перцептивные и поведенческие навыки, необходимые для создания оптимальной учебной среды. Они учатся работать с упражнениями, которые позволяют слушателям получить знания о роли личных и контекстуальных влияний в общении. Они также учатся применять образовательные принципы, как разрабатывать индивидуальный курс и как создавать соответствующий учебный план для конкретной цели. Параллельно с этим уровнем задач студент работает над своими целями личного и профессионального развития. Выявление личного таланта, осознание дисфункциональных паттернов, стиля руководства и признание собственного реактивного поведения являются частью этой личной траектории в рамках курса. С начала ноября до конца января по понедельникам и пятницам проводится очное обучение с интегративными упражнениями между ними. Таким образом, курс является интенсивным с точки зрения личного участия и времени. Он предназначен для студентов магистратуры, которые хотят и могут критически размышлять о своем поведении и поведении других. Он подходит для тех, кто хочет изучить призвание к профессиональному обучению.
      Во втором семестре (февраль-июнь) отобранным студентам предоставляется возможность обучать студентов 2-го курса бакалавриата межличностным профессиональным навыкам (Interpersonlijke Beroepsvaardigheden), что может представлять собой стажировку для магистерских траекторий (10 EC).

      Цели курса

      • Учащиеся могут применять теорию к планированию обучения.

      • Учащиеся обладают навыками обучения других людей личному развитию и межличностным профессиональным навыкам.

      • Учащиеся получают представление о своих знаниях и навыках в личном и профессиональном развитии.

      Расписание

      Расписание этого курса см. в MyTimetable

      .

      Регистрация

      Образование

      Учащиеся должны зарегистрироваться для участия во всех компонентах курса (лекциях, учебных пособиях и практических занятиях), которым они хотят следовать. Зарегистрироваться можно не позднее, чем за 5 дней до начала курса.

      Экзамены

      Все студенты обязаны зарегистрироваться на каждый экзамен и , чтобы подтвердить регистрацию на каждый экзамен в My Studymap. Это возможно не позднее, чем за 10 календарных дней до экзамена включительно. Вы не можете сдать экзамен без действующей предварительной регистрации и подтверждения в My Studymap. Внимательно прочитайте всю информацию о порядке и сроках регистрации на курсы и экзамены.

      Студенты по обмену и приглашенные студенты будут проинформированы администрацией образования о текущей процедуре регистрации.

      Режим обучения

      Курс состоит из 9 3-часовых пленарных занятий и 16 3-часовых занятий в рабочих группах. Студенты будут практиковать навыки и приемы в роли тренера/учителя. Еженедельные интегративные и рефлексивные домашние задания. Еженедельная групповая работа над проектом (8 2-часовых групповых занятий).

      Метод оценки

      Помимо двух теоретических тестов (30%), для оценки будут рассматриваться 5 областей (70%): навыки обучения, понимание, способность к обучению, мотивация и отношение к работе, а также метапознание, как показано в портфолио. Теоретический тест по книге Реммервааля с оценкой < 5 необходимо пересдать, оценка 5.0-5.49опционально может быть переустановлен. Теоретический тест по книге Oomkes будет предоставлен с обратной связью. Оценка по этому тесту < 5 должна быть пересдана, оценка 5.0-5.49 может быть пересдана. На пересдаче книги Оомкес можно получить максимум 6. По 5 оцениваемым практическим навыкам будет предоставляться обратная связь на протяжении всего курса.

      Институт психологии следует политике факультета социальных и поведенческих наук по систематической проверке студенческих работ на плагиат с помощью программного обеспечения. При обнаружении фактов мошенничества будут приняты дисциплинарные меры. Ожидается, что учащиеся будут знакомы и понимают последствия этой политики в отношении мошенничества.

      Список для чтения

      Реммерсваль, Дж. (2013). Справочник Groepsdynamica. 11de herziene druk (eerdere versies zijn niet bruikbaar). Эту книгу можно взять в университете.

      Оомкес Ф. (2001 или 2004). Обучение как Beroep, часть 1 Trainingstheorie. Sociale en interculturele vaardigheid. Эта книга больше не продается (только подержанная), но ее можно взять напрокат в университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *