Тренинг психологический: Что такое психологический тренинг? | Сайт для студентов КФУ

Александр Невеев — Психологический тренинг

Ключевые слова: тренинг, бесполезный тренинг, массовый тренинг, психологические тренинги, опасный тренинг, деструктивный тренинг, тренинг личностного роста, методология тренинга, обучение персонала, вредный тренинг, эффективность тренинга

Психологический тренинг (или психотренинг) – это один из форматов работы психолога. Этот формат работы является групповым и сводится к тому, что клиенты психолога – участники тренинга сидят кружочком (или полукружочком) и по заданию тренера высказывают свои мнения, дискутируют друг с другом, слушают тренера, выполняют упражнения, которые он им предлагает, и играют в игры, в том числе, ролевые, разбившись на пары или тройки.

Когда говорят о психологическом тренинге, то, как правило, подчеркивают, что психологический тренинг – это так называемое активное обучение. При этом вот эта активность – дискуссии, обмен мнениями, игры – зачастую каким-то образом превращается в самоцель, а вопросы о качестве содержания тренинга, о качестве той информации, которая передается его участникам, о полезности навыков, которые формируются на тренинге, о том, а происходит ли собственно в результате тренинга формирование навыков, об эффективности тренинга в целом, наконец, или вообще не ставятся или перемещаются куда-то на задний план.

По-видимому, предполагается, что вот эта активность, в любом случае, эффективнее простого сидения за партой, слушания лекций и выполнения закрепляющих материал упражнений.

Но давайте задумаемся, о чем реально идет речь, когда людей вовлекают в эту тренинговую активность?

  1. О наличии у психолога, тренера определенных знаний, которые он успешно передает, и навыков, которые он успешно формирует, используя различные виды активности?
  2. Или же о маскировке с помощью этой активности отсутствия у психолога знаний, бесполезности навыков, которые он пытается формировать, и, более того, неумения психолога формировать навыки?

На мой взгляд, сегодня в большинстве случаев, речь идет именно о второй ситуации.

И, действительно: когда участник тренинга постоянно вовлечен в ту или иную форму активности, которые еще и ритмично сменяют друг друга, у него просто нет возможности остановиться и подумать о том, полезен ему тренинг или нет, применимо то, чему его учит тренер, или же оторвано от реальности.

А если прибавить к этому благожелательность тренера, то, что он развлекает участников тренинга и поднимает им настроение, то, что психологический тренинг превращается по сути в приятное, динамичное и веселое времяпрепровождение, то иллюзорность полезности психологических тренингов становится еще более заметной.

Впрочем, прежде чем более подробно обсуждать психологический тренинг, как конкретный формат работы психолога, необходимо сказать несколько слов об особенностях работы современных российских психологов в целом.

И в первую очередь здесь нужно сказать о том, что сегодня отечественные психологи применяют множество научно не обоснованных, иррационалистических и даже оккультных, эзотерических методов, которые якобы позволяют решить проблемы клиента. Одновременно, психологи в своей работе опираются на целый ряд мифов, заблуждений и лженаучных идей, вроде идеи о вытесненных психологических травмах, которые все равно продолжают влиять на поведение человека, или о том, что необходимо выражать свои эмоции, чтобы освободиться от них.

В своей работе современные российские психологи широко применяют и методы различных течений психотерапии, многие из которых также являются научно не обоснованными или даже прямо оккультно-эзотерическими. В качестве примеров тут можно вспомнить холотропное дыхание, ребефинг, трансперсональную психологию, расстановки по Хеллингеру, НЛП.

Психологический тренинг в этом смысле ничем радикально не отличается – это просто одна из форм работы психолога, при которой работа ведется с несколькими клиентами одновременно. Эти клиентами являются участниками тренинга, играют друг с другом в ролевые игры и выполняют другие задания психолога, тренера.

При этом и содержанием психологического тренинга зачастую оказываются все те же сомнительные с научной точки зрения идеи, психологические мифы.

Вдобавок, по-видимому, ни один психологический тренинг не прошел объективную проверку, которая могла бы подтвердить его эффективность. Более того, изобретая те или иные упражнения и игры для тренинга психологи зачастую вообще не думают о том, что эффективность, безвредность такого рода игр и упражнений необходимо проверять.

В России сегодня отсутствует сама инфраструктура проверки различных тренинговых «методов».

Поэтому проверка эффективности тренинга сегодня подменяется оценкой того, насколько тренер известен и как много людей он смог на тренинг привлечь. Хотя очевидно, что и известность тренера, и количество людей, пришедших к нему на тренинги, в гораздо большей степени зависят от квалификации тренера (или нанятых им специалистов) в области рекламы, PR и маркетинга, чем с эффективностью и полезностью его тренингов.

При этом субъективно многим людям может казаться, что психологический тренинг им помог. То же касается, кстати, и других форм работы с психологом.

А в условиях, когда, с одной стороны, объективной проверки эффективности психологических тренингов не проводилось, а, с другой стороны, науке известна масса механизмов, под влиянием которых человеку может казаться, что неэффективное – эффективно, а бесполезное – полезно, вполне резонно предположить, что психологические тренинги и не являются эффективными, бесполезны.

И не нужно тут ссылаться на Курта Левина, Якоба Морено, Карла Роджерса, или психолога-марксиста из ГДР Манфреда Форверга, не нужно вспоминать и так называемые тренинг-группы (Т-группы) или тренинг сензитивности (по поводу лженаучности последнего, кстати, известные разоблачители мифов Пенн и Теллер сделали в 2008 году отличную передачу в рамках своего проекта «Чушь собачья» («Bull Shit»)), нужно просто привести конкретные исследования, доказывающие эффективность конкретных тренингов и/или конкретных тренинговых игр, упражнений и прочих «методов работы». Можете привести – отлично. Не можете – значит ваша убежденность в эффективности психотренига – это не более чем иррациональная вера.

К тому же, нельзя не сказать и о том, что на западе нет такого термина, как «психологический тренинг». Слово «training» означает просто «обучение», причем обучение навыкам, способам выполнения тех или иных операций. Ближе всего к английскому «training» – русское слово «тренировка».

При этом тренинг вовсе не предполагает, что обучаемые сидят кружком, а тренер собирает их мнения, просит их подискутировать и дает им задания поиграть в игры или выполнить те или иные упражнения, разбившись на пары или тройки. Причем на западе о тренинге говорится прежде всего в связи с обучением персонала на рабочем месте (workplace learning) и развитием качества работы персонала (personnel performance improvement) [1; 4]: есть навыки, которые сотрудник получает еще в вузе, а есть те, которые

работодатель специально формирует у него с помощью как раз-таки тренинга.

Итак, по сути, словосочетание «психологический тренинг» придумали отечественные психологи (я думаю, ключевая роль в изобретении термина «психологический тренинг» принадлежит Л.А. Петровской [2]), по тем или иным причинам не желавшие говорить о групповой психотерапии.

Почему не желали? Да по многим причинам:

  • на тот момент психотерапия в России – это чисто медицинская специализация;
  • отечественные психологи не имели достаточной квалификации для проведения психотерапии, но хотели заимствовать из нее игры и упражнения;
  • отечественные психологи не хотели отпугивать клиентов словом «психотерапия».

Да мало ли, почему. Возможно все еще проще: некоторые отечественные психологи хотели писать научные работы и выбрали своей темой именно групповую психотерапию, но писать о ней не могли, не имели права, хотели привнести нечто от себя в свои компилятивные обзоры групповых форм психотерапии и пр., потому и придумали словосочетание «психологический тренинг».

Да, необходимо отметить, что до проверки эффективности тех или иных форм психотренинга в такого рода работах, как я понял, не доходили. Куда как больше занимались уточнением понятий и спорами о терминах по схеме Остапа Бендера: «Итак, психологический тренинг. Но что такое тренинг, и что такое – психологический?..»

Таким образом психологический тренинг – это чисто российское изобретение, а его содержанием являются во многом именно методы различных форм групповой психотерапии: гештальт-терапии, экзистенциально-гуманистической терапии, психодрамы.

А уж на вопрос о том, как относиться к применению освоенной по книжкам и/или через десятые руки групповой психотерапии к здоровым людям, я думаю, всякий умный человек способен самостоятельно дать правильный ответ.

Как сегодня проходит психологический тренинг?

Очень просто. Психолог рассказывает какую-нибудь психотерапевтическую байку или описывает какую-нибудь психотерапевтическую концепцию, а потом предлагает разбиться на группы (пары, тройки) и что-то по поводу этой байки/концепции поделать.

Например, рассказывает психолог о научно не обоснованной и совершенно умозрительной концепции Эрика Берна, в соответствии с которой личность человека может находиться в трех Эго-состояниях: Родитель, Взрослый и Ребенок, а затем предлагает разбиться на пары, пообщаться и отметить, в каком Эго-состоянии собеседник находится чаще.

Какой толк от такого рода времяпрепровождения? Каких целей хотят достичь? Хотят ли таким путем просто закрепить в памяти концепцию Берна? Хотят ли таким путем приучить человека делить все реакции окружающих по схеме Родитель-Взрослый-Ребенок?

По сути, в данном случае участникам психотренинга дается субъективное, неточное, научно не обоснованное описание поведения людей, а затем предлагается посидеть, пообщаться и поделать на основе этого описания свои собственные субъективные и неточные выводы. Какое это имеет отношение к обучению? Чему можно научить при таком подходе? Какие полезные навыки можно таким путем выработать?

При этом, конечно, нужно понимать, что в психологический тренинг можно включать не только какие-то идеи или подходы, взятые из тех или иных течений психотерапии. Прекрасно подойдут для этого и всякие рецепты медитаций, управления дыханием, визуализаций и попытки управлять энергией ЦЫ, и эзотерические идеи о силе мысли и позитивного мышления.

Вдобавок, тренинговые задания, якобы позволяющие выработать те или иные навыки, зачастую просто выдумываются, изобретаются чисто умозрительно под руководством житейской логики, а какое-нибудь наклеивание разноцветных стикеров на ту или иную часть флип-чарта приравнивается к освоению той или иной концепции, того или иного метода.

Очень часто выдумываются и приемы, техники, методики, которым обучают на психологическом тренинге.

Например, в своей книге «Тренинг влияния и противостояния влиянию» Елена Сидоренко [3] не просто предлагает научно не обоснованный метод противостояния влиянию, но еще и подробно описывает как этот «метод» пришел ей в голову.

Была однажды Елена Сидоренко синхронным переводчиком на сеансе группового психоанализа и переводить ей было трудно, потому что психоаналитик говорил длинными и сложными фразами. И обратилась Елена Сидоренко к психоаналитику в перерыве и попросила его говорить более короткими и простыми фразами. На что психоаналитик ей ответил примерно так: «говорить длинными и сложными фразами – это часть моей личности».

И тут психолог Елена Сидоренко не нашлась, что сказать, и сделала вывод, что ответ «Х – это часть моей личности» является отличным средством противостояния влиянию.

Но учитывает ли Елена Сидоренко, что описанное выше поведение переводчика просто не этично? Учитывает ли она, что такой ответ психоаналитика вполне уместен в данной ситуации, но совершенно не уместен в другой? Наконец, в каких исследованиях, на какой выборке, на каком материале было показано, что этот метод противостояния влиянию действительно работает?

Но зачем нагружать себя, задавая подобные вопросы? Гораздо приятнее просто поделиться с окружающими (за деньги, разумеется) своей идеей, которая, придя нам в голову, показалась нам очень умной и так нас порадовала…

И последнее. Собственно, в чем проблема? Ну нравится людям иметь в своем распоряжении такой безобидный и бесполезный способ времяпрепровождения, как психологический тренинг. Ну проникают в сознание людей, посещающих психотренинги, всякие глупости и мифы. В конце концов, по-видимому, гораздо большее количество людей смотрит какое-нибудь «Хрень-ТВ» и подхватывает из его программ всякие глупости про рептилоидов и экстрасенсов, пытается подчистить свой «сосуд кармы» или отражать чужие негативные ментально-энергетические воздействия, применяя рецепты из книжек по биоэнергетике и эзотерике.

Но дело в том, что легитимный статус ерунды под названием «психологический тренинг» делает легитимным и статус уже гораздо более опасных тренингов – тренингов личностного роста и различных психокультов. И это очень большая проблема…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Невеев А.Б. Тренинг в организации. — ИНФРА-М, 2012. — 256 с.
  2. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  3. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб: Речь, 2003. — 256 с.
  4. ASTD Handbook for Workplace Learning Professionals / Elain Biech, ed. — Alexandria: ASTD Press, 2008. — 906 p.

Вы можете пожаловаться на тренинг

Еще по теме:

Тренинг «по-русски»

В чем специфика тренинга в России? Позитивна ли эта специфика?

Тренинговые пирамиды

Что может быть общего между тренингом и МММ? Высок ли риск, попав на тренинг, превратиться в продавца этого тренинга?

Тренинги личностного роста

В чем опасность тренингов личностного роста? Почему не стоит их посещать?

Почему кажется, что тренинг помог?

Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?

Поделиться:

Психологический тренинг для 1 класса «Самый -самый класс»

 

 

 

 

Тренинг на сплочение учащихся в начальной школе

«Самый дружный класс»

 

 

 

             

 

 

 

 

Педагог психолог ФГКОУ СОШ №167

ГОРОДЕЦКАЯ

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

 

Занятие №1.

«Знакомство с одноклассниками»

(Младшие школьники(7-11лет))

Цель: сплочение детского коллектива, создание атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.

Актуальность:

Очень часто дети, которые приходят на консультирование к психологу, говорят о неудовлетворенности психологическим климатом во временном детском коллективе, вследствие чего ребенок чувствует дискомфорт и неуверенность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками для подростков является приоритетным, ведущим видом деятельности. Неосуществление этих потребностей может привести ребенка к замкнутости и скованности, усугубить имеющиеся коммуникативные проблемы.

Задачи:

поближе узнать друг друга;

— научиться общаться друг с другом.

 

Упражнение №1 «Знакомство»

Цель: — познакомить детей друг с другом;

— осознание детьми себя как части общества.

Материалы: цветные карандаши и листы бумаги для каждого ребенка, булавки.

Инструкция: детям предлагается на листках бумаги написать свое имя и нарисовать свой символ. Затем они должны объединиться в пары и попытаться найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены.

 

Упражнение №2 «Передай эмоцию»

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

 

Упражнение №3 «Рисунки на спине»

Цель: развитие тонкости восприятия.

Инструкция: сядьте на пол в один ряд, друг за другом. Я на спине одного из вас нарисую что-то. Он должен «прочитать» своей спиной рисунок и нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Потом каждый по очереди (от самого последнего) назовет, что он «прочел». Для рисования можно использовать только указательный палец.

(Рисунки должны быть вначале не сложными: круг, дом, солнце, цифры, буквы).

Обсуждение: легко ли тебе было «видеть» картины спиной.

 

Упражнение №4 Игра «Путаница»

Инструкция: Определяется ведущий, ребенок выходит за дверь. Дети берутся за руки, не разрывая рук запутываются в «клубочек». Задача ведущего распутать.

 

Релаксация: «Мое заветное место»

Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза… сосредоточьте ваше внимание на своем дыхании… наблюдайте за тем, как воздух входит во внутрь прохладным, а выходит согретым теплом вашего тела… просто дышите…

А представьте, что вы вдруг оказались в каком-то безопасном для вас месте…там, где вы уже были когда-то и где вы чувствовали себя легко и свободно…оглянитесь вокруг: какие предметы вас окружают. .. может быть, это другие люди или животные… какие вокруг краски… Какая температура воздуха… Послушайте звуки.. ощутите запахи… почувствуйте вкусовые ощущения… это ваше место… этот уголок часть вашей души, а вы всегда можете там оказаться с помощью воображения… И делать там то, что вам хочется делать… отдыхать и набираться сил, впитывать светлую энергию… побудьте там еще немного… А теперь в последний раз вдохните этот воздух, позвольте себе наполниться светлой силой вашего заветного места, попрощайтесь с ним, и возвращайтесь назад… открывайте глаза…

Кто готов поделиться тем, где он побывал, и что увидел?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Младший школьный возраст (7-11 лет))

 

Сплоченность отряда – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в отряде, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время отдыха, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат отряда, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата отряда имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в отряде и соотношение между ними), демократического уровня в отряде, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

 Упражнение №1 «Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

 

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес проститься с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Давайте похлопаем друг другу.

 

Упражнение №2 «Коровы, собаки, кошки»

Цель: учить детей внимательно слушать, дать возможность вступать друг с другом в контакт.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным…

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» так же, как вы. Навострите уши и слушайте звуки и объединяйтесь в группы. Начали!

 

Упражнение №3 «Точки»

Цель: показать, что наше воображение из простого материала может создавать удивительные вещи.

Материалы: бумага и карандаши.

Инструкция: возьмите лист бумаги и поставьте на нем 20 точек, разбросав их по всему листу (2-3 минуты).

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета (5 минут).

(В конце игры каждый ребенок показывает свой рисунок классу, а остальные угадывают, что на нем нарисовано).

 

Релаксация: «Путешествие на облаке»

Цель: дать детям возможность расслабиться, пофантазировать.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд).

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место здесь. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

 

Упражнение №1 «Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

Упражнение №2 «Пластилинотерапия»

Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение.

Цель: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы: пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

1.     Вылепите своё эмоциональное состояние.

2.     «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

3.     Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

4.     Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

5.     Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

6.     Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

 

 

 

Релаксация «Отдых на море»


 «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. 
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. 
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №4

Сказкотерапевтический тренинг

«Деревья характеры из волшебного леса»

(Младший школьный возраст (7-11 лет)

Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

1.     помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.

2.     тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.

3.     развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

 

Упражнение «Деревья-Характеры»

Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы: наборы для рисования; листы бумаги формата А4.

Данное упражнение состоит из 2 частей:

Часть 1. «Рисование сказки»

Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку…»

Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.

Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:

«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.

Часть 2. «Найди похожие черты»

Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.

Вопросы для обсуждения:

1.  Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?

2.  Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?

3.  Какие ощущения вызвала проделанная работа?

Приложение 1

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №5

«Подготовка к каникулам»

(Младший школьный возраст (7-11 лет))

 

Цель: оценка эмоционального и физического самочувствия ребенка в классе.

 

Упражнение №1«Улыбка»

Цель: создание комфортной психологической атмосферы в группе.

Инструкция: передать жизнерадостную улыбку соседу слева и соседу справа.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес проститься с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Давайте похлопаем друг другу.

 

Упражнение №2 «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников..

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Цель: активизировать совместную деятельность детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.(после того как встанут на ноги)

Сейчас каждая группа превращается в расцветающий бутон. Для этого надо отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки.

 

Упражнение №3 «Подарки»

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Инструкция: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

 

Релаксация «Плывем в облаках»

« Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. 
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

 

 

 

Психологическая подготовка повышает психологическую устойчивость

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале «Психология спорта, упражнений и выступлений» , изучалось положительное влияние тренировки психологических навыков (PST) на психологическую устойчивость.

Эксперты описывают психологическую устойчивость как решающий фактор в прогнозировании успеха в условиях высокого давления. Когда вы сталкиваетесь с невзгодами, психологическая устойчивость может помочь вам поддерживать высокий уровень производительности, эффективно справляться и сохранять контроль. Но что произойдет, если психологическая устойчивость не является вашим психологическим состоянием по умолчанию? Есть ли способ достичь своих целей в условиях постоянного стресса?

Это заставило исследователей задаться вопросом, можно ли тренировать психологическую устойчивость. Они предположили, что определенные психологические стратегии, направленные на повышение устойчивости, эффективны для того, чтобы помочь людям хорошо работать в условиях стресса.

Раскрытие психологической стойкости в условиях высокого давления

Ежедневная работа в стрессовых условиях — непростая задача. Ожидается, что вы будете быстрыми, эффективными и затмите своих конкурентов. Понятно, как человек может перейти от превосходства в своей профессии к чувству переутомления, истощения и на грани выгорания.

Тем не менее, есть люди, способные выдержать натиск растущего давления. Они осознают, что, хотя они мало что могут сделать для изменения (стрессовой) среды, они могут изменить свою реакцию на нее. Это отражает двойственную природу стресса: внешнее давление ситуации плюс внутренняя реакция человека на соответствующую реакцию. Люди, которые более психологически устойчивы, сосредотачиваются на адаптивности своей внутренней реакции и на том, что они могут в ней изменить.

Исследования показывают, что психологическая устойчивость характеризуется такими качествами, как решительность, сосредоточенность, уверенность, настойчивость, позитивный настрой, эмоциональная регуляция и стремление к успеху. Во многом это отличает тех, кто ломается под давлением, от тех, кто от этого процветает.

Попробуйте следующие приемы, чтобы развить психологическую устойчивость и стать более устойчивым к стрессу.

 

Контролируйте свое возбуждение

Согласно классическому закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который способствует эффективной работе. При слишком слабом или слишком сильном возбуждении наша производительность начинает страдать. Как Златовласка, вы хотите, чтобы уровень был «в самый раз».

Первый шаг — определить, на какой стороне кривой вы находитесь. Вы испытываете слишком много беспокойства или недостаточно? Следующий шаг – внести коррективы. Если уровень вашего возбуждения слишком высок и вам нужно снизить его, попробуйте тактику 1. Если уровень вашего возбуждения слишком низок и вам нужно повысить его, попробуйте тактику 2. После того, как вы какое-то время применяли эти тактики, откалибруйте и проверьте, чтобы убедиться, что вы все еще находитесь в этой идеальной точке.

  • Тактика 1 (уменьшите громкость) : Прогрессивная мышечная релаксация (ПМР) — это техника, позволяющая справляться с высоким уровнем стресса и беспокойства. Исследования показывают, что регулярное выполнение PMR может снизить тревожность перед экзаменами, регулировать настроение, лечить бессонницу и бороться с симптомами, связанными с раком.
    • Начните выполнять эту технику сидя или лежа. Затем вдохните, напрягая определенную мышцу (например, икроножную) в течение 6 секунд. Затем резко ослабьте напряжение в этой мышце.
    • Сделайте 10-секундный перерыв, затем перейдите к следующей мышце.
    • Обратите внимание на ощущение, которое сопровождает ваши мышцы, когда они расслабляются. Подумайте о том, как стрессовые факторы в вашей жизни исчезают, когда вы снимаете напряжение в своем теле.
    • Продолжайте делать это в течение следующих 10-20 минут, поднимаясь от пальцев ног к носу.

источник: unsplash.com

  • Тактика 2 (включи погромче) : Физическая активность — один из лучших способов повысить уровень возбуждения. Когда вы тренируетесь, ваши мышцы работают сверхурочно. Это означает, что они производят больше углекислого газа и потребляют больше кислорода, чем обычно. Чтобы компенсировать эту нехватку кислорода, ваша частота дыхания увеличивается, и ваша система кровообращения срабатывает. В совокупности это приводит вас в состояние повышенного возбуждения. Следующие упражнения можно легко выполнять в офисе, не бегая в спортзал:
    • Приседания на стуле: встаньте, расставив ноги на ширине плеч и слегка развернув пальцы ног. Затем согните колени и присядьте, как будто вы сидите на стуле.
    • Отжимания на трицепс: Сидя, положите руки на край сиденья на ширине плеч. Затем соскользните с сиденья и опуститесь на землю, удерживая руки в том же положении. Затем поднимите тело, используя руки. Вы можете либо согнуть колени, либо держать их прямо. Повторяйте это в течение 5 минут.

Разговаривайте с собой, но отделяйте себя от негатива

Позитивное мышление может быть трудным. В конце концов, разум изначально склонен к негативу. Однако многочисленные исследования показали, что позитивный разговор с самим собой может помочь оптимизировать работу человека.

Попробуйте выполнить следующие шаги, чтобы воспользоваться преимуществами позитивного разговора с самим собой:

  • Представьте себя в ситуации, когда вам нужно ободрить
  • Запишите несколько фраз, которые вы бы сказали себе
  • Для каждого записанного местоимения первого лица замените его местоимением третьего лица
  • Превратите эти фразы в свою новую мантру и повторяйте их про себя всякий раз, когда вам нужна поддержка

Исследование, проведенное в Мичиганском университете, показало, что использование местоимений первого лица (например, я, мы, нас) может служить препятствием для целенаправленного поведения человека. В ходе серии экспериментов исследователи обнаружили, что люди, которые воздерживаются от использования местоимений от первого лица в разговоре с самим собой, проявляют меньше стресса, меньше подвергаются неадекватной обработке пост-событий и рассматривают стресс как вызов, а не как угрозу.

источник: pexels.com

Совет от профессионала: Также попробуйте поговорить с собой в третьем лице. Связанные исследования показали, что это облегчает эмоциональную регуляцию и повышает самоконтроль. Это так же просто, как записать свой обычный разговор с самим собой и заменить все личные местоимения своим именем, как будто кто-то другой говорит о вас. Это помогает привнести в ситуацию психологическую дистанцию, чтобы вы могли относиться к стрессу менее личным образом.

 

Участвуйте в эффективной постановке целей и стремлении к ним

Чрезмерное позитивное отношение к своим целям может привести к тому, что вы не сможете их достичь.

Суть в том, что, поставив перед собой конкретную цель, постарайтесь не фантазировать о ее достижении. Исследование, проведенное в Гамбургском университете, показало, что когда участники были слепо оптимистичны в отношении достижения своих целей, у них было меньше шансов достичь их в реальности.

Позитивное мышление заставляет ваш разум думать, что вы уже достигли своей цели. Это вызывает физиологическую реакцию, которая позволяет вам расслабиться и погружает вас в состояние самоуспокоенности. Иными словами, приятное ощущение целевого оптимизма заставит вас думать, что вы ближе к идеальному результату, чем это есть на самом деле.

Вот несколько советов, которые помогут вам избавиться от склонности к оптимизму и поддерживать стремление к цели:

  • Будьте реалистичны в отношении того, где вы находитесь сейчас и где вы хотите быть, и визуализируйте это расстояние (между реальным и идеальным). Установите свой идеал, чтобы быть действительно амбициозным и далеким.
  • Проверьте свою склонность к оптимизму, спросив, какова, по вашему мнению, вероятность достижения этой цели, а затем сопоставьте ее, спросив других, какова, по их мнению, вероятность того, что вы достигнете этой цели. Есть ли несоответствие? Если да, это говорит о том, что вам есть над чем поработать.

 

Исследование: Тренировка психологических навыков для повышения умственной устойчивости

Группа исследователей выдвинула гипотезу о том, что тренинг психологических навыков (PST) может повысить психологическую устойчивость, помогая людям, находящимся в условиях высокого стресса, быть более устойчивыми.

Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи обследовали 254 участника мужского пола, которые проходили базовую подготовку в британских вооруженных силах. Парашютная подготовка широко считается самым требовательным физически и психологически британским пехотным полком. Размер взвода может уменьшиться до 60%, что часто связано с плохой работой, травмами и добровольным увольнением.

В ходе исследования каждый участник был отнесен либо к экспериментальной группе (те, кто подвергался PST в течение 3 недель), либо к контрольной группе (кто не подвергался никакому лечению). Целевая постановка целей PST, регуляция возбуждения, стратегии внутреннего диалога и репетиция образов.

На первом занятии участников научили использовать прогрессивную мышечную релаксацию и простые дыхательные упражнения для изменения уровня возбуждения. Во время второго занятия обучали использованию эффективных стратегий постановки целей (определение личного результата, производительности и целей процесса). Третий сеанс состоял из обучения участников методам контроля личного разговора с самим собой, включая остановку мыслей, переформирование и противодействие. Четвертая сессия включала в себя упражнения с образами, которые побуждали участников включать свои чувства в свой опыт.

После того, как участники были обучены этим четырем основным психологическим навыкам, их эффективность была проверена во время задания, называемого бревенчатой ​​гонкой. Это командное мероприятие, в котором восемь участников несут 132-фунтовую опору на расстояние 1,9 мили. Очки начисляются за лидерство, решительность и агрессию.

источник: dailymail.co

Хотя может показаться, что эта задача зависит исключительно от уровня физической подготовки новобранцев, их психическое состояние не менее важно. Через какое-то время эта задача начинает тяжело сказываться на теле и разуме. Кандидаты часто сталкиваются с дилеммой уйти.

Прогноз состоял в том, что психологическая устойчивость с помощью PST позволит новобранцам сохранять концентрацию и работоспособность, помогая им справляться с продолжающимся физическим и умственным напряжением.

Результаты этого исследования подтвердили гипотезу. Во-первых, во время логарифмической гонки участники, прошедшие PST, значительно чаще занимались постановкой целей, методами релаксации, стратегиями разговора с самим собой и образами.

И, во-вторых, участники экспериментальной (PST) группы набрали намного больше баллов по шкале психологической стойкости, оцениваемой наблюдателем. В результате их показатели были выше, чем у новобранцев контрольной группы.

 

Резюме о преимуществах психологической стойкости

Когда вы попадаете в стрессовую среду, вы можете либо позволить себе поддаться давлению, либо проявить устойчивость и оправиться от трудностей. Как показывает это исследование, для устойчивого успеха необходимы стойкость и психологическая устойчивость. Вступаете ли вы в армию или выполняете свою повседневную работу, психологическая устойчивость необходима, чтобы помочь вам достичь своих целей перед лицом неудач и бесконечных трудностей.

Тренировка психологических навыков | Спортсмен G4

Теги: G4 Athlete, Mental Edge, Психические навыки, Производительность, Тренировка психологических навыков, Реабилитация, Расслабление, Восстановление после травмы, Разговор с самим собой, Тренировка

Тренировка психологических навыков

Возможно, это случилось с вами. Результат неудачного броска. Нога, выдающаяся на подошве растения. Тяжелая травма и долгое восстановление. Хотя вы, безусловно, испытываете физическую боль, эмоциональный стресс из-за того, что вы подвели товарищей по команде и вам нужно начать долгий путь к полному выздоровлению, может ощущаться хуже.

Занимаясь реабилитацией, мы начали раскрывать множество аспектов быстрого восстановления после травмы. Первый шаг часто включает в себя изучение травмы. Что случилось? Как я могу улучшить свои движения, чтобы избежать новой травмы?

Затем мы обсудили социальную составляющую реабилитации после травм. Вы должны делать все, что в ваших силах, чтобы продолжать участвовать в повседневных операциях команды. Будьте в курсе стратегий и противников. Станьте еще одним тренером и ресурсом для своих товарищей по команде.

Что ж, добавим в колчан еще одну стрелу — тренировка психологических навыков.

Что такое обучение психологическим навыкам?

Это систематическая тренировка умственных способностей для повышения спортивных результатов. Тренировка психологических навыков способствует развитию у спортсменов лучшей концентрации, большей уверенности, детальности, меньшего беспокойства, позитивности и целеустремленности. Эти предметы не только помогают вам играть на поле, но и имеют решающее значение для быстрого возвращения на поле, если вы получили травму.

Как вы применяете обучение психологическим навыкам в реабилитационном центре?

Во-первых, это использование изображений. Как мы уже упоминали ранее, визуализация приносит результаты. Исследования также показывают, что изображения способствуют восстановлению после травм. Представьте, что вы осваиваете методы, используемые в реабилитации, и ваше тело будет лучше выполнять эти методы, когда вы будете участвовать в этих сеансах. Образы позволяют вам мысленно репетировать свои стратегии выживания и эмоциональные стратегии, которые, как вы ожидаете, возникнут в процессе реабилитации.

Помимо визуализации жизненно важную роль играет позитивный внутренний диалог. Исследования показывают, что разговор с самим собой играет ключевую роль в соблюдении протоколов реабилитации после травм. Разговор с самим собой меняет пессимистическое отношение к вашей травме на более позитивный диалог. Это побуждает вас продолжать работу и оставаться на правильном пути.

Наконец, отдых должен идти рука об руку с процессом реабилитации. Стресс неизбежно накапливается, когда вы участвуете в длительном процессе реабилитации. Ты видишь свою команду на поле и хочешь играть. Вы нервничаете, потому что вам кажется, что вы ничего не делаете. Для травмированного спортсмена важно иметь программу управления стрессом, направленную на снижение стрессовых и негативных эмоций. Способность обрести внутренний покой быстро вернет вас на поле!

Работая над собой

Получить травму ужасно, но есть методы, которые помогут вам быстрее вернуться к оптимальной производительности. Тренировка психологических навыков дает спортсменам возможность визуализировать свое выздоровление, позитивный разговор с самим собой поддерживает вашу мотивацию, а использование устройств для релаксации устраняет ингибиторы стресса, которые удерживают вас от игрового поля.

Держи подбородок высоко. Ваша травма не будет длиться вечно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *