Тренинг профессионально-личностного роста психолога
Цель игры — формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
В процессе игры участникам предлагается для ознакомления несколько профессиограмм наиболее востребованных профессий на рынке труда г.Москвы. Каждый участник должен выбрать одну из них, внимательно изучить ее функциональные обязанности и представить себя (возможно, в юмористической и игровой форме) успешным профессионалом в этой сфере, но спустя 10 лет.
Придумав краткую историю-выступление о своем карьерном пути в течение этих 10 лет, на пресс-конференции каждый участник выступает с сообщением о собственной удачной карьере, ее основных этапах и трудностях.
Остальные участники являются представителями прессы или средств массовой информации и могут задавать выступающим любые, вплоть до каверзных, вопросы.
Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя», чаще всего, проходит в дружеской и веселой обстановке, что, несомненно, способствует включению механизмов творческой адаптивности личности в процессе построения индивидуального перспективного плана профессионального развития каждого участника игры.
1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и … входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.
Упражнение № 3
Проективный рисунок «Я такой, какой я есть»
Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Известно, что ценности творчества реализуются через один из основных видов человеческой деятельности – труд. Человек сам привносит определенный личностный смысл в свою работу, выражая в ней свои способности и индивидуальные особенности. Понимание смысла своего труда делает его значительно более продуктивным и творческим.
Предлагаемое вниманию видео-пособие разработано как учебно-методический материал в помощь специалистам профконсультантам и психологам, практическая деятельность которых связана с проблемами профессиональной ориентации и адаптации безработных граждан к существующему рынку труда.
Цель данного пособия – дать заинтересованным специалистам сведения о конкретных методиках и методических приемах, позволяющих облегчить безработному человеку процесс его профессионального самоопределения, помочь как можно быстрее адаптироваться на рынке труда, осознать собственные возможности и внутренние резервы для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Упражнение «Поиск выгоды» является авторским вариантом технологии групповой работы по профессиональной адаптации безработных граждан к целому спектру профессий, которые являются крайне востребованными на современном рынке труда. Стимульным материалом в игре выступают информационные профессиограммы, разработанные в 1998 году Российским учебным центром Министерства труда и социального развития.
Цель упражнения — дать возможность участникам смоделировать ключевые моменты и типовые ситуации, которые могут встретиться человеку в процессе освоения новой специальности, а также осознать, что при желании и творческом подходе в любой профессии есть свои выгоды, зона ближайшего профессионального развития и перспективы карьерного роста.
Задачами, решаемыми в процессе игры, можно считать активизацию мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций и адаптационных резервов участников. Помимо этого у каждого участника игры появляется возможность сформировать адекватную самооценку и целостное представление о себе как о личности, способной на творческое преодоление барьеров на пути профессионального самоопределения.
В видеопособии использованы эпизоды реальной игры, которая проводилась в программе обучающего семинара для психологов отделений и Управлений московской службы занятости на базе Государственного центра профориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения.
Во вступительной части участники игры в форме лекции-дискуссии тренером предлагается обсудить одну из наиболее распространенных концепций мотивации, иерархическую структуру основных категорий человеческих потребностей, представленной Абрахамом Маслоу:
— физические потребности : еда, вода, отдых, секс;
— в безопасности и уверенности в будущем : убежище, гарантии жизни;
— социальные : в принадлежности к чему-либо, в социальном взаимодействии, привязанности, поддержке, принятии другими;
— личностные или эгоистические : в уважении, в самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании;
— познавательные : знать, уметь, понимать, исследовать;
— эстетические : в гармонии, симметрии, порядке, красоте, справедливости;
— в самовыражении : в реализации потенциала и личностном росте.
В рамках проблем безработных людей, приходящих сегодня в московскую службу занятости, пирамида потребностей в процессе группового обсуждения может быть трансформирована следующим образом:
Физиологические потребности:
— заработок, приработок,
— еда,
— одежда,
— сон,
— отдых,
— здоровье,
— физическая нагрузка;
Потребности в безопасности:
— гарантии жизни,
— уверенность в завтрашнем дне,
— жилище,
— страхование,
— охрана;
Социальные потребности:
— принадлежность к группе или делу,
— социальное взаимодействие, общение,
— статус «работающего человека»,
— дружба,
— любовь,
— поддержка;
Личностные (или эгоистические) потребности:
— независимость,
— самоуважение,
— самоутверждение,
— одобрение, признание,
— благодарность,
— авторитет,
— престиж,
— статус;
Потребности в самоактуализации (самовыражении):
— познание нового,
— карьерные достижения, достижение жизненных целей,
— творчество,
— красота, гармония,
— свобода,
— самосовершенствование.
Участникам дается возможность выбрать в качестве стимульного материала одну из предлагаемых информационных профессиограмм востребованных на рынке труда профессий:
— оператор котельной;
— налоговый инспектор;
— электрогазосварщик;
— косметичка;
— аппаратчик;
— сестра милосердия;
— эколог;
— секретарь-референт;
— дизайнер;
— аудитор;
— менеджер;
— каменщик;
— слесарь-сантехник и т.п.
и придумать рассказ (от первого лица) о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.
По истечении времени на подготовку каждая подгруппа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.
По окончании рассказа – презентации профессии тренер подводит итоги игры. При этом остальная группа выступает в роли экспертов, отслеживающих реальность достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии.
В поисках смысла своей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного пути, дороги, по которой он будет двигаться. Делая выбор и принимая решения, человек должен, осознавая опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.
Надеемся, что профориентационная игра «Поиск выгоды» поможет участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:
— описать доставшуюся часть созданного мира;
— дать всему необходимые названия;
— подчеркнуть характерные особенности;
— государственный строй;
— сферы деятельности;
— предметы импорта и экспорта;
—приблизительная численность населения;
— чем население занимается, наиболее востребованные профессии;
— есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;
— культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).
Время выполнения задания — 30 минут.
mirznanii.com
Урок по психологии «Тренинг личностного роста»
Фрагмент тренинга личностного роста
Первое занятие
Цель занятия. Создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами обучения, продумать и принять правила работы группы.
Упражнение «Знакомство»
Ведущий. В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано-тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться круг к другу по этим именам.
У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. Для этого мы садимся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.
После окончания представлений попросите вспомнить своеобразие друг друга. Для этого предложите каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.
На втором этапе обсуждаются правила и принципы работы группы. Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания их участниками тренинга будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.
Упражнение «Мои добрые дела»
Ведущий. Вспомните: какое конкретное доброе дело вы сделали вчера, кому сказали доброе слово? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как он вас отблагодарил? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарности в виде подарка? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами?
Участникам дается 5 минут для того, чтобы они письменно ответили на заданные вопросы, записали добрые дела, сделанные для людей. Затем группа садится в большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в микрогруппах по 7–8 человек.
Упражнение «Мое физическое Я»
Ведущий. Знаете ли вы свое тело? Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес? Запишите свои основные физические показатели: цвет глаз, волос, рост, вес, объем груди, талии, бедер, размер обуви, одежды, головного убора, перчаток.
Наверное, многие из вас не смогут сразу назвать точные данные. Напишите хотя бы приблизительные. Дома вы внесете необходимые коррективы. У вас есть 5 минут на заполнение таблицы. Тот, кто уверен в своих ответах и готов поделиться с аудиторией, будет внимательно выслушан.
Необходимо заранее приготовить необходимое количество таблиц с основными физическими показателями и раздать их участникам. После того как все будет заполнено, группа объединяется в большой круг и желающие высказываются. Следует говорить не только о фактической стороне, но и о тех чувствах, которые возникли во время выполнения этого упражнения.
У многих это упражнение вызывает серьезные затруднения, в частности они не знают своих антропометрических данных.
Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начал. Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.
Упражнение «Я тебя помню»
Ведущий. Наше занятие подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного друг о друге. А что вы запомнили о своих товарищах? Запишите в таблицу «Индивидуальность» суть высказывания каждого участника о себе, т.е. вспомните то, что он говорил во время знакомства-представления в самом начале этого занятия, а затем добавьте свои ощущения и представления о его личности, которые сформировались за время общения. Нужно вспомнить каждого члена группы. Их имена написаны на визитках, не перепутайте, тем более что вы могли запомнить не всех. Будьте, пожалуйста, внимательны.
Бланк для участников тренинга личностного роста «Индивидуальность»
Во время заполнения таблицы можно включить музыкальное сопровождение. При этом участники должны видеть тренинговые имена всех членов группы или иметь возможность подойти и посмотреть визитку того человека, чье тренинговое имя забыто.
Смысл этого упражнения в том, чтобы любой имел реальную возможность услышать представления, которые сформировались о нем у остальных участником в ходе первого занятия.
Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»
Ведущий. С этого дня и в течение всего тренинга вы будете часто отвечать на вопрос «Кто я?»
Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Все, что вы напишете, останется у вас. Если захотите, вы можете поговорить об этом с другими.
Это упражнение проводится на всех занятиях. Записи участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не забыли их дома и могли постоянно вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.
Данным упражнением задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Учащиеся будут работать над этим вопросом на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к нему и, главное, к своим ответам. Причем от занятия к занятию записи могут меняться вместе с изменением представлений человека о себе самом.
Упражнение «Ласковое имя»
Ведущий. Это домашнее задание. Вспомните и напишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие люди, знакомые. Задумайтесь: кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда обращаются с очередной просьбой? Когда у собеседника просто хорошее настроение? Какие чувства вы испытываете в ответ на такое ласковое обращение? Что хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека: Галочка, Галчонок – или название птицы, животного: медвежонок, цыпленок, – может быть, просто прозвище, но очень ласковое? Что вы при этом испытываете сами? А люди, как они реагируют на ласковое обращение?
Участников просят завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это воспитывает добросовестное отношение к делу, с другой – систематизирует получаемый в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что на следующем занятии с данными записями группа будет обязательно работать.
Задание стимулирует эмоциональное раскрытие индивидов, так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о характере отношений с родными и близкими, обратить внимание на собственную манеру и стиль общения. После выполнения такого упражнения заметно теплеет атмосфера среди участников тренинга.
Упражнение «Откровенно говоря…»
Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к занятиям.
Откровенно говоря…
Дата занятия ___________________
Мое тренинговое имя ______________________
Во время занятия я понял, что …
Самым полезным для меня было …
Я был бы более откровенным, если бы …
Своими основными ошибками на занятии я считаю …
Мне не понравилось …
Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
На следующем занятии я хотел бы …
На месте ведущего я …
Подпись
Бланки анкеты целесообразно подготовить заранее. Если их нет, то текст просто зачитывается, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы и сдают ведущему. Их нужно внимательно просмотреть, обобщить и сделать необходимые выводы, прежде всего в плане подготовки к последующим занятиям.
Подведение итогов
Ведущий. Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или важное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел нас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. Итак, кто хочет взять слово?
Необходимо дать возможность желающим поделиться своими высказываниями. Важно обратить внимание на тех, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия.
Без проведения этой обратной связи нельзя заканчивать работу. У членов группы должна быть последняя возможность сказать о том, что их тревожит или мучает.
Второе занятие
Цель занятия – закрепить тренинговый стиль общения, продолжить самораскрытие и осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, навыков, умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе.
Участникам раздаются их визитки. Целесообразно начать работу с анализа анкет «Откровенно говоря…». При этом важно обратить внимание группы на причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть более откровенными. Не называя тренинговых имен, остановиться на наиболее типичных ошибках, отметить самые полезные для участников упражнения.
Упражнение «Я тебя помню»
Ведущий. Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени, которое написано на визитке данного человека.
Пример такого приветствия: «Здравствуй, Алеша, я рад тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.
Участники сидят в круге. Каждый обращается к конкретному человеку, например, к сидящему справа. Следует обратить особое внимание на то, какими словами участник приветствует своего партнера, на его манеру устанавливать контакт. Целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися. Тренер должен продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт.
Во время этой разминки происходит настрой на доверительный стиль общения, взаимные приветствия помогают включиться в продуктивную работу, продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение ко всем членам группы.
Упражнение «Поговорим о дне вчерашнем…»
Ведущий. Для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что происходит во время занятий. Дома вы, вероятно, вспоминали прошедшую встречу. Поделитесь со всеми своими впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогло в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, ведущему? Все ли понятно в правилах? Может быть, есть предложения по их изменению и добавления?
В ходе этого упражнения необходимо создать атмосферу неспешного, искреннего обмена мнениями. Высказываются только желающие, остальные внимательно слушают и помогают говорящему улыбкой, кивком головы и другими жестами.
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Ведущий. Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его «психологический портрет». Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать данного человека, не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, присущих именно ему.
Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные пытаются определить, чей это портрет.
Те, кто узнал себя в представленном описании, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор не должен сразу сообщать, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. Затем процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.
Упражнение «Ласковые имена»
Ведущий. Сейчас мы сядем в большой круг и поработаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, выполняя его. Обратили ли внимание на то, как вас называли дома в эти дни? Какие чувства испытывали при этом? Чувство признательности, благодарности, прилив нежности или что-то другое? Или было разочарование из-за того, что вас, оказывается, ласковыми именами совсем не называют?
Упражнение «Физическое Я»
Ведущий. Все ли завели тетрадь или блокнот?
Теперь поговорим о вашем физическом «Я». Кто смог уточнить свои физические показатели? У кого оказались почти все точные сведения? Кто очень сильно ошибся в оценке? Почему это произошло?
В ходе упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими.
Можно организовать процесс обсуждения домашнего задания в парах. Выполнение этого упражнения способствует дальнейшей психологической разминке, раскрепощает участников, отношения в группе заметно теплеют.
При обсуждении физического «Я» важно обратить внимание на состояние тех участников, которые имеют определенные физические недостатки, например: излишний вес, очень маленький рост по сравнению с другими и т.д. Как правило, обсуждение этой информации вызывает у них определенные отрицательные эмоции. Поэтому разговор о физическом «Я» требует большого такта, пристального внимания и немедленной реакции ведущего в необходимых случаях.
Упражнение «Мои сильные стороны…»
Ведущий. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотела выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.
Затем сядем в большой круг, озвучим записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но …», «если …», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что …» и т.п. На выступление дается по 2 минуты. Даже если закончите свою речь раньше, оставшееся время принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть отведенного времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что сами в этом уверены.
В конце упражнения следует провести коллективную дискуссию, обращая внимание на то общее, что было в высказываниях, и на те ощущения, которые каждый испытал во время упражнения.
Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе положительно. При его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали даже незначительных высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.
Упражнение «Кто Я?»
Ведущий. Возьмите лист бумаги, на котором уже есть несколько ответов на данный вопрос. Вы отвечали на него на прошлом занятии. Подумайте, как еще можно ответить на поставленный вопрос сегодня. Может быть, вы хотите что-то добавить, а написанное ранее отменить. Сделайте все, что считаете нужным. В вашем распоряжении 3 минуты.
Личностная установка на постоянный самоанализ должна подтверждаться в течение всего тренинга. Для этого участники периодически возвращаются к одному и тому же вопросу, но рассматривают его в разных аспектах. Кроме того, у них есть возможность, читая свои предыдущие ответы, изменить или дополнить их в соответствии со своим сегодняшним мироощущением.
Упражнение «Интервью»
Ведущий. Это новое домашнее задание. Сформулируйте для каждого члена группы один вопрос, ответ на который поможет лучше узнать и понять его. Для этого нужно подумать о каждом участнике, вспомнить все, что узнали о нем. На ваш вопрос он должен будет ответить во время интервью на следующем занятии. Лучше подобрать вопросы, которые бы не повторялись.
Необходимо напомнить учащимся, что домашнее задание – это обязательная процедура. Они вправе надеяться, что не будут забыты записи в специальном дневнике. Нужно объяснить, что они нужны и самому участнику, так как помогают сформировать привычку думать о другом человеке. Тем, кто забыл о ведении дневника, посоветуйте его завести.
Упражнение «Откровенно говоря…» (см. первое занятие)
Подведение итогов осуществляется так же, как и на первом занятии. В дополнение к ранее указанным процедурам каждый участник письменно отвечает на вопрос: «Над чем мне еще нужно поработать на следующем занятии?»
Задавая вопрос, нужно предложить всем присутствующим ответить на него. Каким каждый член группы видит свое дальнейшее участие в тренинге? Над чем он еще собирается поработать? Как думает помогать ведущему и своим товарищам? Желательно, чтобы на вопросы ответили все, но, если кто-то не готов к этому, не следует настаивать. Записи лучше собрать, чтобы раздать в начале следующего занятия.
Третье занятие
Цель занятия – способствовать дальнейшему сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия, продолжить развитие умений и навыков самоанализа, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения тренинга: а) анализ анкет «Откровенно говоря…»; б) напоминание о правилах и учет мнений участников об их изменении и дополнении; в) психологическая разминка – этюды, включающие учащихся в активную работу над собой; г) анализ домашнего задания; д) основное упражнение занятия; е) заключительные процедуры: ответ на вопрос «Над чем мне еще нужно поработать?» и анкетирование.
На этом занятии основное внимание уделяется анализу участниками своих слабых личностных сторон. Каждому из них нужно дать возможность глубоко и полно осознать эти стороны своей личности. В процессе работы индивиду необходима поддержка всех членов группы.
Упражнение «Вы меня узнаете?»
Ведущий. Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо, если есть его фотография. А если нет? Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг друга. Например, красный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди.
Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы незнакомец, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или … Время для работы – 5 минут. Затем мы обсудим ваши записи и ощущения, которые возникли во время выполнения предложенного задания.
Такой способ выделения самой яркой индивидуальной черты психологически очень эффективен, так как, с одной стороны, стимулирует участника на активное восприятие других людей – ему нужно найти нечто особенное в человеке, а с другой стороны, он сам получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя.
Упражнение «Девиз»
Ведущий. Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения.
Главное в этом упражнении – идея и раскрепощенность самовыражения. Во время обсуждения все вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.
После обсуждения индивидуальных девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.
Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном: что я ценю в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Поиск ответов на эти принципиальные вопросы помогает более четко осознать жизненные ценности. Кроме того, любой получает возможность услышать жизненные установки остальных членов группы и сравнить их со своими или взять чей-то девиз в качестве основного принципа поведения на ближайшее время.
Упражнение «Интервью»
Ведущий. Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы откровенно и чистосердечно. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы и готов дать интервью. Основное правило такого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто готов первым давать интервью?
Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть лица всех членов группы. Остальные начинают по очереди (по кругу) задавать вопросы. Если время на все интервью ограничено, тогда сам интервьюируемый решает, чьи вопросы он хотел бы услышать.
Интервью не должно затягиваться слишком долго (не более 5 минут), и ответы должны быть действительно искренними и откровенными. Все члены группы должны участвовать в беседе. При этом интервьюируемый вправе не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему.
Данное упражнение показывает степень готовности группы глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, это сразу видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы. С другой стороны, желание трудиться видно из характера ответов: уходы в сторону, общие рассуждения, смешки, частые отказы говорят о несерьезном восприятии упражнения.
Упражнение «Автопортрет»
Ведущий. Один из самых близких людей, которого вы, наверное, хорошо знаете, – вы сами. Действительно, кто лучше знает собственные особенности, привычки, желания и т.д. Каждый из вас в течение 5 минут должен составить подробную психологическую самохарактеристику, включающую не менее 10-12 признаков. В этой характеристике не должно быть внешних примет, по которым можно сразу вас узнать. Например, самому маленькому по росту в данной группе нельзя писать: «Мне доставляет много переживаний мой маленький рост». Это должно быть психологическое описание характера, своих привязанностей, взглядов на мир, на взаимоотношения людей и т.д.
После написания характеристик вы сдадите их ведущему или одному из членов группы. Перемешав листы, мы начнем зачитывать автопортреты. Остальные должны по тексту узнать автора. Вы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые удалось увидеть во время занятий.
Упражнение «Контраргументы»
Ведущий. Мы уже убедились, что каждый из вас обладает сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы. Сегодня мы начнем разбираться в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны.
Разделите лист бумаги на две половинки. Слева, в колонку «Недовольство собой», откровенно запишите все то, что вам не правится в себе именно сегодня, сейчас, в том числе с учетом результатов прошедших занятий.
На эту аналитическую работу вам отводится 5 минут. После того как заполните всю левую часть таблицы, приступайте к правой. На каждое недовольство собой приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в вас. Все это запишите в колонке «Контраргументы». На второй этап работы также отводится 5 минут. Затем вы объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите свои записи.
При организации работы на втором этапе, в микрогруппах, следует обратить внимание учащихся на то, чтобы они объединились с теми людьми, которых меньше всего знают или с которыми еще не работали на данном занятии. Этот принцип целесообразно соблюдать во время всего тренинга: как можно больше контактов и общения с различными людьми.
Упражнение «Кто Я?» (см. второе занятие)
Упражнение «Брачное объявление»
Ведущий. Это очередное домашнее задание. На этот раз ваша задача – составить текст брачного объявления, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Вы привлекательны и обаятельны? Молоды и красивы? К тому же еще и высокого роста? Это прекрасно! А каков ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем можете заинтересовать другого человека? Не следует писать о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но при чем здесь брачное объявление? Ведь вы пишете о себе, а не о вашем материальном состоянии.
Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким его себе представляете? Описание идеала не должно занимать более l/3 объявления.
Нужно настроить аудиторию на серьезное отношение к работе над объявлением, снять шутливый настрой, который часто возникает во время тренинга именно из-за своеобразной формы самоанализа. Не совсем обычная точка зрения позволяет участникам открыть в себе те стороны своего характера, о которых они еще не думали или боялись думать по ряду причин.
Упражнение «Откровенно говоря…» (см. первое занятие)
Подведение итогов осуществляется так же, как и на первых двух занятиях.
infourok.ru
Психологический тренинг личностного роста для одарённых учащихся
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
ДЛЯ ОДАРЁННЫХ УЧАЩИХСЯ
педагог – психолог средней школы №1 города Актобе Пузаренко М.А.
Одарённость человека –
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного
внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод.
Тренинг личностного роста ориентирован на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи в работе с одарёнными учащимися.
Цель тренинга: содействие социальной адаптации, развитию личности, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.
Задачи тренинга:
1. Создание условий для:
• развития эмоционально-волевой сферы;
• развития чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
• отработки навыков уверенного поведения;
2. Помощь в осознании собственной ответственности за собственные
поступки, в анализе своих жизненных установок.
3. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Ход тренинга.
1.Упражнение-приветствие «Хи! – Ха! – Хо!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде тренера они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке: «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга: «Хи! — Ха! — Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение – разминка «Космическая скорость»
Цель: знакомство, развитие умения принимать коллективное решение.
Инструкция: «Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча).
— Теперь следующий раунд: бросайте мяч в том же порядке, только нужно называть не свое имя, а имя того, кому бросаете.
-Результатом нашего взаимодействия была не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности.
3. Упражнение «Наши правила»
Тренер предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего тренинга.
Правила
1.Называть друг друга по имени
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.
4.Говорить от своего имени («я считаю…», «я думаю…»).
5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.
6.Избегать прямых оценок людей («мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).
7.Быть открытым в общении.
8.Активно участвовать в происходящем.
9.Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
— Теперь определите и покажите всем «на пальцах», на сколько баллов вы согласны придерживаться этих правил.
4. Упражнение «Широко закрытые глаза»
— Предлагаю поучаствовать в эксперименте: «Цивилизация, в том виде, в каком она существует сейчас, — результат способности человека видеть. Лишите его слуха или обоняния, и ничего кардинально не изменится в образе жизни «homo sapiens». Лишите его зрения — изменится многое, если не все. Мир принципиально не опирающегося на зрение человечества будет совсем другим.
Зрение — наш лоцман во внешнем мире, но не только: внутренний мир тоже во многом основывается на зрительных образах. Мы зависимы от нашего зрения, в каком-то смысле мы — его рабы. Предлагая нам простой, дешевый по затратам психической энергии способ общения, зрение затмевает иные пути познания, понимания, взаимодействия с миром природы и миром людей… Оно обедняет нас. Нет, не подумайте, я никоим образом не ратую за то, чтобы человечество добровольно лишило себя этого великого источника информации. Я за то, чтобы использовать имеющиеся у нас психологические возможности для расширения опыта познания мира и самого себя. А для этого иногда очень полезно отказаться от услужливого зрения и посмотреть внутрь и вовне себя «широко закрытыми глазами».
— Сейчас мы завяжем глаза и в течение 5 минут просто будем ходить с закрытыми глазами с установкой регистрировать на необычные ощущения. (Все происходит под необычную медитативную музыку).
— А теперь желающие могут высказаться о своих возникших ощущениях и ассоциациях.
5. Упражнение «Интервью»
— Теперь определитесь в пары по принципу переклички 1-ый, 2-ой. Участники интервьюируют друг друга в парах в течение 5 минут. Затем представляют друг друга, причем каждый говорит о напарнике так, как будто рассказывает о себе.
6. Упражнение «Пожмите друг другу руки!»
Инструкция: «В круг выходят те ребята, которые поймут, что называемые мною характеристики имеют к ним отношение и пожимают друг другу руки»:
КТО:
-играет на каком-нибудь инструменте;
— родился в другом городе;
— умеет петь,
— танцевать,
— играть в футбол,
— кататься на коньках,
— плавать;
— бывал когда-нибудь в Алматы
-Москве,
— любит жареные пирожки
-соленые огурцы,
-яблоки;
— имеет брата
-сестру,
-собаку,
-кошку,
-хомяка,
-попугая;
— считает себя «совой»
-«жаворонком»;
— любит математику
-биологию,
-физкультуру…
7. Обсуждение.
— Как вы себя чувствовали во время игры?
— Узнали ли вы для себя что-то новое?
— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?
8. Упражнение «Путаница»
— Мы снова в круге и поднимаем правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутываемся в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. Упражнение я усложняю, задание нужно выполнять молча.
9.Упражнение «1,5 минуты»
Тренер дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
Инструкция: «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». (За временем следит тренер.) Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т. д.
Далее тренер дает аналогичное задание еще 2—3 участникам.
В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
10. Упражнение «Рисунок моего настроения»
Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки.
11. Рисунки вывешиваются на доске.
12. Ритуал прощания. Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички»
Участники стоят в кругу. Тренер визуально делит круг на несколько секторов
*Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!
*вторая: «Хрящики!»,
*третья: «Спички!»,
*четвертая: «Очки!»,
* пятая: «Крючки!»,
* шестая: «Значки!»
Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: Ящики-Хрящики-Спички.
Потом по знаку тренера все группы одновременно прыгают, вверх и кричат свои слова.
Тренер отвечает: «Будьте здоровы! Вот как чихает слон».
Тренер акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
nsportal.ru
Психолог Сергей Ключников — Личностный рост
Консультация психолога по теме личностного роста
Тренинги личностного роста предназначены, как видно из названия, для любого человека, испытывающего потребность в развитии, улучшении и совершенствовании собственной личности.
Сегодня в России и особенно в Москве психологи отмечают, что тренинги личностного роста становятся все более популярными.
На этих тренингах отрабатываются полезные навыки общения, формируются позитивные установки, психологические качества и жизненные умения.
Личность участника данного тренинга получает концентрированный опыт, в результате которого она растет, развивается и улучшает свои качества быстрее, чем при своем стихийном развитии в ходе жизни.
- Рост креативности (творческих способностей)
- Глубокое принятие себя и реальности «такой, как она есть»
- Рост толерантности (терпимости к чужим убеждениям)
- Независимость от социальной среды, чужих мнений и текущих этических представлений
- Стремление к новизне и открытость новому опыту
- Непосредственность и естественность поведения
- Переход от рангового типа взаимоотношений к комплементарному (взаимодополняющему)
- Раскрепощение воли к власти
- Чувство глубокой уверенности в себе
предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.
Цель тренинга личностного роста – увидеть и осознать новые возможности, которые есть в каждом человеке.
Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений.
Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит, как следует жить свою жизнь.
Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.
Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
На тренинге личностного роста человека могут ожидать сильные эмоциональные встряски, что грозит определенной утратой самоконтроля – ведь участнику тренинга нужно выполнять указания тренера или упражнения, смысл которых неочевиден.
Поэтому, когда человек идет на тренинг личностного роста, он как бы дает согласие на то, чтобы с ним делали то, что ему не очень понятно.
Иными словами, прежде чем становиться участником тренинга личностного роста, нужно четко понять: действительно ли вы хотите что-то поменять в себе или ваша нынешняя жизнь вас все же устраивает?
В программу тренинга личностного роста входит следующее:
— как быть хозяином общения;
— как настраиваться на успех;
— как освободиться от страха перед контактом с незнакомым человеком;
— как привлекать внимание и как создать выгодное первое впечатление; — где и как эффективнее знакомиться;
— как начинать общение и вовлекать в него собеседника;
— как вести интересный диалог и развивать общение;
— как задавать вопросы и раскрывать собеседника;
— как научиться слышать и понимать партнёра по общению;
— как определять круг его интересов и желаний;
— как заинтересовать партнёра в себе и своём деле;
— как находить взаимную выгоду;
— как прекращать ненужные контакты;
— как завязывать долгосрочные отношения и т.д.
Тренинг личностного роста – это возможность познакомиться с самим собой: с особенностями своего характера, мышления, восприятия.
Это исследовательский процесс, а также процесс приобретения новых навыков. результатов.
Итак, тренинговая программа личностного роста включает в себя четыре этапа: Базовый курс, Продвинутый курс, Лидерская программа и Мастерский курс. На любом из них человек может остановиться и никуда больше не ходить
Многое в тренингах личностного роста зависит от самого лидера тренинговой программы- практического психолога и ведущего.
kluchnikov.ru
ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГА НА ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА «ЛАЙФСПРИНГ» И ИМ ПОДОБНЫЕ. ИЛИ ТРЕНИНГ ДЛЯ «УНИЖЕННЫ
Лет семь, а может быть восемь тому назад, в бытность мою еще студенткой СПбГУ, нас, тогда еще «менеджеров среднего звена», руководство фирмы, в которой я работала, активно агитировало пройти тренинг личностного роста некой московской тренинговой компании «Аватар». Время тогда было сложное, только что отгремел дефолт, и многие коммерческие организации разорились. В результате повальная безработица, низкие зарплаты,- в общем, полный букет экономического кризиса. И вот директор, вдохновлённый идеей подъема бизнеса, каким-то образом попал на «Лидерскую программу» «Аватара».Вернулся с тренинга и началось…
Незамедлительно последовал массовый «загон» персонала на тренинги. Декларировалось что участие, конечно же, добровольное, но не пойти оказалось крайне сложно. Проводился цикл презентаций, на которых приглашённые тренеры прорабатывали сотрудников долго и методично. Отказаться было почти невозможно. Стоил такой трехдневный «Личностный рост» примерно 200-300$, а зарплаты в среднем по компании в то время составляли 300-500$.
Хотя явка и была добровольно-принудительная, но я всё-таки выстояла и отказалась. Лично мне на тот момент из презентации не было понятно, что они вообще делают на тренинге, как его проводят и на каких основах он базируется, а отдавать почти месячный заработок за «кота в мешке» не хотелось. Кроме того, ведущие по ходу многочасовых выступлений весьма нелестно отзывались о психологах, в той связи, что, дескать, психологи ничего на практике не умеют, толку от их работы никакого, а вот они (тренеры) – «непсихологи» проводят настоящую работу, которая позволяет людям решить проблемы и в корне изменить свою жизнь. На мое предложение поподробнее рассказать, что же это за «настоящая работа», они загадочно улыбались и предлагали пойти на тренинг.
После этого на следующих выходных 90% нашей фирмы удалилось на тренинг.
Что там творилось на тренинге, сказать не могу, ибо сама не присутствовала, а его участники давали какую-то «нечеловеческую клятву» о неразглашении коммерческой тайны или что-то в этом роде. Как взгляд со стороны могу отметить, что возвращались сотрудники с тренинга в нервозном, взвинченном состоянии, сами на себя порой похожи не были, говорили какими-то штампованными общими фразами, активно зазывали окружающих на тренинг. А на мои просьбы пояснить, что каждый из них конкретно понимает под какой-нибудь общей фразой-лозунгом из серии: «хочешь быть счастливым – будь им», почему-то сказанной в контексте вполне определённой ситуации связанной с работой, они загадочно улыбались и отвечали:
— Эх, тебе не понять, ты меня поймешь, если сходишь на тренинг.
Оставалось только пожать плечами и дождаться когда волна общего сумасшествия спадёт и люди вернутся к нормальной жизни и работе.
Ещё хочется отметить, что после тренинга каждому участнику наша фирма-работодатель предоставляла дополнительный выходной день. Примерно четверть сотрудников (если не треть) прошедших тренинг, отправлялась после доп. выходного прямиком на больничные с диагнозом ОРЗ, грипп и т.п.
Затем особенно «продвинутые» съездили в Москву на «Лидерскую программу», потом всю нашу фирму в уже открыто принудительном порядке повезли на верёвочный курс для повышения командного духа. Там мы попрыгали в мешках, падали в руки друг друга «на доверие», ну и всё, пожалуй. Через месяц все постепенно успокоились, а через три-четыре и вовсе забыли про это.
И вот, друзья мои, спустя восемь лет, я включаю первый канал (!!!!) поздно вечером и вижу показательный тренинг некоего Владимира Герасичева. Уже с первых минут стало ясно, что это за «тренинг». Характерные обороты речи ведущего, манера общения, приёмы и методы. Думаю, ба, да вот ты какой, «Северный олень»!
Герасичев «Контекст или Искусство быть счастливым»
www.mirpozitiva.ru/video/kontekst/kontek
После внимательного просмотра мне стало понятно, почему же «лайфспринговцы» (именно так называется течение, породившее данный формат тренингов личностного роста) и их последователи, так яростно открещиваются от психологов, и почему тренинг вызывает столь сильные эмоции. И знаете, друзья, мне, человеку волею судеб получившему профессиональное психологическое образование, захотелось высказаться на этот счёт. То, что будет написано ниже, является не только моим мнением, но и мнением некоторых моих коллег, в частности моего друга и коллеги по цеху психолога Фарафонова Евгения Александровича, с которым мы вместе анализировали увиденное и готовили материалы для данной статьи.
Ролик с часовой записью тренинга есть в сети Интернет, он выложен в Контакте, так что все желающие могут просмотреть и сделать свои выводы.
Здесь мы высказываем свою экспертную оценку как психологи и практики.
Итак, давайте разбираться.
Речь г. Герасичева изобилует такими высказываниями как: «жизнь в контексте», «жизненный сценарий», «ты всё еще тот самый маленький мальчик/девочка, которого обидели родители/сверстники» и т.д. Всё это он применяет к привычному поведению участников тренинга в обыденной жизни.
Экскурс в историю:
Термин «жизненный сценарий» и три состояния Я (родитель, взрослый, ребёнок) есть ничто иное как понятийный аппарат транзактного анализа, разработанного еще в середине двадцатого века Э.Бёрном и активно использующегося и по сей день его последователями в процессе психотерапии (см. Э.Бёрн «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений»).
Никаких ссылок на использование транзактного анализа, конечно же, не делается. Наверное, г. Герасичев всё это придумал сам, он же «НЕ психолог». (шутка!)
Это к вопросу о том, что «лайфспринг» не использует психологические методы работы. Использует, друзья, и еще как!
В целом надо отметить, что от транзактного анализа, который, кстати сказать, берёт своё начало из психоанализа Фрейда (а попытки провести экспресс-психоанализ «на колене» ведущий реализует с завидной регулярностью и применительно ко всем участникам прямо по ходу тренинга), кроме терминов в тренинге мало что осталось.
Но он не раскладывает личность на составляющие родитель-взрослый-ребёнок и не исследует перекрестные связи субличностных составляющих клиентов, как это делаем мы, ничего не умеющие практические психологи. Герасичев ввернул «умный» термин и достаточно. И так красиво.
Для справки сообщаю, что транзактный анализ есть ничто иное, как психотерапевтический подход и используется психологами и психотерапевтами при работе с людьми, имеющими определённые проблемы, а уж никак не для активации личностного роста в формате тренинга. Никаких ссылок на первоисточники не даётся, теоретическая база и термины выдаются за собственные разработки. В общем, плагиатом г. Герасичев не брезгует, но это не самое страшное, друзья.
Давайте посмотрим, а что же собственно происходит на самом тренинге. Какова логика тренингового процесса и технология работы.
Нам демонстрируют несколько «эпизодов» работы тренера с участниками один за одним. В целом есть тренер, который всё знает, есть участник – заблудшая несчастная овца, пришедшая на тренинг за «волшебной таблеткой» от своих несчастий и зал, который состоит из таких же «несчастных», ждущих соей очереди на «горячий стул».
Что повторяется во всех эпизодах, так это поведение ведущего. Во всех случаях оно сценарное. Алгоритм прост и неизменен, несмотря на разнообразие проблемных ситуаций и характер проблем участников тренинга.
В целом схема работы тренера выглядит так:
Шаг 1 — Участник заявляет ПРОБЛЕМУ.
То есть, человек выходит и говорит:
— У меня не получается вот это или я неуспешен в том-то и том-то.
Шаг 2 — Тренер внутри себя выстраивает (или выдумывает) некую гипотезу о причинах текущего состояния и наличие ИСТИННОЙ, по мнению тренера, проблемы участника.
По каким критериям тренер выводит эту «истину», одному Богу известно, ну или ему и Богу, не иначе. Во всяком случае «истина» выдается в лоб как приговор и обсуждению не подлежит.
Шаг 3 — Тренер оказывает массированное давление на проблемную зону клиента: продавливает, фрустрирует больные точки. То есть в грубой и жёсткой форме нападает на участника, нелицеприятно и прилюдно (!) высказывается о причинах проблемы, разрушая самооценку человека.
Поступая таким образом, тренер усиливает до крайности болезненные переживания, в результате чего через некоторое время у участника, находящегося на «горячем стуле», наступает дезориентация и растерянность. Включается естественный механизм личностной защиты, некое «отупение». Участника буквально «захлёстывает» плохо контролируемыми эмоциями, по итогам через некоторое время включается реакция торможения — как естественное следствие перегрузок нервной системы.
Это можно сравнить с эффектом болевого шока.
Шаг 4 — На фоне эмоционального зашкаливания снижается критичность восприятия окружающей информации, и на этой волне тренер проводит суггестивное воздействие. Проще говоря, внушение.
На фоне эмоционального отупения критичность восприятия падает, и участник проглатывает тренерский наказ:
— Ты делал не правильно, а правильно так и вот так. Иди и делай! И будешь счастлив!
Шаг 5 – Участник испытывает облегчение, когда выпадает из «поля атаки» тренера.
С одной стороны он как бы поговорил о своей болезненной теме и тем самым стал сильнее, с другой стороны его наконец-то оставили в покое. Как следствие — спад напряжения и наступление чувства облегчения.
По такой схеме проходят практически все представленные эпизоды демонстрируемого тренинга. Мы (зрители) прекрасно понимаем, что это всего лишь «демо-версия», что многое оказалось за кадром, и, тем не менее, нам показывают якобы лучшее, самые сильные моменты тренинга.
Но друзья мои, сходу бросаются в глаза две вещи…
А именно полное отсутствие контакта (диалога) тренера с участником. Более того, тренеру этот диалог АБСОЛЮТНО НЕ НУЖЕН. Тренер вообще не ставит перед собой такой цели. Зачем? Он уже выявил из каких-то своих соображений причину проблем участника, и теперь, зная его больные точки, отлупит участника по полной программе и наводящими вопросами, вырывая из контекста только нужные для доказательства своей теории факты, приведёт участника к нужным ему (тренеру) выводам.
Иначе говоря, тренер, начиная работу, уже знает чем она закончится, а потому диалог и истинное отреагирование переживаний участника ему не нужно и неинтересно. А ведь любой мало-малски грамотный психолог вам скажет, что именно отреагирование переживаний клиента, «выпускание джина из бутылки» и дальнейшая трансформация этих ранее не отреагированных зажатых чувств клиента, даёт истинную трансформацию его проблемных ситуаций и болевых зон. И тот самый личностный рост, о котором так печётся г. Герасичев.
В представленном ролике особенно ярко видно отсутствие контакта в эпизоде с Натальей и Ириной. Проблема отношений матери и дочери заявлена дочерью Ириной.
Вкратце: дочь садится «на горячий стул» тренинга и говорит об отсутствии взаимопонимания с мамой, о том что еще живы детские обиды и переживания (матери 52 г, дочери 25 на момент тренинга). Дочь рассказывает, что из-за детских обид у неё сложились комплексы в отношении собственной адекватности (нормальности) из-за оценок матери, полученных в 11-летнем возрасте. И что для преодоления комплексов ей пришлось многое пережить. Мать оправдывается, высказывает свою альтернативную позицию, говорит о своём видении процесса воспитания, и о том что хочет выстроить доверительные отношения, но не понимает сути претензий дочери.
В данном эпизоде Герасичев Наталью ПРОСТО НЕ СЛЫШИТ и не хочет слышать. Дочь выбрана на роль жертвенного ребёнка, а мать – бездушный, тупой домашний тиран. Особенно показателен финал работы тренера. Заканчивается эпизод якобы провалом упрямой и эмоционально тупой матери, которая на самом-то деле (если внимательно слушать что и как она говорит), вначале пыталась-пыталась вступить в диалог с тренером, но потом, поняв, что её никто не собирается слушать, на каком-то моменте наглухо ушла в «защиты». И её финальная фраза «А я не собираюсь никого здесь жалеть», означает «а не пошли бы Вы куда подальше со своими нападками».
Герасичев вывернул уход в защиты участника как то, что участница «провалила свой шанс на изменения».
Друзья мои, я, как психолог, не знаю что здесь надо добавить кроме того что это провал работы над созданием диалога близких друг другу людей.
Без комментариев.
Переводя вышеозначенный эпизод на язык понятный непрофессионалам, это выглядит так, как будто вы зашли к соседке, чтобы предупредить её, что её поджидает маньяк за углом, но, встретив на пороге, первое что у вас вырвалось: « у тебя такое некрасивое платье, ты плохо выглядишь». На что перед вами просто захлопнули дверь.
Очевидно однобоко плоское связывание какого-то единственного травмирующего эпизода из глубокого прошлого участника со сложившимся состоянием проблем клиента на настоящий момент.
Например:
Первая участница Женя. Эдакая «отличница» с комплексом «синего чулка», заявила о проблеме построения отношений с мужчинами и выбора партнёра для создания семьи. Она никак не может выйти замуж. Из прошлого вспоминает, что в детстве играла с отцом в «знайку», отвечая на вопросы. И если ей тогда в детстве не удавалась ответить, то она сильно расстраивалась, если отвечала правильно, то это вызывало поощрение любимого отца. Тренер вывел гипотезу, о том, что и по сей день она играет в «знайку», стремится быть умной и начисто отказалась от собственных чувств, заменяя их интеллектуальными устремлениями и профессиональными амбициями.
Герасичев утверждает, дескать тебе, Женя, давно пора прекратить играть в «знайку», ибо именно в этом вся твоя проблема. Ты, Женя, со всеми в это играешь, поэтому ты неудачница. И замуж тебя никто не возьмёт.
Друзья мои! Между игрой в «знайку» маленькой девочки и тем человеком, которым является Женя на момент тренинга, находятся эдак лет двадцать живой человеческой жизни, наполненных разными событиями и переживаниями.
Хочется спросить:
— А что Женя делала все эти годы? Папа, поиграв с ней в «знайку», положил её в книжку и засушил в виде гербария, а теперь её вытащили и принесли на тренинг?
На каком основании идёт вырывание одного довольно незначительного эпизода детских воспоминаний психологической травмы пяти– семилетнего ребёнка из контекста ВСЕЙ жизни и связывание проблем ВЗРОСЛОЙ (!)девушки с????
Безусловно, у нас есть основания полагать, что какая-то травма наверняка была, но та закостенелость проблем, с которыми на тренинг пришла Женя, есть следствие ЧЕРЕДЫ СОБЫТИЙ её жизни и трансформации ранее полученных травм, сквозь призму последующего жизненного опыта. А утверждать, что вот мы сейчас там, в детском саду, всё пересмотрим, и у взрослого человека жизнь пойдёт по-другому, по меньшей мере наивно… если не сказать что это просто глупость.
Хочется спросить:
— Вы, господин Герасичев, разве не понимаете что пятилетняя девочка, сидящая на коленях у отца, и взрослая сформировавшаяся личность 25 лет отроду — это вообще два разных человека?
Личность складывается под влиянием многих событий и переживаний, почему тренер выбирает только один микроэпизод и называет его сценарием ВСЕЙ жизни, — осталось для меня загадкой.
Если говорить о конкретном примере, то здесь почему-то никак не освещена роль матери, а вернее родительская модель отношений матери и отца и влияние этой модели на формирование Жениных отношений с мужчинами. То, что она не хочет иметь детей, не хочет создавать семью – ведь это очень похоже на голос материнских проблем в Жениной голове… (об этом вам скажет любой образованный психолог).
Надо ли тут писать, что неудачи матери в отношениях с отцом, развод и распад семьи для ребёнка является травмой. И маленькая девочка, видя и запоминая этот родительский опыт, неосознанно проецирует его, а равно и все детские страхи на свою жизнь. Надо ли здесь упоминать, что, выстраивая личные отношения с нашими партнёрами, мы на бессознательном уровне, НА АВТОМАТЕ (!) во многом повторяем то ролевое поведение, которое видели у своих родителей?
Но насколько мы видим, г. Герасичева это всё не интересует, как, впрочем, и сама Женя с её проблемами. Он отработал чётко по своему сценарию:
1 — провёл сильное болезненное давление, доведя участницу до слёз. Кстати сказать, техника таких фрустрирующих воздействий очень проста и практически безотказна, но не буду здесь её описывать, дабы не провоцировать неправильное применение.
2 — в грубой форме объяснил, что Женя жила всё это время неправильно.
3 — объяснил в чём её проблема (вынес приговор) и отправил в жизнь.
Хочется спросить: и что дальше? Что от этого Женя всю свою жизнь перекроит и переделает?
Само по себе давление на болевые точки клиента используется психологами как методика фокусирования на неосознанных чувствах, но используется именно в ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ работе.
Цель такого воздействия актуализировать болезненное переживание, чтобы вытащить жало проблемы. Дальше клиент должен прожить, прочувствовать и отреагировать свои эмоции и уже после этого психотерапевт создает с клиентом почву и безопасные условия для реализации новых возможностей, создания новых форм для более продуктивного взаимодействия с окружающим миром. В этом принцип экологичности психотерапевтического воздействия.
И это работа не одного или двух дней. На подобную работу уходят недели, месяцы, иногда годы, ибо психические процессы имеют свою стадийность и протяжённость. И чем глубже и острее травма, тем больше времени нужно для её изживания.
Но г. Герасичев не даёт возможности прожить чувства и изжить их из себе. Он купирует активизированные им же самим процессы болезненных переживаний и тут же на пике эмоциональной болтанки даёт установку-внушение на «правильный алгоритм».
Что же происходит тогда, спросите вы?
Любой психолог скажет, что не пережитая травма загоняется еще глубже и работать с ним становится еще труднее. А чувство облегчения, которое испытывает участник, возникает когда он наконец-то «отполз с лобного места».
То, что мы видим у Герасичева скорее похоже на показательную порку, а не на реальную проработку проблем.
Знаете, на наш взгляд это какой-то тренинг для «униженных и оскорбленных». Где есть умный и все знающий «большой Сэм» и сборище инвалидов-неудачников (участников). Любая попытка вступить в диалог пресекается, так как г. Герасичев ведёт участника к заранее определённой им точке-цели.
Логика такова: я, тренер, точно знаю, где твоя проблема. Она в том-то и в том-то. Ты жил всё это время неправильно, вот тебе правильная форма, а теперь иди и исправляй.
Очевидны манипуляции Герасичева с группой с целью доказательства своей позиции.
Приведу пример:
— Кто видит в этом проявление эгоизма Натальи?– обращается тренер к группе и поднимает руку.
И, конечно же, в зале поднимается лес рук. (Психология группы в этот момент такая: «что ж мы глупее тренера?, конечно, мы не глупее и тоже все сразу это заметили»)
Друзья, надо ли мне вам объяснять, что это чистейшей воды манипуляция? (Кому не понятно, почитайте техники воздействия на коллективное сознание у НЛПишников и основы социальной психологии малых групп)
А эти великолепные паузы в диалогах с группой…
Существует две точки зрения: моя и неправильная, а если ты (участник Вася) со мной в чём либо не согласен, значит ты либо ничего не понимаешь, ибо куда тебе, дураку, понять проблему другого участника, «это не твой сценарий», либо ты на самом деле пришёл сюда именно чтобы спорить со мной. И в этом твой, Вася, сценарий!
В том и в другом случае 1:0 в пользу Герасичева.
Подобных моментов в представленном тренинге предостаточно, не хочется более на этом останавливаться. Давайте вернёмся к основным моментам.
Режет слух ненормативная лексика тренера, выражения из серии «ты облажалась», «я хотел бы купиться на ту фигню, которую ты здесь говоришь, но я этого делать не буду», «ты не живешь своей жизнью, потому что у тебя есть классная отмазка» и т.д.
Подобные некорректные высказывания, задевающие и унижающие участников тренинга, явно не способствуют личностному росту, и не создают почву для новых возможностей. Но это всего лишь часть «программы показательной порки», загоняющей в стресс. Об этом говорилось выше.
Ход развития мысли тренера намного быстрее реакции участников, и на этом фоне проскакивают, а вернее проглатываются откровенные логические несоответствия аргументов и выводов. Участникам просто не дают времени осмыслить и обдумать. Когда смотришь тренинг в записи — логические «косяки» вылезают. Становится очевидным связывание слабо коррелирующих между собой отдельных фактов биографии и далеко идущие выводы тренера о глобальности «катастроф», последующих за локальными событиями в жизни. Всё это работает на конечную цель — привести участника к заранее известной тренеру точке — выводу.
Дело в том, что при передозировке информации, когда скорость предъявления материала намного превышает скорость усвоения, у участников наступает информационная перегрузка. На этом фоне как по маслу проходят внушения тех или иных установок. Это нормальная реакция человеческой психики на перегрузку. Кстати сказать, она используется в обойме классических базовых методик наведения гипноза с целью коррекционного воздействия в психотерапевтической работе. (см. С. Горин «НЛП. Техники россыпью», Эриксон М. «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».)
Инструмент хорош, только в чьих он руках?
Почти каждому участнику в конце «сессии» Герасичев говорит:
— Какие выводы ты для себя сделал? А ты какие выводы для себя сделал? А ты? А ты?
Обращение само по себе достаточно эмоционально сильное, и, повторив его раз пять-десять, практически в 100% случаев, глубоко западает в подсознание. После такой «прокачки» участник выходит и задаёт себе вопрос:
— Какой вывод я для себя сделал из этого тренинга? Мой вывод в том, что я должен сделать вот так и жить вот так. Я сделал этот вывод САМ, самостоятельно, значит, я стал хозяином своей жизни! Я крут! Ура!
Аплодисменты. Занавес.
Итоги.
На наш взгляд, тренинг по сути не глубок. И в обучении тренеров тоже, знаете ли, «не затейлив».
Есть типажи и есть вытекающие из типажей проблемы. Допустим их десять, ну или пятнадцать. И на каждую «типовую» ситуацию тренер как из колоды карт вытаскивает типовой ответ-решение. На проблему А в контексте А есть ответ А, а на В-В, Здесь ты говоришь вот это, а в этом случае ведёшь вот сюда и т.д.
Задача тренера «отпинать» участника, чтобы снизить критичность восприятия, разбередить «больное место» и дать установку на вполне конкретные весьма поверхностные меры — изменения.
На фоне полного эмоционального раздрая участник «пилюлю» проглотит и будет доволен. А то, что, придя в себя, человек будет восстанавливаться от полученной психологической травмы — это уже лично его проблемы.
Подобные тренинговые программы, на мой взгляд, и, по мнению большей части моих коллег, становятся популярными именно в моменты кризисов и в первую очередь экономических. Когда возрастает безработица, падают доходы, конкуренция становится жёстче, меняются к худшему условия жизни, тогда в души людей закрадывается сакраментальный вопрос: «а может быть со мной что-то не в порядке?» И на этом фоне тренинг Герасичева и ему подобных товарищей набирает популярность. Как только экономическая ситуация стабилизируется, то и желание посетить «показательную порку» неизменно сходит на нет.
А мы только что пережили очередной кризис…
На мой взгляд, и думаю, меня поддержат коллеги, данные программы созданы для того, чтобы просто зарабатывать деньги. И делается это цинично и грубо. Кроме того, такие тренеры как Герасичев и ему подобные абсолютно не несут никакой ответственности — ни моральной, ни административной — за последствия своих «психологических интервенций». Есть, наверное, и положительные стороны тренинга и кто-то скажет что он «многое вынес и познал», только вопрос в том, ценой скольких душевных травм он это вынес? Есть в медицине такой замечательный принцип: не навреди. На подобных тренингах, похоже, о нём не задумываются. И кто эти люди, что проводят подобные программы? Где и кто их готовит?
В какой мере они несут ответственность за «плоды трудов своих», мне непонятно.
И ведь таких «самородков» много!
Автор: Погорелова Светлана Валерьевна
Соавтор Фарафонов Евгений Александрович
svetlvaler.livejournal.com
Зачем нужны тренинги личностного роста?
Психологический тренинг личностного роста предполагает развитие внутреннего потенциала, благодаря которому возможна полноценная самореализация и выстраивание гармоничных отношений с окружающим миром. Насколько это востребовано для каждого из нас? Какой ожидать от этого эффект? Каковы проблемы личностного роста, которые могут подстерегать на пути к становлению и трансформации личности?
Тот, кто не хочет идти вперед, неизбежно деградирует. Но чтобы расти, нужно побеждать свои фобии, слабости; следует быть готовым к переменам и ежедневному труду над собой.
Наверное, все мы когда-то испытывали чувство неполноценности, отчаяния, невозможности заставить себя сдвинуться с места, чувства зависимости от различных стереотипов и ощущений, которые тормозят нас в достижении успеха.
Тренинги личностного роста позволяют научиться самоконтролю, прислушиваться к своим ощущениям, здраво оценивать свой потенциал.
Для проведения занятия опытный тренер стремится подобрать группу таким образом, чтобы люди действительно могли помочь друг другу. Он обязательно проводит предварительную беседу с каждым участником, чтобы составить программу с учетом особенностей каждого.
Главным отличием программы личностного роста от консультации психолога является возможность взаимодействия в команде. Личность, желающая развиваться, не просто умеет общаться — она в первую очередь взаимодействует с социумом.
Чему учит тренинг личностного роста психолога?
Вы сможете ловить все негативные эмоции, которые приходят вам в голову в течение дня, и трансформировать их в положительные; вы перестанете тратить огромное количество сил на выброс разрушительной энергии. Позитивное мышление станет обыденным и привычным явлением.
Курсы личностного роста помогут полюбить себя таким, какой вы есть, со всеми достоинствами и недостатками. После посещения тренингов вы будете давать своим действиям и мыслям объективную оценку, как бы со стороны. Это позволит глубже заглянуть внутрь собственного сознания, оценить правильно свой скрытый резерв, избавиться от вечных терзаний и обрести себя в жизни.
Онлайн тренинги личностного роста подходят для индивидуумов, которые находятся в затруднительном положении и нуждаются в проговаривании проблемы вслух; эта разновидность психологического общения идеальна для здоровых индивидов, способных адекватно реагировать на ситуацию и общение.
Тренинг личностного роста в Москве — это занятия, способствующие раскрытию и совершенствованию способностей, благодаря которым можно добиться успеха в разных сферах жизни. Особые методики содействуют тому, что человек ощущает себя как рыба в воде в любой ситуации и освобождается от ненужных тревог.
С моей точки зрения, такие курсы не годны для людей с подозрительным отношением к окружающим, с неадекватной завышенной самооценкой, необоснованной верой в свой потенциал. Хорошим вариантом для них станет консультация психолога онлайн, индивидуальная работа специалиста один на один.
Курсы личностного роста: попробуем подвести все «за» и «против»
1. Плюсы: отличная возможность повысить уверенность в себе, преодолеть личный кризис, освободиться от тревожности, наметить важные цели на будущее, открыть перед собой новые перспективы; улучшить отношения с родными людьми. Кому, как не нашим близким, требуется теплое общение?
2. Минусы: не подходит имеющим серьезные личностные проблемы, тяжелые психологические травмы. Для них хорош вариант психолог онлайн и общение напрямую.
Также, на мой взгляд, слишком жесткий тренинг, проводимый неспециалистом, сам по себе способен травмировать человека. К тому же некоторые люди чересчур увлекаются подобного рода мероприятиями — из работы над собой тренинги для них превращаются в развлечение.
Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением, что чем больше возможностей и навыков, тем шире горизонт, который открывается перед нами. Тренинги личностного роста как раз и направлены на увеличение объема внутреннего потенциала; они помогают создать психотип, устойчивый к внешним воздействиям.
Учитесь двигаться вперед и не сдаваться, несмотря ни на что! И тогда во всех начинаниях вам будет сопутствовать удача. Избавьтесь от излишнего беспокойства, забудьте о прошлом, живите настоящим и смотрите в успешное будущее!
Также предлагаю пройти тест «Кто же я на самом деле» в двух версиях в разделе Психологические тесты на личность.
ekolobkova.ru
Психолог Сергей Ключников — Тренинги личностного роста
Современная психология утверждает, что человеческая личность не является статическим образованием, она естественным образом меняется в течении жизни с возрастом и накоплением опыта.
Скорость ее изменений и глубина трансформации личности увеличивается, когда человек делает целенаправленные шаги по самоизменению.
В современном мире сложился институт, который помогает человеку получить необходимые знания и практические навыки для саморазвития и личностного роста. Это тренинги личностного роста.
Одной из самых лучших форм помощи личности, стремящейся изменить себя в лучшую сторону является посещение тренингов личностного роста.
Тренинги личностного роста были впервые разработаны и проведены в Соединенных Штатах Америки впоследствии они получили большую популярность во всем мире.
Однако со временем выяснилось, что в американском виде они воспринимаются российской аудиторией не самым лучшим образом. Потому в России за последние двадцать лет они прошли через мощную адаптацию к российскому менталитету и психологическим особенностям жителей нашей страны.
Тренинги личностного роста предназначены, как видно из названия, для любого человека, испытывающего потребность в развитии, улучшении и совершенствовании собственной личности.
Сегодня в России и особенно в Москве психологи отмечают, что тренинги личностного роста становятся все более популярными.
На этих тренингах отрабатываются полезные навыки общения, формируются позитивные установки, психологические качества и жизненные умения.
Формат тренингов позволяет за достаточно короткое время если не изменить человека на личностном уровне, то дать мощный толчок к подобным изменениям.
Личность участника данного тренинга получает концентрированный опыт, в результате которого она растет, развивается и улучшает свои качества быстрее, чем при своем стихийном развитии в ходе жизни.
Личностный рост всегда связан с пробуждением глубинного потенциала творческих способностей, которые в той или иной степени есть в любой личности.
Это усиление таких качеств человека как свобода выбора, ответственность, открытость, способность чувствовать и понимать другого человека, принятие другого человека и самого себя, уверенность в своих силах, умение творить и преодолевать препятствия.
Тренинги личностного роста создают хорошую атмосферу для развития всех перечисленных психологических качеств.
Нужно отличать тренинги по развитию тех или иных жизненно важных навыков и тренинги личностного роста, предполагающие целенаправленную работу человека по изменению к лучшему себя и собственных психологических качеств под руководством тренера, который является специалистом по позитивным изменениям человека.
На тренингах личностного роста опытный тренер создает особую обучающую и развивающую среду, где благодаря специально созданным ситуациям с помощью различных упражнений, ролевых игр, практик участник тренинга начинает лучше понимать других людей и самого себя, освобождается от психологических блоков и негативных переживаний .
Тренинг личностного роста- это уникальная возможность открыть в себе творческие способности, развить какое-то нужное качество, научиться более гармонично и позитивно выстраивать личностные отношения с другими людьми.
Тренинги личностного роста не заменяют личных усилий человека к совершенствованию себя. Они создают благоприятную психологическую атмосферу для усвоения новых знаний, умений и навыков и дают человеку мощный импульс для самостоятельной работы над собой.
Обычно тренинги личностного роста проходят в четыре этапа (ступени): Базовый курс, Продвинутый курс, Лидерская программа и Мастерский курс. Человек не обязан ходить на все ступени , он может остановить свое погружение в мир практической психологии на любом этапе.
Если участники тренингов личностного роста попали к серьезному специалисту и хорошему психологу, то изменения, которые постепенно происходят с ними будут позитивными и долгосрочными.
kluchnikov.ru