как устроен и почему не работает
Ольга Карасева
не изображает жертву
Профиль автора
Конфликты на работе, сложности в романтических отношениях и семейные ссоры нередко объясняют одинаково — попаданием в треугольник Карпмана.
Считается, что в этой модели отношений люди берут на себя роли жертвы, преследователя или спасателя, — и это позволяет им манипулировать друг другом. Теория получила широкое распространение, но ученые смотрят на нее со скепсисом.
Что нужно знать о работе мозга
Главное о действенных способах не поддаваться стрессу и ошибкам мышления — в вашей почте дважды в месяц по пятницам. Бесплатно
Что такое треугольник Карпмана
Эту модель отношений в 1968 году описал американский психиатр Стивен Карпман. В честь него она и получила свое название. Хотя сам Карпман предпочитает термин «драматический треугольник».
Карпман обратил внимание, что в большинстве жизненных ситуаций люди как будто бы бессознательно начинают играть одну из определенных ролей. Тот, кто начинает искать поддержки и защиты, в терминологии Карпмана — жертва. Тот, кто нападает и проявляет агрессию, — преследователь. А тот, кто начинает жертву настойчиво защищать, противостоя преследователю, — это защитник.
По такой модели, утверждает психиатр, могут строиться самые разные отношения: семейные, романтические, дружеские, рабочие. Так, в семье исполнять роли будут родители и ребенок. Например: ребенок-жертва жалуется, что не справляется с уроками и не может самостоятельно собраться в школу, из-за чего получает наказания и критику от строгого родителя-преследователя. Но потом второй родитель-спасатель его жалеет и помогает с заданиями.
/toxic-relationships/
Не выноси мне мозг: что такое токсичные отношения
Считается, что разорвать порочный треугольник очень сложно. Потому что роли на самом деле выгодны участникам треугольника — особенно жертве. Демонстрируя беспомощность, она, по мнению Карпмана, неосознанно заставляет окружающих подстраиваться и брать на себя две другие роли — преследователя и спасателя.
Но в действительности жертва в треугольнике Карпмана вовсе не так беззащитна, как кажется. Исполняя свою роль, она якобы манипулирует другими, избегает ответственности и перекладывает на них решение своих проблем. Карпман уверяет, что если в окружении такого человека не найдется желающих его преследовать и спасать, он просто сменит круг общения и все равно вовлечет кого-то в психологическую игру.
Преследователь тоже получает свою выгоду: обвиняя и притесняя жертву, он на ее фоне чувствует себя значимым и важным. А спасатель повышает самооценку и получает одобрение окружающих за счет того, что стал нужным и помог жертве.
/hero-syndrom/
«Если не я, то кто»: что такое синдром спасателя
Карпман пишет, что люди, оказавшись в треугольнике, часто меняются ролями — даже во время одного разговора это может произойти несколько раз в зависимости от обстоятельств.
Он объясняет это на примере сказки про Красную Шапочку: сначала она идет к бабушке с пирожками в роли спасателя, потом встречает волка и оказывается жертвой, а как только на помощь приходят дровосеки, меняет свою роль на преследователя. Кстати, в том, что люди попадают в драматический треугольник, Карпман винил родителей, читающих детям сказки: якобы, подражая их персонажам, многие с детства усваивают соответствующие роли и потом действуют так всю жизнь.
Выходить из конфликта Стивен Карпман предлагает тоже с помощью треугольников, например упражнения «треугольник сочувствия».
В этой технике нужно постоянно задаваться вопросами: «Какие роли играет мой оппонент? Какие играю я сам? Кто я? Жертва, которую загнали в угол? А может быть, я спасатель или преследователь?»
Как только получится взглянуть на ситуацию не с позиции одного из ее участников, а снаружи, психиатр советует отнестись с сочувствием к тем, кто заперт в драматическом треугольнике.
Почему драматический треугольник пользуется популярностью
При разборе конфликтов и противоречий треугольником Карпмана пользуются как психологи, так и просто советчики из числа родственников или знакомых. Действительно, теорию о драматическом треугольнике можно подогнать под практически любую ситуацию.
Партнер расстроен невнимательностью к его просьбам, сосед просит сделать музыку потише, коллега жалуется, что устал выполнять больше всех работы, — все эти ситуации адепты теории могут истолковать как манипулятивное поведение жертвы в треугольнике Карпмана. И благодаря этому получить самое простое решение проблемы — избавить себя от необходимости принимать на свой счет претензии или тратить ресурсы на помощь.
Кроме того, треугольник Карпмана подпитывает опасные когнитивные искажения, в частности — веру в справедливый мир. Из-за нее люди склонны думать, что во вселенной действуют некие законы, благодаря которым каждый получает то, чего заслуживает. И если человек жалуется на жизнь, то исключительно из-за того, что сам не хочет приложить достаточно усилий для ее изменения. Треугольник Карпмана закрепляет представления о жертве как о виновнике и даже выгодоприобретателе в любой сложной ситуации.
7 распространенных психологических манипуляций
Что не так с треугольником Карпмана
Существование драматического треугольника научно не доказано. Идея треугольника посетила Стивена Карпмана во время мозгового штурма. Он обратил внимание на положение игроков во время спортивных игр, и решил, что люди точно так же взаимодействуют друг с другом во время игр психологических. Но впоследствии проверять свою гипотезу психиатр не стал: он не проводил никаких экспериментов, которые подтвердили бы его теорию, а в своих статьях и книге в основном опирался на вымышленные примеры, например сказки.
В существовании феномена драматического треугольника не смогли удостовериться и последователи Карпмана. Ни одного исследования, свидетельствующего о существовании такой модели отношений, пока нет.
Например, американские ученые, пытавшиеся доказать, что люди действительно делятся на жертв, преследователей и спасателей и взаимодействуют по описанной Карпманом схеме, просто провели опрос среди 326 добровольцев. Они должны были выбрать наиболее близкие им утверждения, к примеру «мне кажется, я ничего не могу сделать как надо», «я бросаю все свои дела, чтобы помочь другим» и «вокруг меня одни некомпетентные и слабые люди».
Но таким исследованием ученые подтвердили только существование разных черт личности, а не то, что в процессе общения их обладатели обязательно ведут себя определенным образом и создают треугольник Карпмана.
В обзоре научных статей, посвященных драматическому треугольнику, упоминается всего одно исследование, авторы которого якобы доказали существование феномена. В 1984 году они пригласили 90 человек выполнить задания в лаборатории, и когда участники справились, предложили им поработать еще. Ученый в это время отыгрывал одну из ролей — жертвы или преследователя.
Ожидаемо, большая часть испытуемых согласилась на жалостную просьбу жертвы, а не на жесткое требование преследователя. Но эксперимент был проведен с методологическими ошибками — без контрольной группы. Да и считать его результат подтверждением теории можно разве что с большой натяжкой.
Треугольник Карпмана способствует виктимблеймингу — обвинению жертвы. В концепции Стивена Карпмана главным виновником формирования такой модели дисфункциональных отношений является жертва.
Но четких критериев, как отличить исполнителя роли жертвы в треугольнике от человека, на самом деле попавшего в сложную ситуацию или пострадавшего от насилия, Карпман не приводит. Так что, следуя этой теории, человека в беде легко обвинить в том, что он на самом деле извлекает какую-то выгоду.
/victim-mentality/
Не мы такие — жизнь такая: что такое ментальность жертвы
Теория не предлагает эффективного решения проблем. Несмотря на то что Карпман подробно рассказывает о позиции каждого из участников треугольника, действенных приемов выхода из него он не предлагает. В основном его советы сводятся к тому, что не стоит вовлекаться в манипуляции жертвы и нужно открыто обсуждать проблемы.
Так что лучше воспринимать треугольник Карпмана исключительно как метафору, а не как ответ на вопрос о том, почему в отношениях возникли сложности.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.
Треугольник Карпмана — Психологос
01 января 2009 г., 08:44
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Треугольник Карпмана — типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи — Стивен Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.
Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным – Преследователя виноватых, Жертвы преследования и Спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».
Тут нужно уточнить терминологию. В синтон-подходе есть противопоставление Автор-Жертва, но тогда как понятие Жертвы в синтон-подходе соотносится с Жертвой в треугольнике Карпмана? Человек в позиции Жертвы — это человек, который ощущает, что от него ничего не зависит, который верит, что в данной ситуации он не может выбирать свое поведение: «Это все из-за них, а что я мог поделать?» Тогда очевидно, что все три роли из треугольника Карпмана, а именно «Спасатель», «Жертва» и «Преследователь» — это все три разновидности позиции Жертвы.
Фильм «Любовь и голуби»
Если вам жалуется подруга, все понятно — она в роли Жертвы. Преследователь — тоже в позиции Жертвы. Почему? Если вы видите того, кто обзывается, кто требует, кричит и допекает бедную Жертву, и вы спросите его «Почему ты это делаешь?», в ответ вы обычно услышите «А что же мне еще делать, если он сам обзывается, («не варит кашу», «нас всех подводит», «все время опаздывает») — что же я должен делать в этой ситуации?». Если человек-Преследователь ощущает что не может действовать по-другому, он находится в позиции Жертвы.
Здесь уместно вспомнить формулировки Перлза «собака снизу и собака сверху». «Собака снизу» — ситуация, несчастная Жертва кусает окружающих своей тоской, воет так, что всем становится больно от ее воя; «собака сверху» — это когда человек вслух громко кусает: орет, ругается.
Если вы когда-нибудь поговорите со Спасателем на тему «А зачем ты этим занимаешься, почему, и стоит ли это делать», вы можете ощутить к себе ненависть, потому что: «А как же можно здесь не помочь?! Ведь человека обижают, преследуют, он страдает, ему плохо!». Спасатель — тоже заложник, человек в роли Спасателя также опустился в позицию Жертвы.
Основное содержание игры
Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли Преследователя. Вариант: Преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя, и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь Жертве и защитить ее от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а он в Преследователя.
Житейские иллюстрации треугольника Карпмана см.→
Механизмы треугольника
Карпман и работающие в традиции трансактного анализа психологи полагают, что треугольник этих ролей складывается в первую очередь в силу тех или иных внутренних выгод.
«Если идет некая игра, если есть некие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе все просто развалилось бы. Если вы в чем-то участвуете – это вам зачем-то нужно. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всем» виноваты другие)».
Возможно, что это так. В любом случае, для задач психотерапии это достаточно хорошо работающий взгляд. При этом имеет смысл рассматривать и другие возможности: возможно, основа таких отношений не только внутренние выгоды, но и — неспособность противостоять манипуляциям, некритично усвоенная философия жизни, и — просто жизненные привычки. В этом случае, кроме бесед о выгодах, можно разговаривать о жизненных ценностях и обучать новым, более разумным привычкам↑.
Выход за рамки треугольника Карпмана
Главное, что вам нужно знать о треугольнике Карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали — вам не место в этом треугольнике. Треугольник Карпмана — реальность, но только для бестолковых людей, которые живут чувствами, не имеют четких целей и не умеют себя контролировать, раз за разом оказываясь в позиции Жертвы. Чем более разумен человек, чем он в большей степени в авторской позиции, помнит свои цели и обдуманно их реализует, тем реже он попадет в этот сумасшедший дом. Как все это реализовать конкретно? См.→
- Треугольник Карпмана
- Автор Н.И. Козлов
- Позиция Жертвы
- Жертва
- Курс — Не играю Жертву
Комментарии (11):
Гость, 15 сентября 2013 г., 19:03
Спасибо большое, теперь разобралась в этом феномене, особенно помогло видео.
Гость, 18 декабря 2013 г., 10:13
Убедительно, спасибо!
Гость, 17 февраля 2014 г., 16:06
Большое спасибо, видео помогло.
Гость, 02 апреля 2014 г., 03:11
Я, наоборот, знала об этом, но забыла и жила спокойно. А сейчас пришлось вспомнить. Это ужасно — прикинуться любят все, но, блин, когда ты вечный спасатель — это убивает.
1
ответ
Лилия Соколова, 02 апреля 2014 г., 08:10
Ты всерьез так разговариваешь? «Это ужасно», «Это убивает…» — вообще-то это словарь Жертвы. Тебе это надо? Посмотри при случае статью «Словарь Жертвы» и «Что делать с позицией и состоянием Жертвы».
Гостья, 19 января 2016 г., 22:42
Сначала я думала, что достаточно будет не сближаться с такими людьми, которые чуть что, сразу в конфликт, но можно сохранять вежливое общение на расстоянии (здрасте-до свидания). Сейчас прихожу к выводу, даже этот минимум лишний. Треугольник похож на огромную водяную воронку, а значит даже к краю подходить не стоит, иначе затянет, особенно, если человек не живёт осознанно.
Гость, 17 мая 2016 г., 09:19
Интересно! Я, как правило, занимаю роль преследователя)
Гость, 14 июня 2018 г., 00:53
Мне очень понравилась статья, очень познавательно и доступно всё описано.
Тагильцева Елена, 29 июля 2018 г., 18:20
Да, я на тренингах по отношениям и бизнесу всегда его разбираю. Мы выросли в манипулятивном обществе, и когда встречаем человека вышедшего из этого треугольника испытываем шок.
Гость, 14 февраля 2020 г., 15:18
Извините, но Треугольник Карпмана — это прикрытый эгоизм, равнодушие. Не вводите людей в заблуждение этой теорией эгоиста.
1
ответ
Гость, 09 ноября 2020 г., 01:57
Эгоизм берет начало из плоских, низменных побуждений, он может только брать (сам не гам и другому не дам). Чтоб что-то взять, нужно что-то дать и это неоспоримо.. Человек нужен только самому себе. Кто мешает «включить» пытливость ума, сфокусироваться на решении, принятии, вдохновении, да с чувством тотальной ответственности за свою ЖИЗНЬ, и треугольник покажет сознательное развитие, как результат — чувство общности, вовлеченности, стремление. Вы сами – и материал, и архитектор, и строитель СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. А единственный ваш враг – это тоже вы сами. Думай, «мысли это ГУД», честный разговор с самим собой и жажда познания, вот где ответы..
Материалы по теме:
01 янв. 2016 г.
Дистанция – система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее
02 февр. 2020 г.
Треугольник Карпмана и как из него выходить
Мне нравится помогать людям. Оборотная сторона моей склонности – роль Спасителя в играх по Берну. Поэтому «треугольник Карпмана» для меня стал и остаётся одной из самых полезных моделей и в жизни, и в работе с клиентами.
1Подробнее
01 янв. 2000 г.
Практикум смыслового анализа подтекста
Все приведенные техники «выруливания» оказываются по-настоящему эффективными тогда, когда каждую из них вы отработаете.
5Подробнее
01 окт. 2022 г.
Созависимость: помощь психологов
Созависимые вполне готовы вместе с психологом и обсуждать возникающие в их жизни проблемы. Психолог при этом должен понимать, что он просто входит в их игру.
10Подробнее
01 окт. 2022 г.
Треугольник Карпмана: выход за рамки
Главное, что вам нужно знать о треугольнике Карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали — вам не место в этом треугольнике. Как это реализовать конкретно?
9Подробнее
Психологическая безопасность и драматический треугольник
В вашей команде постоянно происходят драмы?
Часто мы не осознаем, что для того, чтобы остановить драму, нам нужно создать в команде психологически безопасную обстановку.
Только когда мы поймем, как создается и поддерживается драма в наших отношениях, мы сможем предпринять шаги, чтобы вырваться из нее, и, в конечном счете, осознаем необходимость повышения психологической безопасности в вашей команде.
Полезная структура для понимания этой драмы называется треугольником драмы.
Драматический треугольник – объяснение динамики нездоровых отношений
Драматический треугольник – очень простая, но глубокая модель.
С тех пор как Стивен Карпман («Драматический треугольник Карпмана») впервые придумал его в 1960-х годах, психологи сочли его очень полезным для понимания того, что происходит в динамике нездоровых отношений.
Изучая то, как взаимодействуют люди, Карпман понял, что у каждого из нас есть «сценарий» истории, которую мы проживаем в своей жизни.
Он назвал эти истории «рассказами о жизни».
И он сказал, что если мы сможем изучить и понять эти нарративы и их сценарии, они помогут нам понять динамику долгосрочных отношений, а также взаимодействия в данный момент.
Драматический треугольник Карпмана объясняет, что наше поведение соответствует нашим сценариям; что мы разыгрываем эти сценарии по отношению к сценариям других персонажей нашей истории — играя на основе их сценариев.
Важно понимать, что драма создается, когда персонажи в истории берут на себя разные роли по отношению друг к другу, но драма поддерживается, когда роли переходят от одного персонажа к другому.
Драматический треугольник в двух словах:
Драматический треугольник пытается объяснить, как наше поведение работает вместе, чтобы создать и поддерживать динамику отношений.
Карпман предполагает, что в основе любого нездорового жизненного сценария лежат три главные роли:
- Преследователь
- Жертва
- Спасатель
Понимание этого поможет нам понять динамику драмы отношений.
Важно понимать, что драма создается, когда персонажи в истории берут на себя разные роли по отношению друг к другу, но драма поддерживается, когда роли переходят от одного персонажа к другому.
Каждый персонаж может играть и играет разные роли в одной и той же истории, по отношению к разным персонажам, в разное время и по-разному. Прежде чем мы углубимся в каждую из трех ролей, полезно получить общее представление о том, как роли взаимодействуют друг с другом.
Как взаимодействуют три роли драматического треугольника
В жизни мы все можем играть каждую из этих ролей – Преследователя, Жертвы, Спасателя – а часто и более одной одновременно.
Разные персонажи пересекаются, видя друг друга по-разному.
У каждого персонажа есть субъективный опыт истории. Как только кто-то принимает роль, он, по сути, приглашает других в треугольник, чтобы они играли другие роли. Это как бросить кому-то мяч, даже если он этого не ожидал, срабатывают его рефлексы, и он пытается его поймать. Большую часть времени.
Мы можем научиться подавлять эти рефлексы — нам НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО попадать в эти роли, но так часто приходится. Кажется, это очень естественно для нас. И когда мы берем на себя роль в ответ, мы входим в драматический треугольник, разыгрывая сценарий этой роли в ответ на сценарий другой.
Жертвы развивают и рассказывают себе «истории дефицита», когда чувствуют себя маленькими, слабыми или неполноценными. Со сценарием, в котором есть такие утверждения, как «Меня недостаточно». «Жизнь несправедлива.» «я не знаю как» «это не моя вина»
Жертва, преследователь, спасатель – какую роль вы играете?
Люди с менталитетом жертвы считают себя слабыми и оскорбленными. У них развилось ожидание того, что ими воспользуются — либо обстоятельства, либо действия других людей.
Жертвы жалеют себя и ожидают, что другие тоже пожалеют их. Это создает почти ненасытную потребность в помощи, и, чтобы получить ее, они рассказывают истории о том, как тяжела жизнь.
В глубине души они верят, что раз у них нет того, что нужно для решения собственных проблем, то это должен делать кто-то другой. Что другие «должны им», потому что, в конце концов, они ни в чем не виноваты.
Чтобы получить желаемую помощь, они могут стать манипуляторами.
Но какая помощь, что они нужна не та помощь, которую они хотят . Человек с менталитетом жертвы подобен нищему, который хочет милостыню, а не возможность работать. Поэтому, как правило, они плохо реагируют на то, что кто-то пытается расширить их возможности — это противоречит сути их идентичности жертвы.
Жертвы развивают и рассказывают себе «истории дефицита», когда чувствуют себя маленькими, слабыми или неполноценными. Со сценарием, в котором есть такие утверждения, как «Меня недостаточно». «Жизнь несправедлива.» «Я не умею», «Я не виноват» и т. д.
Если жертвы остаются в образе жертвы, как мы создаем драму при смене ролей в драматическом треугольнике?
Хороший вопрос.
Жертвы сильно резонируют с другими Жертвами.
Если кто-то рядом с ним нуждается в спасении, то Жертва может взять на себя роль Спасателя для этого человека – она идентифицирует себя с историей, которую рассказывает другой человек; они видят в нем себя и так же могут переключиться в режим Спасателя.
Или они могут наброситься на Преследователя этой Жертвы, спасая эту Жертву, преследуя этого Преследователя (помните, мы можем играть более одной роли одновременно).
Также, когда потенциальный Спасатель не может их спасти, Жертва может превратиться в Преследователя, набрасываясь на потенциального Спасателя – независимо от того, выбрал тот человек быть Спасателем или нет.
Часто спасатели-экстремалы так же запутаны, как и люди, которых они пытаются исправить, а может быть, даже больше. Но они могут и сами об этом не знать. Спасатели могут иметь убеждения о себе, такие как: «Я знаю, что лучше»… или «Я могу тебя вылечить».
Спасатели
хотят помочь.Помощь, которую они предлагают, может быть физической, эмоциональной или психологической. Но их помощь, по природе своей динамики Драматического Треугольника, на самом деле не всегда полезна. Как и у Жертвы, у них есть личность, сильно связанная со сценарием этой роли.
Им нравится быть теми, кто решает, исправляет или помогает. Когда они вмешиваются, они получают эмоциональную и психологическую награду.
Предлагая советы и поддержку, Спасатели чувствуют себя нужными, полезными и важными. Это дает им цель. Они гордятся тем, что находятся в роли «наладчика». И они могут жаждать похвалы, которую они получают в результате.
Они знают, как «правильно» построить правильные отношения, как «правильно» вылечить любую болезнь. Они знают, как «правильно» оказывать психологическую поддержку, как «правильно» спасать Жертв.
В принципе, они все знают.
Часто спасатели-экстремалы так же запутались, как и люди, которых они пытаются исправить, а может быть, даже больше. Но они могут и сами об этом не знать. Спасатели могут иметь убеждения о себе, такие как: «Я знаю, что лучше»… или «Я могу тебя вылечить».
Спасатели считают, что Жертвы, которым они помогают, в конечном итоге смогут взять на себя ответственность за свою жизнь. Но они не видят, что их постоянное вмешательство на самом деле способствует мышлению жертвы и еще больше лишает их сил.
Они не видят, что у Жертв может быть все необходимое для решения собственных проблем. И не замечают, что своим постоянным спасением они мешают Жертвам развивать свой собственный потенциал, удерживая их в роли и сценарии Жертвы.
Преследователь выступает за правду, честность и справедливость. По крайней мере, с их собственной точки зрения. Эта роль видит себя «защитником» идеалов, ценностей и убеждений (тех, которым они привержены), и они могут быть фанатичными в своих попытках их отстаивать.
Такой подход может быть невероятно судейским (осуждающим?) и самодовольным. Это делает людей негибкими и, следовательно, неспособными смотреть на ситуацию с другой точки зрения. И, конечно же, превращает людей в Жертв, когда они не способны отстаивать идеалы Преследователя.
На эту роль очень легко могут попасть фанатики и активисты, равно как и религиозные фундаменталисты.
У преследователей нет недостатка в «негативных чувствах и эмоциях по отношению к людям или ситуациям». Они испытывают обиду, агрессию и раздражение, которое затем направлено на того, кому не повезло, что он не оправдал их идеалов.
Преследователи не любят, когда их считают слабыми или неправильными. Так они отрицают собственные чувства и уязвимость, скрывая любой намек на несовершенство, лицемерие, ошибку или беспомощность.
На первый взгляд есть попытка изменить поведение тех, кто ошибается, но внутри Преследователи пытаются создать самодовольное безопасное место для себя.
Это может быть связано с их страхом стать Жертвой. Поэтому они чувствуют, что должны защитить себя, защищая эти идеалы. И делают они это, пытаясь контролировать мир и людей вокруг себя.
Это создает определенный уровень кажущейся уверенности и стабильности для них, но суждения для других. Вместо того, чтобы решать проблемы или брать на себя ответственность, они сосредотачивают свое внимание на преследовании других, предпочитая обвинять и перекладывать ответственность на других вместо того, чтобы решать свои собственные проблемы.
Но хотя Преследователь может чувствовать, что он строит для себя безопасное место, это положение очень ненадежно.
Преследователи рискуют упасть со своей высокой лошади, став Жертвами собственной неспособности соответствовать своим идеалам – Жертвами собственного суждения.
Выйдите из драматического треугольника и увеличьте психологическую безопасность
Если ваша команда не начнет функционировать в психологически безопасной среде, вы будете продолжать играть роли с драматическим треугольником и связанным с ним поведением.
Есть ответ на драматический треугольник и роли, в которые мы втягиваемся.
Используя силу динамики расширения прав и возможностей, вы и ваша команда сможете отказаться от разыгрывания драматического треугольника и перейти к повышению своей психологической безопасности и, в конечном счете, своей эффективности в команде.
Вы можете получить доступ к ресурсу Beyond Psychological Safety, который мы создали, чтобы дать вам представление о том, как выглядят психологически безопасные команды, как это выглядит, когда команды небезопасны, и как двигаться к более психологически безопасная рабочая среда.
Остановите драму! Улучшение ваших отношений
Вы находите, что ваше взаимодействие с другими людьми полно драмы?
Может быть полезно подумать о том, как роли, которые мы играем с другими, способствуют стрессу и несчастью.
Драматический треугольник был впервые описан доктором Стивеном Карпманом (1968), сторонником психологической теории, называемой транзактным анализом. Это простой способ думать о наших отношениях с другими. Треугольник показывает три роли: спасатель; преследователь и жертва.
Треугольник перевернут, что указывает на баланс сил, при этом жертва находится в положении «один вниз».
Драматический треугольник — это то, что происходит, когда мы не принимаем или не допускаем ответственности за чувства в себе или других.
- Преследователь обвиняет других в агрессивной или пассивно-агрессивной манере и не берет на себя ответственность за свою роль в драме.
- Спасатель берет верх и пытается спасти других от самих себя. Они стараются избегать конфликтов и могут брать на себя больше, чем им хочется.
- Жертва чувствует себя подавленной и застрявшей, боясь того, что произойдет, если они будут действовать, и беспокоясь о том, что о них подумают другие.
Стрелки указывают на то, что роли не статичны. Драма происходит, когда роли меняются. Например, Жертва может поменяться ролями с Преследователем , напав на Спасателя , который чувствует себя обиженным и расстроенным из-за отсутствия благодарности по отношению к ним (т.е. берет на себя роль Жертвы ).
В качестве альтернативы, Спасатель может устать от своей роли и позволить своему разочарованию в Жертве заставить их преследовать ее.
Устали от драматического треугольника?
Если вы хотите улучшить свои отношения с другими людьми и снизить уровень стресса в своей жизни, возможно, пришло время сделать шаг назад и изучить, как вы участвовали в драматическом цикле со значимыми людьми или коллегами.