Шкала самооценки Спилбергера
Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих тревожность реактивную (РТ, номера высказываний с 1 по 20) и личностную (ЛТ, номера высказываний с 21 по 40). На каждое из высказываний необходимо дать один из четырех вариантов ответа: 1 — почти никогда, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — почти всегда.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: PT=A-B+35, где, А — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, б, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; В — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 1б, 19, 20. ЛТ=C-D+35, где С — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, З5, 37, 38,. 40; D — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность, 46 и более баллов — высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
-
Я спокоен.
-
Мне ничто не угрожает.
-
Я нахожусь в напряжении.
-
Я испытываю сожаление.
-
Я чувствую себя свободно.
-
Я расстроен.
-
Меня волнуют возможные неудачи.
-
Я чувствую себя отдохнувшим.
-
Я встревожен.
-
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
-
Я уверен в себе.
-
Я нервничаю.
-
Я не нахожу себе места.
-
Я взвинчен.
-
Я не чувствую скованности, напряженности.
-
Я доволен.
-
Я озабочен.
-
Я слишком возбужден и мне не по себе.
-
Мне радостно.
-
Мне приятно.
-
Я испытываю удовольствие.
-
Я очень быстро устаю.
-
Я легко могу заплакать.
-
Я хотел бы быть таким же счастливым как другие.
-
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
-
Обычно я чувствую себя бодрым.
-
Я спокоен, хладнокровен и собран.
-
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
-
Я слишком переживаю из-за пустяков.
-
Я вполне счастлив.
-
Я принимаю все слишком близко к сердцу.
-
Мне не хватает уверенности в себе.
-
Обычно я чувствую себя в безопасности.
-
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
-
У меня бывает хандра.
-
Я удовлетворен.
-
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
-
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
-
Я уравновешенный человек.
-
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности
Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина28
Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию(состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции,личностной особенности(свойство тревожности).
Реактивная (ситуативная) тревожность— состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,
озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Под личностной тревожностьюпонимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них весьма выраженным состоянием тревожности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции.
Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л. Ханиным.Инструкция к первой группе суждений о самочувствии:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните (запишите) наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» —пожалуй, так; «3» — верно; «4» — совершенно верно.
Таблица 3.11.
Шкала реактивной (ситуативной) тревожности
№ | Суждение | Ответы | |||
Нет, это совсем не так | Пожалуй, так | Верно | Совершен но верно | ||
1. | Я спокоен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Мне ничего не угрожает. | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я нахожусь в напряжении. | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я испытываю сожаление. | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я чувствую себя свободно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я расстроен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Меня волнуют возможные неудачи. | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Я чувствую себя отдохнувшим. | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я встревожен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я уверен в себе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Я нервничаю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Я не нахожу себе места. | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Я взвинчен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Я не чувствую скованности, напряженности. | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я доволен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я озабочен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я слишком возбужден, и мне не по себе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Окончание табл. 3.11
19. | Мне радостно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Мне приятно. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры справа означают: «1» — почти никогда; «2» — иногда; «3» — часто; «4» — почти всегда.
Таблица 3.12.
Шкала личностной тревожности
№ | Суждение | Ответы | |||
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | ||
21. | Я испытываю удовольствие. | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. | Я очень быстро устаю. | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. | Я легко могу заплакать. | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. | Нередко я проигрываю из- за того, что недостаточно быстро принимаю решения. | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. | Обычно я чувствую себя бодрым. | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. | Я спокоен, хладнокровен и собран. | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня. | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Я слишком переживаю из- за пустяков. | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Я вполне счастлив. | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Я принимаю все слишком близко к сердцу. | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Мне не хватает уверенности в себе. | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Обычно я чувствую себя в безопасности. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Окончание табл. 3.12.
№ | Суждение | Ответы | |||
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | ||
34. | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | У меня бывает хандра. | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Я доволен. | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Я уравновешенный человек. | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка данных и интерпретация результатов:
Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам СТ = Ъ-Ъ + 35,
где Xi — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Хг — сумма остальных зачеркнутых цифр (пунктам1,2,5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).лт = ъ-Ъ + 35,
где Xi — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Хг — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая,
31- 45 балла — умеренная,
46 и более — высокая.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
Высокая тревожностьпредполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. Лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Очень высокая тревожность (>46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность,наоборот, требует пробуждения активности, повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Очень низкая тревожность (<12) характеризует состояние как депрессивное, ареактивное, с низким уровнем мотиваций. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Реактивность, которую мы называем публичным лицом беспокойства
Устойчивый лидер — это тот, кто научился замечать тонкие (а иногда и не очень тонкие) признаки реактивности в себе и в организации, которую он возглавляет. .
Что мы подразумеваем под реактивностью
На индивидуальном уровне, вот некоторые сигналы реактивности, которые могут предупредить нас о нездоровом уровне беспокойства: скачки ума, напряжение в шее и плечах, комок в животе , беспокойный сон или неспособность заснуть, или трудности с концентрацией внимания. Есть множество других способов, которыми эскалация хронической тревоги дает о себе знать во всех измерениях нашей жизни. На организационном уровне есть аналогичные признаки дефицита или избытка, которые могут предупредить руководителя о необходимости повысить срочность или уменьшить беспокойство. Мы рассмотрим их более подробно в следующей главе, а также в главах, посвященных треугольникам и чрезмерному/недостаточному функционированию, которые являются видимыми проявлениями беспокойства. Но здесь следует отметить важность изучения реактивности, позитивной, здоровой, которая поддерживает в нас жизнь и процветание, а также гиперреактивности, которая может нас уничтожить.0003
Распознавать реактивность и то, как она работает, и быть более проницательным наблюдателем эмоциональной системы (в себе, других или всей организации), как и любой другой навык, можно развить со временем и с практикой. Гид, наставник или коуч могут помочь указать, на что обращать внимание, но, в конечном счете, именно приверженность и терпение лидера постепенному характеру освоения этого Нового способа видения необходимы для развития мастерства в этом ключевом лидерстве. компетентность.
Выход на балкон
Одна из самых мощных известных нам практик, которая может помочь нам развить этот навык, называется «выбраться на балкон» (образ, популяризированный Рональдом Хейфецем в его книге «Лидерство на кону»). Это образ переполненного бального зала, полного танцоров, с балконом на одном конце. Когда вы танцуете со своим партнером, вы мысленно ставите себя на балкон и наблюдаете, как вы взаимодействуете с ним/ней. Зато с балкона можно наблюдать не только за собой, но и за тем, как танцует ваш партнер и остальные в комнате. Наконец, с той же точки обзора вы можете одновременно следить за общим движением и потоком всех танцоров в комнате, пока они качаются и двигаются в такт музыке.
В контексте модели гибкого лидерства «выйти на балкон» означает наблюдать за эмоциональной системой, наблюдая за потоком реактивного, инстинктивного, автоматического функционирования в себе, в других и в системе в целом. Когда вы разовьете этот навык, вы сможете наблюдать с более отстраненным любопытством, что немедленно снизит вашу реактивность и сделает вас более вдумчивым. Установка на любопытство всегда делает человека более вдумчивым и, как следствие, менее реактивным. Как практика, которая может помочь вам более умело справляться с хронической тревогой, выход на балкон — это самое лучшее, что может быть.
Приложения:
- Хроническая тревога — это «постоянное состояние беспокойства перед лицом воображаемых или ожидаемых угроз». Какие воображаемые или ожидаемые угрозы (например, угрозы вашей безопасности или безопасности ваших близких, безопасности вашего положения на работе и т. д.) могут подпитывать ваш нынешний уровень хронической тревоги?
- Наши тела часто обнаруживают присутствие хронической тревоги, прежде чем мы осознаем это. Как хроническая тревога проявляется в вашем теле — например, в узле в животе, сжатой челюсти или напряжении в шее или плечах?
Вам нужна дополнительная информация об управлении реактивностью в себе и в других?
Посмотрите это видео: https://www.resilientleadershipdevelopment. com/jim-burns-on-reactivity/
Прочитайте эту статью:
Вы беспокоитесь, беспокоитесь, преодолеваете трудности?
Или свяжитесь с нами для получения дополнительной помощи:
Свяжитесь с нами
Reaction — The Anxiety Link
РАСПРОДАЖА — СКИДКА 50% НА ВСЕ CPD — Используйте купон
СКИДКА 30% НА ВСЕ КВАЛИФИКАЦИИ — Использование Купон
Салли Гаттеридж
Реактивность характерна для собак, страдающих тревогой. Часто это становится более очевидным в подростковом возрасте или в период вторичной социализации/страха, но затем не исчезает, когда собака становится взрослой. Поскольку встревоженная собака часто подвергается воздействию пугающего мира, она может научиться кричать на него, лаять выпадом и вообще пытаться всех отпугнуть, собака может чувствовать себя в большей безопасности.Существует два типа собачьей тревожности: внешняя и внутренняя. Генерализованное тревожное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство возникают внутри и могут причинять собаке сильные страдания. Эти состояния характеризуются чрезмерной бдительностью, отсутствием внимания, неспособностью расслабиться, потерей веса и проблемами с пищеварением. Истинные тревожные расстройства лежат в основе сильного стресса и могут вызывать реактивное поведение.
Беспокойство часто связано с высоким уровнем реактивности, что неудивительно. Собака, которая приблизилась к своему порогу совладания, должна что-то сделать, чтобы почувствовать себя в безопасности и справиться со своим страхом. И каждый выбор может легко стать выбором по умолчанию, когда собака думает, что он сработал. Хотя я использую термин «выбор», важно помнить, что реактивность — это вообще не выбор, на самом деле это результат неспособности выбрать выход из ситуации.
Реактивное поведение может легко стать реакцией по умолчанию, если собака страдает. Это может проявляться как лай, выпады и чрезмерная анимация, включая угрозы для всех в этом районе. Обеспокоенная собака может реагировать на все, что вызывает у нее стресс.
Некоторые собаки реагируют на воспринимаемую угрозу не открыто, а внутренне. Это часто связано с выученной беспомощностью, вызванной отсутствием выбора. Когда собака переживает что-то действительно стрессовое и не может убежать, в ее голове щелкает переключатель, оставляя ее с убеждением, что она вообще не может сделать никакого выбора.
Выученную беспомощность иногда называют эмоциональным отключением. Этому легко научиться, и его можно установить за один стрессовый опыт. Например, он был обнаружен психологом первоначально в одной серии экспериментов. Мартин Селигман при тестировании на собаках, чтобы лучше понять человеческую депрессию, использовал электрошок для наблюдения за поведением собак. Сначала он ударил их током по лапам, не давая собакам пути к отступлению, затем предоставил путь к отступлению, прежде чем снова ударить их током. Однако собаки не пытались убежать, потому что у них быстро развилась выученная беспомощность.
Когда собака усваивает беспомощность, она, скорее всего, вообще не будет реагировать на восприятие угрозы. Вместо этого они повернутся внутрь себя, как бы им ни было страшно. Ожидая, когда их знакомство со страшной вещью закончится. Во многих отношениях это наихудший вид реактивности для собаки, потому что, по крайней мере, лающая и выпадающая собака чувствует, что у нее есть некоторый контроль, который можно направить на более здоровый выбор.
Собака с выученной беспомощностью буквально, по ее мнению, совершенно беспомощна, чтобы защитить себя от опасности. Ей остается только дождаться, когда он ударит. Если вы считаете, что ваша собака может страдать от высокого уровня беспокойства или ГТР, подумайте о том, чтобы посетить своего ветеринара и квалифицированного специалиста по поведению собак.
Ссылка: Руководство по клинической поведенческой медицине для собак и кошек, автор Карен Оверл, опубликовано в 2013 г.
Начните свой БЕСПЛАТНО Skill-Hub Пробная версия сегодня
Бесплатный 3-дневный доступ
Центр навыков Canine Principles предоставляет неограниченный* доступ ко ВСЕМ курсам самообучения, семинары и вебинары.
Перетащите, чтобы изменить размер
Перетащите, чтобы изменить размер
*Требуется ежемесячная подписка. Подробности см. на странице подписки Skill-Hub.
Последнее из нашего блога
Шаблон сообщения в блоге
Породы собак-спасателей
Принятие собак-спасателей
Спасение стаффордширских бультерьеров
Сердце спасения собак: породы, усыновление и изменение ситуации
Узнайте, почему в спасательных центрах одни породы трогают наши сердца больше, чем другие, и как ВЫ можете стать героем, которого они ждали. Погрузитесь в трогательное путешествие любви, вторых шансов и нерассказанных историй о собаках-спасателях.
Благополучие собак
Социальные сети
Онлайн-видео с собаками
Опасны ли социальные сети для благополучия собак?
Узнайте, каким удивительным образом социальные сети могут влиять на ваши отношения с вашим пушистым другом.