Уровни бессознательного
Бессознательное в личности — загадочный феномен, на который обратили внимание еще древние философы. Обширному внедрению этого термина в психологию и, теперь уже, в нашу повседневную жизнь мы обязаны Зигмунду Фрейду, основателю психодинамического направления в психологии.
Эта статья посвящена обзору уровней бессознательного. В ее основу легла первая концепция личности З. Фрейда, где он описывал разные слои бессознательного. Теперь же в психологии различаются понятия «бессознательное» и «личность». Бессознательное представляет из себя совокупность всех внутриличностных процессов, свойств и состояний, о существовании которых личность не отдает себе отчет.
Уровни бессознательногоНесколько абсурдно включать сознание в статью о бессознательном, но не включить его сюда невозможно. Понятие о сознании — отдельная обширная тема, здесь у нас нет задачи говорить о сознании.
С точки зрения концепции уровней бессознательного, сознание — самый верхний пласт психики, «острие копья», передний край, которым психика встречается с миром.
З. Фрейд не уделял особенно много внимания сознанию в своих работах и отождествлял его с фокусом внимания личности.
У сознания есть его фокус (или центр) и периферия. В фокусе сознания всегда находится текущая деятельность человека. Предмет, на котором человек сконцентрирован непосредственно в данный момент времени.
Например, сейчас для вас в фокусе сознания находится чтение этой строки.
На периферию сознания попадают те явления, предметы или мысли, о которых мы тоже знаем в данный момент времени, но не сконцентрированы непосредственно на них.
Например, если чтение этой строки сейчас находится в фокусе вашего сознания, то смысл предыдущих нескольких строк уходит на периферию сознания.
Предсознательное — это в некотором смысле служебный слой. Предсознательное защищает сознание от перегрузки. В предсознании содержатся те впечатления, которые в данный момент человек не осознает, но в любой момент может к ним обратиться.
Например, для вас начало этой статьи уже наверняка ушло в область предсознания: читая эту строку, вы не помните, что было в начале. Но если сосредоточитесь и поставите себе задачу вспомнить, у вас непременно получится.
В предсознательном находится весь неактуальный в данный момент опыт, который не несет в себе никакой травматичности. Согласно З. Фрейду, предсознательно служит своеобразным буфером между сознанием и бессознательным.
Условно названный нами «вытесненным», этот уровень бессознательного и является основным предметом внимания психодинамических концепций личности.
На третьем уровене бессознательного находятся такие компоненты психики, которые когда-то осознавались, но были вытеснены в область бессознательного в силу определенных причин.
Основная причина вытеснения в бессознательное заключается в том, что некий опыт для личности травматичен, непереносим, болезненен. Психика, не имея ресуров на интеграцию этого опыта, надежно вытесняет его. Степень этой надежности тоже может быть различной.
Данная область бессознательного, согласно З. Фрейду, наиболее обширна. Личностный рост и психотерапевтическая работа с личностью возможны за счет осознавания различных элементов психики, заключенных в этом слое.
Этот уровень бессознательного — самый глубинный пласт психических явлений, самый архаический и близкий к психофизиологическим и биологическим процессам в организме.
Здесь содержатся такие психические явления, которые личностью никогда не осознавались и не могли быть осознаны. Например, инстинкты жизни и смерти, наличие которых постулировал З. Фрейд. Или различного рода рефлекторная деятельность.
Строго говоря, явления этого уровня уже выходят за рамки понятия о личности и включены в функционирование психики на более древних уровнях.
3.Уровни сознания. Феномены бессознательного и сверхсознательного.
Если пытаться углублять и конкретизировать предложенную схему, то возникает соблазн позаимствовать из архаических мифопоэтических моделей мира и другой важнейший классификационный принцип, а именно, трехчленное вертикальное деление мира (небесный мир — земной мир — подземный мир). Тогда, памятуя о существовании в психологии и философии троичной вертикальной схемы сознания (бессознательное — осознаваемое — сверхсознательное), верхний сегмент «поля» нашего сознания (небо) может быть связан с уровнем сверхсознания; нижний сегмент (подземный мир) — с бессознательным; а то, что располагается между бессознательным и сверхсознательным уровнями — это область сознательной души (или область осознаваемого), т.е. такие части «жизненного мира», которые контролируются нашим «я» или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий. Учитывая то общее понимание сознания, которое было дано в рамках предыдущей лекции, отождествление сознания исключительно с осознаваемым представляется неверным, а выделение в рамках «жизненного мира» бессознательного и сверхсознательного уровней, напротив, вполне правомерным.
Подобное трехчленное «вертикальное» деление сознания является широко распространенным в философских системах как на Западе, так и на Востоке. Неоплатоники, следуя традиции платоновского «Тимея», выделяли уровни ума, души и тела, определяющих как онтологическую развертку Космоса, так и развитие индивидуального сознания. В христианской богословской традиции также существуют указания на три уровня сознания: дух-душа-тело. Позднее Николай Кузанский писал о трех иерархически связанных сферах сознания: интеллектуальной (разумно-божественной), рациональной (рассудочно-душевной) и чувственной (неразумно-телесной). Гегелевская модель субъективного духа в первом разделе третьего тома «Энциклопедии философских наук» включает в себя три последовательно сменяющих друг друга уровня индивидуального сознания: природно-непосредственная душа — сознание – дух. З. Фрейд уже в ХХ веке вводит понятия об Оно (сфере эмоционально-аффективных побуждений личности, «кипящем котле инстинктов»), Я и Сверх-Я (области надличностных социальных регулятивов деятельности). В отечественной религиозно-философской традиции на троичную структуру сознания указывал Н.
А. Бердяев в работе «О назначении человека»: греховно-бессознательное — сознательное — божественно-сверхсознательное. Таким образом, есть все историко-философские основания дополнить нашу исходную четырехчленную схему сфер сознания выделением трех его «вертикальных» уровней (рис.2).Дадим хотя бы краткую качественную характеристику сверхсознательного и бессознательного уровней сознания. Их противоположность, по нашему мнению, связана со следующими основаниями.
Во-первых, это касается типа детерминации нашей сознательной жизни. Бессознательное оказывает на него в основном причинно-следственное воздействие со стороны врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, сформировавшихся автоматизмов поведения и т.д. Сверхсознательное подразумевает преимущественно целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования в виде творческих озарений и движущих идеалов деятельности. Бессознательное коренится в нашем прошлом опыте; сверхсознательное открывает горизонты будущего.
Во-вторых, в бессознательном таятся определенные угрозы нашему «я» со стороны телесных вожделений, страстей и болезненных воспоминаний, грозящих засосать нас в черную воронку безвременья и хаоса. Акты же сверхсознания всегда возвышают наше “я», давая ему возможность пережить сверхвременную радость творчества.
В-третьих, повышение удельного веса бессознательной детерминации психики сопровождается сужением горизонта «жизненного мира». Бессознательное — всегда ниже уровня моего сегодняшнего сознательного “я”. Еще З. Фрейд и К.Г. Юнг, занимавшиеся изучением психологии толпы, заметили, что ее нравственность в целом всегда ниже уровня нравственности составляющих ее членов. Сверхсознание, как целевой тип детерминации высшим, всегда, напротив, расширяет творческие и ценностные горизонты нашего «жизненного мира». Оно — выше уровня моего повседневного сознательного “я”; и благодаря сверхсознательному опыту человек может контролировать и просветлять как витально-хтонические импульсы тела, так и свои аффективные состояния.
Переходя к содержательному анализу, констатируем следующее: к бессознательному можно отнести совокупность телесных ощущений и влечений (низ сектора I), а также инстинктивно-аффективных переживаний, воспоминаний и комплексов (низ сектора III), которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «я». Учитывая гигантскую литературу, существующую по проблемам бессознательного, укажем лишь на некоторые новые научные результаты, проливающие дополнительный свет на содержание бессознательного уровня психики. В рамках трансперсональной психологии доказано существование перинатальных матриц памяти, т.е. человек не только ничего не забывает из своего прошлого телесного и душевного опыта в постнатальный период существования, но при определенных условиях способен вспомнить свои ощущения в утробе матери и в период родов 9. Все более многочисленные подтверждения получает и гипотеза К.Г. Юнга о существовании архетипов коллективного бессознательного, т. е. относительно инвариантных образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.
Кстати,
и графический символ, который используется
нами — крест в круге — является важнейшим
объектом концентрации в ряде
психотехнических традиций и носит
название мандалы. Мандала, детально
проанализированная швейцарским
психоаналитиком, трактуется им как
архетип целостности сознания, имеющий
важное терапевтическое значение и
выступающий средством примирения
бинарных (сознательных и бессознательных)
начал психического существования
индивида. Тот же К.Г. Юнг высказал в свое
время смелую гипотезу о возможности
сохранения на самом «дне»
эмоционально-аффективной «половинки»
бессознательного уровня психики так
называемых реинкарнационных переживаний.
Индийская карма, с его точки зрения, и
есть не что иное, как бессознательно-аффективный
«груз прошлых жизней», который
каждый из нас несет в тайниках собственной
души и который, помимо нашей воли,
определяет многие реакции, ценностные
предрасположенности и пристрастия
Эти, казалось бы, совершенно фантастические спекуляции Юнга получают сегодня любопытное подтверждение со стороны клинической медицины. Упомянем здесь лишь знаменитые обследования Р. Моуди больных, бывших в состоянии клинической смерти, а также работу К.Г. Короткова11. Интересные наблюдения и обобщения, касающиеся феномена ксеноглоссии и измененных состояний сознания, имеются в работах В.В. Налимова 12 и Ч. Тарта 13. В последнее время достоянием научной общественности стали также поразительные феномены, происходящие с сознанием космонавтов, находящихся на околоземной орбите в условиях невесомости 14. Рациональное и систематическое объяснение подобных фактов науке только еще предстоит дать, однако и игнорировать их она больше не может, ибо это чревато иррационалистическими последствиями для не самой.
Что же касается содержательной интерпретации феномена сверхсознания, то к нему могут быть отнесены объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания в виде: а) категориальных структур различного уровня, обеспечивающих возможность порождения и понимания любых смыслов, а также рефлексии над основаниями человеческой деятельности; б) содержательного объективного знания в виде математических истин, логических правил, законов природы, всеобщих нравственных, эстетических и социальных ценностей; в) творческих озарений и инсайтов; г) базовых черт характера и чувства творческого призвания, которые проявляются у одаренных личностей уже с младенчества.
В существовании сверхсознательной компоненты «жизненного мира» наиболее зримо проявляется свойство знания существовать относительно автономно от человека и приобретать как бы собственную логику развития, независимую от его предпочтений и пристрастий. В этом, как мы помним, коренятся истоки платонического взгляда на познавательный процесс и основания введения в гносеологию понятия «коллективного субъекта». Однако взгляд на феномен сверхсознания и существование «коллективного субъекта» может быть и вполне реалистическим, даже материалистическим.
Реалистические программы, особенно ее марксистский вариант, связывают бытие сверхсознания с той частью имеющейся в обществе информации, которая закодирована в символическом «теле» культуры, отвечает критерию всеобщности и общезначимости и не зависит ни от каких субъективно-психологических особенностей индивидуальных носителей этой информации. Вместе с тем, подобная объективная информация вне живого сознания индивида — неважно, творца или реципиента — актуально существовать не может. Нет никакого мира идей и никаких сознаний, превосходящих человеческий уровень.
При всей справедливости взгляда, что без материальных символов культуры (текстов, чертежей, формул) земное сознание (включая и его сверхсознательные слои) не может ни сформироваться, ни успешно действовать, — данная позиция представляется неудовлетворительной по нескольким причинам.
Во-первых, никакие базовые категориальные структуры сознания не могут быть индуктивно извлечены из индивидуального опыта и усвоены из символического мира культуры за счет предметной деятельности и социального научения. Мы уже отмечали выше, что их наличие в сознании apriori предшествует опыту и научению, а тем более любым реконструкциям их генезиса. После И. Канта эту позицию разделяли и Н. Гартман, и А. Бергсон, и Э. Гуссерль, и С.Н. Булгаков, и Н.О. Лосский, и М. Шелер. Глубокую современную аргументацию такой позиции можно найти в работе виднейшего католического философа ХХ века Д. фон Гильдебранда15. Одновременно, вряд ли можно объяснить наличие категориальной структуры мышления и существенных черт характера личности, основываясь и на идее их генетической врожденности. Об этом мы также уже говорили при разборе натуралистической программы анализа познавательного процесса. Напомним, что в свое время Ж. Пиаже подверг убедительной критике гипертрофированный нативизм и Н. Хомского, и К. Лоренца, заметив, что «невозможно говорить о врожденных идеях в каком-то конструктивном смысле»16, ибо вся проблема в том и состоит, чтобы уяснить, как генотип связан с психикой, а первичные категориальные установки последней соответствуют структурам внешнего мира. По Пиаже, все объяснения познавательного процесса с позиций генетической врожденности – есть типичная логическая ошибка объяснения неизвестного через неизвестное. Можно добавить к критике Пиаже, что тем более невозможно объяснить, скажем, художественную гениальность Моцарта или Пушкина, а также существенные черты их характеров, проявляющиеся уже с младенчества, исходя из того или иного сочетания четырех азотистых оснований ДНК в их генотипах. Тогда сам ген придется наделить духовностью и разумностью! С учетом данной критики, гипотеза духовной врожденности какого-то объективно-сверхсознательного содержания вовсе не представляется сегодня чем-то мистическим и экзотическим, возвращая нас на новом уровне к традициям отечественной гносеологии, предпринявшей на рубеже веков новую попытку синтеза платонизма и имманентизма, не игнорируя при этом и сильных сторон реализма.
Во-вторых, и это самое главное, с позиций реалистического материалистического подхода совершенно непонятным и необъяснимым остается факт существования надперсональных истин и ценностей, когда они находятся вне «поля» какого-либо индивидуального сознания. Если эти истины и смыслы обретаются в книгах и нарисованных формулах самих по себе, то тогда они существуют в них (или связаны с последними) каким-то явно нематериальным образом. Если же они (эти всеобщие идеальные смыслы и ценности) возникают лишь в индивидуальном живом сознании при «соприкосновении» с материально звучащим словом, печатным текстом или нарисованной фигурой (где их идеально нет), тогда поневоле придется предположить духовно-врожденный (предзаданный) характер этих идеальных смыслов и истин, что также выглядит явно не материалистически. 17
На самом деле, обе эти равно неизбежные, но равно неприемлемые для грубого материализма альтернативы, вполне согласуются друг с другом, если принять гипотезу объективно-онтологического существования какой-то информационно-смысловой реальности, к которой мы, с одной стороны, приобщаемся с помощью сверхсознательных способностей сознания, а, с другой, в этих творческих усилиях приоткрываем в самих себе (по-платоновски — припоминаем) имманентно живущее в нас сокровенное знание той же самой смысловой природы18. Не случайно в мистической традиции развивались и концепции «божественного экстаза», т.е. выхода индивида за собственные телесные и сознательные пределы; и концепции погружения в глубины собственного внутреннего мира, превосходящие эмпирическую данность сознания. У некоторых же особо одаренных мистиков встречаются оба этих пути сверхсознательного озарения — трансцендирование вовне и погружение вглубь себя, как, например, у Симеона Нового Богослова19.
Такое диалектическое единство духовно-трансцендентного и духовно-имманентного в понимании сверхсознания заставляет нас обратиться к «вертикальной» оси сознания и проблеме человеческого «я», тем более, что в нашей модели пока остаются неучтенными такие важнейшие элементы «жизненного мира» как воля и психологические качества личности.
Три уровня сознания
Концепция сознания, подсознания и бессознательногоБолее двух тысяч лет существовали сложные теории разума, которые несомненно содержали концепции сознания и подсознания, особенно в буддизме. философия[1]. Греческие философы также описывали понятия разума, включая Аристотеля и Платона, хотя они могли описывать его как душу. Однако Зигмунд Фрейд сделал концепции популярными на Западе на рубеже 20-го века и начал процесс создания наших современных теорий сознания[2]. Он впервые подробно описал три уровня сознания, которыми мы сегодня пользуемся.
Сознание – современное развитие
Первый уровень сознания – сознательное состояние. Мы понятия не имеем, когда действительно появилась эта способность ума. Конечно, она должна была ворваться в жизнь наших предков примерно в то время, когда у нас появился язык, примерно сто тысяч лет назад. Язык помогает структурировать то, что мы теперь называем нашим сознательным опытом. Это относится к нашему непосредственному осознанию того, что вы испытываете, когда читаете это. Мы используем наше сознание, когда получаем информацию от наших органов чувств, анализируем информацию, а затем принимаем решения на основе этой информации. Или мы можем использовать его для обработки информации или воспоминаний в уме, выполнения расчетов или решения головоломок.
То, что вы осознаете в любой момент времени, составляет ваше сознательное состояние. Он включает в себя то, о чем мы думаем прямо сейчас, независимо от того, находится ли оно перед нашим сознанием или позади него. Если мы осознаем это, то это в сознательном уме.
Например, в этот момент вы осознаете информацию, которую читаете. Вы также можете осознавать звучание музыки, которую слушаете. Если вы только что поняли, что забыли отправить письмо или действительно нуждаетесь в туалете — ваше сознательное состояние. Все мысли, которые проходят через ваш разум. Ощущения и восприятия из внешнего мира. Воспоминания, которые вы привносите в свое осознание, являются частью этого сознательного опыта.
Подсознание – это на кончике моего языка
Следующий из трех уровней сознания, подсознание, мы можем рассматривать как хранилище всех запомненных переживаний. Любые впечатления, оставленные в уме такими переживаниями и тенденциями или движущими силами, которые пробуждаются или усиливаются этими впечатлениями. Каждый опыт, который у вас когда-либо был, каждая мысль, каждое впечатление живет в подсознании и влияет на наши модели мышления и поведения гораздо больше, чем мы думаем.
Подсознание хранит информацию, которая находится чуть ниже поверхности сознания. Человек может получить часть этой информации с относительной легкостью, или мы можем получить доступ, вызванный определенными стимулами, такими как вызывающий воспоминания запах или музыкальное произведение, которое вызывает воспоминания о бездарно потраченной юности.
Например, если бы кто-нибудь прямо сейчас спросил вас, как звали вашего отца, вы бы смогли его вспомнить, или когда был день рождения вашего мужа (надеюсь!) или когда в последний раз шел дождь. Возможно, вам придется немного поработать над некоторыми воспоминаниями или вызвать их непроизвольно.
Бессознательное – скрытая травма, скрытое сокровище
Последний из трех уровней сознания – бессознательное. Бессознательное содержит мысли, воспоминания, примитивные или инстинктивные желания, которые скрыты глубоко под нашим сознанием. Даже если мы не знаем об их существовании, они оказывают значительное влияние на наше поведение. Фрейд склонен характеризовать этот уровень как хранилище вытесненных неврозов или травм, часто выражающихся в сновидениях. Он считал, что причина того, что сны неясны, заключается в том, что у нас есть встроенный «цензор», который затемняет смысл.
Карл Юнг, однако, отверг это понятие цензора. Юнг видел, что содержание сновидения, полученное из бессознательного, дополняет или компенсирует сознательное содержание. Язык бессознательного метафоричен и символичен, его трудно понять сознанию.
Наше поведение часто указывает на бессознательные силы, движущие им. Тем не менее, попытка найти контент, который вызывает это, может быть очень сложной. Мы не можем легко получить доступ к бессознательному, нам нужны косвенные методы, такие как гипноз или анализ сновидений. В детстве мы накопили много разных воспоминаний и переживаний, которые сформировали убеждения, страхи и неуверенность, которые мы носим сегодня. Это бессознательные силы, которые управляют нашим нынешним поведением.
Например, вещи в вашем бессознательном, которые могут быть забыты, включают: негативный опыт из вашего прошлого или травматическое событие, которое вы вытеснили из своего подсознания. Могут быть переживания или мысли, слишком угрожающие, чтобы их полностью признать, и поэтому они опосредованы подсознанием [3].
Ваши скрытые глубины
«Теория айсберга Фрейда» использует образ айсберга, чтобы разделить эти «3 уровня сознания». По правде говоря, сознание в гораздо большей степени затмевается содержанием подсознания и бессознательного. Наша сознательная способность немного похожа на прогулку по темному дому с узким фонариком, чтобы видеть дорогу.
Мы также можем отделить бессознательное дальше. У нас есть вегетативная система, которая контролирует сердцебиение, дыхание, глотание, пищеварение и сексуальное возбуждение. Он контролирует все наши жизненно важные биологические функции. Наше сознание рухнуло бы в мгновение ока, если бы ему пришлось их контролировать!
Остаток нашего бессознательного — это скрытая кладовая нашего существа. Да, он может содержать травмирующий контент, но он также содержит вдохновение и творчество с невероятным потенциалом. Многие гении напрямую приписывают свои главные открытия работе бессознательного. Сны Эйнштейна привели его к его знаменитой теории относительности, Эдисон использовал сон для своих открытий. Может быть, вы можете вспомнить сон, который изобрел пейзажи, архитектуру и искусство, которых вы просто никогда не видели в сознательной жизни.
Наше исследование бессознательного может помочь преодолеть травму, стать человеческим существом и получить доступ к потенциалу, который мы все храним внутри.
Ссылки:
- De A. Wijesekera, OH (1962). Буддийская концепция разума. Буддийское издательское общество, Канди, Шри-Ланка. Получено с: https://what-buddha-said.net/library/Leaves/bla09.pdf
- Фрейд, С. (1915). Бессознательное . ЮВ, 14: 159-204
- Маклеод, С. (2009) Подсознание. Получено с: https://www.simplypsychology.org/unknowledge-mind.html
осознанный, бессознательный и подсознательный « Мозги Минервы
Кимберли Джентзен уже более 20 лет тренирует актеров в Лос-Анджелесе, чтобы получить запоминающиеся роли. Ее недавно вышедшая книга «Актерское мастерство: мощные инструменты, чтобы зажечь актерское мастерство» показывает актерам, как найти глубину в каждой роли.
Недавно Дженцен завершила работу над своим фильмом «Царство» вместе с номинированным на премию «Оскар» оператором Джеком Н. Грином и лауреатом премии «Оскар» звукорежиссером Дэвидом Макмилланом. Она получила награду финалиста Нью-Йоркских фестивалей и почетное упоминание от Совета по кинематографии Большого Колумбуса за фильм «Земля и небо», который она написала, поставила и продюсировала, а также награду финалиста сценариста от Outfest Los Angeles за сценарий «Гражданская война». МАЛЬЧИК ИЗ ГРУЗИИ. На сцене Дженцен поставил INTERNMENT в Elephant Theater, BRUNCH WITH GOD в Powerhouse Theater; ВЫСТАВКА «Женщины в кино» ПОСЛЕ Оскара в Тихоокеанском центре дизайна; и веселая комедия «Вторгшиеся в личное пространство», финалист конкурса One Act Play Festival 2006 года в театре Secret Rose. Дженцен также разработал и вел признанные критиками моноспектакли; кульминацией которого была работа с Иоландой Кинг над фильмом «ДОСТИЖЕНИЕ МЕЧТЫ»; дань уважения ее отцу, доктору Мартину Лютеру Кингу.
Джентцен — востребованный преподаватель актерского мастерства и член комитета консерватории Гильдии киноактеров, где она задумала и подготовила специальное мероприятие FOR THE LOVE OF THE ART, и является активным членом Альянса женщин-режиссеров. Она также является лауреатом премии «Выбор читателей Back Stage West» в номинациях «Любимый тренер по актерскому мастерству» (2008–2010), «Любимый тренер по актерскому мастерству/учитель» (2007), «Лучший тренер по актерскому мастерству» (2006) и в настоящее время ведет курсы актерского мастерства. в своей студии в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Это отрывок из книги Кимберли «Действуя с эффектом: мощные инструменты, чтобы зажечь игру актера». 23 июля она будет раздавать автографы в Samuel French в Голливуде.
УРОВЕНЬ 1: Информированный
Этот уровень сознания — это осознание своих эмоций, действий и поведения во время и после любого события. Это то, как вы помните себя и то, что произошло. Информированный уровень учитывает ваше представление о себе и то, как вы себя ведете. Это ваше самосознание и поведение, которым вы владеете и признаете. Этот уровень — ваше сознательное понимание социальных взаимодействий с другими людьми.
Допустим, вы отправляетесь в Гранд-Каньон. Кажется, вы всем нравитесь, и поэтому вы собираете номера телефонов всех — всех, кроме гида, потому что по какой-то странной причине вы не связались с ним. Возможно, вы чувствовали, что ваши истории и шутки были более интересными для остальных членов группы, чем для него.
УРОВЕНЬ 2: Бессознательное
Бессознательный уровень активно выражается без осознания собственного поведения или владения им.
Это та же поездка в Гранд-Каньон, но вы не помните часть своего поведения. Вы неосознанно и сердито закричали на экскурсовода. Вы чувствовали себя оправданными в своих действиях. Другие, возможно, были бы шокированы, но вы думаете об этом по-другому, как будто вы «отругали его и отпустили». Вы не осознаете, как вы на самом деле вели себя. Если бы кто-то спросил вас об этом, вы бы запомнили это совсем иначе, чем другие, кто был там.
Мы постоянно совершаем бессознательные действия. Вашему осознанию выгодно, так сказать, «поймать себя в действии». Изучите свое идиосинкразическое поведение, свои неврозы, свои противоречия, свои защиты и обиды. Они прямо здесь, если вы хотите посмотреть… они существуют, они есть у всех нас. Вы когда-нибудь были с другом, который разговаривал на протяжении всего фильма, а потом, когда вы столкнулись с ним, он даже не понял этого? Это бессознательное поведение.
Если вы считаете, что у вас нет неврозов, начните собирать наблюдения и вести дневник своего поведения. Вы сами удивитесь. Или опросите своих друзей (тех, кто не боится высказываться или задевать ваши чувства). И если у вас нет друзей, что ж, это признак того, что что-то странное просачивается из-под поверхности, мешая сблизиться с вами. Ваше бессознательное поведение может помешать вам допустить настоящую близость в отношениях и получить доступ к эмоциям в ваших действиях.
Люди совершают ошибки, невротичны, навязчивы и неуверенны в себе. Иногда этими атрибутами можно управлять, но часто они просто появляются без предупреждения. Когда вы узнаете о своем бессознательном поведении, а некоторые из них могут быть «плохими»… простите себя. Когда вы прощаете свои собственные несовершенства, вам будет легче прощать несовершенства ваших коллег-актеров, а также персонажей, которых вы будете изображать. Чем больше вы осознаете и принимаете, тем легче будет задействовать свое бесстрашие и получить доступ к творчеству, скрытому в подсознании.
УРОВЕНЬ 3: Подсознание
Подсознание — это место, где процветает ваша сущность. Это семя вашего вдохновения. В подсознании вы можете или не можете быть проинформированы об эмоциях и идеях, которые там скрыты. Многие из побуждений, обнаруженных в подсознании, никогда не выражаются. Иногда они просто появляются в наших снах.
Вернемся к примеру с поездкой в Гранд-Каньон. Гид подсознательно напомнил вам о вашем отце. Дело было не в том, как он выглядел или говорил — на самом деле, он даже не принадлежал к вашей культуре или национальности. Но это было в одном случае, который вы не могли сознательно вспомнить. Экскурсовод одним взглядом вызвал «отца» и точное ощущение более раннего момента «отцовского неодобрения» вашего поведения. И в тот момент, когда вы услышали «отец не одобряет меня», вы набросились, а затем оправдали свое поведение против этого гида.
Это может показаться невероятным и невероятным, но именно так работают триггеры. Они не всегда логичны или рациональны. А в актерской игре жизненно важно осознать и смириться с подсознательными мыслями, триггерами и бессознательным поведением.
Когда вы осознаете и признаете свое бессознательное поведение, подсознание может безопасно выйти на поверхность… и творческие способности взлетают.
Если вы отрицаете или отрицаете свое бессознательное поведение, вы одновременно подавляете подсознание, в котором живут ваши органические инстинкты. Когда вы можете принять и признать все свое поведение, уродливое и плохое наряду с красивым, когда вы можете взять на себя ответственность за то, кто вы есть и какой вы есть… вы открываете шлюз честности, чтобы войти в свое выступление.
В подсознании есть много положительных качеств и устремлений. Хорошие вещи в подсознании — это ваше воображение и наблюдения, которые вы несли с собой с детства. Желание получить Оскар зародилось в подсознании. Ваше поведение незаметно мотивируется этим третьим уровнем сознания.
Подсознание также можно назвать вашей «теневой личностью» и оно не всегда известно, но может раскрыться вам в любой момент. Он наполнен мнениями, идеями и побуждениями, которые не разделяются в обществе. Части подсознания могут быть классифицированы как запретное поведение в культуре. В подсознании обитает множество невротических, эротических или абстрактных образов.
В таких великих фильмах, как «Красота по-американски», «Апокалипсис сегодня» и «Прерванная жизнь», подсознание персонажа раскрывается через повествование. Рассказчик передает и раскрывает зрителям прозрения, демонов и желания главного героя. Аудитория естественным образом относится к внутренней реальности подсознания и находит диалоги из этого источника освежающими, честными, удовлетворительными и очищающими.