Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.
Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.
В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.
Скиннер и критика традиционной психологии
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.
Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.
Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.
Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.
Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.
Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.
Предпосылки оперантного поведения
В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.
Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.
Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения.
В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:
- обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
- учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).
Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.
Теория оперантного поведения
Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.
Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:
- безусловно-рефлекторное;
- условно-рефлекторное;
- оперантное.
Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.
Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. «Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное. Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.
Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.
Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:
Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.
Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.
В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.
Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:
- Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
- Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.
Правила эффективного оперантного обусловливания:
- Простая инструкция.
- Легкое начало.
- Позитивный процесс обучения.
- Регулярная система подкреплений.
- Четкая методичность процесса обучения.
Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:
- с постоянным соотношением;
- с постоянным интервалом;
- с вариативным соотношением;
- с вариативным интервалом.
Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:
- Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т.
п. - Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
- Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.
Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:
- метод проб и ошибок;
- формирование автоматизированной реакции;
- подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).
Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.
Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии
Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.
Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.
Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.
Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.
Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!
Ключевые слова:1Психорегуляция
Что такое оперантное научение? — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Evgeniy в . Опубликовано Бихевиоризм Последнее обновление: 09/12/2018Оператное научение включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.
Оперантное научение – это метод обучения, который происходит посредством вознаграждения и наказания за определенный тип поведения. Суть оперантного научения заключается в том, чтобы установить ассоциативную связь между поведением и следствием этого поведения.
Идея оперантного научения принадлежит бихевиористу Берресу Фредерику Скиннеру, поэтому часто этот метод обучения называют методом Скиннера. Скиннер считал, что невозможно объяснить поведение внутренними мыслями и мотивацией. Вместо этого он предложил обратить внимание на внешние причины, влияющие на поведение человека.
Скиннер использовал термин «оперантный» для описания любого поведения, которое под влиянием внешних факторов выливается в определенные последствия. Иными словами, теория Скиннера объясняет, как мы приобретаем различные повседневные привычки и модели поведения.
Примеры оперантного научения
На самом деле, примеров оперантного научения вокруг нас множество: школьник, который делает домашнее задание, чтобы получить награду от родителей, или сотрудники, которые работают над проектом ради повышения зарплаты или продвижения по службе.
Эти примеры показывают нам, что перспектива награды способствует выполнению задания, но оперантное научение также может использоваться, чтобы отучить человека от чего-либо посредством наказания или лишения желаемого. Например, детей можно отучить разговаривать в классе, если лишить их за это возможности играть на большой перемене.
Компоненты оперантного научения
Подкрепление – это любое действие, которое будет влиять на развитие определенной модели поведения. Существует два вида подкрепления:
Негативное подкрепление — это неприятные действия или результаты, которые прекращаются или снижаются для поощрения желаемого поведения.
Оба вида подкрепления используются, чтобы поощрять определенную модель поведения.
Наказание – это неприятные действия, которые предпринимаются для того, чтобы прекратить нежелательную модель поведения.
Существует два вида наказаний:
- Позитивное наказание подразумевает использование нежелательного действия, чтобы ослабить последующую за ним реакцию.
- Негативное наказание подразумевает собой прекращение желаемого действия или лишение желаемого предмета в случае проявления поведения, от которого необходимо отучить.
Оба вида наказания направлены на то, чтобы ослабить нежелательную модель поведения.
Теги: бихевиоризм, наказание, научение, Оперантное научение
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Что это и как это и как это работает
, написанный Сирусом Уэхоме
Медицинский анализ Poonam Sachdev 27 апреля 2022 г.
В этой статье
- Оперант
- Теория оперантов
- Положительный доклад
- отрицательный отрицательный. Поощрение
- Графики поощрения
- Наказание
- Экономия жетонов
Оперантное обусловливание, иногда называемое инструментальным обусловливанием, представляет собой метод обучения, использующий вознаграждение и наказание для изменения поведения. Благодаря оперантному обусловливанию вознаграждаемое поведение, скорее всего, будет повторяться, а наказуемое поведение встречается редко.
Например, когда вы на работе получаете бонус за исключительную работу, вы будете склонны продолжать работать на более высоком уровне в надежде получить еще один бонус в будущем. Поскольку за этим поведением последовал положительный результат, оно, вероятно, будет повторяться.
Оперантное поведение
При оперантном поведении стимулы могут быть аппетитными или отталкивающими. Аппетитные стимулы — это те, к которым вы приближаетесь добровольно, в то время как аверсивные стимулы — это те, которые вы пытаетесь избежать или избежать. Ответы на такие стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными. В данном случае положительное и отрицательное не означает хорошее или плохое. Вместо этого положительное подкрепление означает введение стимула для увеличения вероятности повторения поведения, в то время как отрицательное подкрепление включает устранение стимула для поощрения хорошего поведения.
Теория оперантного обусловливания
Оперантное обусловливание впервые было описано бихевиористом Б. Ф. Скиннером. Его теория основывалась на двух предположениях. Во-первых, причиной поведения человека является что-то в его окружении. Во-вторых, последствия поведения определяют возможность его повторения. Поведение, за которым следуют приятные последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью.
Хотя Скиннер был пионером теории оперантного обусловливания, его идеи основывались на законе эффекта Торндайка. Скиннер также считал, что у нас есть разум. Поэтому было более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.
Скиннер также был образцовым изобретателем. Среди его гаджетов была коробка Скиннера, которая использует такие объекты, как крысы и голуби, для записи поведения животных в сжатые сроки.
В ходе своих экспериментов Скиннер определил три типа реакций, которые следуют за поведением:
Нейтральные реакции. Это реакции окружающей среды, которые не производят никаких стимулов, кроме концентрации внимания. Они не увеличивают и не уменьшают вероятность повторения поведения.
Усилители. Это реакции окружающей среды, которые увеличивают вероятность повторения поведения. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Каратели. Это отрицательные операнты, которые снижают вероятность поведения. Наказание ослабляет поведение.
Положительное подкрепление
Положительное подкрепление включает в себя предъявление аппетитного стимула для увеличения вероятности того, что поведение произойдет в будущем. Например, если ваш ребенок занимается домашними делами без просьбы, вы можете вознаградить его, отведя в парк или вручив лакомство.
Скиннер использовал голодную крысу в ящике Скиннера, чтобы показать, как работает положительное подкрепление. В коробке сбоку был рычаг, и когда крыса двигалась по коробке, она случайно сталкивала рычаг. Сразу после этого в контейнер рядом с рычагом падала пищевая гранула. Последствие получения пищи каждый раз, когда крыса нажимала на рычаг, гарантировало, что животное повторяло действие снова и снова.
Положительное подкрепление не обязательно должно включать материальные предметы. Вместо этого вы можете положительно подкрепить своего ребенка с помощью:
- Похлопать в ладоши
- Аплодисменты
- Обнять или похлопать по спине
- Поднять большой палец вверх
- Предложить особое занятие, например поиграть в игру или вместе почитать книгу
- Рассказать другому взрослому, как вы гордитесь поведение вашего ребенка, пока ваш ребенок слушает
- Похвала
- Дай пять
Отрицательное подкрепление
При отрицательном подкреплении что-то неприятное прекращается в ответ на стимул. Со временем поведение усиливается с ожиданием того, что аверсивный стимулятор исчезнет. Если, например, ребенок отказывается есть овощи во время обеда, а родитель в ответ убирает овощи, удаление овощей является негативным подкреплением.
Графики подкрепления
График подкрепления — это компонент оперантного обусловливания, в котором указывается, какие примеры поведения будут подкрепляться. Он включает в себя набор правил, определяемых временем и количеством ответов, необходимых для предъявления или удаления поощрения.
Различные модели подкрепления по-разному влияют на скорость обучения. Графики армирования включают:
Армирование с фиксированным соотношением. Награды зависят от определенного количества повторений поведения. Например, ребенку аплодируют после правильного написания 10 слов.
Армирование с фиксированным интервалом. Награды выдаются в определенное время. Например, еженедельная зарплата. Другой пример: ребенок получает вознаграждение раз в неделю, если посуда вымыта.
Армирование с переменным соотношением сторон. Это подкрепление непредсказуемо и дает большое количество ответов. Например, азартные игры могут предлагать выигрыши после нескольких непредсказуемых попыток.
Армирование с переменным интервалом. Ответы вознаграждаются по прошествии непредсказуемого количества времени. Примером могут служить непредсказуемые проверки санитарным инспектором.
Непрерывное армирование. Это подкрепление поведения каждый раз, когда оно происходит. Примером может служить вознаграждение малыша каждый раз, когда он использует горшок.
Наказание
При оперантном обусловливании наказание определяется как любое изменение в окружающей среде, которое снижает вероятность повторения реакции или поведения. Наказание может работать либо путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как ругань , либо путем устранения потенциально полезного стимула, такого как вычет чьего-то суточного содержания для наказания за нежелательное поведение.
Хотя наказание эффективно снижает нежелательное поведение, оно связано со многими проблемами, такими как:
- Повышенная агрессия
- Наказуемое поведение скорее подавляется, чем забывается.
- Страх
- Наказание не обязательно ведет к хорошему поведению
- Наказание может легко превратиться в жестокое обращение фальшивые деньги, еда, наклейки, покерные фишки или кнопки, которые впоследствии обмениваются на вознаграждения. Например, в условиях больницы вознаграждение в виде символических денег может предлагаться в обмен на еду, доступ к телевидению и другие бонусы.
Экономика жетонов доказала свою эффективность не только в лечении психически больных, но и в школе. Эта система может быть использована в классах для уменьшения деструктивного поведения и повышения академической вовлеченности.
Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера
Обучение — это процесс получения новой и относительно постоянной информации или поведения. Существует множество различных теорий обучения. Ключевыми теориями обучения являются классическое обусловливание, оперантное обусловливание и социальное обучение.
Источник: Dusan Kostic/Adobe Stock
Классическое обучение
Классическое обучение — еще одна полезная и популярная теория обучения. Его дал Иван Павлов. Теория утверждает, что обучение может происходить, когда человек учится связывать два или более стимулов и может предсказывать события на основе этой ассоциации.
Павлов построил машину, которая точно определяла бы реакцию собаки во время кормления. Он звонил в колокольчик (нейтральный раздражитель) перед тем, как дать собаке еду. После нескольких попыток собака научилась ассоциировать звон колокольчика с едой. Этот эксперимент был пионером классического обусловливания.
Теория социального обучения
Теория социального обучения — еще одна полезная и популярная теория обучения. Его дал Альберт Бандура. В нем говорится, что люди учатся новому поведению, наблюдая за другими и подражая им.
Например, Исла наблюдает, как Ким подходит к свече и обжигает себе палец. Она замечает, что ему больно. Исла теперь избегает подходить слишком близко к свечам. Она извлекла уроки из действий Ким и их последствий.
Теория социального обучения состоит из 5 шагов.
- Во-первых, человек должен наблюдать за определенным действием.
- Ему/ей нужно обратить внимание на это конкретное действие.
- Он/она также должен сохранить память об этом действии.
- Затем он/она воспроизвел бы это действие, если бы для этого было достаточно мотивации.
- Если наблюдатель наблюдает за действием и замечает положительные или нейтральные последствия, он или она, вероятно, повторит это действие.
В предыдущем примере Исла наблюдает, как Ким испытывает боль из-за ожога, поэтому у нее не было мотивации повторять действие.
Оперантное обусловливание
Б. Ф. Скиннер был влиятельным человеком в области бихевиоризма. Он провел исследование, демонстрирующее оперантное обусловливание.
Для эксперимента он сконструировал операционную камеру, известную в народе как ящик Скиннера. В этой коробке был рычаг, на который животное (крыса) могло нажать, чтобы получить награду (еду или воду). Снаружи хранился еще один инструмент, записывающий их ответы. Эти инструменты отображали процесс подкрепления, что означает, побуждает ли действие конкретную реакцию.
Оперантное обусловливание и обучение
Оперантное обусловливание, иногда называемое инструментальным обусловливанием, представляет собой метод обучения, осуществляемый посредством наказаний и поощрений за поведение. Люди связывают свое поведение с последствиями. Действия или поведение, за которыми следуют похвала или поощрение (поощрение), имеют тенденцию к увеличению, а действия или поведение, которые встречают наказание или раздражение, имеют тенденцию к уменьшению.
Например, когда ребенок заканчивает свою домашнюю работу в течение определенного периода времени, и родитель хвалит ребенка за это поведение, ребенок получает подкрепление, чтобы повторить это поведение. Когда ребенок плохо себя ведет на публике, родители отказываются от мороженого, тем самым применяя наказание для уменьшения нежелательного поведения.
Принципы оперантного обусловливания
1. Подкрепление – Это основной принцип оперантного обусловливания. Это процесс усиления поведения с помощью подкрепления.
2. Наказание – Это процесс снижения вероятности повторения предыдущего поведения.
3. Формирование – Это процесс, который включает в себя подкрепление, чтобы направлять людей все ближе и ближе к желаемому поведению.
Во-первых, любое поведение, связанное с желаемым поведением, подкрепляется вознаграждением. Позже вознаграждением подкрепляется только то поведение, которое очень близко к желаемому. И, наконец, вознаграждается только желаемое поведение. Этот процесс последовательных приближений приводит к конечному желаемому поведению.
Например, Бен пытается научить студента немецкому языку. Он сначала вознаграждает студента, когда тот представляет себя на немецком языке. Затем Он награждает его за то, что он говорит по-немецки в течение 30 минут. А окончательную награду студент получает, когда бегло говорит по-немецки в течение всего 1 часа.
Поощрение
Типы поощрения
1. Позитивное поощрение представляет собой приятный стимул (поощрение), чтобы увеличить повторение данного поведения.
Например, ребенку разрешено есть десерт (поощрение) за выполнение домашнего задания (поведение).
2. Отрицательное подкрепление устраняет неприятный (аверсивный) стимул, который увеличивает вероятность повторения такого поведения.
Например, Элис убирает свою комнату (поведение), чтобы избежать придирок матери (аверсивный стимул).
3. Первичное и вторичное подкрепление – Первичное подкрепление – это то, что удовлетворяет или реализует наши биологические, врожденные потребности.
Например, получение еды, когда вы очень голодны.
Вторичное подкрепление — это то, что связано с основным подкреплением.
Например, Джеймс получает зарплату (деньги, вторичное подкрепление) за свои услуги. Он использует деньги, чтобы купить толстовку (одежда, которая является основным подкреплением).
4. Немедленное и отсроченное поощрение: Немедленное поощрение – это награда, которая дается сразу после того, как человек выполняет желаемое поведение.
Например, угощение ребенка сразу после того, как он или она съест все овощи на тарелке.
Отсроченное подкрепление — это вознаграждение, которое не дается сразу после того, как человек выполняет желаемое поведение. Дается на более позднем этапе.
Например, получение зарплаты в конце месяца или трофея в конце спортивной сессии.
5. Непрерывное и частичное поощрение: Непрерывное поощрение включает поощрение/поощрение определенного поведения каждый раз, когда оно происходит.
Например, давать ребенку шоколад каждый раз, когда он доедает овощи с тарелки. Это хорошая техника, так как обучение здесь происходит быстро. Однако угасание этого поведения здесь также происходит быстро. Если мы перестанем давать ребенку шоколад за то, что он ест овощи, он, скорее всего, перестанет есть овощи.
Постоянное подкрепление маловероятно в реальной жизни. Например, клерк в компании не получает признательности за каждую выполненную им работу. Но он продолжает работать, потому что время от времени получает вознаграждение и признательность.
Частичное или прерывистое подкрепление включает подкрепление/поощрение определенного поведения иногда, но не всегда. Обучение может происходить медленнее, но желаемое поведение длится дольше. Азартные игры могут быть примером частичного подкрепления. Вы не выигрываете каждый раз, но иногда выигрываете.
Графики подкрепления
Графики подкрепления — это шаблоны или руководства, которые определяют, как часто будет подкрепляться желаемая реакция. Скиннер и его коллеги разработали 4 схемы частичного подкрепления. Некоторые из них фиксированы, а некоторые являются переменными.
Графики подкрепления важны для процесса обучения. Как переменный, так и фиксированный график важны для подкрепления поведения, поскольку оба они могут по-разному влиять на человека. Эти графики могут формировать, формировать и укреплять желаемое поведение.
1. График с фиксированным соотношением: Этот график включает подкрепления, которые даются только после определенного количества ответов.
Например, человек получает скидку в магазине после покупки 5 товаров.
2. График с переменным соотношением: Этот график включает подкрепления, которые даются после случайного количества ответов.
Например, в азартных играх и лотереях вы можете выиграть совершенно непредсказуемо.
3. Расписание с фиксированным интервалом: Это расписание включает подкрепления, которые даются только по прошествии определенного времени.
Например, еженедельная сессия обратной связи с работодателем может послужить стимулом для усердной работы сотрудников.
4. График с переменным интервалом: Этот график включает подкрепления, которые даются по прошествии непредсказуемого количества времени.
Например, учителя в любое время месяца проводят опросы. Это заставит студентов учиться и пересматривать соответствующим образом.
Наказание
1. Положительное наказание: Положительное наказание представляет собой введение аверсивного стимула (неприятного стимула) для снижения поведения, и из этого следует.
Например, Амол превышает скорость на дороге и получает штраф за превышение скорости.
2. Негативное наказание: Негативное наказание направлено на уменьшение поведения путем изъятия или удаления желаемого из-за нежелательного поведения.
Например, родители Амола узнают о превышении скорости. Они на некоторое время лишают его водительских прав.
Применение оперантного обусловливания
Было проведено огромное количество исследований по оперантному обусловливанию. Имеет множество применений в различных областях.
- В школах используется оперантное обусловливание в виде инструкций, экзаменов, отзывов, медалей и призов.
- Оперативное кондиционирование также используется для тренировки спортивных результатов. Маленькие победы укрепляются, приводя к большим проблемам и успехам.
- Рабочие места также используют оперантное обусловливание, предоставляя вознаграждение за продуктивные, конкретные действия, которые достижимы.