Труд как потребность в самовыражении и самореализации: Желание успеха как потребность в самовыражении. Самореализация — простыми словами

Содержание

Потребность в самореализации (самовыражении)

Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.

Что такое самореализация

Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.

Потребность в самореализации

Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.

Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.

Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.

Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.

Потребности низшего уровня

Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.

На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.

Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.

Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.

Потребности высшего уровня

Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.

Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.

Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.

Условия самореализации

Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.

Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.

Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.

Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.

Возможность самореализации


Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.
При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:
  1. Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
  2. Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.

Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.

Процесс самореализации личности

Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.

Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.

В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:

  1. Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
  2. Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
  3. Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
  4. Стремление улучшить некоторые элементы работы.
  5. Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.

Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.

Способы удовлетворения потребности в самореализации

Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.

Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.

На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.

Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.

Цели самореализации

В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.

На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.

Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.

Проблема самореализации

Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.

Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.

Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.

Способы самовыражения человека

Самовыражение может быть представлено многочисленными видами деятельности, особенного внимания обычно заслуживает творческое самовыражение личности, поскольку является социально одобряемым, и вызывает неподдельное внимание со стороны окружающих. Те, кто также может проявлять творческую активность, присоединяется и с интересом взаимодействует с другим на уровне метафор, а тот, кто лишён такой возможности, имеет шанс пассивно выбрать свой отклик в чужом творчестве.

Чтобы успешно выплёскивать различные душевные бури через творчество необходимо перепробовать несколько занятий и найти то, что лучше всего помогает реализовывать идеи. Кто-то может выражать эмоции пением или танцами и это больше про экспрессивную направленность и возможность делиться состоянием. Для других свойственно написание рассказов или создание посуды, что больше преображает мир через внедрение новых идей и форм. Нельзя обойти и научное творчество, как высшую степень воссоздания своих замыслов – так человек выделяется не только среди ближайшего окружения, а и находится на совершенно ином уровне существования относительно всей цивилизации.

Наиболее простой вариант, доступный всем – это выражение через внешность. Женщины бессознательно часто используют этот приём, одевая какое-то особенное платье или грубые ботинки в зависимости от того, что хочется подчеркнуть на данный момент – беззащитность или устойчивость характера. Каждое утро, создавая свой уникальный образ можно обрести уверенность и способность к дальнейшему творческому преобразованию. Даже нося одежду, как-то преобразованную и имеющую уникальность на уровне булавок, человек получает возможность чувствовать себя отличающимся и приносящим какой-то знак или смысл в пространство при помощи небольшого аксессуара.

Яркий макияж, разноцветные волосы, татуировки и любые изменения внешности (в том числе пластика) – это про самовыражение, создание такого хотя бы внешнего облика, каких мало. В среднем люди все одинаковы, несмотря на то, что нет идентичных, но самовыражение наступает, когда есть необходимость выделиться ещё больше, стать узнаваемым на улицах и привлекать внимание не только ближайших знакомых, а большинства. Кроме внешности есть более трудные и глубокие пути самовыражения – достижение спортивных званий, научных степеней, даже похвальной грамоты или премирования как лучшего работника. Это более длинные пути, но находящиеся на другом уровне самореализации.

Это только наиболее популярные варианты, поддающиеся анализу и структуризации, изучению и наблюдению. В реальности способов самовыражения столько, сколько людей, поскольку это не шаблон, а презентация внутреннего.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Авторство

Свои мысли Маслоу изложил в трактате «Мотивация и личность», опубликованном в 1954 году.

Важно, что по его мнению, очередность обеспечения необходимых благ может меняться у разных людей, именно поэтому он не рисовал диаграмму и не представлял свою концепцию в виде схемы. Это сделали его ученики и последователи. По одним источникам автором является Ф.Котлер – писатель настольной книги маркетологов «Основы маркетинга», по другим – У.Стопп, который через пять лет после смерти автора опубликовал иерархию желаний в своих статьях.

Таблица

В основе пирамиды Маслоу лежат базовые инстинкты человека, которые психология считала исключительно важными потребностями для удовлетворительного уровня жизни. Удивительно, но порывы души не брали в расчет вплоть до середины 20 века, пока о них не заговорил психолог-новатор.

УровеньОпределениеКраткое объяснение
ФизиологическийОбъединяет то, что естественным образом связано с жизнедеятельностью человека и его социальностью.
  • мы дышим, для этого важен свежий и чистый воздух;
  • спим не менее 7 часов в сутки на удобной постели;
  • едим, поэтому постоянно пополняем запасы пищи;
  • нам нужна одежда, чтобы защититься от погодных изменений и выйти в свет;
  • мы бережем здоровье.
БезопасностьНеобходимость чувствовать защищенность и комфорт для себя и своих близких.
  • ребенок плачет, когда уходит мама, потому что теряет защиту;
  • мы живем в теплых домах;
  • закрываем двери на замок;
  • получаем социальные гарантии на работе;
  • страхуем имущество и здоровье.
СоциальныйВключает общение, привязанности, создание семьи, совместную деятельность.
  • любим похвалу;
  • ищем друзей;
  • вступаем в сообщества;
  • выходим замуж и женимся;
  • участвуем в мероприятиях;
  • ходим в гости.
Престиж и репутацияНапоминает о желании быть нужным и важным, уважать себя и получить признание от общества.
  • мечтаем выиграть конкурс;
  • получить звание;
  • написать книгу;
  • вести свой блог;
  • войти в профессиональный рейтинг.
Познавательный (творческий)Выражает стремление к новым знаниям, расширению эрудиции и развитию интеллекта.
  • путешествуем;
  • получаем второе образование;
  • проходим курсы;
  • участвуем в тренингах и семинарах;
  • изучаем методики познания.
ЭстетическийПомогает прийти к гармонии и радости через красоту и искусство.
  • посещаем выставки и музеи;
  • коллекционируем предметы искусства;
  • ходим на концерты, спектакли;
  • украшаем свой домлепим, рисуем, творим
ДуховныйВысший уровень потребностей в гармоничном развитии личности.
  • ищем свой путь;
  • пересматриваем систему ценностей;
  • обращаемся к наставникам;
  • реализуем планы и мечты.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Удовлетворение потребности в творческой самореализации

Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.

Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Методы самоорганизации

Итак, рассмотрим основные методы самоорганизации, которые можно использовать, для того чтобы научиться управлять собой.

Метод 1. Тайм-менеджмент. Первое, чем нужно заняться, чтобы повысить свой уровень самоорганизации — это планированием своего времени, то есть, тайм-менеджментом. Но не просто планированием, а и следованием намеченным планам. Управлять собой и своим временем нужно тоже грамотно. Изучите основные принципы тайм-менеджмента и подумайте, как их эффективнее применить конкретно в вашей ситуации. Управление временем — на самом деле очень обширное понятие, целая наука, поэтому требует серьезного изучения.

Метод 2. Выработка привычек. Чтобы научиться без особых проблем совершать необходимые регулярные действия, нужно всего-навсего превратить их в привычку. А сделать это можно, воспользовавшись простым правилом 21 дня — именно такое количество дней нужно, чтобы любое, даже самое ненавистное, действие стало привычкой. Приобретая таким образом нужные, полезные привычки, вы существенно повысите свой уровень самоорганизации.

Метод 3. Самомотивация. Еще один неплохой метод самоорганизации — самомотивация. Эти слова созвучны, но их значения отличаются. Самомотивация — это определение для себя каких-то мотивов, наличие которых усилит интерес к выполнению нужных действий или достижению целей. Здесь тоже следует изучить основные способы самомотивации, решить, какие мотивы из возможных имеют наибольшее значение конкретно для вас, и использовать их.

Метод 4. Круг общения. Успех в самоорганизации во многом зависит от круга общения, в котором находится человек. К примеру, если все коллеги в одной офисной комнате привыкли «валять дурака», то даже самый отъявленный трудоголик, попав в этот коллектив, тоже существенно снизит свою производительность труда. Поэтому стоит формировать свой круг общения из людей с высоким уровнем самоорганизации, у которых, по вашему мнению, есть, чему поучиться в этом плане. И, наоборот, исключить общение с теми людьми, которые не умеют управлять собой, не стремятся к этому, а то еще и вас отговаривают, мол, кому все это нужно.

Метод 5. Обучение других. И последний интересный метод самоорганизации, который я хочу рассмотреть — это обучение ей же кого-то еще. Дело в том, что когда человек учит других, он подсознательно сам совершенствует свои знания и умения, он должен быть грамотнее и профессиональнее обучаемых. А чтобы кого-то учить, совершенно не обязательно устраиваться на работу преподавателем. Например, родители могут учить своих детей, ведь для них самоорганизация тоже никогда не будет лишней. Старшие братья и сестры — младших. Наконец, можно по взаимному согласию заняться обучением своего друга или подруги. И во всех этих случаях вы должны будете, прежде всего, показывать личный пример, что будет иметь большую пользу для вас самих.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть: самоорганизация очень нужна и важна — хорошо запомните это. Не было бы самоорганизации — не было бы, например, и сайта Финансовый гений, и много чего еще, что создается самыми разными людьми. Те, кто способны управлять собой, однозначно достигнут в жизни больших успехов и смогут сотворить великие дела. А те, кто даже не задумываются об этом — будут жить «как все». Смотрите сами, что для вас интереснее…

Теперь вы имеете какое-то представление о том, что такое самоорганизация, как управлять собой, какие методы самоорганизации можно для этого использовать. Изучайте эту тему глубже, применяйте на практике, и наверняка уже скоро вы увидите первые положительные изменения.

На этом все, желаю вам успехов в достижении поставленных целей! До новых встреч на страницах сайта!

Удовлетворение потребности самореализации в профессии

Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:

  1. Конкуренция на рынке труда.
  2. Сложные жизненные обстоятельства.

Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.

Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.

На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Итог

Определенным итогом становится возраст 50 лет. Те люди, у кого потребности души так и не стали доминирующими, останавливаются в своем развитии, многие начинают болеть, в их душевной жизни возникает застой, еще больше усиливается эгоцентрическая позиция, жизнь идет на спад, несмотря ни на какие деньги. Уход из жизни после 50 многих богатых и известных личностей является тому подтверждением.

Как пережить возрастной кризис без потерь

Те же, у кого потребности души возобладали, продолжают свое развитие, многие увлекаются тем или иным видом творчества, открывая таким образом пятую чакру — Вишудху. И деньги на этом этапе продолжают оставаться хорошим подспорьем и окончательно превращаются в средство для дальнейшего развития. Это движение продолжается до конца жизни

И уже не важно, успевает ли человек полностью раскрыть свой потенциал, успевает ли открыть высшие чакры (шестую и седьмую) — жизнь его прожита не зря, он реализовал большинство потребностей своей души

Самоопределение и утоление потребности в самореализации

Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ способностей, желаний, наклонностей. Важным моментом выступает выбор профессии, часто приводящий к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определить предпочтения помогают профориентация и консультации. Последние выявляют предпочтения и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.

Вы достигнете полного удовлетворения потребности в самореализации, выбрав для себя интересную деятельность.

Самореализация личности

Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней гармонии человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения очень важен, так как приводит к духовному росту, развитию важных качеств.

Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.

Потребность в общественной самореализации

Человек зависим от общества, поэтому в ходе утоления потребности в самореализации ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими. Для этого нужны общительность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность.

Не нужно путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение, но часто становится способом самоутвердиться. Самореализация же дает ощущение счастья.

Самореализация в жизни

Потребность в жизненной самореализации не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой.

Есть много способов удовлетворения потребности в самореализации. Можно работать сразу в нескольких сферах жизни. Например, пытается раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, улучшает связи с окружающими, получает удовольствие от работы.

Всю жизнь мы ищем способы удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении. Это помогает развиваться и расти.

Каков смысл пирамиды Маслоу

Теория нашла применение не только в педагогике и психологии, но и в маркетинге, и менеджменте. Для каждого направления в ней есть что-то свое:

  • Она содержит призыв к действию для основной массы людей. Вы поели, поспали, пробежались? Пора заняться саморазвитием! В этом нет иронии и сарказма, скорее, подсказка и вектор движения.
  • Помогает определить реальные потребности и не обращать внимания на те, что уже удовлетворены.
  • Дает правильное направление познания – от простого к сложному.
  • Утверждает, что в жизни есть место разным системам ценностей, приоритетам и стимулам. Универсального плана действий не существует.

Самореализация. Практические задания

Отличие самореализации от самоактуализации и самовыражения

▫️ Потребность раскрыть свой личный потенциал, достичь ощущения гармонии и счастья — это самоактуализация.

▫️ Текущее состояние этой потребности — реализован или не реализован — это самореализация.

▫️ Проявление чувств и мыслей в виде объекта — это самовыражение.

💕 Гуманисты-психологи считают, что любой человек свою потребность в самоактуализации может реализовать, если ему не мешают внешние и внутренние преграды. Они приводят метафору о семечке и дереве.

Высшая потребность

Самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей Абрахама Маслоу, потому что ее сложнее всего удовлетворить. Для этого нужно попробовать в жизни разное, иметь полное и здравое представление о себе и своих способностях, личностных качествах.

Чтобы оценить, насколько человек реализовал свою потребность в самоактуализации, можно посмотреть на его достижения или на его ощущение гармонии в целом. Мы говорили о метафоре про волков и зайцев.

✍️ Эверетт Шостром описал людей манипуляторов и актуализаторов. Актуализационный тип личности является для гуманистов образом идеального гармоничного самоактуализировавшегося человека.

🏔 Человек достигает самореализации в профессиональной, творческой и социальной сферах.

О призвании, миссии и предназначении

🔮 В психологии нет понятий «призвание», «миссия» и «предназначение». Эти слова означают, что есть какое-то распределение свыше, то, что дается раз и на всю жизнь. Но личность в течение жизни претерпевает изменения, она развивается или деградирует. Поэтому ниши деятельности и потребности могут меняться. Это постоянный процесс и труд: прислушиваться к своим желаниям и искать способы их удовлетворить, отслеживать изменения и личностный рост.

Путь к самореализации

Чтобы приблизиться к самореализации, нужно:
🔸 ощутить внутреннюю свободу;
🔸 поощрять не нереальные мечтания, а желания что-то сделать;
🔸 уметь преодолевать препятствия;
🔸 быть внимательным к чувствам;
🔸 думать о будущем.

🐅 Родителям стоит быть для ребенка образцом, самому самореализовываться в разных сферах, поменьше говорить при ребенке о тяготах взрослой жизни, не проецировать на него свои нереализованные амбиции.

㊙️ Японцы называют самореализацию и связанное с ней ощущение удовлетворения и счастья словом икигай. В него входят четыре понятия: то, что мы любим; то, в чем мы сильны; то, за что нам платят; то, что нужно людям.

Не обязательно все свои потребности закрывать самим. Вполне допустимая ситуация, когда недостающие потребности закрывает партнер. Наши ресурсы ограничены, добиться результатов сразу в двух и более сферах возможно, если есть помощники. Нет единого правильного варианта для всех, как устроить свою жизнь. Она очень разнообразна.

🎲 Область в психологии, которая помогает человеку лучше узнать себя, определить свои сильные стороны и понять, в какой сфере лучше всего самореализовываться, называется профориентация.

Труд и личность — деколонизировать ВСЕ вещи

Какова концепция личности Карла Маркса? Как он формируется трудовыми процессами? Согласно Карлу Марксу, самоидентификация человека влияет на его местный контекст или всегда наоборот? Обратитесь как минимум к двум контекстам, например: рабочему месту, соседству, семье и т. д. отчуждение бытия вида. Отчуждение происходит, когда труд человека материализуется в объекте как в частной собственности.

Это отношение между человеком, трудом, продуктом и собственностью касается, следовательно, и отношения между людьми. Вещи отчуждаются, потому что они не производятся для рабочего. Они производятся рабочим для капиталиста, и, по сути, часть рабочего кристаллизуется и продается, чтобы принадлежать другому с целью производства капитала. Как уточняет Роберт К. Такер, «История, особенно при современном капитализме, рассматривается как история отчуждения человека в его жизни как производителя, а коммунизм представляется как окончательное преодоление отчуждения посредством революции против частной собственности» (19).78:66). Это показывает, что все, что мы видим в капитализме, в значительной степени связано с обменом людьми. Таким образом, эксплуатация и отчуждение связаны с превращением самой жизни в товар. Марксова концепция самости лучше всего понимается в рамках диалектики отчуждения и неотчуждения (Ollman 1977). Для Маркса неотчуждение — это жизнь, которая существует только при коммунизме.
Отчуждение «используется Марксом для обозначения любого состояния человеческого существования, которое находится «вдали от» или «меньше, чем» неотчуждение» (Ollman 19).77). Человек, как и его образ жизни, может быть отчужден. Однако отчуждение различалось у каждого человека в зависимости от его классового положения, а значит, и отношения к средствам производства: собственников и неимущих (которым нечего продавать, кроме своего труда).

РАБОТА И РАБОТА

Более того, превращение рабочей силы в товар происходит, когда наемный рабочий продает свою рабочую силу за деньги. Обмен товаров основан на труде, количестве труда и времени, необходимых для производства товара, и он равен такому же количеству времени для производства другого товара, на который осуществляется обмен. Количество времени и труда, которое количественно определяет товар, является абстракцией, означающей, что материал становится количеством труда, основанным на времени, усилиях и трудолюбии. Как утверждал Маркс, рабочая сила — это товар, измеряемый часами (Tucker 19).

78). Как товар рабочая сила имеет потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость — это полезность, тогда как меновая стоимость — это абстракция полезности. Когда мы говорим о меновой стоимости, мы делаем абстракцию и говорим, что на производство товара идет известное количество общественно необходимого труда. Производство есть потребительная стоимость рабочей силы, тогда как меновая стоимость рабочей силы есть заработная плата. Заработная плата является средством существования или стоимостью воспроизводства рабочей силы. Источник прибавочной стоимости лежит между различием между потребительной стоимостью рабочей силы и меновой стоимостью рабочей силы: вы работаете несколько часов для производства рабочей силы, а остальное время работаете для получения прибавочной стоимости. Капиталист может увеличивать прибавочную стоимость несколькими способами: снижая заработную плату, повышая специализацию или снижая квалификацию рабочей силы с помощью технологий, чтобы усилить конкуренцию среди наемных рабочих.
В то время как наемный рабочий имеет тенденцию работать с профсоюзами и политическими партиями, которые ведут переговоры о заработной плате, чтобы быть свободным, вы должны отменить собственность на средства производства. Следовательно, повышение заработной платы не прекращает эксплуатацию, а лишь немного облегчает жизнь.

В дальнейшем капиталистическое производство ведет к отчуждению через эксплуатацию жизнедеятельности рабочего. Труд, применение рабочей силы есть проявление жизни или то, что Маркс называет сознательной жизненной деятельностью. С помощью труда вы производите, поэтому преобразование окружающей среды и труда является реализацией человека как вида (человечества). Согласно Марксу, капитализм отчуждает четырьмя способами: отчуждением от продукта труда, отчуждением от процесса производства, отчуждением от бытия вида и отчуждением от других людей. Наемный рабочий отчужден от продукта, потому что он не владеет им. Товар есть реализация части рабочего, рабочий расширяет себя в производстве товара, и часть их овеществляется в этом товаре.

Капитализм отделяет человека от значимой человеческой деятельности, отделяет людей от самих себя и других людей. Вместо того, чтобы заниматься трудом по преобразованию мира так, чтобы это имело для него значение, наемный рабочий вынужден продавать свою рабочую силу другому человеку, чтобы жить. Эта рабочая сила продается для того, чтобы получить необходимые средства существования (заработную плату). Следовательно, труд наемного рабочего есть только средство для его существования. При капитализме вы работаете, чтобы жить и удовлетворять внешние по отношению к вам средства. Таким образом, продукт сознательной жизнедеятельности рабочего не является объектом его деятельности (Tucker 19).78).

Товары обретают собственную жизнь и становятся объектами, опосредующими отношения между работником и потребителем, а также работником/производителем и природой, природой и потребителем. Согласно Марксу, товары действительно становятся вещами сами по себе и обладают властью над нами. Они становятся объектами желания. Товары производятся, а затем размещаются на рынке. Рабочий должен пойти и купить тот самый продукт, который он произвел, потому что он ему не принадлежит, и чтобы купить его, он должен работать. Этот товар, как будто он кажется безжизненным, в действительности обладает большой властью над/формирует/формирует/обусловливает человеческие жизни. Это принудительный труд, это не удовлетворение потребности (реализовать себя через производство), а лишь средство удовлетворения внешней по отношению к нему потребности. Это означает, что вы участвуете в процессе, внешнем по отношению к необходимости купить товар (который по своей природе является потребительским). В заключение, быть отчужденным от процесса работы означает, что вы отделяетесь от реализации себя через работу и от необходимости реализовывать себя через то, что вы делаете.

СЕМЬЯ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Неравное детство социолога Аннет Ларо — это информативный и ключевой этнографический проект, который помогает показать, каким образом социальный класс влияет на семьи и как они готовят своих детей к успешной и хорошей жизни.

Таким образом, хотя Ларо обнаружил много общего между семьями, основное различие было обнаружено в том, как средний класс по сравнению с рабочим классом и бедными семьями воспитывал своих детей. Ларо обнаружил, что семьи среднего класса рассуждали со своими детьми, назначали встречи для занятий, вмешивались от имени своего ребенка и регулярно оценивали его навыки, таланты, способности и мнения. Ларо называет эту форму воспитания согласованным совершенствованием. С другой стороны, Ларо обнаружил, что рабочий класс и бедные родители предпочитали стиль воспитания, при котором они позволяли своим детям развиваться естественным образом, и подчеркивали важность предоставления им комфорта, еды, жилья и базовой поддержки. Она назвала этот стиль воспитания достижением естественного роста. Ларо рассказывает о преимуществах, а также о затратах каждого из стилей воспитания и их влиянии на повседневную семейную деятельность дома и за его пределами, а также о том, сколько времени они проводят вместе как семья. Финансовый комфорт среднего класса, а также ограничения и дискомфорт рабочего класса и бедных семей были очевидными теми, которые Ларо видел разыгрывающимися дома и в школьных взаимодействиях, таких как конференции семейных учителей и учителей. В своем анализе Ларо показывает, что эти классовые различия в воспитании детей также отражают структуру внутри общества. Напористость хорошо работает для семей среднего класса, но имеет больше рисков, чем преимуществ для рабочего класса и бедных семей. Затем ее исследование помогает социологам лучше понять, как ресурсы и их взаимодействие со стилями воспитания детей, на которые влияет класс, затем оказывают серьезное влияние на результаты жизни детей в семьях. Как следствие, семьи среднего класса воспитывают своих детей таким образом, чтобы подготовить их к работе и, более конкретно, к определенному типу институциональной среды. Затем согласованное совершенствование готовит и тренирует детей к определенным видам труда посредством деятельности по отчуждению и ограничивает их свободу действий, чтобы определять, что делать со своим временем, поскольку их родители выбирают внеклассные занятия, чтобы отточить свою принадлежность к среднему классу.

ЗАПАДНАЯ БАНКОВСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Институты в любом сообществе, связанные с тем, как вы передаете знания о том, что правильно, а что неправильно, как поступать, что имеет значение, а что нет, ритуалы, культура, институты, системы и т. д. … это то, что дают образование на Западе. Это делается в определенных образовательных пространствах, таких как классы, где учитель рассматривается как наблюдатель и проверяющий знания и передает их ученикам. В то время как образование должно быть великим уравнителем в обществе, это не так. Социологические исследования показали, что системы образования в Соединенных Штатах фактически воспроизводят неравенство, а не устраняют его (MacLeod 2009).). Пауло Фрейре назвал это банковской моделью, потому что считается, что учителя/инструкторы вкладывают знания в пустой/чистый лист умов студентов, которые должны принимать их как факт, не подвергая сомнению их достоверность. Это четкие иерархические отношения, которые могут иметь пагубные последствия для колонизированных народов, подверженных образовательным системам, стремящимся научить их тому, как оставаться на своем соответствующем месте / социально-политическом положении (например, раса, пол, сексуальность, класс, способности и т. д.). Это можно увидеть, посмотрев на то, что получают цветные дети с низким доходом в американской системе государственных школ по сравнению с опытом детей из высших слоев общества в элитной частной школе.

Продолжая это дальше, мы можем исследовать способы, которыми дети, обученные дисциплинировать свое тело и ум, чтобы сидеть и энергично воспринимать информацию с ограниченными вопросами (вопросы с высоким риском стыда), превращают «учебные пространства» в места, наполненные травмой. с правилами, подкрепленными карательными мерами. В прошлом году Афроамериканский политический форум, основанный Кимберл Креншоу, опубликовал свой отчет под названием «Черные девочки имеют значение: выталкивание, чрезмерная полиция и недостаточная защита», в котором показано, что чернокожих девочек непропорционально вытесняют из школ, и вероятность того, что их отчислят, в шесть раз выше, чем белые девочки в соответствии с отчислениями Министерства образования (2011-2012 гг.). Отчет также показал, что чернокожие мальчики в три раза чаще были отстранены от занятий, чем белые мальчики. Эти отстранения от занятий и несоразмерное карательное обращение с чернокожими детьми были и НЕ являются следствием их собственного поведения, а связаны с системной институциональной ориентацией на маргинализированных детей и лежат в основе большей части травм, связанных с опытом обучения, учитывая сокращение ресурсов, предоставляемых государственным школам, которые в основном посещаются. цветными детьми с низким доходом в Соединенных Штатах.

Отличным примером того, как школы формируют детей для выполнения определенных видов труда, чтобы подготовить их к определенным видам работы и классовой идентичности, является книга Шамуса Хана «Привилегия: создание подростковой элиты в школе Святого Павла ». Хан представляет социологический анализ американской мечты и некоторых формальных элементов образовательной социализации, а также более пристальное внимание к согласованному развитию в частной школе. Формирование элиты – очень важный процесс. Хан дает снимок согласованного развития высшего класса, когда многие социальные сценарии и контракты концентрируются в жизни и умах частного образования. Но что интересно в статье Хана, так это то, что это больше, чем просто согласованное совершенствование, детей в этих элитных школах не просто учат ориентироваться в институциональных пространствах, их воспитывают и учат для управления социальными и экономическими институтами. Как уточняет Хан, «вместо прав я обнаружил, что церковь Святого Павла все больше культивирует привилегии. В то время как элиты прошлого были наделены правом — строить свой мир вокруг «правильного» происхождения, связей и культуры, — новые элиты развивают привилегии: чувство собственного достоинства и способ взаимодействия, которые приносят им пользу» (2011:14). То, что Хан раскрывает, происходящее в St. Paul’s с их внешним видом, охватывающим разнообразие, является общей моделью для дальтоников многих учреждений в Америке. В то время как школа Св. Павла, кажется, сосредотачивается на достижениях студентов, высокоуровневое согласованное развитие старых богатых белых студентов позволяет им легко пользоваться привилегиями, в то время как они все еще могут придерживаться девиза «это то, что вы делаете, а не кто вы есть». Затем ученики школы Святого Павла строят свое самоощущение через привилегии, которые включают в себя определенный набор моделей поведения, а также их положение в классе и доступ к ресурсам. Их идентичность формируется через их местный контекст, а также их образ жизни, формируемый их материальными условиями. Школы действуют как агенты социализации и несут ключевую ответственность за превращение детей в приемлемых взрослых и, таким образом, воспроизведение классовой структуры.

Таким образом, по Марксу, самоидентификация человека находится под влиянием его местного контекста, а также самоидентификация человека может влиять на местный контекст. Отношение индивида к средствам производства — это образ жизни, определяющий материальные условия его местного контекста. Именно в рамках реализации классового сознания также трансформируются действия индивида, а также их локальный контекст. Маркс утверждал, что сами условия классовой эксплуатации таят в себе гибель капитализма через восстание пролетариата (неимущего рабочего).

 

ССЫЛКИ

Афроамериканский политический форум. 2015. Черные девушки имеют значение: выталкивание, чрезмерная полиция и незащищенность. https://decolonizeallthethings.files.wordpress.com/2016/10/51c0e-blackgirlsmatter_report.pdf

Хан, Шамус Р.. 2012. Привилегия: создание подростковой элиты в школе Святого Павла.

Принстон: Издательство Принстонского университета.

Ларо, Аннет. 2011. Неравное детство: класс, раса и семейная жизнь. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Маклауд, Джей. 2008. Ничего не получится: стремления и достижения в районе с низким доходом. Боулдер: Westview Press.

Оллман, Бертелл. 1977. Отчуждение: концепция Маркса о человеке в капиталистическом обществе. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Такер, Роберт С. 1978. Читатель Маркса-Энгельса. Нью-Йорк: Нортон и компания.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Экология, эволюция и биология сохранения, доктор философии. Я изучаю эволюционную биологию и генетику человека, различия в здоровье между расами и истами, философию биологии, социологию Дюбуа, деколониальную STS 9.0007

Гегель о труде и свободе


Гегель дал мощную концепцию человека в мире и богатую концепцию свободы. Ключом к этой концепции является идея самосозидания посредством труда. У Гегеля была «эстетическая» концепция труда: люди противостоят сырой данности природы и превращают ее разумным усилием в то, что они воображают, чтобы удовлетворить их потребности и желания.

Прочтение Гегеля Александром Кожевом особенно ясно проявляется в гегелевской концепции труда и свободы. Это представлено в анализе Кожева раздела «господин-раб» Гегеля Феноменология в его «Введении в чтение Гегеля». Ключевая идея выражена в следующих терминах:

Продуктом труда является продукция рабочего. Это реализация его проекта, его идеи; следовательно, именно он реализуется в этом продукте и посредством этого продукта, и, следовательно, он созерцает самого себя, когда он созерцает его. .. Следовательно, именно благодаря труду и только благодаря труду человек реализует себя объективно как человека. (Кожев, Введение в чтение Гегеля )

Мне кажется, что эта схема мышления обеспечивает интересную основу и для философии техники. Мы можем думать о технологии как о коллективном и распределенном труде, процессах, посредством которых люди коллективно преобразуют мир вокруг себя, чтобы лучше удовлетворять человеческие потребности. Благодаря интеллекту и инициативе люди и организации преобразуют мир вокруг себя, создавая новые возможности для удовлетворения человеческих потребностей. Труд и техника освобождают и самотворят. Труд и техника помогают воплотить условия свободы.

Однако эта оценка — только одна сторона вопроса. Технологии создаются по целому ряду причин разнородным набором акторов: получение прибыли, укрепление властных отношений, обслуживание корпоративных и политических интересов. Это правда, что новые технологии часто служат для расширения возможностей людей, которые их используют, или для более полного и эффективного удовлетворения их потребностей и желаний. Мотивы прибыли и рынок помогают убедиться, что это в какой-то степени верно; технологии и продукты должны быть «желанными», если их нужно продавать и приносить прибыль компаниям, которые их производят. Но, учитывая конфликты интересов, существующие в человеческом обществе, технологии также служат для расширения возможностей одних людей и групп по обладанию властью над другими.

Это означает, что у труда и технологий есть и темная сторона. Есть труд несвободы. Не всякий труд позволяет рабочему реализовать себя через свободное применение талантов. Вместо этого наемный рабочий регулируется часами и логикой снижения затрат. Это составляет наиболее фундаментальную марксову критику капитализма как системы отчуждения и эксплуатации рабочего как человека. Вот несколько абзацев об отчужденном труде из «Экономико-философских рукописей» Маркса 9.0076 :

Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше его производство увеличивается в силе и размерах. Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. Девальвация мира людей прямо пропорциональна возрастанию ценности мира вещей. Труд производит не только товары; она производит себя и рабочего как товар — и это с той же скоростью, с которой она производит товары вообще.  
Этот факт выражает лишь то, что предмет, производимый трудом, — продукт труда — противостоит ему как нечто чуждое, как независимая от производителя сила. Продукт труда есть труд, воплотившийся в предмете, ставший материальным: это опредмечивание труда. Реализация труда есть его объективация. В этих экономических условиях эта реализация труда выступает как потеря реализации для рабочих, опредмечивание как потеря предмета и рабство с ним; присвоение как отчуждение, как отчуждение.  
Реализация труда представляется настолько потерей реализации, что рабочий теряет реализацию вплоть до голодной смерти. Опредмечивание настолько выступает как утрата предмета, что рабочий лишается предметов, наиболее необходимых не только для его жизни, но и для его работы. В самом деле, сам труд становится предметом, который он может получить только с величайшим усилием и с самыми нерегулярными перерывами. Присвоение предмета настолько кажется отчуждением, что чем больше предметов производит рабочий, тем меньше он может владеть и тем больше он попадает во власть своего продукта, капитала.  
Все эти следствия заключаются в утверждении, что рабочий относится к продукту труда как к чуждому предмету. Ибо из этой посылки ясно, что чем больше рабочий тратит себя, тем могущественнее становится чуждый ему предметный мир, который он создает над собой и против себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньше принадлежит ему как его собственный. То же самое и в религии. Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше он сохраняет в себе. Рабочий вкладывает свою жизнь в предмет; но теперь его жизнь принадлежит уже не ему, а объекту. Следовательно, чем больше эта активность, тем больше у рабочего недостает предметов. Каким бы ни был продукт его труда, он им не является. Следовательно, чем больше этот продукт, тем меньше он сам. Отчуждение рабочего в его продукте означает не только то, что его труд становится предметом, внешним существованием, но и то, что он существует вне его, самостоятельно, как нечто чуждое ему, и что он становится самостоятельно противостоящей ему силой. Это значит, что жизнь, которую он даровал объекту, противостоит ему как нечто враждебное и чуждое.

Так труд реализует свободу или создает отчуждение? Точно так же технологии освобождают и наполняют нас или увлекают и лишают силы? Ответ Маркса на первый вопрос состоит в том, что она делает и то, и другое в зависимости от социальных отношений, в рамках которых она определяется, управляется и контролируется.

Казалось бы, на второй вопрос мы можем ответить для себя примерно в тех же терминах. Технология одновременно расширяет свободу и ограничивает ее. Действительно верно, что технология может расширить человеческую свободу и реализовать человеческие способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *