Трудности преодолевать: Преодоление трудностей зависит от целей их создания – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Как развивать у ребенка умение справляться с трудностями

Жизнестойкость необходима, чтобы не сдаваться в случае неудачи и добиваться своих целей

Почему одни дети, став взрослыми, добиваются успеха, даже если выросли в неблагополучных семьях, а другие, несмотря на отличные стартовые условия, не могут реализовать свои способности? Как научить ребенка преодолевать препятствия и добиваться высоких результатов? Для этого ребенок должен обладать психологической резильентностью. И родители могут многое сделать для того, чтобы развить у ребенка это свойство личности.

Характер важнее оценок

Психологическая резильентность — способность человека преодолевать трудности и развиваться, несмотря на сложные условия жизни. Это свойство характера под разными названиями с похожим смыслом (стойкость, несгибаемость, сила духа) известно столько же, сколько само человечество. Но только во второй половины XX века его стали изучать психологи. Сначала их интересовали взрослые, а потом и дети: исследователи выясняли, как у детей формируются мотивация, целеустремленность, сосредоточенность и другие полезные качества.

Английское слово resilience означает «упругость, способность возвращать свою форму после нагрузок». Одним из символов резильентности называют одуванчик. Этот цветок способен прорасти даже сквозь маленькую трещину в асфальте и демонстрирует способность развиваться в самых суровых условиях.

«Наибольшую роль в развитии ребенка играет не количество информации, которое мы успеем впихнуть в детские мозги за первые несколько лет жизни, — обобщает результаты этих исследований журналист Пол Таф в книге „Как дети добиваются успеха“. — Гораздо важнее вопрос, сможем ли мы помочь ему развить совершенно иной тип качеств, список которых включает настойчивость, самоконтроль, любознательность, добросовестность, выдержку и уверенность в себе. Экономисты называют их некогнитивными навыками, психологи — индивидуальными особенностями, а все остальные — просто характером».

Резильентность особенно важна для детей из семей с низким доходом. Ведь у их более благополучных сверстников всегда есть «тыл» — родители и сообщество, которое всегда поможет подняться, если оступился. Те же, кто вырастает в нужде, такой поддержки лишены, им приходится рассчитывать только на себя, и здесь личные качества выходят на первый план.

Структура жизнестойкости

Пионерами изучения психологической жизнестойкости можно назвать американских исследователей Сьюзан Кобейса и Сальваторе Мадди — первая ввела в научный оборот сам термин «резильентность», а второй в своих работах выявил три основных компонента, или психологических установки, из которых складывается это качество.

Вовлеченность

Чем активнее мы взаимодействуем с окружающим миром, тем больше шансов, что он принесет нам что-то хорошее, — резильентные люди убеждены в этом. Даже в неприятных и трудных ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, поддерживать контакты с окружающими людьми, активно участвовать в происходящем. Качество, противоположное вовлеченности, — отчужденность; такой человек чувствует себя лишним, отвергнутым.

Контроль

Резильентные люди считают, что всегда можно постараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается контролю или управлению, они меняют свое отношение к ней, переоценивают происходящее и с большей легкостью принимают ситуацию такой, какая она есть. И даже в случае, когда глобально ни на что повлиять не в состоянии, они пытаются найти хоть что-то, чем могут управлять.

Принятие риска

Принимающий риск человек убежден, что стрессы и перемены — естественная и неотъемлемая часть жизни, что любая, даже негативная ситуация — как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Этой установке противопоставляется ощущение угрозы — оно словно блокирует волю к действиям. Жизнестойкий человек, напротив, готов действовать даже без гарантии успеха, принимая неопределенность спокойно.

Исследования Сальваторе Мадди, показали, что уровень жизнестойкости человека тесно связан с опытом, полученным в раннем детстве. Так, на формирование жизнестойких установок положительно влияют:

  1. стрессы в раннем детстве: материальные трудности, развод родителей, частые переезды;
  1. ощущение смысла жизни, своего предназначения;
  1. воспитание уверенности в себе.

А вот что негативно влияет на развитие жизнестойкости:

  1. недостаток поддержки со стороны близких;
  1. отсутствие чувства предназначения;
  1. недостаток вовлеченности в школьную и социальную жизнь, отчужденность от значимых взрослых.

Психологи выявили характерные черты жизнестойких детей. Такие дети способны отделить себя от своих проблем, они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. У таких детей сильнее развит эмоциональный интеллект: они легко считывают невербальные сигналы и оттенки смысла в поступках и словах других людей. Они легко переходят от одного занятия к другому, умея при этом довести дело до логического завершения. К окружающим такие дети, как правило, относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У него складываются доверительные отношения хотя бы с одним родителем, хорошие отношения со сверстниками, есть близкие друзья. Также у него постепенно развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

В каких условиях развивается жизнестойкость

Как растение развивается только при наличии света и воды, так и жизнестойкость требует для своего развития определенных условий. Создать их по силам всем родителям, а вот поддерживать — уже вопрос привычки и даже образа жизни всей семьи. Чтобы дети выросли жизнестойкими, им необходимо чувствовать поддержку и защиту и в то же время иметь возможность выбирать свои занятия, действовать самостоятельно, опираться на собственное мнение. Формированию резильентности способствуют:

  1. создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, где у него есть хотя бы один значимый взрослый, который о нем заботится;
  1. подчеркивание значимости семьи и родственных связей;
  1. помощь в развитии самоуважения, поощрение интересов и увлечений;
  1. поощрение самостоятельности ребенка, его веры в себя и в свою способность действовать самостоятельно;
  1. возможность выбирать;
  1. четкие, понятные правила и требование их соблюдения;
  1. возможность открыто выражать свои чувства; помощь в преобразовании негативных эмоций в позитивные;
  1. возможность обратиться за помощью в случае необходимости.

Как развить резильентность в детях

Речь не о каких-то специальных упражнениях или волшебных аффирмациях (хотя повесить на стену вдохновляющие фразы тоже может быть полезно). Речь скорее о принципах воспитания, отношении к трудностям и образе жизни в целом, которое родители передают своим детям.

Психотерапевт Эми Морин, автор книг «13 привычек сильных духом людей» и «13 привычек сильных духом родителей», составила для родителей список педагогических приемов, которые помогают вырастить резильентную личность.

Давать им возможность самим решать их проблемы

Способность к развитию резильентности заложена в каждом ребенке, задача же родителей — дать им навыки преодоления трудностей и быть рядом. При этом Эми Морин подчеркивает: худшее, что могут сделать родители, — пытаться решать проблемы вместо детей. Такое поведение не позволяет ребенку научиться действовать самостоятельно. Иными словами, жизнестойкие дети вырастают у родителей, которые показывают, что усилия, а иногда и тяжелая работа — необходимая часть жизни.

Учить их справляться с отказом

Слово «нет» иногда выбивает из колеи даже взрослого, что уж говорить о ребенке. Поэтому в детстве надо научиться правильно реагировать на отказ. Например, усвоить, что это не конец света, что после отказа можно жить дальше. Конечно, если ребенка не выбрали играть в школьном спектакле или не взяли в спортивную команду, у родителей всегда есть соблазн позвонить классному руководителю, тренеру или как-то еще повлиять на ситуацию. Но именно этот отказ может стать возможностью преподать ребенку жизненный урок: неудача — один из этапов любого пути.

Поощрять ощущение контроля над собственной жизнью

Обсуждая свои неудачи, дети склонны обвинять в них других людей. Например, не сдав контрольную, они могут сказать, что учитель недостаточно понятно объяснил материал. Маме и папе может быть удобнее согласиться с ребенком, поддержать его позицию жертвы. Но даже если учитель действительно плохо объяснил материал, такое поведение опасно. «Детям гораздо полезнее усвоить, что жизнь бывает несправедливой, но у них достаточно сил, чтобы противостоять этой несправедливости», — говорит Морин. В противном случае у них может сформироваться так называемая «выученная беспомощность».

Учить определять свои чувства, называть их и управлять ими

Когда дети могут определить и выразить словами собственные эмоции, им легче с ними справиться. И наоборот: те дети, которые не умеют говорить о своих чувствах, как правило, переносят на других ответственность за то, что чувствуют. Так вырастают взрослые, не умеющие справляться с гневом, печалью и другими негативными состояниями.

«Я знаю родителей, которые создали своего рода „успокаивающий набор“ для своего ребенка, — говорит Эми Морин. — Это может быть книжка-раскраска и упаковка пластилина. И когда он расстроен из-за неудачи, занятия с этим нехитрым набором возвращают его в состояние равновесия. Такой способ также помогает детям учиться самим нести ответственность за свои чувства, а с возрастом они сами модифицируют свой „набор“ — например, заводят хобби».

Уметь признавать и исправлять свои ошибки

Идеальных родителей не существует, все мы время от времени ошибаемся, когда растим детей. Можно мучиться чувством вины за то, что мы накричали на ребенка или не выполнили свое обещание, а можно признавать свои ошибки и пытаться их исправить. Как раз такой родительский пример показывает, что ошибки — это часть жизни, что их не нужно бояться или скрывать, что они не могут нам помешать двигаться дальше.

Оценивать усилия, а не способности

Когда девочки в чем-то преуспевают, им чаще говорят: «Ты добилась успеха, потому что много старалась». Мальчики же в такой ситуации чаще слышат что-то вроде: «У тебя получилось, потому что ты умный». Приводя эти данные, Эми Морин подчеркивает: если результаты, которые показывает ребенок, связывать только с его врожденными способностями, в долговременной перспективе это чревато проблемами. Ребенок, который знает, что результат зависит прежде всего от приложенных к задаче усилий, вырастет более устойчивым к неудачам.

  

Фото: Коллекция/iStock

Преодолевать все трудности жизни, сохраняя позитивный настрой :: Krd.ru

Новостная лента округа 7 декабря 2022

Скачать фото

Скачать фото

Скачать фото

Преодолевать все трудности жизни, сохраняя позитивный настрой

3 декабря 2022 года традиционно отмечается Международный день людей с ограниченными возможностями. На территории Общественного центра Карасунского внутригородского округа города Краснодара прошло торжественное мероприятие, на которое были приглашены заместитель главы администрации Карасунского внутригородского округа города Краснодара Юрий Юрьев, руководители отделения Пенсионного фонда в Карасунском округе Татьяна Малиновская и управления социальной защиты населения в Карасунском округе Ирина Щурова, директор по безопасности АО «Автономная теплоэнергетическая компания» Сергей Луговой, а также помощники депутатов Городской Думы Краснодара В.П. Копачёва и В.Д. Багмута.

С приветственным словом к членам Карасунской окружной организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» обратились Юрий Юрьев и Сергей Луговой. Выразили благодарность членам общественной организации «ВОИ» за каждодневную деятельность по защите прав людей с инвалидностью, содействию их интеграции в современное общество и пожелали всем доброго здоровья, веры в себя и в свое будущее, заботы родных и близких, понимания и уважения окружающих.

Стоит отметить, что в последние годы отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями со стороны общества меняется в лучшую сторону. Безусловно, в полной мере компенсировать все трудности невозможно, но, вместе с тем, с одной стороны помощь власти и представителей бизнеса и общественности, с другой стороны собственная сила воли и целеустремленность творят чудеса.

Председатель окружного ВОИ Алла Лебедева поблагодарила всех, кто неравнодушен к проблемам организации и протягивает ежедневно руку помощи. Особую благодарность присутствующие выразили Сергею Луговому за внимание с его стороны к проблемам инвалидов, оказание им всесторонней помощи и поддержки.

Очень важно, чтобы каждый человек, независимо от состояния своего здоровья имел реальную возможность стать полноправным членом общества, получать знания и профессиональные навыки для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала и вести активный образ жизни. Члены Карасунской окружной общественной организации «ВОИ» являются примером стойкости, несгибаемой воли и огромного желания жить и преодолевать все трудности жизни, сохраняя при этом позитивный настрой и веру в будущее.

И такими людьми можно только восхищаться, и гордится.

Читайте новости Краснодара в нашем канале Telegram

Темы новости

Карасунский округ

Торжественное мероприятие

Копировать URL

Распечатать

Также по теме

Не только знать, но и соблюдать «Закон 1539-КЗ»

7 февраля 2023, 18:56

Пожарная безопасность – приоритет действий каждого

7 февраля 2023, 18:40

7 Трудности, которые преодолевают успешные люди

@ellenloism

Какие трудности преодолевают успешные люди? Самые успешные люди спокойно примут вызов и даже сумеют использовать его в своих интересах. Это факт жизни, что каждый столкнется с проблемами, какими бы сильными они ни были, но важно то, как вы справитесь с этой проблемой. Успешные люди часто определяются тем, что они преодолели. Эти 7 вызовов представляют собой прекрасный пример трудностей, с которыми им придется столкнуться.

#1 Мнение других

Мнение других людей может либо оказать на вас положительное влияние, либо принести только негатив. Если вы ищете проблемы, которые преодолевают успешные люди, мнение других, безусловно, на первом месте. Тем, кто добился успеха, неизбежно придется столкнуться с мнением других, но они преодолеют эту проблему, зная, когда критика оправдана. Обладая способностью распознавать, когда мнение полезно, успешные люди знают, когда мнения можно использовать в своих интересах, а когда они просто являются помехой, которую следует полностью игнорировать.

#2 Страх

Вызов, с которым столкнется каждый, независимо от того, чего он достиг, даже успешные люди должны знать, как преодолеть страх. Те, кто добился успеха, знают о страхе, но не позволяйте ему сдерживать их, когда они идут на риск или принимают решение, которое им неудобно принимать.

 

Классический ежедневник

КУПИТЬ

Stress Less Journal

КУПИТЬ

Приведение дел в порядок

КУПИТЬ

#3 Негатив

Негатив присутствует в большинстве сфер жизни, но успешные люди способны не позволять ему сдерживать себя. Те, кто уклоняется от негативной реакции, позволяют вызову победить их, но те, кто принимает негатив и превращает его в позитив, действительно успешны в жизни.

#4 Неудачи

Вы можете быть самым успешным человеком в мире, и вы будете сталкиваться с неудачами. Тот факт, что вы были отброшены назад, не является вызовом, но, напротив, трудность может заключаться в том, как ее преодолеть. Самые успешные люди признают, что неудачи неизбежны, и видят в них еще одну проблему, которую они, несомненно, смогут преодолеть.

#5 Потеря контроля

С успехом приходит сила, но всегда будут аспекты, которые невозможно контролировать. Наиболее успешным людям приходится преодолевать факторы, которые нельзя предугадать заранее, и сталкиваться с ситуациями, в которых они не могут себя контролировать.

#6 Отказ

В жизни обязательно будут моменты, когда вам скажут, что вы недостаточно хороши. Самые успешные люди способны принять это и преодолеть вызов, который приносит неприятие. Из отказа можно извлечь уроки, и он может даже создать характер для дальнейшего успеха. Для этого человек должен уметь его преодолеть и научиться извлекать выгоду из его преимуществ.

#7 Отсутствие мотивации

Естественно, мотивация колеблется, и с ее отсутствием приходится сталкиваться даже самым успешным людям. В то время как чувство отсутствия мотивации делает даже самые простые задачи сложными. Успешные люди способны понять, что это то, с чем им неизбежно придется иметь дело. И уж точно не позволяйте ему слишком сильно их сдерживать.

БОЛЬШЕ ГЛАВНЫХ ИСТОРИЙ:

3 очень простых шага к плану жизни на 5 лет

Селина

9 идей для приготовления здоровой пищи с учетом вашего бюджета на 2020 год

Селина

Попробуйте этот простой, но действенный ритуал, когда вы чувствуете тревогу

Селина Предыдущая статья
5 правил этикета, которые актуальны и сегодня
Следующая статья
5 вещей, которые нужно записать в ежедневник прямо сейчас

Преодоление препятствий | Psychology Today

Источник: Chris Meisenhalder 2016

Вы ставите цели и мечтаете осуществить их. Вы взволнованы жизнью и тем, какой вы хотите видеть свою жизнь. Вы начинаете работу, чтобы воплотить свои мечты в реальность. Затем вы столкнетесь с блокпостами.

Возможно, вы хотите отношений, но никто не отвечает на вашу анкету на сайте знакомств. Может быть, вы хотите переехать в место, которое вам нравится, но не можете найти способ заплатить за переезд. Может быть, вы хотите стабильной зарплаты, но не можете удержаться на работе. Какой бы ни была ваша цель, на пути есть препятствия.

Ваше восприятие препятствий имеет значение

Некоторые люди рассматривают препятствия как головоломку, которую нужно решить. Некоторые рассматривают препятствия как возможность для роста. Другие видят в препятствиях угрозу. Третьи видят препятствия как означающие, что они не могут добиться успеха. Ваше представление о препятствиях на пути к достижению ваших целей влияет на то, как вы реагируете.

Если вы видите препятствия как мир против вас или как означающие, что вы потерпели неудачу, то вас, вероятно, будут переполнять болезненные мысли и тяжелые эмоции, когда вы столкнетесь с препятствиями на пути к своим целям.

Возможно, когда вы сталкиваетесь с препятствием, у вас не возникают мысли. Может быть, вы сразу испытываете страх или стыд. Страх говорит вам бежать из ситуации, что вы в опасности. Стыд побуждает вас спрятаться. Если ситуация не та, в которой вам нужно бояться или стыдиться, эти эмоции мешают вам преодолевать препятствия. (Другие эмоции, которые вы можете испытать, также подталкивают вас к определенным действиям, которые могут быть полезными или бесполезными. Чтобы больше узнать о своих эмоциях и действиях, связанных с эмоциями, ознакомьтесь с этим потрясающим атласом эмоций.)

Либо ваши мысли, либо ваши эмоции, либо и то, и другое могут привести к тому, что вы перестанете работать над своими целями. Вы теряете страсть. Возможно, вы сдаетесь и больше не думаете о своих целях или о том, что для вас важно. Ваша реакция на препятствия мешала вам пытаться.

Подумайте о последнем препятствии, с которым вы столкнулись. Какие мысли у вас были? Какие эмоции у вас были?

Были ли ваши реакции на последнее препятствие, с которым вы столкнулись, точными? Были ли они полезны? Как вы реагируете на препятствия?

Источник: Chris Meisenhalder

Уныние, гнев, грусть — все это эмоции, которые вы можете испытать, столкнувшись с препятствием. Эти эмоции могут отговорить вас от попыток преодолеть препятствие.

Может быть, вы вините себя или других в том, что ваш путь к цели заблокирован. Эти мысли могут убедить вас перестать преследовать свою цель.

Правда в том, что для достижения большинства целей необходимо преодолеть препятствия. Это нормально и является частью процесса. Есть цитата Фрэнка Кларка: «Если вы найдете путь без препятствий, он, вероятно, никуда не приведет».

Иногда препятствия можно преодолеть, а иногда нет. Иногда приходится их обходить или искать альтернативы. Ключ в том, чтобы не сдаваться без мудрого размышления из-за того, что вы столкнулись с препятствием, или из-за вашей эмоциональной реакции на препятствие.

Навыки мудрого рассмотрения препятствий

1. СТОП. Сейчас самое время использовать навык СТОП из диалектической поведенческой терапии. СТОП означает «Остановиться», «Сделать шаг назад», «Наблюдать» и «Действовать осознанно».

Сделайте шаг назад и понаблюдайте за своими эмоциями. Пусть ваши эмоции успокоятся. Затем наблюдайте за препятствием так, как если бы перед ним стоял кто-то другой. Что бы вы посоветовали сделать другому?

2. Практикуйте радикальное принятие. Любая цель, которую вы хотите достичь, будет включать в себя преодоление препятствий. Ожидайте препятствий и принимайте их как часть достижения цели. Конечно, вы этого не хотите. Никто не делает. И чаще всего правда в том, что будут препятствия.

3. Примите свои эмоции. Когда вы столкнетесь с препятствием, вы испытаете эмоции. Конечно ты будешь! Это нормально. Сделайте перерыв и потратьте некоторое время на то, чтобы успокоить себя. Идея состоит в том, чтобы не позволять своим эмоциям мешать вам делать то, что вы можете. Войди в «мудрый ум», способный ясно мыслить, учитывать эмоциональные затраты на достижение цели (стоит ли оно того?) и факты ситуации.

4. Используйте свой «мудрый ум». Принимайте решения о препятствиях своим мудрым умом: ваш эмоциональный разум будет побуждать вас сдаться, действовать импульсивно, гневаться или сдаваться, когда вы сталкиваетесь с препятствиями на пути к своей цели. Подождите, пока ваш мудрый ум возьмет верх. Ваш мудрый ум может воспринимать новую информацию, быть гибким в рассмотрении альтернатив и творчески подходить к решениям.

5. Будьте готовы рассмотреть различные способы достижения цели. В «Радикально открытом ДПТ» Линч говорит о «гибком разуме». Гибкий ум открыт для новых идей и новых решений. Знание того, что не работает для достижения вашей цели, позволяет вам думать об альтернативах, которые могут сработать. Узнав, что путь, который вы изначально выбрали, не работает, вы разочаруетесь, но, по крайней мере, вы знаете, что не работает. Это важная информация.

Может быть, вы хотели быть учителем, но не можете найти деньги, чтобы пойти в школу. Что может быть альтернативой? Подумайте о том, что вам нравится в обучении. Если вам нравится помогать детям, подумайте о других способах сделать это. Может быть, помощник учителя или работа с детьми в детском саду. Может быть, вы могли бы научить навыкам, которые у вас есть, например игре на пианино или плаванию.

Проявите творческий подход. Какая еще может быть альтернатива?

Вы также можете поработать над тем, чтобы найти деньги на учебу. Вы можете рассмотреть возможность посещения хотя бы одного класса за раз.

6. Найдите смысл. Когда мы попадаем в трудные ситуации, это, мягко говоря, некомфортно. В то же время вы часто можете найти смысл в препятствиях, с которыми вы сталкиваетесь. Спросите себя: какой урок я могу извлечь из этого? Это как-то добавляет к моей жизни или моему пониманию?

Я выжил после рака. Из-за рака я понял, что когда ты впервые узнаешь о чем-то страшном или нежелательном в своей жизни, это худшее время, возможно, уступающее только неопределенности. Когда вы впервые узнаете о препятствии, оно может показаться более непреодолимым, чем после того, как вы о нем подумали.

Как только вы узнаете и примете существование проблемы, вы сможете работать над ее решением или радикально принять ситуацию. Подавляющие чувства утихают. Отсутствие принятия мешает вам работать над решением или принимать то, что вы не можете изменить. Ищите, чему вы можете научиться на препятствиях, с которыми вы сталкиваетесь или сталкивались.

7. Будьте готовы спросить мнение. Спрашивать идеи у других — это навык межличностного общения. Получение информации от других людей может быть очень полезным в преодолении препятствий. Другие люди, вероятно, будут знать ресурсы, которых не знаете вы, и у них будут идеи, о которых вы, возможно, не подумали. Они также видят мир иначе, чем вы, и могут видеть решения, которых нет у вас. Спросите более одного человека.

8. Ставьте маленькие цели, которые ведут к общей цели. Препятствия могут быть сложными и трудными. Достижение целей может быть сложным и ошеломляющим из-за всего, что вам нужно сделать. Трудно поддерживать мотивацию на высоком уровне с течением времени. Разбейте то, что вам нужно сделать, чтобы преодолеть препятствие, на маленькие шаги. Сосредоточьтесь на одном шаге за раз. Например, если вы хотите научиться заводить больше друзей, то маленькие цели можно начать с того, чтобы проводить больше времени с людьми.

9. Ошибки — это нормально. Так же верно, как каждое утро восходит солнце, и вы будете совершать ошибки на пути к своей цели. Это просто часть человека. Если вы обнаружите, что осуждаете других или себя или обвиняете других или себя, просто обратите внимание на эти мысли и отпустите их. Помните о непредвзятом мышлении. Признайте ошибку и посмотрите, что вам нужно делать дальше. Обвинение обескураживает вас, тратит вашу энергию и не помогает решить проблему. Не позволяйте ошибкам остановить вас.

10. Переоценить. Иногда то, что ты думаешь, что хочешь, оказывается для тебя неправильным. Это нормально — работать над достижением цели, а затем менять свои планы на этом пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *