Трусость примеры из жизни: Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Трусость

Автор: Guru ·

Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

Содержание:

  • 1 Проблема человеческой трусости
  • 2 Страх на войне
  • 3 Последствия трусости

Проблема человеческой трусости

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая подборка аргументов.

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали.
    И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.
  2. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно сразу приравнивается к ужасному преступлению. Так, в повести М. Шолохова «Судьба человека» предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради собственного благополучия. Страх перед смертью силен настолько, что этот человек не утруждает себя мыслями о других. Поэтому он получает вполне заслуженную кару – принимает смерть от рук своих же товарищей.

Если вы не нашли нужных аргументов, то обратите внимание на подборку литературных примеров на тему «Смелость и трусость«.

Скачать таблицу с аргументами на ЕГЭ

Автор: Евгения Петрова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Аргументы про трусость на войне. Что такое трусость, аргументы (Школьные сочинения). Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Смелость и трусость — это два разных, противоположных качества, проявлений характера, которые, между тем, тесно связаны между собой. В одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак. В литературе эта проблема поднималась часто.

Так, настоящий героизм и мужество проявили девушки в произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Все действующие лица повести — пять хрупких девушек: Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Лиза Бричкина и старшина Васков — изображены в борьбе, отдающие все силы во имя спасения Родины.

Именно такие люди приблизили победу нашей страны в этой страшной войне.

Ещё литературный пример, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а именно третья его часть — легенда о Данко. Он был смелым и бесстрашным юношей, пожертвовавшим собой ради народа. Он решил помочь своему народу и взял главенство над ним для того, чтобы вывести из непроходимого леса. Путь был нелёгким, и когда люди, потеряв силу духа обрушились на Данко, он вырывает из груди свое сердце, чтобы осветить путь и подарить людям теплоту и добро, которые исходили от пылающего сердца. А когда цель была достигнута, никто даже и не заметил его смерти и что «пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце». В помощи людям Данко видел смысл жизни.

И второе, это проблема трусости. В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат из-за страха, боязни осуждения совершает ужасный поступок, он отправил на казнь невинного человека — философа Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор не послушал свой внутренний голос. И трусость в принятии нужного решения стала наказанием для Пилата. Он будет искать оправдание в своем поступке, но не найдёт его.

Также не лучшее качество показал и герой повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» — Андрий. Ради любви к женщине он оказался способен отречься от всех. Не простив сыну предательства и трусости, Тарас Бульба сам убивает его. Расплата для Андрия оказалась слишком дорогой — собственная жизнь.

Обновлено: 2017-09-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Можно ли утверждать, что смелость и трусость — две стороны одной медали? Смелость и трусость. Сочинение ЕГЭ Аргументы, примеры из литературы

Направление «СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:

Смелость и трусость на войне

Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов

Смелость и трусость человека в любви

СМЕЛОСТЬ — положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.

Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

Смелость

Смелость — это способность человека, преодолевая страх, совершать отчаянные поступки, порой рискуя собственной жизнью.

Смелость проявляет человек на войне, когда мужественно, храбро сражается с врагом, не допускает того, чтобы страх одолел им, думает о товарищах, близких, народе, стране. Смелость помогает ему преодолевать все тяготы войны, выйдя победителем или погибнув за родину.

Смелость — это качество человека, выражающееся в том, что он всегда до конца отстаивает свои взгляды, принципы, открыто может высказать в глаза людям свою позицию, если не согласен с ними. Смелые люди способны отстаивать свои идеалы, двигаться вперёд, ведя за собой других, преобразуя общество.

Профессиональная смелость толкает на риск, люди стремятся воплотить в жизнь свои проекты, мечты, порой преодолевая препятствия, которые могут чинить им представители власти.

Смелость долго может не проявляться в человеке. Даже наоборот, он иногда внешне бывает очень скромным и тихим. Однако в трудную минуту именно смелые люди берут ответственность на себя, спасая других, помогая им. И часто это бывают не только взрослые, но дети, поражающие своей решительностью и смелостью, например, спасая тонущего друга.

Смелые люди способны вершить великие дела. А если этих людей много или весь народ, то такое государство непобедимо.

Смелость проявляется и в том, что человек непримирим к любой несправедливости как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Смелый человек не будет смотреть равнодушно или безучастно на то, так унижают, оскорбляют других, например, сослуживцев. Он всегда вступится за них, так как не приемлет любое проявление несправедливости и зла.

Смелость — одно из высших нравственных качеств человека. Необходимо стремиться к тому, чтобы в жизни быть поистине смелым во всём: делах, поступках, отношениях, думая при этом об окружающих.

ТРУСОСТЬ — одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы : боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество. Трусость

Трусость — это такое состояние человека, когда он боится буквально всего: новой обстановки, изменений в жизни, знакомства с новыми людьми. Страх сковывает все его движения, мешая жить достойно, радостно.

В основе трусости часто бывает низкая самооценка человека, боязнь показаться смешным, оказаться в неловком положении. Человек лучше промолчит, постарается быть незаметным.

Трусливый человек никогда не возьмёт ответственность на себя, будет прятаться за чужие спины, чтобы, в случае чего, не быть виноватым.

Трусость мешает продвижению по службе, в осуществлении своей мечты, в реализации поставленных целей. Нерешительность, свойственная такому человеку, не позволит ему дойти до конца по намеченному пути, так как всегда найдутся причины, не позволяющие это сделать.

Трусливый человек делает свою жизнь безрадостной. Он всегда словно зависти от кого-то и чего-то, живёт с оглядкой.

Однако страшен трус во время трудных испытаний для народа, страны. Именно трусливые люди становятся предателями, так как они думают прежде всего о себе, о своей жизни. Страх толкает их на преступление.

Трусость — одна из самых негативных черт характера человека, необходимо стараться изживать её в себе.

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности — от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой -героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа. В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас. Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н. В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.

2. М.А.Шолохов «Судьба человека»

Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми. Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!

Смелость — это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста («…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой — предательство, душевная гибель, смерть других людей. Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.

Смелость и трусость в любви.

Георгий Желтков — мелкий чиновник, чья жизнь посвящена безответной любви к княгине Вере. Как известно, любовь его зародилась задолго до ее замужества, но он предпочитал писать ей письма, преследовал ее. Причина такого поведения крылась в его неуверенности в себе и в страхе быть отвергнутым. Возможно, будь он смелее, то смог бы стать счастливым с женщиной, которую любит. Вера Шеина тоже боялась быть счастливой и хотела спокойного брака, без потрясений, поэтому вышла замуж за веселого и симпатичного Василия, с которым все было очень просто, но великой любви она не испытала. Только после смерти своего воздыхателя, глядя на его мертвое тело, Вера осознала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Мораль этой повести такова: нужно быть смелым не только в бытовой жизни, но и в любви, нужно рисковать, не боясь быть отвергнутым. Только смелость может привести к счастью, трусость и, как следствие, конформизм, приводит к большому разочарованию, как это и произошло у Веры Шеиной.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

Произведения:

§ В.К. Железников «Чучело

§ М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

§ Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

§ Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие»

§ А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

§ В.В. Быков «Сотников

§ С. Коллинз «Голодный игры»

§ А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

§ В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

§ Дж. Оруэлл «1984»

§ В. Рот «Дивергент»

§ М.А. Шолохов «Судьба человека»,

§ М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

§ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»

§ М. Горький «Старуха Изергиль»

§ А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

Примерные темы:

Что значит быть храбрым?

Для чего человеку нужна смелость?

К чему приводит трусость?

На какие поступки толкает человека трусость?

В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

Нужна ли смелость в любви?

Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

Справедливо ли высказывание «смелость — это половина победы»?

Какие поступки можно назвать смелыми?

В чем разница между наглостью и смелостью?

Кого можно назвать трусом?

Можно ли воспитать в себе смелость?

В мире проживает огромное количество людей. Каждый человек уникален. У каждого есть свои особенности, что-то, что отличает его от других. В мире найдется не очень много людей, которые обладают храбростью.

Что же такое храбрость? Что значит быть храбрым? На эти вопросы я постараюсь дать краткий ответ. Каждый из нас сталкивался с этим качеством. Храбрость – это черта человека, которая позволяет человеку не бояться испытаний, принятия решений, не бояться пойти на какие-то геройские поступки.

В русской литературе практически каждое произведение описывает храброго человека. Взять, к примеру, Тараса Бульбу из произведения Н.В.Гоголя. Этот человек уже храбрый лишь потому, что защищает свою родину от врагов.

Это достойно уважения. Но я хочу обратить внимание на эпизод, в котором убивали Остапа. Он мучился, и воззвал к отцу. Хотя Тарас понимал, что его сын сейчас умрет, он не побоялся ответить ему. Он хотел еще раз показать сыну свою бесконечную любовь к нему.

Мне кажется это самый яркий пример из русской литературы. Понимая, что ничего изменить ты не можешь, что ты сам можешь погибнуть, но все равно откликаешься на зов любимого человека.

Любовь – это очень мощная сила, которая и толкает нас на храбрые поступки. Быть храбрым – это не побояться ничего и никого, даже если тебе самому грозит опасность.

Обновлено: 2017-10-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни? Смелость и трусость. Сочинение ЕГЭ Аргументы, примеры из литературы

Дата публикации: 06.09.2017

Итоговое сочинение 2017/2018: Вспоминаем аргументы на тему «Смелость и трусость»

В темах данного направления «смелость» и «трусость» могут фигурировать вместе как противоположные определения, но могут встречаться и по отдельности.

Оба понятия могут подразумевать либо реакцию (поступок) человека в конкретной ситуации, либо устойчивую черту характера.

ВАЖНО!!!

Трусость — это не сам страх, а неспособность подавить его.

Смелость — это не отсутствие страха, а умение не поддаваться этому чувству.

Вспомним Соколова («Судьба человека»), Гринева («Капитанская дочка») и «Сашку» (повесть Кондратьева) — неужели эти персонажи не боялись смерти? Я так не думаю. Смелость перечисленных героев проявляется в том, что боялись, но все равно не отступили.

Не стоит забывать и о том, что эти два качества могут сочетаться в одном человеке.

Обратимся к роману «Евгений Онегин». Главный герой решился на дуэль, то есть рисковал жизнью, но осознав, что сделал это сгоряча, не изменил решения из-за страха остаться трусом в глазах окружающих.

Кем же был Онегин: смельчаком или трусом?…

Готовясь к итоговому сочинению по направлению «Смелость и трусость», не будет лишним поразмышлять о том, какие страхи испытывают люди:

Смерть (собственная или близкого человека)

Одиночество

Расставание с любимым человеком, родными

Страх быть осужденным/не оправдать чьи-то ожидания

Чтобы подготовить аргументы, вспомните литературные произведения, в которых можно найти ответы на следующие вопросы:

Можно ли осуждать человека за трусость?

В каких ситуациях проявляются эти человеческие качества?

Может ли струсить смелый человек?

Вариант итогового сочинения

по литературе-2017-2018.

Направление четвёртое — «Смелость и трусость»

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от решения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных

произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и

персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Высказывания и мысли о смелости:

    Смелость города берёт.

    Смелость-начало победы (Плутарх).

    Кто мужествен, тот смел (Цицерон).

    Смелым помогает судьба (Вергилий).

    Надо дерзать: смелым помогает сама Венера (Тибулл).

    Отвага заменяет крепостные стены (Саллюстий).

    Смелый погибнет, но он не отступит.

    Храбрость получает свой выигрыш от трусости других (Я.Б. Княжнин).

    Только доблесть бессмертно живёт,

    Ибо храбрые славны вовеки (В. Я. Брюсов)

Высказывания и афоризмы о трусости

    Трусость всегда стремится переложить ответственность на другого (Хулио Кортасар).

    Герой умирает один раз, а трус – постоянно.

    К страху привыкают лишь трусы (Сергей Довлатов).

    Трусливый друг страшнее врага (Л. Н.Толстой).

    Хитрость-сила трусливого.

    Трусость отнимает разум.

Тема сочинения — Смелый погибнет, но не отступит

Основная часть. Первый тезис и первый литературный аргумент.

Тезис-смелым помогает судьба.

Так, в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом Андреем Соколовым. В сцене допроса в концлагере проявляется твёрдый, решительный и стойкий характер героя. Эта сцена — настоящая психологическая дуль, в которой победителем выходит смелый и мужественный воин. Мюллер хотел убить русского. Но в конце допроса он оставляет Андрея Соколова жить: немца поразил решительный и стойкий пленный, не отступивший от своих убеждений. Своим таким поведением Андрей обезоружил начальника лагеря. Комендант заявил, что Соколов – «храбрый солдат, настоящий русский солдат». И Мюллер отказался стрелять в пленного. А за смелость и отвагу наградил героя буханкой хлеба и куском сала. Читая и перечитывая рассказ М.А. Шолохова, мы ясно видим, что « смелым помогает судьба».

2-б

Основная часть.

Второй тезис и второй литературный аргумент.

Тезис –хитрость –сила трусливого, смелый погибнет. но не отступит.

На страницах повести Василя Быкова «Сотников» представлены два совершенно разных героя. Оба партизаны. Один из них- Сотников, смелый и решительный, принял смерть ради спасения товарищей из партизанского отряда. А другой- Рыбак, настоящий трус и предатель, проявил слабость духа, отсутствие воли и малодушие. Этот партизан не смог совладать с судьбой и перешёл на сторону полицаев, спасая свою жизнь. При этом он совершил подлость — выбил ящик из-под ног Сотникова во время казни. Рыбак проявляет опасение и тревогу. Читая повесть, мы приходим к выводу, что хитрость-сила трусливого. Убеждаемся в том, что «смелый погибнет, но не отступит».

3

Заключение

(вывод)

К какому выводу привели меня рассуждения по данной теме? Серьёзный вопрос заставляет задуматься над решением очень трудной задачи — что выбрать в конкретной ситуации: смелость или трусость? Много ли смелых людей в нашей жизни? Работает ли смелость активно сегодня?

Душа трусости — The New York Times

Камень — это форум для современных философов и других мыслителей по актуальным и вневременным вопросам.

Фото Образы храбрости, такие как этот из 1878 года, распространены. Образы трусости, не так уж и много. Кредит Библиотеки Конгресса.

Кажется странным и даже непатриотичным говорить о трусости в день, посвященный мужчинам и женщинам, служившим в американской армии. Но тогда, как показала история, никогда не время говорить о трусости.

«Лахет» Платона показывает, как его обычно отбрасывают в сторону. В диалоге пару раз упоминается трусость по отношению к главному предмету, мужеству, а затем примерно на полпути Сократ спрашивает: «Тогда что такое трусость и смелость? Вот что я хотел выяснить». Далее следует гораздо больше о мужестве; трусость больше не упоминается. Кьеркегор, вероятно, обращал больше внимания на трусость, чем на любого другого философа — и одна из его главных тем — как это ускользает от нашего внимания и как мы уклоняемся от него. «Должно быть, что-то не так с трусостью, — писал он, — раз она так ненавистна, так противно, чтобы о нем упоминали…». Если бы оно когда-либо появилось в «своем истинном виде», мы бы изгнали его из нашей жизни — «ибо кто захочет жить с этим убожеством?» Но трусость слишком труслива, слишком умна и скользка для этого, говорит Кьеркегор. Он западает глубоко в душу и облачается в более привлекательные одежды — в одежду смирения, если назвать очевидную пример, но и, по Кьеркегору, здравый смысл, ум и даже гордость.

Большинство солдат не стремятся быть героями, и они, как правило, быстро отмахиваются от своих мужественных поступков. Между тем акт трусости может преследовать их вечно.

Гораздо более свежий пример трусливой уклончивости исходит от профессора права и писателя Уильяма Иэна Миллера, специалиста по написанию негатива. После публикации двух книг в 1990-х — «Унижение». и «Анатомия отвращения» — он решил написать о трусости, чтобы завершить эту трилогию человеческой низости. Он не мог этого сделать.

Предполагаемый объект «уступил дорогу», — написал он, — «это то, что всегда делает трусость». Книга, которую Миллер в конце концов опубликовал, называлась «Тайна мужества». единственное положительное название в его творчестве.

Не только трусость ускользает от нашего внимания. Трусы тоже. Литература иногда дает нам поразительные образцы, таких антигероев, как Фальстаф, но попробуйте подумать об известном историческом трусе, и вы можете обнаружить, что такого нет. Ярлык труса в наши дни часто приберегают для наших самых страшных и ненавистных врагов, которые совершают смертоносные насильственные нападения на мирных жителей. Многие назвали 9/11 нападающих трусы. Подрывников на Бостонском марафоне тоже заклеймили как трусливых. Совсем недавно убийство солдата, охранявшего Национальный военный мемориал в Оттаве, рассматривалось, как выразился один политик, как «трусливый поступок, спланированный нанести удар в самое сердце нашей демократии». Были ли эти действия трусливыми? После 11 сентября некоторые комментаторы, отвергшие этот ярлык, в первую очередь Билл Махер, Уильям Сэфайр и Сьюзан Зонтаг были встречены с возмущением. Трусость это быть очень умным действительно в таких случаях. Кажется, что он появляется на виду у этих впечатляющих злодеев, он отвлекает нас от своего истинного «я».

Что именно? Как предполагает Кьеркегор, трусость очень изменчива, но, тем не менее, мы можем остановиться на рабочем определении. В некоторые времена и места — среди некоторых солдат в начале Гражданской войны в США, например, или в японской императорской армии во время Второй мировой войны, или в некоторых племенах воинов и уличных бандах — трусость приравнивалась к простому чувству страха. Обычно картина более детальная чем это, но мы обычно считаем кого-то трусливым, когда его страх непропорционален опасности, с которой он сталкивается, и когда этот несоразмерный страх заставляет его делать что-то, что он не должен, или не делать что-то ему следует. С военной точки зрения — война является архетипическим поводом для трусости, поскольку ставки так высоки, а кодекс поведения так ясен — трус — это солдат, который не выполняет свой долг, потому что чрезмерного страха.

Эта формулировка, конечно, оставляет нерешенными некоторые заряженные вопросы. Понятие чрезмерного страха по своей сути субъективно, и обязанности могут противоречить друг другу. Но подчеркивание долга может помочь нам дистанцировать трусость от сильных мира сего. притяжение мужества. Некоторые философы утверждают, что мужественный поступок занимает другую «этическую матрицу», чем трусливый поступок, потому что мужество определяется отдельно от долга или выше его. Храбрость является «сверхобязательным». В соответствии с этим духом Соединенные Штаты резервируют Почетную медаль только для того, кто «заметно отличился отвагой и отвагой на поле боя». риску своей жизни сверх служебного долга». Просто исполнять свой долг недостаточно.

Предатель, вероятно, обладает большим потенциалом и, безусловно, большим намерением причинить вред, чем трус, но в его поступке также может быть элемент дерзости, элемент, который мы, вопреки себе, уважаем.

Это может показаться скупым различием, но оно помогает оправдать «простое» выполнение определенных обязанностей как мужество. Мы называем людей мужественными за выполнение своего долга, когда мы воздерживаемся от того, чтобы называть тех кто не выполняет тот же долг трусливо. Возьмем, к примеру, случай с Кевином Викерсом, который смертельно ранил нападавшего в Оттаве. Можно возразить, что, поскольку Викерс является сержантом Канадского Дома Коммонса, он выполнял свой долг, и поэтому его нельзя было назвать смелым. Но пост Виккерса был, как часто отмечалось в новостях, в значительной степени «церемониальным», и если бы он позволил кому-то другому остановиться, убийцу — скажем, отряд спецназа — никто бы не назвал трусом. А это значит, что он был смелым. То, что он сделал, если и не было технически сверхобязательным, все равно было экстраординарным.

Связь трусости с долгом может также помочь объяснить, почему опасения по поводу трусости гораздо сильнее ощущаются в умах солдат, чем стремление к храбрости. Как заметили многие изучающие войну, большинство солдат на самом деле не стремятся быть героями, и они, как правило, быстро отвергают свои смелые поступки. Тем временем акт трусости может преследовать их вечно, и они искренни, даже отчаянны, в своих желание не прослыть трусом.

Наличие долга в качестве мерила делает трусость более определенной и существенной вещью, чем храбрость. Большой вред, который может нанести трусость, усиливает это чувство. Утверждение военного трибунала за трусость в июле 1775 г. сразу после он принял на себя управление Континентальной армией, Джордж Вашингтон объявил это «преступлением из всех других, самым гнусным для солдата, самым вредным для армии и последним, которое можно простить; насколько это возможно, и часто случается, что трусость одного офицера может привести к гибели целой армии…».

Но потенциальная цена трусости не объясняет полностью, почему она так преследует нас, почему Адам Смит писал, что «Нет более презренного характера, чем характер труса», или почему Кьеркегор описал «трусливого душа» как «самая жалкая вещь, которую только можно себе представить». Предатель, вероятно, обладает большим потенциалом и, безусловно, большим намерением причинить вред, чем трус, но в его поступке также может быть элемент дерзости. об этом, элемент, который, несмотря на нас самих, мы уважаем — и тот, которого не хватает трусливому поступку. Предатель из пословицы наносит удар в спину, но он хоть что-то делает; по крайней мере он присутствует. пресловутый трус более всего стремится к отсутствию, и если он (он, по пословице, мужчина) не может отсутствовать, если он не может бежать или прятаться, то его тело выдает его трусость невоздержанием. Трус сочетает в себе разрушительное и жалкое в исключительно оскорбительной манере.

Это проклятие обладает большой силой, особенно в военном контексте. Вера в то, что другая сторона труслива, вкупе с наказанием и предотвращением трусости на своей стороне подпитывает доверие; вера в то, что было бы трусостью не сражаться, подпитывает воинственность. Эта закономерность очевидна и, возможно, необходима для каждой войны.

Но презрение к трусости применимо и далеко за пределами поля боя. В новом фильме «Форс-мажоры» Швед по имени Томас обедает со своей семьей на террасе лыжной базы, когда видит приближающуюся лавину. Вместо того, чтобы прыгнуть, чтобы защитить свою жену и детей, он убегает (после того, как схватил свои солнцезащитные очки и мобильный телефон). Лавина, оказывается, рукотворная, управляемая, безвредная. Остальная часть фильма исследует разрушительные последствия этого эпизода. Томас ужасно не выполнил свой долг отца и мужа. В настоящее время его семья может рухнуть под другой лавиной — позором трусости.

Эта лавина не так монолитна, как может показаться. Есть морщины, парадоксы. Часто признавалось, что чрезмерный страх быть трусливым сам по себе может быть трусостью (нападавшие 11 сентября могут были трусливы таким образом) — и разве я сказал, что в трусливых поступках нет элемента дерзости? В 18 -м веке пословица гласила, что «каждый человек будет трусом, если посмеет». Практика казни дезертиров во время Второй мировой войны привела к тому, что генерал Георгий Жуков заявил, что «в Красной Армии только храбрый человек может быть трусом».

Презрение к архетипической трусости войны, кажется, исчезает в эпоху, когда некоторые виды оружия настолько страшны, что сама идея чрезмерного страха кажется абсурдной, когда мы знаем, что реакция на страх зависит от физиологические факторы, такие как уровень кортизола, и когда мы знаем, что прошлые травмы могут уменьшить нашу способность справляться с настоящими.

И все же презрение к трусости, кажется, слишком глубоко укоренилось в нас, чтобы исчезнуть. Уильям Джеймс писал, что «наши предки впитали в наши кости и мозг воинственность, и тысячи лет мира не породят это из нас», — утверждение, подкрепляемое формирующимся консенсусом в отношении того, что наши ближайшие родственники в мире животных, шимпанзе, имеют естественную склонность к насилию по отношению к своим собратьям-шимпанзе.

Это не обязательно повод для отчаяния. Наша драчливость и сопутствующее ей презрение к трусости не обрекают нас на войну. Джеймс считал, что мы можем применять их для созидательных, а не разрушительных целей. и бороться с «моральным эквивалентом войны».

Возможно, самая распространенная и глубокая трусость связана с давней традицией не думать об этом. Строгое и детальное рассмотрение идеи, применимой не столько к террористам, сколько к нам самим. — может помочь нам развивать то, что Джеймс назвал «жесткостью без черствости». Это может помочь нам критически осмыслить наши собственные страхи и обязательства — перед семьей, обществом и страной, а также причинам, выходящим за рамки любой из них. Это может помочь нам выполнить эти обязательства больше, чем стремление к героизму. И это может помочь нам оценить, даже если мы подражаем, тех многих ветеранов, которые думали о трусости и сопротивлялись это те, кто, никогда не приписывая себе мужества, управлял своими страхами и выполнял свой долг.

Фото

Крис Уолш — исполняющий обязанности директора программы по искусству и науке в Бостонском университете и автор книги «Трусость: краткая история».

Лучшие книги о трусости

Мой первый вопрос: почему вы решили работать над трусостью?

Жаль, что у меня нет хорошего ответа на этот вопрос. У меня есть довольно остроумный ответ, который только что появился в The Irish Times . Зачем кому-то писать о трусости? Вопрос подразумевает, что это неясная тема и должна оставаться такой. У меня нет большой трусливой истории, где я был на поле боя и бросил своих товарищей, но это отчасти потому, что я никогда не был на поле боя. Но у меня есть смутное беспокойство, а иногда и не такое смутное беспокойство, что я сам трус. А еще есть тот факт, что я немного против. Первоначально проект начинался с изучения концепции мужества в современную эпоху, но многие люди писали о мужестве, и никто не писал о трусости, так что поле было открыто.

И это относится к вашей первой книге, Тайна мужества , Уильяма Яна Миллера. Я читал, что Миллер сам хотел написать о трусости, но не смог и вместо этого написал о мужестве. Что такого в трусости, которая нуждается в облегчении своей противоположности?

Миллер говорит на самой первой странице книги, что она должна была быть о трусости, но эта трусость «уступила место» — так бывает всегда — и мужество — это то, чему она уступает место. Редкий случай, когда добродетель сексуальнее порока. Вы часто видите, что трусость выступает своего рода основой для истории мужества. В начале Лорд Джим, Джим — моряк, который трусливо сбегает с корабля. Остальная часть романа о том, как он пытается искупить свою вину. Во многих историях акт трусости — или предполагаемый акт трусости — это то, с чего начинается рассказ о мужестве. Четыре пера — еще один пример. Это книга (и многие фильмы, версия 1939 года является классической) о британском военном офицере в 1880-х годах, который решает отказаться от своего положения, чтобы жениться на своей истинной любви. Примерно в это же время в Судане начинается война и трое его армейских приятелей возмущены тем, что он не решается изменить свой план и присоединиться к ним и отправиться в бой. Поэтому они посылают ему белые перья, чтобы пристыдить его за его трусость. Он справляется с этим хорошо, но четвертое перо исходит от его невесты, и это перо ломает его решимость не идти на войну. Это происходит в начале книги, а остальная часть рассказа о том, как он переодетым отправился в Судан и спас жизни каждого из своих товарищей, приславших ему перья. Так что мужество берет верх. И само собой разумеется, в конце концов, он получает свою невесту обратно.

В рецензиях на книгу Миллера ему, кажется, делают комплименты, потому что он смотрит на черту, которая нравится людям. Боязнь обратной реакции, почему до вас не было монографий о трусости?

Да, конечно. Других монографий нет. Хотя существует давняя традиция говорить о том, чтобы не говорить о трусости. Inferno — классический момент, когда люди не хотят говорить о трусости. Данте колеблется, пока Вергилий ведет его, хотя у него есть гарантированный безопасный проход через ад и он знает, что в конце пути его ждет рай. Еще до того, как он войдет в ворота, он колеблется, и Вергилий говорит: «Не будь трусом», он не говорит «будь героем», он не говорит «будь смелым», он говорит: «не будь трус, не сомневайся, ты лукавишь: просто сделай это!» И вот, когда они входят, прямо за ворота, в передней, он слышит этот ужасный плач и шлепки и видит, как плачут и жалят бесчисленные миллионы душ. осами и мухами, и Данте спрашивает Вергилия: «Эй, что случилось с этими людьми?» Вергилий говорит ему, что это трусливые нейтралы, но он очень краток с ним и заключает, говоря: «Давайте не будем говорить о них». И Данте, и Миллер говорят кое-что действительно интересное о трусости, хотя этому не уделяется особого внимания.

В предисловии к своей книге вы упомянули испанскую пословицу, которая гласит что-то вроде «про трусов не рассказывают».

Да, и Данте дает нам одну причину, почему — или Данте Вергилий. Он говорит Данте-пилигриму, что эти тени, которые он видит, — нейтралы, негодяи, жившие без позора и похвалы; они никогда ничего не связывали в жизни и поэтому не имеют никакой надежды на смерть, говорит он. Они не были, но никогда не были. Так что, конечно, о них ничего не написано. Мир не хочет о них слышать. Я все еще пытаюсь найти знаменитого труса.

Роман Стивена Крейна Красный знак мужества — первый из двух выбранных вами романов. Я подумал, не могли бы вы в общих чертах объяснить, что там говорится о трусости, потому что, опять же, это книга, в названии которой есть мужество.

Верно, в названии есть мужество, и на самом деле в нем никогда не упоминается слово «трус». В своей книге я размышляю о том моменте, когда кого-то, говорящего об офицере, уклоняющемся от выполнения своих обязанностей, прерывают, он говорит что-то вроде: «Я всегда думал, что он…» Но это слово никогда не упоминается, и я предполагаю, что он собирался сказать «трус». Red Badge зациклен на этом слове, которое он не совсем называет.

Это классический роман времен Гражданской войны в США. Генри Флеминг — юноша, чья история рассказана, — постоянно беспокоится, обнаружит ли он, что он человек традиционной храбрости, или обнаружит, что он трус. И он думает, что выяснит это, вступив в бой. Тогда он убегает с боя и чувствует себя трусом. Но потом он понимает, что на самом деле никто не видел, как он бежал, и поэтому он чувствует себя лучше. Он убеждает себя, что бежал достойно, а другие убежавшие выглядели как цыплята. Комедийность романа недооценена. Есть еще один очень забавный момент — один из моих любимых моментов — у них какие-то дебаты, и реплика такая: «при таких бутербродах трудно было вести ожесточенный спор». есть что-то в комфорте и сытости, что уводит нас от тяжелых разговоров и тяжелых размышлений. Комфорт сам по себе становится своего рода уклонением.

«Я все еще пытаюсь найти знаменитого труса».

Еще одна интересная для меня вещь о Генри Флеминге заключается в том, что в более позднем рассказе Крэйна под названием «Ветеран» он рассказывает нам историю о том, как умирает Генри Флеминг. Это происходит тридцать лет спустя: пережив войну, он в продуктовом магазине с внуком и шутит о том, как бежал, когда воевал за армию Союза. Он никогда бы так не пошутил, когда ему было 17 лет. Его внук там и просто потрясен, увидев, как его дедушка шутит о беге. Он возмущен. Но затем во второй половине истории рассказывается о том, как сарай Генри загорается, и он умирает, спасая из него животных. Итак, мужество есть, но оно кажется мужеством, которым движет не страх быть трусливым, а любовь ко всем Божьим творениям.

Меня очень поразило одно определение трусости, которое вы используете: «орудие, которое сильные используют, чтобы заставить менее сильных делать ужасные вещи с другими и с собой» — это внук той системы, в которой молодые люди напуганы трусость, тогда как Генри становится храбрым более реальным образом?

Возможно, мне следовало раньше предложить свое рабочее определение — трусость — невыполнение долга из-за чрезмерного страха. Конечно, трусость может быть использована как орудие сильных мира сего, и она может заразить самих сильных мира сего, которые могут бояться быть трусливыми и продолжать совершать безрассудные поступки. Но если взять простое определение и применить его к вопросу, который задавал юный Генрих — побежал бы я, если бы битва началась из-за страха? — это явно было бы трусостью, потому что его долг — оставаться на месте. Но в случае старшего Генри, возможно, его долгом было спасать этих животных, и страх мог быть связан с смертью, но я предполагаю, что его страх смерти уменьшился здесь, и поэтому он способен совершить по-настоящему мужественный поступок. Стыд трусости может заставить людей выполнять свой долг; а может быть, высшее мужество и не нуждается в таком подкреплении?

Абсолютно, и разве у всех нас не возникает вопрос о том, поступим ли мы смело, если понадобится? В книге Миллера есть фраза, которую использует солдат, говоря о храбрости отдельно от характера и воли: это то, что мы не можем контролировать, пока не проверим.

Иногда нет контроля, но Миллер не хочет отказываться от такого, казалось бы, спонтанного мужества, потому что философы часто так делают — это не мужество, основанное, скажем, на знании добра и благородства. Миллер хочет уберечь мужество от крайностей эгоцентричной философии. Излишняя любовь к мысли заставляет нас недооценивать добродетельные поступки, которые кажутся непродуманными или необдуманными: например, быструю храбрость обученного солдата.

Крейн сам не имел военного опыта, когда писал эту книгу. Писал ли он что-то оригинальное о трусости или был частью литературной традиции?

Его знаменитая фраза состоит в том, что все, что ему нужно было знать о войне, он узнал, играя в футбол на песке. Он сказал: «Мне кажется, я почувствовал ярость конфликта на футбольном поле». не единственная арена. Футбольное поле тоже может быть. Крейн также читал журнал под названием Век , в котором была серия воспоминаний о Гражданской войне примерно в то время, когда он написал книгу, когда ему было, кажется, 24 года. Будучи молодым человеком в Америке девятнадцатого века, он также был погружен в культуру, которая прославляла мужество. Пару лет спустя он стал свидетелем настоящей войны, я думаю, в Греции и во время испано-американской войны.

Джеймс Джонс, с другой стороны, писал о войне, которую он пережил из первых рук в Тонкая красная линия. Является ли трусость центральной темой книги?

Да, я бы так сказал. Это гораздо больший холст, чем Red Badge , книга, о которой Джонс фактически написал отчет о книге, когда он был на тренировках на Гавайях, после Перл-Харбора, но до того, как он отправился на Гуадалканал, но в Тонкая красная линия он смотрит на ряд персонажей и проникает в головы многих из них. В частности, это Файф, одержимый трусостью и постоянно беспокоящийся о ней. И есть строчка, которую я хочу обсудить, которая очень хорошо это выражает: «Где-то в глубине души каждого солдата, словно ноготь, неудержимо царапающий струпья, звучал тихий голос, говорящий: «Но стоит ли оно того, действительно ли оно того стоит? умереть, умереть, лишь бы доказать всем, что ты не трус?» Так вот, вот оно. Страх трусости. Многие другие студенты-военные заметили, насколько это распространено. В глубине души мужчин последнее, что удерживает их на месте, — это просто доказать всем, что ты не трус. Послушайте эту строчку — «стоит ли умирать, быть мертвым?» Джонс недооценивают как стилиста-прозаика. Умереть — это быстрое событие, но быть мертвым — это длительный процесс. Это довольно высокая цена, чтобы избавиться от опасений по поводу трусости.

Получить еженедельный информационный бюллетень Five Books

И затем Джонс также великолепен, когда пишет о том, как солдаты чувствовали себя числами, потому что Вторая мировая война велась в таком огромном масштабе. Некоторые солдаты озвучивают идею о том, что это всего лишь гигантское коммерческое предприятие и что их просят делать что-то исключительно так, как если бы они были точками данных. Например, им говорят «иди, иди, возьми этот холм» не потому, что мы хотим этот холм, а потому, что захват этого холма привлечет 40% вражеского огня, и тогда мы можем взять еще один холм и подвергнуться такого рода атакам. Актуарное манипулирование вашим так называемым долгом действительно нервирует. Джонс также рассказывает о том, как работает физиология страха: солдаты полны адреналина, сужающего кровеносные сосуды. Он изображает солдат в виде автоматов: один из них поет «Я автомат» на мотив «Боже, благослови Америку». Это обновление Crane. Крейн изображает Генри Флеминга как бегущим от битвы, так и участвующим в нападении — и описания почти идентичны. Вы видите людей обезумевших и бегущих — то же самое с предполагаемой трусостью и храбростью, с той лишь разницей, что они направляются. Джонс знакомится с медицинскими знаниями 20-го века и исследует физиологию страха. А некоторые его персонажи куда более ироничны и самосознательны, чем юный Генри. Но и Джонс, и Крейн ставят под сомнение традиционные представления о мужестве и трусости.

Она более хаотична, в ней меньше моральной определенности, чем в книге Крейна?

В «Крейне» довольно хаотично, но мы видим лишь мельком одного молодого человека, и книга намного короче — это чудо лаконизма, правда. И заканчивается тем, что Генри Флеминг обретает «спокойную мужественность». В нем говорится: «Он должен был прикоснуться к великой смерти и обнаружил, что, в конце концов, это была всего лишь великая смерть, он был человеком». Что-то такое. Вроде счастливый конец, можно сказать, хотя конец много обсуждается. Не моральной уверенности, но, может быть, моральной неуверенности стало меньше — или, во всяком случае, Генри чувствует себя менее неуверенно в себе, чем в начале.

Тем временем Тонкая красная линия заканчивается тем, что люди покидают остров, где они устроили такое сражение, и последняя строка: «Однажды один из них напишет книгу обо всем этом, но никто из них не поверит». это, потому что никто из них не помнил бы это таким образом.» И поэтому Джонс попытался написать книгу, которая была бы верна опыту войны, как он ее видел, но также знал, что память имеет свойство приукрашивать вещи. Есть какая-то амнезия. Он написал об этом позже в книге под названием Вторая мировая война: Солдатские хроники —  об этом явлении, когда солдаты могут сидеть в зале американского легиона, пить пиво и говорить себе, что все не так уж и плохо, и что они автономные личности, хотя на самом деле Тонкая красная линия обычно показывает иначе. По сути, он говорит: ты такой контролируемый, ты на острове в Тихом океане, ты застрял, так что трусость в каком-то смысле невозможна. И поэтому у него есть строчка о долге: «Дело было даже не в долге, он должен был уйти». Долг — это неотъемлемая часть трусости, но чтобы быть долгом, на самом деле должна быть задействована какая-то воля. И в изображениях Джонса часто нет воли. А там, где нет воли, нет свободы действий, такая моральная категория, как трусость, неприменима.

Как Долг и Воля обсуждаются Филипом Риффом в вашей последней книге, его Триумф Терапевтического ?

В   Триумф терапевтического они появляются как часть старого порядка, который вытесняется или разрушается терапевтическим. Терапевтическое приходит на смену вере и любым представлениям о вечных истинах или авторитетах, и поэтому идея долга, как и идея характера, подрывается. Долг — это своего рода репрессия.

Это книга 1966 года, и ее эрудиция просто пугает. Рифф был исследователем Фрейда, и я думаю, что он стремился указать, что Фрейд думал, что человек болен, а не что его действительно можно вылечить. У Фрейда был трагический смысл, и это оставляло место для моральных представлений. Он думал, что человек может проявить мужество или трусость в переговорах о борьбе между Ид и Супер-Эго, даже если он никогда не сможет «выиграть» борьбу. Многое из того, что произошло после того, как Фрейд отрицает необходимость борьбы. Вильгельм Райх, например, говорит, что не надо бороться с инстинктом, всегда следуй ему. Там нет места для дежурства. Терапевтическое торжество побеждает, когда отпадают старые пути — назовем это моральным порядком, основанным на вере. Люди стали более замкнутыми, они управляют своей жизнью так, чтобы свести к минимуму неприятности, идеи греха заменяются идеями недостаточной самооценки и так далее.

Я пытаюсь проследить преобладание терапевтического воздействия на военную трусость. Если бы вы были солдатом при Ватерлоо и бежали или пачкали себя от страха и не выполнили свой долг, то вас бы назвали трусом и могли бы понести очень суровое наказание. Не знаю, казнили ли тогда трусов, но наверняка казнь трусов имеет долгую историю: с древних времен до ХХ века. Но все чаще в 20 веке такое поведение — плохие реакции на страх или проступки в бою — связывают с психологическими проблемами, с последствиями травматического стресса. Так что теперь, если солдата трясет или он сбегает с задания, перед вынесением приговора должен быть проведен медицинский осмотр, и типичная презумпция: «О, у него посттравматический стресс». Это очень деликатный вопрос, и всякий раз, когда я говорю об этом в книге или лично, я хочу быстро сказать, что я не говорю, что кто-то, у кого посттравматический стресс, трус, но что мы разные и в большинстве случаев часть лучших способов объяснить поведение, которое раньше объясняли — осуждали — как трусость.

«Страхи трусости укоренились в жанре военных текстов».

Вы, наверное, знаете историю о 306 британских солдатах, которые были казнены британцами за трусость в Первой мировой войне и посмертно помилованы в 2006 году. солдаты явно страдали от контузии и что, если бы они прошли надлежащее медицинское обследование, к ним было бы проявлено милосердие. Итак, «триумф терапевта»: те 306 солдат, которые были расстреляны в 1914-18 были помилованы в 2006 году.

Тем не менее, небольшой стимул для моей книги состоял в том, чтобы сказать, что Рифф несколько преувеличил. Терапевтическое не восторжествовало полностью, к худшему или к лучшему. Хуже того, потому что даже такие термины, как «посттравматический стресс», к сожалению, все еще имеют клеймо. К лучшему, потому что если никогда не стыдно не выполнить свой долг из-за страха, который не соответствует опасности, с которой вы сталкиваетесь, то что такое долг? что такое мораль? В основном моя книга представляет собой исследование того, как мыслили о трусости. Но если у меня и есть небольшой нравственный проект, так это спасти или возродить идею трусости как полезной моральной категории, части нашего этического словаря.

Казнить кого-то, кто был обвинен в трусости, кажется мне ужасным поступком, а страх быть трусливым приводил к всевозможным ужасным актам насилия на протяжении всей истории. И теперь мы знаем все эти вещи о том, как люди реагируют на страх и почему кто-то может бежать с поля боя. Может они контужены, может сам бой сумасшедший. Но я также пытаюсь доказать, что все еще есть место для осуждения трусости — все менее и менее применимого к войне, но применимого в других местах. У людей по-прежнему есть обязанности, и когда они не справляются с обязанностями из-за чрезмерного страха, из-за страха, который непропорционален опасности, а также непропорционален их способности справиться с опасностью, это должно быть осуждено. К трусости прилагается этот стыд, который все еще очень силен, и, возможно, его можно использовать, чтобы подтолкнуть нас к размышлению о том, что мы должны делать и почему мы боимся этого делать.

У меня последний вопрос о женщинах и трусости. Мы много говорили о войне, и кажется, что все ваши книги посвящены мужскому опыту. Мне просто интересно, когда вы думаете, что женщин обвиняют в трусости?

Очень интересный вопрос. И позвольте мне спросить вас, как вы думаете, звучит странно называть женщину трусом?

Да. Как-то не очень получается.

Да, но я думаю, что это еще можно сделать. И есть несколько примеров, на которые я указываю в книге. Есть знаменитая фраза Эмили Бронте, где она говорит: «Никакая трусливая душа не принадлежит мне | Нет трепета в бушующей буре мировой сфере», и так еще в 1920-го века она использует идею трусости как нечто, что может относиться и к ней. Ее презрение к трусости помогает управлять ее верой.

Терапевтическая идея и идея контузии и посттравматического стресса возникла из признания того, что современная война была ареной другого типа и что мужество и трусость не имеют такого же смысла, как раньше на этой арене. . И, может быть, имеет больше смысла говорить о негендерной трусости и мужестве в 21 веке. В паре рецензий на мою книгу мягко жаловались на то, что она почти исключительно мужская, но пока история трусости в основном мужская.

Исторически сложилось так, что женщины не очень хорошо проводят время, когда они храбры — посмотрите на Кассандру и Жанну д’Арк или Боудикку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *