Творческая личность психология: кто это и по каким признакам ее распознать

кто это и по каким признакам ее распознать

Опубликовано:

Руки, разрисованные красками: Freepik

Творческие люди открыли человечеству дорогу в космос, подарили картины, музыку, кино. У них сложный внутренный мир и нестандартное мышление. Поэтому коммуницировать с ними нужно по-особенному.

Определение и признаки творческой личности

У всех есть врожденная тяга к творчеству, но не каждый способен создать шедевр. Опираясь на выводы ученых Юрия Елисеева, Владимира Дружинина и Эдварда де Боно можно предположить, что создатели гениальных произведений и научных открытий отличаются от обычных людей.

Что такое творческая личность?

Это человек, наделенный потребностью в непрерывном создании качественно новых объектов и духовных ценностей. Он фонтанирует идеями, неординарными решениями, не боится идти на конфликт, реализовывая собственную позицию. Смел и креативен, стремится к уникальности. Творчество становится главным смыслом его жизни, движущей силой и энергией, вдохновляющей на раскрытие талантов.

Доктор психологических наук Владимир Дружинин, автор книги «Психология общих способностей» подчеркивает, что человечество не единожды задавалось вопросом о том, кто на самом деле творцы — носители божественного дара или безумцы. Однозначного мнения нет, но любой человек способен творить, приложив усилия и раскрыв в себе уникальный талант, которым обладает с рождения.

В творчестве важен результат, но не меньшее значение имеет и сам процесс. Никто не в силах с точностью до мелочей повторить итог творчества, созданного воображением автора конкретного шедевра. В этом состоит секрет уникальности картин, стихов, музыки, модных коллекций одежды или программного кода.

Программист пишет код: Freepik

Какие признаки творческой личности?

Творцу присуще образное мышление, ассоциативность, развитое воображение и внимание. Творческая личность всегда активна, легко оперирует образами, стремится расширить сферу деятельности, имеет убеждения и интересы, внутренний стержень. Она постоянно меняется, развивается, стремясь к улучшениям. Проявляет индивидуальность в любых формах деятельности, включая внешний облик, речь, поступки и образ жизни.

На биологическом и физиологическом уровне считается, что у творческой личности имеются следующие отличия:

  • Преобладающая активность правого (творческого) полушария.
  • Повышенный уровень глутамата, ацетилхолина и дофамина в крови.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действующей как кофеин.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, восприимчивость к внешним раздражителям.

У реализованной творческой личности сильная воля, позволяющая воплотить идеи в жизнь, а не оставить их на уровне фантазий. Успешные творцы упорны, имеют высокую работоспособность, не боятся критики и неудач, не реагируют на зависть и упреки недоброжелателей. Они всегда открыты к знаниям, быстро мыслят и имеют широкий кругозор, который можно оценить с помощью теста.

Поведение творческой личности, как взаимодействовать с ней

Их часто считают чудаками, с трудом находят объяснение их поступкам. Чтобы выявить творческие задатки в себе и научиться контакту с творцами, нужно знать особенности их поведения в быту, профессиональной и личной жизни.

Как ведет себя творческая личность?

Дети раскрашивают стены, стригут домашних питомцев и себя, разбирают игрушки, пытаясь увидеть, что у них внутри. Родители, сумевшие направить и развить креатив малышей, получают талантливого ребенка, который в будущем может покорить мир.

Но даже если ограничивать прирожденного творца, он все равно проявит свою природу. Как распознать творческую личность в ребенке или близком взрослом? Чаще всего такой человек реализует творческий процесс в несколько этапов:

  1. Постановка задачи и поиск решения.
  2. Бессознательная работа над задачей.
  3. Внезапное рождение ключа к решению.
  4. Завершение решения, проверка и развитие ключевой идеи.

Не стоит ломать такой механизм, лучше помогите творцу выполнить миссию. Каждый творческий человек имеет потребность в самореализации, так что все равно добьется желаемого.

Девочка лепит фигурки из пластилина: Freepik

Как себя вести с творческими личностями?

Принимайте их особенности, не стройте иллюзий и далеких планов, сосредоточьтесь на текущем моменте. Чаще удивляйте творцов, принимайте их забывчивость, помогите в организации быта и рабочего процесса, создайте комфортный распорядок.

В работе у них свой ритм. Творцы не любят давления, склонны к риску и выгоранию. Нельзя ограничивать их в свободе деятельности. Вот аспекты, которые чаще всего блокируют творческий потенциал:

  1. Конформизм или следование шаблонам.
  2. Внешняя и внутренняя цензура, отсекающая все идеи подряд.
  3. Жесткость мышления, мешающая полету фантазии.
  4. Попытки немедленного нахождения ответа на вопрос.

Чтобы не давить на творца, способного терять чувство времени, надо предложить ему гибкий график и сроки, удаленную работу.

По мнению профессора Юрия Елисеева, автора книги «Психосоматические заболевания», творческие люди подвержены определенным отклонениям здоровья, витают в облаках и неспособны поддерживать бытовой комфорт. Доктор медицины Эдвард де Боно в книге «Серьезное творческое мышление» подчеркивает:

  1. Зигмунд Фрейд считал, что через творчество человек снимает внутреннее напряжение.
  2. Карл Густав Юнг называл творчество потоками энергии.
  3. Альфред Адлер обозначил творческое мышление способом компенсации комплекса неполноценности.
Гений и окружающий его мир: Freepik

Поэтому среди творческих личностей так много невротиков и высокочувствительных людей. Построить гармоничные отношения с ними бывает сложно. Такие люди часто меняют партнеров или склонны к отшельничеству. Ужиться с ними помогает чувство юмора и признание таланта.

При желании развить в себе творческий потенциал способен каждый человек, но есть и гении, которым нет равных. Зная особенности таких людей, их плюсы и минусы, можно помочь себе и им обрести благоприятные условия для реализации уникальных идей и стать соавторами шедевров.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1824465-tvorceskaa-licnost—eto-neozidannye-priznaki/

Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет

Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?

Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Творческие люди – кто они?
    • 1.1 Психологическая характеристика творчества
    • 1.2 Познавательная сфера творческой личности
    • 1.3 Роль волевой сферы
    • 1.4 Сфера интересов
  • 2 Биологическое и социальное в структуре творческой личности
    • 2.1 Биологические предпосылки для творчества
    • 2.2 Социальные факторы
  • 3 Психологический портрет творческой личности

Творческие люди – кто они?

Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.

Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.

Психологическая характеристика творчества

В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.

Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.

Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.

Познавательная сфера творческой личности

Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях. Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.

Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления.

Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.

  • Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
  • Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
  • Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
  • Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.

Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.

Роль волевой сферы

Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.

Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике. Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать. И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!

Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.

Сфера интересов

Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.

Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.

Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.

Биологическое и социальное в структуре творческой личности

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.

Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами.

Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:

  • Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
  • Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
  • Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления.
    С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.

Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.

Социальные факторы

И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.

Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.

Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности  быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.

Психологический портрет творческой личности

Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:

  • Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
  • Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
  • Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
  • Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
  • Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
  • Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.

Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности.

До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.

Творческая личность | Психология сегодня

Автор: Mihaly Csikszentmihalyi, опубликовано 1 июля 1996 г. — последняя проверка сделана 22 февраля 2021 г.

Из всех видов человеческой деятельности творчество ближе всего к осуществлению того, что мы все надеемся получить в своей жизни. Назовите это полноценной жизнью.

Творчество — центральный источник смысла нашей жизни. Большинство вещей, которые интересны, важны и человечны, являются результатом творчества. То, что отличает нас от обезьян — наш язык, ценности, художественное выражение, научное понимание и технологии — является результатом индивидуальной изобретательности, которая признавалась, вознаграждалась и передавалась через обучение.

Когда мы творим, мы чувствуем, что живем более полно, чем в остальное время. Возбуждение художника за мольбертом или ученого в лаборатории приближается к идеальному удовлетворению, которое мы все надеемся получить от жизни, но так редко получаем. Возможно, только секс, спорт, музыка и религиозный экстаз — даже если эти переживания мимолетны и не оставляют следов — дают глубокое ощущение того, что мы являемся частью чего-то большего, чем мы сами. Но творчество также оставляет результат, добавляющий богатству и сложности будущему.

Я посвятил 30 лет изучению того, как живут и работают творческие люди, чтобы сделать более понятным таинственный процесс, посредством которого они приходят к новым идеям и новым вещам. Творческие личности замечательны своей способностью приспосабливаться практически к любой ситуации и обходиться всем, что есть под рукой, для достижения своих целей. Если бы мне нужно было выразить одним словом, что отличает их личности от других, то это сложность . Они показывают тенденции мысли и действия, которые у большинства людей сегрегированы. Они содержат противоречивые крайности; вместо того, чтобы быть «индивидуумом», каждый из них является «множеством».

Вот 10 противоположных черт, часто присутствующих у творческих людей, которые сливаются друг с другом в диалектическом напряжении.

1. Творческие люди обладают большой физической энергией, но они также часто тихи и отдыхают. Они работают долгие часы, с большой концентрацией, излучая ауру свежести и энтузиазма. Это предполагает превосходные физические данные, генетическое преимущество. Тем не менее удивительно, как часто люди, которые в свои семьдесят и восемьдесят лет излучают энергию и здоровье, помнят детство, измученное болезнями. Кажется, что их энергия генерируется изнутри, в большей степени благодаря их сосредоточенному уму, чем превосходству их генов.

Это не значит, что творческие люди гиперактивны, всегда «включены». На самом деле они часто отдыхают и много спят. Важно то, что они контролируют свою энергию; не правит календарь, док, внешнее расписание. При необходимости они могут сфокусировать его, как лазерный луч; когда нет, творческие типы немедленно перезаряжают свои батареи. Они считают очень важным для успеха своей работы ритм активности, за которым следует праздность или размышления. Это не биоритм, унаследованный с их генами; это было изучено методом проб и ошибок как стратегия для достижения своих целей.

Одним из проявлений энергии является сексуальность. Творческие люди парадоксальны и в этом отношении. У них, кажется, довольно сильная доза эроса, или генерализованной либидинозной энергии, которую некоторые прямо выражают в сексуальности. В то же время некое спартанское безбрачие также является частью их характера; воздержание, как правило, сопровождает превосходные достижения. Без эроса было бы трудно энергично браться за жизнь; без ограничений энергия может легко рассеяться.

2. Творческие люди, как правило, умны и в то же время наивны. Насколько они умны на самом деле, остается открытым вопросом. Вероятно, то, что психологи называют «g-фактором», то есть ядром общего интеллекта, действительно высоко у людей, которые вносят важный творческий вклад.

Самое раннее лонгитюдное исследование превосходных умственных способностей, начатое в Стэнфордском университете психологом Льюисом Терманом в 1921 году, довольно убедительно показывает, что дети с очень высоким IQ преуспевают в жизни, но после определенного момента IQ, по-видимому, не коррелирует ни с чем. дольше с превосходной производительностью в реальной жизни. Более поздние исследования показывают, что точка отсечки составляет около 120; может быть трудно выполнять творческую работу с более низким IQ, но IQ выше 120 не обязательно означает более высокую креативность.

Другой способ выражения этой диалектики — противопоставление полюсов мудрости и ребячества. Как заметил Говард Гарднер в своем исследовании главных творческих гениев этого века, определенная незрелость, как эмоциональная, так и умственная, может идти рука об руку с глубочайшими прозрениями. Сразу вспоминается Моцарт.

Кроме того, люди, которые вносят приемлемое новшество в область, по-видимому, способны хорошо использовать два противоположных способа мышления: конвергентный и дивергентный. Конвергентное мышление измеряется тестами IQ и включает в себя решение четко определенных рациональных задач с одним правильным ответом. Дивергентное мышление не приводит к согласованному решению. Это включает в себя беглость или способность генерировать большое количество идей; гибкость или способность переключаться с одной точки зрения на другую; и оригинальность в подборе необычных ассоциаций идей. Это параметры мышления, которые измеряют большинство творческих тестов и которые пытаются улучшить большинство семинаров.

Тем не менее остается мучительное подозрение, что на высших уровнях творческих достижений создание новизны не является главной проблемой. Люди часто утверждали, что за всю свою карьеру у них было только две или три хорошие идеи, но каждая идея была настолько продуктивной, что они всю жизнь были заняты тестированием, заполнением, проработкой и применением.

Дивергентное мышление бесполезно без способности отличить хорошую идею от плохой, и эта избирательность включает в себя конвергентное мышление.

3. Творческие люди сочетают в себе игривость и дисциплину или ответственность и безответственность. Нет сомнений в том, что игриво-легкий настрой типичен для творческих личностей. Но эта игривость не уходит далеко без своей противоположности, качества упрямства, выносливости, настойчивости.

Нина Холтон, чьи игриво-дикие зародыши идей лежат в основе ее скульптуры, очень твердо убеждена в важности упорного труда: «Скажите кому-нибудь, что вы скульптор, и они скажут: «О, как интересно, как чудесно». .’ И я обычно говорю: «Что такого замечательного?» Это как быть каменщиком или плотником, половину рабочего дня. Но они не хотят этого слышать, потому что на самом деле представляют только первую часть, захватывающую часть. Но, как однажды сказал Хрущев, от этого блинов не жаришь, понимаете. Этот зародыш идеи не создает скульптуру, которая стоит. Он просто сидит там. Итак, следующий этап — тяжелая работа. Вы действительно можете воплотить его в произведение скульптуры?»

Джейкоб Рабинов, инженер-электрик, использует интересную умственную технику, чтобы замедлить себя, когда работа над изобретением требует больше выносливости, чем интуиции: «Когда у меня есть работа, требующая больших усилий, медленно, я притворяюсь, тюрьма. Если я в тюрьме, время не имеет значения. Другими словами, если на это уйдет неделя, это займет неделю. Что мне еще делать? Я буду здесь в течение двадцати лет. Видите? Это своего рода умственный трюк. Иначе вы скажете: «Боже мой, это не работает», а затем сделаете ошибки. По-моему, вы говорите, что время абсолютно не имеет значения».

Несмотря на беззаботный вид, которым обладают многие творческие люди, большинство из них работают до поздней ночи и упорствуют, в то время как менее целеустремленные люди этого не делают. Вазари писал в 1550 году, что когда художник эпохи Возрождения Паоло Уччелло разрабатывал законы визуальной перспективы, он всю ночь ходил взад и вперед, бормоча себе под нос: «Как прекрасна эта перспектива!» в то время как его жена безуспешно звала его обратно в постель.

4. Творческие люди чередуют воображение и фантазию с укоренившимся чувством реальности. Великое искусство и великая наука предполагают прыжок воображения в мир, отличный от настоящего. Остальная часть общества часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки в том, чтобы выйти за пределы того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность. В то же время этот «побег» не в страну никогда-никогда. Что делает новую идею творческой, так это то, что, однажды увидев ее, мы рано или поздно осознаем, что, как ни странно, это правда.

Большинство из нас полагает, что артисты — музыканты, писатели, поэты, художники — сильны в фантазиях, тогда как ученые, политики и бизнесмены — реалисты. Это может быть верно с точки зрения повседневной рутинной деятельности. Но когда человек начинает работать творчески, все ставки снимаются.

5. Творческие люди склонны быть как экстравертами, так и интровертами. Обычно мы то одно, то другое, предпочитая либо быть в гуще толпы, либо сидеть в сторонке и наблюдать за проходящим шоу. На самом деле в психологических исследованиях экстраверсия и интроверсия считаются наиболее устойчивыми личностными чертами, отличающими людей друг от друга и поддающимися надежному измерению. С другой стороны, творческие личности, по-видимому, проявляют обе черты одновременно.

6. Творческие люди скромны и горды одновременно. Удивительно встретить известного человека, который, как вы ожидаете, будет высокомерным или высокомерным, но вместо этого столкнетесь с самоуничижением и застенчивостью. Тем не менее, есть веские причины, почему это должно быть так. Эти люди прекрасно понимают, что стоят, по выражению Ньютона, «на плечах гигантов». Их уважение к области, в которой они работают, заставляет их осознать длинную череду предыдущих вкладов в нее, рассматривая свои собственные в перспективе. Они также осознают ту роль, которую удача сыграла в их собственных достижениях. И обычно они настолько сосредоточены на будущих проектах и ​​текущих задачах, что прошлые достижения, какими бы выдающимися они ни были, уже не очень их интересуют. В то же время они знают, что по сравнению с другими добились очень многого. И это знание дает чувство защищенности, даже гордости.

7. Творческие люди в какой-то степени избегают жестких гендерно-ролевых стереотипов. Когда молодых людей тестируют на мужественность/женственность, снова и снова обнаруживается, что творческие и талантливые девочки более властны и круты, чем другие девочки, а творческие мальчики более чувствительны и менее агрессивны, чем их сверстники-мужчины.

Эту склонность к андрогинности иногда понимают в чисто сексуальных терминах, и поэтому ее путают с гомосексуализмом. Но психологическая андрогинность — гораздо более широкое понятие, относящееся к способности человека быть одновременно агрессивным и заботливым, чувствительным и ригидным, доминирующим и покорным, независимо от пола. Психологически андрогинный человек фактически удваивает свой репертуар реакций. Творческие личности чаще обладают сильными сторонами не только своего пола, но и другого пола.

8. Творческие люди одновременно бунтари и консерваторы. Невозможно быть творческим, не усвоив сначала область культуры. Поэтому трудно понять, как человек может быть творческим, не будучи одновременно традиционным и консервативным, и в то же время мятежным и иконоборческим. Быть только традиционным оставляет область неизменной; постоянный риск без учета того, что ценилось в прошлом, редко приводит к новизне, которая воспринимается как улучшение. Художница Ева Зейзель, которая говорит, что фольклорная традиция, в которой она работает, является «ее домом», тем не менее производит керамику, признанную Музеем современного искусства шедеврами современного дизайна. Вот что она говорит об инновациях ради инноваций:

«Эта идея создать что-то не является моей целью. Быть другим — это отрицательный мотив, и никакая творческая мысль или созданная вещь не вырастает из отрицательного импульса. Негативный импульс всегда фрустрирует. А быть другим означает «не нравится» это» и «не так». А «не нравится» — вот почему постмодернизм с приставкой «пост» не мог работать. Никакой отрицательный импульс не может работать, не может произвести какое-либо счастливое творение. Только положительный».

Но также необходима готовность пойти на риск, порвать с безопасностью традиции. Экономист Джордж Стиглер очень категоричен в этом отношении: «Я бы сказал, что одной из самых распространенных ошибок способных людей является отсутствие мужества. Они будут играть в безопасные игры. если это будет интересно. Невозможно предсказать, что все пойдет хорошо».

9. Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но при этом могут быть предельно объективны. Без страсти мы быстро теряем интерес к сложной задаче. Тем не менее, не будучи объективным, наша работа не очень хороша и не вызывает доверия. Вот как об этом говорит историк Натали Дэвис:

«Я думаю, что очень важно найти способ отстраниться от того, что вы пишете, чтобы вы не могли настолько отождествиться со своей работой, что вы не можете принять критику. и отклик, и в этом опасность такого сильного влияния, как у меня. Но я знаю об этом и о том, когда я думаю, что особенно важно отстраниться от работы, и это то, где возраст действительно помогает».

10. Открытость и чувствительность творческих людей часто подвергают их страданию и боли, но также и большому удовольствию. Большинство согласится со словами Рабинова: «У изобретателей низкий болевой порог. Их беспокоят вещи». Плохо спроектированная машина причиняет изобретательному инженеру боль точно так же, как творческому писателю больно читать плохую прозу.

Одиночество в авангарде дисциплины также делает вас незащищенным и уязвимым. Высокое положение вызывает критику и часто жестокие нападки. Когда художник потратил годы на создание скульптуры или ученый на разработку теории, это разрушительно, если никому до этого нет дела.

Глубокий интерес и участие в малоизвестных темах часто остаются без вознаграждения или даже вызывают насмешки. Дивергентное мышление часто воспринимается большинством как девиантное, поэтому творческий человек может чувствовать себя изолированным и непонятым.

Пожалуй, самое тяжелое для творческих личностей — это чувство утраты и пустоты, которые они испытывают, когда по каким-то причинам не могут работать. Это особенно болезненно, когда человек чувствует, что его творчество иссякает.

Но когда человек работает в сфере своей компетенции, тревоги и заботы отпадают, сменяясь чувством блаженства. Пожалуй, самое важное качество, которое наиболее последовательно присутствует у всех творческих личностей, — это способность получать удовольствие от процесса творчества ради самого процесса. Без этой черты поэты отказались бы от стремления к совершенству и стали бы писать рекламные джинглы, экономисты работали бы в банках, где зарабатывали бы как минимум в два раза больше, чем в университетах, а физики перестали бы заниматься фундаментальными исследованиями и устроились бы в промышленные лаборатории, где условия лучше, а ожидания более предсказуемы.

From Creativity: The Work and Lives of 91 выдающихся людей , Михая Чиксентмихайи, опубликовано HarperCollins, 1996. Психология | 1 ноября 2021 г. 6 комментариев

3.8k

АКЦИИ

Несмотря на десятилетия исследований, ученые до сих пор мало что знают об источнике творчества. Тем не менее, люди продолжают создавать вещи. Или, по крайней мере, мы продолжаем увлекаться творчеством; теперь больше, чем когда-либо, кажется. Книг-бестселлеров о творчестве может быть столько же, сколько книг о диетах или отношениях. Текущее внимание к творчеству не всегда положительное. Любой, кто занимается творческой работой, может быть помечен как «Креативный» (используется как существительное) в какой-то момент своей карьеры. Этот термин объединяет всех работающих художников вместе, как если бы их работа была взаимозаменяемым продуктом, измеряемым в оплачиваемых часах. Это слово предполагает, что те, кто не работает как «Креативщики», не имеют никакого отношения к творчеству. Как выразился психолог Михай Чиксентмихайи:

Не так давно было приемлемо быть поэтом-любителем…. В наши дни, если кто-то не зарабатывает деньги (пусть и очень маленькие) на писательстве, это считается пустой тратой времени. Считается совершенно постыдным для человека старше двадцати заниматься стихосложением, если он не получит за это чек.

Чиксентмихайи, скончавшийся в этом месяце, выразил сожаление по поводу инструментализации творчества. Он писал, отмечает Остин Клеон, «о радостях быть любителем», что в буквальном смысле означает быть преданным любовником. Подобно Карлу Юнгу, Чиксентмихайи считал, что творчество в некотором смысле происходит от влюбленности в деятельность и потери себя в состоянии, выходящем за рамки нашей озабоченности собой, другими или прошлым и будущим. Он назвал это состояние «потоком» и написал о нем национальный бестселлер, основав дисциплину позитивной психологии и соруководя Исследовательским центром качества жизни в Клермонтском университете.

Вы можете увидеть анимированное резюме книги Чиксентмихайи, Поток: Психология оптимального опыта  выше (включая произношение имени Чиксентмихайи). Креативность должна относиться не только к навыкам, которые мы продаем нашим работодателям. Это практика делать то, что делает нас счастливыми, а не то, что приносит нам деньги, независимо от того, совпадают ли эти две вещи. Это тема, близкая сердцу Остина Клеона. Писатель и дизайнер годами давал советы по обучению и оттачиванию творческих способностей в таких книгах, как 9.0011 Show Your Work , руководство «, а не только для «творцов»!» но для тех, кто хочет творить. Как и Чиксентмихайи, он опровергает идею о существовании такого понятия, как «творческий тип».

Вместо этого в своей книге Творчество: поток и психология открытий и изобретений Чиксентмихайи отмечает, что люди, которые тратят свое время на творчество, демонстрируют список из 10 «парадоксальных черт».

  1. Творческие люди обладают большой физической энергией, но они также часто ведут себя тихо и спокойно.
  2. Творческие люди, как правило, умны и в то же время наивны.
  3. Творческие люди сочетают в себе игривость и дисциплину или ответственность и безответственность.
  4. Творческие люди чередуют воображение и фантазию с укоренившимся чувством реальности.
  5. Творческие люди склонны быть как экстравертами, так и интровертами.
  6. Творческие люди скромны и горды одновременно.
  7. Творческие люди в какой-то степени избегают жестких гендерно-ролевых стереотипов.
  8. Творческие люди одновременно мятежны и консервативны.
  9. Большинство творческих людей очень увлечены своей работой, но при этом они могут быть предельно объективны.
  10. Открытость и чувствительность творческих людей часто подвергают их страданию и боли, но также и большому удовольствию.

Нам вполне можно вспомнить фразу Уолта Уитмена «Я противоречу сам себе? Хорошо, тогда я противоречу сам себе», и, возможно, нам следует обратиться к Уитмену, чтобы разрешить этот парадокс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *