Творческая самореализация: Творческая самореализация как предмет исследования

Творческая самореализация как предмет исследования


Теоретические аспекты исследования творческой самореализации подростков в системе дополнительного образования

Творческая самореализация как предмет исследования

Модернизация общественно-политического процесса нашего общества обусловливает необходимость содержательной и творческой деятельности личности квалифицированного специалиста, способного масштабно мыслить и конструктивно действовать в новой социокультурной ситуации, в связи с этим требования к повышению творческого уровня личности стали общемировой тенденцией. Сегодня только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических и теоретических задач, которые ставит перед ним научно-технический прогресс. Именно творческая деятельность лежит в основе прогресса материального и духовного производства, а также в основе развития и становления личности, ее индивидуальности и самореализации.

Психолого-педагогическая литература определяет творческую, или креативную (лат. сrеаtо — сотворение, создание) деятельность как самодеятельность, охватывающую изменение действительности и раздвигающую пределы человеческих возможностей, как способ самоутверждения, самовыражения, самореализации личности в процессе создания материальных и духовных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.).

Творчество выражается в различных видах деятельности, художественной, научной, технической, производственной и др. При этом А. Маслоу[1] подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, выступает в качестве показателя и способа самовыражения и самореализации. Креативность дополнительно включает продуктивное поведение в любых жизненных ситуациях, где присутствует новизна, необходимость в разностороннем мышлении и создании необычных идей.

По словам Д. Б. Богоявленской, творчество является атрибутом человеческой деятельности, это её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство»[2]. По мнению сторонников экзистенциализма, носителем творческого начала является личность как экзистенция, как некоторое иррациональное начало, прорыв природной необходимости и потустороннего мира.

Так, согласно точке зрения Г. Я. Буша, творчество – это процесс, приобретающий социальную значимость только вследствие его значимости для диалогического, интерсубъективного взаимодействия, в котором только и возможно порождение нового, будь то знания, предметы, культурные ценности и т. д.[3]

Таким образом, творчество как деятельность приобретает особую значимость для личности лишь в том случае, если личность находится во взаимодействии с другими, и её результат социально значим.

Деятельностная и социальная сущность творчества определена в работах К. Маркса: «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий, и которой он должен подчинить свою волю»[4]. Тем самым К. Маркс подчеркнул, что творчество является сутью бытия человека, его родовым социальным признаком, родовой сущностью.

Понимание творчества с позиции деятельностного подхода является основополагающим в российской исследовательской традиции. С. Л. Рубинштейн указывает, например, что «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что при том входит в историю развития не только самого творца, но и науки и искусства и т. д.»[5]. Работы С. Л. Рубинштейна способствовали утверждению представлений о творчестве как о результате сознательной деятельности субъекта. Ю. А. Милославский говорит о том, что творчество – это деятельность, выполняющая функцию обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач[6].

В. А. Сластенин и Л. К. Веретенникова считают, что творчество рассматривается в науке как деятельность, результатом которой является создание нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью. «Творчество – высшая форма активности человека и в то же время его характеристика, свидетельствующая о высоком уровне развития такого интегрального качества, как творческий потенциал личности»[7].

В. И. Андреев трактовал творчество как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве[8].

Таким образом, творчество – неотъемлемая характеристика развития личности. Творческое мышление служит основным проявлением одарённости и самостоятельности личности.

Творчество как способ самореализации личности рассматривали многие учёные. Так, А. А. Леонтьев считает, что непременным продуктом любого творчества является осознание человеком себя как «нового открытия», как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения. То есть осознание человеком себя как субъекта самореализации[9].

В работах Л. В. Ведерниковой творчество рассматривается как универсальный способ позитивной самореализации. Творческая самореализация, по её мнению, укореняет человека в бытии, укрепляет его свободу, позволяет осваивать все новые и новые из своих возможностей[10].

Понятия творчества и самореализации тесно взаимосвязаны. Сама по себе самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики, психологии, философии, социологии. Усиление внимания к ней сопряжено с пониманием её важнейшей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[11]. При наличии огромного многообразия теоретических подходов в науке сегодня не существует единого подхода к определению сущности самореализации личности. Большинство психологических теорий стремится к объяснению самореализации или сходного с ним понятия такого же уровня. Например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997)[12], идентичность в теории Э. Эриксона[13], стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская, 1991) и др.

Также понятие самореализации разрабатывается в различных теориях роста, развития и достижения, в большинстве когнитивных и гештальт-теорий. Отличие этих теорий в том, что человек в них понимается как активный, деятельный субъект, стремящийся к развитию тех или иных психических структур. Вместе с тем, согласно авторам этих теорий, у человека нет стремлений с самореализации, развитие и осуществление потенциала происходит «параллельно» реализации основной мотивации, признаётся личностной, «надфизиологической» природой человеческой активности. Например, Г. Мюррей разработал список основных потребностей, обязательно присущих людям. В их числе потребность в достижении, которая трактуется как преодоление препятствий, достижение высоких стандартов, конкуренция и превосходство над ними, старание и победа[14]. Всё это говорит о разнообразии подходов к изучению сущности понятия самореализации.

В последнее время различным вопросам, связанным с изучением проблемы самореализации личности, посвятили свои работы М. С. Иванов, Н. А. Кебина, А. М. Климанова, Г. К. Чернявская, Н. В. Южакова и другие.

К проблеме творческой самореализации обращается в своём диссертационном исследовании Е. Ю. Трацевская, которая понимает её как субъективно значимый, уровневый процесс раскрытия и эффективного использования личностью своего творческого потенциала в различных видах деятельности[15]. По мнению О. В. Шелкуновой, творческая самореализация личности – это непрерывный, целенаправленный процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной самодеятельности[16].

В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности идея самореализации приобретает иное видение ее роли в личностном становлении подростка.


[1] Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. — СПб.: Питер, 2005. — 352 с.

[2] Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. – М., 2005. – 176 с. С.25.

[3] Буш Г. Я. Диалогика и творчество. – Рига : Авотс, 1985. – 318 с.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. – Т. 23. – С. 10.

[5] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М. : Мысль, 2009. – С. 54.

[6] Милославский Ю. А. Саморегуляция и творческая активность лично- сти // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 71.

[7] Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников : учеб. пособие. – М. : Магистр, 2008. – 95 с.

[8] Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – М.: Академия, 2009. – 237 с. С.49.

[9] Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии…» (творчество и разви- вающее образование) // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 39.

[10] Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности : монография. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. – 196 с. 7.

[11] Макарова Л. Н., Подымова Л. С. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. – 2009. – Вып.1. (69). – С. 89–93.

[12] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 108–117.

[13] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 2009. – 340 с.

[14] Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и её эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 25. – С. 20–28.

[15] Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания (школа-колледж) : автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2009. – 24 с. С.15.

[16] Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис. …канд. пед. наук. – Иркутск, 2005. – 180 с.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PERSONAL CREATIVE SELF-REALIZATION

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

Базаева Ф.У.*

Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия

* Корреспондирующий автор (fubazaeva[at]mail.ru)

Аннотация

Современная жизнь и общество претерпевают серьезные изменения, и это требует от человека проявления соответствующих качеств. Это позволяет человеку адекватно решать различные жизненные задачи и реагировать творчески на возникновение различных неожиданных событий. Творческая самореализация — это способность личности изменять способы самоорганизации, создавать условия собственной жизнедеятельности. Творчество – основной способ реализации процесса, где личность выстраивает собственную стратегию жизни. В современном мире идея о том, что образование должно стать механизмом саморазвития личности и реализацией творческих возможностей все более укрепляется. Именно поэтому в вузах растет интерес ученых и педагогов к процессу поиска форм и возможностей, средств и методов для творческой реализации, и самореализации студентов. Но единство творческой личностной самореализации и профессионального обучения не всегда на практике находят себя. Иногда бывает так, что они не учитывают и личные стремления молодежи к индивидуально-творческому самовыражению, к доказательству личной значимости. В связи с этим, актуальность данного вопроса опосредована современными потребностями педагогической науки в практическом применении в вузе, а также средств способных побуждать студента к творческому преобразованию собственной личности, личному росту.

Ключевые слова: творческая самореализация; студенты; вуз; искусство; творчество; самореализация; культура.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL ASPECTS OF PERSONAL CREATIVE SELF-REALIZATION

Research article

Bazaeva F. U.*

Chechen State Pedagogical Institute, Grozny, Russia

* Corresponding author (fubazaeva[at]mail.ru)

Abstract

Modern life and society are changing dramatically, and this process requires a person to have appropriate qualities. This allows a person to adequately solve various life tasks and react to various unexpected events in a creative way. Creative self-realization is the ability to change the ways of self-organization, to create conditions for own life. Creativity is the main way of implementing the process, where a person builds own life strategy. In the modern world, the idea that education should become a mechanism for personal self-development, the implementation of creative opportunities is increasingly strengthened. That is why the interest of scientists and teachers in the process of searching for forms and opportunities, means, and methods for creative realization and self-realization of students is growing in universities.

But the unity of creative personal self-realization and professional training is not always expressed in practice. Sometimes it happens they do not take into account the personal aspirations of young people for individual and creative self-expression, for proving personal significance. In this regard, the relevance of this issue is mediated by the modern needs of pedagogical science in practical application at the university, as well as means capable of encouraging the student to creative transformation of own personality, personal growth.

Keywords: creative self-realization; students; university; art; creation; self-realization; culture.

Самореализация – это процесс, заключающийся в понимании личных задатков, потенциала, таланта и в их будущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности [9]. Процесс самореализации представляет собой криволинейное движение, хотя является непрерывным. При смене условий жизни и рода деятельности, а также при возникновении новых требований со стороны окружающей среды происходит возрастание интереса к проблеме самореализации личности. В современном мировом обществе личность, обладающая жизненными ценностями и установками, оказалась неготовой к выполнению новых профессиональных, социальных и личностных задач [5, С. 696].

Потребность в самореализации заложена самой природой в каждой личности. Учение Маслоу основано на концепции «иерархия потребностей», что подразумевает самореализацию как наиболее важную потребность личности человека. Человеку в любой ситуации очень важно определить свое место в обществе, проявлять свои задатки, себя, дабы испытывать удовлетворение от действительности.

Творческий процесс – это занятие, которое является обязательным для любого индивида, потому что оно считается эволюционно сложившимся механизмом проявления у человека его личных субъективных возможностей. Процесс овладения личностью самой сути творчества — базовый критерий, определяющий собой духовное развитие. Творческая реализация имеет большое значение для личности, поскольку творчество напрямую связано с навыком реализации собственного внутреннего потенциала и таланта в целом. Соответственно, в дальнейшем это находит отражение на успешности человека в других его жизненных сферах.

Исследователи в этой сфере отмечают, что наиболее полно раскрываются возможности субъекта, когда он занимается нужной и социально полезной работой. При этом сравнение проводится не только с мотивами внешней стороны, но и с внутренними представлениями индивида о данной деятельности. Это значит, что данная деятельность должна соответствовать и отвечать интересам самого человека, и только тогда она перевоплощается в «самодеятельность» — реализация личности в определенной сфере деятельности предстает уже в качестве самореализации. Таким образом, собственная мотивация индивида — это неотъемлемый фактор личностного развития. Как раз из этого возможно сделать вывод со следующим утверждением: творческий процесс сам по себе изначально закладывает в себе процесс самореализации в своем «чистом» виде.

Исследования последних лет все чаще обращают внимание на проблему самореализации личности как в отечественной, так и зарубежной научной литературе по психологии и педагогике. Исследованием процесса самореализации личности в разное время занимались представители целого ряда научных школ. Однако можно сказать, что на данный момент так и не существует единой концепции самореализации, и данный вопрос все еще является дискуссионным. Сегодня не совсем ясно, чем же является самореализация, процесс это, потребность или же явление. Если изучать данный вопрос с различных позиционных точек зрения, то, пожалуй, целесообразно первым рассматривать социально-философский аспект, а после уже психологический и педагогический аспекты этого понятия. Сама по себе идея самореализации имеет очень древнюю историю, которая отражается в философских трудах. С древних времен в таких трудах самореализацию рассматривают, как «высшую ценность», и это можно проследить еще от самой философии Упанишад 8-5 век до н.э. и в даосизме 6-5 век до н.э. Западные учения про самореализацию — анализ самого феномена, а также практические рекомендации по тому, как достигать этих целей. Они восходят, в свою очередь, к трудам Платона и Аристотеля.

Рассматривая разные точки зрения на проблематику, стоит начать с изучения научных изысканий И. Ведина. В его работах говорится о самореализации, которая выступает в качестве реализации в целом личности в мире и реализации творческих возможностей человека силами его собственной личности [2, С. 114].

В свою очередь, П. А. Галушкин в своих работах высказывает мнение, что самореализация — это демонстрация и применение всего, что накоплено было личностью в процессе саморазвития. Тут речь может быть об энергии и навыках, а также умениях и способностях. Эти все ресурсы, по мнению автора, используются в целях демонстрации собственного «Я». [3, С. 55].

Изучив исследование В.И. Муляра, можно констатировать, что для раскрытия процесса самореализации он применял целый комплекс понятий, как культура и индивидуальные особенности, а также свобода и самодеятельность, и, конечно, целенаправленность. Автор подчеркивает, что самореализация — это индивидуальный процесс опредмечивания сущностных сил личности путем деятельности.

В этом случае уместным будет уточнить, что личностная самореализация — это свободное раскрытие индивидуальности человека в результате многогранной деятельности.

Н.Н. Михайлов уточняет, что личность проходит определенный путь от деятельности непосредственно к самодеятельности. Изначально автор говорит о том, что способности человека могут раскрыться в процессе деятельности, но также он сделал акцент на том, что осуществление этой деятельности определяется внутренними мотивами — не обществом или коллективом, а потребностями личности. Только тогда, по мнению данного автора, может деятельность трансформироваться в самодеятельность, и только в этом случае реализация личностных способностей в этой деятельности обретает характер самореализации [1, С. 77].

Само понятие самореализации начал применять в своих работах А. Адлер. По его мнению, люди, стремятся к превосходству. Это влечение А. Адлер считал врожденным, и считал, что именно это и есть сама по себе жизнь. Другими словами, «это нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». [10, С. 104] При этом Адлер не выделял авторского определения самореализации. Он применял в своей работе философский подход, но принимал и то, что личность имеет самосознание. Само понятие самореализации применяется и в работах зарубежных авторов в сфере психологии, включая Э. Фромма, К. Роджерса и А. Маслоу. Эти специалисты высказывали согласную с Адлером точку зрения, полагаясь на философский подход к проблематике самореализации.

В работах С.Л. Рубинштейна, отмечается важная сторона процесса творческой самореализации, а именно: «Субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проверяется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть». Рубинштейн считает, что самореализация представляет собой важнейший мотив человеческой деятельности и стремление испытывать и выявлять собственные способности и силы [8, С. 143].

Выделим еще одно определение самореализации, которое достаточно близко нашему пониманию, высказывает его Е. И. Горячева: «Самореализация означает процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты» [5, С. 696]. Итак, резюмируя все вышесказанное мы можем сделать краткий вывод, что самореализация – понятие, которое характеризует только индивидуальный процесс:

¾ внутренний процесс осуществляется личностью индивидуума;

¾ внутренняя личностная потребность должна инициировать;

¾ процесс может проявляться непосредственно в деятельности;

¾ внешний результат процесса — взаимодействие с окружающими и миром;

¾ всегда имеется как внешний, так и внутренне-смысловой личностный план;

¾ всегда имеется у каждого первооснова, заложенная в потенциале личности и личностных сущностных силах;

¾ все проявления процесса личность отслеживает в динамике и оценивает в дальнейшем.

В контексте изучения данного вопроса целесообразно также отметить, тот факт, что педагогика, выступая частью культуры, определяет предметом своей деятельности образование, воспитание и развитие личности средствами культуры, которые использует другая личность – учитель, воспитатель, помощник, а культурология рассматривает духовные достижения людей как самоценность, передаваемую из поколения в поколение.

Следовательно, самореализация «Я» разными способами самообразования (самостоятельного обучения), самовоспитания (самостоятельного формирования личности), саморазвития (саморегуляции поведения) считается важнейшей и высшей целью движения личности или общества к совершенствованию и улучшению.

Такая категория как «творческая самореализация», по мнению В.И. Андреева, это одна из основных составляющих всего творческого процесса саморазвития личности [1, С. 79].

«Наши исследования демонстрируют, что процесс творческого саморазвития личности включает достаточно обширное число «самости»: самопознание, самоанализ, самонаблюдение, саморегулирование, самодеятельность, самоактуализация, самоуправление, самосовершенствование и др.» [1, С. 80] Отметим, что в качестве наиболее значимых системообразующих элементов «самости» можно выделить пять: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самореализация, самосовершенствование».

Для того, чтобы развивать, пополнять свои знания, саморазвиваться, выделяются некоторые творческие задания. В процессе которых можно самореализовываться в различных видах деятельности. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от студентов творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Приводя в данном случае в пример мнение А.К. Осницкого, можно сделать вывод, что субъектный опыт представляет собой активную и целенаправленную, конструктивную позицию человека в повседневности и возможности развития личности [5, С. 698].

Если говорить о продуктивности, то здесь важны потенциальные возможности личности вместе с взаимодействием индивидуума с миром, тогда это непосредственно скажется на уровне самореализации. В состав субъектного опыта включены:

  1. Предметы деятельности личности и ее познания, представления и понятия личности о мире и деятельности;
  2. Операции и практические приемы в деятельности личности, а также определенные правила, регулирующие выполнение умственных или практических действий;
  3. Эмоциональные коды, которые включают в себя ценности, смыслы личностных установок и стереотипные конструкции или убеждения.

Функции данного опыта обеспечивают индивидуальное видение мира. Рассматривая данный опыт, можно констатировать, что в него входит биография личности, влияния семьи, нации (этноса), реальное взаимоотношение с миром, это делает процесс познания значимым постижением личности. Считается, что процесс обучения должен быть нацелен на сопровождение студентов в процессе обогащения их личностного опыта. Личностный опыт при этом должен отвечать стремлениям и возможностям личности на ее пути к самореализации, а также в процессе освоения изменяющейся природы общества.

Для формирования творческой самореализации студентов целесообразно использовать следующие творческие задание на актуализацию субъектного опыта [4, С. 107].

Творческие задания мотивирующего характера. Для того, чтобы задания были исполнены, они должны быть важными для исполнителя, представлять для них какую-либо значимость. В таком случае деятельность субъекта будет мотивированна.

Рассмотрим базовые творческие типы заданий, которые направлены на развитие самореализации и проблемные ситуации у студентов:

Задания с творческими элементами. Они требуют от студентов проявления самостоятельности, которая способствовала бы усвоению полученных знаний.

Продуктивные задания. Знания, которые были приобретены в подобных заданиях, нужно использовать в новых ситуациях с проявлением инициативы участников образовательного процесса. Позволяет накапливать опыт самодеятельности.

Истинно творческие задания. Это самые сложные виды заданий, которые требуют проявить высокий уровень самодеятельности, направленной на создание новых способов жизнедеятельности.

Итак, как можно отметить перечисленные творческие задания затрагивают одновременно несколько разных личностных качеств. Это и самостоятельность, и ответственность, организованность, развитие целеустремленности, инициативности, формирование творческого отношения к деятельности. Действуя на этой базе творческих заданий, деятельность личности (индивида) трансформируется в творческую и продуктивную. Участники образовательного процесса приобретают постепенно новые умения, и в дальнейшем это требует увеличения со стороны педагога долю опосредованного руководства. Благодаря этому растет доля самостоятельности, творчества и инициативы, а также формируются условия для дальнейшей самореализации, становления творческой личности.

Однако стоит отметить, что творческая самореализация формируется не только за счет творческих заданий. Существенное влияние оказывает и педагогическая комфортная среда. Понятие «педагогически комфортная среда» должно, на наш взгляд, анализироваться с точки зрения ее родовых понятий: среда, образовательная среда, комфорт, благоприятный климат. Не обращая внимание на необычайно обширное использование понятия «среда», оно не имеет единого значения.

Исследователи используют ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда». В современной версии энциклопедического словаря среда — это совокупность внешних условий, в которых совершается какой-либо процесс [9]. В исследованиях нередко перекликаются понятия «психологически безопасная образовательная среда» и «педагогически комфортная». В современности педагогические исследователи раскрывают понятие «комфортная среда».

К примеру, с точки зрения Т.Ф. Лошаковой, понятие комфортной среды она считает совокупность условий, которые определяют благоприятный климат, что актуализирует потенциал участников образовательного процесса в итоге [7, С. 87]. Таким образом, одними из ведущих средств формирования творческой самореализации, студентов являются творческие задания и педагогически комфортная среда.

Творческая самореализация студентов в процессе обучения – это самоорганизованное и рефлексивное учение на базе интеллектуальной и практически действенной инициативы, итогом которого считается удовлетворенность продуктами собственной учебной деятельности. Одними из основных средств формирования творческой самореализации студентов считаются творческие задания и педагогически комфортная среда. При выполнении творческих заданий, участник должен сам искать способы решения, создавать что-то новое. Педагогически комфортная среда представляет собой совокупность определенных условий, которые определяют наиболее благоприятный климат для того, чтоб актуализировать потенциал участников образовательного процесса и, соответственно, для их творческой самореализации.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 25 марта 2016 г. – Казань: Центр инновационных технологий, 2016 – С. 77-80.
  2. Ведин И.Ф. Бытие человека: Деятельность и смысл/ И.Ф. Ведин, Рига: изд-во «Зинатне», 1987. – С. 114.
  3. Галушкин П.А. Самореализация личности как психологическая проблема / П.А.Галушкин, Е.И.Исаев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Самореализация личности в современном мире». – М.: РУДН, 2018. – С. 55-60.
  4. Кулагина И. В. Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте / И. В. Кулагина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 3 (март). – С. 101–107.
  5. Кудинов С.И. Методологические проблемы исследования самореализации личности / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов // Вестник Башкирского университета. –2015. –Т. 20. –N –С. 696–699.
  6. Кудинов С.И. Самореализация личности: теоретико- эмпирические исследования: монография / С.И. Кудинов, С.С.Кудинов, О.Б. Михайлова, М.А.Рушина. Москва, 2015. 210 с.
  7. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении: Монография / Т.Ф. Лошакова. – Екатеринбург 2001, — 269 с.
  8. Рубинштейн. С.Л. «Проблемы общей психологии» / С.Л. Рубинштейн. – М.: Фн СССР, 1976. — 416 с.
  9. Энциклопедический словарь — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный ресурс]: URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (дата обращения: 21.09.2020)
  10. Adler A. Individual Psychology. Haii C.S. Lindzey. G. (Eds). Theories of Personality / A. Adler– N/Y., 1965, p. 1672.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andreevskie readings: sovremenny`e koncepcii i texnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti [Modern concepts and technologies of creative self-development of personality: collection of articles]. Art. participants of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation, March 25, 2016 — Kazan: Center for Innovative Technologies, 2016 — pp. 77-80. [in Russian]
  2. Vedin I.F. By`tie cheloveka: Deyatel`nost` i smy`sl [Human Being: Activity and Meaning] / I.F. Vedin, Riga: publishing house «Zinatne», 1987. – p. 114. [in Russian]
  3. Galushkin P.A. Samorealizaciya lichnosti kak psixologicheskaya problema [Self-realization of personality as a psychological problem] / P.A.Galushkin, E.I. Isaev // Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation «Self-realization of personality in the modern world». — M .: RUDN, 2018 . – P. 55-60. [in Russian]
  4. Kulagina I.V. Issledovanie osobennostej samorealizacii lichnosti v srednem vozraste [Study of the characteristics of self-realization of a person in middle age] / I.V Kulagina // Scientific-methodical electronic journal «Concept». — 2020. — No. 3 (March). — P. 101–107. [in Russian]
  5. Kudinov S.I. Metodologicheskie problemy` issledovaniya samorealizacii lichnosti [Methodological problems of the study of personality self-realization] / S.I. Kudinov, S.S. Kudinov // Bulletin of the Bashkir University. – 2015. – Vol. 20. – N 2. – P. 696-699. [in Russian]
  6. Kudinov S.I. Samorealizatsiya lichnosti: teoretiko-empiricheskie issledovaniya: monografija [Self-realization of a personality: theoretical and empirical research: Monograph / S.I Kudinov, S.S Kudinov, O.B. Mikhailova, M.A. Ruchina M.A.] Moscow, 2015. 210 p. [in Russian]
  7. Loshakova T.F. Pedagogicheskoe upravlenie processom sozdaniya komfortnoj sredy` v obrazovatel`nom uchrezhdenii [Pedagogical management of the process of creating a comfortable environment in an educational institution]: Monograph / T. F. Loshakova. — Yekaterinburg 2001, – 269 p. [in Russian]
  8. Rubinstein. S.L. «Problemy` obshhej psixologii» [Problems of General Psychology] / S.L. Rubinstein. — M.: Fn USSR, 1976. – 416 p. [in Russian]
  9. E`nciklopedicheskij slovar` [Encyclopedic Dictionary] — S.-Pb.: Brockhaus-Efron. 1890-1907. [Electronic resource]: URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (accessed 09/21/2020) [in Russian]
  10. Adler A. Individual Psychology. Haii C.S. Lindzey. G. (Eds). Theories of Personality / A. Adler– N/Y., 1965, p.1672.

Творческое самосознание. Хорошо ли вы знаете свою творческую сущность… | Фелипе Замана

Щелкните здесь, чтобы просмотреть версию на португальском языке.

Несмотря на то, во что нас заставляют верить, все мы творческие люди. Несмотря на различные теории творчества, которые у нас есть, у каждого из нас есть свой собственный творческий процесс. Но достаточно ли хорошо вы знаете свою творческую сущность?

И самосознание, и Творчество являются основными человеческими потребностями. Самосознание позволяет нам лучше узнать себя, а Творчество позволяет нам выразить свою сущность. Но время от времени нам приходится останавливаться, размышлять о собственной жизни и наводить порядок. Во время этого процесса мы узнаем что-то о себе, потому что находим то, о чем даже не помнили. Это может быть воспоминание из детства, что-то, что кто-то когда-то сказал, книга, которую вы когда-то читали, или место, куда вы любили ходить, но никогда больше не ходили.

Точно так же работает и наш творческий процесс: если мы обратим внимание, то увидим, что у нас есть шаблоны поведения, то, что нам нравится делать в этом процессе, что-то уникальное, будь то потребность в тихом офисе или сидение на скамейке в парке в солнечный день. У каждого есть предпочтения, где приятнее иметь новые идеи или хотя бы поставить старые на нужное место.

Почему самосознание так важно?

Знание — сила!

Когда мы хотим узнать что-то новое, мы должны исследовать, учиться часами и читать несколько книг, чтобы собрать максимум информации об этом. Но когда дело доходит до нас самих, несмотря на то, что мы живем «внутри здесь» 24/7, мы не посвящаем себя изучению и исследованию того, как мы функционируем. Вот тут-то и начинается самосознание.

Обратите внимание, что я говорю не о медитации или йоге, а о гораздо менее практикуемой деятельности: мышлении. Правильно, подумайте. Мы очень мало думаем о своем отношении или о том, кто мы и что мы делаем. В нашей напряженной повседневной жизни едва хватает времени, чтобы просто изложить идеи и лучше понять себя. Часто мы настолько заняты другими, что забываем о себе.

Когда кто-то спрашивает «кто ты?», первый, если не единственный ответ, который приходит вам в голову, это ваше имя. Является ли ваше имя лучшим способом подытожить, кто вы и вся ваша сложность? Очевидно, вам не нужно отвечать на что-то столь глубокое, но это показывает, что мы очень мало знаем о себе из-за того простого факта, что мы никогда не останавливались, чтобы подумать об этом.

Самосознание становится незаменимым, чтобы понять, кто мы есть на самом деле, каковы наши вкусы и предпочтения. Если мы даже не знаем о себе, как мы хотим быть более творческими в своей жизни?

Почему Творчество так важно?

Творчество — это мост между миром идей в нашей голове и реальностью. Это позволяет нам визуализировать и анализировать возможности, а также делает нашу повседневную жизнь немного проще и веселее. Хотя некоторые до сих пор считают себя не творческими, поверьте, они глубоко ошибаются.

Все наделены Творчеством. То, как вы обращаетесь со своими потребностями и возможностями, является творческим проявлением. У нас может не быть художественного таланта, но кто сказал, что творчество — это только искусство?

Знание нашего творческого процесса имеет основополагающее значение, особенно в нашей профессиональной жизни. Наш творческий процесс включает в себя не только наши творения, но и все, что мы делаем: выбираем лучший способ работы, готовим что-то новое, упрощаем разработку электронной таблицы или изобретаем лайфхак для вашего холодильника, чтобы он продолжал работать.

Обнаружив наши «триггеры», мы можем лучше представить себе, кто мы есть и как нам нравится заниматься своей деятельностью. Таким образом, мы можем научиться улучшать свои качества и лучше использовать свои ошибки.

А какое отношение самосознание имеет к Творчеству?

Творчество, прежде всего, это вопрос. Оно возникает из-за потребности ответить на что-то или найти решение данной проблемы. В случае с Творческим Самосознанием мы видим два возможных пути: потребность в познании нашего творческого процесса или потребность в творческом познании себя.

Если мы идем дальше, чтобы узнать свой творческий процесс, мы должны посмотреть, как мы выбираем или предпочитаем выполнять ту или иную задачу, будь то простая или сложная. То, как мы справляемся с этими задачами, покажет нам, с какими областями мы предпочитаем работать или даже какие ярлыки мы находим, чтобы оптимизировать время и быть более продуктивными. Этот выбор многое расскажет о вашей личности, навыках и талантах.

Если мы пойдем по пути познания себя, то он похож на другой путь, но здесь работа будет немного сложнее. Здесь мы должны признать эти навыки и таланты, а также свои недостатки и трудности, и найти способ объединить их, использовать их в свою пользу и, в конечном счете, быть более творческими.

В обоих случаях познание себя является ключом к саморазвитию. Будьте своим Внутренним Я или своим Творческим Я, найдите время, чтобы узнать себя, и вы, вероятно, найдете некоторые ответы, которые ищете.

Поэтому я спрашиваю: кто ты?

Маслоу о творчестве | Психология сегодня


Абрахам Маслоу

Первоклассный суп более креативен, чем второсортная картина.

Абрахам Маслоу

Первоклассный суп более креативен, чем второсортная картина.

~ Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу был одним из величайших гуманистов в психологии. Он помог создать третью теоретическую силу в то время, когда тон задавали механистические парадигмы бихевиоризма и психоанализа. Влияние Маслоу на академическую психологию, возможно, уменьшилось, но его наследие в прикладной организационной психологии и программах MBA остается сильным. Маслоуанцы знают, что «научный менеджмент» в стиле Тейлора не отражает потенциала работающих людей. Это, например, не раскрывает их творческий потенциал. Знаковым достижением Маслоу была его иерархическая теория мотивации (19).43). Старшеклассники и корпоративные костюмы знакомы с его пирамидой потребностей, которая наглядно показывает, что люди заботятся об экскрементах прежде, чем о самореализации. Ученые утверждают, что пирамида Маслоу имеет слишком много проблем, чтобы быть полезной, но недавно Дуглас Кенрик и его коллеги вернули благородному зданию новую славу (Kenrick, Griskevicius, Neuberg, & Schaller, 2010).

Самоактуализация находится на вершине пирамиды Маслоу. Самоактуализация — это та концепция, которая сводит с ума аристотелевский ум (т. е. ум, который мыслит путем категоризации и устранения противоречий), потому что она включает в себя как понятие детской спонтанности, так и понятие прогрессивного развития. Для Маслоу это не было проблемой, потому что он «под давлением фактов был вынужден отказаться от этого аристотелевского стиля логики». Или, возможно, ему просто нравилось заставлять аристотелевцев корчиться.

Креативность (или, как говорит Маслоу, «креативность») — это грань самореализации, описанная в его эссе 1968 года. Здесь Маслоу порывает с традицией определять творчество с точки зрения его продуктов. Большинство ученых (до сих пор) считают, что творчество — это процесс, который приводит к чему-то новому и полезному. Напротив, Маслоу отмечает, что нет никакой корреляции (по его опыту) между психологическим здоровьем и продуктивными достижениями. Вместо этого существует корреляция между психологическим здоровьем и обычным творчеством. Действительно, это должно быть так, потому что Маслоу определяет креативность в характерологических терминах, где жизнерадостность и открытость к новому опыту являются частью смеси. Для Маслоу творческие люди подобны счастливым и обеспеченным детям. Когда император голый, они выбалтывают то, что видят, а именно: «свежее, сырое, конкретное, идиографическое [. . .] они не цепляются за знакомое, и их поиск истины не является катастрофической потребностью в уверенности, безопасности, определенности и порядке». Для Маслоу общество — великий тормоз, отчуждающий человека от самого себя. Творческие личности преодолевают это торможение или никогда не поддаются ему. «Они менее культурны, меньше боятся того, что могут сказать другие, меньше боятся собственных импульсов, больше принимают себя. Менее контролируемый, менее сдержанный, менее спланированный, менее «волевой». Чокнутый, глупый, сумасшедший».

Тем не менее, Маслоу, похоже, недоволен этим анализом и теряет самообладание. Он качается, и гравитационное поле Аристотеля снова засасывает его. Творческие люди, добавляет он теперь, также видят «общее, абстрактное, рубрицированное, категоризированное и классифицированное». Таким образом, есть два типа творчества: сырой или первичный тип творчества и вторичный или упорядоченный тип творчества. Само это различие является аристотелевским.

Чувствуя, что вот-вот застрянет, Маслоу продолжает. Он предполагает, что настоящее творчество (метатворчество?) заключается в воле и способности преодолевать дихотомии (и тем самым Аристотеля) и интегрировать первичный процесс со вторичным. В конечном счете, творчество является «конструктивным, синтезирующим, объединяющим и интегративным [и в этом смысле] частью внутренней интеграции человека». Определенное таким образом и возвышенное творчество антиклиматическим образом оказывается «эпифеноменом большей целостности и интеграции, что подразумевает самопринятие».

Идеи Маслоу лучше всего работают в нашем уме, если мы отложим в сторону (аристотелевскую) критику. Если бы мы этого не сделали, мы могли бы заметить, например, что его теория творчества как самоактуализации противоречит его пирамидальной теории мотивации. Согласно теории пирамид, мы можем подняться в воздух или самореализоваться только после того, как будут удовлетворены низшие потребности. Среди них социальные потребности в поиске уважения и одобрения. Согласно теории креативности, мы больше не заботимся (или никогда не заботились) о социальном одобрении, когда находимся в творческой зоне.

Теория творчества Маслоу — это творческое достижение. Это «сумасшедший, глупый, сумасшедший»; он щеголяет условностями и мочится на пьедестал Аристотеля. Но это также учит нас искать творчество в новых местах.

До свидания Задница

Военные удары по Сирии — не творческая идея. Вероятность того, что они работают так, как (предположительно) задумано, очень мала. Примерно так же, как вероятность ударов с воздуха заставит пшеницу расти быстрее. Вот альтернатива, еще не проверенная и с неизвестным потенциалом. Пусть 100 000 (или больше) человек мирно маршируют на Дамаск. Это тоже может не сработать, но опять же, может. Если это произойдет, у нас будет совершенно новая парадигма. Аврааму (библейскому) это понравилось бы.


У нас нет wi-fi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *