Психология творчества
Дата публикации: 26.08.2014
Лазарева Екатерина
Фундамент знаний любой научной дисциплины формируют теории, концепции, имеющие наиболее устойчивую доказательную базу и минимум противоречий внутри себя. Чего не скажешь о такой отрасли науки, как психология творчества. Здесь – что ни теория, то – сплошная загадка, тайна и неразрешимые противоречия.
В данной статье собраны самые яркие утверждения и стереотипы, касающиеся таких тонких предметов исследования, как процесс творчества, креативность, психология творческой личности. И, не смотря на то, что «голова – предмет темный и исследованию не подлежит», попытаемся пролить свет на изыскания ученых мужей в области творческой мысли и деятельности.
Для начала давайте вспомним тот самый «фундамент» современных представлений психологии креативности и проанализируем факты, как доказывающие, так и опровергающие наиболее известные из стереотипов данной науки.
- Процесс творчества, это бессознательный, не управляемый процесс
- Творческих способностей не существует
- Нормальность и креативность – разнополярные понятия. Чем креативнее человек, тем он менее нормален
- Интеллект и креативность – однополярные понятия: чем более интеллектуален человек, тем больше у него творческий потенциал
- У творческой активности есть возрастные ограничения
- В творческой профессии много не заработаешь
Итак, разберемся с каждым кирпичиком этого фундамента.
1. ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА – ЭТО БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, НЕ УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Определяя признаки, присущие творческому процессу, большинство исследователей подчеркивает его бессознательность, бесконтрольность и сопровождающее его состояние измененного сознания. Доказательством тому служат характерные высказывания многих гениальных личностей.
С бессознательной природой творческого акта связывают эффект «бессилия воли» при вдохновении, когда человеческого сознание становится неким «экраном», «отражателем» для отображения потоков бессознательного.
Одни выдающиеся деятели видят в этом вмешательство божьего провидения, другие – происки дьявола: « Свет этот – порождение тьмы ночной, и отнял место у неё самой» (И. Гете. «Фауст»)
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Противоречие рассматриваемого утверждения содержится уже в самой формулировке. Если процесс творчества — не управляем, тогда каким образом происходит целеполагание людей творческих профессий, когда у творения есть свой deadline и работы сдаются ровно в срок.
2. ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Ряд исследователей считают, что способностей, которые принято считать творческими, не существует. Что в основе творческого процесса лежит интеллектуальная одаренность и определенный склад и ценности личности, самомотивированной на созидание (А. Маслоу, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Танненбаум). Творческая личность является отдельным предметом изучения психологии творчества, и, кроме особой мотивации, обладает ещё независимостью мышления, богатым воображением, склонностью к риску, самокритичностью и особой тягой к прекрасному.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Если признать за аксиому теорию отсутствия «способностей к креативу», на чем тогда основана педагогика? Что так упорно и успешно развивают в детях, отдавая их во всевозможные кружки, студии, школы, творческие ассоциации? На какой теоретической базе основаны всевозможные методики и технологии развития творческих способностей, творческого потенциала? Каким образом работает технология решения творческих задач (ТРИЗ), предложенная Г. С. Альтшуллером в 1946 году и по сегодняшний день являющаяся эффективным прикладным инструментом запуска творческих процессов?
3. НОРМАЛЬНОСТЬ И КРЕАТИВНОСТЬ – РАЗНОПОЛЯРНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧЕМ КРЕАТИВНЕЕ ЧЕЛОВЕК, ТЕМ ОН МЕНЕЕ НОРМАЛЕН
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Наиболее цитируемый исследователь данного парадокса – Чезаре Ломброзо, автор научно-популярного бестселлера «Гениальность и помешательство» (1863 г.), в котором он многочисленными примерами подтверждает свою теорию, согласно которой человеческий гений и безумство – очень близкие психические состояния.
Не смотря на крайнюю категоричность теории Ломброзо, он не одинок в своих выводах. Ни для кого не секрет, что среди творческих личностей больше «чудаков», «фриков», нежели ординарных, обыкновенных людей. Моцарт страдал манией преследования. Шиллеру для творчества нужны были гнилые яблоки. Анри Матисса мучила бессонница. Шопенгауэр впадал в ярость, если его фамилию не правильно писали. Ван Гогу вообще было поставлено 150 диагнозов.
Список можно продолжать бесконечно, но он будет не полным без наших современников: Стив Джобс – был тираном, злым гением, Сергей Мавроди – ограбил половину населения Советского Союза, Г. Перельман – необъяснимый бессребреник.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Совершенно невозможно представить, что все выдающиеся открытия, достижения, гениальные произведения искусства создали безумцы. Просто безумие, чудаковатость знаменитых творцов у всех на виду, чего не скажешь об обывателях, которыми полны психиатрические стационары.
4. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ – ОДНОПОЛЯРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЧЕМ БОЛЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЕН ЧЕЛОВЕК, ТЕМ БОЛЬШЕ У НЕГО ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Приверженцами подобных взглядов являются практически все специалисты в области интеллекта — Г. Айзенк, Р. Стернберг, Д. Векслер, Л. Термен, Р. Уайсберг и др. Основная мысль данной точки зрения: творческого процесса, как специфической формы активности не существует; высокий уровень творческих способностей определяется высоким уровнем интеллекта.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
- Есть более мягкий вариант вышеуказанных взглядов. Ряд ученых считает, что творческие способности являются самостоятельным фактором (Я. А. Пономарев, К. Тейлор, Дж. Гилфорд, Г. Грубер). Это означает, что нет творческих личностей с низким интеллектом, но не все интеллектуалы достаточно креативны.
- Как отмечали Н. Коган и М. Волах, некоторые тесты креативности просто диагностируют IQ, как обычные тесты диагностики интеллекта.
Поэтому с точки зрения научной чистоты, не всегда корректно соотносить уровень интеллекта и творческих способностей.
5. У ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЕСТЬ СВОИ ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Для изучения возрастной динамики творческой активности в психологии творчества чаще всего применялся биографический метод, объектами наблюдения в котором выступали представители точных и естественных наук. Большинство исследователей наблюдали следующую динамику:
- 20 – 30 лет – подъем творческой активности;
- 30 -35 лет – пик продуктивности;
- 35 – 45лет – спад;
- 45 – 60 лет – полное угасание творческих способностей
Вот такая неутешительная статистика, дающая основание работодателям вводить возрастной ценз при приеме на работу.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Выше приводятся усредненные данные, «средняя температура по больнице». Более дифференцированные исследования (Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко (1997 г.)) приводят к выводу, что возрастная динамик сильно зависит от степени одаренности: чем выше творческий потенциал, тем раньше он раскрывается и тем дольше сохраняется на высоком уровне.
Открыли миру свой дар в раннем возрасте В. А. Моцарт, А. М. Ампер, Паскаль. Известные долгожители – Г. Галилей, И. Кант, Л. Толстой, Т. Эдисон, П. Капица.
6. В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
Во все времена более ценился утилитарный продукт. В древнем Риме, к примеру, работа переплетчика ценилась выше, чем авторство. В Средневековье творческая самостоятельность никак не поощрялась, творцы были приравнены к ремесленникам и должны были зарабатывать на жизнь иным путем. Все известно, что Ван Гог продал за свою жизнь всего несколько своих картин.
ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Истории известны выдающиеся творцы, уже при жизни имеющие успех (и финансовый в том числе). Микеланджело, Дали, Пикассо … из ныне живущих — Карим Рашид – самые яркие представители этого списка.
Среди наших современников тоже не надо далеко ходить за примерами, особенно, если учесть, что к творческим профессиям, креативным личностям относятся не только деятели искусства. Речь идет об ученых и бизнесменах, и это тоже люди, созидающие новую реальность: Бил Гейтс, Марк Цукерберг, Жорес Алферов, Андрей Гейм…
Для тех, кто дочитал до конца – мораль, подводящая итог всему сказанному.
Выше приведены лишь самые яркие суждения в области психологии творчества. И ни одно из них не может похвастаться своей универсальностью и безупречностью с точки зрения официальной науки. По сути, все научные теории, проливающие свет на творчество, креативность – тоже являются продуктом творчества отдельных выдающихся личностей. Продукт любого творчества не может и не должен обладать универсальностью, поскольку он лишь отражает взгляд создавшей его личности, выражает его индивидуальность. Это как в притче про слона и слепцов, когда каждый видел то, что рисовало его воображение.
Но это сравнение ни сколько не умаляет ценности ни одной из рассматриваемых теорий. Просто, как чаще всего бывает в реальной жизни, истина где-то посередине:
1. Творческий процесс – многогранен и неоднороден по своей природе и складывается из неразрывного единства бессознательных и сознаваемых активностей.
2. Вопрос о существовании творческих способностей существует до тех пор, пока есть разница в терминологии этого феномена психологии творчества.
3. То же самое и с определением нормы-паталогии в креативности. Если норма – это преобладающее большинство, то создание чего-то нового, ранее не существующего, никак не отнести к норме. С другой стороны, умение творить – неотъемлемая суть человеческой природы.
4. Творить ценности, востребованные обществом, действительно удел только интеллектуально развитых индивидуумов. Но в копилке человеческих типов найдется немало персонажей, «не обезображенных интеллектом» и с неуёмной творческой энергией. Результаты плачевны – от моветона в искусстве, до нелепых «перлов» инженерной мысли и бесполезных изобретений.
5. Возрастная динамика креативности – лишь отражает статистическое большинство, в которое никак не вписывается врожденная одаренность или внезапно проявившийся дар. А творческое долголетие достигается при внутренней самодисциплине и высокой работоспособности.
6. Обязательным условием финансовой успешности гениев и творческих личностей является не только креативность, но и другой дар – предпринимательский. Или, за неимением такового, партнер, им обладающий (импресарио, продюсер, менеджер, коуч).
СУХОЙ ОСТАТОК
Склонность к познанию – естественная потребность человека, и двигатель прогресса. И сколько бы оно не продолжалось, путь познания бесконечен, особенно, когда предметом познания является человек-творящий, высшим проявлением которого является «Творец» — один из эпитетов вселенского разума.
В мире нет ни одной совершенной теории, но, поскольку теоретические изыскания дают импульс для создания новых материальных и духовных ценностей, полемика вокруг феномена творчества ещё не скоро подойдет к финалу.
Творческая деятельность – что это в психологии. Ее виды
Креативность долгое время считалась особенным даром, и выделялось всего две сферы, в которых этот дар можно было реализовать: научно-техническое творчество и художественное. Ну, иногда еще добавлялась конструкторская деятельность. Но сейчас доказано, что креативность может проявляться в любой сфере нашей жизни в особой творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Два уровня деятельности
- 1.1 Деятельность репродуктивная
- 1.2 Уровень творчества
- 2 Продукт творческой деятельности
- 3 Творчество как процесс
- 4 Виды творческой деятельности
- 4.1 Духовная творческая деятельность
- 4.1.1 Стадия первоначального накопления информации
- 4.1.2 Стадия формирования замысла или разработки идеи
- 4. 1.3 Разработка замысла
- 4.2 Практическая творческая деятельность
- 4.1 Духовная творческая деятельность
Два уровня деятельности
Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.
Деятельность репродуктивная
Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.
Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.
И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.
Уровень творчества
В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.
Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.
Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.
Продукт творческой деятельности
Итогом, результатом любой деятельности является какой-то продукт. Этим она отличается от простой биологической активности животных. Даже если речь идет о мыслительной деятельности, то она тоже создает продукт – мысли, идеи, решения и т. д. Правда, есть вид деятельности, в которой более важен процесс. Это игра, но и игра в конечном счете приводит к определенному результату.
Именно продукт отражает своеобразие деятельности, у творчества он характеризуется новизной. Но понятие нового относительно, ничего абсолютно нового человек придумать не способен, потому что оперирует в своем мышлении только имеющимися у него знаниями и образами.
Показательный случай произошел с Леонардо да Винчи, которому знакомый трактирщик заказал на вывеску изображение невиданного монстра. Знаменитый художник, понимая, что ничего невиданного он нарисовать не сможет, начал скрупулезно зарисовывать отдельные детали животных и насекомых: лапы, жвала, усики, глаза и т. д. А затем из этих деталей сконструировал такую жуткую, но реалистичную тварь, что увидев большой рисунок на круглом щите, трактирщик в ужасе убежал. Собственно, мастер Леонардо продемонстрировал саму суть творческой деятельности – комбинаторику.
С другой стороны, есть объективно новое и субъективно новое:
- В первом случае в процессе творческой деятельности создается продукт, которого никогда раньше не было: новый закон, механизм, картина, рецепт блюда, метод обучения и т. д.
- Во втором же случае новизна связана с индивидуальным опытом человека, с его личным открытием чего-то.
Например, если трехлетний малыш впервые построил из кубиков высокую башню, то это тоже творческая деятельность, ведь ребенок создал нечто новое. Пусть новизна эта субъективна, но она тоже значима и важна.
Творчество как процесс
Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.
Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета. Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.
- Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
- Основа процесса творчества – особый тип мышления, которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
- Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
- Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.
Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим развитию творческих способностей. Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.
Виды творческой деятельности
Творчество не зря называют духовно-практической деятельностью. Оно объединяет два вида активности или две сферы, в которых протекает творческий процесс: внутреннюю, духовную, происходящую на уровне сознания, и внешнюю практическую, связанную с воплощением идей и замыслов. Причем основным, ведущим видом творческой деятельности является именно внутренняя – рождение новой идеи или образа. Даже если они так и не будут воплощены в реальности, то акт творчества все равно останется.
Духовная творческая деятельность
Этот вид деятельности и наиболее важен, и наиболее интересен, но с трудом поддается изучению. Не только потому, что происходит на уровне сознания, но главным образом и потому, что даже сам творец плохо осознает, как протекает процесс творчества в его мозгу, а часто и не контролирует его.
Эта неосознаваемость творческих процессов создает субъективное ощущение послания извне или замысла, дарованного свыше. Есть много высказываний творческих личностей, которые это подтверждают. Например, В. Гюго говорил: «Бог диктовал, а я писал». А Микеланджело считал: «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука: он действует под давлением посторонней силы». Философ XIX века В. Шеллинг писал, что на художника «действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной».
Ощущение потусторонности креативного акта во многом связано с огромной ролью подсознания в творческой деятельности. На этом уровне психики хранится и обрабатывается огромное количество образной информации, но делается это без нашего ведома и контроля. Под влиянием повышенной активности мозга в процессе творчества подсознание нередко выдает на поверхность сознания готовые решения, идеи, замыслы.
Духовная творческая деятельность, если ее рассматривать как процесс, имеет три стадии.
Стадия первоначального накопления информации
Как уже было сказано, в основе творческой деятельности преобразование имеющихся в памяти идей, образов, теоретических и практических знаний. Информация – это не только строительный материал для творчества, она осмысливается, анализируется и рождает ассоциации с теми знаниями, что хранятся в памяти. Без ассоциативного мышления невозможно творчество, так как оно подключает к работе над проблемой разные сферы мозга и блоки информации.
Уже на этом уровне проявляется способность креативного человека замечать детали, видеть необычные явления, умение посмотреть на объект с неожиданного ракурса. На стадии первоначального накопления информации рождается предчувствие замысла, смутное ожидание открытия.
Стадия формирования замысла или разработки идеи
Этот этап может протекать в двух формах:
- в форме скрупулезного анализа возникшей идеи, ее планирования и проработки разных вариантов и путей решения;
- в эвристической форме, когда накопление информации и размышление над возможным ее использованием внезапно рождают идею, яркую, как вспышка фейерверка.
Часто толчком к рождению замысла может быть какое-то малозначимое событие, случайная встреча, услышанная фраза или увиденный объект. Как случилось, например, с художником В. Суриковым, который нашел цветовое и композиционное решение картины «Боярыня Морозова», увидев сидящую на снегу ворону.
Разработка замысла
Этот этап уже не спонтанный, он отличается высоким уровнем осознанности. На нем происходит осмысление и конкретизация идеи. Научная теория «обрастает» строгими доказательствами, для реализации конструкторского замысла создаются схемы и чертежи, художник подбирает материал и технику исполнения, а писатель прорабатывает план и композицию романа, создает психологические портреты героев и определяет повороты сюжета.
Собственно, это последний этап творчества, который протекает на уровне сознания. А следующий этап – это уже практическая деятельность.
Практическая творческая деятельность
Разделение этих двух видов условно, так как даже на практическом этапе основную творческую работу выполняет мозг. Но все же есть и некоторые особенности, присущие именно практической творческой деятельности.
Этот вид креативности связан со специальными способностями, то есть со способностями к конкретной деятельности. Человек может создать гениальный замысел картины, но воплотить его в реальность, вывести с уровня сознания можно лишь имея способности к изобразительной деятельности. Причем не только в виде потенциала.
Поэтому так важно для творческой деятельности освоение профессиональных навыков, овладение мастерством в конкретной области. Недостаток профессионализма хорошо заметен в детском творчестве. Оно, конечно, яркое, свежее, самобытное, но чтобы потенциал ребенка раскрылся, его нужно научить владению карандашом и кистью, разным приемам и техникам изобразительного или литературного творчества. Без этого малыш быстро разочаруется в творчестве, ведь он не сможет достичь желаемого результата.
С другой стороны, практическая творческая деятельность тоже управляется сознанием и подсознанием. И самый кульминационный период творческого акта – вдохновение. Это состояние возникает тогда, когда оба вида творческой активности взаимодействуют.
Вдохновение, пожалуй, самое удивительное, что есть в творческой деятельности. Еще древнегреческий философ Платон писал об особом состоянии творца, которое он назвал ex stasis – вне себя, выход за пределы сознания. Но и неслучайно от этого же термина происходит слово «экстаз» — наивысшее наслаждение. Человек в состоянии вдохновения действительно ощущает всплеск психической и физической энергии и наслаждение процессом.
С точки зрения психологии, вдохновение сопровождается измененным состоянием сознания, когда человек творит, не замечая времени, голода, усталости, иногда доводя себя до физического истощения. Творческим личностям свойственно относиться к вдохновению с большим пиететом, что и не удивительно. Под его влиянием продуктивность деятельности возрастает в разы. К тому же эйфория, которая часто сопровождает вдохновение, вызывает стремление вновь и вновь переживать это состояние.
Тем не менее ничего сверхъестественного, потустороннего и мистического во вдохновении нет. Его физиологической основой является сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, который возникает под влиянием активной работы над идеей, замыслом, можно сказать, одержимости ими. Этот очаг возбуждение обеспечивает и высокую работоспособность, и активизацию уровня подсознания, и частичное подавление рационального контроля. То есть вдохновение – результат упорной мыслительной работы, поэтому бесполезно, лежа на диване, ждать, когда оно снизойдет, чтобы начать творить.
Творческая деятельность, хоть и предполагает наличие специальных способностей, доступна всем, ведь неспособных людей нет. Необязательно быть художником, поэтом или ученым, чтобы заниматься творчеством. В любой сфере можно создавать что-то новое, открывать новые закономерности или приемы деятельности. Найдите то, что вам по душе, к чему у вас есть склонности, и занимайтесь творчеством, получая удовольствие и от результата, и от самого процесса.
Исследование стремлений к творчеству: личностный подход
Интерес к пониманию творческого акта, возможности передачи опыта творческой деятельности не ослабевает уже не одно столетие. Проблема творчества, развития интереса к нему рефлексирована в трудах представителей разных наук, в том числе, педагогики, психологии, философии.
В исследованиях феномена творчества, творческих стремлений, личности творца можно выделить два подхода: процессуальный и личностный. Процессуальный подход обращает исследователя непосредственно к процессу творческой деятельности, ее этапам; личностный предполагает изучение творческой личности.
В контексте нашего исследования нас интересует, прежде всего, личностный подход.
Ученые разных психологических школ предлагают свои модели творчества. Гештальтпсихолог М. Вертгеймер рассматривает механизмы творческого мышления – в отличие от нетворческого, видя центральным звеном творчества так называемый «инсайт», «озарение» [5]. Инсайт представляется как некий скачок, переход от одного видения ситуации к другому.
С. О. Грузенберг пишет о роли фантазии и интуиции в творческом процессе: нельзя воспроизвести творческий процесс в опыте, вызвать вдохновение «по заказу»; невозможно преднамеренное самонаблюдение за творческим процессом (иную точку зрения высказывал Б.А. Лезин, полагая, что за процессом собственного творчества может наблюдать каждый человек [8]). Подлинное творчество интуитивно. Нельзя научить творить, но можно выявить способствующие творению условия – поэтому возникает необходимость в психологии творчества.
Сходные идеи высказывает и В. М. Бехтерев в работе «Творчество с точки зрения рефлексологии»: «Для всякого творчества необходима та или иная степень одаренности и соответственно воспитания, созидающие навыки в работе. Последние развивают склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему в конце возникает почти непреодолимое стремление или тяга к творческой деятельности» [4].
П.М. Якобсон в работах «Процесс творческой работы изобретателя» и «Психология сценических чувств актера» (1934 и 1936 г.) пишет, что прямо вызвать вдохновение невозможно, но существуют косвенные приемы, с помощью которых опытный специалист умеет организовать свою активность в нужном направлении для достижения поставленных целей [22].
С.Л. Рубинштейн – основатель научной школы и основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике – обозначает связи между деятельностью, творчеством и воспитанием человека: «Мощное творческое воображение узнается … по тому, как он (творец) умеет преобразовать действительность повседневного восприятия в соответствии с требованиями действительности и … замысла» [17]. В работе «Принцип творческой самодеятельности» (1922 г.) он определяет задачи науки в области творческого развития личности, считая важным развитие творческой самодеятельности: «В творчестве созидается сам творец» [18].
Б.М. Теплов отмечает сложную, опосредствованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок [19].
Значительный вклад в изучение проблемы внес советский психиатр И. С. Сумбаев. Изучая сложные проблемы соотношения дискурсивного и интуитивного мышления, он произвел анализ процесса научного творчества и выяснил, что механизм создания нового одинаков и в науке, и в искусстве.
Я.А. Пономарев исследовал творческую деятельность человека, подойдя к данному феномену с другой стороны. Указывая на основную тенденцию изменений в общем подходе к рассмотрению феномена творчества, Я.А. Пономарев отмечает: для «формирования человека с высоким творческим потенциалом адекватны педагогические воздействия», планируя которые, необходимо «учитывать психологический механизм творческой деятельности. Те педагогические воздействия, которые не соответствуют психологическим законам, никогда не достигнут желаемой цели» [15].
Очевидно, что понятие творчества связано с понятием деятельности – эта мысль прослеживается в трудах многих исследователей. В частности, Л.С. Выготский, рассматривая творчество в контексте развития человека, определяет творческую деятельность как «деятельность человека, которая создает нечто новое…». По его мнению, «творчество на деле … везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [6].
Б.Г. Ананьев связывает творчество с общей структурой личности, провозглашая необходимость общего развития, которое должно осуществляться путем взаимодействия познания и общения [1]. Он называет творчество «высшей интеграцией субъектных свойств» человека [2]. С точки зрения Б. Г. Ананьева, только на фоне развития общих способностей могут развиться способности к конкретной деятельности [3].
Наиболее близка нам позиция А.Н. Леонтьева и понимание им творческого процесса как деятельности, приводящей к созданию нового. А.Н. Леонтьев указывает: «главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. …Предмет деятельности есть ее действительный мотив», который «всегда отвечает той или иной потребности. Итак, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» [11].
Таким образом, мы пришли к пониманию еще одного важного аспекта творчества – его мотивации. «Главное …создание мотивации на творчество», – полагал Е.П. Ильин [7].
По мнению А.Н. Леонтьева, «кроме своей основной функции – функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию – функцию смыслообразования… Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл» (9). Побуждают деятельность «ведущие или смыслообразующие» мотивы, которые придают ей личностный смысл. С ведущими мотивами сосуществуют дополнительные побуждающие факторы – положительные или отрицательные – названные А.Н. Леонтьевым «мотивами-стимулами». При этом «смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы» [10].
Интересен взгляд на проблему мотивации Гордона У. Олпорта, который демонстрировал прямо пропорциональную зависимость между творчеством (способностями, талантом, гениальностью) и интересом: «Человеку нравится делать то, что у него хорошо получается» [23].
В нашем исследовании мы опираемся на теорию мотивации А.Маслоу, который отмечал, что «психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному – стремление к новому. Как и В. К. Вилюнас, А.Маслоу полагал, что «обучение играет важнейшую роль в мотивации человека» [12].
Мы разделяем точку зрения Хекхаузена Х., определял который мотивацию достижения как попытку «увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче» [21]. По данным Хекхаузена, в мотивации достижения «присутствуют две тенденции – собственно достижения и избегания: «надежда на успех» и «боязнь неудачи» – в связи с этим, мы полагаем, очень важно в воспитании творческой личности создание «ситуации успеха».
Следует отметить, что мотив, который не воспринимается субъектом в его предметном содержании, трактуется как стремление.
По мнению С.Л. Рубинштейна, «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть» [14].
Словарь Ожегова объясняет понятие стремления как «настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-нибудь».
«Психологический словарь» связывает стремление с мотивами и потребностями и использует этот термин для обозначения «актуализированных мотивационных образований (влечений, желаний, намерений, интересов, страстей, идеалов, склонностей, призваний и т. п.), сущностью которых является потребностное отношение человека к миру [13].
С.Л. Рубинштейн указывает на существование связи между интересом, стремлением, мотивом деятельности человека: «В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает …беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено…» [17]. По мнению Рубинштейна, интерес – это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним…Интерес …побуждает к соответствующей деятельности» [18]. Соответственно, заинтересованность приводит к развитию побуждения, стремления, мотива достичь намеченной цели. Интерес еще не обязательно определяет готовность человека к действию, тогда как побуждение, стремление предполагают эту готовность.
С несколько иной точки зрения смотрит на понятие стремления К. Д. Ушинский. Он солидарен с С.Л. Рубинштейном в вопросе связи стремлений и деятельности, но, с другой стороны, считает, что «человек в каждую отдельную минуту своей деятельности стремится к достижению цели, т.е. чтобы уничтожить ее, а не к тому, чтобы иметь ее, и некогда не стремится к тому, чтобы отодвинуть ее далее…» (20). Мы согласны с взглядами К.Д. Ушинского на возможности развития и воспитания «идей, чувств, нравственных и умственных стремлений человека» [20].
Особое место «устремлениям» отводит В.А. Петровский, понимая стремление как «направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение, здесь сама возможность действия превращается в побуждение («могу» превращается в «хочу»), а удовлетворение желания действовать, очевидно, порождает рост возможностей действования» [14]. В.А. Петровский считает, что это такая форма активности, в которой «хочу» и «могу» взаимосвязаны и переходят друг в друга.
Исследуя проблемы самореализации природных личностных возможностей человека, затрагивает понятие стремления и О.И. Мотков, понимая удовлетворение основных стремлений как основное условие самореализации [13]. Стремление к самореализации О.И. Мотков считает сущностью развития личности. Как ведущую движущую силу развитой личности выделяет стремление к самореализации и Д.А. Леонтьев. Но основой стремления к самореализации он называет «подспудное стремление к бессмертию», которое может быть проявлено в разных формах: как стремление «продвинуть знание», передать знания и опыт другим и т. д. [11].
Таким образом, резюмируя сказанное, позволим себе сформулировать наше понимание термина «стремление к творчеству». Стремление к творчеству – желание, намерение, побуждение; социально обусловленная, осознанная мотивационная готовность личности к деятельности, ориентированной на создание нового.
Литература:
Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности/ Б.Г. Ананьев// Проблемы способностей. – М.: Изд-во АПН СССР, 1962. – с. 15 — 31.
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Б.Г. Ананьев.2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1977. – 379 с.
Ананьев, Б.Г., Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 с.
Бехтерев, В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии / В кн. Гений и творчество. – М., 1924. – 57 с.
Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. – М. Прогресс, 1987.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Питер: СПб., 2009. – 434 с.
Лезин, Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли// Вопросы теории и психологии творчества, Т.1. – Харьков, 1907.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1974.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.—М.: Педагогика, 1983.—320 с.
Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. М., 1996. – с. 15-26.
Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – с.77–105.
Мотков, О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М., 1993. – 96 с.
Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
Пономарев, Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976 – 298 с.
Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Рубинштейн, С.Л.Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. – 463 с.
Теплов, Б.М. Способности и одаренность, 1961. – 5 с.
Ушинский К.Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. www.i—u.ru\biblio
Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. – с.17–23, 92–93
Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя / ОНТМ. – М., 1934.
Gordon, W. Allport. The functional autonomy of motives. Перевод с англ. М. Фаликман. American Journal of Psychology. 1937. Vol.50. P.141—156
Основные термины (генерируются автоматически): стремление, творческая деятельность, деятельность, мотив, творческий процесс, творчество, Ананьев, личностный смысл, творческая личность, творческая самодеятельность.
Творчество | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение творчеству, дивергентному и конвергентному мышлению
Что общего у следующего: препарат пенициллин, Эйфелева башня, фильм Властелин колец , Общая теория относительности, гимн Удивительная благодать , iPhone, роман Дон Кихот , картина Мона Лиза , рецепт шоколадной помадки, безалкогольный напиток кока-кола, видеоигра Wii Sports , нападение на Западном побережье в футболе и застежка-молния? Ты угадал! Все названные предметы были продуктами творческой мысли. Ни один из них не существовал до тех пор, пока кому-то не пришла в голову идея. Творчество — это не то, что вы просто срываете, как яблоки с дерева. Поскольку творческие идеи настолько особенные, создатели, которые придумывают лучшие идеи, часто высоко вознаграждаются славой, богатством или и тем, и другим. Нобелевские премии, Оскары, Пулитцеровские премии и другие награды приносят славу, а большие продажи и кассовые сборы приносят богатство. Но что такое творчество в первую очередь?
Рисунок 1 . Людям часто трудно описать, откуда взялись их творческие идеи. Когда вы думаете о чем-то творческом, как вы обычно это придумываете?
Творчество: что это такое?
Креативность возникает, когда у кого-то появляется творческая идея. Примером может служить творческое решение сложной проблемы. Но что делает идею или решение креативными? Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Хотя психологи предложили несколько определений креативности (Plucker, Beghetto, & Dow, 2004; Runco & Jaeger, 2012), вероятно, лучшим определением является определение, недавно адаптированное из трех критериев, которые использует Патентное ведомство США для принятия решения о том, является ли изобретение могут получить патентную защиту (Simonton, 2012).
Первый критерий оригинальность . Идея должна иметь низкую вероятность. Действительно, он часто должен быть уникальным. Специальная теория относительности Альберта Эйнштейна определенно удовлетворяла этому критерию. Никакой другой ученый не придумал эту идею.
Второй критерий полезности . Идея должна быть ценной или работать. Например, решение должно, по сути, решать проблему. Оригинальный рецепт, по которому получается блюдо, вкус которого настолько ужасен, что его невозможно есть, не может быть творческим. В случае с теорией Эйнштейна его принцип относительности дал объяснение тому, что в противном случае было бы необъяснимым эмпирическим результатом.
Рисунок 2 . Даже с учетом трех критериев креативности (оригинальность, полезность и неожиданность) определение того, является ли искусство «творческим», может оказаться трудным. Особенно со всеми примерами художников, чья работа не считалась творческой до их смерти. [Изображение: Линус Боман]
Третий и последний критерий сюрприз . Идея должна быть неожиданной или, по крайней мере, неочевидной (если использовать термин, используемый Патентным ведомством). Например, решение, основанное на приобретенном опыте, нельзя считать удивительным, даже если оно было оригинальным. Теория относительности Эйнштейна не была пошаговым выводом из классической физики, а скорее была построена на новом фундаменте, который бросил вызов самой основе традиционной физики. Применяя эти три критерия, важно понимать, что оригинальность, полезность и неожиданность — количественные, а не качественные атрибуты идеи. В частности, мы действительно должны говорить о степени, в которой идея удовлетворяет каждому из трех критериев. Кроме того, три атрибута должны иметь нулевую точку, то есть должна быть возможность говорить об идее, лишенной какой бы то ни было оригинальности, полезности или неожиданности. Наконец, мы должны предположить, что если идея получает ноль баллов по какому-либо одному критерию, то она также должна иметь нулевую креативность. Например, кто-то, кто заново изобретает колесо, безусловно, создает полезную идею, но в этой идее нет оригинальности и, следовательно, никакого творчества. Точно так же тот, кто изобрел парашют, полностью сделанный из железобетона, получил бы много похвалы за оригинальность — и сюрприз! — но не за полезность.
Когнитивные процессы: как думают создатели?
Рисунок 3 . Если бы вам поручили придумать как можно больше применений кирпича, насколько хорошо вы бы справились? Вы бы подумали выточить кирпич в скульптуру? Как насчет того, чтобы использовать его в качестве тротуарного мела? [Изображение: Саймон Хукс]
Ученые-когнитивисты уже давно интересуются мыслительными процессами, которые приводят к творческим идеям (Simonton & Damian, 2013). Действительно, многие так называемые «тесты на креативность» на самом деле являются мерой мыслительных процессов, которые, как считается, лежат в основе творческого акта (Simonton, 2003b). Следующие две меры являются одними из самых известных.
Ссылка на обучение
Проверьте свои творческие способности на этом веб-сайте, пройдя один из пяти распространенных тестов на креативность.
Первым из них является тест удаленных партнеров, или RAT, который был представлен Медником (1962). Медник считал, что творческий процесс требует способности связывать идеи, которые концептуально считаются очень далекими друг от друга. RAT состоит из заданий, требующих от респондента определить слово, которое может быть связано с тремя довольно разными словами-стимулами. Например, какое слово может быть связано со словами «вдова, укус, обезьяна»? Ответ — паук (паук черная вдова, укус паука, паук-обезьяна). Этот конкретный вопрос относительно прост, другие гораздо сложнее, но он дает вам основную идею.
Вторая мера — это задача необычного использования (Guilford, 1967; Torrance, 1974). Здесь участника просят придумать альтернативное использование общего объекта, например кирпича. Ответы могут быть оценены по четырем измерениям: (a) беглость , общее количество соответствующих использований; (b) оригинальность , статистическая редкость данного использования; (c) гибкость , количество отдельных концептуальных категорий, подразумеваемых различными вариантами использования; и (г) уточнение , количество деталей, предоставленных для сгенерированных видов использования. Например, использование кирпича в качестве пресс-папье представляет собой другую концептуальную категорию, чем использование его объема для сохранения воды в туалетном бачке. Способность к необычному использованию — лишь один из примеров общей когнитивной способности заниматься дивергентным мышлением (Guilford, 1967). В отличие от конвергентного мышления , которое сходится на одном лучшем ответе или решении, дивергентное мышление предлагает несколько возможностей, которые могут сильно различаться по полезности.
К сожалению, многие различные когнитивные процессы связаны с творчеством (Simonton & Damian, 2013). Вот почему мы не можем использовать единственное число; нет такой вещи, как «творческий процесс». Тем не менее, у различных процессов есть одна общая черта: все они позволяют человеку «мыслить нестандартно», навязанному рутинным мышлением, — выходить на территорию, которая в противном случае была бы проигнорирована (Simonton, 2011). Творчество требует, чтобы вы шли туда, куда вы не знаете, куда идете.
Everyday Connection: Creativity
Доктор Том Стейц, бывший профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие может помочь в производстве антибиотиков и предотвращении болезней. В результате всей своей работы он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году. Он написал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерный рост и постоянные личные беседы, дебаты и дискуссии с коллегами на всех этапах исследований. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39).). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Попробуйте
Глоссарий
конвергентное мышление : противоположность дивергентному мышлению, способность сузить круг до единственного «правильного» ответа или решения данного вопроса или проблемы (например, дать правильный ответ на интеллектуальное тесты)
креативность: способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности
дивергентное мышление : противоположность конвергентному мышлению, способность исследовать множество потенциальных ответов или решений данного вопроса или проблемы ( например, придумать много разных способов использования общего предмета)
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Творчество — ваше тайное преимущество для психического здоровья и благополучия
Что значит быть творческим? Большинство людей склонны думать о творчестве в сфере искусства, такого как письмо, рисование или сочинение оригинальных произведений. На самом деле это относительно ограниченное определение.
В своей статье 1953 года «Креативность и культура» профессор психологии и эксперт по креативности доктор Моррис Стейн определил «творческую работу» как «новую работу, которая воспринимается группой как разумная, полезная или удовлетворяющая в какой-то момент времени. ” Далее он пояснил, что «роман» — это «творческий продукт, который ранее не существовал в точно такой же форме».
Современные психологи, изучающие связь между креативностью и психическим здоровьем, часто используют интерпретацию креативности Стайн, чтобы проиллюстрировать невероятный диапазон того, что сегодня можно назвать «творчеством». Вы пишете код? Разрабатывать рекламные кампании? Придумывать уникальные рецепты? Шить или вязать? Украшать столы? Разгадывать кроссворды или заполнять раскраски для взрослых? Каракули во время совещаний? Тогда по большинству современных стандартов вы креативны.
Польза творческой деятельности для психического здоровья
В Therapy Group of NYC мы считаем, что творчество — это тоже хорошо. Ученые продолжают обнаруживать обнадеживающие доказательства того, что участие в творческой деятельности — от рисования до выращивания растений в горшках и планирования вечеринок — полезно для вашего психического здоровья и благополучия.
В 2015 году психолог и арт-терапевт доктор Кэти Малькиоди процитировала несколько исследований, подтверждающих, что творчество может усиливать положительные эмоции, уменьшать симптомы депрессии, уменьшать стресс, уменьшать тревогу и даже улучшать работу иммунной системы. Исследование 2016 года в Журнал позитивной психологии поддержал эти более ранние выводы, заключив, что «трата времени на творческие цели в течение дня связана с более высокой активацией положительного аффекта (ПА) в этот день».
Положительный аффект — это степень, в которой люди испытывают позитивное настроение, такое как радость, счастье и оптимизм. Более высокий положительный эффект снижает стресс и «расширяет нашу перспективу, чтобы мы замечали больше возможностей в нашей жизни», — говорит тренер по здоровому образу жизни Элизабет Скотт. «Это позволяет нам более легко использовать эти ресурсы». Г-жа Скотт говорит, что, например, если вы испытываете больше положительных эмоций, вы, возможно, будете менее склонны зацикливаться на негативе и сможете больше сосредоточиться на возможностях своей жизни.
Готовы к встрече?
Творчество на работе
Когда мы молоды, наша жизнь полна творческой деятельности. Мы лепим фигуры из глины, придумываем реалистичные сценарии с куклами и игрушками, стучим по барабанам или кастрюлям и сковородкам и регулярно раскрашиваем. Будучи подростками, мы можем участвовать в школьной группе или брать уроки фотографии или творческого письма в качестве факультатива. Однако, когда мы становимся старше, творчество иногда вытесняется нашими образовательными и профессиональными занятиями, нашей сосредоточенностью на поддержке наших партнеров и семей, поездками на работу и ежедневными делами и поручениями, которые мы выполняем с бездумным повторением.
Однако исследование, проведенное IBM в 2010 году среди 1500 генеральных директоров со всего мира, показало, что организации, которые «мастерски» справляются с изменениями и являются более инновационными, имеют творческих лидеров. Для этих генеральных директоров креативность была «отмечена как самая важная черта для преодоления сложности» корпоративных данных, технологий и правил. Исследование рекомендовало, чтобы целые организации, а не только генеральные директора, «были оснащены, чтобы быть катализатором творчества».
Исследование IBM пришло к выводу, что творческие лидеры:
- Внести дополнительные изменения в бизнес-модель для реализации своих стратегий
- Приглашение к прорывным инновациям
- Рассмотреть неслыханные ранее способы кардинально изменить предприятие
- Устраивают двусмысленность
- Значительно более высокий балл за инновации
- Достаточно смелы и дальновидны, чтобы принимать решения, меняющие статус-кво
Само собой разумеется, что внедрение в деловой мир творческих начинаний, таких как мозговой штурм идей, инновационные лаборатории и гибкое время для сотрудников, чтобы они могли наслаждаться развлечениями, не только поможет компании процветать, но и улучшит психическое здоровье и благополучие команды. члены.
Как творчество влияет на психическое здоровье
Как правило, когда люди что-то создают, будь то программа, граффити или лоскутное одеяло, они, как правило, теряются в процессе. Акт создания требует сосредоточенности и концентрации, а многозадачность не работает. Некоторые психологи называют это состояние творчества «потоком». Flow Genome Project, организация, изучающая человеческую производительность, определяет состояние потока как «моменты пристального внимания и полного погружения, когда вы настолько сосредоточены на поставленной задаче, что все остальное исчезает, и все аспекты производительности, как умственные, так и интеллектуальные». физический, пройти через крышу».
Состояние творческого потока вызвано изменениями в работе мозга. Мозговые волны замедляются, и оригинальные мысли лучше формируются. Кроме того, префронтальная кора временно деактивируется или «замолкает», что делает нас менее критичными по отношению к нашим идеям и более смелыми. Наконец, в состоянии потока наш мозг высвобождает «огромный каскад нейрохимии», включая большое количество эндорфинов, серотонина и дофамина. Это химические вещества, вызывающие удовольствие и удовлетворение, которые влияют на творчество и благополучие.
То, как мозг действует во время творческой деятельности, похоже на то, что происходит во время медитации, осознанности и упражнений йоги. Эти действия предназначены для того, чтобы помочь вам обрести мир, спокойствие и счастье, блокируя внешние раздражители. Подобно этим упражнениям, творчество может вызвать естественный «кайф» или чувство радости и удовлетворения.
Дипломные, дипломные и творческие работы студентов факультета психологии | Кафедра психологии
Диссертации, диссертации и творческая деятельность студентов кафедры психологии.
Если вы являетесь автором этой работы и хотели бы, чтобы доступ к ней был закрыт, свяжитесь с нами по адресу [email protected]. Прежде чем просить нас закрыть доступ к вашей работе, обратитесь к разделу часто задаваемых вопросов для авторов, чтобы рассмотреть преимущества доступа к ней через DigitalCommons@UNO.
Следовать
индекс
Перейти к:
Тезисы/диссертации от 2011 г. 2011
Восприятие работниками мясокомбината условий труда, психологических контрактов и организационной справедливости, Мария Тереза Гастон
Тезисы/диссертации от 2009 г. 2009 г.
Возникновение размышлений: эффекты обратной связи, самораскрытие и социальная тревожность, Чун Хан Чен
Тезисы/диссертации 2008 г. 2008 г.
Обучение родителей и обратная связь: значение для улучшения раннего развития грамотности у детей дошкольного возраста, Кэри Дж. Мартин
Связь между аккультурацией и участием родителей в латиноамериканских родителях., Кейси Олсен
Тезисы/диссертации от 2007 г. 2007 г.
Влияние настроения и типа ответственности оценщика на оценку эффективности: исследование модели вливания эмоций, Джейсон Э. Герлт
Прогресс чтения учащихся во время летнего курса чтения и за его пределами, Николь Дженнифер Верт
Тезисы/диссертации 2006 г. 2006 г.
Принятие технологических изменений: имеют ли значение возраст, опыт и самоэффективность?, Шерил Фернандес
Взгляды на успех школы среди испанского языка. и англоязычные родители, Джессика Грегори-Уэллс
Восприятие и интерпретация подростками родительского контроля: дифференцированные по сфере и типу контроля, Фумико Какихара
Межкультурные различия в восприятии групповой субъектности и автономия, Коичи Куребаяши
Оценка письменного выражения на основе учебной программы, Лиза М. МакБрайен
Доступность отношения и образование: отношение учащихся к сверстникам с ограниченными возможностями в приходских и государственных школах. Джанет Л. Миллер
Влияние ценностей, добросовестности и самоэффективности на принятие этических решений, Марси Янг
Тезисы/диссертации от 2005 г.
2005 г.Внедрение интервенций в области чтения в условиях сообщества, Кимберли Х. Белл
DIBELS и CBM: Использование этих мер для продвижения больших идей в начальном чтении в детском саду до первого класса, Ева М. Дентон
Влияние вмешательства диалогического чтения на формирующиеся навыки грамотности дошкольников, Алисия М. Домак
Эффективность непрерывного чтения по сравнению с. Календарь традиционного обучения и влияние на чтение учащихся, получающих специальное образование, Молли Б. Дотсон
Оценка игры: Влияние взаимодействия со сверстниками на когнитивные способности детей., Корринда Мендес
Тезисы/диссертации от 2004 г. 2004 г.
Влияние положительных рейтингов служебной аттестации и нормативного внимания на мотивацию к повышению или сохранению производительности, C. Allen Gorman
Эмоциональный интеллект как модератор проблем, основанный на возбуждении по качеству и количеству решений, Anne E. Герман
Влияние сценариев на честность в лечении, Кайл С. Хессер
Организационная справедливость, организационное гражданство и групповая деятельность в образовательной среде, Чарльз Петерсон
Сравнение психологов сельских и городских школ в Небраске, Эрин Мари Болдт Рейфф
Влияние объяснений в письмах с отказом на восприятие справедливости и подотчетности, Трой А. Ромеро
Тезисы/диссертации от 2003 г. 2003 г.
Обучение фонематическому восприятию в малых группах в рамках дошкольной программы, Kelly R. Branecki
Оценка языка с помощью игровой оценки в знакомом и незнакомом контексте., Colleen Ryan Dupuis
Дети в блоке и отношение, знания и принятие детей с ограниченными возможностями., Аманда Г. Джонсон
Фонематическая осведомленность и дошкольное образование: улучшают ли индивидуальные занятия готовность к чтению?, Джолин Дж. Джонсон
Клиническое применение игры «Хорошее поведение в трех начальных классах», Кери К. Рамакерс
Тезисы/диссертации от 2002 г. 2002 г.
Различия в успеваемости учащихся начальной и средней школы, Аманда М. Аркфельд
Взаимосвязь между биоданными и личностью: насколько отличается?, Линдси А. Боусман
Удовлетворенность работой, личность, содержание работы и мотивация школьных психологов: внутренние и внешние факторы, Джоди Бречи
Межличностное прощение у детей младшего школьного возраста, Сьюзан М. Госс ‘ Навыки решения проблем с помощью игровой оценки: фасилитация против нефасилитации, Лесли Дж. МакКаслин
Восприятие положительных качеств родителями для школьных психологов, Анджела Нельсон
Страхи и наличие воображаемых компаньонов и персонифицированных объектов у детей дошкольного возраста, Джилл Р. Рамет
Должны ли тесты для измерения чтения на основе учебной программы быть основаны на учебной программе?, Николь Райли-Хеллер
Страх перед Виктимизация сельских учащихся средней школы, Бенджамин Х. Стадли
Тезисы/диссертации от 2001 г. 2001 г.
Изменчивость в изучении слов: Фонологическая чувствительность и фонологическая память, Марни Э. Аркенберг
Политика рабочей семьи и восприятие справедливости: взгляды на поддержку руководителя и контроль рабочего графика, Эмили Р. Блоджетт
Сдерживающая роль доверия в отношениях между стратегиями заискивающего общения и интерактивной справедливостью, Эрик Драфстен
Культурные различия в самооценке группового задания: использование групповой и индивидуальной обратной связи, Мамико Фуджита
Сравнение показателей оценки с испано- и англоговорящими детьми, Катрина М. Гилл-Гловер
Полевое исследование обмена лидерами и членами (LMX): оспаривание универсально положительной концепции LMX, Томас Майкл Хепперлен
Влияние опыта и релевантности информации на стратегию поиска информации., Джейсон Лебсак
Как заставить организационное наказание работать: влияние социальных учетных записей и суровости наказания, Эндрю Л. Нун
Однополый класс и математическая самооценка у девочек, Джина М. Пираччини
Эффективность одноклассников для учащихся с проблемами внимания, Тодд Резничек
Влияние справедливого обращения на реакцию клиентов при обслуживании, Тара Роде
Влияние средств коммуникации Серьезность результатов на эффективность социальных учетных записей, Питер Д. Тиммерман
Принадлежность к банде в подростковом возрасте и привязанность в младенчестве, Джоан Э. Юнис
Межличностное прощение в подростковой дружбе, Молли А. Вернли
Отношение детей к лицам с ограниченными возможностями: сравнение сельских и городских школ., Анджела Д. Уильямс
Тезисы/диссертации от 2000 г. 2000 г.
Взгляд на родителя как на личность: феномен, связанный с индивидуацией, Брайан Андерсен
Сравнение социальных навыков в ступенчатых и неградуированных начальных школах, Анджела Д. Кастер
Развитие приверженности к лучшим дружеским отношениям у маленьких детей, Андреа Л. Келп
Различия в социальном взаимодействии в обычных учебных классах для учащейся средней школы с множественными нарушениями., Рамона Сью Рутли
Анализ восприятие целостности лечения в процессе вмешательства перед направлением., Эми Линн Руан
Влияние адаптации учебной программы на уровни участия учащихся с тяжелыми формами инвалидности в инклюзивных классах, Шерри Л. Стур-Хаффман
Тезисы/диссертации 1999 г. 1999 г.
Случайная память на пространственную информацию у маленьких детей в зависимости от возраста и пола, Изабель Д. Черни
Влияние выбора и эго-вовлеченности на суждения об уверенности, Джонатан Х. Чоу
Поиск информации и творчество: роль потребности в познании и личном участии, Джоди Дж. Иллиес
Стресс, использование стресса и творчество, Лиза М. Кобе
Достижения в многоклассных и одноклассных начальных классах, Ронда Дж. Макбрайд
Многорасовая социальная идентичность и самооценка: как внешний вид и наследие влияют на категоризацию себя и других, Эстрелла Аврора Рамирес
Положительные нарушения процессуальной справедливости: влияние на намерения организационного гражданского поведения, Эрик Роули
Изменения в развитии вербальных и образных мнемонических техник для последовательного припоминания, Мишель Л. Рупайпер
Влияние наставничества на академические достижения молодежи из групп риска, Линн А. Томпсон
Связь между цинизмом и диспозиционными атрибуциями: изучение индивидуальных различий полицейских, Дженнифер Л. Веймер
Тревога как модератор влияния структурирования проблемы на поиск решения, Джудит А. Вайтман
Диссертации/диссертации 1998 г. 1998 г.
Сравнение поведения, разрушающего отношения, поведения, поддерживающего отношения, и материнской чувствительности в популяции младенцев с ограниченными возможностями и без нарушений, Кароль Базель
Влияет ли возраст поступления ребенка на успеваемость 2-х и 4-х классов CAT?, Christine Ann Janovec-Poehlman
Гендерные типы, самооценка и успеваемость учащихся средних классов, Kimberly D. Noll
Множественное размещение вне дома и психосоциальное функционирование детей, Бриттони Ли Олсон
Влияние процесса и результата, подотчетность, ответственность и идентифицируемость на качество решения, Меган Поттер
Круг друзей и его влияние на социальные и поведенческие изменения у учащихся с ограниченными возможностями и здоровых, Шелли Л. Рейфф
Эффективность программы Kids on the Block в расширении знаний детей и отношении к ним лица с ограниченными возможностями., Джин М. Шумахер
Ущербные доказательства: влияние кратких объяснений по сравнению с подробными и потребности в познании на приговоры присяжных, Джоди К. Саймон
Система уровней как надежный индикатор поведенческого прогресса для учащихся с тяжелыми поведенческими расстройствами, Jill Lynn Snodgrass
Временная интеграция у 17- и 20-месячных младенцев по оценке вызванной имитации, Rebecca M. Starr
Диссертации/диссертации 1997 г. 1997 г.
Представление оставленных без присмотра стимулов у обучающихся детей-инвалидов: конкретное или абстрактное, Элизабет Дж. Кэри
Влияние стратегий контроля на метакогнитивное осознание шестиклассников, Памела Хааг Клоуэр
Компьютеризированный мозговой штурм и принятие решений, Вирджиния Луиза Коллинз
Модели сверстников и взрослых: мгновенное и отсроченное подражание младенцам знакомого и нового События, Робина Энаят Гул
Вычет стоимости реакции из игры «Хорошее поведение», Дайан Флетчер Ховард
Социальный интеллект, построение проблем и лидерство: новый взгляд на подход к чертам, Дэвид Майкл Кох
Тесты групповых достижений как предикторы услуг поддержки в низкосоциально-экономическом и этнически разнообразном населении, Кристин Л. Крузе
Опыт исследований выпускников в области школьной психологии и будущие обязательства по проведению исследований в школах, Брюс П. Лемен
Озвучивание дебатов о чтении: эффективность явного обучения фонетике в рамках общеязыковой программы чтения, Эллен М. Лопер
История отношений и развитие дружбы в подростковом возрасте, Джей Л. Рингл
Тест саморегулируемой модели уменьшения предубеждений, Соня Уильямс
Диссертации/диссертации 1996 г. 1996 г.
Взаимосвязь между событиями, изменяющими жизнь, и опасениями общения, Элейн Билунд
Профильные модели обучения детей-инвалидов WISC-III, Рассел Геттинг
Влияние развода и конфликтов на академические достижения, Джон Майкл А. Зал
Межродительский конфликт, семейное окружение и воспринимаемые межличностные конфликты среди поздних подростков, Гарри Дурелл Джонсон
Революция началась без нас? Исследование практики инклюзивной школьной психологии в Айове и Небраске, Шэрон К. Кнудсен
Управление групповой поляризацией отношения к новой политике: перспектива процессуальной справедливости, Кэрол Э.