Воображение и творчество
22.12.2012
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов.
«Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».
Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
- Подготовка (зарождение идеи).
- Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
- Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- Проверка.
Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью.
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.
Ключевые слова: Творчество, Воображение
Источник: Маклаков А. Г. — Общая психология
Материалы по теме |
---|
Воображение и творческая деятельность Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Творческое воображение Теплов Б. М., Психология |
Регрессия в творческом процессе Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Развитие воображения у детей Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Этапы творческого процесса Винсент Ружиэйро, Мышление. |
Творческий потенциал личности Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн…. |
Удивление как побудитель творчества Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009 |
Роль вдохновения в творчестве Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб. ; 2009 |
Воображение и индивидуальное творчество
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский государственный
профессионально –
Институт психологии
Кафедра теоретической и экспериментальной психологии
Реферат
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»
Воображение и индивидуальное творчество.
Выполнила:
студентка группы Сц-102
Руководитель:
канд.псих.наук, доцент
Екатеринбург, 2013.
Оглавление
Введение 3
1. Определение воображения. Виды воображения.
51.1 Понятие воображения 5
1.2 Классификация процессов воображения 10
1.3 Виды воображения 11
1.4 Свойства воображения 15
1.5 Функции воображения 17
2. Индивидуальное творчество 20
2.1 Воображение в творчестве 20
2.2 Индивидуальное творчество. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что воображение является важным психологическим качеством для развития индивидуального творчества.
С древности воображение
привлекало к себе внимание, как
особое свойство человеческой психики,
состоящее отдельно от остальных
психических процессов и вместе
с тем занимающей промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Однако феномен воображения
остается загадочным и в наши дни.
Человечеству до сих пор почти
ничего не известно о механизме воображения,
в том числе о его анатомо-
Но воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творческой деятельности людей.
Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».
Цель реферата:
- изучить воображение и индивидуальное творчество.
Задачи:
- Раскрыть понятие воображения в психологии
- Дать характеристику свойств и функций воображения
- Выявить особенности влияния воображения на индивидуальное творчество.
Определение воображения. Виды воображения.
Понятие воображения
Воображение — особая форма
психики, которая может быть только
у человека. Оно непрерывно связано
с человеческой способностью изменять
мир, преобразовывать
Обладая богатым воображением,
человек может жить в разном времени,
что не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастических по своей необычности жизнь в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л. Рубинштейн пишет: “Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».
Л.С. Выготский: “Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».
Согласно Е.И. Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».
А “Философский словарь» определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Таким образом, как видно
из определений, существенным признаком
воображения считается
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой — образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью, бесспорно, существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придется, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее.
Воображение в собственном,
совсем специфическом смысле слова
может быть только у человека. Только
у человека, который как субъект
общественной практики реально преобразует
мир, развивается подлинное
В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.
Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:
1) тем, насколько воображение
придерживается
2) тем, насколько новы
и оригинальны, отличны от
Деятельность воображения
естественно и закономерно
Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования.
Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий. Образ-представление по своей природе лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко поддается преобразованию.
Так же как в практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания, так сказывается она и в преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения реальной личности к реальным явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или менее сознательно подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.
Воображение, таким образом,
не абстрактная функция, а закономерно
выступающая сторона
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших — все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.
Кусочек фантазии есть в
каждом акте художественного творчества
и во всяком подлинном чувстве;
кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной
мысли, поднимающейся над
1.2 Классификация процессов воображения
1.По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
2.По степени
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
Творческое воображение: внутри и снаружи головы
видение закономерностей…
Источник: Амир Пашаи через Wikimedia Commons
Когда нас спрашивают, что мы подразумеваем под «воображением», то, что сразу приходит на ум, может быть такими мыслями, как эта о маленьком ребенке, создающем яркие воображаемые миры, населенные одним или несколькими воображаемыми товарищами по играм, или о ком-то (молодом или старше), который любит участвовать в притворных или ролевых играх. Или мы можем подумать о ком-то из наших знакомых, который может (почти волшебным образом) брать кажущиеся несвязанными идеи (персонажи, объекты) и творчески переплетать их вместе в захватывающую историю или картину.
Каждый из них действительно является ярким примером воображения. Но все они примеры только одного вида. Все они объединены под более конкретным заголовком, который недавнее исследование воображения, основанное на процессах, назвало бы «выразительное воображение».
Эта форма выразительного воображения, для которой типична такая творческая деятельность, как рассказывание историй, ролевые игры и мечтания, возникает в основном восходящим образом из личного предшествующего опыта человека и существующих ментальных репрезентаций. Это воображение, которое возникает «изнутри головы».
Но есть и другая форма воображения, столь же ценная и ценная.
Вместо того, чтобы возникать в первую очередь из внутреннего мира памяти и ментальных концепций человека, творческое воображение может быть также направлено вовне, на внешний мир. Интенсивным взглядом вовне он спокойно ищет закономерности, отношения или связи во внешнем мире. Если смотреть вовне, то эта форма воображения — иногда называемая «инструментальным воображением» — часто целенаправленно направлена на конкретные проблемы.
Давайте посмотрим на недавнее исследование, которое иллюстрирует, как мы можем использовать обе эти формы воображения.
Сеттинг
История начинается с интерактивной выставки в музее, которую посещают отдельные лица, семьи или группы. В отдельной комнате находится большая сенсорная столешница со светящимися огнями и деревянными блоками разных видов.
Когда мы входим, нам говорят представить, что мы инженеры-электрики, пытающиеся помочь «вымышленным ученым в неизведанной водной пещере, кишащей никогда ранее не зарегистрированными видами биолюминесцентных рыб».
Мы можем разработать и изготовить светящиеся рыболовные приманки с использованием светодиодов разного цвета. При правильной сборке виртуальная схема (схема с правильным соотношением резисторов, батарей и светодиодов) будет светиться, привлекая рыбу из пещеры, позволяя ученым идентифицировать и каталогизировать их.
Каждый посетитель музея может выбрать, какую из множества рыб попытаться выманить на свет, и, хотя каждый посетитель может видеть других и разговаривать с ними, действия каждого посетителя по сборке блоков не влияют на действия других посетителей в Таблица.
Некоторые посетители музеев начинают взаимодействовать с блоками и путем экспериментов и проб и ошибок или экспериментов в сочетании с предварительным обучением находят способ успешно настроить блоки. Внезапно появляется яркое свечение, и из темноты пещеры к свету выходит рыба, чтобы все ее видели.
Но другие посетители музеев не могут найти подходящую конфигурацию блоков. Они пробуют и то, и другое, и то, и это, но безуспешно. Что происходит тогда? Что происходит, когда кажется, что нас ждет неудача?
Именно на этот вопрос и хотели ответить исследователи экспоната. Когда казалось, что неудача надвигается, а путь вперед не ясен, какие модели взаимодействия — с кубиками или посетителей музея друг с другом — могли бы помочь преодолеть препятствие, которое им мешало? Какие действия побудили бы их двигаться вперед, позволив им перейти от непродуктивных, разочаровывающих и бесплодных попыток к продуктивному и успешному подходу?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи записали на видео взаимодействие посетителей за столом с помощью трех ненавязчивых камер и аудиозаписи. (Вывеска за пределами комнаты указывала на время видеосъемки, чтобы участники могли выбрать: войти во время записи или войти в другое время.)
Действия 3 546 участников были записаны, что привело к более чем 47 000 отдельных действий. Но это создало собственную проблему: что делать с таким огромным объемом данных? Как он может нам что-то сказать о том, какие действия привели от разочаровывающе непродуктивных к полезным продуктивным поискам и экспериментам?
Поиск закономерностей
И здесь исследовательская группа разработала несколько мощных методов обнаружения закономерностей.
Во-первых, они разработали систематический способ отслеживать все схемы, которые сделал каждый посетитель. Например, если посетитель подошел к столу и сделал сложную схему со многими компонентами, которая не работала, но это была его первая попытка построить схему такого типа, и никто за столом еще не пробовал ничего подобного, это будет быть закодированы как «CNUO» (сложные, нерабочие, уникальные для них и оригинальные для таблицы). Если бы пришел другой посетитель и сделал простую трехкомпонентную схему, которая сработала, и это был первый раз, когда они сделали ее, но она следовала той же конфигурации, что и у другого посетителя, который находился за столом в то же время, это было бы закодированы как «SWUE» (простая, рабочая, уникальная для них и эхо чужой схемы).
Эта схема кодирования позволила исследователям разработать так называемую «скрытую марковскую модель» (HMM), чтобы предсказать, когда посетитель, скорее всего, перейдет из непродуктивного состояния создания схемы (когда он создавал схему, которая не работала). к продуктивному. Используя эту модель, они могли сказать, что как только посетитель достиг продуктивного состояния (с одной работающей схемой), он чаще всего продолжал генерировать другие схемы, которые также работали. Но если посетитель вместо этого переходил из продуктивного состояния в непродуктивное, он очень редко возвращался в продуктивное состояние. То есть, если посетитель впадал в непродуктивное состояние, он, как правило, оставался в нем, пока не покинет экспозицию.
Тем не менее, некоторые посетители вернулись к созданию продуктивных цепей. Чем отличались посетители, преодолевшие препятствие, от многих других, которым так и не удалось оторваться?
Преодолеть препятствие неудачи
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи сначала использовали марковскую модель для создания списка всех участников, которые вышли из последовательности из трех или более непродуктивных схем, что предполагает постоянное и постоянное исследование задача — к продуктивной. Из всех 3546 участников только 204 участника (менее 6% всех участников) продемонстрировали этот образец преодоления препятствия от серии неудачных попыток к успешной.
Затем исследователи увеличили 22 таких случая, все из которых относятся к одному дню взаимодействия посетителей. Теперь они применили другую, более подробную и контекстно-обогащенную схему кодирования, чтобы точно зафиксировать, что участники делали в каждый момент времени.
Они обнаружили, что в подавляющем большинстве случаев скачки вперед происходили после того, как «застрявший в пути» посетитель останавливался, чтобы посмотреть, как другие посетители за столом конфигурируют свои блоки (75% случаев) или в которых «застрявший» посетитель фактически взаимодействовал с другими за столом (53% случаев).
То есть движение к успеху произошло, когда посетители, которые застряли, переключились, по крайней мере временно, с простой работы над задачей параллельно или вместе с другими посетителями на более взаимный или совместный подход. Эти два типа действий («восприятие за пределы границ» и «действие за пределы границ») также часто сочетались с другими формами взаимодействия, такими как просьбы о разъяснении или внесение предложений.
Таким образом, ключевым и существенным фактором перехода от непродуктивных исследований и возни к продуктивным исследованиям было спонтанное совместное взаимодействие между посетителями, которые часто были незнакомы друг с другом.
Творческий поиск паттернов
Чтобы увидеть и задокументировать этот паттерн у разных посетителей, потребовалось творческое сочетание двух внешне ориентированных форм обнаружения паттернов. Во-первых, создание и развитие «скрытой марковской модели» позволило исследователям выборочно определить и пометить для дальнейшего изучения те немногие многообещающие примеры — из миллионов событий, происходивших с тысячами посетителей, — в которых посетители музея переходили из устойчивого непродуктивного состояния в продуктивное.
Во-вторых, исследователям нужно было создать и применить систематическую систему кодирования типов взаимодействий, в которые могут вступать посетители. Кроме того, сами посетители также сообщают нам кое-что важное о различных типах воображения.
Чтобы творчески осмыслить наш мир, нам явно нужно все, что может дать нам внутренне порожденное выразительное воображение. Но в равной степени нам необходимо инструментальное или ориентированное на шаблоны воображение в сочетании с совместным взаимодействием и обратной связью, чтобы дать нам возможность лучше наметить и понять как наш мир, так и друг друга. Нам нужно творческое воображение внутри и вне нашей головы.
Секрет творчества – согласно науке
Если вас загипнотизировали картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» или теории Альберта Эйнштейна о пространстве-времени, вы, вероятно, согласитесь, что обе работы являются продуктом умопомрачительного творчества. Воображение — это то, что продвигает нас как вид — оно расширяет наши миры и приносит нам новые идеи, изобретения и открытия.
Но почему мы так сильно различаемся по способности воображать? И можете ли вы тренировать себя, чтобы стать более изобретательным? Наука дала несколько ответов, основанных на трех разных, но взаимосвязанных типах воображения.
Творческое воображение
«Творческое воображение» — это то, что мы обычно называем творчеством с большой буквы «С» — сочинение оперы или открытие чего-то новаторского. Это отличается от повседневного творчества, такого как творческие решения бытовых проблем или изготовление поделок.
Творческое вдохновение, как известно, неуловимо. Таким образом, способность тренировать творчество или вызывать состояние творчества уже давно является целью многих художников и ученых.
Но возможно ли это? Мы знаем, что некоторые люди обладают более творческой личностью, чем другие. Тем не менее, исследования показали, что творческое воображение также может быть усилено окружающей средой или просто тяжелой работой. Например, экспериментальные исследования показали, что, когда дети знакомятся с творческим контентом или наблюдают, как другие проявляют творческий подход, они сами становятся более творческими.
У творческого воображения есть две фазы. «Дивергентное мышление» — это способность думать о самых разных идеях, так или иначе связанных с основной проблемой или темой. Он, как правило, поддерживается интуитивным мышлением, быстрым и автоматическим. Затем вам понадобится «конвергентное мышление», чтобы помочь вам оценить идеи на предмет их полезности в рамках основной проблемы или темы. Этот процесс поддерживается аналитическим мышлением — медленным и преднамеренным — позволяющим нам выбрать правильную идею.
Итак, если вы хотите написать этот шедевр, проведите множество сеансов мозгового штурма с друзьями или пройдите курс творческого мышления или письма, это может помочь вам придумать новые идеи.
Однако это не обязательно поможет вам сделать правильный выбор. Исследования показывают, что для этого первым требованием на самом деле является знакомство и опыт. Чем дольше вы работали и думали в какой-либо области и изучали вопрос — и, что важно, осмелились сделать много ошибок — тем лучше вы интуитивно придумываете идеи и аналитически выбираете правильную.
Эйнштейн считал, что воображение является ключом к его успеху. википедия, CC BY-SAТаким образом, творческий успех заключается не столько в поиске музы. Как сказал микробиолог Луи Пастер: «Удача сопутствует подготовленному уму». Это также относится и к искусству. Пабло Пикассо советует: «Изучите правила как профессионал, чтобы вы могли нарушать их, как художник».
Фантастическое воображение
Для многих людей способность полностью погрузиться в идею является ключом к завершению успешного творческого проекта. Для этого вам нужно то, что ученые называют «фантастическим воображением», вероятно, лучше всего предсказуемое вашей склонностью к фантазированию и погружением в воображение. Они описывают вашу склонность к очень ярким и реалистичным фантазиям и степень погружения в воображаемые миры.
Однако, учитывая, что фантастическое воображение может усилить мечтательность и отвлечь от повседневных обязанностей, на первый взгляд это может показаться нежелательной способностью. Есть даже темная сторона — фантастическое воображение имеет тенденцию усиливаться в ответ на травмирующие события, становясь бегством от реальности.
Но есть и преимущества. Вовлечение детей в фантазии связано с усилением творческого воображения, повествовательных способностей и взглядов. Взрослым это может помочь улучшить консолидацию памяти, творческое решение проблем и планирование.
Есть преимущества в мечтах. imtmphoto/ShutterstockЭту способность также можно усилить. Исследования показывают, что дети, которых родители поощряли участвовать в притворных и ролевых играх, имеют более высокий уровень склонности к фантазиям в более позднем возрасте. А начать никогда не поздно – актеры-любители, как известно, тоже обладают более развитым фантастическим воображением.
Эпизодическое воображение
«Эпизодическое воображение» похоже на фантастическое воображение, но при визуализации событий мысленным взором преимущественно использует реальные (эпизодические) детали памяти, а не воображаемые (семантические) детали.