Творчество креативное – vs

Содержание

"Креативность" НЕ равно "Творчество". Вы не знали?

Да какая разница?! — может воскликнуть «человек обычный» 🙂 . О, если б только в понятии! Иногда эта разница (а точнее, ее незнание) бьёт по кошельку и заканчивается разочарованием. Как? Читайте дальше.

В Ч.2 «Что спасает во время трансформации личности?» мы вышли на понятие «ТВОРЧЕСТВО». Способность к творчеству обеспечивает человеку:

  • успешное самовыражение,
  • всесторонняя самореализация
  • эффективная адаптации в современном мире.

Его ошибочно ставят в ряд с модным словом «креативность», особенно, когда рекламируют тренинги личностного развития. (Или в случае приема на работу). Давайте разберемся: Вы творческий человек или креативный?

По определению С.Л. Рубинштейна:

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание НОВЫХ материальных и духовных ЦЕННОСТЕЙ.

При этом внутренним ресурсом, потенциалом, без которого процесс творчества невозможен, является креативность.

Как думаете, фото ниже — это творческий акт или креативная идея?

Подходы к определению КРЕАТИВНОСТИ — разные:

  • (По Роджерсу) Это способность отказаться от стереотипных способов мышления или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения.
  • (Из психоанализа) Это способность принимать материал из подсознания в сознание.
  • (Современный словарь по психологии) Это творческий потенциал, который проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных процессах, в коммуникации с другими, а также в различных формах деятельности, инициативности, активности, связанных с созданием тех или иных предметов.

А что на этом фото: креатив или творчество?

По определению К. Роджерса:

ТВОРЧЕСТВО — это СОЗДАНИЕ с помощью действия НОВОГО ПРОДУКТА, с одной стороны, вырастающего из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Можно ли, по-вашему, (исходя из этого определения) назвать творчеством серию фото-инсталяций «Найди женскую фигуру»?

В общем, КРЕАТИВНОСТЬ понимают как способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить оригинальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда.

К примеру, пришло бы вам в голову «обвязать деревья» (или другие конструкции)?

А польская художница по текстилю Агата Олек вдохновилась и останавливаться не собирается. Вот уже и локомотив обвязала 🙂 Большой проект — 7 лет! По вашему, это творчество или креатив?

Как проявляется креативность?
В особенностях мышления:

  • быстрота,
  • гибкость,
  • точность,
  • оригинальность,
  • богатое воображение,
  • чувство юмора,
  • приверженность высоким эстетическим ценностям,
  • умение детализировать образ проблемы.

И тогда на уровне «hand-made» возникает нечто подобное 🙂 …

А на уровне производственно-монументальном люди способны задумать вот это (библиотека в Канзас-сити, США):

Креативный человек способен:

  • быть участником процесса перемен,
  • отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий,
  • ясно воспринимать актуальное положение дел,
  • создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Кроме особенностей мышления важной чертой «человека креативного» являются самообладание и уверенность в себе. А потому любые преграды он воспринимает примерно так 🙂 :

Подведем итоги:

Креативность — это составляющая творческого процесса, который в итоге оформляется в некий продукт (информационный, материальный, социальный).

Те, кто задумывался над своими ресурсами, креативными способностями и личностным ростом, стремятся совершенствовать  свою результативность.

От чего зависит ТВОРЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ?
Она определяется:

  • качеством  мыслительных операций,
  • личностными характеристиками,
  • способностью объединить ресурсы правого и левого
    полушария

Дж. Гилфорд считал:

Для ИСТИННОГО творчества необходима интеграция КОНВЕРГЕНТНОГО (логического, последовательного, линейного) и ДИВЕРГЕНТНОГО (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.

Какие условия нужны для активного творческого самовыражения?
Как преодолеть внутренние барьеры, которые мешают проявить креативность?
Как научиться управлять творческим процессом?
ПрактикаЗДЕСЬ.

А теорию читайте в следующем посте этой серии «Ч.4 «Творческая дружба ПРАВОГО и ЛЕВОГО»

Похожее

kachanova.com

Креатив и творчество — в чем разница?

💥 Если вы думали, что креатив — это сложное, кричащее, сумасбродное творчество, малопонятное обывателю и выбивающееся из всех правил и рекламных схем, то советую прочитать этот пост.

🌝  Начнем с того, что слово «креатив» — это не существительное, а прилагательное.
«Creative», в переводе с латинского — творческий. Однако понятия «творчество» и «креативность» не воспринимаются как синонимы, не правда ли? Объясню почему ⤵️

👩🏻‍🎨 Творчество — это вдохновение, настроение, эмоция, порыв 🌪 Поэты, писатели, художники, фотографы (и др.) творят тогда, когда к ним приходит вдохновение. О том, как продать результат их творчества, они думают редко или не думают об этом совсем.

🙇🏻‍♀️ Креатив — это следствие творчества, процесс и результат 💰
Глaвнoй сoстaвляющей креaтивa является прaгмaтический элемент 💸, тo есть изнaчaльнoе знaние о том, зaчем и для чегo нужнo чтo-тo сoздaвaть, для кoгo нужнo чтo-тo сoздaвaть, кaк нужнo чтo-тo сoздaвaть и, сoбственнo, чтo именнo нужнo сoздaвaть.

❓ Так чем же творчество отличается от креатива?

◼️ Творцы творят без оглядки. Творят, когда хотят, когда посещает муза, когда нужно заглушить боль или добавить красок.

🤖 Стоит ли говорить, что креативщик априори является творческим человеком? Ко всему прочему, хороший креатор еще и обладает знаниями маркетолога, психолога, «продажника» и не только ♨️.

⁉️ Так кто же такие креативщики?

Мы — люди, которые точно знают в какую раму поместить Вашу картину, в каком музее лучше ее выставить, в какое время будет больше посетителей и мы точно знаем, как этих посетителей превратить в покупателей, так как мы не зря собрали их вместе именно в этом музее.

Ниже примеры удачного креатива:


Тут поделиться:

А тут с нами подружиться:


Больше постов по тегам  ⏬  ⏬  ⏬

lemoon.ru

Творческие способности — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2018; проверки требуют 4 правки.

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Креативность с точки зрения психологии[править | править код]

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

ru.wikipedia.org

Креативные профессии будущего | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»


Лиана Хазиахметова

Каждое десятилетие одни профессии умирают, на смену им рождаются другие. Исследователи сходятся во мнении, что в ближайшие года будет взрыв новых специальностей, многие из которых связаны с современными технологиями. Сделали подборку книг, которые станут отличным стартом для освоения профессий будущего. В конце статьи — подарок для креативных 😉

Архитектор виртуальности

В будущем, чтобы посетить Лувр, не обязательно ехать в Париж; чтобы отдохнуть на море, не надо никуда лететь. Архитектор виртуальности сделает мир такой, о котором можно только мечтать. Эта профессия находится на стыке множества сфер — программирования, дизайна, нейропсихологии, искусственного интеллекта и так далее.

«Психология города»

Доктор Пол Кидуэлл рассказывает о скрытых психологических аспектах проживания в городской среде и их влиянии на способность радоваться жизни.

«Искусственный интеллект»

Что произойдет, когда машины превзойдут людей в интеллекте? Будут ли они помогать нам или уничтожат человеческую расу? Ник Бостром в своей книге ставит эти вопросы и рассказывает о будущем человечества и разумной жизни.

«Нейрокомикс»

Доктора наук Маттео Фаринелла и Хана Рос, при помощи иллюстраций и необычного сюжета объясняют все, что происходит у нас в голове.

Дизайнер виртуальных миров

Архитектор будет строить виртуальный мир, а дизайнер придавать ему стиль и настроение. Все, как в реальном мире!

«Преломление»

Бо Лотто, нейробиолог с мировым именем, рассказывает о том, что мы не видим реальность такой, какая она есть на самом деле. Он покажет вам, как особенности восприятия могут привести к развитию творческого потенциала, по-другому взглянуть на работу, любовь, отношения с близкими.

«В поиске идей»

Как выглядят идеи? Откуда они берутся? Как ухватить мысль за хвост и заставить себя творить?.. А также — как правильно биться о стену, как выжить фрилансеру, что делать, если одна дверь закрылась, а другая не открывается, и десятки других тем с юмором, самоиронией и легкостью раскрывает Грант Снайдер в своих коротких комиксах.

«Дизайн привычных вещей»

Это пособие для новичка о хорошем дизайне. Книга должна приносить удовольствие и быть информативной для всех: обычных людей, технических специалистов, дизайнеров и недизайнеров. Первая ее цель — научить читателей замечать абсурдное, видеть плохой дизайн, который порождает столько проблем современной жизни, особенно современных технологий.

Арт-оценщик

Развитие технологий выводит мир на новый уровень креативности. Арт-оценщик поможет понять, что относится к искусству, а что нет, кто из художников талантлив и за какую цену продавать свои произведения.

«Главное в истории искусств»

Введение в удивительный мир искусства. Автор исследует 50 ключевых работ — от наскальной живописи до современных инсталляций, а затем связывает их с разделами художественных направлений, жанров и техник. Все просто и понятно.

«Говорит и показывает искусство»

Эта книга расскажет о том, что делает искусство искусством в восприятии зрителя, художника, специалиста, истории. Она открывает завесу того, что составляет произведение искусства, — видение творца, материалы, мысли, верность темам и последовательность развития в разные эпохи.

«Путеводитель по лжи»

Доступное и богатое на примеры руководство по критическому мышлению, актуальное как никогда раньше. Это книга о том, как распознавать проблемы с помощью тех фактов, которые вам встречаются, проблемы, которые могут привести вас к неправильным выводам.

Дизайнер эмоций

Это человек, который буквально создает эмоции. Писатели, рекламщики, режиссеры действуют по наитию, когда придумывают свои продукты. А дизайнер эмоций — профессионал, он точно знает, какой цвет приносит радость, какая геометрическая форма наводит на грусть, какие слова вызывают слезы умиления.

«Как рождаются эмоции»

Лиза Барретт проливает свет на потрясающую науку о наших эмоциях и показывает, почему она важна для таких разных областей жизни как здоровье, воспитание детей или романтические отношения.

«Психология»

Вы хотите знать о психологии больше, но многотомные труды ученых отпугивают своей масштабностью? Теперь не придется тратить годы жизни на изучение такой увлекательной науки, как психология. Все, что вы хотели знать о психологии, — просто, наглядно и интересно.

«Гибкий ум»

Эта книга призвана развенчать мифы о человеческом мозге, показать, сколько еще неизведанного перед нами, и научить быть более творческими. Из нее вы узнаете об одной из самых ценных способностей нашего мозга — воображать несуществующее и генерировать новые идеи.

«Что такое лагом»

Узнайте секреты шведской философии лагом, что означает «вполне достаточно», «ровно в меру», «столько, сколько нужно». В основе лагом лежит идея о том, что для достижения гармонии с окружающим миром не нужно радикально менять жизнь и в чем-то себя ущемлять.

Игропрактик

Возможно, вы уже знакомы с играми, где грань между реальным и виртуальным миром размыта. В дальнейшем это направление будет развиваться, а игропрактик станет вашим проводником.

Superbetter

Superbetter — игра, которая помогла десяткам тысяч людей справиться с тревогой, депрессией и проблемами. Эта книга поможет вам понять те силы (способности), которыми вы уже обладаете. Она покажет вам, что использовать эти силы так же просто, как и играть в Superbetter. Однако эта книга не об играх — по крайней мере, не совсем о них. Она о том, как научиться проявлять игровое мышление в условиях чрезвычайного стресса и личных проблем.

«Реальность под вопросом»

Гейм-дизайнер Джейн Макгонигал, которой игры помогли справиться с серьезной травмой, рассказывает, как они могут сделать мир в целом и каждого из нас лучше.

Личный тьютор по эстетическому развитию

В искусстве много направлений, течений, стилей. Искусство — это живопись, архитектура, культура… Разобраться во всем все сложнее, а у современного человека очень мало времени на получение знаний, не относящихся напрямую к профессии. На помощь придет личный тьютор по эстетическому развитию, он поможет во всем разобраться и получать от искусства удовольствие.

«Как искусство может сделать вас счастливее»

Это простое и практичное руководство поможет сделать отношения с искусством вдохновляющими. С подсказками о том, как посещать музеи, как говорить об искусстве на коктейльных вечеринках, и как позволить искусству вдохнуть в самого себя жизнь.

«Хронология искусства»

Хронология искусства наглядно демонстрирует развитие мирового искусства на примере самых важных произведений в истории. Рассматривает их в контексте политики, экономики, литературы, науки и событий с начала времен до наших дней.

«Играем в искусство»

Реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство, абстракционизм — вы узнаете, в чем были особенности этих течений, какие художники их представляли и что они хотели сказать своим творчеством.

Тренер творческих состояний

Каждый творческий человек испытывает кризис. А еще мечтает оказаться в состоянии потока, творить в порыве вдохновения, фонтанировать идеями, оседлать креативную волну. Сделать это самому непросто, поэтому и нужен тренер, который поможет перемещаться из одного состояния в другое.

«Я хочу больше идей»

Мы все часто так сильно заняты или загружены, что редко имеем возможность, поразмышлять о том, как мы думаем. Техники, описанные в этой книге, помогут исполнителям думать, а мыслителям — делать.

«Книга Ленивого гуру»

Свежее и вдохновляющее иллюстрированное руководство для осознанного саморазвития без суеты и стресса. Эта яркая книга поможет вам вернуть состояние потока — без многих лет медитации. С помощью иллюстраций, упражнений и активностей Лорес Шортер поможет вам восстановить собственную креативность, вдохновение и расслабленность.

«Привычка к творчеству»

Вдохновляющая и практичная книга научит, как наполнить творчеством каждый день. Под обложкой — 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе ее впечатляющего 35-летнего опыта. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

«Творческие права»

В этой книге, набранной рукописным шрифтом и богато оформленной цветными акварельными иллюстрациями, на примере рисования Грегори предлагает читателям программу воссоединения с их собственным творческим началом.

Science-художник

Наука + искусство — взрывная смесь, правда? Science-художниками часто становятся творческие ученые. В своих работах они используют достижения науки и создают нечто принципиально новое и крутое.

«Сдвиг»

Джой Ито, директор лаборатории MIT Media Lab, и профессор Джефф Хоуи, редактор журнала Wired, рассказывают о девяти ключевых принципах, которые нужны, чтобы не потеряться в стремительно наступающем будущем.

«Неизбежно»

Один из ведущих мыслителей современности рассказывает о главных технологических трендах, которые будут определять мир в ближайшие 30 лет и изменят нашу жизнь.

Креативность — суперсила нашего времени. Для тех, кто осмеливается быть неординарным и ярким, бросает вызов скептикам и исследует свои безграничные возможности, мы сделали White paper по креативности. В сборник вошли 8 глав из 8 книг. Скачивайте бесплатно →

Обложка поста: pexels.com

blog.mann-ivanov-ferber.ru

соотношение понятий – тема научной статьи по культуре и культурологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

о о

Шишкина Л. И.

Креативность и творчество: соотношение понятий

Шишкина Лидия Ивановна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры филологии и журналистики Кандидат филологических наук, доцент [email protected]

РЕФЕРАТ

В статье соотносятся два важнейших современных понятия: креативность и творчество. Содержание данных феноменов рассматривается в историко-культурном контексте. Доказывается, что понятие «креативность» становится знаковым для эпохи цивилизации с характерным для нее культом технического прогресса, прагматизмом, эпохи демократизма и «торжества масс».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

креативность, творчество, постмодернизм, знаково-коммуникативная система, цивилизация, креативный класс

Shishkina L. I.

Creativity and Creation: Value Concepts Shishkina Lidia Ivanovna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Professor of the Chair of Philology and Journalism

PhD in Philology, associate Professor

[email protected]

ABSTRACT

In this article relate to two major modern concepts: creativity and creation. The meaning of these phenomena is considered in relation to the historical and cultural context. It is proved that the concept of creativity is becoming a landmark of the era of civilization, with its characteristics cult of technological progress, pragmatism, the era of democracy and the rule of the masses.

KEYWORDS

creativity, creation, postmodernism, semiotic-communicative system, civilization, creative class

Креативность — термин, который сегодня у всех на устах. Можно сказать, что он стал новым «заветным словом эпохи», каковым в ХVШ и XIX вв. был «прогресс», а в XX в. — «творчество». Это понятие получило широкое распространение в различных областях современной культуры: в бизнесе, политике, науке, современном искусстве. Современные словари трактуют «креативность» как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей; способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем, отклоняющимся от традиционных или принятых схем мышления и входящим в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Американский психолог Э. П. Торренс, «отец современной теории творчества» и создатель Теста оценки творческого мышления Торренса (ТТМТ), полагал, что креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, действия по определению этих проблем и поиску их решений; оригинальность и способность генерировать многочисленные идеи, относящиеся к деятельностной сфере [13]. Создатель «гуманистической психологии» А. Маслоу полагал, что креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая боль-

шинством под воздействием сложившейся системы воспитания и сохраняемая < лишь избранной группой носителей высших достижений [5]. ^

п

В данной трактовке «креативность», по сути, становится синонимом слова «твор- ^ чество», заменив традиционное и привычное понятие. Некоторые исследователи ^ связывают это с востребованностью в постперестроечной России западного об- ^ раза жизни и, как следствие, с распространением иноязычной лексики, как это ^ было, к примеру, в эпоху петровских реформ [2, с. 88]. Такое суждение, однако, о представляется чрезмерно упрощенным и односторонним. Терминологическую о путаницу можно объяснить и тем, что понятие «креативность» ново и непривычно для русского сознания, и тем, что понятие «творчество» стало общим местом, его истинное содержание в настоящее время размыто. В результате созданных вокруг него многочисленных мифов слово утратило первоначальный смысл, стало ощущаться только престижем и похвалой, и современная эпоха, стремящаяся к методологической определенности, попыталась найти более точный термин.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что против смешения понятий выступают отечественные и зарубежные ученые. Их контенты различны, и это интуитивно ощущается даже на уровне бытового сознания. Представляется, что корни различия связаны с глубинными закономерностями движения культуры и особенностями современной социокультурной ситуации.

Язык как знаково-коммуникативная система всегда четко реагирует на основные тенденции культурного развития. Сегодняшняя социокультурная ситуация — это та эпоха цивилизации, какой она нашла отражение в трудах русских мыслителей рубежа Х1Х-ХХ вв.: Н. Данилевского, В. Соловьева, Н. Бердяева, И. Ильина, в публицистике А. Блока и А. Белого и исследованиях западноевропейских философов: М. Хайдегге-ра, Й. Хейзинги, О. Шпенглера и др. Все они формулировали оппозицию культуры — как явления духа — и цивилизации как внешнего выражения материально-технического прогресса, когда духовные ценности жизни признаются иллюзорными и выдвигается приоритет материальных ценностей, стимулирующих людей к деятельности, направленной на достижение прагматических результатов, формирующих культ комфорта и материальных благ; когда эпоха генерации идей сменяется торжеством технологий; происходит подмена целей жизни средствами и орудиями жизни; творчество и развитие, характеризующие культуру, сменяются переоценкой культурных ценностей, порождающих эклектизм в искусстве и релятивизм в философии.

«Сумма технологии» — так когда-то (в 1968 г.) назвал свою книгу о будущем человечества писатель-фантаст С. Лем. Сегодня его футурологические проекты стали реальностью. Понятие «технологии» приобрело широкий смысл, который уже зафиксирован в самых современных словарях [6, с. 174]. Технологии связаны не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации, открывающими необыкновенные возможности: с новыми формами организации производства, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства. Креативность тесно связана с эпохой «торжества технологий». Неслучайно этот термин, как правило, используется в профессиональной сфере, в отраслях коммерческой деятельности и маркетинговых коммуникаций, особенно там, где развита конкуренция: в бизнесе, РЯ-деятельности, рекламе, СМИ, дизайн-студиях. Показательно, что при обсуждении данной проблемы интернет-пользователями говорится не о творческом труде художника, писателя, но о вполне определенных сферах деятельности — дизайне, разного рода нженерных проектах, технических изобретенииях, (новинках типа айфона и т. п.) — т. е. о прикладных идеях, связанных с технологиями. Если же и упоминается о художественном творчестве, то креативность так же рассматривается в плане возможности применения различных технологий на примере новых индустрий — от компьютерной графики и компьютерной анимации до цифровой музыки.

5 Другое дело, что сегодня цивилизационные процессы приобретают новые черты. н Об этом заявил американский экономист и социолог Ричард Флорида, сформули-^ ровавший теорию креативного класса. По его мнению, креативный класс на рубе-V же ХХ-ХХ1 вв. исполняет роль авангарда общества, которая в марксистской теории ^ XIX в. была отведена пролетариату. Принципиальная разница заключается в том, ^ что функция пролетариата у Маркса деструктивна, он выступал разрушителем — о «могильщиком» буржуазного общества, тогда как стремительно растущий во всех о странах креативный класс становится, по Флориде, созидателем и преобразователем. Он «меняет будущее», оказывая все более значимое влияние на политику и стиль жизни, на устремления даже тех слоев населения, которые не стремятся «креатизировать» свою жизнь.

Его формирование меняет самый облик культуры. На смену технократической культуре рубежа Х1Х-ХХ вв., которую Флорида называет «организационной», определяемой теориями научной организации и оптимизации труда Ф. Тейлора и практической стандартизации массового производства в результате применения ленточного конвейера Г. Форда, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. приходит «креативная эпоха». «Принято считать, — пишет ученый, — что мы сейчас живем в „информационной" экономике или „экономике знаний". Однако более существенная истина заключается в том, что современная экономика приводится в действие человеческой креативностью» [9, с. 80]. Если организационная эпоха с ее предельным разделением труда создала возможности беспрецедентной регламентации и контроля, унификации личности, выдвинув лозунг: «Не думай, а работай!», то «креативная эпоха» отмечена появлением человека, способного создавать новые значимые формы. Ядро креативного класса, по Флориде, составляют люди, занятые в научной и технической сферах, в индустрии моды и развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых технологий и нового креативного содержания. Базой креативного класса является экономика [Там же, с. 84].

Понятие «творческая личность» появляется в антропоцентрической культуре Возрождения, когда впервые человек, уподобленный Богу, счел себя вправе самому создавать собственный мир. До этого Творцом считался только Бог, а художник был рукой Бога, сосудом, в который вкладывался божественный дар. Этот культурный смысл слово «творчество» хранит и по сей день. Творить — значит уподобляться в своих делах Творцу, Богу (для более приземленных дел был глагол «создавать»). «Творить — давать бытие, сотворять, созидать» [3, с. 394], — так определял этот процесс В. Даль, а содержание творчества — как «творенье, со-творенье, созиданье» [Там же, с. 395]. Н. Бердяев сказал: «творчество — переход из небытия в бытие через акт свободы» [1, с. 9].

Таким образом, творчество всегда сопряжено с индивидуальным, личностным началом. Оно предполагает способность человека создавать то, что не имеет аналогов в материальном мире, существует в пространстве и времени, определяя духовное развитие нации и становление отдельной личности. Кроме того, современная исследовательница М. Кузнецова справедливо указывает на обязательный социокультурный смысл творчества. «Любые изменения культуры возникают только благодаря творческой активности личности, но транслируются — благодаря общественной форме представления, — формулирует она эту мысль. — Критерии творчества, объективированного в культуре, это: и принципиальная новизна (он-тогносеологический аспект), и социальная значимость, оцениваемая как благо для человечества (аксиологический аспект), и совершенство исполнения (прак-сеологический, эстетический аспекты). Творчество действительно можно характеризовать как способ актуализации духовно-ценностных отношений человека с миром... Человеческое творчество — не просто предметная деятельность, это, прежде всего — преобразование человекомирных отношений» [4].

Таким образом, творчество — всегда принадлежность культуры с ее обязатель- < ной элитарностью (изначально ориентировано на уникальность восприятия инди- ^ видуальности) и ценностной иерархичностью (творчество требует этической опре- ^ деленности). ^

Креативность — характерное порождение цивилизации — эпохи демократизма ^ и «торжества масс». Неслучайно «теоретики креативности» подчеркивают способ- s ность к новому типу мышления массовидного человека. Для Ричарда Флориды о «креативность не является целиком принадлежностью нескольких избранных гени- о ев, наделенных сверхчеловеческими талантами, которым их борьба с шаблоном сходит с рук. Эта способность в различной степени свойственна практически всем людям» [9, с. 84]. Маргарет Боуден в книге «Креативное мышление» отмечает, что «для креативности значение имеют ординарные человеческие способности» [10].

Массовое сознание подразумевает сходное понимание артефактов креативности. Неслучайно креативность в современном искусстве связывается, как правило, со способностью писателя находить оригинальные сюжеты, придумывать композиционные ходы, когда от чтения трудно оторваться, — стремлением развлекать, отвлекать читателя, не загружая его напряженной духовной работой — т. е. выполнять функции массовой культуры, когда искусство теряет свою трансцендентную роль и становится предметом потребления массовидного человека.

Здесь возникает и другая проблема. Человек ординарных способностей, лишенный в настоящее время сомнений в собственной значимости и компетентности, претендующий на роль творца, обнаруживает готовность в любой момент нарушить общепринятые правила ради того, чтобы доказать собственную состоятельность через агрессивный стиль поведения, эпатаж, утверждение свободы самопроявления. Это становится характерной тенденцией современной культуры, основополагающим принципом которой являются «самовыражение и трансформация собственного «Я» с целью самореализации» (Р. Флорида). Уже «классикой» стали «реди-мейды» Марселя Дюшана типа его знаменитого «Фаянсового писсуара» (1917)1, по поводу которого автор утверждал, что в отрыве от привычного значения и применения, помещенный в новый контекст выставочного зала предмет становится художественным произведением, артефактом, приобретающим культурно-историческую ценность. Или не менее знаменитые «Банки с супом Кэмпбелл» гуру поп-арта Энди Уорхолла, или заформалиненная в аквариуме акула, провозглашенная Адрианом Херстом образцом концептуализма и проданная Музею современного искусства в Нью-Йорке за 14 млн долл...

Креативны ли все эти создания? Безусловно, да. Несут ли они в себе творческое начало? Большой вопрос. Ибо творчество всегда предполагает новый шаг в познании мира и человека, несет в себе заряд их преображения в результате работы души творца, требующей столь же напряженной духовной работы читателя и зрителя. При-

1 Реди-мэйд (от англ. ready — готовый и made «сделанный») — техника в разных видах искусства (главным образом — в изобразительном искусстве и в литературе), при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и (в отличие от плагиата и не с художественными целями.

Термин впервые введен в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-мейды утверждали новый взгляд на вещь и вещность. Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включенный в контекст пространства искусства, т. е. ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни обиходно-утилитарной сфере бытия [Электронный ресурс] // Энциклопедия культурологии. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_culture/1101/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B8

< вычно думать, что творец «сеет разумное, доброе, вечное». Креативные же создания н есть плод рационального ума их авторов, точно рассчитанные, в первую очередь, на ^ эпатаж, самопрезентацию, на спрос и материальный успех. В статье «Креатив — ис-V кусство прагматика» Р. Нельсон, настаивая на принципиальном несовпадении по-^ нятий «творчество» и «креативность», справедливо утверждает, что «творческий ^ процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым о следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляюсь щей является прагматический элемент» [7] — изначальное понимание, зачем, для кого и как нужно создавать — вопросы, которыми творческая личность не задается. Подобный подход становится все более востребованным в современном искусстве, главная задача которого — поставить зрителя в тупик и заставить поломать голову над тем, какой смысл автор вложил в свою презентацию.

Целый ряд исследователей справедливо отмечают, что технологии современного шоу-бизнеса охватили сегодня практически все сферы нашей культуры, включая литературу. В современной ситуации постмодернистской культуры с ее свободой «шарить в мировых запасах» и поглощать все возможные стили, готовые идеи и тексты, с ее игровым началом, когда автор играет не только с использованием различных повествовательных стратегий, стилей, жанровых форм, но должен постоянно расширять круг своих читателей, осваивая новые способы включения в современную информационную среду, особую роль приобретает создание писательского статуса, сознательный выбор им имиджевых практик, широко употребляемым стал термин «проект», успешно заменивший используемые ранее «произведение искусства» или творец. «Автор умер, да здравствует проект!» — восклицает современный критик и литературовед И. Шайтанов [11, с. 54]. «Проект — это сконструированная акция, в которой проектировщик выступает не «инженером человеческих душ», а риэлтером культурного пространства. Производится поиск пустующих культурных площадей, и их последующее освоение: исторический детектив; современные комплексы подросткового сознания в условиях повсеместной молодежной моды; компьютерная игра как литературный сюжет; карнавализация социалистического гуманизма» [Там же], — пишет Шайтанов.

В романе одного из самых популярных современных писателей В. Пелевина <Ф>, рассказывающем о том, как одно издательство решило осуществить новый масштабный проект — роман о примирении Льва Толстого с церковью, который должна была написать группа писателей-«криэйторов» — литературных «негров», герой рассуждает: «Это в ваше время писатель впитывал в себя, фигурально выражаясь, слезы мира, а затем создавал текст, остро задевающий человеческую душу. . Но сейчас, через столетие, таблица соответствий стала другой. От писателя требуется преобразовать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль. Литературное творчество превратилось в искусство составления буквенных комбинаций, продающихся наилучшим образом» [8].

В числе таких писателей-проектировщиков называют имена Д. Пригова, В. Пелевина, В. Сорокина. Но лидером подобных экспериментов, безусловно, является Б. Акунин, который в 90-х гг. занял свободную нишу исторического детектива, точно рассчитанного на стереотипы массового сознания, а в 10-е гг. второго тысячелетия предпринял попытку создания нового жанра «романа — компьютерной игры» — это унибук «Квест», который можно не только читать, но и смотреть, слушать, играть с ним. «В условиях «постгутенберговской эпохи» писатель стремится привлечь к книге поколение с «клиповым сознанием», для которого компьютерный язык понятнее и ближе языка художественной литературы» [10, с. 191], — констатирует исследовательница современной постмодернистской прозы Мария Черняк.

Таким образом, оппозицию контентов «творчество» и «креативность» можно, в общих чертах, представить следующим образом:

• творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно < новые материальные и духовные ценности; ^

• креативность — это свойства индивида, его способности к продуцированию ^ принципиально новых идей. ^ Творчество подразумевает внутреннюю деятельность души и сознания, резуль- ^

татом которой становится создание того, что способно стать значимым явлением s в науке и культуре общества на всех последующих этапах его развития. о

Креативность направлена на демонстрацию человеком своих намерений, на не- о обходимость инициировать и развивать идеи.

Творчество не есть креативность, оно первично и фундаментально. Но в условиях информационной эпохи они взаимосвязаны. Можно согласиться с выводом Р. Нельсона: «Креативность вне творчества невозможна. Кративность — это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стал возможным синтез творчества и креативности» [7].

Литература

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М., 1916.

2. Глазунова О. И. О творчестве и креативности // Нева. 2014. № 2. С. 188-194.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. СПб. ; М., 1882. Репринтное издание. М., 1991.

4. Кузнецова М. А. Творчество как социокультурный феномен // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П. Г. Демидова. Сер. Гуманит. науки. 2011. № 1(15). Электронная версия: www. culturalnet.ru/main/getfile/2510

5. Маслоу А.-Х. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011.

6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология : словарь системы основных понятий. М., 2013.

7. Нельсон Р. Креатив — искусство прагматика, или... Как сотворить продающуюся рекламную идею [Электронный ресурс]. URL: http://www.kstyati.ru/cre_articles/cre_nilson.html

8. Пелевин В. t. М., 2009. Электронная версия: http://pelevin.nov.ru/texts/pe-t.html

9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007. Электронная версия: http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Florida_Kreativnyi_klass.pdf

10. Черняк М. Игра на новом поле, или Еще раз о диагнозе российской прозы XXI века // Знамя, 2010. № 11. С. 189-196.

11. Шайтанов И. О. Современный эрос, или Обретение голоса // Арион, 2005. № 4. С. 54.

12. Boden M. The creative Mind: Myths and Mechanisms. 2004. Электронная версия: http://www. docstoc.com/docs/70706645/The-creative-Mind-Myths-and-Мechanisms

13. Torranc E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994; Torranc, E.P. A philosophy of creativity. Norwood, N. J. : Ablex. 1995.

References

1. Berdyaev N. A. Sense of creativity (experience of a justification of the person) [Smysl tvorchest-va (opyt opravdaniya cheloveka)]. M., 1916.

2. Glazunova O. I. About creativity [O tvorchestve i kreativnosti] // Neva. 2014. N 2. P. 188-194.

3. Dal V. I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian language [Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka]. V. 4. SPb. M., 1882. Reprint ed. M., 1991.

4. Kuznetsova M. A. Creativity as sociocultural phenomenon [Tvorchestvo kak sotsiokul'turnyi fenomen]. Messenger of P. G. Demidov Yaroslavl State University. Series; Humanitarian sciences [Vestnik Yaroslavskogo gos. un-ta im. P.G. Demidova. Seriya gumanit. nauki]. 2011. № 1(15). Internet version: www.culturalnet.ru/main/getfile/2510

5. Maslow A.-H. New boundaries of a human nature [Novye rubezhi chelovecheskoi prirody]. M., 2011.

6. Novikov A.M., Novikov of D. A. Methodology. Dictionary of system of the basic concepts [Metodologiya. Slovar' sistemy osnovnykh ponyatii]. M., 2013.

< 7. Nelson R. Craetive — art of the pragmatist, or ... How to create on the sale advertising idea" > [Kreativ — iskusstvo pragmatika, ili ... Kak sotvorit' prodayushchuyusya reklamnuyu ideyu»] :

[Electronic resource]. URL: http://www.kstyati.ru/cre_articles/cre_nilson.html 8. Pelevin V. T. M., 2009. Internet version: URL: http://pelevin.nov.ru/texts/pe-t.html x 9. Florida R. Creative class: people who change the future [Kreativnyi klass: lyudi, kotorye me-nyayut budushchee]. M., 2007. Internet version: URL: http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met. ^ prob.psikh./Florida_Kreativnyi_klass.pdf

о 10. Chernyak M. Game on a new field, or Once again about the diagnosis of the Russian prose of the XXI century [Igra na novom pole, ili Eshche raz o diagnoze rossiiskoi prozy XXI veka] // x the Banner [Znamya], 2010. N 11. P. 189-196.

11. Shaitanov I. O. Modern Eros, or Finding of a voice [Sovremennyi eros, ili Obretenie golosa] // Arion, 2005. N 4. P. 54.

12. Boden M. The creative Mind: Myths and Mechanisms. 2004. Интернет-версия: http://www. docstoc.com/docs/70706645/The-creative-Mind-Myths-and-Mechanisms

13. Torranc E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994; Torranc E. P. A philosophy of creativity. Norwood, N. J. : Ablex. 1995.

cyberleninka.ru

5. Соотношение понятий «творчество» и «креативность».

Разнообразие точек зрения на креативность, как и на творчество вообще, отражает широкий круг феноменов, проявляющихся в бытии человека. Исторически креативность рассматривается в рамках общего подхода к изучению психологии творчества. В 60 - 70 годах прошлого века были сформулированы основные черты комплексного подхода, разрабатывалось философское видение творчества.

Т. А. Ребеко, проводя методологический анализ исследований творчества, указывает, что исторически существует два понимания сущности творчества: одно из них отождествляет сущность творчества и творения, другое — описывает сущность творчества с позиций творца. На этом этапе познания вопрос о сущности творчества не ставился, а заменялся практической проблемой отделения продуктивного от репродуктивного. В настоящее время творчество понимается» широко как феномен развития, обновления, потенциал будущей адаптации (А.И. Субетто), специфическая активность человека по преодолению отчуждения - от природы (В. М. Вильчек), как механизм развития (Я. А. Пономарев).

Термин «креативность» ввел в 1950 году Дж. Гилфорд и многие исследователи считают этот год началом ее систематического изучения. В настоящее время существуют некоторые неясности в соотнесении понятий «креативность» и «творчество». Можно выделить три основных подхода к решению этого вопроса:

Во-первых, понятия «креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы. Частично, на такое пересечение терминологии влияет двойственность английского «creativity», переводимого и как «творчество», и как «креативность», в зависимости от контекста и области исследования. В таких случаях исследователи обращаются к психологии творчества, соотнося различные факты, выводы или проблемы с различными аспектами творчества, а не только с креативностью. Так, Г. Пиров считает, что термином «креативность» обозначают одновременно и творческую деятельность, и способность к творчеству.

Второе направление изучает креативность и творчество как отдельные феномены. Делая попытку разделить, «творчество» и «креативность», И. А. Дубина связывает креативность с образованием субъектно-личностной новизны и значимости и рассматривает творчество как феномен, отражающий процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Он считает, что творчество возникает как креативность в процессе человеческой деятельности в социокультурной системе и, оказывая на эту систему преобразующее воздействие, является результатом сложнейшего процесса4 взаимодействия личностного и социального. Таким образом, креативность- рассматривается как построение новых возможностей для субъекта, а творчество — как создание новых возможностей для культуры. Подобные точки зрения высказывают М. Боден (индивидуально-личностная креативность и историческая креативность), Е. Пикард (индивидуально личностная и общественная креативность).

Третье направление связано с тем, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Например, Я. А. Пономарев, предлагая целостную концепцию творчества как психического процесса, выделяет креативность как один из аспектов творческого потенциала личности.

Креативность – способность человека пораждать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.

творчество – способность находить новые решения проблемы, подчеркивая его индивидуальность.

Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а как-бы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Ранняя подготовка к школе с преподавателем может способствовать появлению креативных способностей, но не является обязательным условием.  Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:  - интеллектуально-творческая инициатива;  - жажда познания и преобразования;  - чувствительность к проблемам, ко всему новому;  - склонность к нестандартному решению задач;  - критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;  - самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

studfiles.net

Креативность vs Творчество | Будь креативным!

Когда заходит разговор про развитие креативности, то непременно всегда возникает вопрос: насколько креативность и творчество одно и тоже? Потому как суть вроде бы одинакова, но все же чувствуются различные смыслы.

Слово «креативность» является неологизмом, то есть новым словом. Оно пришло в нашу речь из английского языка, и является дословным аналогом слова creativity.

Если посмотреть перевод слова creativity, у него есть два основных значения
творчество, как процесс
креативность, как свойство личности.

Если пойти дальше и посмотреть толкования этих переводов, то можно увидеть следующее (я приведу тут описания из Википедии, пусть это лишь один из вариантов, но он достаточно близок к истине). Итак,

Творчество — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

То есть одно и тоже английское слово creativity несет несколько разные смысловые оттенки в русском переводе.

Как говорится в известном советском мультфильме: «Подумать только, тоже Пират, а какая разнице в судьбе».

Хотя если посмотреть значение основания слова creativity — to create — оно переводится как созидать, создавать, творить, создавать, порождать. То есть по сути своей creativity — это процесс создания, творения, порождения чего-либо нового.

Когда мы говорим о человеке на английском языке, что он creative, то в этом случае мы понимаем всю совокупность значений: и творческий, и креативный, и созидающий. В русском же языке нам приходится подбирать как лучше назвать этого creative человека — творческим или креативным.

К чему я развела всю это словесно-переводную демагогию. А к тому, что именно по причине разных смыслов и наполнений перевода слова creativity, в головах большинства людей есть разделение людей на творческих и креативных.

То есть творческие люди, это люди, такие как художники, писатели, модельеры, фотографы, которые творчески реализуются через, прошу прощения за тавтологию, различные виды творчества.

В то время как люди креативные — это больше характеристика людей бизнеса: дизайнеров, рекламщиков, маркетологов, бренд-менеджеров.

Потому что творчество — это вроде как духовно и возвышено, а креативность — это все-таки что-то более материальное.

Поэтому если применить слово «творческий» в бизнесе, то это всегда несет оттенок несерьезности, а иногда даже чуть ли не ругательный смысл. «Ой, ну до чего же творчески ты решил задачу с этой фокус-группой». И сразу становится понятно, что премии тебе не видать. В то же время «креативный» означает — ты молодец, хорошо поработал, придумал что-то новое и неожиданное.

И получается, что хоть слова произошли от одного и того же английского creative, оказывается очень сложно выбрать некое универсальное определение.

К тому же сейчас наблюдается смещение смысла слова «креативный» в сторону «оригинальный», «необычный», «нестандартный».

Для себя я определила, что, в любом случае, ключевым является процесс создания нового. Именно на этом я фокусируюсь, когда работаю с темой творчества и креативности.

Неважно в какой сфере вы работает и для чего вы что-либо создаете. Главное, что вы создаете! А умение создавать новое — является ключевым в настоящее время.

Если обратиться к той же Википедии, согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Мне хочется вернуть эту направленность всем, кто по различным причинам ее потерял. Потому что нет разницы как раскрыться внутреннему потенциалу.

Не важно кто ты: художник, писатель или скульптор, рекламщик, копирайтер или бизнесмен, принципы развития вашего умения созидать, творить, креативить одинаков. Просто инструменты для выражения различны.

Художник рисует, писатель пишет, рекламщик создает идеи. Если понимать как происходят творческие процессы, то не важно в какой из сфер ты творишь. Идея зарождается в голове, а лишь потом уже выражается в виде конкретного произведения, предмета или идеи.

Потому что во внутреннем импульсе нет разницы для чего творить — для выставки искусств или для рекламного слогана. Внутренние процессы одинаковы для любого из нас. Стремление к созданию нового заложено в нас с момента рождения. И это не зависит от пола, расы, вероисповедания и т.д.

Конечно, мне бы хотелось поставить знак равенства и сказать, что Творчество=Креативность, но не могу, потому что слишком много различных ассоциаций вокруг этих слов.

Скажу лишь, что это взаимодополняющие понятия и одно включает в себя другое. Более того, они не могут быть один друг без друга. Потому что сначала мы развиваем в себе способность нестандартно мыслить, а затем направляем ее на создание новых идей, решений и произведений.

Так что да здравствует творческая креативность и креативное творчество!

А напоследок тот самый мультфильм про Пирата. Потому что он ну очень креативный 🙂

www.becreative.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *