«А ты сделал сегодня уроки?»
10 486Родителям
Домашние задания — одна из самых частых тем, которые возникают на консультациях детских и семейных психологов. Родители не справляются с детьми, а те не хотят учиться, ленивы, несобранны, тревожны, упрямы… «Как садиться за уроки — она плачет», «он ничего не понимает», «не сидит на месте», «врет, что ничего не задано»…
Родители страдают оттого, что им приходится вести себя вопреки собственным убеждениям: «теряю над собой контроль», «я срываюсь и буквально ору на него, а потом терзаюсь от чувства вины», «бывает, махну рукой и сделаю все за него».
Взрослые слишком эмоционально воспринимают ситуацию с домашними заданиями не только потому, что для них важны образование и будущее ребенка. «Происходящее ежедневно напоминает им о собственных школьных годах, трудностях тех лет, ожиданиях своих родителей, разочарованиях и неудачах», — говорит возрастной психолог Татьяна Бедник.
Оживают давние страхи: «Кем ты станешь, если не будешь учиться?!» Кроме того, родители современных школьников сталкиваются с трудностями, которых сами не знали.
«Многие взрослые просто растеряны, — считает школьный психолог Галина Цукерман. — Школа все больше меняется, она все меньше похожа на ту, в которой учились сами родители. А раз так, то как же им тогда контролировать ситуацию с учебой детей? Как им помочь? Эта потеря ориентации лишь усиливает их тревожность».
Пройти вместе с детьми их школьные годы спокойно — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для родителей
«Выполнение домашних заданий становится проблемой почти во всех семьях», — с сожалением констатирует Татьяна Бедник. Но эта проблема может стать и хорошим поводом задуматься о том, как мы общаемся с ребенком, как выражаем свои эмоции, как наказываем и награждаем его, какие ценности хотим ему передать (и какие реально передаем).
Пройти вместе с детьми их школьные годы спокойно — задача чрезвычайно важная как для ребенка, так и для нас, день за днем проживающих таким образом свое родительство. Наши эксперты подскажут, как это лучше сделать.
Снять напряжение
«Соберись наконец! Сколько раз можно делать одну и ту же ошибку!» Постоянно слыша упреки, ребенок перестает стараться, потому что просто не может представить себя достигшим успеха.
«Когда выполнение домашних заданий превращается в мучение, пользы от них нет ни малейшей, — говорит школьный психолог. — Ребенок понимает только, что родители недовольны, что работа — это наказание и что он ни к чему не способен». Последствия такого ежедневного противоборства гораздо хуже, чем плохие отметки.
«Я вдруг услышала, как кричу своей 9-летней дочери: «Ты вообще, что ли, ничего не понимаешь? Да ты даже не пытаешься! Я тебе не верю!» — сокрушается 36-летняя Мария. Когда таким образом с нами на работе разговаривает начальник, мы считаем, что он жесток и несправедлив. Так же воспринимают наши слова и дети.
«Из-за этой проклятой учебы у нас постоянные ссоры! Весь мир против меня!» — описывает детскую реакцию Галина Цукерман. И как научиться брать на себя ответственность, когда тебе (и в тебя) не верят даже родители?
Поделитесь с ребенком своими чувствами и расскажите, как их удалось преодолеть
Перед тем как садиться с детьми за уроки, нам необходимо успокоиться. Нет ничего «непедагогичного» в том, чтобы признаться: «Я раздражена, потому что сегодня очень устала. А как ты? Давай успокоимся и не будем ссориться». Поделиться своими чувствами: «Я нервничаю, потому что у меня самой были нелады с математикой», и рассказать, как их удалось преодолеть. Ребенку важно знать, что с любой школьной трудностью можно справиться.
Ну а если одолеть раздражение не удается, лучше, по мнению Татьяны Бедник, попросить помочь с уроками кого-то другого — родственника или студента-репетитора.
Открыть другие пути к знанию
«Я ничего не понимаю!Никому это все равно не нужно!» — подобные заявления говорят лишь о сильном дискомфорте, который ребенок испытывает, когда не может справиться с уроками. Увы, если в ответ его лишают компьютера или телевизора, заставляют по десять раз переписывать одно и то же, это никак не мотивирует его и не помогает постичь смысл учения.
Мы склонны недооценивать повседневные достижения наших детей, а дети нуждаются в том, чтобы мы хвалили их
Родители не должны дублировать учителей. У них совсем другая роль — сохранить в ребенке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. «Родители — не карающая инстанция, а «товарищи по несчастью», которые вместе с детьми проживают эти одиннадцать школьных лет, — говорит Галина Цукерман. — Если им важно, чтобы ребенок получал образование в широком современном смысле слова, им нужно позаботиться о том, чтобы углублять и разнообразить его интересы.
Поддерживайте его потребность узнавать новое. Если в будний день вне школы происходит какое-то серьезное событие, которое может помочь ребенку найти себя, — пропустите школу! Дайте ему время увлечься той деятельностью, в которой он будет черпать вдохновение. Это то, чего зачастую не может сделать школа, но могут заботливые родители».
Вести дневник достижений
Мы склонны недооценивать повседневные достижения наших детей, особенно когда успехи не связаны с учебой. Подумаешь, достижение — наконец выучил таблицу умножения на 7. И что, если он стал писать грамотней, — так ведь и должно быть! Он позвонил бабушке (без напоминаний) — и это нормально. .. Мы пропускам такие «мелочи», а дети нуждаются в том, чтобы мы видели их, хвалили, подпитывая их веру в собственные силы.
Вот пример: ученики экспериментальной парижской школы Living School ведут дневник достижений. В начальных классах учитель записывает в нем под диктовку ребенка успехи этой недели, которыми тот гордится. Директор школы Каролин Фрост считает, что такой дневник полезно вести и взрослым, и сама завела такую привычку: «я смогла провести беседу, которую давно откладывала», «я улыбнулась в ответ коллеге»… «Все эти большие и маленькие победы составляют фундамент нашей личности, — считает она. — И когда возникают трудности, мы можем продолжать работать над собой, не теряя опоры».
Если школа делает акцент на ошибках ребенка, то ведение дневника (по сути — начальный опыт самоанализа) учит его опираться на собственные ресурсы.
Помочь ему найти свой способ обучения
В школе часто приклеивают детям ярлыки: «ленивый», «бестолковый», «посредственный». Но стоит присмотреться — и оказывается, что этот «середняк» умеет починить любой компьютер, любит читать или играть на гитаре, или виртуозно что-то мастерит, или может быть отличным другом. Вопрос в том, как заставить эти таланты служить делу школьного обучения.
Татьяна Бедник поясняет: неинтересно учиться не только тем, кого не поддержали родители, не оказали адекватную помощь, но и детям, которых школа не смогла заинтересовать либо, что называется, отбила охоту к учебе, демотивировала.
Традиционная школа предлагает единственный способ обучения, тогда как существует по меньшей мере восемь типов мышления
Традиционная школа предлагает единственный способ обучения, тогда как существует по меньшей мере восемь типов мышления, которые выражены у каждого человека в разной степени1. Школа ориентируется на два из них: вербальное и математическое. В то время как, например, у учеников начальной школы наиболее активны телесный или музыкально-ритмический тип мышления.
Беспокойное поведение во время домашних уроков (ребенок вертится, стучит по столу карандашом…) может говорить о том, что его тип мышления не задействован. Задача родителей — исправить ситуацию.
Позвольте ребенку спеть, изобразить что-то в лицах, вылепить какую-нибудь букву из пластилина. «Ничего страшного, если он, слушая, как мама читает ему стих, висит вниз головой на шведской стенке, — говорит Галина Цукерман. — Другому поможет, если он отстучит ритм или будет прохаживаться туда-сюда».
Стоит чаще водить детей в такие музеи, где широко используются интерактивные технологии (например, «Экспериментариум»). Там экспонаты можно сколько угодно трогать, нюхать, двигать — то есть делать все то, что ребенку нужно для полноты ощущения мира».
Делать вовремя
Если родители не могут быть рядом, когда ребенок делает уроки, ему все равно необходимо чувствовать их доброжелательное (хотя и требовательное) отношение. Но Галина Цукерман предостерегает: не стоит делать (переделывать) уроки поздно вечером, когда родители вернулись с работы.
Смысл таков: «У тебя есть твое дело — это уроки. Ты должен его сделать. Всякое дело нужно делать вовремя. Мне очень интересна твоя жизнь, я с удовольствием посмотрю твои тетрадки, ты мне расскажешь, что сегодня с тобой произошло. Но переделывать уроки мы не будем. Лучше почитаем, поговорим, поиграем».
Ну а если, придя вечером домой, родители обнаруживают, что уроки не сделаны или сделаны кое-как?
«Если это одноразовое ЧП, то стоит помочь ребенку не попасть завтра в неприятное положение: решить за него задачу, продиктовать английский перевод, — считает школьный психолог. — Если же это происходит регулярно, то и помощь должна быть регулярной. Можно привлечь репетитора или договориться на продленке, что ваш ребенок, хоть и вырос, будет приходить и делать уроки под наблюдением учителя».
Готовит ли он уроки вместе с вами или сам, верная установка для выполнения домашнего задания, по мнению Галины Цукерман, такова: «Сегодня я постараюсь и сделаю все, что в моих силах. Мне помогут настолько, насколько мне нужно. И в результате завтра я смогу сделать лучше».
1 Г. Гарднер «Структура разума» (Вильямс, 2007), Ж. Пиаже «Речь и мышление ребенка» (Римис, 2008).
Текст:Галина Черменская
Новое на сайте
«Готова лезть на стену или даже в окно: муж то развестись хочет, то детей родить»
Как стать неотразимой в мужских глазах на первом свидании: 3 секрета
Номер на одного: как поездка в одиночестве поможет пережить развод — 3 преимущества
Как и почему сидр унес жизни 18 человек: объяснение врача-терапевта
Как на первом свидании определить, подходит ли женщина вам в сексе
Как правильно мыть голову: 8 простых шагов
«Мне 33 года, а я ни разу не целовалась. Как наконец вступить в отношения?»
Как культура нарциссизма заставляет нас быть перфекционистами и страдать
«Ты уроки сделал?» Как помочь ребёнку справиться с домашкой — без ругани и слёз
Домашнее задание — это, конечно, ответственность и обязанность ученика, но в начальной школе ему точно требуется ваша помощь. Как сохранить спокойствие, если ребенок третий час сидит над примером? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с психологом Ириной Беляевой.
В целом в начальной школе домашними заданиями рекомендуют не увлекаться, а в идеале — вообще их отменить. Но это лишь рекомендации. На деле же получается так, что ребенок вскакивает среди ночи с криком и говорит, что завтра нужно принести поделку / выучить стих / оформить стенгазету с рекомендациями лечения нового штамма вируса (ну да, у мира нет этих рекомендаций — но у школьника должны быть!). И вот вы уже всей семьей в панике бегаете по квартире, гуглите ответы, звоните опытным подругам (родителям пятиклассников). Да, вы слышали и согласны, что домашка бесполезна, скучна и вредна. Но это умные беседы в интернете. А завтра вашего ребенка при всем классе попросят рассказать «белую березу под моим окном», громко и с выражением.
Конечно, по закону вы можете ничего не делать и заявить учительнице, что вот — во ФГОС не рекомендовано и даже запрещено. И вам, скорее всего, разрешат не писать, не учить, не рисовать; заявят, что это только по желанию, для тех, кто по-настоящему хочет учиться. «Ведь есть же и ответственные дети! И родители, у которых есть время на своих детей».
Но вот ведь беда: на следующее утро у Степы, Васи и Маши на столах будут красоваться белочки всех мастей, на стене — висеть генеалогические древа их семей до царя Гороха. А Ваня с Юлей будут читать «осень, сказочный чертог» не хуже артистов драмтеатров. И ваш сын или дочка будут чувствовать себя неудачниками,
неумехами, лентяями.
В общем, избежать домашки вряд ли получится. Просто потому, что детям важно чувствовать себя успешными, принятыми классом и уважаемыми. Беда в том, что домашка может повиснуть дамокловым мечом над вашими отношениями с ребенком. Возможно, на многие годы. Звучит не очень, правда? Но минимизировать вред можно.
Ребенку задали домашку: чего нельзя делать родителям
- Нельзя выполнять домашнее задание за ребенка. Многие дети ходят после школы на дополнительные кружки и в спортивные секции, но если после них у ребенка не остается сил и времени на выполнение домашних заданий и вы ночью половину делаете за него, стоит пересмотреть ваше расписание. Домашнее задание — это обязанность ребенка.
- Нельзя оставлять ребенка один на один с домашним заданием. Выполнение домашней работы, регулярное и обязательное, — это навык. Навык рутины, ответственности, собранности. Очень полезный и очень непростой. Поэтому не стоит рассчитывать, что ребенок освоит его самостоятельно. Подход в духе «Иди в свою комнату и не выходи, пока не сделаешь все!» — плохая идея. На первых порах вы должны быть рядом, чтобы объяснить то, что непонятно, или дать полезный совет. Даже если он хочет все делать сам, вы можете сесть рядом и заниматься своими делами. Глядя на вас, ребенок тоже сфокусируется на деле: так работает «взрослое поле».
- Нельзя ругать его и пугать. Все исследования говорят о том, что страх — неэффективный мотиватор. Если за ошибки вы будете отнимать у ребенка смартфон, он скорее научится быстро и незаметно находить гаджет, чем перестанет ошибаться. Но если вы сейчас подумали, что нужно мотивировать вознаграждением, скажем сразу: это тоже не самый продуктивный метод. Не стоит ставить цель: «Если закончишь четверть на все пятерки, куплю тебе робота». Лучше подарить робота внезапно в качестве поощрения за старания. Так у ребенка появится желание учиться еще лучше и уверенность в том, что главное — это не оценки, а его интерес.
Возможно, иногда вы будете переживать глубокую фрустрацию по поводу того, что у ребенка что-то не получается. В эти моменты стоит напомнить себе, что ошибаться — нормально. И что домашняя работа — это не навсегда.
В целом только в начальных классах нам кажется, что все так ужасно. Позже и у детей, и у родителей вырабатывается устойчивый иммунитет к домашке, замечаниям, двойкам и родительским чатам (но это уже совсем другая история).
Фото: Roman Samborskyi / Shutterstock / Fotodom
СДЕЛАЙТЕ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ определение | Кембриджский словарь английского языка
Переводы do your homework
на китайский (традиционный)
認真研究, 仔細準備…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
认真研究, 仔细准备…
Узнать больше
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
ты/ты/делает ли он и т.
сделай свою чертову фразу
Идиомы
сделать вашей семье, родителям, учителю и т. д. кредитную фразу
сделай домашнее задание идиома
Идиомы
Идиомы
Идиомы
идиомы
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам- {{randomImageQuizHook.copyright1}}
- {{randomImageQuizHook. copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторинуСлово дня
Скандинавия
ВеликобританияВаш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˌskæn.dɪneɪ.vi.ə/ НАСрегион Северной Европы, включающий Данию, Норвегию и Швецию
Об этомБлог
На последнем издыхании (Описание состояния объектов, часть 1)
Подробнее
New Words
энергия богатой мамы
В список добавлено больше новых слов
Наверх
Содержание
Английский перевод
домашнее задание | значение домашней работы в Longman Dictionary of Contemporary English
Из Longman Dictionary of Contemporary English Похожие темы: Schoolhomeworkhome‧work 1 РАБОТА, КОТОРУЮ ВЫПОЛНЯЕТ кто-то, которую ученика в школе просят сделать дома → работа в классе В качестве домашнего задания завершите упражнение на стр. 14.2 ПОДГОТОВКА Если вы выполняете домашнее задание, вы готовитесь к важному делу, находя необходимую информацию → исследуйте Перед покупкой компьютера стоит сделать небольшое домашнее задание.
ГРАММАТИКА: Исчисляемое или неисчисляемое? • Домашнее задание — это неисчисляемое существительное, которое не используется во множественном числе. Вы говорите: Учитель задал нам много домашнего задания. ✗Не говорите: «Учитель задал нам много домашних заданий». • После домашнего задания всегда следует глагол в единственном числе. Домашнее задание было действительно трудным. • Когда вы говорите об одном сочинении или упражнении, которое вам нужно сделать, вы говорите о домашнем задании: Мне просто нужно сделать еще одно домашнее задание.КОЛЛОКАЦИОННЫЕГлаголысделать домашнее заданиеПол, ты сделал домашнее задание?дай ( кто-то) домашнее задание (также поставил (кому-то) домашнее задание по британскому английскому) Учитель дал им домашнее задание, которое нужно сделать к понедельнику. помогите кому-нибудь с домашним заданием. Мне часто приходится помогать ей с домашним заданием. Вы должны сдать домашнюю работу к пятнице. Начать/завершить домашнюю работу. Вы не выйдете на улицу, пока не закончите домашнюю работу.