Убеждение это в психологии: Убеждение — Психологос

Убеждение в психологии: что это такое, как возникает и чем опасно? | Кочерыжкин | Психология

Убеждение в психологии – это элемент психики, выступающий в роли стимула либо блокировки при принятии решений. Представляет из себя фундамент мировоззрения, который работает по принципу “я это точно знаю”. Убеждения не подвергаются сомнению,  не проходят через систему анализа и активно защищаются сознанием, поэтому человек не только абсолютно уверен в своей правоте, но и отвергает любую противоречащую информацию.

Важно отметить, что далеко не все факты, доводы, взгляды и знания становятся убеждениями. Психика пропускает через себя огромное количество данных и вынуждена делать это каждый раз, как только нужно принимать решения. Многое из этого со временем заносится в шаблон, как в кэш памяти компьютера, и в последующем человек действует на автоматизме, загружая нужные “файлы” из подсознания.

Для чего нам нужны убеждения?

Первая важная функция – сохранение ресурсности психики, проще говоря освобождение её от повседневных задач. Если каждый раз глубоко анализировать все поступающие внешние сигналы, то к концу дня можно сойти с ума и ощутить полное обессиливание. Чтобы этого избежать мы просто действуем исходя из сложившегося мировоззрения.

Это позволяет человеку игнорировать часть информации, потому что он “точно знает” как на самом деле. Другая обесценивается, потому то сознание считает её недостоверной и ошибочной. Третья вообще не нужна, то есть индивид отказывается что-то изучать, потому что в конкретном вопросе он уже “хорошо разобрался”,

Я всё это пишу в кавычках, потому что убеждения бывают ошибочными и откровенно ложными. Особенность в том, что человек не может этого понять, потому что критическое мышление в этой зоне не работает и до аналитических процессов не доходят данные, в которых мы уверены. Да, в результате мы получаем множество когнитивных искажений, но психике на это плевать, ей главное освободить ресурсы и не допустить перегрузки. Чем проще, тем лучше. Ты же точно знаешь, что прав, так зачем что-то переосмысливать?!

Вторая функция – сохранение идентичности и уникальности. Одним из инструментом выживания является четкая позиция личности по критически важным вопросам. То есть каждый из нас выбирает свою роль, мнение, привычки, традиции, взгляды. Ищет таланты, навыки и особенности. В результате получается самодостаточный индивид с ясным пониманием своей сути.

Это максимально важно, потому что по итогу мы формируем своё поведение основываясь на всём вышеперечисленном. Как себя вести, как относится к окружающим, как действовать в той или иной ситуации, к чему стремиться, какие реакции отдавать на происходящее во внешнем мире. Да и в целом взгляд на этот мир. Какой он, каким он должен быть, что делать лично мне, опираться на свои потребности или подстраиваться под чужие с целью минимизации рисков.

Ошибка будет означать тотальный провал ведущий к гибели. И здесь возникает дилемма. Либо реагировать по ситуации, слушая тех, кто прямо сейчас говорит что делать, либо придерживаться какой-то своей линии, сформированной давно. В качестве абсурда можем привести пример.

Сейчас многие говорят, что современные девушки сильно испортились,они стали алчными, корыстными, жаждущими наживы, способными на предательство. Чтобы вернуть их на путь истинный и не стать жертвой обмана, необходимо изменить своё поведение, начать пользоваться женщинами и бросать их, потому что так хоть какая-то выгода, а в противном случае бросят тебя.

Человек не имеющий убеждений на этот счет, среагирует на изменения и скорректирует поведение под ту реальность, которая возникла. По факту или в результате чьей-то пропаганды. Наличие убеждений не позволит этого сделать, человек останется собой и даже в новых обстоятельствах и сохранит веру в то, что женщины добрые, нежные, надежные и так далее.

Мы помним, что критическое мышление не сработает в случае наличия убеждений, поэтому сохраняется риск ошибиться и проиграть. То есть следуя своему мировоззрению и будучи уверенным в правильности своих действий, в конце пути можно оказаться у разбитого корыта, потому что решения оказались неадекватными.

Если же убеждений на эту тему в конкретный момент жизни не оказалось, то человек слепо следует за толпой и делает так, как принято в его окружении. А там могут оказаться люди, намеренно сбившие вас с пути. Навязавшие модель поведения, выгодную им, но не вам.

Либо же придется искать сильную группу и прибиваться к ней, что является прямой дорогой в конформизм. К чему это может привести узнать не трудно, посмотрите куда прикатились немцы, последовавшие за Гитлером.  У кого из них было собственное мнение в те годы?!

Виды убеждений

Убеждения выполняют две вышеописанные функции двумя способами – ограничивают и мотивируют. В примере с немцами 38-45 годов, которые имели определенное мировоззрение, сработали стимулы, которые и заставляли их действовать. В данном случае мы будем видеть активность человека или группы лиц.

Ограничения наоборот вынуждают индивида тормозить, зарывать голову в песок, отказываться. Тут яркий пример девушка, в которой воспитали консервативные взгляды. Она отвергает близость с мужчинами до свадьбы или подавляет свои желания,считая их неправильными. В основе таких решений лежат ограничивающие убеждения.

В результате все наши решения проходят не через сознательный анализ, а только через фильтр убеждений. Это правильно, это нет. Это я должен делать, этого обязан избегать. Примеры: “я не бью женщин”, “я не изменяю партнеру”, “я обязан спасать животных”, “я любой ценой должна удачно выйти замуж”, “я недостоин большего”, “у меня должно быть самое лучшее”, “все мужчины бабники”, “все женщины предательницы”.  В качестве домашнего задания можете определить какие здесь ограничивающие, а какие стимулирующие.

Резюмируем – оказавшись перед выбором, психика загружает нужный шаблон и действует по нему. Если убеждение на этот счет имеется, то сработает оно. Если нет, то поведение будет основано на контексте, исходя из ситуации, либо под влиянием чужого мнения.

Например – я не изменяю партнеру. Это убеждение и чтобы не случилось, я не стану этого делать. Не устраивает, выйду из отношений. Удачно подвернулся случай, откажусь от него, не воспользуюсь. Останусь один на длительный период, буду терпеть или искать способы снятия напряжения исключающие измену.

Если же устойчивого убеждения на этот счет у меня нет, то для измены мне много не требуется. Может друзья давят и говорят, что я ненормальный мужик, если сплю только с женой. Может на корпоративе попалась красотка, перед которой сложно было устоять. Или жена улетела в отпуск и спустя неделю я решил, что терпеть сил больше нет.

Наличие и отсутствие убеждения в конкретной ситуации не характеризует личность в целом. Просто так сложилось, что именно этот эпизод моей жизни не был занесен психикой в шаблон. И я, соответственно, действовал опираясь на внешние факторы, никакого устойчивого мировоззрения по данному поводу у меня нет.

Иллюзия правды: как формируются убеждения

Иллюзия правды – это психический феномен, основанный на том, что человек проще и быстрее заносит в убеждения информацию, которую видел и слышал многократно. Частота повторения ослабляет защиту сознания и в обход анализа формирует устойчивую уверенность в чём-либо. Принцип “если сто раз услышать, что ты свинья, то вскоре захрюкаешь”.

Политики с помощью СМИ насаждают населению идеи, взгляды, убеждения и мировоззрение с помощью многократных повторений одних и тех же тезисов. Например – “у нас всё есть, нам никто не нужен” это классическая пропаганда легко проникающая в сознание, игнорируя логику, здравый смысл, индивидуальные потребности людей и факты. Отрицать глобализацию, значит вернутся в 11 век по уровню развития, но именно иллюзия правды способна блокировать критическое мышление человека.

Маркетологи и рекламщики используют слоганы, чтобы внушить людям нужную информацию. Могут просто позиционировать свой товар, например “VOLVO – самый безопасный автомобиль в мире”, либо откровенно лгать, например “балаболбанк – надежный банк с высокими процентами по вкладу!”. Если повторить это много, много, много раз, то сомнений у потребителя не останется.

Наше окружение, включая родителей, друзей, знакомых и коллег, также способно легко формировать убеждения. Мама и папа много лет повторяли, что девушка, которая отдалась на первом свидании, отвратительная, плохая, падшая и легкодоступная. Естественно при всём желании ничего подобного с ней уже не случится, она будет блокировать близость до тех пор, пока не сложится ситуация, одобряемая родителями. Выйди замуж, да балуйся!

Тот же пример с друзьями, которые высмеивают товарища, отвергающего измены, отлично показывает навязанные стимулирующие убеждения. Чтобы “сохранить лицо”, соответствовать взглядом коллектива и быть как все, ему придется совершить адюльтер.

Иллюзию правды легко объясняется психологией. Наша психика постоянно ищет лёгкие пути, потому что и без того сильно перегружена. Новую информацию она первым делом сравнивает с уже существующей и в случае совпадения, одобряет. Если это повторяется раз за разом, то возникает убеждение и в какой-то момент эта самая новая информация перестаёт быть новой. Дальше следуют шаблонные действия.

Вот услышали мы рекламу о том,что в балаболбанке можно получать аж 30% годовых и всё надежно. Разбираться некогда, мы просто игнорируем услышанное, либо подобное заявление вовсе кажется смешным. Бред, недостойный внимания. Но память зафиксировала инфу, просто запомнила и отложила в дальний ящик.

Потом мы снова слышим рекламу балаболбанка с классным предложением. И ещё раз. И ещё. Пятый, шестой. Для сознания это всё ещё бред, для подсознания просто имеющаяся информация, а вот для психики это уже что-то важное. Иначе с чего бы данный сигнал поступает с такой регулярностью?!

Ловушка захлопнулась. Потому что “надежные вклады под 30% годовых в балаболбанке” это не свежая инфа, она существующая. Психика не будет её анализировать, вместо этого произойдёт сравнение. В телевизоре говорят, да я и сам это знаю. В целом так и есть, уверен, что в балаболбанке платят 30% годовых по вкладам. Выгодное предложение, получается.

Осталось создать условия, при которых человек встанет перед выбором. Попадёт в офис или встретит на просторах интернета форму с заполнением заявки. Открывать вклад или нет? Психика уже знает ответ, она сформировала убеждение – балаболбанк надежный банк с высокими процентами по вкладу, если тебе такой нужен, то открывай конечно, это правильное решение.

Если вы ещё не устали читать, то вот вам второй пример. Убеждение  – все женщины корыстные и алчные создания. Друг об этом сказал, в ролике на ютуб слышал, от друга жена ушла и тот поделился мнением о всех представительницах нежного пола, сам наткнулся на коварную мадам. Есть информация, есть частота её повторения, есть психические процессы превратившие иллюзию правды в устойчивое убеждение. Вуаля, перед нами женоненавистник!

Вместо итога

Убеждения это очень коварная штука. Нельзя сформировать одно и безошибочно идти по жизни, мы обязаны иметь отдельное мнение по каждому важному вопросу. Если у вас нет убеждений, то вы будете подвержены влиянию и манипуляциям. Если есть, то рискуете серьёзно ошибиться, отказаться от чего-то нужного и полезного, либо напротив сделать то, что совершенно не следовало делать.

Основная проблема в том, что убеждение напрочь блокирует критическое мышление и все аналитические процессы психики. Человек не просто так в чём-то уверен, он уверен в этом абсолютно! Никаких сомнений у него нет. Он приведет десятки фактов, найдёт сотни оправданий, проигнорирует ваши доводы и категорически откажется пересматривать мировоззрение. Это всё слишком сложно для психики, она не будет этого делать.

Чтоб вы понимали насколько всё серьёзно, хочу напомнить историю Йозефа Менгеле. Всю свою сознательную жизнь он совершал чудовищные преступления, но точно знал, что делает это во имя науки, ради собственной страны, идеи которой лучшие в мире.

Даже в конце жизни, со слов разыскавшего его где-то в Аргентине сына, Йозеф был уверен, что немецкая нация шла в правильном направлении, а геноцид еврейского народа был обоснованным. Спустя много лет убеждения убийцы никуда не делись. Психика не переварила бы признание случившегося, она закрылась и до последнего вздоха сохраняла устойчивость своих взглядов. .

Психологическое убеждение: приемы и методы

04.07.2016 10 411 0 Время на чтение: 12 мин.

Рейтинг:

Сегодня хочу предложить вашему вниманию очень интересную тему — психологическое убеждение. В ней мы поговорим о том, что это такое, для чего необходимо, и рассмотрим популярные приемы и методы психологического убеждения на конкретных примерах. Думаю, что это будет интересно и полезно многим, поэтому изучайте, запоминайте и пробуйте.

Содержание:

  1. Психологическое убеждение: кому и для чего оно нужно?
  2. Приемы и методы психологического убеждения

Психологическое убеждение: кому и для чего оно нужно?

Давайте начнем с определения. Что такое психологическое убеждение? Это использование в общении с людьми специальных приемов, с целью убедить их принять определенное решение или сделать определенные выводы. Другими словами, психологическое убеждение призвано сформировать у человека определенную, необходимую собеседнику, точку зрения по тому или иному вопросу.

Методы психологического убеждения уже давно широко используются в самых разных сферах: от работы спецслужб до решения бытовых вопросов в семье (если один из членов семьи владеет этим искусством). Однако, в виду специфики сайта Финансовый гений, нас будет интересовать, прежде всего, использование таких приемов и методов в бизнесе, с целью увеличения доходов.

Приемы психологического убеждения активно применяются при ведении деловых переговоров с партнерами и, конечно же, с клиентами. В первую очередь, это касается тех сфер бизнеса, в которых сотрудники компании напрямую общаются с клиентами с целью убедить их совершить покупку. Психологическое убеждение однозначно необходимо изучать работникам таких профессий как страховой агент, менеджер по продажам, людям, занимающимся сетевым маркетингом и т.п.

Приемы и методы психологического убеждения

Существует множество разнообразных методик и приемов оказания психологического влияния на людей с целью убеждения. Среди них мне понравились приемы, описанные в книге американского профессора психологии Роберта Чалдини «Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным». Как видно из названия, автор раскрывает в ней целых 50 методов убеждения людей психологическими приемами, однако, среди них выделяет 6 основных, которые я и рассмотрю далее.

Метод убеждения №1. Взаимность. Психологами уже неоднократно доказано, что в человеческой природе заложено отвечать взаимностью другим людям, как на хорошие отношения/поступки, так и на плохие. Банальный пример: если коллега поздравил вас с днем рождения, подарив какой-то скромный подарок, то вы уже будете чувствовать, что должны точно так же подарить подарок на день рождения ему. Если он подарит вам более дорогой подарок, то и стоимость вашего подарка ему тоже увеличится. Эту особенность человеческой психики можно отлично использовать в приемах психологического убеждения.

Для этого необходимо сначала сделать какой-то шаг/жест навстречу собеседнику, чтобы он почувствовал себя чем-то обязанным вам. Причем, чтобы этот жест был приятным, неожиданным и позитивным. В качестве примера мне сразу вспоминается один мужик, который продает у нас на рынке гранатовый сок: так вот, он всегда останавливает прохожих и предлагает совершенно бесплатно его попробовать. Если человек соглашается — шансы совершить ему продажу возрастают в разы (что я не раз наблюдал), а все потому, что он уже психологически чувствует себя чем-то обязанным: меня угостили — значит, я должен у него купить.

Метод убеждения №2. Редкость. Еще одна психологическая особенность человека заключается в том, что он испытывает тягу ко всему редкому и уникальному. Именно поэтому понятие «уникальность» так часто фигурирует во всевозможной рекламе, маркетологи отлично знают, для чего оно там нужно: «уникальная методика», «уникальный рецепт», «уникальная система», «уникальный курс» и т.д.

Поэтому, чтобы успешно применить этот метод психологического убеждения, достаточно просто убедить клиента в уникальности того, что вы продаете. Как это сделать? Разработать свое УТП (уникальное торговое предложение), то есть, не просто продавать товар или услугу, а делать это с реальными выгодами, отличающими вас от конкурентов. Любая полезная уникальность существенно добавит вам продаж при ее грамотной подаче. Например, сюда можно отнести проведение всевозможных акций, розыгрышей, предоставление скидок, подарков, дополнительных бесплатных услуг, выдачу дисконтных карт и т.д.

Метод убеждения №3. Авторитет. Этот метод психологического убеждения людей построен на том, к человеку гораздо проще войти в доверие, когда он понимает, что перед ним авторитетный эксперт, а не просто продавец, желающий что-то «втюхать».

Как в бизнесе используют этот метод? Например, увешивают стену в помещении для встреч с клиентами всевозможными дипломами, грамотами, сертификатами. Используют какие-то предметы интерьера, указывающие на экспертный уровень знаний в деле (например, в фирмах по производству и монтажу пластиковых окон всегда стоит уголок окна «в разрезе», чтобы можно было продемонстрировать покупателю всю внутреннюю структуру). Или попросту применяют в разговоре «случайные» фразы, которые как бы невзначай указывают на экспертный уровень знаний. Например: Сейчас я позову нашего начальника — он занимается страхованием уже более 15 лет, поэтому сможет подобрать самый оптимальный вариант полиса для вашей ситуации.

Метод убеждения №4. Последовательность. Данный прием психологического убеждения заключается в том, чтобы путем построения определенной логической цепочки подвести человека к принятию нужного решения. Сначала человеку задают вопросы, ответ на которые для него очевиден (лучше, если это будет ответ «Да»), и этими вопросами постепенно подводят его к ответу на нужный вопрос, на который он уже подсознательно тоже ответит «Да».

Например: Вы хотите иметь дополнительный источник дохода, не работая? Вы хотите сохранить свои сбережения от инфляции? Вы хотите, чтобы ваши деньги работали на вас, принося вам пассивный доход? Вы хотите разместить вклад в долларах или в рублях? (в последнем, нужном вопросе, человеку еще дополнительно предоставляют «выбор без выбора», что тоже является дополнительным методом психологического убеждения).

Метод убеждения №5. Симпатия. Простой, банальный, но очень действенный прием психологического убеждения. Гораздо проще убедить человека принять нужное решение, если вызвать его симпатию к себе. В этом плане проще приходится людям привлекательной внешности, особенно, когда они общаются с представителями противоположного пола (кстати, писал об этом отдельную статью: Как внешность человека влияет на успех в жизни?)

Но помимо внешности, симпатию можно вызвать и другими факторами: опрятным внешним видом, грамотно поставленной речью, искренним желанием помочь собеседнику и т.д.

Важно отметить, что все люди разные, поэтому и симпатию у них можно (нужно) вызывать разными способами. Здесь следует придерживаться трех важных правил:

  1. Человеку симпатичны люди, в чем-то похожие на него;
  2. Человеку симпатичны люди, которые его хвалят;
  3. Человеку симпатичны люди, занимающиеся тем же делом.

Метод убеждения №6. Согласие. И, наконец, последний прием психологического убеждения, который я хочу сегодня рассмотреть, основан на том, что человека легко убедить, если не противоречить ему, а, наоборот, соглашаться с его доводами. К тому же, тут нужно учесть, что человек, которому трудно принять решение, который сомневается, психологически склонен ориентироваться на мнение большинства. Он скорее пойдет в магазин, «куда все ходят», или воспользуется услугами мастера «которого все советуют».

Например, такого рода психологическое убеждение недавно наблюдал на рекламном щите, где было написано: «80% мамочек нашего города покупают детские коляски в … (название магазина)». Будет ли кто-то пересчитывать эти проценты, которые наверняка чересчур завышены? Конечно, нет. А психологически действует.

При ведении диалога с клиентами тоже нужно использовать технику согласия. Например:

Клиент: Ой, ну это же очень дорого!

Вы: Да, действительно, дорого, вы знаете, вы уже не первый, кто жалуется на цену. Просто сейчас поставщики подняли цены из-за курса доллара, нам самим тоже нелегко работать по таким ценам, мы понимаем, что людям непросто заплатить такие деньги. Но, к сожалению, ничего не можем поделать, более того, нам стало известно, что следующая партия товара придет еще по более высоким ценам. Так что, пока вы можете купить вот по столько, дешевле уже точно не будет, к сожалению.

Теперь вы знаете, как работает психологическое убеждение, какие методы и приемы можно использовать, для того чтобы убедить человека принять нужное вам решение. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна.

В заключение хочу дать ссылку на еще одну похожую статью: Искусство убеждения: как убедить человека?

На этом я прощаюсь с вами. Подписывайтесь на наши сообщества в социальных сетях, участвуйте в обсуждениях на форуме и следите за обновлениями сайта. До новых встреч!

Оценить:

Убеждения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Психология > Социальная психология > Отношения > Убеждения

Убеждения обычно определяются как убеждения в том, что вещи, содержащиеся в уме, верны. Если люди думают, что те или иные принципы верны, говорят, что они верят им. Если люди думают, что те или иные постулаты вряд ли верны, говорят, что они им не верят. В своей самой основной форме убеждения неоценительны. Например, если кто-то верит, что небо голубое, это убеждение может быть оценено либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет выглядеть хуже, если оно красное), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится синий цвет). цвет синий и думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкое различие между установками и убеждениями. Часто убеждения, по крайней мере частично, формируют основу или основу установок.

Убеждения также могут лежать в основе поведения. Пример этого можно найти в психологии здоровья через модель убеждений о здоровье. В этой модели поведение в отношении здоровья предсказывается несколькими типами убеждений: (а) убеждениями обо всех возможных последствиях того или иного поведения, связанного со здоровьем, или отказа от него, (б) убеждениями о личной уязвимости (т. возникновение этих результатов для самого себя), (c) убеждения о вероятности того, что изменение поведения либо предотвратит появление негативных результатов, либо будет способствовать положительным результатам, и (d) убеждения о том, можно ли реализовать необходимое поведение. Согласно этой модели, изменение поведения происходит, когда люди считают, что конкретное действие приводит к негативным, вероятным последствиям, которые можно было бы лично остановить. Эта модель успешно предсказала прекращение курения, профилактическое поведение против рака кожи, использование зубной нити, самообследование молочных желез, более безопасное сексуальное поведение и сбалансированное питание.

Убеждения являются важной основой отношения и поведения, но их очень трудно изменить. Часто люди будут яростно отстаивать свои убеждения даже в свете опровергающих доказательств. Это явление известно как устойчивость убеждений. Настойчивость убеждений обычно возникает потому, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они находят логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения, казалось бы, опровергаются новыми свидетельствами, основание для того, во что верит человек, все еще может существовать. Время от времени вера все еще будет поддерживаться из-за оставшейся поддержки объяснения, стоящего за ней.

Понимание того, как формируются убеждения и как они лежат в основе последующих отношений и поведения, важно, потому что это может помочь понять социальные явления, такие как предрассудки и дискриминация, помогающее и агрессивное поведение, формирование впечатления, подчинение авторитету, межличностное влечение и групповое принятие решений. В целом убеждения являются самым основным типом социального знания.

Ссылки:

  1. Андерсон, К.А., Леппер, М.Р., и Росс, Л. (1980). Стойкость социальных теорий: роль объяснения в сохранении дискредитированной информации. Журнал личности и социальной психологии, 39, 1037-1049.
  2. Розенсток, И. М. (1990). Модель веры в здоровье: объяснение поведения в отношении здоровья через ожидания. В К. Гланц, Ф. М. Льюис и Б. К. Раймер (ред.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (стр. 39–62). Сан-Франциско: Джосси-Басс.

← Согласованность отношения и поведения Промывание мозгов →

Вера | Психология Вики | Фэндом

в: Страницы, использующие магические ссылки ISBN, Все страницы, нуждающиеся в очистке, Статьи с утверждениями без источников с декабря 2010 г. ,

и еще 4

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Основная статья: Отношения

Вера — это психологическое состояние, в котором человек считает утверждение или посылку истинным.

[1]

Содержание

  • 1 Вера, знание и эпистемология
  • 2 Вера как психологическая теория
  • 3 Как формируются убеждения
  • 4 Вера в
  • 5 Бредовые убеждения
    • 5.1 См. также
  • 6 ссылок
    • 6. 1 Внешние ссылки

Вера, знание и эпистемология

Термины вера и знание используются в философии по-разному.

Эпистемология — это философское исследование знаний и убеждений. Основная проблема эпистемологии состоит в том, чтобы точно понять, что необходимо для того, чтобы мы обладали истинным знанием. В понятии, полученном из диалога Платона Теэтет , философия традиционно определяла знание как «обоснованную истинную веру». Связь между верой и знанием заключается в том, что вера является знанием, если она

верно , и если у верующего есть обоснование (разумные и обязательно правдоподобные утверждения/доказательства/руководство) для веры в то, что это правда.

Ложная вера не считается знанием, даже если она искренняя. Искренне верующий в теорию плоской Земли не знает , что Земля плоская. Более поздние эпистемологи, например Gettier (1963) [2] и Goldman (1967), [3] , подвергли сомнению определение «обоснованного истинного убеждения».

Вера как психологическая теория

Основные направления психологии и смежных дисциплин традиционно рассматривали веру как простейшую форму ментального представления и, следовательно, один из строительных блоков сознательного мышления. Философы склонны быть более абстрактными в своем анализе, и большая часть работы по изучению жизнеспособности концепции веры проистекает из философского анализа.

Понятие веры предполагает наличие субъекта (верующего) и объекта веры (предложения). Таким образом, подобно другим пропозициональным установкам, вера подразумевает существование ментальных состояний и интенциональности, которые являются предметом горячих дебатов в философии сознания, чьи основания и отношение к состояниям мозга до сих пор остаются спорными.

Убеждения иногда делятся на основные убеждения (о которых активно думают) и диспозиционные убеждения (которые могут быть приписаны тому, кто не думал об этом вопросе). Например, если спросить: «Вы верите, что тигры носят розовые пижамы?» человек может ответить, что нет, несмотря на то, что он, возможно, никогда раньше не задумывался об этой ситуации. [4]

То, что убеждение является ментальным состоянием, некоторым кажется спорным. В то время как некоторые философы утверждали, что убеждения представлены в уме в виде конструкций, подобных предложениям, другие дошли до того, что утверждали, что не существует непротиворечивого или последовательного ментального представления, которое лежит в основе нашего обычного использования понятия убеждения, и что оно, следовательно, устарело и должно быть отвергнутым.

Это имеет важное значение для понимания нейропсихологии и нейронауки веры. Если концепция веры непоследовательна или в конечном счете не поддается защите, то любая попытка найти лежащие в ее основе нейронные процессы, поддерживающие ее, потерпит неудачу. Если концепция веры окажется полезной, то эта цель должна быть (в принципе) достижимой.

Философ Линн Руддер Бейкер изложила четыре основных современных подхода к вере в своей противоречивой книге Спасение веры : [5]

    • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, верно — Иногда называемое «теорией мысленных предложений», в этой концепции убеждения существуют как связные сущности и то, как мы говорим о них в повседневной жизни.
      является надежной основой для научной деятельности. Джерри Фодор — один из основных защитников этой точки зрения.
    • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, может быть не совсем правильным, но оно достаточно близко, чтобы сделать некоторые полезные предсказания . Эта точка зрения утверждает, что в конечном итоге мы отвергнем идею веры в том виде, в каком мы ее используем сейчас, но что может существовать корреляция между тем, что мы принимаем за веру, когда кто-то говорит: «Я верю, что снег белый», и тем, как будущее Теория психологии объяснит это поведение. В частности, философ Стивен Стич выступал за это особое понимание веры.
    • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, совершенно неверно и будет полностью заменено радикально иной теорией, которая не будет использовать понятие убеждений в том виде, в каком мы его знаем
      — Эта точка зрения, известная как элиминативизм (в первую очередь предложенная Полом и Патрицией Черчленд), утверждает, что концепция веры подобна устаревшим теориям прошлых времен, таким как теория четырех соков в медицине или флогистонная теория горения. В этих случаях наука не предоставила нам более подробного отчета об этих теориях, но полностью отвергла их как действительные научные концепции, которые должны быть заменены совершенно другими объяснениями. Черчленды утверждают, что наша концепция убеждений, основанная на здравом смысле, схожа в том смысле, что по мере того, как мы узнаем больше о нейронауке и мозге, неизбежным выводом будет полный отказ от гипотезы убеждений.
    • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, совершенно неверно; однако обращение с людьми, животными и даже компьютерами так, как если бы у них были убеждения, часто является успешной стратегией. концепции, но они не заходят так далеко, чтобы отвергнуть концепцию веры как средства предсказания. Деннет приводит пример игры компьютера в шахматы. Хотя мало кто согласится с тем, что у компьютера есть убеждения, обращение с компьютером так, как если бы он это делал (например, что компьютер считает, что взятие ферзя противника даст ему значительное преимущество), вероятно, будет успешной и предсказательной стратегией.
      В этом понимании веры, названной Деннетом интенциональная позиция , объяснения разума и поведения, основанные на убеждениях, находятся на другом уровне объяснения и не сводятся к объяснениям, основанным на фундаментальной неврологии, хотя и то, и другое может быть объяснительным на своем собственном уровне.

    Как формируются убеждения

    Психологи изучают формирование убеждений и связь между убеждениями и действиями. Убеждения формируются разными способами:

    • В детстве мы склонны усваивать убеждения окружающих нас людей. Альберта Эйнштейна часто цитируют, когда он сказал, что «здравый смысл — это совокупность предрассудков, приобретенных к восемнадцати годам». Политические убеждения наиболее сильно зависят от политических убеждений, наиболее распространенных в обществе, в котором мы живем. [6] Большинство людей верят в религию, которой их учили в детстве. [7]
    • Люди могут принять убеждения харизматического лидера, даже если эти убеждения бросают вызов всем предыдущим убеждениям, и совершать действия, явно не отвечающие их личным интересам. [8] Является ли вера добровольной? Рациональные люди должны примирить свою непосредственную реальность с любым упомянутым убеждением; поэтому, если вера отсутствует или возможна, она отражает тот факт, что противоречия обязательно преодолевались с помощью когнитивного диссонанса.
    • Основной упор рекламной индустрии заключается в том, что повторение формирует убеждения, как и ассоциации убеждений с образами секса, любви и других сильных положительных эмоций. [9] [ ненадежный источник? ]
    • Физическая травма, особенно головы, может радикально изменить убеждения человека. [10]

    Однако даже образованные люди, хорошо осведомленные о процессе формирования убеждений, по-прежнему сильно цепляются за свои убеждения и действуют в соответствии с ними даже вопреки своим собственным интересам. В «Теории лидерства» Анны Роули она утверждает: «Вы хотите, чтобы ваши убеждения изменились. Это доказательство того, что вы держите ухо востро, живете полной жизнью и приветствуете все, чему мир и окружающие вас люди могут научить вас». Это означает, что убеждения людей должны развиваться по мере того, как они приобретают новый опыт. [11]

    Вера в

    «Верить» в кого-то или во что-то — понятие, отличное от «верить-в-то». Существует два типа веры в: [12]

    • Поощрение — выражение уверенности в человеке или организации, например, «Я верю в его способность выполнять работу».
    • Экзистенциальная претензия — заявлять о вере в существование объекта или явления с подразумеваемой необходимостью обосновывать свои претензии на существование. Он часто используется, когда объект нереален или его существование вызывает сомнения. «Он верит в ведьм и призраков» или «многие дети верят в фей» — типичные примеры. [13]

    Бредовые убеждения

    Бредовые идеи определяются как убеждения в психиатрических диагностических критериях [ необходима ссылка ] (например, в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам ). Психиатр и историк Г.Э. Берриос оспорил мнение о том, что бред является подлинными убеждениями, и вместо этого назвал их «пустыми речевыми действиями», когда пострадавшие люди мотивированы выражать ложные или странные убеждения из-за основного психологического расстройства. Однако большинство специалистов в области психического здоровья и исследователей относятся к бреду так, как если бы это были подлинные убеждения.

    В романе Льюиса Кэрролла « Зазеркалье » Белая Королева говорит: «Иногда до завтрака я верила в шесть невозможных вещей». Это часто цитируется в насмешку над общей способностью людей придерживаться убеждений, противоречащих действительности.

    См. также

    • Отношения
    • Программная модель убеждения-желания-намерения
    • Распространение убеждений
    • Версия убеждения
    • Система убеждений
    • Когнитивный диссонанс
    • Коллективная вера
    • Консенсусная реальность
    • Конструктивизм
    • Конструктивистская эпистемология
    • Культуроспецифический синдром
    • Заблуждение
    • Сомнение
    • Доксастическая логика
    • Ожидание
    • Вера
    • Ложные убеждения
    • Синдром ложной памяти
    • Народная психология
    • Проблема Геттье
    • Идея
    • Ноцебо
    • Эффект ожидания наблюдателя
    • Мнение
    • Плацебо
    • Пропозициональная установка
    • Пропозициональные знания
    • Религиозные убеждения
    • Самообман
    • Духовность
    • Эффект ожидания субъекта
    • Внушаемость
    • Предложение
    • Субъективная проверка
    • Теория оправдания
    • Теорема Томаса
    • Правда

    Ссылки

    1. Schwitzgebel, Eric (2006), «Вера», in Zalta, Edward, The Stanford Encyclopedia of Philosophy , Stanford, CA: The Metaplato Research Lab, http:// stanford. edu/entries/belief/, получено 19 сентября 2008 г., .
    2. ↑ Gettier, EL 1963, «Оправдано ли истинное знание веры?», Analysis , vol. 23, нет. 6, стр. 121-123
    3. ↑ Goldman, AI 1967, «Причинная теория познания», Философский журнал , том. 64, нет. 12, стр. 357-372
    4. ↑ Белл, В., Халлиган, П.В. и Эллис, Х.Д. (2006) Когнитивная нейронаука веры. В Питере В. Халлигане и Манселе Эйлуорде (ред.) Сила веры: психологическое влияние на болезни, инвалидность и медицину . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-853010-2
    5. ↑ Линн Руддер Бейкер, Saving Belief , Princeton University Press, 1989, ISBN 978-0-691-02050-1
    6. ↑ Эндрю Гельман, Дэвид Парк, Борис Шор, Джозеф Бафуми, Джеронимо Кортина, Красный штат, Синий штат, Богатый штат, Бедный штат: почему американцы голосуют так, как они делают , Princeton University Press, 2008, ISBN 978-0- 691-13927-2
    7. ↑ Майкл Аргайл, Психология религиозного поведения, веры и опыта , Routledge, 1997, ISBN 978-0-415-12331-0, стр. 25 «Религия в большинстве культур приписывается, а не выбирается».
    8. ↑ Эрик Хоффер, Истинно верующий , Harper Perennial Modern Classics, 2002, ISBN 978-0-06-050591-2
    9. ↑ Джейн Килбурн, Мэри Пайфер, Мою любовь не купишь: как реклама меняет наши мысли и чувства , Free Press, 2000, ISBN 978-0-684-86600-0
    10. ↑ Бабетт Ротшильд, Тело помнит: психофизиология травмы и лечение травм , WW Norton & Company, 2000, ISBN 978-0-393-70327-6
    11. ↑ Роули, Анна. Лидерская терапия: внутри разума Microsoft. Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2007. стр. 69 ISBN 1-4039.-8403-4
    12. ↑ MacIntosh, JJ 1994. «Возвращение к вере: ответ Уильямсу». Религиоведение , 30, вып. 4: 487-503.
      1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
    13. ↑ Макинтош, Джек. «Вера в», The Oxford Companion to Philosophy , с. 86. ISBN 978-0-19-926479-7

    Внешние ссылки

    • [[1]] — Belief-o-matic
    • [Атеизм как вера?] Atheist Foundation of Australia Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *