Четыре убеждения, из-за которых люди чувствуют себя одинокими :: РБК Pro
Pro Партнер проекта*
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
РБК+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
РБК Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
Материал раздела Здоровье
Здоровье   · Осознанность
Статьи Альпина
Одиночество нередко бывает навязано извне: через социальные нормы или убеждения, которые придумываем мы сами. Но, определив источник этого гнетущего чувства, можно от него избавиться и улучшить свою жизнь
Фото: Dinuka Liyanawatte / Reuters
Из книги Юн Кан Чэня «Любовь внутри. Путь от одиночества к по-настоящему близким отношениям», издательство «Альпина Паблишер».
Изучите приведенные ниже распространенные убеждения относительно чувства одиночества. Прочитайте их вслух и помедлите, чтобы отследить реакцию собственного тела. Если ваше тело сильно реагирует на какое-то из этих убеждений или если из-за них вам становится грустно или одиноко, это означает, что у вас, наверное, такое убеждение есть.
Другие схожие убеждения:
- я никому не нравлюсь;
- меня никто не любит;
- никто не поддерживает меня в том, что я делаю;
- со мной никто не хочет общаться;
- меня никто не замечает.
Распространенное убеждение, которое приводит к тому, что мы страдаем от одиночества, звучит так: я никому не нужен. Вы можете заменить слова «не нужен» другими словами: «нравиться», «любить», «слушать», «поддерживать», «хотеть» или «замечать», и возникнет то же ощущение изоляции. Это убеждение причиняет немалую боль, потому что из-за него мы чувствуем себя невидимыми, нежеланными и незначительными. Оно сообщает нам, что мы не имеем никакого веса для других людей, особенно для тех, кто дорог нам и от кого мы жаждем любви.
Дар убеждения
«Нужно быть убедительным». Когда мы слышим эту фразу, многим сразу представляется навязчивый продавец, пытающийся втюхать второсортный товар доверчивому покупателю. Человек, не слишком привлекательный, готовый умолять, напирать, подавлять авторитетом — в общем, идти на все, лишь бы у него купили хоть что-нибудь.
Но дар убеждения — это совсем про другое. Элизабет Веллингтон, автор ресурса The Muse, написала отличный текст о том, как продавать, не пугая людей своим напором.
В самом деле, умение убеждать других людей — важный навык, который помогает продавать и продукцию, и услуги, и свои гениальные идеи. И даже побеждать в спорах с друзьями.
При этом люди, имеющие дар убеждения, не выглядят ни навязчивыми, ни склонными к доминированию. Напротив, они способны вызывать доверие, умеют слушать и способны склонить на свою сторону так, что вы не чувствуете, будто предаете свои принципы.
Дар убеждения нужен в любой области, но особенно все-таки в той, что касается продаж. Дэвид Бреннан, генеральный управляющий компании Mesa, одного из крупнейших автомобильный дилеров в США, знает, как продавать вещи, выходя за рамки стереотипов.
Излишний напор не работает
Когда менеджер по продажам слишком напорист, это может означать, что на самом деле он не уверен в качестве своего товара — он давит, компенсируя эту самую неуверенность.
Бреннан считает, что излишний напор не работает. Он уверен, что товар нужно прежде всего продать самому себе:
«Если вам самим не хочется приобрести свой товар, у человека, с которым вы общаетесь, возникнет ощущение, будто его хотят купить, а не желание купиться на ваши уговоры».
Чтобы быть с человеком на одной волне, нужно самому чувствовать себя комфортно, и тогда вы будете звучать убедительно, независимо от того, что стараетесь доказать.
Так что первый шаг на пути к успеху — это уверенность в себе и в том, что вы говорите. Для того чтобы ее обрести, придется задать себе несколько неудобных вопросов.
Например, если вы продвигаете новый проект, имеет смысл найти и исправить в нем слабые места.
Если же вы продаете продукт, но до конца не знаете всех его функций, сначала тщательно изучите его и по возможности опробуйте на себе.
В общем, что бы вы ни продавали, прежде чем убеждать других это купить, докажите себе, что это очень нужная штука.
Освойте зеркальное слушание
Умение убеждать есть у тех, кто сосредоточен не на собственной персоне, а на своей аудитории. Когда вы прислушиваетесь к ней, между вами возникает доверие и взаимопонимание: вы слушаете собеседника, и от этого он становится более открытым, восприимчивым к тому, что говорите вы.
Если вы хороший слушатель, это гарантирует вам на 100%, что вас не будут считать слишком навязчивым.
Не нужно быть человеком, который гладко излагает и говорит то, что хочет услышать собеседник. Чтобы стать убедительным, нужно потратить время на то, чтобы по-настоящему услышать человека. Вам нужно понять, что именно его интересует.
Зеркальное слушание — не пассивное. Оно не подразумевает, что вы будете просто стоять и молча внимать, — предполагается, что вы будете поддерживать диалог, «зеркалить» язык тела собеседника, повторяя его жесты, и при этом оставаться в тени, не перетягивая одеяло на себя.
Простой пример. Сам Бреннан, обучая новых менеджеров по продажам, предлагает прибегать к элементарной уловке, позволяющей растопить лед в отношениях, а именно повторять за покупателем то, что тот говорит.
Продавец слышит: «Я пришел купить машину для дочери; она уже взрослая, права есть, пора ездить на теннис самой» — и отвечает: «О, ваша дочь играет в теннис?»
Вполне вероятно, что клиент тогда продолжит: «О да, и у нее отлично получается! Сейчас они уезжают на соревнования, и ей придется вести всю дорогу. Я очень волнуюсь о том, чтобы в дороге не было инцидентов».
Может показаться, что все это пустая болтовня, которая только отнимает время. Однако на деле этот диалог позволяет продавцу выведать нужную информацию.
За несколько минут он узнает, что нужно клиенту (машина для дочери) и что волнует его в первую очередь (ее безопасность). Теперь у продавца есть информация, и он может предложить именно тот вариант, который нужен покупателю.
Зеркальное слушание всегда помогает, когда нужно убедить собеседника в чем-либо. Не только покупателя: так же можно общаться и с менеджером по подбору персонала во время собеседования, и с друзьями, которых вы хотите склонить к походу в новый ресторан.
Решайте проблему
Когда вы уже поняли, что волнует вашего собеседника, предлагайте идеи решения этой конкретной проблемы.
Если снова обратиться к примеру с отцом, покупающим подержанную машину для дочери, то продавцу в этом случае стоит сосредоточиться именно на вопросе безопасности, потому что именно это для клиента важнее всего.
«Я понимаю, что цена этой машины находится на самом верху ценового диапазона, на который вы рассчитывали. Я вам ее предлагаю, потому что мы недавно поставили на нее новые шины и, в отличие от других автомобилей этой модели, она оснащена антиблокировочной системой. К тому же в рейтинге безопасности она на самом верху».
Обратите внимание: продавец не дает излишних обещаний, не преувеличивает, он просто честно (и доверительно) объясняет, почему его товар подходит этому клиенту. Таким образом, он предлагает человеку простое и быстрое решение его проблемы.
Создавая атмосферу доверия, используя приемы зеркального слушания и решая проблему, вы на самом деле формируете особенные отношения. Вместо того чтобы напирать на людей, вы показываете, что вам понятны их нужды, и даете совет, основанный на вашем опыте и знаниях. Это взаимовыгодный процесс, и никто никому ничего не навязывает.
Фото: Shutterstock.com
Удивительные способы формирования убеждений
Вы не так рациональны, как вам кажетсяКаждый год 15 февраля на изолированном острове посреди южной части Тихого океана члены Армии Танна поклоняются богу, маршируют в парадах в стиле милитари. Они одеты в красное, белое и синее, на груди у них красуется США, и маршируют с бамбуковыми «винтовками». Развевается американский флаг. Звучат патриотические песни.
Потому что на этом острове архипелага Вануату бог — американский солдат. И его зовут Джон Фрум.
Источник: Кембриджская энциклопедия антропологииКак именно возникла эта религия, до сих пор до конца не известно. По некоторым сведениям, Джон Фрум впервые появился на Танне примерно в 1930 году в полных американских военных регалиях, пообещав им, что, если они вернут свои традиции и обычаи, он вернется и принесет им богатство и товары.
Меланезийцы, жившие на изолированных островах две тысячи лет, выработали уникальные традиции, обычаи и верования. После того, как европейцы «открыли» острова, англичане и французы объявили их колониями. Христианские миссионеры быстро последовали за ними. Хотя с таннесцами плохо обращались, не уважали и перегружали работой, они пытались сохранить свою культуру и традиции.
Затем, во время борьбы с Японией во Второй мировой войне, американские военные применили стратегию прыжков по островам. Как только база была построена и доставлено достаточно груза, они перебрались на следующий остров. И поскольку основное внимание уделялось меньшим и менее охраняемым островам, ранее изолированное население подвергалось воздействию «волшебства» современных технологий. Самолеты. Оружие. Медицина. Фабричная одежда. Консервы, как Спам.
Их Мессия вернулся. Пророчество сбылось!
После окончания войны Джон Фрам (возможно, Джон из Америки) уехал. Но, надеюсь, после достаточного количества празднований, молитв и символических подношений он вернется и принесет с собой больше добра.
Эта система убеждений может показаться вам странной. Впервые я услышал это во время посещения Вануату, заметив импровизированные взлетно-посадочные полосы и «самолеты», сделанные из травы, и я вполне допускаю непроизвольный наклон головы.
Но посмотрите, что ответил вождь Исаак Ван, когда его спросили, почему спустя 60 лет после того, как Джон пообещал вернуться с грузом, последователи все еще верят в него.
«Вы, христиане, две тысячи лет ждали возвращения Иисуса на землю и не теряли надежды».
Трудно с этим поспорить.
Итак, как мы формируем убеждения? Мы думаем, что следуя уликам, пришли к выводу. На самом деле мы приходим к нашим убеждениям иррациональными путями, а затем идем в обратном направлении, чтобы найти доказательства, оправдывающие убеждения.Источник: верно ли утверждение? Используйте эти четыре критерия для оценки доказательств.
Нам нравится думать, что мы рациональны, и что мы верим во что-то, потому что следовали доказательствам до логического вывода. И мы были бы неправы.
Оценка улик требует времени и энергии, а наш мозг ленив. Легче поверить в то, что мы слышим, чем сомневаться в этом.
На самом деле большинство наших убеждений — это просто продукт социализации, доверия, географии и эмоций.
И как только убеждение сформировано, мы не склонны менять свое мнение.
Нам нужны объясненияЛюди от природы любопытны. Если вы когда-нибудь проводили много времени с малышом, вы наверняка слышали, как он спрашивал: «Но почему?» Много. И наше любопытство приводит нас к поиску объяснений.
Эти представители неустановленного племени в бразильском штате Акко, вероятно, пытаются выяснить, что летает в небеИсточник: Gleilson Miranda/Secretaria de Comunicação do Estado do Acre
Мы ищем закономерности : Наши мозг постоянно пытается навести порядок в хаотичном мире, соединить точки так, чтобы это имело смысл.
Например, вас всю ночь тошнит. Что заставило вас заболеть? Taco Bell, который ты съел на ужин?
Или ты один в доме ночью и слышишь звук….. Это был кот? Вор? Призрак?
Или представьте, что вы идете по лесу и слышите звук. Это ветер? Или это горный лев? Ваша жизнь на кону!
Если вы считаете, что это хищник, а это просто ветер шелестит в деревьях, вы живы. Параноик, но живой. Но если это на самом деле хищник, и вы предполагаете, что это просто ветер, вы мертвы. В принципе, лучше видеть закономерности, даже если их нет.
Один из типов узоров, в распознавании которых мы преуспеваем, — это лица. Опять же, это адаптивно, чтобы уметь отличать друга от врага. Или Иисус Христос на рыбной палочке.Мы предполагаем намерения : Наш мозг ищет больше, чем порядок. Они ищут смысл и цель. Наша вера в преднамеренные силы, вероятно, развивалась вместе с нашим распознаванием образов… как хищник в лесу, который, как вы предполагаете, собирается вас убить.
Например, ребенок, который спрашивает «почему?» часто предполагает наличие причины или цели. Почему есть озера? Так что мы можем плавать в них! Почему существуют птицы? Петь нам красивые песни!
Мы видим это и у взрослых. Например, ураган был наказанием от бога. Или, надев свои счастливые носки, вы сможете выиграть игру. Или, молясь о том, чтобы ваш компьютер не потерял всю вашу работу, вы спасете свою статью.
Вера в сверхъестественное, вероятно, связана с обнаружением агентством. Поскольку мир природы сложен и находится вне нашего контроля, мы видим работу призраков, демонов, богов и ведьм. Но не все имеет цель или сверхъестественную причину. Иногда что-то просто происходит.
Верить — наша установка по умолчаниюМы завалены информацией, весь день, каждый день. Было бы слишком утомительно ставить под сомнение каждую вещь. Поэтому, как правило, мы этого не делаем, а вместо этого полагаемся на множество коротких путей, чтобы определить, что является правдой.
Мы верим в то, во что верят окружающие религия и политика формируются до того, как у нас появляется возможность подвергнуть их сомнению.
Религии мира. Источник: http://de.wikipedia.org/wiki/Bild:Weltreligionen.pngЧем больше убеждение соответствует нашему нынешнему мировоззрению, тем больше вероятность того, что мы примем его за истинное : В конце концов, к чему скептически сомневаться в том, что то, что вы уже «знаете», верно?
Эта тенденция искать и отдавать предпочтение информации, которая поддерживает то, во что мы уже верим, или предвзятость подтверждения, делает нас склонными поддаваться «фейковым новостям». Перед выборами 2016 года истории с «фейковыми новостями», такие как о том, что Папа Римский поддержал Дональда Трампа на посту президента, а Хиллари Клинтон организовала банду педофилов в подвале пиццерии, широко распространялись и верили многим, кто стал жертвой существующих предубеждений. .
Мы верим тому, что слышим : Вы слышали, что Наполеон был низкорослым? Ну, он не был. При росте около пяти футов шести дюймов он был среднего роста для мужчины того времени. Но миф настолько распространен в нашей культуре, что продолжает жить.
Чем больше мы что-то слышим, тем больше вероятность, что мы в это поверим. Даже если утверждение ложно. Причем, даже если повторение заключается в развенчании дезинформации.
Назад к фейковым новостям. Из-за сочетания личного выбора друзей и источников новостей, а также алгоритмов, разработанных для того, чтобы поддерживать нашу вовлеченность, мы можем оказаться в ловушке внутри эхо-камер, где информация повторяется. Важно помнить, что если мы видим заголовок или утверждение несколько раз, это не означает, что это правда.
Мы доверяем своему личному опытуДо того, как люди развили язык, наши чувства были основным способом познания окружающего мира. В детстве мы видим и слышим раньше, чем можем общаться. И наши чувства относительно надежны. Будем надеяться, что наше зрение и слух предупредят нас о приближающейся машине, а обоняние и вкус предупредят нас, чтобы мы не ели тухлую пищу, которая может вызвать у нас тошноту.
Многие из нас думают, что наш личный опыт — лучший способ что-то узнать. Например, присяжные считают показания очевидцев лучшим доказательством. Многие считают гомеопатию эффективной, потому что они пробовали ее, и она сработала. И люди могут верить в призраков, потому что видели их.
Проблема в том, что наше восприятие не так точно, как нам кажется. Наше восприятие — это субъективная интерпретация реальности, на которую влияют наши прошлые переживания, ожидания, эмоции и предубеждения.
По существу, восприятие не является реальностью. Это линза, через которую мы фильтруем реальность.
Вернуться к примерам. Ошибочные показания очевидцев являются основной причиной неправомерных обвинительных приговоров.
Ричард Фейнман сказал это лучше всех: Вас легче всего одурачить!В гомеопатии буквально нет ничего, что могло бы вызвать биологическую реакцию. Это плацебо. А вот эффект плацебо, улучшение самочувствия из-за ожиданий, реален.
А насчет привидений: однажды я ночевал в замке с привидениями на Рейне в Германии. Я не обязательно из тех, кто верит в призраков, но я определенно был в состоянии повышенной готовности всю ночь. Что это был за звук? Был ли тот холодный воздух, который я только что почувствовал? Что это было краем глаза?
Дело в том, что восприятие влияет на то, как мы воспринимаем реальность. Мы предполагаем, что видеть значит верить. Но на самом деле верить — значит видеть.
Мы с большей вероятностью поверим информации от людей, которым доверяемЛюди — социальные животные. Безопасность наших предков зависела друг от друга, и вместе мы можем знать больше, чем каждый из нас по отдельности. Таким образом, доверие было и остается необходимым условием выживания. Наш личный опыт может только завести нас так далеко. Доверие к другим и их опыту дает нам кратчайший путь к тому, что принимать за правду.
Мы верим авторитетным лицам : Само наше выживание в детстве зависит от наших родителей и других доверенных членов семьи. Почему они должны слушать? «Потому что я так сказал!»
Например, родители говорят детям, чтобы они не играли с ножами и не ели собачьи какашки, так что очевидно, что дети приспосабливаются к тому, чтобы слушать взрослых. Большинство также верят в Санта-Клауса и Зубную фею по той же причине.
Став взрослыми, мы продолжаем доверять авторитетам, от наших религиозных лидеров до политиков.
Мы верим в то, во что верят члены нашего «племени» : «Племена» — это любые группы с общими интересами или идентичностью, от национальности до политики, религии, расы/этнической принадлежности и многих других. Наши племена являются источником гордости, и чтобы повысить нашу самооценку, мы повышаем положение нашей группы. Мы хотим, чтобы наше племя «победило». Таким образом, «истина» зависит от того, является ли человек, делающий заявление, одним из «нас» или одним из «них».
Как видите, доверять авторитетам и нашим племенам в плане знаний может быть проблематично. Они могут ошибаться, и все же несогласие может стоить нам нашего социального положения в нашей группе.
Например, после терактов 11 сентября 2001 года американцы объединились под нашей общей национальной идентичностью. Патриотические проявления были повсеместны, поскольку американцы сигнализировали друг другу о своей племенной принадлежности. К сожалению, несогласие с американской внешней политикой было названо «непатриотичным», что отражено в печально известной фразе Джорджа Буша-младшего: «Вы с нами или вы с террористами».
Проблема здесь не в том, что мы доверяем одним источникам больше, чем другим. Проблема в том, чему мы доверяем. Вы можете нежно любить своего дядю или быть гордым демократом или республиканцем, но ни то, ни другое не является по сути заслуживающим доверия источником всех знаний!
Главное сообщениеНаш мозг — это двигатель убеждений. Требование доказательств для всех наших убеждений заняло бы слишком много времени и энергии, поэтому вместо этого мы полагаемся на короткие пути, которые помогут нам определить, что является правдой.
Сформировав убеждения, мы ищем доказательства, подтверждающие их, часто упуская из виду доказательства, которые не подтверждают то, что мы уже считаем верным. И поскольку мы чувствуем, что пришли к нашему убеждению путем логической оценки доказательств, мы менее склонны передумать.
Если мы хотим привести наши убеждения в соответствие с истиной, мы должны сначала спросить , как мы вообще пришли к этому убеждению. Но обычно мы не думаем подвергать сомнению наши убеждения. Мы просто предполагаем, что они верны.
Многие из нас окружены людьми, разделяющими наши убеждения. Я столкнулся с некоторыми из своих собственных предположений на крошечном острове в южной части Тихого океана, но в современном подключенном мире не нужно заходить так далеко.
Итак, давайте выйдем из наших эхокамер и узнаем, во что верят другие, и дадим себе возможность узнать о себе.
, чтобы узнать больше
Американская психологическая ассоциация, по причине полагать, что
Майкл Шермер, The Velive Brain
Психология сегодня, Почему люди верят в Бога
Смитсоновский журнал, в Иоанн. Trust
Scientific American, Почему люди верят, что невидимые агенты управляют миром
Спасибо Джону Куку, Линни Брюс и Энтони Тречек-Кингу за их отзывы.
Общие религиозные убеждения родителей и подростков
Исследования показывают, что родители оказывают большое влияние на религиозное поведение своих детей. 35 Например, существует значительное совпадение между тем, как часто подростки и их родители посещают религиозные богослужения (см. главу 3). Но как быть с религиозными убеждениями? Согласны ли подростки и их родители в этом отношении? Для большинства семей ответ, кажется, да. Около половины опрошенных родителей говорят, что их подросток придерживается «всех тех же» религиозных убеждений, что и они, а еще четверо из десяти родителей говорят, что их подросток придерживается «некоторых» тех же религиозных убеждений, что и они.
Согласны ли с этим подростки? Действительно, около половины подростков в возрасте от 13 до 17 лет говорят, что их родители придерживаются тех же религиозных убеждений, что и они. И среди подростков, чьи родители говорят, что у них одинаковые религиозные убеждения, 76% дают такой же ответ. Дополнительные анализы, однако, показывают, что среди подростков, которые говорят, что у них есть как минимум религиозных убеждения, отличающихся от их родителей, третий сообщает, что их родители не знают, что их религиозные убеждения отличаются. И хотя около половины подростков говорят, что у них есть хоть какие-то религиозные убеждения, отличные от убеждений их родителей, только 9% сообщают, что наличие различных религиозных убеждений вызывает конфликты в их семье.
Что имеют в виду подростки, когда говорят, что их религиозные убеждения отличаются от убеждений их родителей? Некоторые распространенные ответы подростков заключаются в том, что они подвергают сомнению некоторые убеждения своих родителей, что им не нравится ходить на богослужения так сильно, как этого хотят родители, что они менее строги или консервативны, чем их родители, и что они не верьте ни в Бога, ни в религию. Всего 8% подростков, чьи религиозные убеждения отличаются от убеждений их родителей, сообщают, что им 9 лет.0003 более религиозны, чем их родитель.
С ростом религиозного разнообразия в США межконфессиональные браки стали относительно обычным явлением. Однако их распространенность значительно варьируется. Протестантские и неаффилированные подростки примерно в три раза чаще, чем евангелические протестантские подростки, живут в межконфессиональном доме. Хотя многие подростки следуют примеру своих родителей, когда дело доходит до религии, это проявляется по-разному для подростков, чьи родители отличаются по своей религиозной принадлежности. Некоторые из этих подростков говорят, что они сами принимают решения о том, какой вере (если есть) следовать, в то время как другие принимают религию родителя, который больше интересуется религией, а у третьих есть родители, которые выбирают за них.
Половина родителей говорят, что их дети-подростки придерживаются тех же религиозных убеждений, что и они.
Многие родители считают, что религиозные убеждения их детей-подростков схожи с их собственными. Около половины (53%) родителей, которые ответили на этот опрос, прежде чем передать его своему подростку, говорят, что у подростка «все те же» религиозные убеждения, что и у них. Еще четверо из десяти (42%) сообщают, что их подростки имеют «некоторые из тех же» религиозных убеждений. Немногие родители (4%) говорят, что у подростка, который должен был пройти опрос после них, были «совершенно другие» религиозные убеждения.
Протестантские и нерелигиозные родители относительно маловероятно, что их подросток разделяет все их религиозные убеждения. Всего четыре из десяти основных протестантских и неаффилированных родителей говорят, что религиозные убеждения их подростков полностью совпадают с их собственными. Для сравнения, две трети родителей-евангелистов-протестантов и 55% родителей-католиков говорят, что религиозные убеждения их подростков такие же, как и у них самих. Тем не менее, подавляющее большинство родителей во всех крупных религиозных группах, проанализированных в этом отчете, говорят, что их подросток разделяет по крайней мере некоторые из их убеждений; не более 7% в любой религиозной традиции говорят, что их подростковые убеждения совершенно другие.
Родители, которые регулярно посещают богослужения, чаще всего говорят, что религиозные убеждения их подростков схожи с их собственными. Около двух третей родителей, которые посещают богослужения один или два раза в месяц или чаще (65%), говорят, что их дети-подростки придерживаются тех же религиозных убеждений, что и они. Для сравнения, менее половины родителей, которые посещают занятия несколько раз в год или реже (44%), сообщают, что их дети-подростки придерживаются тех же религиозных убеждений, что и они. Аналогичная картина возникает среди родителей, основываясь на важности религии в их жизни; те, кто говорит, что религия очень важна для них, с большей вероятностью сообщат, что они и их подросток разделяют одни и те же убеждения.
Считают ли родители, что религиозные убеждения их подростков похожи на их собственные, также зависит от партийной принадлежности и семейного положения. В то время как 58% родителей-республиканцев и сторонников республиканцев говорят, что религиозные убеждения их подростков такие же, как и их собственные, меньшее количество родителей-демократов и сторонников демократов считают, что это так (48%). А 54% состоящих в браке и совместно проживающих родителей говорят, что их подросток разделяет все их религиозные убеждения, по сравнению с 44% родителей-одиночек.
Родители старшеклассников реже, чем родители младших подростков, заявляют, что у них одинаковые убеждения. В то время как 55% родителей с подростками в 10-м классе или младше сообщают, что их подросток имеет все те же религиозные убеждения, меньше родителей с подростками в 11-м и 12-м классе (47%) говорят то же самое.
Около половины подростков говорят, что у них те же религиозные убеждения, что и у их родителей
То, что родители верят, что у них те же религиозные убеждения, что и у их детей, не означает, что их дети обязательно с ними согласны. Следовательно, в ходе опроса подростков также спрашивали, насколько, по их мнению, их религиозные убеждения схожи с убеждениями их родителей (имеется в виду родитель, участвовавший в опросе). Около половины (48%) подростков в возрасте от 13 до 17 лет сообщают, что они и их родители разделяют одни и те же религиозные убеждения. Почти столько же (43%) говорят, что они разделяют некоторые убеждения со своими родителями, а 8% говорят, что у их родителей совсем другие религиозные убеждения.
Родители и их дети-подростки часто — но не всегда — сходятся во мнениях относительно того, разделяют ли они одни и те же религиозные убеждения. Три четверти подростков, чьи родители говорят, что у них одинаковые религиозные убеждения, согласны с этой оценкой; тем не менее, каждый пятый говорит, что у них есть лишь «некоторые» одинаковые религиозные убеждения.
Существуют большие различия между религиозными традициями в том, думают ли подростки, что у них те же религиозные убеждения, что и у их родителей. Подростки с религиозной принадлежностью (57%) почти в два раза чаще, чем неаффилированные подростки (30%), говорят, что придерживаются тех же религиозных убеждений, что и их родители, что может отражать рост числа неаффилированных между поколениями. 36 Действительно, как отмечалось в первой главе, подростки чаще, чем их родители, говорят, что не имеют религиозной принадлежности, что может отражать различные убеждения. Среди подростков-христиан наоборот выделяются протестанты-евангелисты. Две трети подростков-евангелистов говорят, что у них все те же религиозные убеждения, что и у их родителей, по сравнению с 53% протестантских подростков и 52% католиков, которые говорят это.
Считают ли подростки, что у них те же религиозные убеждения, что и их родители, также зависит от их собственной посещаемости богослужений. Подростки, которые говорят, что посещают религиозные службы на регулярной основе, то есть один или два раза в месяц или чаще, гораздо чаще, чем те, кто посещает реже, говорят, что они и их родители разделяют одни и те же религиозные убеждения (64% против 36%). Точно так же подростки с большей вероятностью сообщат, что у них те же убеждения, что и у их ответивших родителей, когда они придают большее значение религии в своей жизни.
Восприятие общих религиозных убеждений также зависит от уровня обучения. Четверо из десяти подростков в 11-м или 12-м классе сообщают, что их родители придерживаются одинаковых религиозных убеждений. Напротив, 54% 9-х и 10-х классов и половина подростков 8-го класса и младше говорят, что их родители придерживаются тех же религиозных убеждений, что и они.
Подростки, которые посещают богослужения с двумя родителями, с относительной вероятностью заявят, что их религиозные убеждения совпадают с убеждениями родителя, принимавшего участие в опросе до них. Шесть из десяти подростков, которые посещают богослужения с обоими родителями, говорят, что у них те же религиозные убеждения, что и у их родителей, по сравнению с 45% тех, кто посещает богослужения с одним родителем, и 35% тех, кто не посещает богослужения. Подростки, которые никогда не посещают религиозные службы, также чаще других говорят, что их убеждения сильно отличаются от убеждений их родителей (16%).
Почему подростка посещают богослужения, похоже, не менее важно. Среди подростков, которые говорят, что посещают службы в основном потому, что хотят, две трети также сообщают, что их религиозные убеждения совпадают с убеждениями их родителей. Напротив, среди тех, кто говорит, что они посещают школу, потому что этого хотят их родители, только четверо из десяти говорят, что придерживаются тех же религиозных убеждений, которых придерживаются их родители.
Подростков, которые сообщают о том, что их религиозные убеждения совпадают или совершенно отличаются от убеждений их родителей, также напрямую спрашивали, знают ли их родители об этих различиях. В целом, большинство подростков говорят, что их родители знают, но треть (34%) указывают, что их родители не знают о различиях. А подростки, исповедующие какую-либо религию, чаще, чем неаффилированные, говорят, что их родители не знают, что их убеждения отличаются от других (40% против 28%).
Большинство подростков сообщают о незначительных конфликтах или об отсутствии конфликтов из-за религии со своими опрошенными родителями
Каковы последствия того, что половина американских подростков говорят, что по крайней мере некоторые их религиозные убеждения отличаются от их родителей? В целом, 9% опрошенных подростков говорят, что их убеждения отличаются от убеждений их родителей и что это различие вызывает конфликт с их родителями, по сравнению с 35%, которые говорят, что это , а не вызывает конфликт, хотя их родитель знает у них разные убеждения. На вопрос о конфликте, вызванном разными убеждениями, 7% подростков ответили, что их родители не знают о различиях. 37 Оставшаяся половина подростков говорят, что разделяют те же религиозные убеждения, что и их родители (48%), или отказываются отвечать на вопрос (1%).
В этом отношении между подростками из разных религиозных традиций относительно мало различий. Хотя неаффилированные подростки (69%) гораздо чаще, чем аффилированные подростки (42%), сообщают, что их религиозные убеждения не совпадают с убеждениями их родителей, они не чаще сообщают о конфликтах со своими родителями из-за этих различий.
Подростки, которые посещают богослужения в основном потому, что этого хотят их родители, немного чаще, чем те, кто посещает их по собственному желанию, говорят, что у них есть хотя бы какой-то религиозный конфликт с родителями (13% против 7%). Очень немногие подростки (5%), которые говорят, что никогда не посещают религиозные службы, сообщают, что различия в вере вызывают конфликты с их родителями.
Четыре из десяти подростков, чьи религиозные убеждения отличаются от родительских, говорят, что они менее религиозны и менее уверены в своих убеждениях
Примерно половину подростков, заявивших, что их религиозные убеждения не совпадают с убеждениями их ответивших родителей, попросили объяснить своими словами, чем их убеждения отличаются от убеждений их родителей. В целом, 14% подростков, получивших этот вопрос, говорят, что сомнения или неуверенность в своих убеждениях — вот что отличает их от родителей. Некоторые из этих подростков обсуждают общую неуверенность, например, тот, кто сказал: «Она определенно верит в бога, а я не уверен». Другие выражают более конкретные опасения, например, один подросток сказал: «Иногда я просто ни во что не верю. Почему Бог позволяет людям умирать или с хорошими людьми случаются плохие вещи?»
Неуверенность в вере особенно актуальна для различий между неаффилированными подростками и их родителями. Один из пяти неаффилированных подростков, которые сообщают, что их религиозные убеждения отличаются от убеждений опрошенных родителей, говорят о неуверенности, по сравнению с 9% связанных подростков, которые сообщают, что их религиозные убеждения отличаются таким образом.
Еще 7% подростков, которые говорят, что их религиозные убеждения отличаются от убеждений их родителей, указывают, что они просто менее религиозны, чем их родители, или что они менее строги или консервативны, чем их родители. Эти ответы включают общие комментарии, такие как: «Мой папа, вероятно, более религиозен, чем я». Другие дают более конкретные ответы, например: «Мои родители всему верят и стараются жить по слову Божьему. Иногда я не живу по слову Божьему, хотя мои родители считают, что это неправильно». Такие ответы чаще всего исходят от религиозных подростков. Каждый десятый аффилированный подросток, сообщающий о своих убеждениях, отличных от убеждений их родителей, отмечает, что они менее консервативны, чем их родители. Для сравнения, 3% неаффилированных подростков, которые сообщают, что у них разные убеждения, говорят то же самое.
Еще 7% подростков, которые сообщают, что их убеждения отличаются от убеждений их родителей, указывают на отсутствие интереса к посещению церкви или других богослужений как на ключевое различие между ними и их родителями. Некоторые из этих подростков говорят что-то вроде: «Мне не нравится церковь». Некоторые дают более конкретные ответы, задаваясь вопросом, необходимо ли посещение богослужений для того, чтобы быть религиозным. Например, один подросток отмечает: «Я не чувствую, что мне нужно ходить в церковь, чтобы верить в бога или быть частью религии». Религиозно связанные подростки (9%) несколько чаще, чем неаффилированные подростки (4%), сосредотачиваются на богослужении как на главном различии между ними и их родителями.
Среди подростков, которые говорят, что их религиозные убеждения отличаются от убеждений их родителей, 6% указывают на неверие в Бога как на ключевое отличие. Некоторые из этих подростков давали решительные заявления, например: «Я не верю в Бога». В некоторых случаях они описывают конфликт между собой и своим родителем (родителями): «Я не верю в бога, и меня заставляют ходить в воскресную школу, пока я не стану убежденным католиком». Или: «Я не такой доверчивый, как моя мама, и не верю в Бога. Это все фигня».
Важно отметить, однако, что 8% подростков, которые сообщают, что их убеждения отличаются от убеждений их родителей, говорят, что они более религиозны, чем их родители, или ходят на богослужения чаще, чем их родители. В некоторых случаях подростки указывают на несогласие с основными убеждениями. Например: «Я верю, что бог есть, а мой родитель — нет». Или: «Я читал Библию». Точно так же один респондент отмечает: «Я верю, что после смерти ты попадешь в рай. Мама со мной не согласна». Другие указывают на различия в религиозном участии. Например, один подросток, пишущий об отце, поясняет: «Я хожу в церковь и КДД и помогаю в церкви. Он не ходит в церковь». Наконец, другие дают более общие ответы, например: «Я бы сказал, что я более религиозен, чем мои родители».
Каждый седьмой подросток живет с двумя родителями, принадлежащими к разным религиям
Оставшаяся часть этой главы посвящена различиям между подростками из межконфессиональных и монорелигиозных семей (см. врезку «Определение межконфессиональных домов» ниже). Опрос показал, что семь из десяти подростков живут в семьях с двумя родителями, исповедующими одну и ту же религию (или без религии), 14 % — с двумя родителями, исповедующими разные религии (включая одного аффилированного родителя и одного неаффилированного родителя), и 16 % дома с одним родителем. 38
Подростки-евангелисты-протестанты с наименьшей вероятностью будут жить в межконфессиональном доме: всего 7% живут в такой среде. Для сравнения, 14% подростков-католиков, каждый пятый неаффилированный подросток и 22% протестантских подростков живут в межконфессиональных домах.
Если посмотреть с другой стороны, чем отличаются религиозные характеристики и поведение подростков, живущих в межконфессиональных домах, от других? Проще говоря, подростки, живущие в межконфессиональных домах, менее религиозны, чем те, у кого двое родителей исповедуют одну и ту же религию.
Например, 44% подростков, живущих в межконфессиональных домах, не исповедуют религию, по сравнению с 29% в домах, где два родителя разделяют религию. Подростки в межконфессиональных домах также реже, чем подростки в домах, где два родителя исповедуют одну и ту же религию, посещают религиозные службы хотя бы раз в месяц и говорят, что религия очень важна в их жизни.
(Различия между теми, кто живет в религиозно смешанных семьях, и теми, кто живет в семьях с одним родителем, статистически незначимы. )
Определение межконфессиональных домов
Что значит сказать, что подросток живет в межконфессиональном доме или что у него есть межконфессиональные родители? Существует множество возможных способов определения межконфессиональных семей. Является ли межконфессиональное понятие субъективным, основанным на том, считают ли члены семьи свои религиозные убеждения и идентичность отличными друг от друга? Или оно более объективно, отражая различия в формальной религиозной принадлежности членов семьи? Считаются ли межконфессиональными парами пары, принадлежащие к разным сектам или конфессиям одной и той же мировой религии (например, христианства)? Являются ли католик и баптист межконфессиональной парой или методист и пресвитерианин? Кроме того, речь идет о взрослых, которые живут в доме подростка, или о биологических родителях подростка, независимо от того, с кем они живут? А если у двух родителей одинаковая религиозная принадлежность, а у подростка разная – это считается? На эти вопросы нет единого, правильного ответа.
В этом отчете основное внимание уделяется взрослым, с которыми живут подростки, и объективно определяются межконфессиональные дома на основе информации, предоставленной ответившим родителем. Каждый опрошенный родитель предоставил подробную информацию о своей религиозной принадлежности и, если они состоят в браке или совместно проживают с партнером, о религиозной принадлежности их супруга или партнера. Эти религиозные принадлежности были сгруппированы в следующие традиции: протестантская, католическая, мормонская, православная, свидетели Иеговы, другие христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, индуисты, другие мировые религии, другие религии и неаффилированные. Если ответивший родитель и их супруг или сожитель принадлежат к разным традициям, они считаются межконфессиональными. Учитывая эти категории, методисты и пресвитериане (или любые другие комбинации протестантских деноминаций) будут не будут считаться межконфессиональными, а католик и протестант будут. Важно отметить, что эта мера межконфессиональной принадлежности фокусируется на доме подростка, а не на его биологических родителях. И он не определяет различия в убеждениях или религиозных мировоззрениях между родителями как межконфессиональные, а только их религиозную принадлежность. Он также не считает дом, в котором родитель и подросток имеют разную религиозную принадлежность, межконфессиональным домом, потому что анализ направлен на изучение среды, в которой живет подросток, и связи, которая может иметь место с его собственной религиозной идентичностью, убеждениями и практики.
Когда у родителей разные религии, подростки дают разные ответы о том, как они выбирают, какой из них следовать
Когда их родители исповедуют разные религии, как подростки выбирают, какой религии (или неверию) следовать? В ходе опроса подросткам задавался вопрос о том, исповедуют ли их родители — все их родители, а не только тот, кто принимал участие в опросе до них, или те, с кем они живут, — ту же религию, что и друг с другом, или разные религии. Если подростки указывали, что их родители исповедуют другую религию и что они исповедуют ту же религию, что и хотя бы один из родителей, их затем просили объяснить своими словами, как они выбрали.
Примерно каждый пятый подросток (21%) говорит, что они приняли собственное решение, основываясь на том, что им казалось правильным или имело смысл. Некоторые дают общие ответы, например: «Я просто выбрал себя» или «Я следовал тому, что, по моему мнению, было для меня лучше». Другие предоставляют больше контекста. Например: «Я ходил в церковь со своей мамой, которая баптистка, и я ходил в церковь со своим отцом, который католик, и оттуда я решил».
Аналогичная доля (19%) говорит, что один из родителей более религиозен, чем другой, или что один родитель больше заботится о религии, чем другой, что повлияло на их выбор. Например, «Мой папа регулярно водит меня в церковь, тогда как моя мама почти ничего не делает» или «У моего отца нет церкви, поэтому я последовал за мамой».
Еще 16% подростков, чьи родители исповедуют разные религии, дали понять, что их родители выбрали для них религию или что они в основном выросли в религии одного из родителей. Например, «я был крещен как католик, и это было согласовано обоими моими родителями, так что это было обоюдное решение моих родителей». Точно так же «это то, с чем [я] родился и вырос». Это часто представляется как выход из-под контроля подростка. Другие типичные ответы включают варианты выбора матери подростка. А в некоторых случаях подростки признают отсутствие приверженности выбранной для них религии. Например: «Я католик, потому что меня заставляет мать, но меня не интересует никакая религия».
Конечно, семьи меняются. Другой распространенный набор ответов, на который приходится 8% подростков, которые говорят, что их родители исповедуют другую религию, отражает меняющиеся обстоятельства в некоторых семьях, указывая на тот факт, что некоторые подростки в основном воспитывались одним из их межконфессиональных родителей. Например: «Я всю жизнь живу с мамой, поэтому следую ее вере». Точно так же «моя мама воспитывала меня до того, как вышла замуж за моего отчима».
Предыдущее исследование Pew Research Center, в котором анализировалось религиозное воспитание взрослых респондентов, показало, что матери, как правило, считаются более ответственными за религиозное воспитание, когда родители исповедуют разные религии, и что лица смешанного религиозного происхождения с большей вероятностью примут религию своей матери.