Воля в психологии кратко: 4. Воля. Психология: конспект лекций

Воля – это в психологии: характеристика и примеры проявления, роль воли в жизни человека

Понять, что такое воля в жизни человека, постоянно пытались философы разных времен, но до сих пор в этом вопросе нет четкой точки зрения. Приведем наиболее распространенное определение этого понятия. Воля это в психологии стремление индивидуума достичь желаемой цели, преодолевая внутреннее и внешнее противодействие. По словам Л.С. Рубинштейна, волевое усилие упорядочивает деятельность, задает цель в жизни, изменяет сознание, корректирует действительность соответственно желанию человека.

Содержание

Особенности

Определение, что такое воля, впервые попытался дать греческий мыслитель Аристотель. Ученый считал, что термин формулирует фундамент нравственности и результата деятельности человека. По его мнению, каждый сам отвечает за свою судьбу, делая выбор жизненного направления.

Если индивидуум самостоятельно решает, как поступить или что изменить в настоящем или будущем, то действия меняются по его желанию. Значит, быть хорошим или нет, полностью зависит от человека. По учению Аристотеля статус доброй воли заключается в свободном выборе действий и поступков с ориентацией на разумные намерения.

Осознанное управление своими поступками, поведением, встречает препятствия на пути, которые характеризуются внутренними или внешними мотивами и заставляют применять силу воли, заложенной в структуре характера. При этом функция воли выражается, как активирующий или тормозящий ключ. В результате волевого усилия действие ускоряется, изменяет направленность, останавливается или приобретает иную характеристику.

Это интересно! Определение эмоции – что это в психологии

Методы развития

Воля в структуре характера не закладывается генетически. У каждого есть возможность путем эксплуатации сдерживающего и стимулирующего рычага развить волевые качества, чтобы преодолеть препятствия, отдаляющие реализацию личного благополучия и счастья.

Важно! Чем раньше у ребенка развивать проявление воли: решительность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, тем более часто они будут проявляться во взрослой жизни.

Полезны следующие мероприятия по выработке умения применять волевое усилие:

  • составление плана на текущий день,
  • посещение кружков, спортзала,
  • соблюдение режима на протяжении дня: подъем, игры, занятия.

Взрослые должны контролировать, как ребенок выполняет поставленные задачи. Примеры: если на призыв убрать разбросанные игрушки, ребенок не реагирует, то волевое качество у него не вырабатывается. Ребенок совершает отрицательный выбор в свою пользу. Если у школьника что-то не получается, и он не желает прикладывать усилия для решения данной задачи, значит, силой воли он не обладает, ему требуется наставление взрослых.

Ребенок должен выполнять распорядок дня

Волевые виды, если описать их кратко, основываются:

  • на физиологических процессах, выраженных в реакции нервных процессов мозга,
  • закладываются семьей в ходе воспитания,
  • изменяются у взрослых людей путем регулирования своего поведения, моральных качеств, жизненных устоев,
  • на выработку данной функции воздействуют внешние обстоятельства жизни человека.

Это интересно! Что это такое – девиантное поведение

У людей чаще встречается 3 вида проявления воли:

  1. Духовная (свободный тип) проявляется у верующих в Бога. Например, монах, решивший посвятить свою жизнь Творцу, сознательно отрекается от комфорта и удовольствий мирского существования путем усиления воли. Христиане ограничивают питание в пост, уделяют весомую часть свободного времени молитвам.
  2. Выбор естественного волеизъявления позволяет придерживаться своих принципов в жизни, контролировать поведение.
  3. Вынужденная характеристика воли: человеку приходится подчиняться общественным законам, моральным установкам.

Духовный тип проявления воли у верующих

Как развить волевые качества

В детском возрасте затруднения при воспитании волевых характеристик вызывает излишняя избалованность. Избавиться от приобретенной привычки бывает достаточно сложно.

Важно! Также «медвежью услугу» оказывают родители ребенка, жестко подавляя любую его инициативу. При таком воспитании дети вырастают безвольными.

Развивают волю:

  • понятие необходимости действия,
  • планирование задуманного,
  • осознанная решимость,
  • мотивация,
  • помощь других процессов психики: внимательность, эмоциональность, запоминание, мышление, логика..

Чтобы начать этап совершенствования волевых качеств, необходимо кратко разработать следующие определения, на основе которых и формируется воля:

  • мотивирование поступков,
  • личное контролирование процесса,
  • разработка инициативы, свойств, которые показывают самостоятельность ребенка,
  • стимулирование действия или бездействия.

Родители должны поощрять инициативу ребенка

При этом сам волевой акт вызывает у человека стрессовое состояние, напряжение психики:

  • побуждение может четко осознаваться или манить своей неопределенностью,
  • сложность выбора главного мотива, если выбирать приходится из нескольких,
  • определение очередности мотивации,
  • поведенческий мотив может существенно отличаться, чувство неуверенности вызывает беспокойство при выборе модели поведения.

Полезное видео: психология воли

Мотивация и цель

Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.

Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:

  • положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка),
  • отрицательный мотив вызывает такой же итог,
  • добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату,
  • отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.

Различают простые и сложные действия. Простые состоят из цели и поступка, которые часто совпадают. Пример: атлет подошел к турнику и решил подтянуться. Действие не требует дополнительного обдумывания или сомнения. Подошел, подтянулся.

При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.

Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив). Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив). Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.

Это интересно! Понятие ощущение – что это в психологии такое

Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.

Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:

  • стать сильным и ловким,
  • повысить авторитет среди сверстников,
  • уступить воле родителей,
  • просто заняться чем-нибудь интересным.

В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.

Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:

  • подготовиться к сдаче экзаменов,
  • пойти в гости,
  • отдохнуть на речке,
  • посмотреть интересный фильм.

Конфликт мотивов

Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.

Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.

При этом отмечаются:

  • бесконечное откладывание процесса начала деятельности,
  • трудности с доведением до конца начатого дела,
  • невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.

Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.

Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

Примеры ситуаций

Лучше всего воля и ее основные признаки рассматривается на конкретных примерах.

Попробуем разложить по составляющим процесс питья воды:

  • человек подходит к холодильнику,
  • открывает дверцу,
  • достает бутылку воды,
  • откупоривает пробку,
  • берет рукой пустой стакан,
  • наливает воду из бутылки, наклоняя горлышко,
  • подносит стакан ко рту и наклоняет его, чтобы вода подошла к краю,
  • делает сосущее движение ртом,
  • глотает воду,
  • ставит бутылку обратно в холодильник.

При этом характеристика воли на произвольные (требующие контроля сознания) и непроизвольные (глотание) проявляется на уровне инстинкта, происходит отклик организма на вид стакана с водой. Остальные действия происходят автоматически, без акцентирования внимания на их выполнении.

Непроизвольное проявление воли

Ярко проявляется воля и ее основные признаки при анализе характера личности:

  • целеустремленность, решительность,
  • настойчивость, самообладание,
  • выдержка, самостоятельность.

Усилие воли в жизни по интенсивности зависит от следующих характеристик личности:

  • взгляды на устройство окружающего мира,
  • заложенный воспитанием моральный облик,
  • значимость поставленной цели и ее достижение,
  • отношение человека к предстоящей деятельности,
  • свойства личной управляемости, организованности.

Роль воли в критической ситуации – это психологический порыв, поддержанный эмоциональными составляющими. В этот момент обостряются чувства, мобилизуются все резервы человеческого организма, расходуется максимальное количество энергии. Иногда это приносит «волшебные результаты», которых невозможно достигнуть в обычных условиях.

Это интересно! Как предотвращается и что это такое конфликт интересов

Полезное видео: понятие, виды и теории Воли

Вывод

Только человек, в отличие от других живых существ на Земле, наделен, разумом и силой воли. Без их применения невозможно добиться успехов в работе, учебе. Все волевые характеристики вырабатываются у личности на протяжении всей жизни и закрепляются путем самовоспитания.

53. Понятие «воля» в психологии. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции. Физиологическая основа воли. Волевые качества личности.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения. Структура волевого акта: Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется.

Далеко не всякое желание приводят к действию. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение человек проявляет решительность; при этом чувствует ответственность за дальнейший ход событий. Волевые действия: 1. Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения: 1) борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта.
2) отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой. 2. Существует и другая точка зрения, видят сущность воли в исполнении принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях он заключается в воздержании

от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием). Мышечное напряжение в различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся: мировоззрение личности, моральная устойчивость, уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы. Ученые:Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.

Воля в трактовке И.П. Павлова рефлекторна по своей природе, т.е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

Воля — способность и умение %выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит %импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.

В своей основе волевое поведение разделяется на две главные составляющие части – принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если происходит несовпадение цели действия и потребности принятия решения то данная ситуация часто сопровождается актом %

выбора, или как принято в психологической литературе называют данное состояние — борьбой мотивов. Выбранное личностью решение в дальнейшем реализуется в различных психологических условиях. %Спектр таких условий может начинаться от таких %моментов, в которых достаточно принять решение, а последующее действие после этого выбора осуществляется как бы само собой. Для данной психологической модели можно привести пример тонущего ребенка, на спасение которого нужно только набраться мужества, а уже потом ситуация переходит в «автоматический» режим. Так же бывают условия, в которых реализации волевого поведения и выбора противостоит какая-либо сильная потребность. Для преодоления такой ситуации и осуществления конечной выбранной цели требуются специальные усилия, т.е. проявление «силы» воли.

В зависимости от преодолеваемых препятствий и степени мобилизации сил можно выделить три вида волевых действий:

  • простое волевое действие — непосредственное, действие, осуществляемое немедленно и направленное на более или менее ясно осознанную цель;

  • сложное волевое действие — в отличие от простого, здесь между побуждением и деятельностью вклинивается сложный сознательный процесс. Это волевое действие включает три этапа: а) подготовительный; б) основной; в) заключительный. Самый важный в волевом действии этап — исполнение принятого решения, которое с психологической точки зрения можно рассматривать как возникновение и разрешение цепи внутренних конфликтов, ситуаций путем преодоления внутреннего напряжения и постоянного подавления волевого усилия.

    Волевые усилия являются тем психическим компонентом, который по сути и определяет особенности воли каждого человека;

  • особо значимое волевое действие — совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия стираются, все его стадии как бы сращиваются, взаимно пронизывают друг друга. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных бедствиях и т.п.

Что такое психология? Где будущее психологии?

Доступны спонсируемые5 онлайн-программы