Воля – это в психологии: характеристика и примеры проявления, роль воли в жизни человека
Понять, что такое воля в жизни человека, постоянно пытались философы разных времен, но до сих пор в этом вопросе нет четкой точки зрения. Приведем наиболее распространенное определение этого понятия. Воля это в психологии стремление индивидуума достичь желаемой цели, преодолевая внутреннее и внешнее противодействие. По словам Л.С. Рубинштейна, волевое усилие упорядочивает деятельность, задает цель в жизни, изменяет сознание, корректирует действительность соответственно желанию человека.
Содержание
Особенности
Определение, что такое воля, впервые попытался дать греческий мыслитель Аристотель. Ученый считал, что термин формулирует фундамент нравственности и результата деятельности человека. По его мнению, каждый сам отвечает за свою судьбу, делая выбор жизненного направления.
Если индивидуум самостоятельно решает, как поступить или что изменить в настоящем или будущем, то действия меняются по его желанию. Значит, быть хорошим или нет, полностью зависит от человека. По учению Аристотеля статус доброй воли заключается в свободном выборе действий и поступков с ориентацией на разумные намерения.
Осознанное управление своими поступками, поведением, встречает препятствия на пути, которые характеризуются внутренними или внешними мотивами и заставляют применять силу воли, заложенной в структуре характера. При этом функция воли выражается, как активирующий или тормозящий ключ. В результате волевого усилия действие ускоряется, изменяет направленность, останавливается или приобретает иную характеристику.
Это интересно! Определение эмоции – что это в психологии
Методы развития
Воля в структуре характера не закладывается генетически. У каждого есть возможность путем эксплуатации сдерживающего и стимулирующего рычага развить волевые качества, чтобы преодолеть препятствия, отдаляющие реализацию личного благополучия и счастья.
Важно! Чем раньше у ребенка развивать проявление воли: решительность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, тем более часто они будут проявляться во взрослой жизни.
Полезны следующие мероприятия по выработке умения применять волевое усилие:
- составление плана на текущий день,
- посещение кружков, спортзала,
- соблюдение режима на протяжении дня: подъем, игры, занятия.
Взрослые должны контролировать, как ребенок выполняет поставленные задачи. Примеры: если на призыв убрать разбросанные игрушки, ребенок не реагирует, то волевое качество у него не вырабатывается. Ребенок совершает отрицательный выбор в свою пользу. Если у школьника что-то не получается, и он не желает прикладывать усилия для решения данной задачи, значит, силой воли он не обладает, ему требуется наставление взрослых.
Ребенок должен выполнять распорядок дня
Волевые виды, если описать их кратко, основываются:
- на физиологических процессах, выраженных в реакции нервных процессов мозга,
- закладываются семьей в ходе воспитания,
- изменяются у взрослых людей путем регулирования своего поведения, моральных качеств, жизненных устоев,
- на выработку данной функции воздействуют внешние обстоятельства жизни человека.
Это интересно! Что это такое – девиантное поведение
У людей чаще встречается 3 вида проявления воли:
- Духовная (свободный тип) проявляется у верующих в Бога. Например, монах, решивший посвятить свою жизнь Творцу, сознательно отрекается от комфорта и удовольствий мирского существования путем усиления воли. Христиане ограничивают питание в пост, уделяют весомую часть свободного времени молитвам.
- Выбор естественного волеизъявления позволяет придерживаться своих принципов в жизни, контролировать поведение.
- Вынужденная характеристика воли: человеку приходится подчиняться общественным законам, моральным установкам.
Духовный тип проявления воли у верующих
Как развить волевые качества
В детском возрасте затруднения при воспитании волевых характеристик вызывает излишняя избалованность. Избавиться от приобретенной привычки бывает достаточно сложно.
Важно! Также «медвежью услугу» оказывают родители ребенка, жестко подавляя любую его инициативу. При таком воспитании дети вырастают безвольными.
Развивают волю:
- понятие необходимости действия,
- планирование задуманного,
- осознанная решимость,
- мотивация,
- помощь других процессов психики: внимательность, эмоциональность, запоминание, мышление, логика..
Чтобы начать этап совершенствования волевых качеств, необходимо кратко разработать следующие определения, на основе которых и формируется воля:
- мотивирование поступков,
- личное контролирование процесса,
- разработка инициативы, свойств, которые показывают самостоятельность ребенка,
- стимулирование действия или бездействия.
Родители должны поощрять инициативу ребенка
При этом сам волевой акт вызывает у человека стрессовое состояние, напряжение психики:
- побуждение может четко осознаваться или манить своей неопределенностью,
- сложность выбора главного мотива, если выбирать приходится из нескольких,
- определение очередности мотивации,
- поведенческий мотив может существенно отличаться, чувство неуверенности вызывает беспокойство при выборе модели поведения.
Полезное видео: психология воли
Мотивация и цель
Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.
Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:
- положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка),
- отрицательный мотив вызывает такой же итог,
- добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату,
- отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.
Различают простые и сложные действия. Простые состоят из цели и поступка, которые часто совпадают. Пример: атлет подошел к турнику и решил подтянуться. Действие не требует дополнительного обдумывания или сомнения. Подошел, подтянулся.
При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.
Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив). Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив). Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.
Это интересно! Понятие ощущение – что это в психологии такое
Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.
Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:
- стать сильным и ловким,
- повысить авторитет среди сверстников,
- уступить воле родителей,
- просто заняться чем-нибудь интересным.
В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.
Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:
- подготовиться к сдаче экзаменов,
- пойти в гости,
- отдохнуть на речке,
- посмотреть интересный фильм.
Конфликт мотивов
Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.
Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.
При этом отмечаются:
- бесконечное откладывание процесса начала деятельности,
- трудности с доведением до конца начатого дела,
- невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.
Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.
Это интересно! Принципы устройства бытия: что это такое онтология
Примеры ситуаций
Лучше всего воля и ее основные признаки рассматривается на конкретных примерах.
Попробуем разложить по составляющим процесс питья воды:
- человек подходит к холодильнику,
- открывает дверцу,
- достает бутылку воды,
- откупоривает пробку,
- берет рукой пустой стакан,
- наливает воду из бутылки, наклоняя горлышко,
- подносит стакан ко рту и наклоняет его, чтобы вода подошла к краю,
- делает сосущее движение ртом,
- глотает воду,
- ставит бутылку обратно в холодильник.
При этом характеристика воли на произвольные (требующие контроля сознания) и непроизвольные (глотание) проявляется на уровне инстинкта, происходит отклик организма на вид стакана с водой. Остальные действия происходят автоматически, без акцентирования внимания на их выполнении.
Непроизвольное проявление воли
Ярко проявляется воля и ее основные признаки при анализе характера личности:
- целеустремленность, решительность,
- настойчивость, самообладание,
- выдержка, самостоятельность.
Усилие воли в жизни по интенсивности зависит от следующих характеристик личности:
- взгляды на устройство окружающего мира,
- заложенный воспитанием моральный облик,
- значимость поставленной цели и ее достижение,
- отношение человека к предстоящей деятельности,
- свойства личной управляемости, организованности.
Роль воли в критической ситуации – это психологический порыв, поддержанный эмоциональными составляющими. В этот момент обостряются чувства, мобилизуются все резервы человеческого организма, расходуется максимальное количество энергии. Иногда это приносит «волшебные результаты», которых невозможно достигнуть в обычных условиях.
Это интересно! Как предотвращается и что это такое конфликт интересов
Полезное видео: понятие, виды и теории Воли
Вывод
Только человек, в отличие от других живых существ на Земле, наделен, разумом и силой воли. Без их применения невозможно добиться успехов в работе, учебе. Все волевые характеристики вырабатываются у личности на протяжении всей жизни и закрепляются путем самовоспитания.
53. Понятие «воля» в психологии. Волевые процессы и их изучение. Воля как высший уровень психической регуляции. Физиологическая основа воли. Волевые качества личности.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения. Структура волевого акта: Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется.
от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием). Мышечное напряжение в различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся: мировоззрение личности, моральная устойчивость, уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы. Ученые:Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И.П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности.
Воля — способность и умение %выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит %импульсивным желаниям, формируя в себе сильную личность.
В
своей основе волевое поведение
разделяется на две главные составляющие
части – принятие решения и его дальнейшая реализация. Но если
происходит несовпадение цели действия
и потребности принятия решения то
данная ситуация часто сопровождается
актом %
В зависимости от преодолеваемых препятствий и степени мобилизации сил можно выделить три вида волевых действий:
простое волевое действие — непосредственное, действие, осуществляемое немедленно и направленное на более или менее ясно осознанную цель;
сложное волевое действие — в отличие от простого, здесь между побуждением и деятельностью вклинивается сложный сознательный процесс. Это волевое действие включает три этапа: а) подготовительный; б) основной; в) заключительный. Самый важный в волевом действии этап — исполнение принятого решения, которое с психологической точки зрения можно рассматривать как возникновение и разрешение цепи внутренних конфликтов, ситуаций путем преодоления внутреннего напряжения и постоянного подавления волевого усилия.
особо значимое волевое действие — совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия стираются, все его стадии как бы сращиваются, взаимно пронизывают друг друга. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных бедствиях и т.п.
Что такое психология? Где будущее психологии?
Доступны спонсируемые5 онлайн-программы
EducationDynamics поддерживает деловые отношения со своими школами
Что такое психология в буквальном смысле?
Американская психологическая ассоциация, ведущая профессиональная организация психологов США, дает следующее определение психологии:
«Психология — это изучение разума и поведения. Дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий народов, от развития детей до ухода за пожилыми людьми. Во всех мыслимых условиях, от научно-исследовательских центров до психиатрических служб, «понимание поведения» — это задача психологов». [i]
По своей сути психология изучает разум и поведение. Психология также распространяется на то, как люди думают и ведут себя в группах или в определенной деятельности или области знаний. Психологи и те, кто изучает психологию, работают над тем, чтобы понять, как разум влияет и формирует поведение человека индивидуально, в группах и в обществе.
История психологии
Представление о том, что разум, часто рассматриваемый как связанный с душой, является предметом, достойным изучения, зародилось еще в древние времена. Еще за 300 лет до нашей эры греческий философ Аристотель признал связь между душой, разумом и телом. [ii]
История психологии уходит своими корнями в философию эпохи Просвещения. Философ Джон Локк в «Эссе о человеческом понимании» представил идею «Tabula Rasa», которая представляет собой идею о том, что человеческий разум рождается чистым холстом и что наши умы и идеи формируются нашим опытом. iii
Философия продолжала оставаться основным источником идей о психологии до начала Французской революции в 1789 году.ХХ века, когда наука стала играть ключевую роль.
В то время как философия заложила основу, вопрос о том, что такое психология, вскоре превратился в широко признанную науку. В 1879 году немецкий врач Вильгельм Вундт, пионер психологии, создал в Лейпциге лабораторию для изучения основных элементов разума. [iv]
После того, как исследования Вундта стали достоянием общественности, популярность психологии как науки возросла. Ученые начали исследовать, как связаны разум и тело, а также как бессознательное влияет на сознательные мысли и поведение. Психология вскоре разветвилась на различные теории и методы, такие как бихевиоризм, когнитивизм и экзистенциализм.
На рубеже 19-го века возник один из самых влиятельных подходов к изучению и практике психологии: психоанализ. Основатель доктор Зигмунд Фрейд, определяющая фигура в истории психологии, считал, что толкование снов может дать бесценное понимание бессознательного и личности.
Карл Юнг также оказал влияние на современную психологию, разработав свою теорию аналитической психологии. Теории Юнга вращались вокруг идей различных типов личности, архетипов и коллективного бессознательного. Если вы когда-либо проходили личностный тест, вы должны благодарить за это Карла Юнга. Его идеи о типах личности вдохновили на создание теста индикатора типа Майерс-Бриггс. (Продолжить чтение ниже)
Будущее психологии
Вундт, Фрейд и Юнг сыграли важную роль в формировании современной психологии, но с тех пор наше понимание разума и того, как он влияет на поведение, значительно улучшилось. Идея психологии будет развиваться, поскольку она продолжает влиять на самые разные области, от психического здоровья до семейной терапии и образования.
Будущее психологии может зависеть от социальных и политических факторов, таких как здравоохранение. Связь между психическим здоровьем и физическим здоровьем также может развиваться, поскольку медицинское страхование продолжает оставаться основным предметом разногласий в американской политике.
Предприятия также могут обратиться к психологии, чтобы нанять нужных работников, выйти на целевые рынки и использовать коучинг руководителей, чтобы помочь своим менеджерам стать эффективными лидерами.
В конце концов, психология предлагает много захватывающих карьерных возможностей для тех, кто интересуется человеческим поведением и факторами, влияющими на него.
[i]apa.org/support/about/apa/psychology.aspx#answer | [ii] iep.utm.edu/aristotl/#H6 | [iii] www3.niu.edu/acad/psych/Millis/History/2003/locke.htm | [iv]plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/
Краткое объяснение основных подходов, используемых в психологии – Студенческая жизнь
Психология изучает наш разум и то, как он влияет на наше поведение. Он изучает общение, память, мысли и эмоции; Понимание того, что движет нашими решениями, действиями, мыслями и чувствами, позволяет нам решать любые проблемы, с которыми мы можем столкнуться.
В психологии существует пять основных подходов. Это биологические, психодинамические, поведенческие, когнитивные и гуманистические. Каждый подход пытается объяснить человеческое поведение по-разному. Подход — это точка зрения, которая включает в себя определенные предположения о человеческом поведении. Существует множество различных теорий в рамках одного подхода, но все они основаны на одних и тех же предположениях.
Этот пост кратко объяснит основные подходы в психологии и обсудит подход, наиболее широко используемый в настоящее время в области психического здоровья. Цель этого поста — дать некоторое представление о различных точках зрения.
Основное допущение поведенческого подхода состоит в том, что все виды поведения усваиваются посредством взаимодействия с окружающей средой. Когда вы думаете о людях в лабораториях, одетых в длинные белые халаты и наблюдающих за крысами, это поведенческие психологи. Они признают эмоции, однако считают, что объективно и научно измерить можно только поведение.
Психодинамический подход начинается с Зигмунда Фрейда. Его теория психоанализа является одним из крупнейших шагов в области психологии. Этот подход объясняет наше поведение с помощью нашего детского опыта. Он оглядывается на наше детство, чтобы понять наши действия в настоящем. Он считает, что на наш выбор сильно влияет наше бессознательное.
Гуманистический подход основывается на том, что каждый человек уникален и имеет свободную волю измениться в любой момент своей жизни. Он считает, что мы несем ответственность за свое собственное счастье. Он подчеркивает, насколько субъективно наше восприятие мира, поэтому он является противоположным подходом к любым научным попыткам объяснить человеческое поведение.
Когнитивная психология изучает процессы, происходящие в нашем сознании. Он изучает познание, то есть процессы, посредством которых приобретается знание. Память, восприятие и внимание являются примерами этих процессов.
Биологическая точка зрения основывается на представлении о том, что все мысли, чувства и поведение имеют биологическую причину. Он изучает мозг и генетику. Он считает, что большая часть нашего поведения наследуется и может быть объяснена с помощью неврологических терминов.
В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее широко используемым подходом, помогающим людям преодолевать трудности. Этот подход сочетает в себе предположения когнитивной и поведенческой точек зрения. Он утверждает, что наши мысли, чувства и поведение связаны между собой.
Основными допущениями КПТ являются:
- Наши проблемы возникают из-за ошибочных мыслей о других, нашем мире и нас самих.
- Эти ложные мысли искажают наше видение вещей, заставляют нас мыслить иррационально.
- Мы живем в этом мире, осмысливая свой опыт, то, как мы обрабатываем информацию, заставляет нас формировать определенные взгляды и убеждения о себе, других и окружающем мире.