Убеждения это в психологии: Убеждение — Психологос

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека?

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология? Проведение переговоров с партнерами. Определение понятия — убеждение. Формы убеждений.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим об убеждениях человека и рассмотрим примеры того, как атаковать убеждения оппонента в переговорах.


Блок 1. Убеждение. Определение.

Что такое убеждение?

Убеждение – это осмысленная человеком идея,  которая отражает причинно-следственные связи между явлениями в субъективной интерпретации, определена как истинная, представлена в сознании в качестве опорного компонента мировоззрения, детерминирует собственное поведение.

Статья «Что такое сознание в психологии? Свойства сознания. Связь с мозгом.»

1. Убеждения семантически необходимо разделять на две большие группы:

— Набор идей для внутреннего пользования человеком.

— Совокупность идей, как технологий воздействия на других людей.

2. Убеждения здесь понимаются как свойство личности, как внутренняя программа, задающая определенное направление, характер, тип деятельности.

3. Убеждение предполагает некое основание, причину. Не во всех случаях причинно-следственная связь соответствует формальной логике.

Статья «Законы логики Аристотеля. Критика логики. Ошибки в мышлении.»

Распространено среди людей подчинение причинности «народной прагматичной логике», которая предполагает внутренние противоречия и «двойные стандарты». Причинно-следственная связь между предметами в сознании человека в изобилии наполнена пустыми понятиями и мифами. Это связано с:

— Заблуждениями субъекта, возникшими в связи с его незнанием, необразованностью.

— Нарушениями в мышлении при психических, неврологических заболеваниях (иногда со стертой клинической картиной, когда человек выглядит как здоровый, хотя таковым не является).

— Когнитивными иллюзиями.

— Проведением намеренных манипуляций в отношении человека (группы) – мишеней.

4. Убеждения имеют устойчивую структуру.

5. Убеждения переживаются личностью как истинные.

6. Человек стремиться свои убеждения реализовывать в жизни на постоянной основе.

7. Различают формы убеждений:

  • Нравственные.
  • Научные.
  • Религиозные.
  • Профессиональные.
  • Бытовые.
  • Семейные убеждения и др.

8. Убеждения возникают в результате познания человеком конкретной области бытия. Познание предполагает не только информированность субъекта, а также личный и общественный поведенческий опыт. Это порождает чувства, человек выделяет ценностную составляющую, некий вывод относительно процессов и результатов.

9. Убеждения появляются в процессе онтогенеза, часть из них закладываются в детстве при активном обучении и когнитивном моделировании образа мира, определяются некие нормы действий вообще и поведенческие акты в частности. В детстве у ребенка существуют все предпосылки для активного формирования убеждений. Ключевыми лицами, способствующими образованию убеждений, является референтная группа. Состав этой группы не однороден. Чаще всего это ближайшие родственники. Однако роль личностей из ближайшего социального окружения может в ряде случаев оказывать решающее воздействие на ребенка.

10. Убеждения человека могут полностью определять его жизнедеятельность. Так, например, правила жизни «зэка» в заключении: «не верь, не бойся, не проси» — могут быть триадой, определяющей весь характер поведения человека, его межличностные отношения и смысловую составляющую самого процесса жизни даже за пределами самой «зоны», на свободе.

11. Убеждение — это идея, которая по форме может быть, как суждением, так и умозаключением, а также их совокупностью, разной по степени масштабирования.

12. Убеждения отражают как некие нормы социального взаимодействия, так и охватывают индивидуальное самовосприятие.

13. Убеждение может возникать на основе другого убеждения.

14. Убеждения — это уверенность субъекта в том, что данные идеи истины, а значит представляют ценность не только для субъективного пользования, а и для других людей также. Поэтому человек стремиться расширить ареол жизнепроцветания собственных убеждений за счет распространения среди человеческой популяции, в первую очередь это касается наиболее близкого окружения, социального круга первого уровня, нуклеарной семьи.

15. Собственные убеждения оцениваются человеком как правильные, представляющие ценность. Их восприятие сопровождается положительными эмоциями.

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

16. Убеждения — это регуляторы социальных взаимоотношений наравне с над индивидуальными законами. При этом убеждения нередко являются приматом поведения, которое осуществляется вопреки групповым нормам.

17. Убеждения являются в том числе мотивами поведения. При конфликте мотивов убеждения нивелируются другими убеждениями или верованиями и соподчиняются. Такого рода выбор не является устойчивым. Он строго локализован в пространстве-времени, обусловлен процессуальным контекстом.

18. Людям свойственно наиболее активно в общении отстаивать собственные убеждения именно по причине того, что они являются фундаментом когнитивной модели мира.

Статья «Виртуальная реальность человека. Субъективная картина мира»

19. Очевидная полезность, как она представлена в сознании человека, понимается как необходимость ее трансляции и создания мира «братьев и сестер» с общими убеждениями. Убеждения являются «клеем» социальных коррелятов.

20. Убеждения в теории позволяют создать «СВОЙ мир», где в идеале когнитивные модели в их фундаментальных базисах являются мономорфными. На практике сходность убеждений вызывает социальное «притяжение» людей, возникают как содружества, так и супружеские пары.

21. Убеждения пронизывают жизнь каждого человека. В различные периоды жизни убеждения претерпевают изменения, более того могут наблюдаться удивительные метаморфозы, когда человек, словно сбрасывающая старую шкуру змея, меняет весь комплекс собственных убеждений на прямо противоположные. Это свидетельствует о том, что убеждения, несмотря на то, что обладают значительной устойчивостью и способностью определять поступки субъекта десятилетиями, при сдвигах восприятия мира трансформируются, и открывается возможность полного отказа от старого и замещения новым качеством. Так, при присоединении человека, например, к секте, его обретенные убеждения разительно контрастируют с предыдущими качествами и удивляют своей новизной социальное окружение из прошлого. При смене убеждений человек часто меняет социальное окружение, оказывается в новом круге, который населяют субъекты с похожими оценочными, установочными комплексами.

ВИДЕО «Переговоры. Переписка!»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 2. Убеждение. Переговоры.

Поскольку убеждения являются устойчивыми ценностными установочными мотивационными комплексами, то весьма часто представляют из себя проблему для переговорщика. Допустим, Вы проводите переговоры и стремитесь организовать определенное поведение у противоположной стороны, но договоренность не возникает по причине «упертости» оппонента, его приверженности своим убеждениям. Вы оказываетесь в переговорном «тупике», потому что оппоненту не доступны «здесь и сейчас» альтернативные убеждения. Технологии нивелирования убеждений, т.е. преодоления их доминантного опосредования поведения эффективны далеко не во всех случаях, поскольку убеждение может быть маской верования.

Статья «Верование человека. Ценностная установка. Фильтр восприятия».

И если убеждения в той или иной степени можно подкорректировать, т.к. в основе них находится условно рациональный компонент, то верования во многих случаях остаются в неизменном виде. Нейтрализация идеи — верования оппонента — это весьма непростой и сложный процесс без каких бы то ни было положительных прогнозов.

Для Вас я подготовил 10 небольших заготовок, атакующих убеждения оппонента. Наполнить их под конкретную ситуацию легко, просто детализируйте контекст и предмет.

1. Михаил, на первый взгляд то, о чем Вы говорили показалось сильным аргументом в условиях отсутствия других источников информации, а теперь, когда они появились нам нельзя их проигнорировать, в этих источниках сообщается о другом подходе к пониманию нашего вопроса.

 2. Алексей, давайте не будем забывать, что оказаться жертвой собственных иллюзий не выгодно ни Вам, ни мне, и чтобы этого не произошло полезно рассматривать проблематику под разными углами и даже с противоположной стороны от Вашей точки зрения.

 3. Анна, ваше умение отстаивать свои убеждения — это ценная вещь, особенно, когда для этого были достаточные основания в конкретной прошлой ситуации, вместе с тем, если мы поставили себе новую цель, то важно быть готовым определить и новые подходы ее достижения.

 4. Владимир, некоторые высказанные Вами идеи вызывают удивление, однако я со своей стороны не отвергаю их с ходу, потому что допускаю возможность их существования, а Вы со своей стороны готовы на такое же отношение к моим идеям?

 5. Марина, есть вещи, в которых мы с Вами одинаково понимаем происходящее, вряд ли у нас с Вами будут разногласия по поводу того, что брошенный в воду камень пойдет на дно, однако наш вопрос несколько более сложный, и чтобы он не пошел на дно, как камень, требуется корректное отношение, когда все предложенные альтернативы рассматриваются одинаково беспристрастно.

 6. Анатолий, а разве могут быть надежны источники Ваших убеждений, если существующих свидетельств всего два, вместо пяти, а этого недостаточно для подтверждения.

 7. Светлана, стандартно часть людей хотят думать, что только их собственное мнение самое правильное и забывают при этом, что сами не безупречны, а значит и могут, и совершают ошибки, я полагаю, что к этой части людей мы с Вами не относимся, поэтому давайте поставим знак равно между различными альтернативами без предубеждений.

 8. Константин, если Вы будете настаивать на единственном и исключительно правильном понимании вопроса в вашей трактовке, то у нас серьезно возрастают риски покинуть наши переговоры без достижения договоренностей, что само по себе уже неправильно и отдаляет нас от цели заработать денег.

 9. Ирина, при таком описании ситуации создается впечатление о нашем нежелании помогать Вам в продвижении продукции на рынке, однако существует и другая трактовка событий, но мы здесь с Вами не для того, чтобы оправдываться или доказывать чью-то вину, мы не на судебном заседании, давайте перейдем в конструктивное русло, от которого мы отклонились и поговорим о том, что надо будет сделать всем сторонам для того, чтобы выполнить план продаж.

 10. Валерий, в поле нашего внимания недостаточное количество фактов, которые убедительно подтвердят прозвучавшие здесь слова, потому что не определены критерии оценки, по всей видимости потребуется сначала их создать, а пока их нет будем исходить из равнозначных альтернатив решений.

Заказать услугу «Переговоры — Переписка»

На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!

Проводите переговоры со смыслом и заранее готовьтесь к ним, подбирая качественные языковые конструкции, с помощью которых атакуете текущие убеждения оппонента и сформируете альтернативные убеждения.

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, потому что это увеличивает уровень счастья в Вашей жизни (делиться добром с человеком, который поделился добром с Вами — это правильная психологическая установка)! И пишите свои комментарии, Ваша критика или одобрение помогают копать глубже и искать истину!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Владислав Якимов! Пока! До встречи!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Методы и приемы убеждения

Содержание

  • В чем разница между убеждением и внушением
  • Виды убеждения
  • Приемы и методы убеждения
  • Три правила убеждения

Когда мы слышим о таком явлении, как убеждение, мы понимаем, что речь идет об очередных «психологических штучках». Создается ощущение, что человеку против воли навяжут мысли, установки или чувства. На деле это не так. Убеждение и внушение – не одно и то же.

В чем разница между убеждением и внушением

Убеждение – термин с двумя психологическими трактовками. Это и элемент мировоззрения личности, побуждающий ее действовать определенным образом (пример – не вступать в интимные отношения с парнем на первом свидании, потому что так ведет себя хорошая девочка), и процесс передачи элемента мировоззрения другому человеку (пример – убедить подругу, что на первом свидании – никакого секса, и исключительно это правильно).

Такая передача информации или жизненной установки адресату происходит и в процессе воспитания, когда родители или педагоги учат детей поступать честно, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается и быть полезными членами общества. В научных спорах же истина рождается тоже благодаря убеждению оппонента в правдивости выдвинутой теории. Как правило, собственную точку зрения при этом говорящий аргументирует, а слушатель осмысливает ее и решает, соглашаться со сказанным или не соглашаться. То есть это осознанный процесс восприятия информации и принятия ее как собственной установки. В процессе убеждения, таким образом, у человека рождается новое собственное убеждение.

Внушение – иной процесс. Это агрессивное психологическое воздействие. Обходя сознание и критическое мышление человека, ему навязывают установку, которую он должен выполнить. Внушение происходит через подсознание, и внушаемому остается только «слепо» усваивать информацию. Внушение происходит при помощи гипноза, давления или эмоционально-волевого воздействия. Считается, что внушить человеку что-либо можно и мысленно.

Выводы из сказанного следующие: убеждение – это осознанное восприятие человеком информации, подразумевающее ее осмысливание, а внушение – это обход критического мышления и воздействие на подсознание. Убеждение требует от желающего передать мысли и установки больших затрат времени и сил, внушение же происходит скорее и легче. Конечно, нужно при этом обладать навыками и способностями к психологическому воздействию такого рода.

Виды убеждения

Итак, воздействовать на человека мы решили, не обходя его сознание. Как убеждать? Отталкивайтесь от видов убеждения. Это «база», изучив которую, можно применять приемы и методы для скорейшего достижения цели.

Информирование. Адресату предоставляется полная информация об объекте или явлении. Если есть преимущества, о них рассказывают в первую очередь. Так продавец в магазине бытовой техники рассказывает покупателю о возможностях заинтересовавшего его пылесоса или фена.
Разъяснение. Этот вид убеждения используется, когда некоторые моменты следует уточнить. Тот же продавец расшифрует покупателю технические характеристики мощности выбранной модели, переведет цифры в преимущества, которые этот пылесос имеет перед другими похожими.
Доказательство. К нему обращаются, когда данные просят сопроводить наглядным представлением или настоящими фактами. Так учитель химии показывает детям «Йодные часы», демонстрируя обратимые реакции. Жидкость в колбе становится черной, а при ее размешивании получается прозрачная «водичка».
Опровержение. Если мнение убеждаемого отличается от того, которое он должен заиметь в результате воздействия, используется этот вид убеждения. В иных случаях люди сами желают получить опровержение информации. Так поклонники «Игры престолов» ждут опровержения смерти Джона Сноу в любимом сериале. Только вот ни актеры, ни создатели проекта его не дают.

Этот «каркас» убеждающего воздействия – база, над которой надстраиваются ситуационные условия. При идеальном совпадении умений убеждающего и окружающей обстановки и готовности адресата воспринимать информацию воздействие обречено на успех. Расслабленные люди и личности, чувствующие сходство свое и убеждающего легче поддаются процессу.

Приемы и методы убеждения

Подбирать метод убеждения в каждой конкретной ситуации нужно по обстоятельствам. Но зная основные приемы убеждения в психологии, вы сориентируетесь в том, когда к ним обращаться.

Наставление. Если убеждаемый (или их группа) настроены благожелательно к убеждающему, если у него сформировался авторитет, он наставляет слушателей, убеждая их вести себя определенным образом. В форме наставления начальник дает указания рабочей группе: «Сделайте это так-то… Мы добьемся того, что…». Так преподаватель, отойдя от темы занятия, говорит студентам о моральной стороне некоторого явления. Делает он это, опираясь на свой опыт и авторитет.
Команды и приказы. К ним тоже прибегают, имея перед аудиторией авторитет. Важно, чтобы приказы исполнялись, а для этого убеждаемый не должен критически к ним относиться. Так, на просьбу собрать игрушки, исходящую от папы или от бабушки, малыш реагирует по-разному, если отец строг, а бабушка балует и проявляет мягкость.
Совет. Если между людьми существует близость, доверие, применяется эта форма убеждения. Давать советы нужно уметь. Делайте это участливо, благожелательно.
Намек. Его относят к методам косвенного убеждения, т.к. информация сообщается не напрямую, а в форме полушутки, приведении сравнения. Намек обращается не к мышлению человека, а к эмоциям. Прибегайте к этому приему убеждения, когда собеседник находится в игривом настроении.
Косвенное одобрение. Если человек в общем действует в правильном направлении, используется этот прием. Его миссия – не дать свернуть с намеченного пути. Почему одобрение лишь косвенное? Если высказать его напрямую, оно походит на лесть, что отпугивает человека. Не всегда уместно с напором, пристально заглядывая в глаза собеседнику, говорить: «Вы такой молодец! Так вы добьетесь своего!». Убедительнее фраза: «Такой подход обычно дает хороший результат». 
«Плацебо». Эффект плацебо известен в медицине. Больному доктор дает безобидное средство вроде аскорбинки и говорит, что это действенное лекарство, которое избавит от болезни. Человек верит в благоприятный исход лечения и действительно исцеляется. Используя этот прием, можно убедить собеседника в том, что он добьется желаемого. Дайте ребенку талисман, который может быть с ним на контрольной работе или важном спортивном соревновании. Скажите: «Пока эта вещь с тобой, ты сможешь добиться того, о чем мечтаешь, если приложишь усилия». Вот увидите, у вашего малыша все получится.

Эти приемы и методы знакомы каждому, в них нет ничего «эдакого», заковыристого. Но в искусстве убеждения есть и секреты, связываемые с именами трех известных в истории личностей.

Три правила убеждения

Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности. 
Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно. При этом убеждаемый искусно подводится к тому, чтобы самостоятельно принять чуждую точку зрения. Этому приему сегодня обучают консультантов-сетевиков. Так что если к вам заявится человек, который предложит продукцию малоизвестной компании, начиная как бы издали, не поддавайтесь. Вас могут спросить о здоровье: «Согласитесь, каждый мечтает быть здоровым?». Привести очевидные факты: «А знаете ли вы, что организм человека состоит в основном из воды?», «Чистая вода очень важна для здоровья, не правда ли?». А затем перейдут в наступление: «Вы ведь хотите пить чистую воду? И чтобы ваши близкие и дети пили только чистую воду?». Если впредь вы отвечали утвердительно, вам предложат «чудо-фильтр» для воды за бешеные деньги.
Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции». Пример – налоговое законодательство США. В Америке запрещено утаивать сведения от налоговых служб. Обществом это порицается. Однако в инструкции для налогоплательщиков есть пункт: «Заявить можно и о нелегальных доходах, заплатив с них отчисления». И граждане Соединенных Штатов так и делают, зная, что их не назовут преступниками и не наложат на них штрафы.

Искусство убеждения – интересная и увлекательная наука. Но практика оказывается куда более захватывающей и полезной. Теоретическая база усвоена, так что переходите к действиям!

Убеждения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Убеждения обычно определяются как убеждения в том, что то, что содержится в уме, истинно. Если люди думают, что те или иные принципы верны, говорят, что они верят им. Если люди думают, что те или иные постулаты вряд ли верны, говорят, что они им не верят. В своей самой основной форме убеждения неоценительны. Например, если кто-то верит, что небо голубое, это убеждение может быть оценено либо положительно (если человеку нравится синий цвет и он думает, что небо будет выглядеть хуже, если оно красное), либо это убеждение может быть оценено отрицательно (если человеку не нравится синий цвет). цвет синий и думает, что красное небо было бы лучше). Таким образом, существует тонкое различие между установками и убеждениями. Часто убеждения, по крайней мере частично, формируют основу или основу установок.

Убеждения также могут лежать в основе поведения. Пример этого можно найти в психологии здоровья через модель убеждений о здоровье. В этой модели поведение в отношении здоровья предсказывается несколькими типами убеждений: (а) убеждениями обо всех возможных последствиях того или иного поведения, связанного со здоровьем, или отказа от него, (б) убеждениями о личной уязвимости (т. возникновение этих результатов для самого себя), (c) убеждения о вероятности того, что изменение поведения либо предотвратит появление негативных результатов, либо будет способствовать положительным результатам, и (d) убеждения о том, можно ли реализовать необходимое поведение. Согласно этой модели, изменение поведения происходит, когда люди считают, что конкретное действие приводит к негативным, вероятным последствиям, которые можно было бы лично остановить. Эта модель успешно предсказала прекращение курения, профилактическое поведение против рака кожи, использование зубной нити, самообследование молочных желез, более безопасное сексуальное поведение и сбалансированное питание.

Убеждения являются важной основой отношений и поведения, но изменить их может быть чрезвычайно сложно. Часто люди будут яростно отстаивать свои убеждения даже в свете опровергающих доказательств. Это явление известно как устойчивость убеждений. Настойчивость убеждений обычно возникает потому, что люди основывают свои убеждения на информации, которую они находят логичной, убедительной или в некотором роде привлекательной. Следовательно, даже когда убеждения, казалось бы, опровергаются новыми свидетельствами, основание для того, во что верит человек, все еще может существовать. Время от времени вера все еще будет поддерживаться из-за оставшейся поддержки объяснения, стоящего за ней.

Понимание того, как формируются убеждения и как они лежат в основе последующих отношений и поведения, важно, потому что это может помочь понять социальные явления, такие как предрассудки и дискриминация, помогающее и агрессивное поведение, формирование впечатления, подчинение авторитету, межличностное влечение и групповое принятие решений. В целом убеждения являются самым основным типом социального знания.

Ссылки:

  1. Андерсон, К.А., Леппер, М.Р., и Росс, Л. (1980). Стойкость социальных теорий: роль объяснения в сохранении дискредитированной информации. Журнал личности и социальной психологии, 39, 1037-1049.
  2. Розенсток, И. М. (1990). Модель веры в здоровье: объяснение поведения в отношении здоровья через ожидания. В К. Гланц, Ф. М. Льюис и Б. К. Раймер (ред.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (стр. 39–62). Сан-Франциско: Джосси-Басс.

Вера | Психология Вики | Фэндом

в: Страницы, использующие магические ссылки ISBN, Все страницы, нуждающиеся в очистке, Статьи с утверждениями без источников с декабря 2010 г.,

а также еще 4

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Основная статья: Отношения

Вера — это психологическое состояние, в котором человек считает утверждение или посылку истинным.

[1]

Содержание

  • 1 Вера, знание и эпистемология
  • 2 Вера как психологическая теория
  • 3 Как формируются убеждения
  • 4 Вера в
  • 5 Бредовые убеждения
    • 5.1 См. также
  • 6 Каталожные номера
    • 6.1 Внешние ссылки

Вера, знание и эпистемология

Термины вера и знание используются в философии по-разному.

Эпистемология — это философское исследование знаний и убеждений. Основная проблема эпистемологии состоит в том, чтобы точно понять, что необходимо для того, чтобы мы обладали истинным знанием. В понятии, полученном из диалога Платона Теэтет , философия традиционно определяла знание как «обоснованное истинное убеждение». Связь между верой и знанием заключается в том, что вера является знанием, если она

верно , и если у верующего есть оправдание (разумные и обязательно правдоподобные утверждения/доказательства/руководство) для веры в то, что это правда.

Ложная вера не считается знанием, даже если она искренняя. Искренне верящий в теорию плоской Земли не знает, что Земля плоская. Более поздние эпистемологи, например Gettier (1963) [2] и Goldman (1967), [3] , подвергли сомнению определение «обоснованного истинного убеждения».

Вера как психологическая теория

Основные направления психологии и смежных дисциплин традиционно рассматривали веру как простейшую форму ментального представления и, следовательно, один из строительных блоков сознательного мышления. Философы склонны быть более абстрактными в своем анализе, и большая часть работы по изучению жизнеспособности концепции веры проистекает из философского анализа.

Понятие веры предполагает наличие субъекта (верующего) и объекта веры (предложения). Таким образом, подобно другим пропозициональным установкам, вера предполагает существование ментальных состояний и интенциональности, которые являются предметом горячих дебатов в философии сознания, чьи основания и отношение к состояниям мозга до сих пор остаются спорными.

Убеждения иногда делятся на основных убеждений (о которых активно думают) и диспозиционных убеждений (которые могут быть приписаны тому, кто не думал об этом вопросе). Например, если спросить: «Вы верите, что тигры носят розовые пижамы?» человек может ответить, что нет, несмотря на то, что он, возможно, никогда раньше не задумывался об этой ситуации. [4]

То, что убеждение является ментальным состоянием, было расценено некоторыми как спорное. В то время как некоторые философы утверждали, что убеждения представлены в уме в виде конструкций, подобных предложениям, другие дошли до того, что утверждали, что не существует непротиворечивого или последовательного ментального представления, лежащего в основе нашего обычного использования понятия убеждения, и что, следовательно, оно устарело и должно быть отвергнутым.

Это имеет важное значение для понимания нейропсихологии и нейронауки веры. Если концепция веры непоследовательна или в конечном счете не поддается защите, то любая попытка найти лежащие в ее основе нейронные процессы, поддерживающие ее, потерпит неудачу. Если концепция веры окажется полезной, то эта цель должна быть (в принципе) достижимой.

Философ Линн Руддер Бейкер изложила четыре основных современных подхода к вере в своей спорной книге

Спасение веры : [5]

  • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, правильно является надежной основой для научной деятельности. Джерри Фодор — один из основных защитников этой точки зрения.
  • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, может быть не совсем правильным, но оно достаточно близко, чтобы сделать некоторые полезные предсказания . Эта точка зрения утверждает, что в конечном итоге мы отвергнем идею веры в том виде, в каком мы ее используем сейчас, но что может существовать корреляция между тем, что мы принимаем за веру, когда кто-то говорит: «Я верю, что снег белый», и тем, как будущее Теория психологии объяснит это поведение. В частности, философ Стивен Стич выступал за это особое понимание веры.
  • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, совершенно неверно и будет полностью заменено радикально иной теорией, которая не будет использовать понятие убеждения в том виде, в каком мы его знаем
    — Эта точка зрения, известная как элиминативизм (наиболее заметно предложенная Полом и Патрицией Черчленд), утверждает, что концепция веры подобна устаревшим теориям прошлых времен, таким как теория четырех соков в медицине или теория горения флогистона. В этих случаях наука не предоставила нам более подробного отчета об этих теориях, но полностью отвергла их как действительные научные концепции, которые должны быть заменены совершенно другими объяснениями. Черчленды утверждают, что наша концепция убеждений, основанная на здравом смысле, схожа в том смысле, что по мере того, как мы узнаем больше о нейронауке и мозге, неизбежным выводом будет полный отказ от гипотезы убеждений.
  • Наше понимание убеждений, основанное на здравом смысле, совершенно неверно; однако обращение с людьми, животными и даже компьютерами так, как если бы у них были убеждения, часто является успешной стратегией. концепции, но они не заходят так далеко, чтобы отвергнуть концепцию веры как средства предсказания. Деннет приводит пример игры компьютера в шахматы. Хотя мало кто согласится с тем, что у компьютера есть убеждения, обращение с компьютером так, как если бы он это сделал (например, что компьютер считает, что взятие ферзя противника даст ему значительное преимущество), вероятно, будет успешной и предсказательной стратегией.
    В этом понимании веры, названной Деннетом интенциональная позиция , основанные на убеждениях объяснения разума и поведения находятся на другом уровне объяснения и не сводятся к объяснениям, основанным на фундаментальной нейронауке, хотя и то, и другое может быть объяснительным на своем собственном уровне.

Как формируются убеждения

Психологи изучают формирование убеждений и связь между убеждениями и действиями. Убеждения формируются разными способами:

  • В детстве мы склонны усваивать убеждения окружающих нас людей. Альберта Эйнштейна часто цитируют, когда он сказал, что «здравый смысл — это совокупность предрассудков, приобретенных к восемнадцати годам». Политические убеждения наиболее сильно зависят от политических убеждений, наиболее распространенных в обществе, в котором мы живем. [6] Большинство людей верят в ту религию, которой их учили в детстве. [7]
  • Люди могут принять убеждения харизматического лидера, даже если эти убеждения бросают вызов всем предыдущим убеждениям, и совершать действия, явно не отвечающие их личным интересам. [8] Является ли вера добровольной? Рациональные люди должны примирить свою непосредственную реальность с любым упомянутым убеждением; поэтому, если вера отсутствует или возможна, она отражает тот факт, что противоречия обязательно преодолевались с помощью когнитивного диссонанса.
  • Основная идея рекламной индустрии заключается в том, что повторение формирует убеждения, как и ассоциации убеждений с образами секса, любви и других сильных положительных эмоций. [9] [ ненадежный источник? ]
  • Физическая травма, особенно головы, может радикально изменить убеждения человека. [10]

Однако даже образованные люди, хорошо осведомленные о процессе формирования убеждений, по-прежнему сильно цепляются за свои убеждения и действуют в соответствии с ними даже вопреки своим собственным интересам. В «Теории лидерства» Анны Роули она утверждает: «Вы хотите, чтобы ваши убеждения изменились. Это доказательство того, что вы держите ухо востро, живете полной жизнью и приветствуете все, чему мир и окружающие вас люди могут научить вас».

Это означает, что убеждения людей должны развиваться по мере того, как они приобретают новый опыт. [11]

Вера в

«Верить» в кого-то или во что-то — понятие, отличное от «верить-в-то». Существует два типа веры в: [12]

  • Поощрение — выражение уверенности в человеке или организации, например, «Я верю в его способность выполнять работу».
  • Экзистенциальная претензия — заявлять о вере в существование объекта или явления с подразумеваемой необходимостью обосновывать свои претензии на существование. Он часто используется, когда объект нереален или его существование вызывает сомнения. «Он верит в ведьм и призраков» или «многие дети верят в фей» — типичные примеры. [13]

Бредовые убеждения

Бредовые идеи определяются как убеждения в психиатрических диагностических критериях [ необходима ссылка ] (например, в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам ). Психиатр и историк Г.Э. Берриос оспорил мнение о том, что бред является подлинными убеждениями, и вместо этого назвал их «пустыми речевыми действиями», когда пострадавшие люди мотивированы выражать ложные или странные убеждения из-за основного психологического расстройства. Однако большинство специалистов в области психического здоровья и исследователей относятся к бреду так, как если бы это были подлинные убеждения.

В романе Льюиса Кэрролла « Зазеркалье » Белая Королева говорит: «Почему, иногда до завтрака я верила в шесть невероятных вещей». Это часто цитируется в насмешку над общей способностью людей придерживаться убеждений, противоречащих действительности.

См. также

  • Отношения
  • Программная модель убеждения-желания-намерения
  • Распространение убеждений
  • Версия убеждения
  • Система убеждений
  • Когнитивный диссонанс
  • Коллективное убеждение
  • Консенсусная реальность
  • Конструктивизм
  • Конструктивистская эпистемология
  • Культуроспецифический синдром
  • Заблуждение
  • Сомнение
  • Доксастическая логика
  • Ожидание
  • Вера
  • Ложные убеждения
  • Синдром ложной памяти
  • Народная психология
  • Проблема Геттье
  • Идея
  • Ноцебо
  • Эффект ожидания наблюдателя
  • Мнение
  • Плацебо
  • Пропозициональная установка
  • Пропозициональные знания
  • Религиозные убеждения
  • Самообман
  • Духовность
  • Эффект ожидания субъекта
  • Внушаемость
  • Предложение
  • Субъективная проверка
  • Теория оправдания
  • Теорема Томаса
  • Правда

Ссылки

  1. Schwitzgebel, Eric (2006), «Вера», in Zalta, Edward, The Stanford Encyclopedia of Philosophy , Stanford, CA: The Metaplato Research Lab, http:// stanford. edu/entries/belief/, получено 19 сентября 2008 г., .
  2. ↑ Gettier, EL 1963, «Оправдано ли истинное знание веры?», Analysis , vol. 23, нет. 6, стр. 121-123
  3. ↑ Goldman, AI 1967, «Причинная теория познания», Философский журнал , том. 64, нет. 12, стр. 357-372
  4. ↑ Белл, В., Халлиган, П.В. и Эллис, Х.Д. (2006) Когнитивная нейронаука веры. В Питере В. Халлигане и Манселе Эйлуорде (ред.) Сила веры: психологическое влияние на болезни, инвалидность и медицину . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-853010-2
  5. ↑ Линн Руддер Бейкер, Saving Belief , Princeton University Press, 1989, ISBN 978-0-691-02050-1
  6. ↑ Эндрю Гельман, Дэвид Парк, Борис Шор, Джозеф Бафуми, Джеронимо Кортина, Красный штат, Синий штат, Богатый штат, Бедный штат: почему американцы голосуют так, как они делают , Princeton University Press, 2008, ISBN 978-0- 691-13927-2
  7. ↑ Майкл Аргайл, Психология религиозного поведения, веры и опыта , Routledge, 1997, ISBN 978-0-415-12331-0, стр. 25 «Религия в большинстве культур приписывается, а не выбирается».
  8. ↑ Эрик Хоффер, Истинно верующий , Harper Perennial Modern Classics, 2002, ISBN 978-0-06-050591-2
  9. ↑ Джейн Килбурн, Мэри Пайфер, Мою любовь не купишь: как реклама меняет наши мысли и чувства , Free Press, 2000, ISBN 978-0-684-86600-0
  10. ↑ Бабетт Ротшильд, Тело помнит: психофизиология травмы и лечение травм , WW Norton & Company, 2000, ISBN 978-0-393-70327-6
  11. ↑ Роули, Анна. Лидерская терапия: внутри разума Microsoft. Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2007. стр. 69 ISBN 1-4039.-8403-4
  12. ↑ MacIntosh, JJ 1994. «Возвращение к вере: ответ Уильямсу». Религиоведение , 30, вып. 4: 487-503.
    1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
  13. ↑ Макинтош, Джек. «Вера в», The Oxford Companion to Philosophy , с. 86. ISBN 978-0-19-926479-7

Внешние ссылки

  • [[1]] — Belief-o-matic
  • [Атеизм как вера?] Atheist Foundation of Australia Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *