Учебник методика профессионального обучения – Верстка_3

Учебник_Скрибицкий_2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Учебное пособие

Новосибирск

2008

УДК

ББК

П

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом НГАУ От

Рецензент − доктор педагогических наук, профессор В.Г. Храпченков (НГПУ)

П Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.

ISDN

В учебном пособии рассматриваются теоретические основы методики профессионального обучения. Описываются методические аспекты деятельности педагога и методики преподавания учебных дисциплин. Дается краткое описание методов, организационных форм обучения, современных педагогических технологий и основ педагогического контроля. Для запоминания терминологии приводится глоссарий.

Предназначено педагогам, работающих со слушателями курсов по подготовке, повышению квалификации муниципальных служащих сельских поселений.

УДК

ББК

ISBN

С Скибицкий Э.Г.

 

Толстова И.Э.

 

Шефель В.Г.

 

С НГАУ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 5

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ …………………………………. 8

1.1.Методика профессионального обучения как научная область педагогических знаний ………………………………………………………… 8

1.2.Терминологический аппарат методики профессионального

обучения …………………………………………………………………………12

1.3. Этапы развития методики преподавания учебной дисциплины ……….. 13

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ………………………. 18

2.1. Сущность методической деятельности педагога ……………………….. 18 2.2.Структурные компоненты методической деятельности педагогов профессиональной школы …………………………………………………….. 20

2.3.Виды методической деятельности педагога …………………………….. 24

2.4.Результаты методической деятельности педагога ……………………… 26

2.5.Оценка методик обучения ………………………………………………… 27

Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИИ В ДИДАКТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ……………………………………… 29

3.1.Информация − ресурс науки и образования …………………………….. 29

3.2.Формы представления содержательной учебной информации ……….. 30

3.3.Структурирование содержательной учебной информации …………….. 34

3.4.Средства обучения ……………………………………………………….. 37

Глава 4. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН …………………………………………………………………. 41

4.1.Уровни изучения учебных дисциплин ……………………………………. 41

4.2.Основные структурные компоненты занятия ………………………….. 41

4.3.Схема методической разработки плана изучения учебных

дисциплин ………………………………………………………………………. 42 4.4. Схема методической разработки проведения практики обучающихся на производстве ……………………………………………….. 43

4.5.Проектирование педагогического сценария учебного занятия ………… 43

4.6.Основные звенья логики процесса обучения …………………………… 46

Глава 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………….. 48

5.1.Понятие и сущность методов педагогического процесса ………………. 48

5.2.Классификация методов обучения ……………………………………….. 49

5.3.Активные методы обучения ………………………………………………. 52

5.4.Выбор методов обучения ………………………………………………….. 59

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ………………… 63

6.1.Организационные формы обучения ………………………………………..63

6.2.Лекция − главное звено дидактического цикла обучения ………………..66

3

6.3.Практические занятия …………………………………………………….. 70

6.4.Семинарские занятия ……………………………………………………….72

6.5.Лабораторные занятия …………………………………………………….. 76

6.6.Коллоквиум ………………………………………………………………… 77

6.7.Консультация ………………………………………………………………. 77

6.8.Выбор организационных форм обучения ………………………………… 77

Глава 7.СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ………79 7.1.Сущность педагогической технологии: возникновение и развитие ..…….79

7.2.Периодизация эволюции педагогической технологии ……………………82

7.3.Виды педагогических технологий ………………………………………….83

7.3.1.Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения ……………………. 83

7.3.2.Теория содержательного обобщения……………………………………. 84

7.3.3.Проблемное обучение …………………………………………………… 86

7.3.4.Программированное обучение ……………………………………………92

7.3.5.Алгоритмизация обучения ……………………………………………..…94

7.3.6.Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий ………………………………………………………………………… 95

7.3.7.Теория проектного обучения ………………………………………………96

7.3.8.Игровые технологии ………………………………………………………101

7.3.9.Модульная технология обучения …………………………………………110

7.3.10.Дистанционное образование …………………………………………….114

7.4.Сравнительная характеристика педагогических технологий …………….117

7.5.Выбор педагогических технологий ……………………………………… 117

Глава 8. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ …………………121

8.1.Контроль в обучении, его задачи и содержание ………………………… 121

8.2.Функции и виды педагогического контроля ………………………………123

8.3.Методы и формы контроля …………………………………………………125

8.4.Рейтинговый контроль при модульном обучении ………………………..130

8.5.Педагогические измерения …………………………………………………131

8.6.Моделирование дидактических тестов …………………………………… 136

Глава 9. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ……… 143

9.1.Инновации в образовании ………………………………………………… 143

9.2.Условия реализации инноваций в образовании ………………………… 152

9.3.Деятельность педагога по реализации инноваций в образовательной практике ………………………………………………………153

9.4.Критерии педагогических инноваций ………………………………………157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………160 ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………161

ВВЕДЕНИЕ

Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XX начала XXI веков гораздо в большей степени заинтересованы в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, вырабатывать, принимать и реализовывать гибкие управленческие решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Решение этих задач требует комплексных усилий не только образовательных учреждений, но и всего общества. Нужна новая парадигма образования. На наш взгляд, она может быть представлена следующим образом

(рис. 1).

Образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание

 

Обучение

 

Развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гармонично развитая личность

Рис. 1. Современная модель парадигмы образования

Образование − процесс овладения обучающимися системой научных знаний умений и навыков в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом.

Воспитание − деятельность по передаче новым поколениям общественноисторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения, высокой культуры труда и поведения. Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек.

Обучение − целенаправленное эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающихся, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования.

Развитие

объективный процесс

внутреннего последовательного

количественного

и

качественного изменения физических, духовных сил

человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В новой парадигме образования: обучающийся − предметноинформационная среда (в том числе современные средства информатизации

образования) − педагог, присущая всем видам образования, всем образовательным системам (рис.2).

Обучающийся

Предметно-информа-

Педагог

ционная среда

Результат

Рис.2. Структурные компоненты новой парадигмы образования

В настоящее время в стране реализуются следующие виды и уровни образования (рис. 3).

Виды

 

 

 

Уровни образования

 

 

образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

Общее

 

Дошколь-

 

Начальное

 

Основное

 

 

 

 

общее

 

 

ное

 

общее

 

общее

 

 

 

 

 

 

(2 года)

 

 

 

 

(4 года)

 

(5 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессио-

 

Начальное

 

Среднее

 

Высшее

 

Послевузов

нальное

 

 

 

 

 

 

 

-ское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополни-

 

Общее

 

 

 

 

Профессиональное

тельное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Виды и уровни образования

Современное развитие общества требует, чтобы решение этих задач осуществлялось с целесообразным учетом характера системообразующих связей между компонентами инновационной образовательной системы. Найти звено, за которое можно вытащить всю цепь, т.е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать интегрированные технологии, построенные на современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких технологий в

процессе обучения позволит сформировать способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Использование этих технологий требует от педагога высокой

компетентности,

т.е. владения

современными

методиками

координации

(согласование,

приведение в

соответствие

чего-либо;

установить

целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями) процесса обучения различным областям знаний.

Педагоги несут ответственность за обучающихся, поэтому они должны контролировать: предмет изучения, стиль общения с обучающимися, образовательную среду (обстановка в группе), педагогическую технологию, самих себя. Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами обучающихся.

В настоящее время возрастающий поток информации во всех областях человеческой деятельности требует постоянного расширения, обновления знаний и перехода к иному чем раньше принципу обучения: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», т.е. непрерывному обучению (Г.В. Дорофеев).

К системе образования предъявлены новые требования, которые бы обеспечивали подготовку выпускников к работе в новых резко изменяющих социально-экономических условиях, конкретизирующихся открытием новых границ, информатизацией образования, использованием высокотехнологичных технологий.

Все это требует пересмотра используемых методик в подготовке специалистов. Следовательно, на первый план выходит задача принципиально нового проектирования модели методик обучения, конструирования содержания и организации содержательной учебной информации, педагогической деятельности обучающего и учебной работы обучающегося в образовательном пространстве.

При изучении данной учебной дисциплины студенты получают знания теоретических и методических основ, необходимых для активной профессиональной деятельности специалиста, ознакомятся основами методики профессионального обучения. Кроме того, у них будут сформированы элементы педагогической компетентности в области управления процессом обучения.

Материал учебного пособия разбит на разделы.

При подготовке учебного пособия авторы ссылались на работы следующих ученых В.В. Краевского, Н.М. Скаткина, О.В. Хроменко, Н.Е. Эргановой, В.А. Скакуна, В.С. Кукушкина, В.И. Орлова, И.З. Гликмана, И.Н. Гулидовой, М.В. Кларина, А. Гина и др.

Пособие состоит из введения, девяти глав, заключения, глоссария.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Методика профессионального обучения как научная область педагогических знаний

Методика профессионального обучения (методика преподавания учебной дисциплины) − важнейшая часть подготовки педагогов высшей школы.

Для понимания словосочетания «методика профессионального обучения» рассмотрим семантику, входящих в него слов.

Дефиниция «методика» в литературе трактуется как наука о методах преподавания; совокупность методов обучения чему-нибудь [1]; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов,

воспитания кого-либо [2];

область педагогической

науки,

исследующая

закономерности обучения

определенному предмету

[3];

конкретное

воплощение метода [4]; описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах [5]; учение о способах и педагогических целях изложения данной науки и др. Мы будем здесь придерживаться определения «методика», приведенного в работе [2]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантику этого понятия.

Профессиональный − относящийся к профессионализму; такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности [1;2].

Определение термина «обучение» приведено во введении. Основу обучения составляют знания, умения и навыки в определенной области знаний и профессиональной деятельности специалиста [22].

С учетом сказанного выше дадим определение. Методика профессионального обучения − педагогический инструментарий, предназначенный для управления процессом усвоения системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого-педагогического и эргономического

обеспечения.

«методика

В педагогической практике используется понятие

преподавания учебной дисциплины». Оно в литературе

трактуется как

отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету [6]; отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику [7]; частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету [8; 9]; совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и организационных формах педагогического процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных

педагогических задач [5] и др. В своей работе мы будем придерживаться определения «методика преподавания учебного предмета», приведенного в работе [5].

На наш взгляд, термин «методика профессионального обучения» шире термина «методика преподавания учебных дисциплин». Однако в своей работе с некоторыми ограничениями будем считать их эквивалентными и в дальнейшем в тексте пособия употреблять термин «методика преподавания учебных дисциплин».

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, задачи, содержание, построение терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов.

Объектом исследования методики профессионального обучения является образовательный процесс в профессиональном учебном заведении, предметом –

закономерности образовательной

деятельности педагога по управлению

процессом овладения знаниями,

умениями и навыками обучающимися в той

или иной области профессиональной деятельности.

Задачи методики профессионального обучения заключаются в том, чтобы на основе: изучения явлений обучения данной учебной дисциплины раскрывать между ними закономерности и связи; познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподавание) и учебно-познавательной деятельности обучающихся (учение).

В содержание методики профессионального обучения входит: изучение истории методики преподавания учебных дисциплин, входящих в содержание основной образовательной программы по данному направлению; установление познавательного, воспитательного и развивающего значения и задач учебных дисциплин, их места в системе профессионального образования; определение содержания учебных дисциплин, научное обоснование программ, учебников, хрестоматий, справочников, энциклопедий и др.; выработка методов, средств и организационных форм профессионального обучения, соответствующих его

целям и содержанию;

конструирование учебного

оборудования по

дисциплинам различного цикла;

разработка требований к подготовке педагогов

по конкретной учебной дисциплине.

 

Владение методическими

знаниями обеспечивает

результативную

профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их

возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях. Выбранная методика должна обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.

Эти основы и высокий уровень педагогической компетентности служат базой для разработки научно обоснованных методических рекомендаций для педагогов данной учебной дисциплины.

Внастоящее время педагоги многих образовательных учреждений активно разрабатывают методические основы преподавания своих дисциплин.

Врезультате возникают новые отрасли педагогических знаний – методики различных учебных дисциплин.

Вструктуру многих учебных дисциплин входят основы различных отраслей соответствующей науки. Например, в состав курса математика входят арифметика, алгебра, геометрия и др.; в курс биология – ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология; в курс

экономика – экономическая теория, история экономических учений, экономический анализ, экономика предприятий и др. Поэтому в педагогической

науке различают общую

и частную методики преподавания учебной

дисциплины.

 

 

 

Изучая

разные виды

организационных форм

взаимодействия

преподавания и учения, методика профессионального обучения разрабатывает и предлагает педагогу определенные системы обучающих воздействий. Они находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в дидактическом обеспечении по каждой учебной дисциплине, реализуются в разных видах технологий обучения. В методике профессионального обучения конкретной учебной дисциплине доминируют вопросы: как обучать? С

помощью, каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания, умения и навыки обучающихся? Как контролировать успехи познавательной деятельности обучающихся?

Методика профессионального обучения отражает воспитательную, образовательную и развивающую функции образования, на основе изучения объективных закономерных связей между содержанием обучения, преподавания и учения, разрабатывает нормативные требования к их содержанию. Взаимосвязь компонентов процесса обучения показана на рис. 4.

Большое значение для построения методики профессионального обучения как науки имеет ее тесная связь с дидактикой (греч.didaktikos поучающий, относящийся к обучению) и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Кроме того, дидактика, являясь общей теорией воспитания, образования и обучения, представляет собой главную теоретическую базу методики и своей методологией и общетеоретическими положениями.

Основываясь на принципах воспитания, методика профессионального обучения раскрывает цели обучения конкретной учебной дисциплине, ее значение для развития обучающегося, вскрывает закономерности усвоения

studfiles.net

Оглавление

УДК 377:37.02(075) ББК 74.580.0я73

С79

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика профессионального обучения» подготовлен в рамках реализации Программы развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ) на 2007–2010 гг.

Рецензенты:

Красноярский краевой фонд науки; Экспертная комиссия СФУ по подготовке учебно-методических комплексов дисциплин

Степанова-Быкова, А. С.

С79 Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] : курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. – Электрон. дан. (4 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (Методика профессионального обучения : УМКД № 1513/1115–2008 / рук. творч. коллектива А. С. Степанова-Быкова). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования : Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 50 Мб свободного дискового пространства ; привод DVD ; операционная система Microsoft Windows XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0 (или ана-

логичный продукт для чтения файлов формата pdf). ISBN 978-5-7638-1683-9 (комплекса)

ISBN 978-5-7638-1751-5 (курса лекций)

Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320902502 (комплекса)

Настоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Методика профессионального обучения», включающего учебную программу дисциплины, практикум, методические указания по самостоятельной работе, методические указания по выполнению курсовой работы, контрольноизмерительные материалы «Методика профессионального обучения. Банк тестовых заданий», наглядное пособие «Методика профессионального обучения. Презентационные материалы».

Представляет собой целостную, современную модель методического знания, направленного на решение проблем, возникающих в деятельности педагога (масте-ра производственного обучения). Содержит материал, выстроенный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения на основе компетентностного подхода.

Предназначен для студентов направления подготовки специалистов 050501.65 «Профессиональное обучение (по отраслям)» укрупненной группы 050000 «Образование и педагогика». Может быть полезен мастерам и педагогам профессиональной школы.

© Сибирский федеральный университет, 2009

Рекомендовано к изданию Инновационно-методическим управлением СФУ

Редактор Л. Г. Семухина

Разработка и оформление электронного образовательного ресурса: Центр технологий электронного обучения Информационно-телекоммуникационного комплекса СФУ; лаборатория по разработке мультимедийных электронных образовательных ресурсов при КрЦНИТ

Содержимое ресурса охраняется законом об авторском праве. Несанкционированное копирование и использование данного продукта запрещается. Встречающиеся названия программного обеспечения, изделий, устройств или систем могут являться зарегистрированными товарными знаками тех или иных фирм.

studfiles.net

Методы профессионального обучения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Тазеддинова Д. Р., Курмакаева Т. В., Ребезов Я. М. Методы профессионального обучения // Педагогика высшей школы. — 2017. — №2. — С. 62-65. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/55/2219/ (дата обращения: 16.10.2019).



Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний и предмет изучения сформировалась и развивается на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта. В научном плане методика профессионального обучения является частной дидактикой и опирается на профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков. Она раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для практической профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в любой отрасли, является основой осуществления процесса практического профессионального обучения по конкретным профессиям, основой подготовки частных методик обучения. Входя в состав психолого-педагогических дисциплин, методика профессионального обучения выступает одной из ведущих при подготовке преподавателей профессионального обучения. Она позволяет подготовить будущих педагогов к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях профессионального образования. Отличительными особенностями структуры этой дисциплины являются содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный компонент предусматривает дидактическую, диагностическую и концептуальную составляющие. Процессуальный — мыслительную деятельность обучаемых и обучающего по приобретению и усвоению знаний и умений, а также руководство этим процессом [1].

Сегодня методика профессионального обучения развивается в двух главных направлениях. Первое касается развития методики профессионального обучения, второе — относительно независимое развитие частных методик, применяемых при изучении технических дисциплин: технической математики, черчения, электротехники и пр. Владение методикой — требование, предъявляемое к профессиональной деятельности преподавателя. Методические знания связаны со способами и приемами, а также личностью и творческим подходом самого обучающего. Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения, которые помогают регулировать образовательную деятельность преподавателя и познавательную деятельность обучаемых по развитию и приобретению профессиональных знаний, а также умению применять эти знания практически. Объекты познания технических наук — технические системы и устройства, но методика профессионального обучения не ставит своей задачей изучать эти системы и устройства, формировать методы их исследования. Объектом ее познания является сам общественный образовательный и воспитательный процесс средствами той науки, которая изучается [2].

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством [3].

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов [4].

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении (например, если речь идет о методике обучения дизайну, то объектом методического познания является процесс обучения дизайна, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения). В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики? Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога как преподавателя определенной дисциплины и как преподавателя, сочетающего в своей педагогической деятельности деятельность методиста (что по сути конечно же взаимосвязано) [5]. Предметом деятельности преподавателя определенной дисциплины является организация процесса обучения по предмету — показано на рисунке 1.

Преподаватель организует когнитивную (учебную) деятельность обуучащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности [6].

Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения

В то же время преподаватель свою профессиональную деятельность организует как взаимодействие деятельности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков. В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: «Как обучать?», «С помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?» [7].

В настоящее время существует несколько классификаций профессиональных методов обучения. Ниже, на рисунке 2 приведена одна из таких классификаций.

Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения, основываться на современных достижениях в области философии образования педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как эти особенности проявляются в данных конкретных условиях [8].

Рис. 2. Классификация профессиональных методов обучения

Современное развитие общества требует, чтобы решение задач профессионального обучения осуществлялось с учетом характера системообразующих связей между компонентами инновационной образовательной системы. Поиск решений выполнения научно-исследовательских работ для получения профессиональных компетенций [9–14]. Найти звено, за которое можно вытащить всю цепь, т. е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать интегрированные технологии, построенные на современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких технологий в процессе обучения позволит сформировать способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее [1–3].

Выбранная методика призвана обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и рынка труда.

Литература:

  1. Алексеева Л. П. Методика профессионального обучения: краткий курс лекций. Челябинск: Цицеро, 2013. 139 с.
  2. Зайцев В. С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2013. 198 с.
  3. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студентов учреждений ВПО. М.: Издат. центр «Академия», 2013. 314 с.
  4. Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: монография / под общ. ред. Е. Ю. Никитина. — М.: Владос, 2013. — 489 с.
  5. Теория и методика профессионального образования монография / под общ. ред. Е. Ю. Никитина. М.: АПК и ПРО, 2011. 341 с.
  6. Беликов В. А., Валеев А. С., Гришин А. В. Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной деятельности. Магнитогорск, 2011. 244 с.
  7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с.
  8. Степанова-Быкова А. С., Дулинец Т. Г. Методика профессионального обучения: курс лекций. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 300 с.
  9. Аптрахимов Д. Р., Боган В. И., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Учебный комплекс «Имитатор работы автоматизированной линии производства макаронных изделий» // Педагогика высшей школы. 2015. № 3 (3). С. 57–60.
  10. Ребезов М. Б., Прохасько Л. С., Попова М. А., Максимюк Н. Н., Канарейкина С. Г. Сетевое планирование научно-исследовательской работы по разработке йогуртных продуктов // Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 43–45.
  11. Ребезов М. Б., Прохасько Л. С., Гаязова А. О., Максимюк Н. Н., Нургазезова А. Н. Сетевое планирование научно-исследовательской работы по разработке полуфабрикатов мясорастительных рубленых // Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 40–43.
  12. Пирожинский С. Г., Лукин А. А., Ребезов М. Б. Основы бизнес-процесса инновационной деятельности предприятий перерабатывающей отрасли // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С. 141–144.
  13. Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 12–1. С. 84–85.
  14. Третьяк Л. Н., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Явкина Д. И., Набиева Ж. С. Внутренний контроль качества в аналитических и испытательных лабораториях // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7–0. С. 187–188.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Похожие статьи

Классификация методов активного обучения применительно…

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Применение активных методов обучения как одно из средств

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Применение исследовательско-поисковых методов обучения

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном

Методы контроля — это способы, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

Использование активных методов обучения в формировании…

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом…

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

Методы преподавания лекции в университете | Статья в журнале…

Методы профессионального обучения | Статья в журнале… Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении.

Совершенствование процесса подготовки преподавателей…

профессиональное обучение, процесс обучения, знание, методика, учебное заведение, профессиональная школа, профессиональный метод обучения, познание методики, средство обучения, метод этой.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *