Учебно познавательная мотивация это – Учебно-познавательная мотивация

Содержание

Учебно-познавательная мотивация к предмету | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Федотова Г. М. Учебно-познавательная мотивация к предмету [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 106-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10068/ (дата обращения: 21.10.2019).



Сегодняшние дети — это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС — идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности — дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Сегодня под ФГОС

учёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке.

Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя.

Какова в рамках ФГОС роль учителя? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.

Воснове ФГОС заложен системно-деятельностный подход.Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной теорией учения. Деятельность — это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Сущность деятельностной теории учения можно выразить всего тремя положениями:

  1. Конечная цель обучения — формирование способа действий;
  2. Способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;
  3. Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Когда у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т. д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления. Ученик теперь действует по принципу «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат».

Основными единицами любой деятельности являются потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. В системной организации учебной деятельности школьников следует выделить пять основных компонентов:

  1. учебно-познавательные мотивы,
    «для чего мне необходимо изучить этот объект»,
  2. действие целеполагание («что я должен сделать…»),
  3. выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
  4. решение задач,
  5. рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Собственную учебную деятельность школьников в обучении можно выразить формулой «деятельность — личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании:

  1. Принцип деятельности — ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (например, при изучении частей речи).
  2. Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса — школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности (у каждого свой опыт).

Какой должна быть деятельность учителя для обеспечения результативности урока вне типологии?

  1. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  2. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.) (Пример, Прохватилина тетрадь «Проверь себя», работа над ошибками).
  3. Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  7. Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  10. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Как может выглядеть общий план урока на основе системно-деятельностного подхода?

  1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания
    . Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.

Мотивом косознанию учащимися необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов). Затем учащимся предлагается самим определить цельданного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологическиепризнаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора. На основе сформированных алгоритмизированных действий можно определять и вид сложного предложения — схема, функция.

  1. Решение учебной задачи складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно, и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.
  2. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».
  3. Моделирование общего способа умственной деятельностиследующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т. д.

Так, после изучения темы «-К- и -СК- в суффиксах прилагательных»в тетрадях появляется запись:

  1. Вижу и выделяю слово на изучаемую орфограмму.
  2. Определяю разряд прилагательного.
  3. Если качественное (имеет краткую форму), пишу -К-.
  4. Если относительное, смотрю, на какую букву заканчивается основа.
  5. Если на К, Ц, Ч, пишу -К-.
  6. Если на другие буквы, пишу -СК-.
  7. При этом помню, что в относительных прилагательных основа существительных полностью сохраняется (француз + ск + ий).
  1. Конкретизация изучаемого понятия.

Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.

  1. Рефлексивно-оценочный этап — заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. Разрабатывая последовательность деятельностных шагов, мы используем технологию деятельностного метода, что включает последовательность деятельностных шагов:
  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

 планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

 привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

 оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

При анализе урока необходимо оценивать:

 время самостоятельной работы учеников (не менее 50 % времени урока),

 время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут),

 сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все),

 сколько учеников получили оценки (должны все),

 время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут),

 сколько учеников готово к восприятию нового материала (как проверено),

 сколько учеников ушло с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено),

 соответствует ли объем домашнего задания норме (да — нет).

Для изучения эффективности проделанной работы, была проведена итоговая диагностика.

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к предмету «русский язык», позволяет определить на уровне самооценки учащихся сформированность мотивации.

I уровень — проявляет ситуативный интерес (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).

II уровень — учит по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень — интересуется предметом (узнаю много нового, заставляют думать, получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень — проявляет повышенный познавательный интерес (легко дается, с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Результаты анкетирования вносятся в сводную ведомость класса, где фиксируются уровни познавательного интереса учащихся к русскому языку с указанием соответствующего числа баллов, характеризующий уровень познавательного интереса. Данные этой таблицы позволяют сопоставить и выявить динамику развития познавательного интереса школьников к русскому языку в последующих ежегодных обследованиях.

Анализ полученных данных позволяет отметить существенную закономерность между уровнем развития познавательных интересов и мотивацией учения.

Мотив и мотивация необходимы при инновационном подходе к изучению русского языка, за счет этого у учащихся появляется интерес к поисковой деятельности, растет стремление работать самостоятельно, вносить элемент творчества. Источником положительной учебной мотивации становится потребность в учебной деятельности. Повышается возможности ученика, которые выражаются в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

Устойчивый характер учебной деятельности приводит к личностной стимуляции.

При инновационном подходе исчезают препятствия, страхи на пути обучения, и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

При инновационном подходе ученик может сам ставит себе цели, достижения которых, могут обуславливать лучшее освоение им учебного материала по русскому языку.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  2. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47–59.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
  4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  5. Учебник Русский язык 5 класс под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (М.: Дрофа), 2015 г.
  6. Николенко Н. В. Лексикология и фразеология современного русского языка — М.: Академия, 2010. — 144 с.
  7. Федосов И. В., Лапицкий А. Н. Фразеологический словарь русского языка — М.: ЮНВЕС, 2005. — 608 с.
  8. К. И. Чуковский «От двух до пяти», 1963 г.
  9. В. А. Сухомлинский «Сто советов учителю», 1981 г.
  10. В. И. Чернышев «Правильность и чистота русской речи», 1911 г.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, учебная задача, учебная деятельность, урок, русский язык, ученик, умственная деятельность, общий способ, учебный материал, инновационный подход.

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»…

учитель, учебная задача, учебная деятельность, урок, русский язык, ученик, умственная деятельность, общий способ, учебный материал, инновационный подход. Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной…

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания.

Использование инновационных методов в образовании

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка…

Активизация познавательной деятельности учащихся основной…

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Общая проверка усвоения материала.

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка

4. Преподаватель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания.

Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность

Взгляд на методы обучения в начальных классах…

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная деятельность учителя

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа…

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для…

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

В чем инновационность моей деятельности:  в развитии творческой индивидуальности учащихся

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая…

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка

Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся.

moluch.ru

Познавательные методы мотивации | Блог 4brain

«Способность быть счастливым во многом зависит от нас самих» Шарлотта Бронте (английская романистка).

Мотивация («мотив»  от лат.  – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.

Процесс мотивации – это сложный психологический феномен, но именно он является стимулом к активной познавательной деятельности человека.

Как нам всем известно: качество знаний учащихся школ в последние годы стремительно снижается и причина этого явления – чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.

В связи с чем, мы решили разобраться в данном нелёгком вопросе и ответить на главный вопрос всей системы образования  – по каким причинам мы имеем такой исход, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию.

Будем разбираться.

Итак, низкая мотивация учащихся нередко скрывается за рядом причин:

  1. Бедность сообщаемого учебного материала
  2. Некомпетентность педагога, учителя, преподавателя
  3. Незаинтересованность его в работе
  4. Однообразие занятий, повторяемость
  5. Недоброжелательный настрой педагога к аудитории
  6. Принуждение к деятельности

А теперь давайте  будем искать методы мотивации учащихся, и для начала ознакомимся с областями мозга, отвечающими за мотивацию:

Формирование учебно-познавательной мотивации

Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребёнка – этого уже недостаточно, важно ещё суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе.

А для этого нам самим, а также преподавателям, педагогам и учителям необходимо создавать условия, вызывающие активную деятельность учащихся, а это возможно за счёт нехитрых действий:

  • Оригинальности подачи материала (в игровой форме, или же путём совместной с детьми подготовки учебного проекта)
  • За счёт использования инновационных, оригинальных технологий (ноу- хау)
  • Приглашая гостей (работников музея, ветеранов, видных деятелей культуру, искусства и политики)

Есть одна очень полезная, фундаментальная  книжка (объясняющая необходимость раннего развития мотивации): «После трёх уже поздно»  — автор Масару Ибука – президент и основатель фирмы «Sony». Книга написана с особой добротой и благожелательностью.  На мой взгляд, она должна быть в каждом доме! Один момент, предупреждаю сразу – его методика, постулаты, далеки от нашего обыденного восприятия процесса мотивации, и это один из больших плюсов данной книги. Например, М.Ибука считает: роль окружения важнее наследственности: кто и что окружают ребёнка, то (те) и формируют его взгляды на жизнь. Читайте книгу, учитесь смотреть на жизнь по-новому.

Формирование положительной мотивации учащихся

«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека» Дж. Равен

Если человек стремится овладеть знаниями  — эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Однако преподаватели  часто сетуют на то, что дети не проявляют интерес к учёбе. А вот почему так происходит и в чем здесь основная причина – это вопросы вопросов. Давайте будем разбираться вместе, для того, чтобы помочь воспитателям и  учителям привить нашим деткам интерес к познавательной деятельности, то есть научить более усердно выполнять свою работу – учиться только на отлично.

Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина  «нежелания» учиться, в тоже время есть и довольно распространённые, типичные основания, вот на них то, мы и обратим особое внимание.

Давайте для начала выявим причины низкой школьной мотивации (по причине учащегося, а ранее мы рассматривали – по вине педагога):

  1. Непринятие новых условий, отсутствие адаптации
  2. Трудности с восприятием нового материала
  3. Неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры
  4. Проблемы в общении со сверстниками, учителями
  5. Нежелание следовать нормам и правилам
  6. Нервно-психические расстройства
  7. Отсутствие интереса к предмету
  8. Эмоционально-некомфортная обстановка

Мотивацию ребёнка также снижает:

  • Недостаток родительского внимания и любви
  • Сомнения в способностях ребёнка, упрёки, принижающая критика
  • Высокие нагрузки (не по возрасту)

Выход: разговаривайте с ребёнком, пытайтесь его услышать, обязательно выясните все причины нежелания выполнять задания, и причины агрессии в адрес учебного заведения. Узнали причину – предложите решение, (а лучше всего находите их совместно с ребёнком).

Задайте ребёнку вопрос: « Тебя что-то беспокоит? — расскажи нам о своих переживаниях.  Подскажите ему решение: «Нам нечего бояться, все будет хорошо». Поборов страх ребёнка, вы уберёте у него препятствия к достижению нужного результата.

Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя —  путь к успеху.

Познавательные методы мотивации учащихся

Учебная деятельность – вторая профессия каждого человека, от умения осуществлять учебную деятельность во многом зависит его продвижение в основном избранном деле (и главный ее компонент – самоконтроль и самооценка).

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = ПОТРЕБНОСТЬ + МОТИВ + ЦЕЛЬ +САМОКОНТРОЛЬ  = РЕЗУЛЬТАТ

Американский психолог А.Кинг придумал серию общих вопросов, которые действенны в самых разных учебных ситуациях:

  • Что случится, если…?
  • Приведите пример…
  • В чем сильные и слабые стороны…?
  • На что это похоже…?
  • Что мы уже знаем о…?
  • Каким образом…можно использовать для…?

Современный учитель, педагог и родители должны быть в первую очередь сами:

  • Стрессоустойчивы
  • Креативны
  • Самокритичны
  • Иметь широкий кругозор

Важно! Если педагогу, учителю или кому-то из родителей  удаётся понять причины поведения ребёнка, то он приближается к тому, чтобы управлять не только его действиями, но и мотивами.

Для того, чтобы значительно повысить мотивацию учащихся необходимо использовать полный арсенал методов и приёмов организации познавательной деятельности:

  • Словесные (беседа, лекции, рассказы)
  • Наглядные и практические методы (позволяют снизить утомляемость, повысить интерес)
  • Поисковые методы (позволяющие ребёнку самостоятельно разрешить проблемную ситуацию)
  • Методы самостоятельной учебной работы (вырабатывает стимул сделать лучше, чем у соседа)

Необходимо  иметь в виду, что учебная деятельность ребёнка всегда является совместной (с педагогом, со сверстниками). Индивидуально протекающая учебная деятельность —  есть абстракция. Ученик всегда (явно или неявно) использует переданные ему старшим наставником общественно-выработанные способы учебных действий, соотносит свои действия и оценки с оценками окружающих. В этом плане учебная деятельность всегда пронизана социальными взаимодействиями, общением ребёнка с другими людьми.

Существуют следующие познавательные методы мотивации учащихся:

  1. Эмоциональные методы (поощрение, наказание)
  2. Познавательные методы (опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий)
  3. Волевые методы (предъявление требований, информирование об обязательных результатах)
  4. Социальные методы (развитие желания быть полезным Родине, Стране)

Для повышения мотивации, есть ещё один весьма интересный вариант — это использование детских, шуточных «контрактов»  (своеобразные договора), заключаемые между учителем и учащимися. В таком соглашении (после совместного обсуждения) чётко фиксируется объёмов работы, её качества и оценки. Такие контракты – не только вырабатывают и организуют самостоятельность у учащихся, но и к тому же создают в процессе обучения психологическую атмосферу безопасности, ответственности и свободы.

Мотивированные на достижение успеха учащиеся активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя внутренние ресурсы.

P.S.

Анализ литературы показал, что понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

  1. Познавательный интерес (эмоциональное включение в решение поставленной задачи)
  2. Творчество (креативность) – вложить в идею что-то своё
  3. Любознательность (стремление узнать что-то новое)

Все эти понятия близки по содержанию, имеют общее объединяющее начало — направленность человека на бескорыстное узнавание нового и получения чувства удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть  — мотивации.

Друзья, расскажите нам о своих способах мотивации, оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам!

4brain.ru

Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности

Обучение — это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деятельность для них является ведущей. По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников происходит стихийно. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок был заинтересован в учебе?

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через эмоциональный интерес, заинтересованность ребенка. Преимущество нужно отдавать внутренней мотивации, то есть ребенок должен понимать, что если будешь интересен другим людям, то сможешь достичь всего. Внешняя же мотивация должна лишь дополнять внутреннюю (получить оценку). Становление мотивации и познавательной активности школьников, является важнейшим фактором повышения их успешности в школе. К эффективности обучения относится учебная успешность школьников, и это можно рассматривать как эффективность учебно — познавательной деятельности учащихся.

Мотивация школьника проявляется в учебном процессе. Мотивация связана с большим количеством различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. Познавательная мотивация школьника непосредственно связана с деятельностью педагога, который в свою очередь решает следующие задачи:

—       изучение личности и его мотивации, определение условий и факторов, влияющих на её формирование;

—       выявление педагогических условий, влияющих на развитие мотивационной сферы личности школьников;

—       владение приёмами организации учебной деятельности школьников, способствующих формированию мотивационной сферы личности.

Учебная успешность — это ежедневный труд, ежедневная оценка учебных достижений, а также качество и способы умственной работы (активность, напряжённость, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий.). Следует отметить, что одни школьники быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — медленно, а некоторые вовсе не могут с ними справиться. Это связано с индивидуальностью личности, психическим состоянием при овладении учебно-познавательной деятельности. Обычно говорят о таких свойствах психического развития человека, как его обучаемость или воспитуемость, под которыми имеют в виду приобретенную под влиянием образования, обучения и воспитания внутреннюю готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами последующего обучения и воспитания.

Обучение и воспитание становятся важнейшими условиями и факторами дальнейшего становления человека и формирования его как личности и субъекта деятельности.

Говоря о факторах, определяющую учебную успешность, можно отметить следующие: социологический, психологический и педагогический.

Социологический блок — это социальные и социально-демографические факторы: социальное положение и происхождение, место жительства, уровень и качество школьной подготовки, половые и возрастные различия.

К психологическим факторам относят интеллект, учебную мотивацию, общие и специальные способности, обучаемость и воспитуемость, индивидуальный стиль деятельности, психологический склад учащегося.

Педагогические факторы, обусловливающих успешность обучения, позволяют выявить слабые места в системе образовательного процесса, позволяет устранить трудности, с которыми сталкиваются школьники в период обучения.

Обратив внимание на исследования многих педагогов и психологов, можно сказать о том, что слабоуспевающими становятся те школьники, которые имеют более низкую мотивацию, психологические проблемы, причем, чем они больше, тем заметнее разрыв обнаруживается между успеваемостью в детском саду и школе. Вывод, который можно сделать на основании вышеизложенного заключается в следующем:

—        дошкольная подготовка и успеваемость в школе находится в прямой зависимости

—        средняя оценка успеваемости обладает довольно высокой прогнозирующей функцией относительно уровня будущей успеваемости обучаемых.

Учебная успешность школьников имеет психологическую и педагогическую обусловленность. В группы психологических факторов входят индивидуальные особенности мотивации, интеллекта, а также характеристики собственно учебной деятельности. В качестве педагогических факторов выступают различные аспекты организации учебного процесса в школе. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?

1.                  Если ученик ищет и открывает новые знания, решает сложные задачи проблемного характера — это способствует развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда.

2.                  Учащийся должен понимать нужность, важность, целесообразность изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Это проявляет интерес.

3.                  Новый материал должен быть связан с раннее усвоенными умениями и навыками. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

4.                  Обучение должно быть посильным для ребенка.

5.                  Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.

6.                  Позитивная психологическая атмосфера урока-стимулирование познавательного процесса.

7.                  Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

8.                  Обучение должно сочетаться с творчеством.

9.                  Дети должны верить в успех своей работы. На уроке должна присутствовать ситуация успеха.

При обучении в школе, учителя стараются развить у учащихся самостоятельность, управление своей деятельностью. Практика показала, что этого недостаточно. Ребенок не может объективно ощенить свои возможности в процессе учебной деятельности.

Полученные при анализе оценок школьников своих возможностей в организации собственной учебной деятельности, показали, что уровень их самоорганизации, определенный по пятибалльной шкале, составил в среднем 2,5 балла. Сопоставление показателей уровня самоорганизации школьников с различной успешностью позволило установить, что самооценка уровня самоорганизации у более успешных школьников выше, чем у слабоуспевающих примерно на 0,5–0,7 балла.

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной самоорганизации и от различных способностях школьников к самоуправлению.

Ко второму году обучения все школьники практически адаптированы к новым условиям, но различия в учебной успешности продолжают оставаться и число слабоуспевающих учащихся не уменьшается. Причины тому, вероятно, следует искать в системе субъективных факторов, особое значение среди которых должны иметь особенности учебной мотивации школьников и их интеллекта.

Учебная мотивация сильных школьников направлена в большой степени на достижение конечных целей учебной деятельности, что способствует формированию у них более высокой устойчивости. У слабых школьников учебные мотивы не смещены на цель, они направлены на текущие условия учебной деятельности, носят более ситуативный характер, не могут оказывать положительного влияния ни на формирование высокого уровня учебной активности и самоорганизации, ни на учебную успешность в целом

Показательными для выявления роли мотивации в учебной дельности являются результаты, отражающие особенности отношения к различным учебным дисциплинам сильных и слабых школьников.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что учебная деятельность сильных школьников протекает на более высоком положительном мотивационном фоне, определяющем как особенности самой учебной деятельности, так и ее результатов.

¾                Чем же связана психологические, педагогические показатели с учебной успешностью? Одинакова или различна мотивация у слабых и сильных школьников? Психологи доказали, что академическая успеваемость слабых обучаемых непосредственно связана с уровнем организации учебного процесса и самоорганизации, а также степенью их учебной активности. Итак, основные пути повышения эффективности обучения, учащихся это: в группе сильных школьников успеваемость может быть повышена на основе управления мотивационной сферой; на основе самостоятельной работой.

В группе слабых обучаемых в первые годы обучения повышение успеваемости может быть достигнуто на основе совершенствования различных сторон учебного процесса.

Литература:

1.      Кукушкин В. С., Болдырева — Варакина А. В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В. С. Кукушкина — Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов на Дону: Издательский центр “МарТ”, 2005.

2.      Головастикова П. М. “Как сделать учение увлекательным” — журнал “Начальная школа”, 2006 год, № 2, стр.30.

3.      Фролова Н. А. “Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006, № 2, стр.50.

moluch.ru

Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях.

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя,серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются студенты, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких студентов мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких обучающихся? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – обучающий будет учиться хорошо не потому, что за плохую оценку ругают,а потому что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, стремящуюся к самореализации.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию:  основные усилия преподавателя, как правило, направлены на поиск внешних стимулов, непосредственно не связанных с учебной дисциплиной. Действительно, игра, похвала, занимательность – являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью студентов на данном занятии, применительно именно к этому содержанию. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях и по другим дисциплинам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию.  Она наиболее распространена и чаще используется.

Между тем известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или совсем не используется.

Однако внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного студента очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление – то нетрудно сделать вывод о  том, что при формировании внутренней мотивации учения опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  1. Содержание учебного материала.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Коллективные формы учебной деятельности.
  4. Оценка учебной деятельности.
  5. Стиль педагогической деятельности персонала.

Понятие мотива и мотивации.

Общеизвестно, что существуют различные способы обучения студентов; основными компонентами, на мой взгляд, являются:

— что изучаем;

— для чего изучаем;

— каким образом изучаем;

— как обучаются?

«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:

  • Почему мы делаем то что делаем?
  • Почему один студент учит, а другой нет?
  • Почему одни студенты успевают выполнить задания, а другие после первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?

Ответы на эти и другие вопросымогут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» — писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Мотив – побуждение к достижению цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять; почему человек стремится к одной, а не другой цели? Нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.

Мотивация выполняют несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Студент понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью.

Принято различать две большие группы учебных мотивов:

  1. Познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и
  2. Социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями обучающегося с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:

— реальное успешное выполнение учебных заданий;

— положительная реакция на повышение преподавателем трудности задания;

— обращение кпреподавателю за дополнительными сведениями, готовность к принятию;

— положительное отношение к необязательным заданиям;

— обращение к учебным заведениям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене.

Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям; либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.

2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

— самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;

— возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата;

-характер вопросов к преподавателю и вопросы, относящиесяк поиску способов и содержанию курса;

— интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия;

-интерес к анализу собственных ошибок;

— самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности.

3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

— обращение к преподавателю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов;

— все реальные действия студентов по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования ).

Социальные мотивы включают:

1) Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании студентов общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.

2) Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Проявления:

— стремление взаимодействия и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения;

— намерение выяснить отношение товарища к своей работе;

— инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;

— количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы;

— отклик на просьбу товарища о помощи;

— принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;

— реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью  таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны преподавателей, родителей и товарищей.

3) Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления:

— стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе;

— стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

Как изучить мотивацию учеников?

По мнению А.К.Марковой, наиболее реальными для преподавателя методами изучения мотивации являются:

—  наблюдение за поведением обучающихся во время урока и вне его, за учебной общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения обучающихся;

— результаты этих наблюдения фиксируются в дневниках у преподавателя, в педагогических характеристиках;

—  использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

—  индивидуальная беседа с обучающимися, предполагающая прямые и косвенные вопросы преподавателя о мотивах, смысле, целях обучения для данного студента;

—  анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал  об отношении обучающихся к обучению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости по дисциплине и предмету, посещаемости и главное – показатели сформированности учебной деятельности обучающихся.

Зная тип мотивации преподаватель сожжет создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом обучения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.  Если это мотивация, связанная с целью обучения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом обучения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская  методика, создание условий для проявления их способностей.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей обучающихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Способы повышения мотивации

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

— содержание обучения

— игровые формы организации обучения;

— современные информационно-коммуникативные технологии;

— собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и т.д.)

Содержание обучения определяется в первую ФГОС. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории специальности (профессии), из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает обучающихся, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание занятия пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализации. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только выбранной специальностью (профессией), но и историей, им любопытно узнать, чем занимались люди данной профессии (специальности) много лет назад, была ли данная профессия (специальность) вообще и в каком виде в частности. По предмету «Приготовление сложных холодных и горячих десертов» изучаем историю мировых брендов – десертов; из каких ингредиентов готовили десерты? Какими столовыми приборами, инвентарем и посудой они пользовались? Какое было оформление блюда?Формируя таким образом содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении темы «Ассортимент сложных холодных десертов ». Это говорит о том, что умело подобранный материал к занятию усиливает интерес обучающихся к занятиям, способствует формированию положительной мотивации учения.

Основной мотивационный фактор – это стремление связать усваиваемый материал с практическим опытом. Практика доказывает необходимость полученных знаний по данной профессии (специальности) и этим повышает мотивационный уровень обучения. Любую практическую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации обучения по специальности. Например: практическое задание: разработать фирменное блюдо – десерт, составить технико-технологическую карту, определить пищевую ценность блюда, и ,наконец, отработать десерт на лабораторном занятии. Какие разные и вкусные получились чизкейки и тирамису!

Интерес к изучению спец. дисциплин во многом зависит от того, как проходят занятия. Даже на самых хороших занятиях элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом (дисциплиной). Поэтому на занятиях я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

Интерес к предмету (дисциплине) можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Например, Графический (буквенный) диктант. Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не преподаватель называет тему, а обучающиеся. Смысл диктанта в следующем: обучающиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв обучающиеся составляют слово.

Даже у самых отстающих обучающихся можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. Решение занимательных задач, в форме производственных заданий очень важно в период, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к предмету (дисциплине). Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны будущей профессии (специальности) перед всеми обучающимися, используя для этой цели все возможности.

Кроме того, формированию мотивации способствует необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление; эмоциональность речи преподавателя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личностной значимости будущей профессии (специальности) и использование полученных знаний в будущей  жизни; умелое применение преподавателя поощрения и порицания. Особое значение приобретаетукрепление всех сторон умения обучающегося учиться, обеспечивающее усвоениевсех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы у другому, включение обучающихся в совместную учебную деятельность.

Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках мои подопечные обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

Большую роль в повышении положительной мотивации обучения играет применение на уроках компьютерной техники. Это объясняется тем что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность обучающихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия обучающимися нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету (дисциплине).

Использование ИТ на уроках позволило организовать активную познавательную деятельность студентов, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению.

Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют также с помощью изменения размера, цвета и способа появления текста обратить внимание обучающихся на особо важную информацию, заложить программу проверки знаний с последующей самопроверкой, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов и снятия напряжения у обучающихся, а это способствует формированию положительной мотивации обучения. На своих уроках я успешно применяю задание – выполнение презентаций: студентам дается опережающее задание – выполнить презентацию, например, на тему «Сорбеты и шербеты»; и во время объяснения нового материала студент демонстрирует свою работу.

Создание презентаций – процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют практически все. Так для подготовки проекта обучающийся сначала проводит научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обучающийся при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и  отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают  опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая обучающегося в творческую работу, я развиваю у него умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство са

Проверка знаний обучающихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету (дисциплине). На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету (дисциплине) я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию.

Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

— иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеоматериалов;

— контролирующий – для проведения тестирования  с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;

— как инструмент исследования,позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.

Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой занятия. Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждомуобучающемуся участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организуюобучение на занятиях с учетом индивидуальных способностей каждого.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на занятии может стать:

— создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех обучающихся данной группы;

— создание нестандартных ситуаций на уроке;

-демонстрация достижений каждого обучающегося на каждом уроке;

— умение создавать ситуацию для каждого обучающегося, проявить себя;

— умение хвалить любого обучающегося на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

На своих занятиях я пытаюсь совместить «приятное» с «полезным», предлагая обучающимся для выполнения и проверки своих знаний серию тестовых заданий по различным разделам изучаемой дисциплины. «Изюминка» в том, что эти работы сопровождаю маленькой информацией (исторической, о нововведениях по специальности и др.) Практика показывает, что обучающимся интересно выполнять эти тесты. А где интерес, там и результат.

Данные тесты легко составить самим обучающимся. Они часто увлеченно занимаются созданием новых заданий во внеурочное время, что, конечно же, оценивается  дополнительно. Составление таких заданий – тестов побуждает не только хорошо разобраться в материале данной темы, но и воспользоваться дополнительной литературой.

Используя различные воздействия на мотивационную сферу обучающихся, мне наиболее убедительно удается продвинуть обучающихся в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких кболее высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения на своих занятиях.

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. Издательство: Ювента, 2011 г.
  2. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991 г.
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М. 1986

www.informio.ru

Мотивация учения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мотивация учения (учебная мотивация) – частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.

Разные определения[править | править код]

Сегодня этот термин может пониматься по-разному.

Так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивом учебной деятельности необходимо называть направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением.

Хамедова Г.Н. предполагает, что учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей.

Структура[править | править код]

Учебная мотивация может включать различные мотивы в зависимости от того, какую именно потребность будет удовлетворять действие, побужденное данным мотивом:

  • Гражданский мотив (учение совершается для подготовки к жизни в обществе)
  • Познавательный мотив (ориентируется на приобретение знаний и навыков)
  • Мотив социальной идентификации с преподавателем (ученику необходимо соответствовать требованиям преподавателя)
  • Мотив социальной идентификации с родителями (ученик соотносится с ожиданиями родителей в области учёбы и поведения в целом)
  • Мотив переживания (связан с привлекательностью учебного материала)
  • Материальный мотив (учение рассматривается как предпосылка материальной обеспеченности)
  • Мотив значения (приобретение и поддержка высокого социального статуса)[1]


Как правило, учебная деятельность порождается не одним мотивом, а совокупностью мотивов, которые дополняют друг друга. В связи с этим принято разделять ведущие мотивы и второстепенные.

Первая классификация Лидии Ильиничны Божович[править | править код]

Относительно того, чем обусловлены мотивы, существует два типа, выделенных Л.И. Божович: познавательные (те, что связаны с содержанием учебной деятельности и её выполнением) и социальные (связаны с различными взаимодействиями с людьми). [2]

Вклад Марковой Аэлиты Константиновны[

ru.wikipedia.org

Познавательная мотивация

06.01.2012 Ярослав Борщов

Познавательная мотивация.

У подростков наиболее заметным становится рост самосознания и сознания. Их кругозор и знания о людях, о себе и окружающем мире увеличиваются. Самосознание подростка развивается и находит своё выражение в изменениях таких видов деятельности как: труд, общения и учения.

Те мотивы, которые были присущи ранее в силу возраста, становятся неактуальны. Их места занимают новые мотивы «взрослые», они приводят к пересмотру всех целей и прошлых задач деятельности.

Попытаемся разобраться в процессе формирования деятельностных мотивов и познавательной мотивации.

Из различных мотивов подростка, важное место отведено познавательному мотиву — который несомненно является одним из наиболее ключевых и специфичных что касается подростков старшего возраста. Считается что, в дошкольном возрасте интенсивно формируются познавательные интересы в частности познавательная мотивация.

Умственная активность 5–6 летнего ребенка имеет более самостоятельный характер и позволяет самостоятельно решать всё новые и новые задачи, находить скрытые отношения и свойства в предметах, и устанавливать следственно – причинные связи. Познавательная мотивация, так же как познавательная активность не относится к следствиям возраста, и не все дошкольники имеют в себе это качество.

Развитие познавательной мотивации у подростка выражается в улучшении внимания и в повышении интереса к различным предметам и видам обучения. Из-за перезагруженности лишней информацией, у детей пропадает стремление к новым знаниям.

Это усугубляет ещё то, что во многих школах начинают обучать с 6 лет, а подготавливать детей начинают с 4,5 – 5 лет. Зачастую при таком обучении, у ребенка исчезает любопытство, пропадает инициатива, и дети привыкают лишь подчинятся мнению взрослого.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется иерархия мотивов. Но зачастую непонятно какое же место в ней отведено познавательной мотивации, насколько сильное стремления подростка к познанию и к умственной самостоятельности.

Не раскрыт такой аспект познавательной мотивации как формирования её закономерности, то есть соотношение внешних и внутренних факторов развития.

Подведем итог. Познавательная мотивация это – внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения.

Познавательная мотивация является внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация. Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Похожие главы из других работ:

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности при изучении чисел первого десятка

1.1. Понятие «познавательная активность». Активизация познавательной деятельности

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К…

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К…

Использование методик активного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам

1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»

познавательный активность обучение проблемный В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить…

Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания…

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «познавательная активность» в педагогической литературе

Проблеме развития познавательной активности детей уделяли внимание многие ученые, педагоги, психологи: В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая, А.А. Петрикевич, И.В…

Опытно-экспериметальная работа по развитию познавательной мотивации старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ

1.1 Понятие, функции познавательной мотивации

1. Проблема познавательной мотивации в зарубежной психологии не выделяется отдельно, но интенсивно разрабатываются близкие по смыслу понятия (внутренняя мотивация, любознательность и мотивация достижения). Немецкий ученый X…

Повышение уровня мотивации учащихся к изучению страноведения

1.1 Понятие мотивация и классификация ее типов

Чтобы успешно использовать обучение школьников нужно уметь вызвать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются внутренние побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий. Как известно…

Пути и приемы повышения мотивации к изучению иностранного языка детьми дошкольного возраста в ДОУ

1. Сущность понятия «мотивация», «познавательная мотивация»

Формирование мотивации учения в дошкольном и школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности…

Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся

1. Познавательная активность: понятие и содержание

Познавательная активность — это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, это отношение обучающегося к процессу приобретения знаний, постоянное стремление к познанию, к новым, более глубоким знаниям…

Развитие мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в школе

1.1 Определение понятия «мотивация». «Мотивация» и «мотив». Виды мотивов

Проблема мотивации является особенно актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков. С одной стороны, это происходит потому…

Формирование мотивации к учению в сельской школе

Глава II. Понятие мотивации

Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр

1.1 Понятие и сущность учебной мотивации

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т. е. мотив…

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Проблема развития личности ребенка — одна из центральных в педагогике, о чем свидетельствуют труды ученых педагогов, в числе которых: П. П. Блонский, В. А. Кан-Калик, Я. А. Коменский, Б. Г. Лихачев, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и т.д…

Формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка на среднем этапе с использованием современных аудиовизуальных средств

1.1 Понятие «мотивация» в современном образовательном процессе

Мотивация играет важную роль в процессе обучения иностранным языкам. Как правило, хорошо мотивированные ученики достигают больших успехов в изучении предмета, чем ученики, у которых мотивация к изучению ослаблена…

Экспериментальное исследование мотивов отказа матерей от детей

1.1 Понятие мотива и мотивации в психологической литературе

Мотив (от лат. мovere — приводить в движение, толкать) — побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта: совокупность внешних или внутренних условий…

ped.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *