Джон Локк и его учение о личности
- весь сайт
- мероприятия
- статьи
- документы
- подборки
- весь каталог
- автор
- название
- предметная область
- ISBN/ISSN
- расширенный поиск
Gabriel García Márquez
will dot the í’s and á’s.
Скажи что-нибудь по-философски
#1
Библиотека иностранной литературы приглашает на третью лекцию цикла «Скажи что-нибудь по-философски». Первый сезон будет посвящен английской и американской философии и интеллектуальной истории.
На третьей лекции курса кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии Философского факультета МГУ Артем Беседин расскажет о философии Джона Локка.
У понятия личности, вокруг которого сегодня строится наше представление о себе, есть создатель — это Джон Локк. Именно он выдвинул идею о том, что личность — это не человек как живое существо, не душа и не тело, а нечто совершенно другое, нечто связанное с продолжающимся потоком сознания и являющееся субъектом моральной ответственности. Локковская теория личности начинается с метафизики этой вещи — с вопроса о том, всегда ли мыслит душа, проходит через моральную философию и раскрывается в его учении о государстве и собственности. Развитие этого понятия в дальнейшем привело к появлению знакомого нам представления о личности, обладающей правами и свободами. О многогранной локкианской теории личности и пойдет речь на лекции.
#3
О курсе:
В Великобритании и США не было феноменов, присущих древнегреческой философии или немецкой классической традиции, но вы наверняка не раз слышали о бритве Оккама, машине Тьюринга или теории справедливости Джона Ролза. Английские и американские мыслители развили идеи логики, моральной и политической философии, философии сознания и мышления. Библиотека иностранной литературы и преподаватели Школы философии НИУ ВШЭ и философского факультета МГУ запускают совместный проект, призванный рассказать об английской и американской философии и интеллектуальной истории на примере выдающихся мыслителей Великобритании и США.
Лектор: Артем Беседин — кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии Философского факультета МГУ, специалист по философии сознания и проблеме свободы воли.
280
Центр культур англоязычных стран
Поделиться
Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности.
Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием992 ₽
+ до 148 баллов
Бонусная программа
Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.
Офлайн
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии в 1 магазине. Смотреть на карте
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Предлагаемая читателю книга отечественного психолога, философа и историка философии В.С. Серебреникова посвящена рассмотрению учения выдающегося английского мыслителя Джона Локка о прирожденных началах знания и деятельности в его отношении к христианскому учению об образе Божием.
Описание
Характеристики
Предлагаемая читателю книга отечественного психолога, философа и историка философии В.С. Серебреникова посвящена рассмотрению учения выдающегося английского мыслителя Джона Локка о прирожденных началах знания и деятельности в его отношении к христианскому учению об образе Божием.
Книга включает три части. В первой части автор обращается к истории написания главного произведения Локка «Опыт о человеческом понимании» и исследует влияние на развитие его взглядов таких ученых, как Р. Декарт, Т. Гоббс и И. Ньютон. Во второй части излагается собственно теория Локка учение о прирожденных способностях и стремлениях души. Часть третья посвящена рассмотрению христианского учения об образе Божием и сравнению с ним Локкова учения. Автор исследует основные положения теории Локка, как согласные с христианским учением, так и отклоняющиеся от него, и предлагает критическую оценку последних. .Книга рекомендуется философам, психологам, богословам, студентам, аспирантам и преподавателям философских факультетов вузов, а также всем заинтересованным читателям.Либроком
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусовЕсли он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу «Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Политическая философия Джона Локка и еврейская Библия | Отзывы | Notre Dame Philosophical Reviews
Тезис этой книги состоит в том, что Джон Локк был политическим гебраистом. Политический гебраизм — это школа исторической интерпретации недавнего происхождения, цель которой — установить «новый теоретический курс для понимания классических политических идей». Он не предлагает ничего нового в методе, который заключается в восстановлении первоначального значения этих идей путем историко-критической интерпретации преимущественно современных текстов, в которых они впервые были представлены. Новым является утверждение, что еврейская Библия рассматривалась авторами этих текстов, крупными европейскими политическими мыслителями XVII века, как основной источник своих идей, то есть они были политическими гебраистами.
Эта книга является продуктом этой школы интерпретации. Автор, Йехиэль Лейтер, ученый, академик, а иногда и государственный чиновник. Он был главой аппарата Биньямина Нетаньяху и в настоящее время является старшим политическим аналитиком Иерусалимского центра по связям с общественностью. Он утверждает, что основные концепции современной политической мысли: равенство, неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность, управление по всеобщему согласию, верховенство закона и право на революцию, которые отстаиваются Локком в Два трактата о правительстве были получены им в первую очередь из Еврейских Писаний. Он считает, что предыдущие ученые игнорировали этот факт, предполагая, что эти идеи были получены в основном из классических греческих и римских источников, а также из опыта и разума. Он рассматривает книгу Джереми Уолдрона «Бог, Локк и равенство: христианские основы политической мысли Локка » как частичное исключение и берет за отправную точку наблюдение Уолдрона о малом количестве ссылок на Новый Завет в Два трактата , тогда как Ветхий Завет цитируется обильно. Уолдрон признает, что был озадачен этим фактом, но, тем не менее, пришел к выводу, что политическая теория Локка прочно опирается на христианский теизм. Лейтер утверждает, что он решил загадку, «приводя доводы в пользу еврейского прочтения классического политического текста Локка». Он отмечает, что Локк обильно цитировал Ветхий Завет, игнорируя новый, и утверждает это как свидетельство того, что он действовал в соответствии с древнееврейскими политическими принципами. Лейтер утверждает, что его аргумент в поддержку этого утверждения является не только новым, но и убедительным и, наконец, окончательным. Он представляет собой «новую школу мысли в политической интерпретации Локка», которая должна заменить все, что было до этого, поскольку она выявила «истинную концептуальную ориентацию» Два трактата .
Лейтер развивает свою аргументацию в шести главах. Первые пять касаются центральных тем . Два трактата : естественное право, свобода и равенство, собственность, право на революцию; в последней главе исследуется мнение Локка о грехопадении и человеческой испорченности. Этим главам предшествует введение, которое обеспечивает полезный предварительный просмотр всей книги, глава за главой. Далее следует вывод, в котором Лейтер подводит итог своему делу и вновь формулирует свой тезис.
Напоминание: Два трактата о правительстве — произведение, состоящее из двух частей: первая, преимущественно полемическая, состоит из опровержения политического абсолютизма; второй, конструктивный, представляет собой описание «истинного происхождения, степени и конца гражданского правления».
Глава 1 начинается с обзора новейших исследований и использования Библии в политической мысли 17-го века; это обеспечивает контекст для интерпретации Two Treatises . Остальная часть главы посвящена заявленной теме, Первый трактат . Выполняя эту задачу, Лейтер использует то, что стало хорошо используемым коротким путем. Вместо того, чтобы предложить внимательное прочтение и подробное изложение Первого трактата , он ускоряет процесс, помогая себе краткому изложению Локка в гл. 1, §1 Второго трактата. Затем он сосредотачивается на последней и самой длинной главе Первого трактата , где после того, как он показал, что утверждения Роберта Филмера о том, что Адам не получил по естественному праву или божественному дару владычество над своими детьми или над миром, что даже если бы он , «его наследники не имели на это права», что даже если бы они имели, «нет ни закона природы, ни положительного закона Бога, который определяет, кто является правильным наследником». Локк спрашивает: кто законный наследник Адама? Это решающий вопрос, ибо без ответа теория правительства Филмера не имела бы практического применения (9).0005 Первый трактат , гл. 1 §3). Вывод Локка состоит в том, что на этот вопрос нельзя ответить, и добавляет, что даже если бы это было возможно, в этом нет необходимости, потому что Бог никогда не предполагал политического превосходства Адама и его потомков. Доказательство этому кроется в библейском повествовании. Опровержение Локком доводов Филмера об абсолютизме основано на библейском тексте, потому что оправдание Филмером патриархальной власти в первую очередь зависело от него.
Прежде чем продолжить, я должен сделать важное замечание. Кажется, что Лейтер неправильно упорядочил порядок центральных тем Локка и, как следствие, неверно истолковал последовательность аргументов Локка. Если бы он был более внимателен к аргументам Первый трактат , он начал бы свое изложение со свободы и равенства, ибо они являются свойствами человечества в естественном состоянии, без которых закон природы был бы бессмысленным. Этот момент подчеркивается в Первом трактате . В этом свете в Первом трактате Локк выполняет работу подсобного рабочего, «удаляя часть Мусора, лежащего на пути к знанию» ( Эссе , Послание к читателю). То, чего он там добился, подытожено в Второй трактат , гл. 1, § 1, который открывает путь для триумфального вступления тем совершенной свободы и совершенного равенства, в гл. 2, §4. Закон природы строго следует за этим. Таким образом, в гл. 2, §6, он провозглашает:
Ибо все Люди являются Творчеством одного Всемогущего и бесконечно мудрого Создателя; Все слуги одного Верховного Мастера, посланные в Мир по его приказу по его делам. . . А так как они наделены одинаковыми Способностями, делящими все в одном Сообществе Природы, то не может быть и речи о каких-либо подобных Подчинение среди нас.
Это человечество в естественном состоянии, «которое управляется законом природы», закону которого каждый человек обязан подчиняться и имеет право применять его. Здесь утверждения Локка основаны на опыте и разуме, а не на Писании. Но представление о каждом человеке, «посланном в мир» для выполнения Божьих дел, может быть молчаливо христологическим. Иисус Христос также был послан в мир Богом, чтобы восстановить закон, так что в этом отношении каждый человек является символом Христа, который является архетипом. Таким образом, центральная тема теории правительства Локка может быть теологической по своим корням и христианской, хотя, возможно, и еврейской. В другом месте я утверждал, что христология Локка является мессианской.[1] Высокая христология Никеи и Халкидона почти ничего не значила для него; скорее его предпочтительная христология представляла Иисуса как царя и верховного законодателя, провозгласившего новое и более мягкое устроение вечного закона природы; кроме того, как Второй Адам, он является высшим архетипом или образцом для человечества. Таким образом, политику Локка лучше описать как пронизанную политической теологией, основанной на мессианстве, которое является библейским понятием. В этом отношении его можно назвать христианским гебраистом или, менее причудливо, библейским богословом.
В отношении закона природы лейтеровская характеристика локковской концепции закона природы как «необычной» может быть оправдана, поскольку, хотя Локк придерживался мнения, что закон природы есть открытие правильного разума, это открытие зависит на предварительном открытии, что все люди являются «творением одного Всемогущего и бесконечно мудрого Создателя» и что все их обязанности по отношению к себе и другим проистекают из этого знания ( Второй трактат , гл. 2, §6). Другими словами, закон природы — это божественный закон. В Терпимость , Локк разъясняет необходимость этого признания, ибо оно является основанием всех обязательств: следовательно, «отнятие Бога, даже только в мыслях, растворяет все» обещания, заветы и клятвы, на которых «узы человеческое общество» зависит; следовательно, атеистов нельзя терпеть. Короче говоря, действенность и понимание закона природы зависят от строгой приверженности монотеизму, и, провозглашая этот тезис, Локк повторяет резкий тон самого резкого из еврейских пророков. Наконец, поскольку правильный разум есть дар каждого человека, каждый человек имеет право в естественном состоянии строго и беспощадно исполнять этот закон (9).0005 Второй трактат , гл. 2, §11; Лейтер, 124, 164). Все это можно назвать примерами гебраизма Локка.
В начале третьей главы Лейтер добавляет дальнейшее доказательство своего тезиса о гебраизме Локка из замечания в гл. 1, §2 Первого трактата . Здесь тема — правительство по согласию. Локк жалуется, что Филмер намеревался сделать свою «короткую модель», то есть аргумент в пользу абсолютизма, «Образцом горы» или «идеальным стандартом политики будущего». Выражение, которое он использует, взято из Евреям 8: 5: «Смотри, сделай все по образцу, показанному тебе на горе», что, в свою очередь, является намеком на Исход 26, где Бог наставляет Моисея о «образце» или конструкция скинии. В случае Локка речь идет о небесной скинии. Лейтер находит, что этот поворот от Нового Завета к Ветхому имеет большое значение, поскольку, по его мнению, он как бы сигнализирует о повороте назад или опрокидывании. «Именно этот «Образец на горе» служит также образцом для построения его теории согласованного правления», оглядываясь назад на политику Моисея как на архетип современной теории правления. Это причудливое соединение слов и идей, но вряд ли это здравая интерпретация.
Устанавливая равенство, Лейтер придает большое значение локковскому толкованию Бытия 1:28, так называемому «дару Адаму» владычества «над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всяким живым существом, которое движется по земле». Филмер интерпретировал это как относящееся к Адаму как царю и его наследникам, тогда как Локк утверждает, что это относится к Адаму как к представителю человеческого вида (Leiter, 171-73; 210-11). Он считает это основанием политической идеи равенства. Но основания недостаточно, ибо человеческое равенство зависит от предварительного представления об общем происхождении (божественном творении), а также от общей природы, в частности, разумности, способности судить и следовать правилу. Возможно, эти понятия предполагаются в Писании, но они не разъясняются и не утверждаются там, что было бы необходимо для правильного источника.
Аналогичный способ аргументации следует в главе 4, касающейся локковского понятия собственности и благотворительности и его древнееврейских корней. Два понятия связаны золотым правилом, ибо корень идеи собственности — самообладание, или себялюбие, а заповедь — любить других, как самих себя. Таким образом, долг сохранить себя соединяется с долгом «сохранить остальное Человечество» ( Второй трактат , гл. II, §7; Лейтер, 209 и гл. 4 passim ). Он увековечен для христиан в кратком изложении закона Иисусом. Но источником Иисуса является Ветхий Завет (Второзаконие 6:6 и Левит 19).:18). Утверждение Лейтера имеет право на существование, но чтобы укоренить их в библейских предписаниях, необходимо прочесть в них содержание, которое должно исходить откуда-то еще, из разума и опыта.
Глава 5 посвящена идее восстания. Лейтер часто использует у Локка понятие обращения к небу и его ссылку на Иеффая (Судей 11:21; , Второй трактат , гл. 3, §21). Точка зрения Локка состоит в том, что, когда на земле нет судьи, который мог бы решить спор, тогда судить должен Бог, то есть человек идет на войну и доверяет всеобщему провидению, что исход будет справедливым. Это древнееврейская идея? Опять же, библейское повествование служит поводом для размышлений, но оно едва ли дает искомые идеи.
Глава 6 посвящена неортодоксальному мнению Локка относительно первородного греха. Его внимание сосредоточено на неприятии Локком августинской или кальвинистской доктрины первородного греха и человеческой испорченности. Аргументы Локка против этой доктрины представлены в «Разумности христианства» , и, Лейтер прав, представленный там аргумент основан на библейском повествовании о непослушании Адама, данном в Бытии. Аргумент экзегетический, основанный на простом смысле Божьего предупреждения Адаму о том, что если он ослушается Божьей заповеди не есть от плода дерева познания добра и зла, он умрет, то есть он и его потомство станет смертным. Возможно, интерпретация Локком этого повествования соответствовала «классическому древнееврейскому прочтению библейского текста», но нет никаких свидетельств того, что это было преднамеренно, а не случайно, или что Локк вывел свою веру в то, что человек есть свободная ответственность. агент из этого источника. Действительно, развивая свои взгляды на свободу моральной свободы действий, Локк следовал разуму, не обращая внимания ни на какой конкретный источник (философское изложение морального мышления Локка см. в Antonia LoLordo, 9).0005 Моральный человек Локка , Oxford University Press, 2012, 25–26, и passim ).
В целом, это очень удобочитаемая книга, в которой содержится полезный обзор исторического контекста и последних исследований. Но она омрачена сомнительными утверждениями, такими как еврейское происхождение основных философских понятий, среди которых понятие tabula rasa и платоновская теория памяти, а также благовидными аргументами в их пользу (Leiter, 219; см. также 89, 122, 210). ).
В одном вопросе Лейтер находится на очень твердой почве. Ветхий Завет — политический документ. Это, конечно, не новое открытие. Спиноза сделал это три с половиной века назад. Тема этого документа — политическая судьба государства, которого больше нет: древнего государства Израиль, которое, как было обещано, будет восстановлено Богом в будущем. Локк разделял эту надежду, но как христианин он верил, что обещанное восстановление уже началось под руководством Иисуса Мессии и что то, что должно быть восстановлено, — это царство не от мира сего. Он полагал, что это дает христианам право присваивать еврейские Писания и все содержащиеся в них обетования; что Бог поручил это, и в 70 г. н.э. Бог отомстил древнему государству Израиль за то, что его народ не признал Мессию, когда он явился (9).0005 Разумность , 67, 70, 95). Это жесткое и морально отталкивающее мнение. Политическое гебраизм является разумной реакцией на такого рода христианское мышление, равно как и стремление политических гебраистов вернуть свое наследие, которое, с их точки зрения, было незаконно присвоено христианством. Это стремление заслуживает всеобщего уважения. Но как принципы школы исторической интерпретации, как чистая бескорыстная наука, эти притязания несостоятельны и покоятся на зыбучих песках софистики.
[1] «Христология Локка как ключ к пониманию его философии», Виктор Нуово, Христианство , Античность , и Просвещение (Дордрехт: Springer, 2011), 75-101.
Джон Локк — Основы теории образования
Джон Локк родился 29 августа 1632 года в Рингтоне, графство Сомерсет, Англия. Считающийся одним из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения, он был известен как отец классического либерализма. Он был экономистом, политическим деятелем, врачом, оксфордским ученым и медицинским исследователем, а также одним из великих философов конца 17 и начала 18 веков.
Локк создал философию, согласно которой не существует законного правительства в соответствии с Божественным правом королей теории, в которой подчеркивалось, что Бог избрал некоторых людей для правления на земле по Своей воле. Следовательно, действия монарха были волей Бога, и критиковать правителя означало бросать вызов Богу. Однако Локк не верил в эту теорию и написал свою собственную, чтобы оспорить ее.
Сочинения Локка также оказали большое влияние на отцов-основателей Соединенных Штатов при написании Конституции. Они реализовали его идею о том, что власть управлять была получена с разрешения народа. Он считал, что целью правительства является защита естественных прав своих граждан. Он заявил, что естественные права — это жизнь, свобода и собственность, и что все люди автоматически зарабатывают их, просто рождаясь. Когда правительство не защищало эти права, гражданин имел право свергнуть правительство. Эти идеи были включены в Декларацию независимости Томаса Джефферсона. Как только они укоренились в Северной Америке, эта философия была принята в других местах как оправдание революции.
Локк считал, что дети рождаются с разумом, чистым листом бумаги, чистой доской, tabula rasa . Он также утверждал, что дети являются потенциально свободными и рациональными существами, и что реализация этих человеческих качеств имеет тенденцию к разочарованию из-за навязывания своего рода предрассудков, которые увековечивают угнетение и заблуждение. Локк считал, что именно воспитание и образование препятствуют развитию детской человечности. Локк отметил два следствия доктрины 9-го века.0005 tabula rasa : эгалитаризм и уязвимость.
Локк считал, что цель образования состоит в том, чтобы воспитать человека со здоровым разумом в здоровом теле, чтобы лучше служить своей стране.
Локк считал, что содержание образования должно зависеть от положения человека в жизни. Обычному человеку требовались только моральные, социальные и профессиональные знания. Он вполне мог справляться с Библией и высокоразвитыми профессиональными навыками, которые помогали ему в жизни и предлагали социальное служение другим. Однако образование джентльменов должно быть самого высокого качества. Джентльмен должен служить своей стране на руководящей должности.Что касается джентльменов, Локк считал, что он должен досконально знать свой родной язык. Школы пуритан в Англии полностью порвали с традицией. Они стремились воспитать человека для общества, в котором он будет жить. Поэтому школы назывались школами соцреализма. Локк, вслед за Мильтоном и другими пуританами, считал, что содержание учебной программы должно служить какой-то практической цели. Он рекомендовал введение современных иностранных языков, истории, географии, экономики, математики и естественных наук.
Локк предложил следующее для образования джентльмена:
a.