ЧТО ТАКОЕ САЕНТОЛОГИЯ?
Нажмите клавишу ENTER для поиска или ESC для отмены- Верования и практики
- Саентологические принципы и кодексы
- Что саентологи говорят о Саентологии
- Познакомьтесь с саентологом
- Внутри церкви
- Основные принципы Саентологии
- Введение в Дианетику
Что такое величие?- Найти церковь
- Идеальные саентологические церкви
- Продвинутые организации
- Наземная база Флага
- «Фривиндз»
- Распространение Саентологии по всему миру
- Саентологи @в жизни
- Как оставаться здоровыми
- Торжественные открытия
- Международные праздники
- Дэвид Мицкевич, духовный лидер религии Саентологии
- Дорога к счастью
- Прикладное образование
- Криминон
- Нарконон
- Правда о наркотиках
- Объединяйтесь за права человека
- Гражданская комиссия по правам человека
- Cаентологические добровольные cвященники
- Истоки и основные принципы
- Внутри церкви
- Саентология: её организация
- Начальные книги
- Аудиокниги
- Вводные лекции
- Вводные фильмы
- Начальные религиозные услуги
- Как разрешать конфликты
- Динамики существования
- Компоненты понимания
- Как противостоять опасному окружению
- Помощь при болезнях и травмах
- Целостность и честность
- Супружество
- Шкала эмоциональных тонов
- Решение проблемы наркотиков
- Дети
- Инструменты для использования в работе
- Этика и состояния
- Причина подавления
- Расследования
- Основы организации
- Основы связей с общественностью
- Задачи и цели
- Технология обучения
- Общение
Саентология.
Учение и международная церковь. Досье23 ноября 2015, 15:31
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 ноября 2015 года Мосгорсуд удовлетворил иск Министерства юстиции РФ о ликвидации религиозной организации «Саентологическая церковь Москвы».
«Саентология» — (от. лат. scio, «знание» и греч. logos, «учение»: «учение о знании») — околонаучное религиозно-философское учение, основанное американским писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом (Lafayette Ron Hubbard, 1911-1986). Сторонники саентологии называют свое учение религией или наукой о знании.
Читайте также
Мосгорсуд удовлетворил иск Минюста о ликвидации саентологической церкви Москвы
В ученой и религиоведческой среде наиболее распространено мнение о саентологии как о псевдонауке и «деструктивной тоталитарной секте», которая обещает последователям успех в карьере, творчестве и личной жизни.
Система воззрений саентологии состоит из смеси различных традиционных верований и философских учений, а также сюжетов из произведений Хаббарда. Обычно основным содержанием саентологии считается утверждение, что люди — бессмертные инопланетные существа, забывшие о своей настоящей природе. Однако полностью доктрина саентологии никогда не публиковалась и известна только последователям, достигших высокой степени «посвящения».
История учения
Работать над основами нового учения Хаббард начал в конце 1930-х годов. В 1951 году опубликовал свою первую книгу «Дианетика: современная наука о разуме», которая вызвала широкий общественный интерес в США. Годом спустя на основе дианетики он создал саентологическое учение. В марте 1952 года в Канзасе начал вести курс лекций «Саентология: первая веха».
18 февраля 1954 года Хаббард основал в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния) Церковь саентологии.
Впоследствии Хаббард написал ряд других книг, вошедших в основу учения: «Дианетика: современная наука о разуме» (1950), «Саентология: основы жизни (1956), «Дорога к счастью» (1981), «Миссия Земля» в 10 томах (с 1985 года).
Многие слова и символы, используемые в своей религии, он зарегистрировал в качестве товарных знаков. В их числе слова «дианетика» и «саентология». Так, последователи учения неоднократно подавали в суд на критиков саентологии, обвиняя их в том, что они незаконно использовали в своих материалах зарегистрированные товарные знаки.
После смерти Хаббарда в 1986 году последователи разделились на два течения: Церковь саентологии (официальная ветвь) и «Свободная зона». Второе не является единым и централизованным сообществом, оно получило распространение в Западной Европе.
Церковь саентологии
Главной организацией учения Хаббарда является Международная церковь саентологии, которая осуществляет общее духовное управление и отвечает за распространение и популяризацию учения, руководит различными церквями этого течения.
Для сохранения, поддержания и защиты саентологии в 1982 году была образована самостоятельная некоммерческая организация — Центр религиозной технологии (ЦРТ; Religious Technology Center). Председатель правления ЦРТ — Дэвид Мицкевич (с 1987 года).
Деятельность саентологических церквей осуществляется в форме специальных семинаров, конференций и просветительских лекций. Церковь саентологии также занимается просветительской деятельностью в области прав человека, проводит антинаркотические и экологические акции и др.
Саентология в мире
В настоящее время саентологическая религия насчитывает более 11 тыс. церквей, миссий и групп в 165 странах. По некоторым источникам, общее число сторонников этой религии составляет около 8 млн человек.
Саентология признана и зарегистрирована в качестве религиозного объединения во многих странах мира, пользуясь на этой основе рядом привилегий. В их число входят США, Великобритания, Нидерланды и Швеция (в частности, освобождена от уплаты налогов).
Вместе с тем в некоторых странах, таких как Германия, Франция и Греция, она признана тоталитарной сектой (или просто сектой) и не имеет льгот или даже законно зарегистрированного юридического лица.
В число сторонников саентологии входят голливудские актеры Джон Траволта, Том Круз.
Критика саентологии в мире
Как заявляют критики, основу капитала Церкви саентологии составляет недвижимость стоимостью миллионы долларов по всему миру. Экономисты сравнивают организацию с финансовой пирамидой. Некоторые даже заявляют, что Хаббард основал собственную религию для решения проблемы своего благосостояния. По различным сведениям, за привлечение новых членов саентологи получают комиссию, последователи платят деньги за «повышение» в иерархии и достижения нового уровня «посвящения», а головной офис собирает 10% от ежемесячного оборота дочерних филиалов.
Обвинения в адрес саентологии как деструктивной секты начались еще в начале 1950-х годов. В 1960-1970-х годах ее деятельность находилось под полным запретом в ряде штатов США (впоследствии ограничения снимались или были заменены на более мягкие), а также в Великобритании, Австралии и других странах. В 1972 году Хаббард был заочно осужден во Франции по обвинению в мошенничестве, незадолго до смерти он проходил подозреваемым по делу об уклонении Церкви саентологии от налогов. В 1990-х годах деятельность саентологов запрещалась в Греции и Германии.
Читайте также
Саентология в России. Досье
Саентология | Определение, убеждения и история
Л. Рон Хаббард
См. все СМИ
- Дата:
- 1954 — настоящее время
- Связанные люди:
- Л. Рон Хаббард
Посмотреть весь связанный контент →
Саентология , международное движение, возникшее в 1950-х годах в ответ на мысль Л. Рона Хаббарда (полностью Лафайет Рональд Хаббард; р. 13, 19 марта11, Тилден, Небраска, США — ум. 24 января 1986, Сан-Луис-Обиспо, Калифорния), писатель, который представил свои идеи широкой публике в книге «Дианетика: современная наука о психическом здоровье» (1950). Заявленная цель Хаббарда состояла в том, чтобы проанализировать умственные отклонения человечества и предложить средства для их преодоления. В конце концов он отошел от Дианетики, сосредоточенной на разуме, к более религиозному подходу к человеческому состоянию, который он назвал саентологией. Церковь Саентологии была основана в 1954 году.
Хаббард учился в Университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия (1930–32), но ушел, чтобы преследовать другие интересы, не получив степени. Он женился в 1933 году и начал карьеру писателя. Его произведения охватывают различные жанры — от вестернов до ужасов и научной фантастики, — и он был популярным автором журналов. Хаббард также проявлял интерес к исследованиям. В 1940 г. он был избран в Клуб исследователей, а зимой 1940–41 гг. получил лицензии капитана паровых и моторных судов и капитана парусных судов; позже корабли сыграют решающую роль в деятельности саентологической церкви.
Во время Второй мировой войны Хаббард служил в морской разведке в Австралии и на борту нескольких кораблей у берегов США. Хаббард закончил войну в качестве пациента в Военно-морском госпитале Оук-Нолл в Окленде, штат Калифорния, по-видимому, страдая от нескольких болезней, связанных с войной, и именно во время пребывания в больнице он систематически обдумывал свои более ранние размышления о человеческой проблеме. После войны он начал личные поиски «науки о разуме». Его первоначальные выводы появились в Первоначальный тезис
(1948 г.), до более зрелого изложения в Дианетика . Эти и другие саентологические сочинения Хаббарда, как опубликованные, так и неопубликованные, считаются в церкви священными писаниями.Как и многие мыслители до него, Хаббард считал, что основным принципом человеческого существования является выживание. Еще до публикации «Дианетика » Хаббард писал: «Я внезапно понял, что выживание — это булавка, на которую можно повесить все остальное с адекватными и достаточными доказательствами… [и] что жизнь, вся жизнь пытается выжить. ” Он утверждал, что действия, способствующие выживанию, хороши и приносят удовольствие; Действия по борьбе с выживанием разрушительны и увековечивают негативные состояния. Он считал, что каждый человек обладает разумом, который в нормальных условиях действует аналитически, чтобы выносить суждения, ориентированные на выживание.
Чтобы помочь людям донести инграммы до их сознания, противостоять им и тем самым устранить их, Хаббард разработал одитинг, процесс консультирования один на один, в котором консультант или одитор помогает людям справиться с их инграммами. Ключевым аспектом этого процесса является использование Е-метра, инструмента, который измеряет силу слабого электрического тока, проходящего через тело человека, проходящего одитинг. Согласно церковным учениям, показания Е-метра указывают на изменения в эмоциональных состояниях, которые позволяют идентифицировать сохраненные инграммы.
В Дианетике целью было избавить ум от инграмм, и люди, как говорили, достигли главной цели, когда стали «клирными».Что подтолкнуло Хаббарда от Дианетики к Саентологии, так это его понимание, среди прочего, опыта «экстериоризации», отделения индивидуального сознания от тела. Этот опыт позволил ему увидеть духовное «я», тэтана, как истинное «я», которое может существовать отдельно от тела. Он также пришел к выводу, что тэтаны населяли другие тела до своего настоящего, концепция, мало чем отличающаяся от концепции реинкарнации в восточных религиях. Новый акцент на тэтане привел Хаббарда к постулированию комплексного видения космоса, имеющего много общего с восточными верованиями и близко напоминающего западную гностическую традицию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Хаббард предположил, что тэтаны возникли миллиарды лет назад из-за изначальной Причины, единственной целью которой было создание следствия. Тэтаны появились на ранней стадии процесса творения, и их взаимодействие привело к созданию МЭПВ (материи, энергии, пространства и времени), что сделало возможной видимую вселенную. Со временем тэтаны попали в МЭПВ и оказались в ловушке. В конце концов, тэтаны пережили события, которые лишили их как творческих способностей, так и воспоминаний о том, кем они были. Их перемещения по вселенной MEST в конце концов привели их на Землю.
Церковь утверждает, что благодаря саентологическому обучению ее члены приходят к пониманию себя как духовных существ, а инграммы — как энергетические кластеры, препятствующие свободному функционированию тэтана. Для Хаббарда процесс освобождения личности является фундаментальной целью религии. «На протяжении бесчисленных веков, — писал он, — целью религии было спасение человеческого духа. С помощью многих практик человек пытался найти путь к спасению. Он питал нерушимую надежду, что когда-нибудь каким-то образом он будет свободен». Следовательно, наиболее священные учения Саентологии (уровни действующего тэтана, или ОТ) касаются помощи человеку действовать как полностью сознательному и функционирующему тэтану.
Отдельных саентологов также поощряют развивать более инклюзивное мировоззрение, отождествляя себя со все большими реальностями или «динамикой». На самой ранней стадии человек сначала испытывает стремление выжить как личность, но затем учится идентифицировать себя с тремя другими динамиками — семьей, племенем или нацией и всем человечеством. Эти первые четыре сферы выживания были расширены в Саентологии, чтобы включить в них четыре более крупные единицы — все царство животных, физическую вселенную МЭПВ, духовную вселенную и, наконец, бесконечность или Бога. Эти восемь движущих сил выживания символизируются восьмиконечным крестом саентологического движения.
По мнению церкви, по мере того, как отдельные саентологи узнают о четырех высших динамиках и переживают Бога, они могут делать собственные выводы относительно природы Бога. Но эта свобода не означает, что вера в Бога неуместна или не важна. Как утверждал Хаббард, «ни одна культура в истории мира, за исключением полностью развращенных, не смогла подтвердить существование Высшего Существа. Это эмпирическое наблюдение, что люди без сильной и прочной веры в Высшее Существо менее способны, менее этичны и менее ценны для себя и общества». Тем не менее, церковь не предписывает конкретных учений о Боге, а вместо этого концентрируется на том, чтобы помочь своим членам осознать присущую им духовную сущность и способности.
Саентология как богословская система
Хотя не все представители саентологии (что становится очевидным из дискуссий и многочисленных интервью, которые у меня были) верят в существование особой теологической системы в Саентологии, тем не менее существуют как минимум два фундаментальных формальных атрибута, которые указывают на существование теологической системы. Во-первых, это роль харизматического лидера в становлении церкви, а во-вторых, наличие развитого религиозного учения и священного знания с эзотерической и экзотерической составляющей.
И.И. Харизматичный лидер
Работа основателя Л. Рона Хаббарда является основой догмы и организации Саентологии. Работа Хаббарда — это авторитетный текст, к которому всегда обращаются и который постоянно изучается. Благодаря внутреннему самоопределению церкви тексты Хаббарда играют роль священного писания — священного текста. Таким образом, харизматический лидер является автором основного текста. Второй причиной видеть в Хаббарде харизматического лидера является вера членов церкви в то, что Хаббард был первым человеком, который нашел и прошел путь к истинной духовной идентичности. Все, что остается сделать тем, кто рядом или далеко, — это следовать по пути Хаббарда и вновь пережить опыт Хаббарда, доступный каждому.
Важно подчеркнуть принципиальную разницу между харизматическим основателем движения и его последователями. Для Хаббарда путь был открыт благодаря его собственной харизме. Для последователей это требует углубленного изучения под руководством священных писаний.
Цель священных писаний — достичь духовной идентичности и изменить свое самосознание.
Цель священных писаний — достичь духовной идентичности и изменить свое самосознание. Следует подчеркнуть, что процесс достижения новых уровней самосознания был разработан и детально регламентирован Хаббардом. Мы считаем важным подчеркнуть, что детальное регулирование и санкционирование процедур является важным способом предотвращения любого раскола. Дверь для любой возможности новых интерпретаций авторитетных текстов закрывается чрезвычайно простым, но эффективным способом. Предполагается, что вся правда была найдена в личном опыте Хаббарда. И этот личный опыт связан с технологией достижения истинной духовной идентичности. В отличие от одноразового уникального опыта Хаббарда (который служит формой), опыт других по содержанию является технологией изменения своего уровня самоидентификации. Содержание опыта Хаббарда (в смысле технологии) по своей сути универсально и повторяемо. Цель миссии Церкви Саентологии состоит в том, чтобы предоставить каждому человеку, почувствовавшему внутреннюю потребность в достижении духовной идентичности, возможность пойти по пути, открытому Хаббардом.
Какие основные черты харизматичного лидера саентологического движения дают основание считать его религиозным лидером?
Во-первых, основатель движения открыл духовные сущности, духовные знания, которые касаются каждого человека.
Во-вторых, с помощью этих знаний основатель разработал способ личного спасения.
В-третьих, знание, данное вождю, было полным и никакие дополнения невозможны: любые дополнения только искажают знание и превращают его во вредное знание. Отсюда вытекает необходимость особого надзора за соблюдением указаний учредителя.
В-четвертых, соприкосновение с личным опытом и личностью основателя, присутствующее в текстах и видеозаписях, трансформирует внутренний мир адепта, трансформирует личность адепта, приводит к устойчивому осознанию себя как духовный и бессмертный источник.
В-пятых, основателя движения нельзя заменить другим лицом. Вот почему даже очень высокие духовные достижения члена Церкви Саентологии не могут привести к претензиям на статус основателя для принятия новой версии доктрины; следовательно, никто не может претендовать на власть и власть основателя.
В-шестых, на основе духовного послания, написанного основателем, устанавливается религиозный орден, в котором место члена иерархии зависит исключительно от его/ее духовных достижений и от постоянства духовной практики в ордене.
В-седьмых, служба в Церкви Саентологии построена на текстах основателя и свидетельствах тех членов, жизни которых помогли церковь и работа основателя.
Таким образом, основатель движения, харизматичный лидер, приходит к последователям как спаситель; харизматический лидер предлагает полную индивидуальную и духовную самореализацию. Другими словами, лидер, основатель Саентологии является основателем религиозного учения и религиозного движения.
I.II. Саентология: религиозная доктрина и священное знание
Несколько фундаментальных тем Саентологии заставляют нас считать доктрину Саентологии религиозной. Прежде всего, духовная и вечная сущность – это понятие, с которым человек должен себя отождествлять.
Следующая тема — история или единичное событие (катастрофа), заставившее человека забыть свою истинную природу, т. е. классическая для религиозной доктрины тема рабства истинного вечного «я» либо природой, либо через преднамеренные злые силы. .
Материя, энергия, пространство и время созданы могущественным и вечным Я, потерявшим осознание своего всемогущества и подпавшим под контроль своих собственных творений.
Некоторые свидетельства предполагают, что забвение себя есть результат деятельности и творчества вечного я. Другие свидетельства (более туманные) описывают это как результат личной злой воли, вызвавшей катастрофу в большей части обитаемой вселенной.
В любом случае, будь то отсутствие злой воли или присутствие злого творца, мы видим классическую тему религиозной онтологии, с темой падения и забвения своей былой духовной силы, а также забвения самой катастрофы.
Знание о собственном бесконечном прошлом, о событиях, происходивших с индивидуумом во время его многочисленных предыдущих существований, — это не просто знание. Именно святое знание возвращает человеку понимание его истинного места в космосе и позволяет ему в процессе осмысления своих прежних бедствий — вплоть до главной катастрофы космического значения — возродить истинное знание о себе. Таким образом, знание, полученное в Саентологии путем длительного изучения и осознания собственной истории, является освобождающим знанием, приносящим спасение.
Святое знание меняет и преображает человека, получающего знание. Достижение своей истинной идентичности происходит после разрушения инграмм, которые являются преградами в виде ложного знания о себе, т. е. ложной идентичности. Разрушение внутренних препятствий на пути к познанию своего истинного вечного Я достигается с помощью одитора, того, кто слушает (от лат. audire, слушать), который одновременно является служителем и хранителем пути к святому знанию. . Техника вопросов и ответов в одитинге напоминает одну из процедур обретения священного знания, характерную для обычаев, согласно которым только ученик (или искатель истины) может быть доведен до порога истинного осознания. Само осознание и понимание истинной природы вещей — это то, что ищущий должен найти самостоятельно. (Сходные техники постижения своего истинного «я» можно встретить в «духовных упражнениях» Игнатия Лойолы, в восточных духовных школах, дзен-буддизме — коанах — и в хасидских рассказах. )
Показанные выше параллели, не умаляя уникальности духовного вклада Саентологии в мировую сокровищницу духовного опыта, помогают нам быть уверенными, во-первых, в религиозной основе Саентологии, во-вторых, в духовном потенциале Саентологии не только как религиозное движение, но и как религиозный орден. Последнее особенно важно, поскольку появление орденов возможно в результате решения либо организационных вопросов, либо вопросов религиозно-просветительского характера. Религиозный орден как способ решения чисто организационных задач, как показывает история религиозных движений, недолговечен, тогда как ордена, формирующиеся вокруг развитой технологии духовного образования, оказываются живучими. В качестве примера можно привести орден иезуитов, основанный на «практике духовных упражнений» основателем ордена Игнатием Лойолой. Способность ордена решать многочисленные практические задачи является следствием духовной, религиозной практики. Основой устойчивости ордена иезуитов является правильное соблюдение технологии «духовных упражнений».