Учитесь властвовать собой 11 класс самопознание – Урок по самопознанию «Учитесь властвовать собой» (11 класс)

Урок по самопознанию «Учитесь властвовать собой» (11 класс)

Дата: Класс: 11 урок 3-4

Тема: «Учитесь властвовать собой»

Цель урока:

расширение представлений учащихся об эмоциональной сфере человеческой жизни.

Задачи:

познакомить с различными видами человеческих эмоций;

способствовать развитию умений контролировать свои эмоции;

развить ценностные ориентации и убеждения через осмысление бесконечности процесса познания своего «Я»;

Способствовать развитию интереса учащихся к урокам «Самопознание».

Способствовать развитию мышления, внимания и памяти учащихся.

Ожидаемый результат:

, способность участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического характера

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Проводит психологическую игру «Шарики»

Ученики осмысливают поставленную цель.

Шарики

5 мин.

II. Проверка домашней работы.

С помощью метода «Поп-корн» учитель осуществляет проверку домашней работы.

Круг радости»: Игра «На любой вопрос – любой ответ». На небольшом листочке пишется один вопрос. Затем листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Не смотря, нужно написать ответ на свой вопрос. Затем читают.

Какие эмоции вы испытали в ходе выполнения упражнения?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

20 мин.

III. Новая тема

По методу «Ассоциативная карта» изучают новый материал.

Властвовать собой

«Слово есть поступок» Л.Н.Толстой

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И. Гёте

«У вас большая власть, если вы владеете собой» Сенека

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Беседа.

— Какие эмоции овладевают вами сейчас?

— Какие эмоции чаще всего испытываете?

— Нужно ли скрывать свои эмоции? Как и почему?

— Как вы это делаете?

— Бывает ли вам трудно управлять своими эмоциями?

Эмоциональная культура — это уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими. Культура чувств и эмоции проявляется не только в эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни; в сфере искусства, в проявлении творчества, способности понимать и ценить чувства других людей, умении делить свои переживания с близкими; в развитой способности к сопереживанию с миром героев произведений литературы и искусства, но и в способности переживать эффект катарсиса, т.е. высшего эстетического наслаждения; культивировать высшие эстетические эмоции на основе восприятия мира искусства; испытывать творческое озарение.

*Эмоциональная грамотная речь.

А) Развитое речевое дыхание

– длинный выдох (чем он длиннее, тем длиннее речь).

Упражнение: 33 Егорки.

Б) Темп речи – количество слов за 1 минуту. Зависит от темперамента, национальности, состояния человека.

Упражнение: речь под счет.

В) Дикция – четкое, ясное произношение звуков.

Упражнение: скороговорки, но не быстро, а произносить каждый звук очень ясно.

Г) Сила голоса – широта диапазона между верхним и нижним регистром, норма для взрослого человека одна октава.

Упражнение: речь под действия.

Д) тембр речи (окраска голоса) – также очень важен.

*Знание психологии мужчины и женщины.

1) Характер формируется с детства.

2) Действия в критической ситуации. Женщина действует быстро, часто нелогично, если опасность угрожает детям, у нее отключается инстинкт самосохранения. Мужчина оценивает ситуацию, инстинкт самосохранения не отключается.

3) Женщина эмоциональна, мужчина сдержан.

4) Мужчина физически сильнее, женщина выносливее.

5) Женщина подвержена чувству аффекта это запредельное нервное напряжение.

6) Мужчине нужна конкретная оценка, женщине достаточно положительных результатов.

7. Практическое задание: Вы знаете, что люди общаются с помощью не только языка, но и жестов, мимики и других неязыковых знаков. Старожилы Всемирной паутины разработали свой тайный код, который позволяет быстро и без лишних слов выражать чувства, эмоции и отношения.

Чтобы правильно

понимать своих виртуальных партнеров по общению и быть самому понятым, нужно освоить этот тайный язык, который называется эмотиконом. Основным элементом этого кода являются Smileys. Это смешные рожицы, повернутые на 90°. Если наклонить голову набок, то можно довольно легко догадаться, что они выражают. Попробуйте:

😉

Шучу, иронизирую.

(:-)

Ухмыляюсь.

I-)

Громко смеюсь.

:-D

Широко улыбаюсь.

🙁

Недоволен. Жаль.

:-с

Несчастлив.

:-С

Абсолютно несчастлив.

:-

Разочарован.

:-[

Надул губы от обиды.

:-V

Кричу.

:-@

Рычу, как лев.

:-/

Выражаю скепсис.

%-(

В смятении.

:-I

Мне абсолютно все равно

:-х

Молчу, как могила!

Работа по кластеру

Ребята, напишите в тетрадях, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «эмоции»? Давайте обсудим, какими они бывают?

Работа по фотографиям

На доске фотографии с различными эмоциями людей.

— Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии героев?

(Ответы по желанию)

Чтение текста «Эмоции»

Учебник – стр. 20-21

Работа по содержанию. Обсуждение прочитанного.

— Какую роль в вашей жизни играют эмоции?

— Что важнее: эмоции или радость? Объясните свои ответы.

— С какими людьми вам легче общаться: с эмоциональными или разумными? Почему?

— Что такое самоконтроль? Как он помогает человеку?

Учебная программа

Трудно представить себе жизнь, лишённую эмоций и чувств. Эмоции разбавляют нашу жизнь разноцветными красками. Они наполняют события смыслом. Если бы не было эмоций, события превратились бы в сухие и скучные факты нашей жизни.

Что такое эмоциональная культура? Как её выработать?

Творческая деятельность (в группах)

Сейчас мы поговорим с вами о тактичности, тактичном человеке. Подумайте и ответьте на вопросы:

— Востребован ли сегодня тактичный человек?

— Почему хорошо быть тактичным человеком?

— Как вести себя, как сохранить в обществе, где наглость и хамство?

— Как научиться тактичности?

Работа над цитатой

На доске слова В.А.Сухомлинского « …мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду».

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Чтение письма пенсионерки А.Н. Алексеевой в редакцию столичной газеты (с. 28-29)

Разработайте план действий по проведению в своём городе акции «Чистота слова»

10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

Запишите задание для групп:

Ролевая игра «Собеседование при приеме на работе»

1. Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и «имидж-картинка».

Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж-картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.

Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных качеств кандидата.

Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на вакантную должность.

2. Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых сотрудников.

Возможны различные варианты собеседования, например выбирается «совет директоров», принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при выборе самого достойного из претендентов.

Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация, принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».

  1. После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.

  2. Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.

Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т. п.

Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное — сильные стороны прошедших собеседование претендентов.

5. В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может стимулировать обсуждение — спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» — о своих.

Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

стикеры

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями

рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

2.

1.

2.

infourok.ru

«Учитесь властвовать собой» уроки самопознания (11 класс)

Класс: 11

Класс: 11

 Поурочный план по самопознанию 11 класс,

Раздел-I (3-4 уроки)

УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ 

 

Слово есть поступок.

Л. Н. Толстой

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик.

И. Гёте

Мы не несем ответственности за свои эмоции, но несем ответственность за то, что делаем, испытывая эмоции.

Хорхе Букай

 

  После работы с фотографиями (задание в учебнике), и потом и чтения текста Н. Самоукиной «Эмоции» учащиеся приходят к выводу, что эмоции не только делают жизнь человека ярче, но и влияют на характер его поведения, манеру общения. Ученики рассуждают на тему: с кем легче общаться — человеком эмоциональным или разумным? Определяют содержание понятия «самоконтроль».

Последующая беседа предлагает учащимся выделить и охарактеризовать признаки эмоциональной культуры и способы управления своими эмоциями.

•      По каким признакам, можно судить об эмоциональной культуре человека?

•      От чего зависит способность управлять своими чувствами?

•      Как научиться говорить на языке эмоций?

Далее учащимися выполняется задание по составлению правил по саморегуляции.

Составьте правила по саморегуляции (управлению своим эмоциональным состоянием). Например:

•     Вспомните всё самое лучшее, что радует вас, думайте сосредоточенно про это, представляя во всех деталях.

•     Расправьте плечи, улыбнитесь широкой улыбкой, посмейтесь.

•     Говорите себе громко или про себя: «У меня прекрасное настроение и оно становится всё лучше и лучше!!!».

В учебной информации вводится новое понятие эмоциональная культура как уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Работа с текстом Е. Олиной заставляет задуматься о тактичности как чувстве меры, определяющей поведение человека. А работа по поиску заголовка (задание в МП) определяет уровень восприятия учащимися данного текста.

Прочитайте высказывания. Какое из них вы бы выбрали в качестве заголовка к эссе? Почему?

•     Обругать человека в сто раз проще, чем просто ему улыбнуться. Г. Александров.

•    Такт — это искусство быть на равных со всеми, не унижаясь и не унижая. В. Грудев.

•     Тактичность есть вежливость ума. В. Грудев.

Последующие задания в учебнике продолжают работу по выделению качеств человека, характеризующих его эмоциональную культуру: порядочность, тактичность.

Далее учащиеся анализируют несколько сценок из повседневной жизни с целью определения эмоционального состояния героев и делают вывод, что эмоции влияют на поведение человека. В учебнике предлагается 4 ситуации, по если время позволяет, то учитель может рассмотреть еще 4, которые помещены в МП.

•     Ситуация 5. Мария идет по темной улице, расположенной в незнакомой части города и пользующейся дурной славой. Ее глаза мечутся по сторонам, ей мерещатся тени, и она знает, что где-то рядом притаилась опасность. Она чувствует, что у нее потеют ладони, она ускоряет шаг и затем со всех ног бежит прочь.

•     Ситуация 6. Марина и Дима едут в машине, с удовольствием предвкушая отдых в горах. Марина смеется, потому что Дима с юмором рассказывает ей о том, как прошла его последняя учебная неделя. Они оба счастливы от того, что прекрасно проведут время, и до позднего вечера мечтают о том, как проведут свои каникулы.

       *Ситуация 7. Молодой человек подходит к незнакомой девушке в баре. Он хочет мило поболтать с ней, добиться, чтобы она пошла вместе с ним к нему домой, чтобы он мог «приятно провести с ней время», а затем показать ей на дверь. Он говорит ей, что никогда не встречал девушки прекрасней, чем она, и что она особенная и не похожа на других. Он соблазняет её и затем говорит, что «позвонит завтра». Он никогда не позвонит ей.

•   Ситуация 8. Выпускник инженерного колледжа только что успешно сдал экзамены. Он чувствует облегчение от того, что завершились все испытания, и с оптимизмом смотрит в будущее, зная, что оно таит множество подарков судьбы. Он уверен в себе, ничего не боится и сгорает от желания начать применять на практике полученные знания.

Также в МП предлагается дополнительный материал по характеристике эмоциональных тонов (настроений)человека и задание, раскрывающее взаимосвязь поведения человека от его основных потребностей.

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

1. Эмоции — это ключ к настоящему пониманию и предсказанию человеческого поведения. Это набор тех характерных особенностей, которые проявляет человек, сталкиваясь с движением жизни…

Каждая эмоция сопровождается определенным поведением.

Предлагаем вашему вниманию шкалу тонов, которая рассказывает о разных эмоциональных состояниях и характерном для них поведении.

•     Апатия. Человек избегает общения и полностью не осознает, что с ним происходит и что происходит в мире вокруг него. Хронически болен.

•    Горе (потеря чего-то или кого-то). Человек неуверен в себе, у него заниженная самооценка Он ведет тоскливое и бесцельное существование. Интравертен’ *. Постоянные проблемы со здоровьем.

•     Умилостивление (избирательное дарение, жертвование, одаривание с целью избежать наказания). Человек стремится откупиться всем, чем угодно. Постоянно ощущает воображаемые угрозы.

•          Сочувствие. Человек стремится к тому, чтобы его пожалели и поддержали. Это смиренная коленопреклоненная мольба о моральной и физической поддержке. Всегда болен.

•     Страх. Человек всегда врёт, избегает любого соприкосновения с опасностью — реальной или мнимой. Ему сопутствуют болезни.

•     Скрытая враждебность. Человек демонстрирует, что он — ваш друг, между тем, истинное его намерение скрыто и он в любой момент готов вонзить нож в спину. Ему не хватает смелости открыто говорить то, что он думает, и поэтому он бунтует скрыто, подрывая и парализуя деятельность других.

•     Отсутствие симпатии. Человек не интересуется состоянием других людей, он целиком и полностью погружен в проблемы собственного выживания. У него нет к другим симпатии и сочувствия.

•    Злость (гнев). Человек разрушает все вокруг. Может выражаться громко или тихо, использует угрозы, чтобы подчинить себе окружающих. Нетерпим. Не способен общаться.

•    Боль. Человек испытывает чувство надвигающейся потери. Погружен в себя, беспомощен и замкнут. Ни к чему не стремится.

•    Антагонизм. Человек выражает свое недовольство lie только к людям, окружающим его, но и к самому себе.

Iащищая свою точку зрения, игнорирует точки зрения других и не скрывает этого. Настойчив.

•    Скука. Человек ждет пока какой-нибудь стимул из внешней среды вынудит его действовать. Он ждет, что произойдет что-нибудь интересное.

•    Консерватизм. Человек ничего не хочет менять в I воей жизни. У него сложившиеся взгляды, он не склонен к компромиссу, спокоен и всегда сдержан.

Бодрость (веселье). Внимание человека направлено па внешний мир, он любознателен, как правило, здоров и готов проявить мужество в ситуациях, требующих разумного риска. У него хорошее чувство юмора, он способен изменить свою точку зрения и легко приходит к соглашению с другими людьми. Не болеет.

•     Сильный интерес. Человек сам мотивирует свои действия. Находит удовольствие от того, что делает или собирается сделать. Его дело всегда приносит пользу. Никогда не болеет.

•      Энтузиазм. Внимание человека обращено на мир вокруг него. Экстраверт. Здоров и у него хорошая сопротивляемость к болезням. Он легко идет к осуществлению цели, проявляя при этом настойчивость и терпение. Умеет высказывать свою точку зрения и хорошо воспринимает точки зрения других. Энергичен, не любит контролировать людей, предпочитает осуществлять руководство, показывая хороший пример и творчески используя таланты других.

 

2. Рассмотрите Пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Опираясь на неё, охарактеризуйте поведение человека в зависимости от уровня его потребностей.

Рис. пирамиды

Первый уровень — физиологические, или органические потребности.

Второй уровень — потребность в безопасности.

Третий уровень — потребность в контактах.

Четвертый уровень — потребность в общественном признании.

Пятый уровень — потребность в самореализации.

•      У молодого человека хорошая работа, он много зарабатывает и тратит свои деньги на приобретение новых машин, дорогой одежды, модных аксессуаров.

Женщина занимается деятельностью, имеющей важнейшее значение в обществе, она помогает молодым людям преодолеть зависимость от наркотиков. Ее социальные программы используются во многих регионах страны, она часто участвует в международных форумах, ее фото печатают во многих журналах.

Мужчина стремится поскорее добраться до дома. Там его ждут жена и дети. Он улыбается от мысли, что весь вечер они проведут вместе. Они будут рассказывать друг другу, как провели этот день.

Последующая учебная информация вводит понятие

поведение.

Поведение — это совокупность действий и поступков. Н поведении проявляются личность человека, особенности гго характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

То, что заставляет человека вести себя определенным образом, называют мотивацией. Поступок всегда мотивирован. Если нет мотивации — то нет и поступка.

11ереход к разговору о речевом этикете и его связи с •мониональной культурой и поведением осуществляется через задание в учебнике, в котором подкрепляется жизненными примерами высказывание В. А. Сухомлинского ■•мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду».

Чтение текста Б. Ж. Турсунова «Язык» продолжает раскрывать эту тему. В ходе обсуждения учащиеся осознают, что язык не только окрашивает наши ощущения, но и характеризует наше умственное развитие, наши моральный облик и характер, стоит только прислушаться, как мы говорим. Учащиеся делают вывод, чтотык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Язык человека – это дорога, ведущая его в мир человеческий.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

По материалам выступлений Д. С. Лихачева

Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа…

Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир…

Поэтому избегайте слов «паразитов», слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Обращайтесь со словом честно. Учитесь доброречию. Пусть наше слово несет в мир радость, свет, добро и любовь.

Давайте, друзья, любить свой родной язык и охранять чистоту каждого слова!

Вопросы для обсуждения:

•     Какое значение имеет язык в жизни человека?

•        Что можно узнать о человеке, опираясь на его речь?

>

•      Как, по мнению Д. С. Лихачева, нужно обращаться со своим родным языком? Что такое доброречие?

Потом учащиеся практически демонстрируют свое и падение словом, составляя словесные портреты на своих одноклассников и разыгрывая сценки.

В беседе учащиеся определяют требования речевого пикета в общении с людьми, взаимосвязь между чувст- иами, речью и воспитанностью человека, пути повышения культуры речи. Обобщают понятия деликатность, некультурность.

Далее идет чтение учебной информации, в которой скрепляются представления учащихся о культуре речи, иоспитанности и перечисляются важнейшие показатели речевой культуры: сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные >моции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность.

При выполнении творческого задания можно пред- пожить учащимся разделиться на группы.

После презентации и обсуждения результатов творческой деятельности учащиеся делают обобщение,опираясь на рубрику NB.

Глубина и душевность человеческих контактов зависит or правильности, уместности слов и выражений, от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас.

Потому что бедный и искаженный язык ограничивает нашу жизнь и разрушает наши шансы на счастье и успех.

Рубрика ДК завершает разговор о теме. Согласны ли вы с данными утверждениями? Приведи ! г аргументы «за» и «против».

Люди живут поступками, а не идеями.

Анатоль Франс!

В рубрике «Круг от сердца к сердцу» учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение Т.Леоновой.

infourok.ru

Урок по самопознанию «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ» 11 класс

Ценности:праведное поведение Качества:ответственность,честь,достоинство

Цель урока: формирование позитивного образа «Я», чувства уникальности и неповторимости не только себя, но и дру­гих людей через ценность «внутренний покой»

Задачи: обобщить понятия «личностный рост», «эмоцио­нальная культура», «тактичность», «речевой этикет», «саморегуляция», «самоконтроль»,

развивать способности ответственность,честь,достоинство.

воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки,честь,достоинство.

Ресурсы (материалы, источники)

музыка

Ход урока:

1.Организационный момент. Минута тишины

Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

2.Проверка домашнего задания

Саморазвитие и личностный рост стр 16-18 чит

По каким причинам человек вступает на путь саморазвития и личностного роста?

Какие этапы саморазвития (личностного роста человека)выделяет автор?

В чем заключается наука самовоспитания?

Примчание

3.Позитивное высказывание (цитата)

Мы не несем ответственности за свои эмоции, но несем ответственность за то, что делаем, испытывая эмоции.

Хорхе Букай

4.Рассказывание истории (беседа) Притча создай все сам! Один мужчина мечтал о лучшей жизни. Ему не нравился тот дом, в котором он живёт, та одежда, которую он носит, словом, всё, что его окружало. Он задавался вопросом, почему у кого-то есть всё, о чем только можно мечтать, а у него нет ничего. «Вот если бы у меня был хороший дом, красивая жена, много денег, тогда я был бы счастлив», — думал мужчина, целыми днями. И вот однажды, он повстречал Волшебника. — Я слышал твои мысли, — сказал Волшебник, — и я готов помочь тебе. Скажи, чего ты хочешь, и я всё исполню. Мужчина очень обрадовался. Сначала он не поверил своему счастью. — Неужели так бывает? Просто попроси, и всё исполнится! Наверное, ты что-то хочешь взамен? Но Волшебник ответил, что ему ничего не нужно. — Ты так давно просишь, что я подумал, наверное, ты точно знаешь, что тебе нужно. Просто попроси, и всё будет! — Отлично! – обрадовался мужчина. – Мне нужен большой красивый дом! Красавица-жена, но чтобы умела хорошо готовить. Ещё мне нужно, чтобы у меня всегда было много-много денег! — Хорошо, — ответил Волшебник. – Ты уснёшь, а завтра утром проснёшься, и у тебя всё это будет. И действительно, на следующее утро мужчина проснулся в большом роскошном доме, его встречала улыбчивая красавица, которая была его женой. Завтрак уже был приготовлен. Всё было великолепно. В банке был открыт счёт на его имя, и сколько бы он не тратил, счёт все время пополнялся. Сначала мужчина не верил своему счастью. Он был просто в восторге! Но вот день летел за днём, месяц за месяцем, а в его жизни ничего не менялось. Он сам себе задавал вопрос: чего ещё можно хотеть, ведь у меня и так всё есть? Но между тем, он чувствовал, что желанного счастья так и не обрёл. И он снова начал звать Волшебника. — Почему я несчастлив, ведь у меня всё есть? – спросил мужчина Волшебника, когда тот снова пришёл к нему. — Я исполнил всё, что ты хотел. Так что наслаждайся своим счастьем! — Не могу. В моём огромном доме мне одиноко, красавица жена не радует меня. И деньги, которых я так хотел, не приносят мне удовлетворения. Почему, ответь мне Волшебник! — Ты попросил у меня дом, но не попросил тепла и уюта в нём! Ты попросил у меня жену, но не попросил любви и понимания! Ты попросил у меня денег, но не попросил свободы, силы и радости, которые они могут дать! – ответил Волшебник. Мужчина очень обрадовался. — Спасибо! Я всё понял, — сказал он. – Я хочу всего этого! Дай мне это! — Ну, раз ты всё понял, тогда иди и СОЗДАЙ ВСЁ САМ! – сказал Волшебник и исчез. А мужчина очнулся в своём прежнем доме, один без жены и денег. Но зато теперь с ним была уверенность и знание того, что же он хочет на самом деле.
В чем смысл притчи?

5.Творческая деятельность,групповая работа

Задание 1 по тетради с 8-10 Тест

Зад 2 Подберите образы к разным эмоциям

Эмоции влияют на поведение человека

  • Ситуация 5. Мария идет по темной улице, расположенной в незнакомой части города и пользующейся дурной славой. Ее глаза мечутся по сторонам, ей мерещатся тени, и она знает, что где-то рядом притаилась опасность. Она чувствует, что у нее потеют ладони, она ускоряет шаг и затем со всех ног бежит прочь.

  • Ситуация 6. Марина и Дима едут в машине, с удовольствием предвкушая отдых в горах. Марина смеется, потому что Дима с юмором рассказывает ей о том, как прошла его последняя учебная неделя. Они оба счастливы от того, что прекрасно проведут время, и до позднего вечера мечтают о том, как проведут свои кани­кулы.

*Ситуация 7. Молодой человек подходит к незна­комой девушке в баре. Он хочет мило поболтать с ней, добиться, чтобы она пошла вместе с ним к нему домой, чтобы он мог «приятно провести с ней время», а затем показать ей на дверь. Он говорит ей, что никогда не встречал девушки прекрасней, чем она, и что она особенная и не похожа на других. Он соблазняет её и затем говорит, что «позвонит завтра». Он никогда не позвонит ей.

  • Ситуация 8. Выпускник инженерного колледжа толь­ко что успешно сдал экзамены. Он чувствует облегчение от того, что завершились все испытания, и с оптимизмом смотрит в будущее, зная, что оно таит множество подар­ков судьбы. Он уверен в себе, ничего не боится и сгорает от желания начать применять на практике полученные знания.

Пирамида Маслоу

  • У молодого человека хорошая работа, он много зарабатывает и тратит свои деньги на приобретение новых машин, дорогой одежды, модных аксессуаров.

Женщина занимается деятельностью, имеющей важнейшее значение в обществе, она помогает молодым людям преодолеть зависимость от наркотиков. Ее социальные программы используются во многих регионах страны, она часто участвует в международных фору­мах, ее фото печатают во многих журналах.

Мужчина стремится поскорее добраться до дома. Там его ждут жена и дети. Он улыбается от мысли, что весь вечер они проведут вместе. Они будут рассказывать друг другу, как провели этот день.

6.Групповое пение. «Когда уйдем со школьного двора» Композитор: Флярковский А.
Автор слов: Дидуров А. А.

Когда уйдем со школьного двора

Под звуки нестареющего вальса,

Учитель нас проводит до угла,

И вновь назад, и вновь ему с утра,

Встречай, учи и снова расставайся,

Когда уйдем со школьного двора.

Для нас всегда открыта в школе дверь,

Прощаться с ней, не надо торопиться,

Ну как забыть звончей звонка капель

И девочку, которой нес портфель.

Пускай потом ничто не повторится,

Для нас всегда открыта в школе дверь.

Пройди по тихим школьным этажам,

Здесь прожито и понято немало,

Был голос робок, мел в руке дрожал,

Но ты домой с победою бежал.

И если вдруг удача запропала,

Пройди по тихим школьным этажам.

Спасибо, что конца урокам нет,

Хотя и ждешь с надеждой перемены,

Но жизнь она особенный предмет,

Задаст вопросы новые в ответ,

Но ты найди решенье непременно,

Спасибо, что конца урокам нет.

7.Домашнее задание Эмоции стр 20-21 чит

8.Заключительная минута тишины

Пожалуйста, сядьте удобно. Закройте глаза. Вы снова слышите музыку, закройте гл. И вспомните,о чем мы сегодня говорили.Что мы возьмем из этого урока? Спасибо за урок.

multiurok.ru

Урок по самопознанию на тему «Учитесь властвовать собой»

Колледж: КГУ г.Кокшетау «Строительно-технический колледж №»

Качества: Сила воли, тактичность, эмоциональность

Цель: Расширить представления у учащихся ценность Внутренний покой, через формирование эмоционального состояние учащихся.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 11 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Анализ: Как вы понимаете выражение «заблуждаться – человечно, а прощать — божественно»?

«Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» (И. Гёте)

«Эмоции» (Н. Самоукина Отрывок из книги «Экстремальная психология»)

Эмоции вносят краски в нашу жизнь, расцвечивая ее многоцветными оттенками и наполняя истинно человеческим содержанием. Мы вспоминаем, прежде всего, те эпизоды, которые были насыщены радостью или печалью, восторгом или отчаянием, умиротворением или тревогой. Может показаться, что если человек живет, ориентируясь только на разум, его жизнь скучна и однообразна.

Он как бы превращается в «умного робота», всегда правильного, логичного, предсказуемого и лишенного чего-то неуловимо живого и теплого.

Однако это не так. Эмоции и разум в нашей жизни настолько переплетены, что невозможно дать однозначную оценку, на что опирался человек в той или иной ситуации: только на разум или только на эмоции?

Мы говорим, что человек — эмоциональный, если видим, что он живет страстями и чувствами, субъективными предпочтениями, спешит, не обдумывает свои поступки, действуя спонтанно и «по наитию». Мы говорим, что у человека есть «голова на плечах», если наблюдаем, что он стремится понять ситуацию или другого человека, не допускает поспешных и непродуманных действий, хладнокровен и последователен в своих решениях.

И все же в поведении и внутренней жизни этих людей не проявляются только «чистые» эмоции или «чистый» разум, а преобладает одно или другое. И это преобладание — не хорошо и не плохо, это — их индивидуальность, их внутреннее «Я».

Наша душа, как симфонический оркестр, звучит различными интонациями, берущими начало и в разумной, и в эмоциональной жизни. И для того, чтобы звучание внутренней жизни было гармоничным, в этом душевном «оркестре» должен быть свой «дирижер». Функции такого психологического «дирижера» выполняет волевая система человека, его самоконтроль.

Для эмоционального человека самоконтроль — важная опора в жизни. Стихия эмоций может привести куда угод­но, если не поставить «заслоны» — самоконтроль. Да, эмоциональные люди — обаятельны и интересны. Но кому мы доверяем и с кем могли бы «пойти в разведку»? Лю­дям, которые могут регулировать самих себя, свои эмоции, вовремя сдерживаться и останавливаться.

Анализ: Какую роль в нашей жизни играют эмоции? Что важнее — эмоции или разум? Объясните свой ответ.

С какими людьми вам легче общаться — эмоцио­нальными или разумными? Почему? Что такое самоконтроль? Как он помогает чело­веку?

Работа с учебником.

Эмоции – это переживания конкретного человека, связанные с удовлетворением или неудовлетворением его интересов. Под влиянием эмоций человек способен совершить героический поступок или преступление. Поговорим о том, как они появляются. Как возникают эмоции Эмоции связаны с большими полушариями головного мозга. В человеческий мозг поступают определенные импульсы. Они зависят от внешних воздействий и обстоятельств. Один поток направлен в такие зоны мозга, где смысл этих импульсов осознается в виде ощущения. А другой поток приходит в те отделы мозга, где создается отношение этих воздействий к потребностям организма, которые переживаются в виде эмоций. Эмоции имеют две стороны – субъективную и объективную. Субъективная сторона – это внутренние переживания. Объективная сторона – это внешние проявления (смех, слезы). Вообще проявление эмоций может быть различным, в зависимости от ситуации. Функции эмоций Коммуникативная. Эмоции облегчают общение, они помогают понимать других людей в различных ситуациях. Оценочная. Человек дает оценку событию, исходя из своих потребностей и эмоций по этому поводу. И это помогает спрогнозировать будущие события. Мобилизующая. Эмоции помогают мобилизовать свои силы в чрезвычайных ситуациях. Подкрепляющая. Эмоции способствуют выработке определенных рефлексов, и в результате остаются глубокие следы в памяти. Запуск стереотипных реакций. В критических ситуациях, когда некогда думать, эмоции включают стереотипное реагирование (страх – бегство). Теперь давайте узнаем, какие бывают эмоции. Виды эмоций Эмоции делятся на: положительные; негативные. Отрицательные, негативные эмоции – это гнев, ярость, обида, страх. А положительные – радость, интерес. Полюс эмоции зависит от того, что вызывает эмоции. А также эмоции делятся на: стенические; астенические. Стенические эмоции активизируют, то есть, вызывают восторг или гнев. Астенические — подавляют человека, то есть, вызывают тоску, печаль. Содержание эмоций По специфическому содержанию эмоции бывают следующими: Печаль – негативная эмоция, она связана с переживанием негативного фактора. Радость – положительная эмоция, она говорит о том, что человек может удовлетворить какую-либо потребность. Страдание – это отрицательная эмоция, она связана с невозможностью получения самых важных потребностей человека. Гнев – это отрицательная эмоция, возникает она, если на пути удовлетворения потребности стоит преграда. Удивление – это эмоция, которая не имеет четко выраженного знака. Она может быть и негативной, и положительной, зависит это от внешних обстоятельств. Страх – это негативная эмоция, которая возникает при опасности. Отвращение – это отрицательная эмоция, которая возникает из-за резкого противоречия с эстетическими или нравственными установками человека. Стыд – это отрицательная эмоция, она может возникнуть, если человек осознает несоответствие своего поведения ожиданиям окружающих. Интерес – положительная эмоция, которая способствует развитию умений и приобретению знаний. Еще о разновидностях эмоций можно прочесть в статье Какие бывают эмоции. Сила эмоций Сила эмоций может варьироваться от слабых до сильных. Например, человек может испытывать радость, как чувство удовлетворения, а может испытывать восторг. Или, к примеру, страх может проявляться от легкой тревоги до ужаса. Восторг – это высшая степень радости, положительная эмоция. Ужас – это негативная эмоция, высшая степень страха. Продолжительность эмоций Эмоции могут длиться от нескольких секунд до нескольких лет. Например, человек чувствует страх от того, что чуть не попал в аварию, но он тут же благополучно ее избежал. Или человек ненавидит кого-то очень сильно и эта ненависть не ослабевает годами. Формы проявления эмоций Чаще всего эмоции проявляются в следующих формах – это чувственный тон, аффект, чувство, страсть, настроение, стресс. Чувственный тон. Человек некоторым своим действиям или ощущениям придает эмоциональную окраску. Страсть – это очень сильное чувство, которое доминирует над другими, дает прилив сил и энергию. Чувство – это эмоциональное отражение отношения человека к предмету, событию или другому человеку. Настроение – это продолжительное эмоциональное состояние человека в какую-то единицу времени. Стресс – это состояние крайнего напряжения человека. Аффект – крайняя точка внутреннего напряжения, возникающая из-за невозможности найти решение в какой-то ситуации. Выражение эмоций Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья. Конечно, чаще всего люди умеют выражать свои чувства, однако есть и такие, которые не хотят или не умеют это делать. В большей степени вышесказанное относится к мужчинам. В нашем обществе считается, что мужчина всегда должен держать себя в руках. Если вы хотите научиться сдерживать эмоции, прочтите статью Как контролировать эмоции. Однако это неправильно. Нельзя сдерживать эмоции, иначе могут возникнуть неврозы и другие психические расстройства. Если вам хочется смеяться, значит, смейтесь, а если хочется плакать – плачьте. Будьте естественны, выражайте все эмоции, которые вы хотите выразить. Выражение эмоций – это путь ко внутренней гармонии.

Творческая деятельность.

Индивидуальная работа: Выполните задание 1 в тетради, на стр. 8. Каждый человек старается справиться с плохим настроением или сильными переживаниями и для этого выбирает различные способы поведения. Прочтите внимательно перечисленные способы поведения и против каждого обведите цифру справа. Если вы не используете такое поведение, чтобы справиться с волнением, тревогой, обидой и другими неприятными эмоциями, то обведите цифр 1, если иногда используете – 2, если используете часто, так как это вам помогает – 3.

Группу делим на 4 подгруппы. Проанализируйте несколько эпизодов из по­вседневной жизни. Определите эмоциональное состояние героев.

Ситуация 1. Дидар обожает собирать модели самолетов. Он часами может сосредоточенно и кропотливо работать над ними. Его отец спрашивает, чем Дидар занимался весь день? И он подробно рассказывает ему историю истребителя, модель которого он сейчас делает. Он не думает ни о том, чем он будет заниматься после того, как закончит делать эту модель, ни о том, какая будет следующая по счету модель. Все его внимание сосредоточено именно на той модели, над которой он сейчас работает.

Ситуация 2. Санжар проводит летние каникулы на даче. Он качается в гамаке в жаркий летний полдень. Ему не хочется ничего делать, хотя есть и способности, и время. По радио передают его любимую песню, и его настроение моментально меняется, но, когда песня заканчивается, он снова опускается до состояния ленивого времяпрепровождения.

Ситуация 3. Светлана работает над проектом. Она смотрит на часы и беспокоится по поводу того, что может не успеть сдать его в установленные сроки. При мысли об этом она с удвоенной энергией берется за работу. Ее раздражает, когда люди отвлекают ее, но она не выказывает им своего раздражения, чтобы не терять на это время, потому что гораздо более обеспокоена тем, как бы завершить работу к назначенному сроку.

Ситуация 4. Нищий на улице держит табличку: «Нет крыши над головой, куска хлеба и работы. Помогите!!!»

  1. Групповое пение. «Неприятность эту мы переживём» (папка «11 класс»)

  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 3 в тетради, на стр. 11. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Покажите эту взаимосвязь в таблице.

  3. Заключительная минута тишины.

Сядьте поудобнее. Представьте себе, что вы стоите на вершине горы и небо достаете рукой. Вы готовы взлететь как птица, парить над землей. Вы летите. Вы счастливы и довольны. Вы ощущаете чувство высоты, глубину неба. Вы легки. Вы любите и любимы.

1. Тип эмоциональных переживаний:

а) воображение;

б) эмоциональный стресс;

в) неуравновешенность.

2. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через:

а) внимание;

б) общение;

в) игру.

3. Что относится к фазе стресса:

а) фаза возбуждения;

б) фаза истерики;

в) фаза истощения.

4. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это:

а) внимание;

б) чувства;

в) симпатия.

5. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:

а) аффект;

б) чувство;

в) настроение.

6. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это:

а) темперамент;

б) характер;

в) эмоции.

7. Эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту, это:

а) амбивалентность;

б) симпатия;

в) настроение.

8. Отрицательные эмоции обусловлены:

а) неустойчивостью;

б) закономерностью;

в) характером.

9. Какое из этих понятий относится к виду чувств:

а) моральные;

б) сострадательные;

в) депрессивные.

10. Выделите, какая теория относится к психологическим эмоциям:

а) характерная;

б) эволюционная;

в) нравственная.

Мысленное путешествие в подводное царство.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.Концентрация на дыхании. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо- о-ох…, вы – ы- ыдох… (9-10 раз, медленно). Мысленное путешествие в подводное царство.(Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать. Следите за тем, чтобы они держали спинку прямо. Включите негромкую спокойную музыку). Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.Мысленная прогулка в лесу. (Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого- нибудь места в саду, а не из класса) Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

О видах и роли человеческих эмоций

Эмоции — это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств. Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Суть этого психологического явления прекрасно раскрывает фраза «есть контакт», если бы не существовало эмоций, человек был бы равнодушен ко всему на свете, ничего бы его не интересовало, не волновало — а значит, ничего бы и не происходило! Далее более детально рассмотрим основные виды эмоций и их роль в общей картине психологистических процессов. 

Роль и природа эмоций

Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете, собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Человек с другого конца земли, имея другое воспитание, другую культуру и мировосприятие, способен без слов понять состояние человека «считывая» его эмоции. Некоторые сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента рождения, ребенок еще не получивший «обработку социумом», не имея никакого жизненного опыта способен с первых дней жизни (впрочем, даже в утробе матери) «считывать» эмоции. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать невозможно, так как многое для человека еще не ведомо, нет таких приборов и понятий способных дать четкие ответы.

Виды эмоций

Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной и нет предела «тональности» ее проявления. Но все же можно выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На «языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, китайцы и европейцы, он един для всего. Самые распространенные виды эмоций это радость и гнев, всему живому на свете ведомы печаль и страх, все живое на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на самом деле больше чем песка на морском берегу, это насколько тонкая субстанция, что способна создавать неимоверные комбинации, грани между которыми насколько тонки, что иногда практически неощутимы.

Именно таким образом радость неимоверным образом перетекает в гнев, милость в немилость, а человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды эмоций человека живые существа определяют, прежде всего, по выражению лица и поведению человека. Очень точно по человеку определить во всех тонкостях, какую именно эмоцию он переживает практически невозможно, можно только «попасть в диапазон» вида эмоции. Например, можно определить, что человек испытывает радость, но в какой мере – неизвестно, возможна эта радость с оттенком надежды или умиления, а может там еще более запутанный коктейль.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

  1. К положительным эмоциям принадлежат:

  2. К негативным эмоциям принадлежат:

    • злорадство,

    • месть,

    • горе,

    • тревога,

    • тоска,

    • страх,

    • отчаянье,

    • гнев.

  3. Нейтральными можно назвать:

    • любопытство,

    • изумление,

    • безразличие.

Исследования ученых зоологов показали, что даже животные без труда определяют виды эмоций, которые переживают их соплеменники и даже человек. Кроме того, они способны сопереживать, испытывая то же самое. Каждый вид эмоций создает своеобразный резонанс, как вирус «заражает» все вокруг себя, заставляя испытывать то же самое. Есть также много исследований доказывающих, что на основные виды эмоций реагируют не только люди и животные, но и растения и даже объекты неживой природы.

Жизнь без эмоций невозможна! Основные виды эмоций испытывают все, но не все испытывают тончайшие их проявления, их ощущают только существа тонкой душевной организации. Их «радары» настроены на более тонкое восприятие, и сила их эмоций имеет более высокое энергетическое проявление. Существуют так называемые «грубые» люди, они менее чувствительны к эмоциям, не способны ощутить все тонкости их проявления, улавливают исключительно самые распространенные виды эмоций (радость, страх, гнев, восхищение и т.д.)

Существует особый вид эмоций, который называется «аффект». Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия.

infourok.ru

«Учитесь властвовать собой» (для учащихся 11-х классов)

Государственное учреждение «Средняя школа № 115 отдела образования акимата города Костаная»

Подготовила: учитель самопознания

Петренко Е.А.

г. Костанай -2014г.

Урок самопознания в 11 классе.

Тема урока: Учитесь властвовать собой.

Дата: 20 сентября 2011 год.

Цель урока: формирование у учащихся понятий об эмоциональной культуре

Задачи:

  • Развивать коммуникативные способности, культуру речи, поведенческие навыки

  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений

  • Воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки

Методы: тренинг, мозговой штурм, беседа,

Оборудование: интерактивная доска, музыкальное сопровождение, презентация

«Притча о гвоздях»

Ход урока:

  1. Круг радости.

— Добрый день! Я приветствую вас на уроке самопознания. Приглашаю вас в круг радости. Возьмитесь за руки и мысленно подарите свою энергию, тепло и радость.

  1. Работа над эпиграфом.

«Слово есть поступок» Л.Н.Толстой

«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик» И. Гёте

«У вас большая власть, если вы владеете собой» Сенека

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

  1. Беседа.

— Какие эмоции овладевают вами сейчас?

— Какие эмоции чаще всего испытываете?

— Нужно ли скрывать свои эмоции? Как и почему?

— Как вы это делаете?

— Бывает ли вам трудно управлять своими эмоциями?

  1. Работа по кластеру

Ребята, напишите в тетрадях, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «эмоции»? Давайте обсудим, какими они бывают?


  1. Работа по фотографиям

На доске фотографии с различными эмоциями людей.

— Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии героев?

(Ответы по желанию)

  1. Чтение текста «Эмоции»

Учебник – стр. 20-21

Работа по содержанию. Обсуждение прочитанного.

— Какую роль в вашей жизни играют эмоции?

— Что важнее: эмоции или радость? Объясните свои ответы.

— С какими людьми вам легче общаться: с эмоциональными или разумными? Почему?

— Что такое самоконтроль? Как он помогает человеку?

  1. Учебная программа

Трудно представить себе жизнь, лишённую эмоций и чувств. Эмоции разбавляют нашу жизнь разноцветными красками. Они наполняют события смыслом. Если бы не было эмоций, события превратились бы в сухие и скучные факты нашей жизни.

Что такое эмоциональная культура? Как её выработать?

  1. Творческая деятельность (в группах)

Сейчас мы поговорим с вами о тактичности, тактичном человеке. Подумайте и ответьте на вопросы:

— Востребован ли сегодня тактичный человек?

— Почему хорошо быть тактичным человеком?

— Как вести себя, как сохранить в обществе, где наглость и хамство?

— Как научиться тактичности?

  1. Работа над цитатой

На доске слова В.А.Сухомлинского « …мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду».

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Чтение письма пенсионерки А.Н. Алексеевой в редакцию столичной газеты (с. 28-29)

Разработайте план действий по проведению в своём городе акции «Чистота слова»

  1. Круг «От сердца к сердцу»

Просмотр слайдов. «Притча о гвоздях»

infourok.ru

Урок по самопознанию «Учитесь властвовать собой» 11 класс

План урока самопознания

Школа С. Жаксыгулова Дата №__3___

Тема: «Учитесь властвовать собой»

Ценность: внутренний покой

Качества: самообладание, уважение к себе, уважение к другим;

Педагог: Хайрова А.Е

Класс 11 Кол-во уч-ся 16

Цель: Раскрыть ценность внутренний покой через умение властвовать собой

Задачи:

— сформировать представление о важности самообладания

—развивать потребность в обретении внутренней гармонии.

—воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим людям, к миру.

Ресурсы: (мелодия «Волшебная композиция», интерактивная доска, интернет ресурс, аудиозапись песни «Песенка о хорошем настроении» Сл. А.Лифшиц       Муз. А. Лепин, белые листы в форме сердца, цветные карандаши)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на свет

  2. Проверка домашнего задания.

Прочитать текст «Эмоции» Н. Самоукина. Стр 20.

Вопросы: Какую роль в вашей жизни играют эмоции?

Что важнее — эмоции или разум? Объясните свой ответ.

Что такое самоконтроль? Как он помогает человеку?

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Живи, сохраняя покой. Придет весна, и цветы распустятся сами». 

                                                                           Китайская пословица

         — Как вы понимаете смысл данной пословицы?

         -Согласны ли вы с этим высказыванием?

         — Можно ли утверждать, что покой обладает волшебной силой?  

          — Почему?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Притча

Внутренний покой

Устав от шумного и беспокойного города, где всё отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое спокойное место. Он пришёл в лес, где не было ни единого человека, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины, человек залез в пещеру, там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали.

 Тогда он построил себе маленький коттедж со звукоизоляцией, запер все окна и двери, но в полной тишине всё громче и громче слышалось «тик-так, тик-так…». Тогда он сорвал часы с руки и разбил их о стену. Сел, успокоился, глубоко вздохнул, довольный, что вот сейчас-то, наконец, будет тихо, но… «Тук-тук, тук-тук…», — стучало его сердце в груди всё громче и громче…

Вопросы:

  • Что искал человек в этой жизни?

  • Почему человеку все время что-то мешало и раздражало?

  • Что он услышал в конце рассказа?

  • Скажите, с вами происходила  подобная история?

  • Какой выход вы для себя сделали?

Вывод: Все проблемы, как их решения, находятся не где- то снаружи, а внутри нас самих. Нет смысла искать хорошее там, где нас нет, есть смысл учиться находить хорошее там, где мы есть.

  1. Творческая деятельность, групповая работа. (Включается лирическая мелодия)

— Нарисуйте на белых листах цветы, которые есть у вас в душе  и подарите эти цветы своим близким и родным. Это могут быть разные цветы: у одних роскошная роза, у других – изысканные гиацинты, у третьих – нежные незабудки.( заранее раздаются белые листы в форме сердца. ) В конце задания выставляются все работы на доске.

– Какие чувства вы испытывали в процессе выполнения этого задания?

  1. Групповое пение.

Песенка о хорошем настроении  Сл. А. Лифшиц       Муз. А. Лепин

1.Если вы, нахмурясь,

Выйдете из дома,

Если вам не в радость

Солнечный денек,

Пусть вам улыбнется,

Как своей знакомой,

С вами вовсе незнакомый

Встречный паренек.                  

 Припев:    И улыбка, без сомненья                                                           

Вдруг коснется ваших глаз.                                                       

И хорошее настроение

 Не покинет больше вас!

2.Если кто-то другом

Был в несчастье брошен,

И поступок этот

В сердце вам проник,

Вспомните, как много          

Есть людей хороших,

Их у нас гораздо больше,

Вспомните про них.    

  1. Домашнее задание.

Рассмотрите Пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Опираясь на нее, охарактеризуйте поведение человека в зависимости от уровня его потребностей.

Напишите эссе: «Что для вас значит внутренний покой?»

  1. Заключительная минута тишины.

— А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и поместите в свое сердце и душу покой и старайтесь жить с ним!

А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.

infourok.ru

«Учитесь властвовать собой…» 11 класс

План урока самопознания

Дата:

Тема: «Учитесь властвовать собой…» Урок № 4

Ценность: внутренний мир

Качества: : культура речи, умение отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений,

чувство ответственности.

Педагог: Туленова Т.В

Класс: 11

Цель: формирование у учащихся понятий об эмоциональной культуре, понимания необходимости умения властвовать собой.
  • Развивать коммуникативные способности, культуру речи, поведенческие навыки

  • Развивать умение отстаивать свою точку зрения, совместного поиска решений

  • Воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки

Ресурсы

Учебник, тетрадь. аудиозапись муз. произведения.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

I.МИНУТКА ТИШИНЫ. (дыхание)

  1. Проверка домашнего задания.

Демонстрация проектов учащихся

Продолжите фразу: «Человек познает себя, чтобы…»

  1. Позитивное высказывание (цитата)

«Поведение — это зеркало , в котором каждый показывает свой истинный облик»

Иоган Гёте

— Какие эмоции чаще всего испытываете?

— Нужно ли скрывать свои эмоции? Как и почему?

— Как вы это делаете?

— Бывает ли вам трудно управлять своими эмоциями?

Стр.20

  1. Рассказывание истории

  1. Работа по фотографиям

На доске фотографии с различными эмоциями людей.

— Что вы можете сказать об эмоциональном состоянии героев?

(Ответы по желанию)

  1. Чтение текста «Эмоции»

— Какую роль в вашей жизни играют эмоции?

— Что важнее: эмоции или радость? Объясните свои ответы.

— С какими людьми вам легче общаться: с эмоциональными или разумными? Почему?

— Что такое самоконтроль? Как он помогает человеку?

Стр.20-22

5.Творческая деятельность, групповая работа.

Трудно представить себе жизнь, лишённую эмоций и чувств. Эмоции разбавляют нашу жизнь разноцветными красками. Они наполняют события смыслом. Если бы не было эмоций, события превратились бы в сухие и скучные факты нашей жизни.

-Что такое эмоциональная культура? Как её выработать?

Подберите образы к разным эмоциям: 1 группа отрицательные эмоции; 2 группа положительные эмоции

Задание 2в тетради стр.10

  1. Групповое пение.

Песня о Доброте

сл. и муз. Т. Мухаметшина

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Припев:

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, Друзья, всегда

Друг другу желать Добра!

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

Припев

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком-урок Доброты!

Припев

  1. Домашнее задание: читать, задание на стр.26;

В тетради задание 1, 3

Стр.20-27

  1. Заключительная минута тишины.

— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь, вспомните о чём мы говорили сегодня на уроке

Трудно представить себе жизнь, лишённую эмоций и чувств. Эмоции разбавляют нашу жизнь разноцветными красками. Они наполняют события смыслом. Если бы не было эмоций, события превратились бы в сухие и скучные факты нашей жизни.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *