Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой – 62. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения

62. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения

62. Удовлетворение одной первичной потребности может
быть достигнуто за счет удовлетворения другой.
Да Нет
63. Существуют первичные потребности, которые могут
оставаться неудовлетворенными (актуализированными) длительное
время.
Да Нет
64. Американский психолог А. Маслоу утверждал, что
после того, как человек удовлетворит первичные потребноети, он непременно начнет удовлетворять потребности высшего
порядка.
Да Нет
65. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг.
нельзя было считать ресурсом.
Да Нет
66. Если вы одолжили приятелю в долг крупную сумму
денег, не взяв с него процентов, вы поступили нерационально.
Да Нет.
67. Некоторые экономические блага имеются в наличии в
неограниченном количестве.
Да Нет
68. Технический прогресс не имеет границ, так же, как
бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности
ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек
найдет их в космосе.
Да Нет,
69. С развитием общества в потреблении людей сокрапда-
ется доля благ, удовлетворяюш;их первичные потребности, и
растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
Да Нет.
70. Полученный вами в банке кредит можно считать капиталом.
Да Нет,
71. Проблема ограниченности ресурсов существует только
для индивида, но не для общества в целом.
Да Нет,
72. Все экономические ресурсы являются экономическими
благами, но не все экономические блага являются ресурсами.
Да Нет
73. Альтернативная стоимость строительства кооперативного
гаража -^ это величина взятки руководству кооператива.
Да Нет,
74. Альтернативная стоимость — это стоимость товара или
услуги, которая измеряется Бюро статистики труда.
Да Нет,
75. Альтернативные затраты на учебу в институте включают
плату за обучение и расходы на учебники.
Да Нет
76. При движении вдоль кривой производственных возможностей
и предельные альтернативные затраты, и абсолютные
альтернативные затраты производства одного из двух
благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.
Да Нет
77. Кривая производственных возможностей экономики
будет прямой линией, если экономические агенты не будут
использовать разделение труда и специализацию.
Да Нет
78. Экономический кругооборот возможен и при натуральном
хозяйстве.
Да Нет.

Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

abiturient24.com

Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом

62. Нет.. Например, сон не может заменять еду.
63. Нет., Известны случаи, когда люди, прошедшие особую
подготовку (йоги, например), могли долгое время оставаться
без воды, сна или пиш;и. Но это им удается делать
только тогда, когда их первичные потребности остаются неак-
туализированными. Для обычного (среднестатистического) человека
неудовлетпворенная потребность = акт^уализированная
пот,ребност,ь. Экономика изучает поведение обычных людей.
64. Нет.. "После того не значит вследствие того". Удовлетворение
первичных потребностей является необходимым, но
недостаточным условием для того, чтобы у человека актуализировались
потребности более высоких уровней.
65. Нет.. Целинные земли можно считать ресурсом, для
использования которого необходимы дополнительные затраты.
66. Нет. Экономическая рациональность не означает преследование
только своего материального интереса. Помогая
другу, вы удовлетворили потребность более высокого уровня —
в дружеской среде общения.
67. Нети. Если блага не ограничены, то это — неэкономические
(свободные) блага.
68. Нет,. В данном случае делается поспешное обобщение:
следует учесть фактор времени. Мысль о возможности удовлетворить
любые потребности в будущем, как правило, не может
заменить удовлетворение конкретной потребности в настоящем.
69. Да. Доля благ, удовлетворяющих жизненно важные
потребности человека (пища, одежда, содержание жилья), с
развитием общества имеет четко выраженную тенденцид) к
сокращению, зато растет доля благ, удовлетворяющих вторичные
потребности. Например, в первобытном обществе люди
потребляли практически исключительно первичные блага, а в
современном потребительском бюджете граждан развитых
стран эти блага составляют менее половины.
70. Нет. Капиталом станут факторы производства, которые
вы приобретете на эти деньги.
71. Нет. Количество ресурсов для всего общества тоже
ограничено.
72. Да. Экономические ресурсы — это то, что используется
для производства экономических благ, т. е. для удовлетворения
производственных потребностей, следовательно, их
самих можно считать экономическими благами. Однако среди
экономических благ помимо экономических ресурсов есть блага,
предназначенные для окончательного использования в потреблении
людей, которые уже нельзя называть экономическими
ресурсами. Например, трактор — это и экономическое
благо, и экономический ресурс, а хлеб (если его используют
для питания людей, а не на корм скоту) — только экономическое
благо.
73. Нет.. Взятка — это один из видов прямых затрат.
74. Нет,. Оценка альтернативной стоимости одного и того
же товара или услуги может оказаться разной для разных

индивидов. См. определение.
75. Нет,. Альтернативными затратами на получение высшего
образования были бы доходы, которые можно было бы
получить в течение срока обучения в институте, если выбирать
не учебу, а работу. Плата за обучение и расходы на
учебники — это не альтернативные, а прямые затраты образования.
76. Нет,. При увеличении производства блага (товара) количество
других экономических благ, от производства которых
приходится отказаться (альтернативные затраты), возрастает.
Но предельные альтернативные затраты мргут быть постоянными,
если кривая производственных возможностей — прямая
линия.
77. Да. Если экономические агенты будут использовать
свои сравнительные преимущества, то кривая производственных
возможностей станет выпуклой.
78. Да. Если существуют специализация и разделение
труда, однако встречный поток доходов и расходов в этом
случае не принимает денежной формы, а осуществляется в
форме продуктов и услуг.

www.soloby.ru

тест по теме поведение потребителя

Контрольный тест по теме «Поведение потребителя».

Раздел 1. Отметьте «1», если высказывание верно или «2», если высказывание неверно:
1.Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.
1.Верно 2.Неверно
2.Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными.
1.Верно 2. Неверно
3.Бюджетные линии никогда не пересекаются.
1.Верно 2.Неверно
4. У рационального потребителя предельные полезности всех потребляемых им товаров равны.
1.Верно 2.Неверно
5.Кривые безразличия двух товаров пересекаются в точке равновесия потребителя.
1.Верно 2.Неверно
6.Маша максимизирует свое удовлетворение от потребления конфет и пирожных, когда она потребляет такое их количество, которое представлено точкой касания линии ее бюджетного ограничения и кривой безразличия.

1.Верно 2.Неверно
7.Если А и В- совершенные товары- субституты, то их предельная норма замены постоянна.
1.Верно 2.Неверно
8.Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.
1.Верно 2.Неверно
9.В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя.
1.Верно 2.Неверно
10.Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковой цене только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.
1.Верно 2.Неверно
Раздел 2. Выбери один верный ответ:
11. Укажите верное утверждение:
Может ли общая полезность товара Х возрастать при одновременном снижении предельной полезности этого товара?
А) не может, так как снижение предельной полезности означает одновременное падение общей полезности.
Б) может, но только до того момента, пока общая полезность в расчете на единицу товара Х не сравняется с его предельной полезностью.
В) может, согласно закону убывающей предельной полезности.

12.Укажите верное утверждение: Если цена на яблоки снижается, то увеличение количества покупаемых яблок приведет к:
А) снижению общей полезности купленных яблок;
Б) уменьшению общей полезности ровно на одно яблоко;
В) увеличению предельной полезности яблок;
Г) понижению предельной полезности яблок.
13. Укажите верное утверждение: Для максимизации полезности потребитель должен так распределить доход, чтобы:
А) приобретать максимальное количество товаров, не являющимися заменителями;
Б) предельная полезность каждого потребленного товара была одинаковой;
В) общая полезность каждого товара в расчете на единицу была одинаковой;
Г) предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на 1 доллар, была одинаковой.
14.Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:
А)предельная полезность равна нулю;
Б)предельная полезность имеет максимальное значение;
В)предельная полезность имеет минимальное значение;
Г)верный ответ отс

schoolfiles.net

Тема 1.5.Основы товарного производства и законы денежного обращения

  1. Микроэкономика представляет собой:

1) особую науку;

2) раздел науки, в рамках которого изучается экономи­ческая деятельность небольших хозяйственных субъ­ектов;

3) раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики;

4) искусство накопления денег и имущества;

5) нормативную экономическую теорию.

  1. В структуре современной микроэкономики нельзя найти следующий раздел:

1) теория спроса и предложения;

2) теория потребительского поведения;

3) микроэкономическая теория фирмы;

4) неокейнсианская теория;

5) теория совершенной и несовершенной конкуренции.

  1. Современный "экономикс" — это наука о получении прибыли, т. е. искусство делать деньги.

1) Да

2) Нет

  1. Дедукция, или логический метод, предполагает:

1) рассуждение на основе априорных аксиом и гипотез;

2) предварительное изучение фактов;

3) мысленное разделение предмета на составные части;

4) соединение частей в единое целое;

5) выявление общего и особенного в анализируемом яв­лении или объекте.

  1. Индукцию также называют:

1) логическим методом;

2) гипотетическим методом;

3) эмпирическим методом;

4) иммерсионным методом;

5) методом наименьших квадратов.

  1. В процессе изучения свойства одного явления переносятся на другие в рамках:

1) аналогии;

2) синтеза;

3) эксперимента;

4) интегрирования;

5) дифференцирования.

  1. Абстрагирование как метод экономической теории означает

    1. Искажение реальности

    2. Упрощение реальности

    3. Усложнение реальности

    4. Уход от реальности

  1. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.

1) Да

2) Нет

  1. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

1)Да

2)Нет

  1. Экономическое благо представляет собой:

1) благо, надобность в котором превышает доступное распоряжению количество;

2) благо, надобность в котором меньше количества, доступного распоряжению;

3) благо третьего порядка;

4) продукт труда;

5) товар, предназначенный для потребления.

  1. Благо первого порядка:

1) используется для производства благ второго порядка;

2) предназначено для обмена;

3) используется для непосредственного потребления;

4) является продуктом кратковременного пользования;

5) используется для опосредованного потребления.

  1. Какая из трех проблем экономики указана неверно:

1) что производить;

2) как производить;

3) с какой целью производить;

4) для кого производить.

  1. Проблема “как производить” в рыночной экономике решается:

1) Через стремление производителей к получению прибыли и, следовательно, к минимизации издержек производства.

2) На основе широкого использования в экономике средств производства.

3) На основе динамики и объема потребительского спроса, которые определяются через цены на конечные товары.

4) На основе специализации, которая используется при применении разных технологических способов производства.

  1. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

1) Да

2) Нет

  1. Рыночной экономике не характерно

  1. общая собственность

  2. долевая собственность

  3. частная обственность

  1. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что сегодня в российской экономике:

1) правительство играет незначительную роль;

2) в большинстве случаев существует полная свобода конкуренции и предпринимательства;

3) преобладают черты традиционной и командной экономики;

4) имеются черты смешанной экономики.

  1. Установите, как командная система, как прави­ло, сигнализирует, что дефицит продукции возрастает:

1) цены на продукт начинают снижаться;

2) правительственные органы объявляют о повышении цены;

3) правительство дает предприятиям указания наращи­вать производство;

4) цены "черного рынка" увеличиваются.

  1. Для командно административной системы не характерно

  1. Распределение ресурсов с помощью государственных комитетов

  2. Плановое хозяйство

  3. частная собственность

  1. Основная цель при традиционной системе может быть сформулирована как

  1. выживание

  2. взаимовыгодный обмен

  3. выполнение центрахизованных заданий госдарства

  4. социальная справедливость

  1. Приоритет интересов смешанной экономической системе

  1. частные

  2. оптимизация частных и общественных интересов

  3. общие

  4. государственные

  1. Какое из перечисленных свойств не является свойством денег?

1) делимость;

2) дискретность;

3) сохраняемость;

4) портативность;

5) безопасность.

  1. Функции денег состоят в том, что:

1) деньги служат для измерения стоимости и накопления;

2) деньги являются средством обращения и средством платежа;

3) деньги выступают как мировые деньги;

4) деньги являются средством измерения стоимости, средством обмена и средством накопления.

  1. К денежным суррогатам не относятся:

1) жетоны метро;

2) военные (оккупационные) деньги;

3) талоны на получение продуктов;

4) разменные монеты.

  1. Что обладает более высокой ликвидностью:

1) продукты питания;

2) товары длительного пользования;

3) золотые украшения;

4) наличные деньги.

  1. Если Центральный Банк принимает решение сократить предложение денег, он может:

1) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке;

2) уменьшить учетную ставку;

3) увеличить норму обязательных резервов;

4) все перечисленное верно.

  1. Чем бумажные деньги отличаются от кредитных:

1) бумажные деньги - это наличные, а кредитные деньги существуют в записи на банковских счетах;

2) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны;

3) бумажные деньги имеют принудительную покупательную способность, а кредитные деньги - это векселя эмиссионного банка;

4) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, кредитные деньги используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг.

  1. Рыночный спрос не испытывает влияния

    1. Цен на взаимосвязные товары

    2. Численность покупателей

    3. Цен на ресурсы

    4. Доходов потребителей

  1. Если предложение стабильно, то увеличение спроса

    1. Уменьшает равновесную цену

    2. Оставит стабильной равновесную цену

    3. Повышает равновесную цену

    4. Не происходит никаких изменений

  1. Существует обратная зависимость между:

1) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;

2) величиной дохода потребителя и его спросом на това­ры низшей категории;

3) ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего;

4) ни один ответ не подходит.

  1. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гриффена:

1) возрастает;

2) уменьшается;

3) остается неизменным;

4) меняется по синусоиде.

  1. Экономическая прибыль — это разница между выруч­кой фирмы и бухгалтерскими затратами.

1) Да

2) Нет

  1. Постоянные издержки — это:

1) затраты, величина которых изменяется в зависимос­ти от объема производства;

2) затраты на производство, величина которых не изме­няется с ростом объема выпускаемой продукции;

3) отношение переменных издержек к объему выпущен­ной продукции;

4) отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции;

5) издержки, связанные не с производством как тако­вым, а с сопутствующими ему затратами.

  1. В долгосрочном периоде все затраты (издержки) фирмы являются переменными.

1) Да

2) Нет

  1. Переменные издержки — это:

1) затраты на производство, величина которых не изме­няется с ростом объема выпускаемой продукции;

2) сумма постоянных и общих издержек;

3) отношение постоянных издержек к ценности произ­веденной продукции;

4) разность между общими и постоянными издержками;

5) отношение общих издержек к объему продукции.

  1. Ценовая дискриминация — это:

1) продажа одного и того же товара по разной цене;

2) продажа по одной цене разных товаров;

3) продажа товара по максимальной цене;

4) покупка товара по минимальной цене;

5) покупка товара по себестоимости.

  1. Монополист максимизирует доход, если:

1) снижает и цену и выпуск продукции;

2) повышает цену и снижает выпуск;

3) повышает выпуск и снижает цену;

4) повышает и цену и выпуск;

5) производит максимальный объем продукции.

  1. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то эта рыночная ситуация называется

1) Монополистическая конкуренция

2) Совершенная конкуренция

3) Олигополия

4) Монополия

  1. Монополией именуется ситуация, когда:

1) на рынке действует один покупатель;

2) на рынке действует один продавец;

3) на рынке действует один покупатель и один продавец;

4) на рынке никого нет;

  1. Фирмы действуют на рынке монополистической конкуренции, если они:

1) реализуют одинаковую продукцию;

2) покупают сырье у одних и тех же поставщиков;

3) реализуют дифференцированную продукцию;

4) реализуют товары по низким ценам;

5) реализуют продукцию по высоким ценам.

  1. Существование фирм с точки зрения экономиста объясняется тем, что

1)они постав­ляют на рынок пользующиеся спросом блага

2) они, ком­бинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производ­ства более рационально, чем отдельный человек.

3) чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды

  1. В соответствии с законодательством РФ не является организационно-правовой формой

studfiles.net

Занятие 4. Общие проблемы развития экономики

Цель занятия: раскрыть содержание базовых экономических категорий, показать их взаимосвязь

Теоретические проблемы

  1. Экономические потребности, блага и ресурсы. Производственные возможности.

  2. Ресурсная и экономическая эффективность.

  3. Экономические агенты, их мотивация и интересы.

  4. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.

Вопросы для размышления

  1. Что такое редкость блага? Чем она отличается от ограниченности?

2. В чем состоит содержание понятий «производство» и «экономика»? Почему важно их разграничение и субординация?

3. Какие преимущества получает хозяйство от специализации и разделения труда? Каковы недостатки специализации и разделения труда?

4. В чем ограниченность моделей экономического кругооборота?

Типовое задание для практической работы

1. На основе нижеприведенных данных о производственных альтернативах:

а) постройте кривую производственных возможностей; б) определите альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы С; в) определите издержки производства четырех единиц С.

С

0

1

2

3

4

Д

20

19

16

10

0

2. Производственные альтернативы X и Yпредставлены в таблице:

A

B

C

D

E

F

X

0

5

10

15

20

25

Y

75

70

60

45

25

0

Рассчитайте: а) совокупные альтернативные издержки 20 единиц Х и альтернативные издержки 25 единиц Y; б) альтернативные издержки производства единицы Y при переходе от альтернативы Е к альтернативе D и от D к С; в) альтернативные издержки единицы Х при всех возможных альтернативах.

3. Изобразите с помощью кривой производственных возможностей, что произойдет, если: а) в данном периоде в стране осуществляется индустриализация, а все остальные условия остаются неизменными; б) правительство стимулирует развитие отраслей, выпускающих предметы потребления; в) повысится спрос на предметы потребления; г) появились новые технологии в производстве средств производства; д) сокращаются трудовые ресурсы; е) в стране наблюдается широкое внедрение в производство достижений НТР.

Упражнения и приложения теории

1. В системе производятся сахар и мука. Килограмм сахара получается из 10 кг свеклы, а килограмм муки – из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна. Найти границу производственных возможностей. Найти производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.

2. Увеличение выпуска молока на 2 т требует сокращения выпуска пшеницы на 3 т. найдите вмененные издержки производства молока и пшеницы.

3. Имеются три состояния системы: А(20; 30 / 4; 5), В(15; 25) / 2; 3), С(20; 30 / 3; 4). Чертой разделены выпуски продуктов и расходы ресурсов. Найти состояния с эффективным производством.

4. Предположим, что Вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как Вы потратите деньги?

Основные категории

Потребности, пирамида потребностей А.Маслоу, ресурсы, производительные силы. Факторы производства, блага, ограниченность ресурсов, ограниченность благ, граница производственных возможностей, альтернативные издержки, проблема выбора, экономические агенты, экономические интересы, мотивация деятельности, производство, технология, организация производства, способ производства, распределение, обмен, потребление, разделение труда, специализация производства, экономический кругооборот, воспроизводство, хозяйствование, хозяйственный механизм, эффективность производства, ресурсная эффективность, экономическая эффективность, социальная эффективность, Парето-эффективное состояние.

Самостоятельная работа

Оценить верно или неверно утверждение, аргументируйте (выбор утверждения для анализа согласно нумерации списка группы).

  1. Экономическая теория изучает все человеческие потребности.

  2. Любые экономические действия совершаются с целью удовлетворения определенных потребностей.

  3. Если Вы одолжили приятелю в долг крупную сумму денег, не взяв с него процентов, Вы поступили нерационально.

  4. Проблема ограниченности ресурсов свойственна только бедным странам.

  5. Проблему ограниченности ресурсов можно будет решить только в будущем, когда будут открыты новые источники энергии.

  6. Если экономический агент владеет ресурсами, продает их на рынке, получает за это деньги и расходует их на потребление благ, это – фирма.

  7. Роль координирующего центра, который сглаживает противоречия в обществе, может выполнить только государство.

  8. Если все ресурсы страны используются полностью, увеличение выпуска какого-либо продукта невозможно.

  9. Если экономить ресурсы, то можно произвести больше товаров, чем определяет кривая производственных возможностей.

  10. Если ресурсов в стране не хватает, нужно напечатать больше денег и проблема будет решена.

  11. В эффективной экономике не действует закон убывающей производительности факторов производства.

  12. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой.

  13. Существуют первичные потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными длительное время.

  14. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.

  15. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве.

  16. Технический прогресс не имеет границ, так же, как бесконечна Вселенная. Следовательно, тезис об ограниченности ресурсов ошибочен: если ресурсы иссякнут на Земле, человек найдет их в космосе.

  17. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.

  18. Полученный Вами в банке кредит можно считать капиталом.

  19. Проблема ограниченности ресурсов существует только для индивида, но не для общества в целом.

  20. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

  21. Альтернативная стоимость строительства кооперативного гаража – это величина взятки руководству кооператива.

  22. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, которая измеряется бюро статистики труда.

  23. Альтернативные затраты на учебу в институте включают плату за обучение и расходы на учебники.

  24. При движении вдоль кривой производственных возможностей и предельные альтернативные затраты, и абсолютные альтернативные затраты производства одного из двух благ (товаров) всегда тем выше, чем больше объем его производства.

  25. Кривая производственных возможностей экономики будет прямой линией, если экономические агенты не будут использовать разделение труда и специализацию.

  26. Экономический кругооборот возможен и при натуральном хозяйстве.

  27. Проблема «что производить» возникает только в условиях острой дефицитности ресурсов.

  28. В рыночной экономике проблемы «что, как и для кого» решаются с помощью ценового механизма.

  29. Безграничные материальные потребности обусловливает ограниченность ресурсов.

  30. На вопрос «для кого развивается производство?» можно ответить по линии производственных возможностей, характеризующей экономику данной страны.

  31. Закон убывающей производительности факторов в сельском хозяйстве не действует, если все пахотные земли плодородны.

  32. Линия производственных возможностей иллюстрирует редкость ресурсов, альтернативные издержки, альтернативный выбор.

  33. Экономический рост означает, что объем производства товаров и услуг увеличивается, а граница производственных возможностей сдвигается вправо.

  34. В случае равенства производственных возможностей двух стран та страна, в которой выбор сделан в пользу развития производства средств производства, в будущем периоде сдвинет линию производственных возможностей вправо быстрее, чем страна, избравшая путь ускоренного развития средств потребления.

  35. Если на графике точка, характеризующая производство в данном году, располагается левее линии производственных возможностей, то в стране не полностью используются производственные ресурсы.

  36. Самым первым из основных вопросов экономики стоит вопрос о справедливом распределении произведенного продукта.

  37. Главной движущей силой в экономике развитых стран становится знание.

  38. Строительство жилья для рабочих – это форма инвестирования в человеческий капитал.

  39. Альтернативная стоимость товара может быть выражена в натуральных единицах.

40.Для производства материальных благ необходим только труд

Специальная литература

Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. – 2010. – № 7.

Кондратьев В.. Куренков Ю. Проблемы повышения эффективности российской экономики. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 12.

Орлов А. О типах развития общественного производства и оценке его эффективности. // Общество и экономика. – 2010. – № 10-11.

Ускова Т. Производительность труда – главный фактор роста экономики. // Экономист. – 2009. – № 8.

studfiles.net

Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней

Социальные

потребности

Потребности в уважении

Потребности

в самовыражении

1

2

3

1. Создание в коллективах чувство единой команды.

2. Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

1. Предлагайте подчиненным содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Окончание табл. 11.1

1

2

3

4. Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба.

5. Создавайте условия для социальной активности работников вне ее рамок.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

На практике предложенная иерархия потребностей не столь четкая, как предполагает теория А.Маслоу. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Российским менеджерам необходимо знать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходимо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребности в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворяются потребности низших уровней.

Теория потребностей ЕRG К. Альдерфера

Клейтон Альдерфер создал свою теорию в 1972 г. Как и Маслоу он исходит из того, что потребности могут быть объединены в группы. Он объединяет их в три группы, по названию которых получила имя сама теория. ЕRG – это абривиатура от первых букв английских слов – существование (E – existence), связь (R – relation), рост (G – growth). Он утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу. Потребность существовать аналогична физиологическим потребностям по Маслоу; потребность общаться с другими – потребность социального типа; потребность роста – потребность в самореализации, в уважении.

К.Альдерфер расположил три группы потребностей иерархически. Он считал, что движение от потребности к потребности должно идти в обе стороны, а не только снизу вверх. Неудовлетворенная потребность верхнего уровня усиливает удовлетворенную потребность нижнего уровня. При движении вверх по иерархии происходит процесс удовлетворения потребностей, при движении вниз – процесс фрустрации (неудача, поражение в стремлении удовлетворить потребность). Таким образом, согласно К.Альдерферу, любые потребности могут быть активны в любой момент.

Таким образом. Клейтон Альдерфер утверждал, что сегодняшние потребности могут остаться неудовлетворенными и через пять лет, и тогда можно поменять ориентиры. Будучи молодым человеком, человек может стремиться стать президентом компании. В зрелом возрасте он может уже не хотеть стать президентом, так как это отнимает слишком большую часть жизни. Это уже другой взгляд на потребности человека.

Теория К. Альдерфера имеет принципиальное отличие от теории А.Маслоу – движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. От потребности существовать вы можете перейти к потребности общения. Но ваш служебный рост может замедлиться, и вместо стремления к росту по служебной лестнице вас будут интересовать отношения с людьми.

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Давид МакКлелланд разработал свою теорию в 50-е гг. ХХ в. Исходя из американской действительности того периода, он полагал, что первичные потребности уже удовлетворены и не являются больше источниками активной мотивации для работников. Поэтому он рассматривал лишь вторичные потребности, которые оказывают сильное мотивирующее воздействие на людей: потребности во власти, успехе (достижении) и причастности. МакКлелланд считал эти потребности приобретенными под влиянием жизненных обстоятельств, опыта человека, его обучения.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти – это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто упот­ребляемом значении этих слов. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.

Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом до­ведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в кото­рых они могут взять на себя ответственность за поиск решения пробле­мы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, сле­дует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать их инициативу, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности опреде­ляет заинтересованность людей в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании Помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, ко­торая даст им обширные возможности социального общения. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потреб­ности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей в отдельные группы.

Теория двух факторов Ф.Герцберга

В 50 – 60-е гг. ХХ в. Фредерик Герцберг провел исследование, которые касались того, какие факторы оказывают мотивирующее и демотивирующее воздействие на поведение человека и как эти факторы влияют на удовлетворенность или же неудовлетворенность. Он пришел к выводу, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности являются двумя разными процессами с той точки зрения, что они обусловлены разными факторами. Если устранялись факторы, вызывающие неудовлетворенность, это не обязательно приводило к росту удовлетворенности, и наоборот.

Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и факторы мотивации («мотиваторы»).

Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в кото­рой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигие­нических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывают удов­летворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненными.

Мотивация связана с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. К мотивации могут быть отнесены успех, продвижение по службе, признание результатов работы, возможность творческого роста, высокая ответственность.

Применимость теории Герцберга на практике проверялась во многих организациях. Результаты экспериментов показали, что для эффективного использования теории Герцберга необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать на то, что они предпочитают.

Критика этой теории связана с тем, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы. Кроме того, между удовлетворением от работы и производительностью труда далеко не всегда есть тесная связь.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о