Удовлетворение потребности это: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ это

Содержание

20 потребностей, которые важно удовлетворять для развития подлинного «Я»


Екатерина Щетинина

В каждом из нас живет Внутренний ребенок, наше Настоящее «Я» — то, кем мы являемся на самом деле. Под воздействием значимых взрослых и институтов мы учимся подавлять Внутреннего ребенка или отрицать его существование.

Врач-психотерапевт Чарльз Уитфилд проанализировал работы Маслоу, Вайля, Миллера и Глассера и выбрал 20 человеческих потребностей, удовлетворение которых важно для роста и развития Внутреннего ребенка. Почти все они связаны с отношением человека с самим собой и с окружающими. Давайте узнаем, какие это потребности и почему они важны.


Внутренний ребенок

Некоторые человеческие потребности

Чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал, очевидно, требуется удовлетворить большую часть потребностей из списка ниже. Если в детстве этого не происходит, мы растем автоматически и даже не осознаем, что наши потребности не удовлетворялись и не удовлетворяются. Мы часто чувствуем себя потерянными и хронически несчастными.

Иерархия человеческих потребностей

(составлена частично на основе Maslow, 1962; Miller, 1983; Weil, 1973; Glasser, 1985)

  1. Выживание.
  2. Безопасность.
  3. Прикосновение, контакт с кожей.
  4. Внимание.
  5. Отражение во взгляде и перекликание.
  6. Наставление.
  7. Слушание.
  8. Быть настоящим.
  9. Причастность.
  10. Принятие:
    • Другие знают ваше Настоящее «Я», принимают его всерьез и восхищаются им.
    • Свобода быть Настоящим «Я».
    • Терпимость к вашим чувствам.
    • Одобрение.
    • Уважение.
    • Принадлежность и любовь.
  11. Возможность оплакать потери и расти.
  12. Поддержка.
  13. Преданность и доверие.
  14. Достижения:
    • Превосходство, «власть», «контроль».
    • Творчество.
    • Чувство завершенности.
    • Внесение вклада.
  15. Изменение состояния сознания, выход за пределы обыденного.
  16. Сексуальность.
  17. Наслаждение или веселье.
  18. Свобода.
  19. Воспитание.
  20. Безусловная любовь.

Рассмотрим некоторые из этих потребностей подробнее.

Выживание, безопасность и защищенность

Новорожденному требуется так много внимания, что даже для простого выживания кто-то должен постоянно быть рядом, чтобы удовлетворить достаточное количество его потребностей. Обязательный минимум включает защиту и обеспечение безопасности.

Прикосновение

Младенцы, лишенные прикосновений, несчастливы и плохо растут, даже если получают должные питание, уход и защиту. Похоже, чтобы мы ощущали связь и заботу, нас должны обнимать и трогать. Вирджиния Сатир писала, что для сохранения здоровья требуется от 4 до 12 объятий в день.

Внимание

И большим и маленьким нужна забота в виде внимания. Мать или другой значимый взрослый должны заниматься ребенком, чтобы обеспечить ему, по крайней мере, безопасность, защиту и прикосновения.

Отражение во взгляде и перекликание

Эта потребность дает младенцу, ребенку и даже взрослому человеку уверенность, что он чувствующее и мыслящее существо. Мама показывает, что она понимает ребенка, отражая или повторяя, как эхо, его действия невербальными реакциями: выражением лица, позой, звуками, движениями.

Источник

Если значимый взрослый неспособен удовлетворить первые несколько потребностей ребенка, то это, вероятно, будет задерживать его физическое, психоэмоциональное и духовное развитие. Одна из причин может быть в том, что она сама испытывает нужду и лишения и использует младенца для удовлетворения собственных потребностей.

Маленькие дети ощущают, что маме плохо, в конце концов определяют ее конкретные потребности и начинают их удовлетворять.

Конечно, за это приходится дорого платить. Цена — отрицание, подавление и приглушение своего Настоящего «Я», Внутреннего ребенка. Она становится еще выше, когда ребенок вырастает и превращается во взрослого со всеми вытекающим физическими, психоэмоциональными и духовными болями и муками.

Наставление

Наставление уже на раннем этапе помогает ребенку развиваться и расти. К этой категории потребностей относятся советы, содействие и любая другая форма вербальной и невербальной поддержки, а также моделирование поведения и обучение здоровым социальным навыкам.

Слушание, причастность и принятие

Хорошо знать, что тебя слушают, пусть и не всегда понимают. В иерархии потребностей формы и разновидности заботливого слушания связаны с пунктами с 9-го по 20-й, включая участие совместно с ребенком в подходящих занятиях и принятие «Я» младенца, ребенка и в конечном счете взрослого.

Источник

Важно что родители знали это Настоящее «Я», принимали его всерьез и восхищались им. Демонстрировали свое принятие уважением, одобрением и терпимостью к чувствам этого «Я». Благодаря такому подходу Внутренний ребенок получает свободу быть истинным собой и расти.

Поддержка

Поддержка подразумевает, что родители или опекуны не блокируют поиски, сигналы и создание Настоящего «Я» и делают все возможное, чтобы оно реализовало свой потенциал.

Преданность и доверие

Для поддержки требуются преданность и доверие как со стороны дающего, так и со стороны принимающего. Нельзя долго предавать Подлинное «Я» и не нанести серьезный урон отношениям. Чтобы расти, Внутренний ребенок должен чувствовать, что ему доверяют, и иметь возможность доверять другим.

Достижения

На базовом уровне потребность в достижениях и свершениях подразумевает, что у человека есть силы, «власть», «контроль» или потенциал добиться мастерства — убеждение, что он может справиться с задачей. На более высоком уровне это не только выполнение задачи, но и осознание, что она полностью реализована. Вероятно, есть и высший уровень достижения: чувство вклада, который придает заданию смысл.

Источник

Тому, кто рос в проблемной или неблагополучной семье, бывает сложно справиться с задачей или проектом и принимать решения. Такие люди просто не имели возможности попрактиковаться в этом под руководством и при поддержке важного для них человека. С другой стороны, нередки ситуации, когда дети из неблагополучных семей многого добиваются, скажем, в образовании и карьере, но постоянно недотягивают в других сферах, например в близких отношениях.

Изменение сознания, наслаждение и веселье

Потребность периодически менять свое состояние у нас врожденная. Мы достигаем этого благодаря мечтам, смеху, занятиям спортом, концентрации на каком-то деле, сну.

Другая родственная потребность — в наслаждении и веселье — тоже связана с изменением состояния человека. Многим детям из проблемных семей сложно расслабиться и повеселиться. Непосредственность и способность играть — потребность и характеристика нашего Внутреннего ребенка.

Сексуальность

Сексуальность часто не упоминают в списке потребностей. Под ней подразумевается не только половой акт, но и целый спектр возможностей от позитивного ощущения себя мужчиной или женщиной до наслаждения различными аспектами своей сексуальности.

Многие из тех, кто пережил проблемы в семье, испытывают трудности с сексуальной идентичностью, половыми отношениями и получением удовольствия.

Воспитание

Предпоследняя человеческая потребность высшего порядка — это потребность в воспитании. Удовлетворять какую-либо одну или все из вышеперечисленных нужд уместно в любой ситуации, однако для воспитания нужны, во-первых, способность к этому у того, кто его осуществляет, а во-вторых, нуждающийся человек должен расслабиться, поддаться и принять это воспитание. Наблюдения Чарльза за пациентами, их семьями и другими людьми показали: такая взаимность нечасто наблюдается в человеческих взаимодействиях.

Забота о родителе не дело ребенка, и, если это раз за разом происходит, ситуацию можно назвать неявной формой жестокого обращения или пренебрежения.

Безусловная любовь

Последняя потребность — это безусловная любовь. Для многих из нас эту часть Внутреннего ребенка сложнее всего постичь. Сложнее всего и быть им. Возможно, с нами так плохо обращались в детстве — а с некоторыми из нас и до сих пор, — что мы неспособны любить кого-либо безоговорочно, включая самих себя.

Низкая самооценка, чувство, что ты сам по себе неполноценен и недостоин, распространена у людей, переживших жестокое обращение. Она часто наблюдается у тех, кто страдает от алкоголизма, химических зависимостей, нарушения питания и аналогичных болезненных состояний, из-за которых человек начинает чувствовать себя жертвой. В силу нескольких важных факторов, в том числе неоднократных травм в детстве и более позднем возрасте, неспособности контролировать потребление алкоголя, препаратов и пищевое поведение, из-за других людей и вообще чего угодно мы приходим к убеждению, что просто недостойны любви.

Найти потребности, которые по каким-то причинам не были удовлетворены в детстве или во взрослом возрасте, — значит найти путь к самому себе, исцелить травмы прошлого и стать счастливее.

По материалам книги «Внутренний ребенок»
Обложка: pexels

Какие потребности удовлетворяет человек в родительском поведении

Наше поведение – это удовлетворение потребностей. Чтобы понять поведение другого человека, или своё собственное – что много важнее – надо попытаться выяснить набор потребностей, ответить на вопрос «Какие потребности человек удовлетворяет таким-то поведением?».

Часть потребностей мы приобретаем в процессе жизни, подражая сначала родителям, затем другим авторитетам. А часть потребностей являются врождёнными, они заложены в нас, в генетическом материале, полученным от биологических родителей.

Набор потребностей индивидуален. Точнее будет говорить об индивидуальности спектра потребностей, потому что у каждого человека можно обнаружить все потребности, но величина каждой потребности у каждого человека своя. Поведение одного человека определяется жаждой власти, другого – стремлением наставлять других, а третий хочет, чтобы ему не мешали наслаждаться жизнью. Или, ещё проще: у всех есть потребность в самосохранении, но у некоторых она едва заметна – это люди «отчаянные», или же беспечные. А у других самосохранение диктует весь стиль жизни, такие люди робки и осторожны.

Анализируя поведение, выявляя его потребности, нужно подчеркнуть, что в любой форме поведения человек удовлетворяет одновременно несколько потребностей. Например, в сексуальном поведении может происходить удовлетворение таких потребностей как гедонистическая (получение наслаждения), потребность в повышении самооценке, потребность в эмоциях, потребность в доминировании, потребность в подчинении, потребность в социальной группе, потребность в дружелюбных отношениях. Можно обнаружить и некоторые другие потребности – у каждого человека свой набор. Или человек посещает школу, или ВУЗ, удовлетворяя и потребность в доступе к витальным ресурсам (образование позволит получить высоко оплачиваемую работу), и потребность в информации. А кроме получения знаний и навыков, человек делает это и ради общения, и из чувства конкуренции для повышения самооценки.

Ещё одно важное замечание: любую потребность можно удовлетворить разными способами. Потребность в лидерстве имеется у каждого человека, мы хотим, чтобы поведение других людей было ориентировано на нас. Сила этой потребности у каждого человека различна, различаются и ресурсы, которыми человек располагает. Если есть деньги, человек основывает некую организацию (компанию, фирму), и поведение всех сотрудников будет ориентировано на него. Если денег нет, человек идёт в ресторан и наслаждается вниманием официанта. Если денег нет вообще, человек крошит хлеб голубям и радуется тому как те толкутся у его ног.

При поиске ответа на вопрос «Зачем человек рожает или усыновляет детей?» бытовые объяснения – «материнский инстинкт» или философские – «преодоление экзистенциального страха смерти» сомнительны.

Инстинктов, в том числе и материнского, у человека нет. К тому же эти объяснения мало продуктивны. Они не очень помогут человеку понять своё поведение. Продуктивным подходом является анализ его потребностей, которые он при этом стремится удовлетворить. Тогда каждый, кто собирается стать родителем, сможет, заглянув в себя, определить свои мотивы.

Перечислим некоторые – не все и не в порядке их важности – из потребностей, связанных с социальным статусом родителя. А также укажем на сложности, которые возникнут, при удовлетворении этих потребностей таким способом как «родительство».

Человек может быть искренне альтруистичен. Альтруизм – повышение жизнеспособности другой особи в ущерб собственной. Помог незнакомцу найти дорогу, потратив на это время, которое мог использовать в своих интересах – уже альтруизм. Альтруизм – естественная потребность многих людей. Причём, не только людей, но и животных. Альтруизм – это и способ долговременных инвестиций, и, главное, механизм выживания сообщества.

Многие трактуют теорию естественного отбора как «выживание самых сильных». Это неверно дважды. Во-первых, выживают не сильнейшие, а наиболее приспособленные. А во-вторых, единицей естественного отбора является не особь, отдельный организм, а популяция, группа животных. Поэтому помощь другим, даже связанная с уменьшением своей собственной приспособленности (меньше витальных ресурсов, даже, может быть, риск для жизни), биологически оправдана. Поэтому альтруистическое поведение закрепилось на генетическом уровне.

Между прочим, князь П. А. Кропоткин был не только анархистом, но и естествоиспытателем. В 1902 г. вышла его монография «Взаимопомощь как фактор эволюции». Разумеется, с тех пор было проведено множество исследований альтруизма животных.

Но человек, который хочет помочь другим, мог бы просто пожертвовать какую-то денежную сумму, а не включать в свою повседневную жизнь нового человека – ребёнка. Значит, человек стремится удовлетворить ещё какие-то свои потребности.

Л. Н. Толстой говорил о своей жене, что ей бы нужно было завести гуттаперчевую куклу, которая постоянно бы мочила пелёнки, страдала поносом, кричала, требуя есть и просто так кричала. Очевидно, что многие люди, подобно Софье Андреевне, хотят иметь детей, чтобы быть нужной им и получать ответную признательность. Маленький ребёнок, в отличие от ребёнка постарше, хорош тем, что удовлетворить его потребности просто. Если ребёнок здоров и спит улыбаясь – значит я выполнил (выполнила) родительский долг. Это похоже на удовлетворение от вымытой посуды – хотя и трудоёмкий процесс, но простой, а, главное – результат всегда налицо. Ребёнок, выросший из пелёнок, требует значительно более изощрённых усилий со стороны родителей.

Ещё одна потребность, которая имеется у всех социальных животных, в том числе, и у людей – потребность в доминировании, которая проявляется в стремлении занять, если не самое высокое место в иерархии, то, во всяком случае, не самое последнее.

У человека есть много возможностей удовлетворять свою потребность в доминировании, потребность приказывать кому-то, управлять чьим-то поведением, ожидать и получать внимание и даже подобострастие от других существ.

Сами дети часто удовлетворяют свою потребность в доминировании в воображаемом мире. Это мир игрушек, мир вымышленных персонажей и героев компьютерных игр. «Быть хозяином кого-то» – это основной мотив детей и подростков, мечтающих о собаке. Впустую Карлсон утешал Малыша: «У тебя есть я. Я куда лучше собаки». С Карлсоном Малышу было очень весело, но в их паре он был младшим членом. Вдобавок Малыш был и младшим ребёнком семье. Другими словами, Малыш занимал низшую ступень в иерархии всех своих сообществ – и семьи, и их с Карлсоном группы. А потребность доминировать присутствует в наборе потребностей каждого человека. У всех она выражена в разной степени, но никто не хочет находиться на самой нижней ступени.

Взрослым людям сложнее освоиться в виртуальной реальности, или удовлетвориться собакой. Им нужен реальный персонаж, над которым они могут проявлять свою власть. И очень часто они, родив, или усыновив ребёнка, требуют, чтобы он «по струнке ходил». Это удаётся, но только до поры.

Общаясь с ребёнком, человек хочет быть наставником. Он не только утоляет жажду лидерства – естественным образом ученик ориентирован на учителя. Родитель хочет видеть в ребёнке «исправленное и дополненное издание» самого себя. Один из вариантов мотивации принятия детей, когда человек не удовлетворён своими биологическими потомками. Естественно желание передать накопленный человеком опыт и знания. Это удаётся до определённого возраста ребёнка, до подросткового с его негативизмом как характерной чертой. Может быть, если человек испытывает потребность в передаче своего опыта другим, ему стоит написать книгу? Или выступать с публичными лекциями. Многие так бы и делали, но будет ли кто читать эти книги, и много ли человек соберётся на лекцию? А свой ребёнок всегда рядом и никуда не денется от наказания, наставления, поучения.

Человек хочет иметь детей, потому что боится остаться один. Но ребёнок не лучший способ удовлетворения этой социальной потребности. С трёх лет, когда он пойдёт в детский сад, ребёнок начинает отдаляться от родителей. Сначала только психологически, а вскоре – очень быстро по меркам жизни взрослого человека – и физически. При этом чувство психологической отчуждённости часто усиливается из-за обиды, которую ощущают родители.

С помощью маленького ребёнка взрослые иногда пытаются почувствовать себя вновь молодыми. В основе этого лежит потребность в постоянном повышении самооценки. Для удовлетворения этой же потребности стареющие люди часто заводят молодых любовников, или вовсе выходят замуж и женятся на людях много младше себя. Ну что ж, повышение самооценки одна из основных потребностей, которую люди удовлетворяют с помощью сексуальной активности. В случае неудачи такого брака пострадает только сам человек. Но, если окажется, что он не может справиться с родительской ролью, то страдает уже ребёнок. Даже если у человека вполне достаточно физических сил для общения с ребёнком, очень зрелый человек плохо выполняет воспитательные функции отца. Психологически он ребёнку приходится, скорее, дедом. Это замечательно – иметь дедушку, но иметь отца, всё-таки, важнее.

Потребность в омоложении можно гораздо проще удовлетворить, занявшись своим здоровьем – физкультурой, диетой и прочими активностями, что входят в понятие «здоровый образ жизни». Впрочем, единственное, что продлевает молодость, как справедливо заметил Оскар Уайльд, это неуёмная жажда удовольствий. Но, увы, у многих людей, по выражению другого замечательного писателя И. С. Тургенева, не молодое, но ненужно и напрасно моложавое сердце.

Также бесперспективны попытки некоторых людей укрепить семью, введя в её состав ребёнка. Опять пострадает ребёнок, а спасти разваливающийся брак его появление не сможет. Если люди устали друг от друга, если они винят супруга в своей не очень-то удачно сложившейся жизни – «Загубила ты мне жизнь, подлая баба!» и «Зачем я тебе отдала свои лучшие годы?!» – то ребёнок не склеит такую семью, а раздоры родителей, их взаимная неприязнь пагубно скажутся на его психическом здоровье.

Среди потребностей человека есть потребность в предсказуемости событий, что делает мир более безопасным. Мир, в котором мы живём, сложен. В нём имеется множество объектов и явлений, связанных друг с другом сложными связями. Каждый раз разбираться с неким событием, выяснять его причины, просчитывать возможные варианты развития, вычислять возможные проигрыши и преимущества для себя – всё это очень затратно. Поэтому каждый человек стремится составить себе схему окружающего мира (мужчины более склонны к схематизации, чем женщины) и действовать по ней. В схеме, естественно, все элементы постоянны. Если что-то меняется, человек бессознательно это изменение игнорирует и продолжает действовать по выработанному шаблону, использует имеющиеся у него стереотипы поведения. Порой изменения в окружающем мире настолько велики, что, пытаясь втиснуть этот изменённый мир в наш стереотип, мы получаем серьёзнейший конфликт.

Такое несоответствие нашего стереотипа реальности имеет место постоянно при взрослении наших детей. Ребёнок в возрасте пяти, восьми и двенадцати лет – это совершенно разные личности. Соответственно, и адекватное отношение к нему должно меняться. Но взрослому человеку это крайне сложно. Ведь взрослый человек практически не меняется. Во всяком случае, он воспринимает себя одинаково – что в 30 лет, что в 33, что в 37. Недостаток пластичности поведения – вполне естественный – это постоянный источник конфликта между родителями и детьми.

Отношение к ребёнку как к маленькому несмышлёнышу проявляется, в частности, в избегании многих тем при общении с ребёнком. В «Саге о Форсайтах» вся интрига второй части эпопеи держится на том, что даже взрослым детям – Флёр и Джону – не сообщили о причинах взаимной неприязни их родителей – Сомса и Элен. Конечно, не всегда имеются такие страшные семейные тайны. Но, в любом случае, ребёнок замечает, что взрослые умолкают, когда он входит в комнату. Такое положение вещей является одним из вариантов неконтролируемой ситуации. Это порождает хронический стресс у ребёнка, что ведёт к расстройствам психики. В частности, ребёнок будет стараться компенсировать недостаток контроля, субъективизируя его – совершать поступки, которые явным образом не вызовут одобрения взрослых, но будут проявления его – ребёнка – воли.

Необходимость постоянного приспособления к растущему ребёнку усугубляется в случае принятия ребенка в семью. На процесс изменения личности, обусловленный взрослением, накладывается другой процесс – адаптации к новой семье. Ребёнок меняется не только в соответствии со своим биологическим возрастом, но и по мере осознания себя в новой социальной роли. Процесс адаптации приёмного ребёнка к семье занимает годы, хотя внешне это может и не быть заметным. Таким образом, вероятность конфликтов, имеющих порой трагический исход, в семье с приёмными детьми много выше, чем в традиционной семье – в которой ребёнок растёт с самого рождения.

Детей часто рожают или принимают в семью только потому, что так заведено. Такая мотивация иметь детей является искусственной, приобретенной не генетическим, а путем потребности в имитации поведения. Имитируют авторитетов, а общество – один из них. Тысячелетиями люди заводили семью и растили детей, а бездетную женщину называли «бесплодной смоковницей». Такое отношение к бездетности – реликт тех времён, когда человечество балансировало на грани вымирания, и каждая женщина должна была рожать и рожать постоянно. Викинги, например, совершали набеги не ради золота и товаров, а, чтобы захватить женщин – женская смертность в связи с родами была ужасающей.

Но в современном обществе другие демографические проблемы. А, главное, женщина отличается многими врождёнными достоинствами, сравнительно с мужчиной, реализовать которые в общественной жизни ей мешает занятость материнством.

…Можно вспомнить знаменитого педагога Марию Монтессори, которая отдала новорожденного сына в крестьянскую семью. Сама она говорила, что занятия другими детьми не оставляют ей времени на собственного ребёнка. Она забрала его себе, только когда мальчику исполнилось 15 лет. (Интересно, что он стал помощником и ассистентом матери. Обычно, люди, брошенные матерью, став взрослыми, испытывают к биологическим родителям неприязнь. Видимо, сыграло роль типичное для итальянцев и французов представление о «родной крови», об абсолютном приоритете биологических родителей перед приёмными.)

Движение чайлд-фри заслуживало бы полного одобрения, если бы не неприкрытая ненависть, которую многие его участницы проявляют по отношению к матерям. Избегание биологической репродукции частью женских особей мы наблюдаем в природе у тех видов, которые отличаются сложной социальной организацией. Подчеркнём – не у всех, а у тех, у кого сообщества структурированы разделением социальных ролей. У животных, собирающихся в анонимные стаи этого нет. Например, зебра, которая не приносит регулярно жеребят, живёт зря. Она даром ест траву, впустую засоряет саванну своими выделениями. А у волков размножается только одна пара в большой группе. Остальные – и самцы, и самки – заняты охотой, разведкой, контактами с соседями, защитой потомства своей альфа-пары. Интересный способ сохранить потенциал женского интеллекта для социальной жизни учёные обнаружили у китов-косаток. Самки перестают рожать в возрасте 30-40 лет, у них наступает менопауза. Но, в отличие от человека, менопауза у косаток наступает в пору акме – косатки доживают до 90 лет. Пост-менопаузальные самки становятся лидерами своих сообществ. Они организуют охоту на рыбу – сложный процесс, учитывая непостоянство миграций лосося. Описаны даже случаи, когда самки даже помогали своим сыновьям – взрослым и самодостаточным самцам – решать конфликтные ситуации с другими самцами.

Материнство требует огромных затрат энергии, которой просто не хватит женщине, стремящейся вести активную социальную жизнь. Ребёнок не просто требует внимания, он требует эмоционального контакта. Существует точка зрения, что воспитание должно проходить без эмоций: поел? покакал? температуры нет? Иди играть в развивающие игры! Но такое воспитание ребёнок может получить и детском доме.

Дети же (да и взрослые тоже) нуждаются в эмоциональном контакте с членами семьи. Прискорбно видеть, как матери гуляют с детьми, не отрываясь от гаджета. Надо общаться с ребёнком, говорить с ним о всём, что он видит, вспоминать что-то, что вы пережили вдвоём, рассуждать о происходящем и о жизни вообще. То же и дома. Если вы играете с ребёнком в настольную игру, нельзя слушать музыку через наушники, или смотреть одним глазом в телевизор. Да, всё это очень хлопотно, и у человека есть потребность в экономии ресурсов. Попытайтесь просчитать – хватит ли ресурсов вашей психической энергии на ребёнка?

Распространённой ошибкой родителей является надежда на няню. Няня, конечно, полезная помощница, но она не даст ребёнку настоящую теплоту общения, не сможет удовлетворить потребность ребёнка в тесном эмоциональном контакте, в любви и безопасности. Среди детей, которых родители вынуждены приводить на консультацию к психологам и психотерапевтам, немало таких, которые говорят, что хотели бы, «чтобы папа поменьше работал, а мама почаще со мной играла». Дефицит общения с родителями приводит к развитию серьёзных психологических проблем у ребёнка – раз уж пришлось вести его к психологу.

Такой же дефицит (и эмоциональный и когнитивный) ощущает ребёнок, оставленный на попечение старших братьев или сестёр. Это ещё одно распространённое заблуждение – что ребёнок удовлетворится общением со старшими детьми. Иметь старшего брата, или сестру – это замечательно; их роль в мире ребёнка велика. Но эта роль отлична от роли родителей. Брат не может заменить отца, а сестра – мать. Ошибочно думать, что дети «замкнутся» друг на друга и не будут нуждаться в родительском внимании. К сожалению, порой родители думают, что появление ещё одного ребёнка несколько высвободит их, что можно будет тратить на детей меньше времени. Так и было, но во времена, о которых мы уже упомянули – до неолитической революции, когда женщина должна была постоянно рожать. При этом, занятая новорожденным, двухлетнего ребёнка она передавала на попечение своим старшим детям. Не случайно в мифологии многих народов мы видим, что жизнь брата, или сестры важнее жизни собственных детей – детей будет ещё много, а брат/сестра – это самые близкие люди (подробнее об этом см. Жуков Д.А. «Биология поведения богов и героев Древней Греции» // СПб, «Крига», 2015).

Стратегия размножения современного человека иная: лучше иметь потомков поменьше, но получше за ними ухаживать, чтобы шансы на их выживание и успешную адаптацию к жизни в обществе с высокой конкуренцией. Современный человек борется не с природными силами – холодом, голодом, хищниками и болезнями. Основная сложность – внутривидовая конкуренция. А для успеха в этом здоровая психика много важнее здорового тела. Поэтому ещё один ребёнок означает для родителей увеличение расхода времени «на детей».

В повести Роберта Шекли «Билет на планету Транай» существует генератор стасис-поля. В этом поле живой организм не меняется, и по извлечении оттуда легко возвращается к обычной жизни. В статис-поле помещают больных, которым нельзя оказать немедленную помощь, но на планете Транай в стасис-поле держат жён. Действительно, мужчина, утомлённый дневными заботами, возвращается домой с намерением посидеть спокойно за тихими развлечениями. У него нет сил на общение. А вот в выходные и по праздникам из стасис-поля извлекают жену, и семья общается, веселится и развлекается вплоть до утра понедельника. Мысль интересная – отключать из жизни людей, с которыми сейчас не хочешь общаться, а потом, по мере потребности в них, извлекать их из «шкафа» и общаться, пока они нам не надоедят.

Но в реальности стасис-поля не существует! Если у нас есть член семьи, то он с нами всё время. Учитывайте это, готовясь к появлению ребёнка. Проанализируйте свои потребности, которые вы хотите удовлетворить, собираясь стать родителями. А потом подумайте – а нет ли более простого, менее затратного и связанного с меньшей ответственностью способа удовлетворить свои потребности? Наверняка есть, и не один!

Маслоу и иерархия мотивации: измерение удовлетворения потребностей

. Лето 2013 г .; 126 (2): 155–77.

doi: 10.5406/amerjpsyc.126. 2.0155.

Роберт Дж Таормина 1 , Дженнифер Х Гао

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Факультет социальных и гуманитарных наук, Университет Макаум Макао (ЮАР), Китай. Таормина@umac.mo
  • PMID: 23858951
  • DOI: 10.5406/амер.псиц.126.2.0155

Роберт Дж. Таормина и др. Ам Джей Психол. 2013 Лето.

. Лето 2013 г .; 126 (2): 155–77.

doi: 10.5406/amerjpsyc. 126.2.0155.

Авторы

Роберт Дж. Таормина 1 , Дженнифер Х Гао

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Факультет социальных и гуманитарных наук, Университет Макаум Макао (ЮАР), Китай. Таормина@umac.mo
  • PMID: 23858951
  • DOI: 10.5406/амер.псиц.126.2.0155

Абстрактный

Для каждой из 5 потребностей в мотивационной иерархии Маслоу (физиологические, безопасность-защищенность, принадлежность, уважение и самоактуализация) были разработаны операциональные определения на основе теории мотивации Маслоу. Новые меры были созданы на основе рабочих определений (1) для оценки удовлетворения каждой потребности, (2) для оценки их ожидаемых корреляций (а) с каждой из других потребностей и (б) с четырьмя социальными и личностными показателями (т.е. поддержка семьи, традиционные ценности, тревога/беспокойство и удовлетворенность жизнью) и (3) проверить способность уровня удовлетворения каждой потребности статистически предсказывать уровень удовлетворения потребности следующего более высокого уровня. Психометрические тесты шкал, проведенные по результатам анкетирования 386 взрослых респондентов из общей популяции, убедительно подтвердили достоверность и надежность всех 5 показателей потребностей. Также были обнаружены значимые положительные корреляции между шкалами; то есть чем больше удовлетворялась каждая потребность более низкого уровня, тем больше удовлетворялась следующая потребность более высокого уровня. Кроме того, как и предполагалось, поддержка семьи, традиционные ценности и удовлетворенность жизнью имели значительную положительную корреляцию с удовлетворением всех 5 потребностей, а аспект тревоги/беспокойства невротизма имел значительную отрицательную корреляцию с удовлетворением всех потребностей. Множественный регрессионный анализ показал, что удовлетворение каждой потребности более высокого уровня статистически предсказывалось удовлетворением потребности, находящейся непосредственно под ней в иерархии, как и ожидалось от теории Маслоу.

Похожие статьи

  • Измерение иерархии потребностей Маслоу.

    Лестер Д. Лестер Д. Psychol Rep. 2013 Aug; 113 (1): 1027-9. doi: 10.2466/02.20.pr0.113x16z1. Psychol Rep. 2013. PMID: 24340796

  • Иерархия потребностей и психологического здоровья Маслоу.

    Лестер Д., Звезда Дж., Салливан С., Плурд Р. Лестер Д. и др. J Gen Psychol. 1983 г., июль; 109 (1): 83–85. дои: 10.1080/00221309.1983.9711513. J Gen Psychol. 1983. PMID: 28150561

  • Пилотное исследование по анализу отчетов о снах с использованием категорий потребностей Маслоу: расширение гипотезы эмоционального отбора.

    Куттс Р. Куттс Р. Psychol Rep. 2010 Oct; 107 (2): 659-73. doi: 10.2466/09.PR0.107.5.659-673. Psychol Rep. 2010. PMID: 21117494

  • Понимание и мотивация работников здравоохранения: интеграция иерархии потребностей, обучения и технологий Маслоу.

    Бенсон С.Г., Дандис С.П. Бенсон С.Г. и соавт. Дж. Нурс Манаг. 2003 Сентябрь; 11 (5): 315-20. doi: 10.1046/j.1365-2834.2003.00409.x. Дж. Нурс Манаг. 2003. PMID: 12930537 Обзор.

  • Глобальная утечка мозгов: как теория мотивации Маслоу может улучшить наше понимание миграции врачей?

    Долман Л. , ДиМеглио М., Хадж Дж., Лаудански К. Долман Л. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2 апр. 2019 г.; 16(7):1182. дои: 10.3390/ijerph26071182. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2019. PMID: 30986972 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Заботливые семьи: результаты годового пилотного проекта модифицированной программы помощи родителям и детям в Австралии.

    Саймонс М., Финлей-Джонс А., Михан Дж., Рэймонд Н., Уоткинс Р. Саймонс М. и соавт. PLOS Глоб общественного здравоохранения. 2022, 10 августа; 2(8):e0000580. doi: 10.1371/journal.pgph.0000580. Электронная коллекция 2022. PLOS Глоб общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36962438 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между социальной поддержкой и интернет-зависимостью среди первокурсников китайских колледжей: модель опосредованной модерации.

    Лу Х, Чжан М, Чжан Дж. Лу X и др. Фронт Псих. 2023 4 января; 13:1031566. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1031566. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36687930 Бесплатная статья ЧВК.

  • Улучшают ли общественные услуги по уходу за пожилыми людьми удовлетворенность жизнью китайских пожилых людей? Эмпирический анализ на основе набора данных CLHLS 2018 года.

    Zhang Z, Mao Y, Shui Y, Deng R, Hu Y. Чжан Цзи и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 22 ноября; 19 (23): 15462. дои: 10.3390/ijerph292315462. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 36497536 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как воспринимаемое уважение влияет на инновационное поведение? Роль процветания на работе и духовного лидерства.

    Чжао Л., Лю П., Чжан Ф., Сюй С., Лю Ю. Чжао Л. и др. Фронт Псих. 2022 6 октября; 13:978042. doi: 10.3389/fpsyg.2022.978042. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36275323 Бесплатная статья ЧВК.

  • Восприятие профессиональных выгод медсестер неотложной помощи и интенсивной терапии: качественный метасинтез.

    Лю С., Дуань Х., Хань П., Шао Х., Цзян Дж., Цзэн Л. Лю С. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2022, 30 сентября; 10:976146. doi: 10.3389/fpubh.2022.976146. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36249239 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Повышение удовлетворенности сотрудников путем удовлетворения этих 5 потребностей [2023] • Asana

Резюме

Удовлетворенность сотрудников описывает, насколько сотрудники довольны своей работой, своим опытом работы и компанией, в которой они работают. В этой части мы обсудим, что нужно большинству сотрудников, чтобы чувствовать себя удовлетворенными на работе. Когда вы создаете рабочую среду, которая способствует удовлетворенности работой, вы повышаете моральный дух команды и улучшаете опыт сотрудников.

Есть поговорка: «Занимайся любимым делом, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни». Хотя это не совсем точно, есть кое-что, что можно сказать о поиске работы, которая вам нравится. Исследования показывают, что счастливые работники продуктивнее на 13%, и это неудивительно. Недовольный сотрудник должен отложить в сторону свои эмоции, если он надеется работать эффективно.

В этой статье мы обсудим, что нужно большинству сотрудников, чтобы чувствовать себя удовлетворенным на работе. Независимо от того, являетесь ли вы руководителем небольшой группы, руководителем проекта или даже генеральным директором, вы можете внести свой вклад в удовлетворенность сотрудников, повысив моральный дух команды с помощью наших советов, приведенных ниже.

Что определяет удовлетворенность сотрудников?

Отделы кадров используют показатель удовлетворенности сотрудников, чтобы описать, насколько сотрудники довольны своей работой, своим опытом работы и компанией, в которой они работают.

Вы можете лучше понять потребности сотрудников, рассмотрев мотивационную теорию в психологии, известную как иерархия потребностей Маслоу. Авраам Маслоу, американский психолог, считал, что людям нужны пять вещей, чтобы чувствовать себя полноценно. Он расположил эти вещи иерархически следующим образом:

  1. Физиологические потребности, такие как пища, вода и кров.

  2. Безопасность

  3. Любовь и принадлежность

  4. Уважение

  5. Самореализация.

Потребности работника напоминают пять основных потребностей, но с упором на рабочий мир. В то время как каждый сотрудник ценит разные вещи на рабочем месте, эти пять основных принципов определяют суть того, что требуется удовлетворенным сотрудникам, чтобы оставаться такими.

Подобно иерархии Маслоу, нижняя часть является самой важной, и вы не можете перейти на следующий уровень, пока не выполните первый. Например, если вы не чувствуете, что вам платят столько, сколько вы заслуживаете, трудно чувствовать себя в безопасности на своей работе. И если вы не чувствуете себя в безопасности на своей работе, вам трудно почувствовать чувство принадлежности.

  • Вознаграждение: Сотрудники должны получать соответствующий уровень вознаграждения за свою работу, чтобы выжить в мире и чувствовать уважение к своей роли. Компенсация включает в себя заработную плату сотрудника, а также другие льготы, которые они могут получить, такие как акции, льготы компании и т. д. Без удовлетворения этой важной потребности сотрудники не могут удовлетворить свои другие потребности, потому что эта потребность является строительным блоком для всего остального. Отсутствие надлежащей компенсации может привести к тому, что сотрудник будет испытывать низкую самооценку, разочарование и неуверенность в себе.

  • Служба безопасности: Опираясь на потребность в надлежащем вознаграждении, сотрудники хотят знать, что они могут положиться на своих работодателей. Сотрудник не будет чувствовать себя удовлетворенным своей работой, если он чувствует, что может потерять ее в любой момент. Отсутствие гарантий занятости может привести к недоверию между работодателем и работником.

  • Принадлежность: Одной из основных потребностей Маслоу является принадлежность, и сотрудники должны чувствовать, что они могут полностью отдаваться работе. Независимо от того, работает ли ваша команда удаленно или лично, сотрудники будут чувствовать больше удовлетворения на рабочем месте, когда у них будут конструктивные отношения со своим руководителем и товарищами по команде. Уровни удовлетворенности сотрудников ниже, когда они изолированы от членов своей компании и не чувствуют поддержки в своей роли.

  • Цель: Наиболее удовлетворены те сотрудники, которые чувствуют цель в том, что они делают. Когда члены команды понимают, как их ежедневная работа влияет на общую миссию компании, они, как правило, более мотивированы и увлечены своей работой. Целеустремленность — это образ мышления, и вы можете помочь сотрудникам обрести цель, формируя их рабочий опыт.

  • Самореализация: Самореализованные сотрудники — это те, кто уверен в своих ролях, готов раздвигать границы, проявлять любопытство, задавать вопросы, а также поддерживать членов своей команды и работать на разных должностях. Вы можете помочь сотрудникам достичь этого уровня самореализации, предоставив членам вашей команды возможности для роста и поощряя их к изучению новых навыков. Сотрудники чувствуют себя лучше всего, когда делают то, в чем преуспевают.

Удовлетворенность сотрудников не является черно-белой, и вы можете измерить ее различными способами. Пытаясь повысить удовлетворенность сотрудников, имейте в виду, что это работает по спектру, а не по контрольному списку. Например, сотрудник может чувствовать, что его работа дает некоторое чувство сопричастности, но недостаточное, чтобы чувствовать себя полностью удовлетворенным.

Как мотивировать сотрудников в быстро меняющемся мире

Пример удовлетворенности членов команды

Члены команды оценивают уровень своей удовлетворенности, сравнивая свой опыт работы со своими потребностями. Например, предположим, что Кэт Муни проработала в Apollo Enterprises пять лет и теперь находит время, чтобы подумать. Она записывает свой опыт сотрудников в обзоре компании:

«За пять лет работы в Apollo Enterprises мне понравились отношения, которые я построил со всеми в офисе. Мне нравится приходить на работу, потому что это похоже на сообщество.

Я работаю в сфере обслуживания клиентов и действительно чувствую, что у моей работы есть цель. Я действительно хорошо разбираюсь в том, что делаю, и без моей роли у нашей компании не было бы постоянных клиентов. Я знаю, что компания всегда будет нуждаться в моей роли, поэтому я не беспокоюсь о потере работы, но иногда я чувствую, что другие не ценят мои навыки, из-за чего я теряю уверенность.

Моя самая большая жалоба на мою работу заключается в том, что мне мало платят. Я оставался на той же должности в течение пяти лет без надежды на повышение. Мне придется решить, стоит ли эта некачественная оплата отказа от всего остального, что мне нравится в моей работе».

Работа Кэт удовлетворяет почти все ее основные потребности. Она чувствует чувство принадлежности, чувство цели и безопасности в своей роли. Она знает, что хороша в том, что делает. Но даже при удовлетворении четырех ее потребностей работодатель Кэт не предлагает ей заслуженную компенсацию, из-за чего она может уйти.

Если бы вы были менеджером Кэт, вы могли бы использовать ее отзыв, чтобы скорректировать свое отношение к команде обслуживания клиентов. Предложение ей повышения, вероятно, будет стоить вам меньше денег, чем обучение нового человека и доведение его до уровня опыта, на котором сейчас находится Кэт. Если вы не хотите потерять Кэт, вам нужно подумать, чего она стоит.

5 способов повысить удовлетворенность сотрудников

Удовлетворенность сотрудников важна для индивидуальной производительности, но она также приносит пользу всей компании. Счастливые сотрудники дольше остаются в компаниях, а удержание сотрудников может снизить накладные расходы и повысить прибыльность.

Чтобы повысить удовлетворенность сотрудников, рассмотрите пять потребностей ваших сотрудников и примите действенные меры для их удовлетворения.

1. Обеспечьте пути роста

Удовлетворите потребности ваших сотрудников в надлежащем вознаграждении, предложив возможности карьерного роста. Продвижение должно быть доступно для всех, даже если члены команды продвигаются вперед с разной скоростью.

Когда вы намечаете четкие пути роста, связанные с повышением зарплаты, сотрудники понимают, как достичь конкретных целей, чтобы получить желаемую компенсацию. Помимо траектории роста каждого человека, вы можете предлагать сложные проекты и семинары по развитию навыков, чтобы стимулировать рост.

Стремитесь предоставить пути роста для отдельных ролей участников в дополнение к должностям менеджеров. Часто работа менеджером ассоциируется у нас с повышенной оплатой труда, но не каждый подходит на руководящую должность. Иногда великие лидеры команд — это отдельные участники, которые поддерживают свою команду другими способами. Показывая членам вашей команды, что существуют различные пути роста, вы можете помочь им понять, как может выглядеть их будущее в вашей компании.

Читайте: Лидерство и менеджмент: в чем разница?

2. Приоритет прозрачности

Открытость в отношениях с вашими сотрудниками — лучший способ завоевать доверие и уважение. Это означает рассказывать им как о хороших, так и о плохих вещах и давать им контекст, необходимый им для достижения успеха в своих ролях.

Например, многие компании столкнулись с экономической неопределенностью во время пандемии COVID-19. Это привело к отсутствию безопасности для работодателей и работников. Работодатели, которые открыто говорили об этой неопределенности, вероятно, имели более счастливых сотрудников в это трудное время из-за доверия, которое у них возникло.

Если вы сможете убедить своих сотрудников в том, что их работа безопасна, и сообщить им, когда возникнут проблемы, вы создадите сильную команду, которая будет готова идти с вами через все это.

3. Поощряйте корпоративную культуру

Сотрудники чувствуют себя наиболее счастливыми, когда чувствуют себя сопричастными на работе. Для этого создайте организационную культуру, которая делает упор на инклюзивность, чтобы вы могли гарантировать, что каждый будет чувствовать себя желанным гостем, независимо от его происхождения.

Когда члены команды чувствуют, что они могут полностью выкладываться на работе, они не только счастливее, но и больше инвестируют и вовлечены в вашу компанию. Вы можете сделать это, инвестируя в культуру сопричастности, создавая программы разнообразия и инклюзивности и поощряя своих сотрудников общаться с людьми, с которыми они связаны, с помощью таких программ, как группы ресурсов сотрудников (ERG). Например, в Asana у нас есть специальные каналы Slack и ежемесячные встречи для родителей, чтобы обсудить, как они управляют уходом за детьми во время работы. Предоставление членам команды с детьми возможности общаться с другими людьми, у которых есть похожий опыт, заставляет их чувствовать, что они принадлежат друг другу.

Кроме того, постарайтесь спланировать групповые мероприятия, чтобы сотрудники могли лучше узнать друг друга за пределами своих повседневных задач. Сотрудники будут чувствовать себя более комфортно, когда они будут чувствовать связь с людьми, с которыми они работают.

Прочтите: 45 командных игр для улучшения общения и духа товарищества

4. Повысьте вовлеченность сотрудников

Сотрудники, которые не вовлечены в свою повседневную работу, скорее всего, не будут работать в полную силу. Есть много причин, по которым сотрудник может отказаться от участия, в том числе апатия, выгорание или неуверенность в своих профессиональных навыках — например, синдром самозванца.

Один из лучших способов повысить удовлетворенность работой — помочь вашим сотрудникам почувствовать целеустремленность. Как руководитель группы вы несете ответственность за то, чтобы члены вашей команды понимали, как их повседневная работа способствует достижению более широких целей компании.

Это начинается в процессе адаптации. Используйте адаптацию, чтобы заинтересовать новых членов команды и показать им, почему их работа важна. Поддерживайте этот импульс:

  • Свяжите повседневную работу с целями компании

  • Уточните рабочие приоритеты 

  • Признание успехов сотрудников

  • Пропаганда здоровых привычек на работе

  • Получение отзывов от членов команды

  • Инициирование командного сотрудничества мотивировать сотрудников в быстро меняющемся мире

    5.

    Поощрять принятие решений «снизу вверх»

    Последний шаг к повышению удовлетворенности сотрудников — помочь им чувствовать себя более уверенно, предоставив им право голоса. Попробуйте приглашать их на собрания менеджеров, спрашивайте их мнение о решениях компании и обращайтесь к ним за советом по проектам.

    Когда вы поощряете принятие решений снизу вверх, сотрудники в нижней части структуры команды имеют равные шансы внести свой вклад в успех проекта. Члены команды почувствуют благодарность, когда вы обратите внимание на идеи, которые они предлагают.

    Прочтите: более 100 цитат о командной работе, которые мотивируют и вдохновляют на сотрудничество

    Как измерить удовлетворенность сотрудников

    Меры по повышению удовлетворенности сотрудников — это только одна часть уравнения, состоящего из двух частей. Вы должны измерять удовлетворенность сотрудников, чтобы знать, работают ли ваши текущие методы. Довольны ли ваши сотрудники или вам нужно что-то изменить, чтобы повысить уровень удовлетворенности?

    Существует множество способов измерения удовлетворенности сотрудников. Используйте несколько способов, чтобы получить наиболее точные сведения. Рассмотрим следующие измеримые идеи:

    • Опросы вовлеченности сотрудников: С помощью опроса вовлеченности сотрудников вы получите базовое представление о том, что им нравится и не нравится. Адаптируйте свои вопросы к тем областям, которые вас беспокоят, и посмотрите, как на них ответят сотрудники.

    • Встречи один на один: Используйте индивидуальные встречи с членами вашей команды, чтобы оценить, как каждый человек чувствует себя на своем месте, и обсудить любые препятствия, с которыми они сталкиваются.

    • Индекс удовлетворенности сотрудников (ESI): ESI измеряет степень удовлетворенности сотрудников по шкале от 1 до 10. Он просит сотрудников оценить, насколько они удовлетворены своим рабочим местом, насколько его рабочее место соответствует их ожиданиям и насколько близко их рабочее место к их идеальной работе. Вы можете использовать эту информацию, чтобы сообщать о любых изменениях или улучшениях, которые необходимо внести на уровне группы или компании.

    • Текучесть кадров: Коэффициент текучести кадров — это показатель, с которым бывшие сотрудники покидали компанию в течение определенного периода времени. Оборот может включать добровольный и вынужденный отпуск. Используйте этот показатель, чтобы оценить, были ли уволившиеся сотрудники недовольны своими ролями и почему.

    • Ящик для предложений: Некоторым сотрудникам может быть неудобно открыто выражать свои опасения или мнения. Ящик для предложений предоставляет сотрудникам анонимный способ отправить совет и может дать вам больше шансов получить честный отзыв.

    • Отзывы и отзывы: Если вы регулярно запрашиваете отзывы и отзывы сотрудников, вы увеличиваете количество имеющихся у вас данных об удовлетворенности сотрудников. Вы можете использовать любую информацию, полученную в этих обзорах и отзывах, для улучшения и роста компании.

    Каждый сотрудник по-разному чувствует себя удовлетворенным на рабочем месте, и ваши данные будут лучше отражать каждого сотрудника, когда у вас будет больше показателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *