Оккам Уильям | |
1285—1349 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Оккам УильямОккам (Occam), Уильям (ок. 1300-1349) — английский схоластик, представитель позднего номинализма. В связи с обвинениями в ереси подвергся гонениям со стороны папы Иоанна XXII. Оккам отстаивал идею независимости веры от разума. С его точки зрения, уровень разумного, основанного на логической строгости, и уровень просветленной веры, ориентированной на мораль, асимметричны. Между верой и разумом существуют не отличия, а пропасть. Истины веры не самоочевидны, как аксиомы в доказательствах, а принципиально находятся за пределами разума. Та вера, которая ищет подкрепления в разумных аргументах, — это слабеющая вера, т. е. не вполне вера. С другой стороны, разум, оглядывающийся на веру, т. е. «робеющий» разум, перестает оставаться самим собой. Следовательно, в действительности вера и разум имеют разные сферы приложения, должны быть заняты разными предметами, поэтому они не сталкиваются между собой и не противоречат друг другу. В сфере разума следует стремиться находить наиболее простые и изящные объяснения: «не следует умножать сущности сверх необходимого». Этот принцип получил в истории философии наименование «бритвы Оккама». Сам Оккам использовал его для критики учения Платона об идеях и аристотелевского учения о четырех причинах. «Бритва Оккама» призывает отсекать все, что усложняет и запутывает объяснение; она формулирует принцип экономии мысли. Оккам внес существенный вклад в разработку проблем логики.Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 286-287. Вернуться на главную страницу Оккама
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Философия Уильяма Оккама
«Сущности не следует умножать без необходимости.
»У. Оккам
Уильям Оккам — английский философ, основоположник номинализма и эпистемологии, францисканский монах. Его считают одним из самых выдающихся логиков в истории философии.
«Бритва Оккама» — принцип универсальной простоты
Уильям Оккам, философ-номиналист
Уильям Оккам был сторонником двойственности истины, то есть он считал, что у религии истина одна, а у философии — другая. Эти две сферы не нужно смешивать и пытаться совместить, потому что в вопросах веры разум бессилен, а в вопросах науки и познания не нужна вера. Он спорил со схоластами, которые настаивали, что высшая ступень знания — это Божественное откровение. Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности? Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.
Самое известное утверждение философа — сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения — закон экономии и принцип бережливости.
Александр Великий разрубает гордиев узел. Эта история олицетворяет безнадежную проблему, которая решается при помощи разрубания самой сложности, и является грубой аналогией «Бритвы Оккама».
Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом.
«Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту» (У. Оккам)
Оккам о «знаках ума»
Одним из спорных вопросов в средневековой философии был вопрос об универсалиях, то есть об общих понятиях, которые у Платона назывались идеями. Например, Платон считал, что в идеальном мире существует общая идея (универсалия) яблока, по образцу которой созданы все яблоки в нашем мире. Спор происходил в основном между реалистами и номиналистами. Реалисты считали, что универсалии существуют в реальности, номиналисты же утверждали, что универсалии находятся лишь в человеческом уме и больше нигде не существуют. Сам термин «номинализм» произошел от слова «номен» — «имя», то есть эта наука рассматривает лишь абстрактные названия, а не конкретные предметы, присутствующие в мире.
Уильям Оккам, как номиналист, считал, что универсалии — это «знаки ума». Почему же они не могут существовать на самом деле? Если бы универсалии находились в реальной сфере бытия, то одним своим присутствием они бы уничтожали свою «общность». В этом случае любая универсалия стала бы индивидуальным объектом или любая вещь могла бы считаться общим понятием. Таким образом, универсалия, с точки зрения Оккама, — это вымысел.
Кроме этого, Оккам приводил и другие доказательства условности такого понятия как универсалии. Он утверждал, что ни в одной реальной вещи нельзя обнаружить универсалию как нечто реальное и наблюдаемое. Общие понятия не существуют ни до вещей, ни внутри самих вещей, ни после них. Так как в вещи универсалия отсутствует, значит, ее существование ограничено областью ума, где она выполняет обозначающую функцию. Оккам подразделял универсалии на два вида — естественные и условные. Естественные знаки возникают в уме, это представления о вещи, то, как человек видит ее своим внутренним взором. Когда человек выражает понятие словами, это условная универсалия.
«Философия не служанка теологии, а теология не наука, но комплекс положений, связанных между собой не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры…» (У. Оккам)
Поделиться ссылкой
Существование | Определение, теории, бытие и факты
Gottlob Frege
См. все СМИ
- Похожие темы:
- экзистенциализм существование Бога необходимое существование актуальность Существование
Просмотреть весь связанный контент →
существование , также называемое существом , в метафизике то, что относится нейтрально ко всем и только к тем вещам, которые реальны.
Метафизики много говорили о существовании или несуществовании различных вещей или категорий вещей, таких как Бог, душа, независимый от разума или внешний мир, абстрактные или идеальные формы и другие универсалии, возможные, но не действительные объекты или миры, индивидуальные сущности и свободная воля. Однако они меньше говорили о самом существовании, т. е. о содержании понятия существования или о значении слова
Еще из Britannica
философия логики: существование и онтология
1. Некоторые метафизики утверждали, а другие отрицали, что существование тождественно бытию. Может показаться очевидным, что «Горы выше Монблана существуют» и «Есть горы выше Монблана» — это два способа сказать одно и то же. Но некоторые метафизики считают, что есть вещи, которых не существует, — например, вымышленные персонажи или греко-римские боги и богини. Их позиция состоит в том, что, хотя таких вещей, безусловно, не существует, сам факт их существования подразумевает, что они существуют. Они утверждают, что если что-то может «быть», не существуя, то необходимо различать существование и бытие.
2. Некоторые метафизики утверждали, а другие отрицали, что существование есть бесплодная, пустая или тривиальная концепция. Немецкий философ-идеалист Г.В.Ф. Гегель (1770–1831), например, называл бытие, которое он не отличал от существования, «самой бедной и самой абстрактной» из всех категорий.
3. Некоторые метафизики утверждали, а другие отрицали, что слово существует означает одно и то же во всех его применениях. Например, математики обычно говорят о «существовании» абстрактных математических объектов, таких как числа или функции. Метафизики, так же как и философы математики, расходятся во мнениях по вопросу о том, действительно ли существование в таких утверждениях означает то же, что и применительно к лицам и другим осязаемым, видимым вещам.
4. Некоторые метафизики утверждали, а другие отрицали, что бытие (или существование) одного объекта может быть «более совершенным» или «более высокой степени», чем бытие (или существование) другого . Классическим выражением этой идеи является аналогия разделенной линии, представляющей четырехступенчатую иерархию бытия, из Республики Платона (428/427–348/347 до н. э.): образы и тени участвуют в том, чтобы быть очень несовершенными, чувственными объектами. менее несовершенно, а «математика» (геометрические линии и фигуры) еще менее несовершенно. Но вечные, неизменные формы — и только они — в совершенстве проявляют бытие.
5. Одни метафизики утверждали, а другие отрицали, что существование есть свойство или атрибут всего существующего. Немецкий философ эпохи Просвещения Иммануил Кант (1724–1804), самый известный критик этого тезиса, назвал его заблуждением, от которого зависит онтологический аргумент в пользу существования Бога. Отрицатели этого тезиса утверждали, что утверждения о «существовании» только внешне относятся к вещам, которые являются их грамматическими субъектами, и поэтому не могут быть поняты как приписывающие этим вещам определенное свойство.
Немецкий логик Готтлоб Фреге (1848–1919 гг.25), например, считал, что утверждение «Лошади существуют» на самом деле означает «Количество объектов, подпадающих под понятие лошади, не равно нулю».
Теория существования может быть отождествлена с некоторой комбинацией тезисов, рассмотренных выше. Однако следует отметить, что некоторые комбинации несовместимы или, по крайней мере, кажутся таковыми. Например, любой, кто принимает теорию существования Фреге, кажется, привержен тезису, что существование есть тривиальное понятие, что между бытием и существованием нет различия, что
Наука Философия и практика: Бритва Оккама
Введение
Простота является достоинством в любом объяснении или описании. Как понимание, так и общение облегчаются, если концепции и слова, которые их выражают, максимально просты, без ущерба для точности или полноты. Этот принцип был известен, практиковался и систематизировался с древних времен. Самая известная версия этого принципа приписывается английскому философу-францисканцу-номиналисту Уильяму Оккаму (или Оккаму) (ок. 1288–1347). Хотя ученые чаще называют его бритвой Оккама, правильно его называют либо принципом бережливости, либо принципом экономии, потому что он сбривает лишние понятия.
Бритва Оккама была ключевым принципом научного метода с момента зарождения современного эмпиризма в экспериментах английского эрудита Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) и особенно после стандартизации спекулятивно-эмпирического цикла (наблюдай, создавай гипотезу, проверяй гипотезу). , заметьте) в ХХ веке.
Вероятно, лучшим примером того, как бритва работает над улучшением научного понимания, является космологическая революция, совершенная польским астрономом Николаем Коперником (1473–1543). До него господствовавший геоцентрический взгляд на Вселенную подкреплялся представлениями об эпициклах и другими причудливыми математическими выдумками, которые «объясняли» ретроградное движение планет и Луны. Идя против религиозной догмы и постулируя гелиоцентрическую систему, Коперник смог объяснить эти движения относительно несложным расположением эллипсов.
Историческая справка и научные основы
Греческий философ Аристотель (384–322 до н.э.) писал в De Caelo , что предположений должно быть как можно меньше, чтобы они соответствовали известным фактам. В Физика он утверждает, что у Вселенной есть только один двигатель. В книге «Альфа-мажор» «Метафизики » он опровергает точку зрения своего учителя Платона (ок. 427–347 до н. э.) о том, что каждая вещь на Земле имеет идеальную форму в надземном, умопостигаемом царстве. Контраргумент Аристотеля заключался в том, что вещи суть субстанции, и нет никакой причины понимать какую-либо субстанцию как существующую двояко, как и саму себя, и как ее идею, когда ее с таким же успехом можно было бы понимать как существующую отдельно.
Принцип экономии был известен в средневековой схоластической философии еще до рождения Оккама. Как и большинство аристотелевских идей, она появляется в трудах итальянского философа-доминиканца св. Фомы Аквинского (ок. 1225–1274), особенно в Summa Contra Gentiles, , в которой он утверждает, что, поскольку природа не использует два средства, когда достаточно одного , мы создаем избыточность, если выполняем какую-либо задачу несколькими способами, тогда как могли бы выполнить ее одним способом. Более того, продолжал он, если есть две или более метафизических теории вещи, то в лучшем случае только одна из них может быть правильной.
Этот принцип также встречается в текстах шотландского философа-францисканца Джона Дунса Скота (1266–1308), который, возможно, был учителем Оккама. Французский францисканский архиепископ Руана Одо Ригалдус (1205–1275) написал в г. «Комментарий к предложениям », что постулировать множество сущностей, когда мы можем постулировать только одну, напрасно.
Оккам написал несколько формулировок этого принципа. Его наиболее распространенная формулировка «Сущности не должны умножаться без необходимости» приписывается Оккаму, но не встречается ни в одной из его сохранившихся работ. Эта версия не была найдена ни в одном тексте ранее 1639 г.комментарий на Дунса Скота ирландского францисканского теолога Джона Понсе из Корка (1603–1670). Довольно небрежно пренебрегая фактической историей этого принципа, шотландский философ сэр Уильям Гамильтон (1788–1856) ввел в 1852 году термин «бритва Оккама», хотя Гамильтон не отдал должного чести. Бритву Оккама правильнее было бы назвать «бритвой Аристотеля».
Принцип достаточного основания
Принцип достаточного основания (PSR) утверждает, что все имеет причину или причину того, почему оно существует. Непропорционально ассоциируется с немецкими философами-рационалистами Готфридом Вильгельмом фон Лейбницем (1646–1716) и Кристианом Вольфом (1679).–1754), оно появляется также в трудах Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788–1860). Это не противоречит бритве Оккама. Два принципа дополняют друг друга. PSR поддерживает не постулирование слишком малого количества объясняющих факторов, в то время как бритва поддерживает не постулирование слишком большого количества. Цель расследования состоит в том, чтобы найти точно нужное число.
Ни философия, ни наука не могут серьезно бросить вызов ни ПДО, ни бритве. Они были вовлечены, по крайней мере неявно, во все важные философские или научные работы с момента зарождения строгой мысли в Древней Греции. PSR использовался для дискредитации научных теорий, особенно идеи самозарождения жизни. Объяснить происхождение живых существ, например лягушек, говоря, что они просто сочались из болотной тины, проще, чем говорить о зиготах и головастиках. Но это объяснение не соответствует всем известным фактам. Французский биохимик Луи Пастер (1822–189 гг.).5) зависело больше от PSR, чем от бритвы, чтобы опровергнуть самозарождение.
Применение PSR добавляет концепции, но только необходимые. Применение бритвы удаляет концепции, но только ненужные. Чем ближе гармония между этими двумя противоположными тенденциями в любом философском или научном исследовании, тем более оправданным является это исследование. Нахождение этого баланса требует как аналитической тонкости, так и спекулятивного понимания.
Современные культурные связи
Древние и средневековые мыслители разработали сложные космологии и метафизические системы для объяснения структуры и происхождения Земли, природы вещей, рождения, роста и смерти живых существ. Многие из этих концепций нашли свое отражение в доктринах основных мировых религий, и их до сих пор трудно или невозможно согласовать друг с другом или с современной наукой. Другие, такие как гуморальная теория элементов и теория плоской Земли, были дискредитированы по мере появления новых фактов и по мере того, как наука применяла к этим фактам бритву Оккама.
Со времен Бэкона бритва последовательно и повсеместно применялась в естественных науках, но в меньшей степени в других областях мысли, таких как философия. Он явно отсутствует в богословии. Многие философы и ученые утверждают, что нет веских аргументов в пользу того, чтобы не применять его ко всем этим областям, потому что он позволяет основывать убеждения на фактах и выводах, а не на легендах, традициях, предрассудках и интуиции.
Применение бритвы Оккама к науке — это, по сути, простой отказ верить в то, что невозможно доказать. Ученые строят благоразумные теории на основании фактов, а не на основании того, что метафизика или религия говорят им о том, какими должны быть теории.
Хотя его влияние на науку было глубоким и положительным, его влияние на общество не было столь значительным. Многие социальные проблемы можно отнести к суевериям и другим ошибочным убеждениям, которые может устранить бритва, если ее применить.
В КОНТЕКСТЕ : БОРОДА ПЛАТОНААмериканский логик Уиллард Ван Орман Куайн (1908–2000), следуя линии аргументации, начатой английским философом-аналитиком Бертраном Расселом (1872–1970), написал в «С логической точки зрения». что платоновское учение о том, что небытие существует, «могло бы быть названо платоновской бородой ; исторически он оказался жестким, часто притупляя лезвие бритвы Оккама». Борода Платона — парадокс референции. Это позволяет осмысленно обсуждать сущности, которые явно не существуют, например единорогов, потому что эти несуществующие сущности «существуют» как идеи.
На первый взгляд предложение без определенного референта может показаться бессмысленным. Тем не менее, предложение «Единороги не могут летать» имеет смысл, хотя слово «единорог» не обозначает ничего реального. Мы используем бритву Оккама, чтобы вырезать единорогов из нашего мира, что вполне можно объяснить, не упоминая их. Тем не менее, даже если мы никогда не сможем их наблюдать, мы все же можем понимать и использовать их описания как вымышленных существ с определенными свойствами, как если бы они были реальными. Платоновская борода становится интеллектуальной проблемой только в том случае, если мы верим в реальное существование таких фикций.
Ограниченное влияние бритвы на общество обусловлено главным образом ее непоследовательным применением. Сам Оккам модифицировал применение этого принципа, заявив, что он не применяется к сверхъестественным представлениям о Боге или Священных Писаниях. Вместо того, чтобы использовать его только для устранения объяснений, не подкрепленных опытом или дедуктивными рассуждениями, Оккам, служащий своей вере, использовал его также для устранения объяснений, не соответствующих его религиозным убеждениям.
Несмотря на то, что и онтологический аргумент в пользу реальности сверхъестественного Бога, и пять путей Аквината согласуются с бритвой, если бы бритва была принята повсеместно, то она напрямую бросила бы вызов многим суевериям, религиозным доктринам и народным верованиям. .
Соединение с первоисточником
Далее следует фрагмент стенограммы выступления доктора Энтони Гарретта (1957–), физика из Кембриджского университета, объясняющего некоторые современные применения бритвы Оккама во время радиоинтервью в апреле 2000 г. с Робин Уильямс, ведущей Канадское радиошоу Бритва Оккама.
ФИЗИК ЭНТОНИ ГАРРЕТ ОБЪЯСНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ БРИТВЫ ОККАМА
Энтони Гаррет: … В 20-м веке она (бритва Оккама) нашла математическое выражение в рамках теории вероятностей. Итак: является ли эта математическая версия окончательной, точной версией идеи, установившейся на все времена? Нет, это не так. Математика точна, а слова имеют оттенки
значения, которые делают их двусмысленными; математика и слова подходят для разных вещей. Итак, сегодняшняя версия Бритвы в теории вероятностей соответствует одной интерпретации слов, но другие интерпретации могут привести к другим математическим реализациям. Идея, конкретизированная в теории вероятностей, очень важна, поскольку связывает теорию и практику в некоторых очень основных областях физики. Позвольте мне проиллюстрировать это.
Новая математическая бритва применяется всякий раз, когда есть набор числовых данных, загрязненных шумом, процессами, точных деталей которых мы не знаем, и нас интересует, есть ли сигнал, скрытый в этом шуме. Пример, который повторяется по мере того, как данные становятся все более точными, — есть ли в нашей Солнечной системе другие планеты. Посмотрите на движение самых отдаленных планет, таких как Плутон. Мы знаем, что на Плутон главным образом влияет гравитационное поле Солнца, вокруг которого он вращается; затем гравитационными полями других планет, о которых мы знаем. Но если вы достаточно внимательно посмотрите на движение Плутона, вы все равно обнаружите небольшие отклонения от предсказанного движения, даже принимая во внимание известные планеты. Вопрос в том, содержат ли эти отклонения тонкие признаки каких-либо еще неизвестных планет, или их лучше всего объяснить как шум от комет и метеоров, проходящих мимо Плутона, пыли и так далее? Если ответ «да», более вероятно, что есть другая планета, то откуда данные говорят о том, что эта другая планета вращается по орбите, и насколько она велика, каково ее влияние?
Чтобы увидеть, как это согласуется с идеей Бритвы Оккама, представьте себе поиски не одной дополнительной планеты, а двух, трех, четырех и так далее. Очевидно, что если мы предположим, что существует достаточное количество дополнительных планет, мы сможем очень точно подогнать предсказанную орбиту Плутона к наблюдаемым колебаниям орбиты. Но разум возмущается при мысли о десятках дополнительных планет; очевидно, лучше предположить, что флуктуации вызваны нерегулярным прохождением комет, пыли и т. д. Физик Ричард Фейнман однажды сказал, что при достаточном количестве параметров (в данном случае это планеты) он мог бы подогнать слона под кривую. Мы называем это явление Overfit. С другой стороны, с меньшим количеством дополнительных планет мы не можем так точно подогнать данные, а это, очевидно, то, что вы хотите сделать. Так что интуитивно будет компромисс между тем, насколько хорошо вы можете подобрать данные, и тем, сколько дополнительных планет, по вашему мнению, существует. Другими словами, насколько сложна теория. Этот компромисс между точностью соответствия наблюдениям и простотой используемой теории становится точным в новой математической бритве. Это позволяет нам сказать, насколько вероятно, что существует ноль, одна, две или более необнаруженных планет; и если один или несколько, как лучше всего предположить, где находятся их орбиты и их массы. Как количество дополнительных планет, так и их положения и массы выбираются таким образом, чтобы обеспечить наилучшее соответствие данным. Бритва Оккама — это не просто «выбрать самую простую теорию, которая соответствует фактам», но «выбрать самую простую теорию, которая хорошо соответствует фактам», и существует измеримый компромисс между точностью соответствия и простотой теории; компромисс между гибкостью и экономичностью.
Бритва Оккама также является мотивом для объединения физической теории. Хороший пример этого появился почти 100 лет назад. Немецкий физик Макс Планк изобрел раннюю версию квантовой теории, которая объясняла непонятное явление: скорость электронов, выбрасываемых при попадании света на металл. Его уравнения требовали новой физической постоянной, новой постоянной природы, значение которой нужно было найти из сделанных им наблюдений. Но та же самая идея была затем применена для объяснения количества излучения, испускаемого горячим телом, например, электрическим огнем, а также для объяснения длин волн света, поглощаемых атомами водорода. Но из этих дальнейших явлений были экспериментально изучены, и каждое из них требовало, чтобы его собственная физическая постоянная природы была установлена отдельно от наблюдений. Новая идея связывала эти две дополнительные константы с константами Планка и точно давала их значения. Было показано, что три предположительно отдельных явления имеют одно и то же основное объяснение. Вследствие этого квантовая идея была быстро принята.
Мой последний пример из космологии. Когда Эйнштейн разработал свою общую теорию относительности и гравитации в начале 20-го века и улучшил почтенную теорию Ньютона, в его уравнениях нашлось место для произвольной константы, известной как параметр. Для простоты у него возникло искушение обнулить его, но другое соображение имело еще больший вес: он считал, исходя из философских соображений, что Вселенная неизменна в больших масштабах. Он считал, что неизменным остается то, как большие скопления звезд, называемые галактиками, соотносятся друг с другом. Это означало, что его номер не мог быть равен нулю по техническим причинам.
В КОНТЕКСТЕ : БРИТВА ОККАМА В ПРИМЕНЕНИИ К АБСТРАКТНОМУ ЯЗЫКУБритва Оккама подразумевает, что отношения между сущностями сами по себе не должны рассматриваться как сущности. Абстракции, общие аспекты нескольких наблюдаемых видов или индивидуумов, не должны быть овеществлены, персонифицированы или иным образом наделены статусом сущности. Это не реальные вещи, а только идеи или интерпретации в уме наблюдателя.
Использование слова «человек» в единственном числе в качестве существительного без артикля нарушает это значение бритвы. Мы не будем говорить «Лошадь бежит», «Змея ползет» или «Свинья валяется», но мы часто говорим «Человек думает», «Человек строит» или «Человек заботится». «Человек» в данном контексте не относится ни к чему реальному. Если бы мы повиновались бритве в этом отношении, мы бы сказали: «Люди думают», «Люди строят» или «Люди заботятся». Когда мы обычно говорим «Лошади бегут», «Змеи ползают» или «Свиньи валяются», мы признаем, по крайней мере в тех случаях, что имеем в виду совокупности индивидов, а не абстрактные, несуществующие сущности или универсалии.
Универсального «человека» не существует. Есть только отдельные люди. Возможно, именно поэтому академический журнал под названием «Человек и мир » был переименован в «Континентальное философское обозрение» в 1998 году. На тех же основаниях орнитологи должны иметь возможность использовать, скажем, Очерк о птицах , а не Очерк о классе Aves.
Но несколько лет спустя было обнаружено, что все галактики на самом деле разбегаются друг от друга. В уме Эйнштейна сразу же возникла неформальная версия анализа Оккама, и он вернулся к нулевому значению своего числа, которое сегодня называется «космологической постоянной». В этом духе перевод латинской «Бритвы Оккама» «entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem» будет звучать как «Параметры не должны размножаться без необходимости». Однако этот конкретный сюжет утолщен: значение космологической постоянной Эйнштейна снова под вопросом. Оно равно нулю или очень мало, и его следует выбирать так, чтобы оно наилучшим образом соответствовало данным? Мы еще не знаем. Вот почему эти вопросы волнуют.
Долгий путь от скромной деревушки 13 века Оккам до современных исследовательских лабораторий с ультрасовременной техникой, раскрывающих секреты элементарных частиц и космологии. Наша ссылка — Уильям, и принцип, о котором он написал, позволяет нам улучшать наши ответы на вопросы о Вселенной в соответствии с данными, поступающими из этих лабораторий. Думаю, он был бы доволен.
Энтони Гарретт
Гаррет, Энтони. «бритва Оккама». интервью с Робин Уильямс на Национальное радио австралийской радиовещательной корпорации (16 апреля 2000 г.).
См. также Философия и практика науки: постмодернизм и «научные войны»; Научная философия и практика: лженаука и популярные заблуждения; Философия науки и практика: научный метод.
библиография
Книги
Баум, Эрик Б. Что такое мысль ?. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2004.
Паначчо, Клод. Оккам о концепциях. Burlington, VT: Ashgate, 2004.
Pols, Edward. Признание разума. Карбондейл, Иллинойс: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1963.
Куайн, Уиллард Ван Орман. С логической точки зрения: 9 логико-философских очерков. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1971.
Роуленд, Уэйд. Бритва Оккама: поиски чудес в эпоху сомнений. Торонто: Патрик Крин, 1999.
Рубенштейн, Ричард Э. Дети Аристотеля: как христиане, мусульмане и евреи заново открыли древнюю мудрость и осветили темные века. Орландо, Флорида: Harcourt, 2003.
Вассерманн, Герхард Д. От бритвы Оккама к корням сознания: 20 эссе по философии, философии науки и философии разума. Brook-field, VT: Avebury, 1997.
Вайнберг, Джулиус Р. Краткая история средневековой философии.