Психологические особенности проведения индивидуальной беседы с осужденными
Широкова Любовь Константиновна1, Рыбина Екатерина Александровна1, Горшенкова Арина Олеговна1, Сущева Светлана Михайловна1, Разумова Виктория Владимировна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), магистрант
В статье рассматриваются психологические особенности, цели и проблемы индивидуальной беседы с осужденными.
Ключевые слова: индивидуальная беседа, метод, осужденный, помощь, проблема, психологические особенности, Психология, тактика, цель
Рубрика: Психология
Библиографическая ссылка на статью:
Широкова Л.К., Рыбина Е.А., Горшенкова А.О., Сущева С.М., Разумова В.В. Психологические особенности проведения индивидуальной беседы с осужденными // Гуманитарные научные исследования.
Индивидуальная беседа – один из важнейших методов, применяющийся в воспитательной работе с осужденными, для условия успешной ресоциализации.
Беседа – это метод получения информации на основе вербальной коммуникации, изучения личности и воздействия на нее (в психоанализе, бихевиоризме, нейролингвистическом программировании, гештальттерапии, логотерапии, трансактном анализе, дианетическом и других направлениях) [1].
Цель беседы: оказание помощи и поддержки осужденному в сложившейся для него кризисной ситуации.
Одной из важных проблем в исправительных учреждениях является недоверие и скепсис осужденных в отношении пенитенциарных психологов. В связи с этой проблемой лицо, заключенное под стражу, не видит целесообразным выговориться, рассказать о своих чувствах и переживаниях, поэтому психологу исправительного учреждения нужно установить доверительные отношения. Для этого необходимо:
- выявить отношение осужденного к беседе;
- проявлять склонность к сотрудничеству (внимание, улыбка, снисходительность к ошибкам, приветливость).
Тактика проведения индивидуальной беседы с осужденными [2]:
1. Создать доверительную атмосферу.
2. При постановке использовать корректную форму вопроса, чтобы не ввести в ступор осужденного.
3. Не использовать ироничные выражения и грубость.
4. Стараться не делать письменных заметок в ходе беседы.
5. Быть готовым своевременно принять меры для решении вопросов.
6. Составить план и корректные мероприятия для решения проблемы (в присутствии осужденного).
7. Поставить в известность о том, что выводы, сделанные в процессе беседы, предварительны и требуют дальнейшей проработки или же они окончательны.
8. Обосновать необходимость выполнения и сроки, когда в следующий раз прийти на беседу.
9. Сформулировать результаты беседы, акцентируя внимание осужденного по пунктам, где достигнуты цели беседы, что должно вызвать у него состояние удовлетворенности.
Таким образом, только при установлении доверительных отношений между пенитенциарным психологом и осужденным можно добиться эффективного влияния на осужденного индивидуальной беседы для дальнейшей успешной ресоциализации.
Библиографический список- Новоселова АС. Теория и практика ресоциализации личности социально-неадаптированной молодежи. – 2-е изд. – Екатеринбург, 2013. – 51 с.
- Деев В.Г. Психологическое консультирование различных категорий осужденных//Прикладная пенитенциарная психология. – Рязань, 2000
- Самойлик, Н. А. Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции / Н. А. Самойлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10974/ (дата обращения: 24.06.2022).
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Широкова Любовь Константиновна»
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.Специфика беседы как психологического инструмента — Студопедия
Поделись с друзьями:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Психология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Общий психологический практикум
На тему: «Специфика беседы в зависимости от области практического применения. »
Выполнила:
студентка группы ПСД/с-19-1-о
Ткачук Мария Эдуардовна
Проверила:
Чабаненко Светлана Владимировна
Севастополь – 2020 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы.. 4
1.1 Первая цель. 4
1.2 Вторая цель. 5
ГЛАВА 2 Специфика беседы.. 6
2.1 Специфика беседы как психологического инструмента. 6
2.2 Качества психолога, определяющие эффективность беседы. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 9
Список использованной литературы: 10
ВВЕДЕНИЕ
Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.
д.Беседа является инструментом проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего. В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.
Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.
ГЛАВА 1 Основные цели и области применения метода беседы
В психологии метод беседы используется с двумя основными целями.
Первая цель
Во-первых, метод беседы используется для сбора данных об интересующих психологов явлениях. С этой целью метод беседы широко применяется, прежде всего, в тех случаях, когда психологов интересуют сведения о каких-то явлениях сознательного опыта человека, которые, как известно, недоступны прямому внешнему наблюдению, например, сведения о его образах, мыслях, чувствах, желаниях, воспоминаниях, установках, убеждениях, ценностях, представлениях о себе и др. Кроме того, психологи также прибегают к этому методу и тогда, когда им требуется получить от человека или окружающих его других людей данные о его поведении. Хотя эти данные в принципе доступны внешнему наблюдению, часто бывает так, что их невозможно наблюдать по ряду уже совсем других причин. Например, при изучении истории жизни человека психологов нередко интересуют отдельные его поступки в прошлом.
Очевидно, что поступки человека, совершенные в прошлом, непосредственно наблюдать нельзя, но о них можно узнать, проведя беседу либо с ним самим, либо с какими-то другими очевидцами этих его поступков.Метод беседы как способ сбора данных широко используется в профессиональной деятельности психолога, главным образом в таких основных областях, как исследование, диагностика и практика психологического консультирования и психотерапии.
При проведении исследования собираемые с помощью метода беседы данные служат психологу основанием для проверки или выдвижения гипотез и теорий, объясняющих определенные явления. Хорошо известно, что многие фундаментальные теории личности, например, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и других, которые были разработаны в рамках различных направлений психотерапии, во многом опирались на данные, собранные в процессе психотерапевтических бесед. Точно так же данные бесед с детьми успешно использовались Ж. Пиаже для создания его знаменитой теории интеллекта.
К методу беседы психологи также активно прибегают в тех случаях, когда им необходимо провести диагностическое обследование. В этой связи метод беседы особенно популярен в патопсихологии и нейропсихологии, где от психолога, работающего в клинике, очень часто требуется дать психологическое заключение, например, о различного рода психологических нарушениях или о поражении определенных участков головного мозга пациентов. Нередко это заключение делается на основе результатов исследования, тогда метод беседы может одновременно использоваться и для исследования, и для диагностики.
В практике психологического консультирования и психотерапии беседа является едва ли не самым распространенным способом сбора данных о различных аспектах жизни клиентов: проблемах, психологических особенностях, взаимоотношениях, испытываемых переживаниях, совершенных поступках и др.
Вторая цель
Во-вторых, метод беседы используется в психологии для оказания воздействия на человека.
ГЛАВА 2 Специфика беседы
Специфика беседы как психологического инструмента
Раскрывая специфику беседы как психологического инструмента, многие авторы указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник – ребенок или взрослый – в роли отвечающего.
В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т. п.
Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.
В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Кто такой разговорчивый нарцисс? 4 признака, на которые стоит обратить внимание
Кто такой разговорчивый нарцисс?
Разговорный нарцисс — это тот, кто постоянно переводит разговор на себя и отходит в сторону, когда разговор больше не о нем. Как правило, их не интересует, что говорят другие люди. В эпизоде подкаста mbg автор и журналист Селеста Хедли описывает это как «перехват мяча» в разговоре.
Помните, что возможно — и на самом деле гораздо чаще — иметь черты нарциссизма, не будучи при этом нарциссом. Обычно это случается с разговорным нарциссизмом. «Разговорные нарциссы не обязательно соответствуют критериям формального диагноза нарциссического расстройства личности (NPD)», — говорит mbg Венди Бехари, LCSW. «Однако они обычно где-то в спектре».
Те, у кого нет клинического диагноза нарциссизма, как правило, просто руководствуются повесткой дня, говорит лицензированный психолог Рамани Дурвасула, доктор философии. В быстро меняющемся мире они стремятся быстро донести свою точку зрения, не устанавливая настоящих связей.
«Некоторые разговорчивые нарциссы на самом деле могут быть очень тревожными, — говорит Дурвасула, — поэтому они связывают свою тревогу, говоря о том, что им знакомо, то есть о них самих».
Резюме
Разговорный нарцисс часто переводит разговор на себя и не интересуется тем, что говорят другие люди, особенно если это не о них самих.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Признаки разговорного нарциссизма
1.
Разговор односторонний
Разговорные нарциссы не могут отойти от своих собственных планов на достаточно долгое время, чтобы вовлечь в разговор кого-то другого, говорит Бехари. «Это никогда не бывает по-настоящему межличностным или интерактивным. Это становится скорее монологом или монологом».
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
2.
Они часто перебивают
Разговорные нарциссы вскакивают в разговор, когда кто-то находится на полуслове, говорит Бехари. «Сначала может показаться, что они помогают или делятся ресурсом, но быстро становится ясно, что этот разговор больше не о вас, а о них», — говорит она.
3.
Они не перестают говорить
Поскольку нарциссы постоянно ищут одобрения и благосклонности своей аудитории, Бехари говорит, что их постоянные разговоры больше походят на лекцию, чем на беседу. «Слишком много хвастовства и желания казаться очень умными, особенными, знающими и интуитивными», — объясняет она.
Это отличается от болтливого и экстравертного человека, который, вероятно, осознает и даже признает, что много говорит, «тогда как разговорчивые нарциссы даже не осознают, что они захватили разговор и сделали все о них», — говорит Бехари.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
4.
Они не связаны с другими людьми
Если разговорный нарцисс не говорит, или кто-то еще не говорит о них, они не заинтересованы. По словам Дурвасулы, они будут казаться явно неудобными, скучающими, презрительными или рассеянными, когда говорят другие люди.
Как ответить разговорчивому нарциссу
Если кто-то ловит себя на том, что разговаривает с разговорчивым нарциссом, есть несколько способов ответить:
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролировать его функции доступности.
1.
Установите границы
«Когда вы знаете, что у кого-то есть эта черта, установите ограничения на ваше общение с ним», — предлагает Бехари. По ее словам, попытка иметь содержательные взаимодействия с кем-то, кто нарциссичен в общении, может быть одинокой.
Если вы решите вступить с ними в разговор, знайте, во что вы ввязываетесь, добавляет Дурвасула, и старайтесь развивать двусторонние отношения.
2.
Ответить эмпатической конфронтацией
Те, кто достаточно смел, могут попробовать то, что Бехари называет эмпатической конфронтацией . Например: «Я ценю, что вы понимаете, через что я прохожу, но я чувствую необходимость поделиться чем-то большим, чтобы выбросить это из моей системы». Затем она рекомендует поручить им слушать. «Настоящий нарцисс был бы полностью оскорблен таким комментарием», — говорит она, но люди с более умеренным нарциссизмом могут хорошо отреагировать в данный момент.
3.
Не принимайте это близко к сердцу
Дурвасула советует не принимать это на свой счет независимо от того, отвечаете ли вы дистанцированием или конфронтацией. «Ты не будешь тем, кто их изменит», — говорит она. «Люди с этим паттерном, как правило, не особенно проницательны». Указание им на это может заставить их защищаться, и они не всегда будут менять свой образ действий.
Психология хорошего разговора — руководство и команды
Нет причин учиться показывать, что вы внимательны, если вы действительно внимательны. Вот как вести беседу, не теряя времени, не скучая и не оскорбляя кого-то.Мы все отлично поговорили. Они были у нас раньше. Мы знаем, каково это. Такой разговор, когда вы уходите, чувствуя себя вовлеченным и вдохновленным, или когда вы чувствуете, что установили настоящую связь, или вас прекрасно поняли. Нет никаких причин, по которым большинство ваших разговоров не могут быть такими.
1. Не работайте одновременно. И я не имею в виду просто положить свой мобильный телефон, планшет, ключи от машины или что-то еще, что у вас в руке. Я имею в виду, присутствовать. Будь в этом моменте. Не думайте о ссоре с начальником. Не думайте о том, что будете есть на ужин. Если вы хотите выйти из разговора, выйдите из него, но не будьте наполовину в нем и наполовину вне его.
2. Используйте открытые вопросы. Начните свои вопросы с кто, что, когда, где, почему или как. Вы получите простой ответ, если зададите сложный вопрос. Если я спрошу вас: «Вы были в ужасе?» вы отреагируете на самое сильное слово в этом предложении – «в ужасе», и ответ будет «Да, я был» или «Нет, я не был». — Ты был зол? — Да, я был очень зол. Пусть описывают. Это они знают. Попробуйте спросить их что-то вроде: «Как это было?» — Каково это? Потому что тогда им, возможно, придется на мгновение остановиться и подумать об этом, и вы получите гораздо более интересный ответ.
3. Плывите по течению . Это означает, что мысли будут приходить вам в голову, и вам нужно позволить им уйти из головы.
4. Не приравнивайте свой опыт к их опыту. Если они говорят о потере члена семьи, не начинайте говорить о времени, когда вы потеряли члена семьи. Если они говорят о проблемах на работе, не говорите им, как сильно вы ненавидите свою работу. Это не одно и то же. Это никогда не то же самое. Все переживания индивидуальны. И что еще более важно, это не о вас. Вам не нужно использовать этот момент, чтобы доказать, насколько вы замечательны или как много вы страдали.
5. Старайтесь не повторяться . Это снисходительно, и это действительно скучно, и мы склонны делать это часто. Особенно в рабочих разговорах или в разговорах с нашими детьми у нас есть что сказать, поэтому мы просто продолжаем перефразировать это снова и снова. Не делай этого.
6. Держитесь подальше от сорняков . Откровенно говоря, людей не волнуют годы, имена, даты, все те детали, которые вы изо всех сил пытаетесь придумать в своем уме. Им все равно. О чем они заботятся, так это о тебе. Им важно, кто вы и что у вас общего.