3. Понятие об умениях и навыках.
Любая д-ть требует использования определенных движений и действий, т.е. навыков. Любая разумная деятельность не сводится к навыку. Умение и навык — это разные уровни овладения деятельностью.
Навык — это движение или простое физическое действие с предметом, орудием, инструментом. Исключение составляют навык чтения, орфограф-е и вычис-е навыки. Умения предст. собой умственные действия по отбору из опыта знаний и выработанных навыков и использованию их в нужной комбинации и последовательности. Умения включают в себя знания, навыки и более простые умения. Структура умения более сложная, чем структура навыка.
Для формирования навыка и умения требуются время и упражнения — многократно целенаправленно повтор. действия. Навыки вырабатываются довольно быстро многократными однообразными повторениями действий, доведениями их до автоматизма. Умения в отличие от навыков формируются медленно, вырабатываются в разнообразных упражнениях с разным содержанием, не автоматизируются.
Признаки сформированности умения: правильность, осознанность и самост. выполнения д-я. Признаки сформир-ти навыка: частичная осознанность и автоматизация тех или иных компонентов действия, правильность, самостоятельность и быстрота его выполнения. При сформ-ти навыка устраняются мышечное напряжение и лишние. Зрительный контроль заменяется мышечным контролем, человек сосредотачивается главным образом не на способах действия, а на обстановке и результатах действий, т.е. его сознание предваряет серии приемов, которые следует использовать.
Навык — это частично автоматизированное действие, не требующее сознательного контроля и спец. волевых усилий для его выполнения. Умение — совок. знаний и навыков, обеспеч. успешное выполнение деятельности. Способность выполнять опр. действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
Механизмами формирования навыков и умений выступают интериоризация и экстериоризация. Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, реального действия к внутр., идеальному. Переход осуществляется благодаря слову учителя, его объяснению, рассказу в процессе деятельности школьников. Имеющиеся у школьника в неразвитой форме способности выступают как предпосылки тех способностей, которые развиваются у него в процессе
Экстериоризация — это переход внутренних уже освоенных действий во внешний план. Результатом экстериоризации являются умения.
Важным механизмом формирования умений и навыков — научение через моделирование(наблюдении учеником за другими людьми), и формирование представлений о том, каким образом это действие должен выполнять он сам. Результатом выступает освоение и выполнение действия.
Формировать навыки и умения могут различные методы обучения, главное — это упражнения, их соверш-е. Важно чтобы формируемые знания отвечали требованиям научности, доступности, наглядности, сознательности, активности обучения. При отборе упражнений следует реализовать ряд принципов: от простых упражнений к сложным, от репродуктивных к творческим, проведение достаточного количества упражнений для отработки навыков. Перед выполнением упражнений желательно провести прогностический контроль: проинформировать учеников о возможных ошибках и способах их предупреждения. Если первые действия выполняются учениками с ошибками, учитель может приостановить работу класса для предупреждения формирования ошибочно усвоенных действий.
На первых этапах не следует ускорять темп работы класса, желательно, чтобы учащиеся рассуждали. Желательно, чтобы контроль за процессом формирования умений и навыков со стороны учителя сопровождался самоконтролем.
Важным психологическим условием выступает психологически грамотное использование похвалы. Эффективная похвала осуществляется обоснованно, учитель конкретизирует действие, за которое хвалит, акцентирует внимание на конкретных результатах учеников, на их поведении во время работы, учитывает усердие и успех в трудных заданиях.
4.Пон. об общении. Мех-мы восприятия человека с чел.Человек живет в обществе, находится под его влиянием, вовлечен в разные виды деятельности, предполагающие общение. Общение выступает как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной д-ти. В общении проявл., формир. и развив. взаимоотношения. Под взаимоотношениями понимают отражение другого человека. Это внутр. состояние, допускающее взаимность. Отношения трактуются как внутреннее состояние, содержанием которого является когнитивное и эмоциональное отражение, вызванное другим человеком.
Сразу после рождения общение у ребенка отсутствует: он не обращается и не откликается при обращении к нему взрослого. Общ.появляется у ребенка на втором месяце жизни. В этот период формируется и потребность в общений (она не является врожденной): интерес и внимание ребенка к взрослому, порождаемые его жизненными нуждами. Потребность в общении со сверстниками появляется на 3 году жизни как нужда ребенка в новых впечатл. Пед. общение понимается как общ. учителя и учеников на уроке и вне урока, способствующее созданию благоприятной псих. атмосферы.
Общ. — это емкое понятие. Оно включает три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией между участниками совместной деятельности. Интерактивная сторона включает взаимодействие общающихся, обмен ими действиями, поступками. Перцептивный аспект общ. включает восприятие, понимание и оценку человека человеком.
Пониманию партнера по общению, того, как он относится к нам как к собеседнику, содействуют психологические механизмы.
Идентификация — это способ понимания другого человека через, сознательное или бессозн. уподобление его характеристикам. Особым способом понимания другого человека является эмпатия. Рефлексия — это осознание того, как нас воспринимает партнер по общению.
Характер общ. зависит от первого впечатления о человеке или информации, первой поступившей о нем (эффект первичности). В случае временного промежутка он с большей вероятностью запомнит информацию об ученике, пришедшую последней (эффект вторичности). Важным фактором, влияющим на отношение к партнеру по общению, является физическая привлекательность последнего (эффект внешности).
Приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия расположен именуется эффектом ореола.
Умения педагога
Умение — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности. Если умения касаются отдельных действий, то их целесообразно называть операциональными. Если речь идет об умениях осуществлять какую-то деятельность (например, учить детей), то их целесообразно называть деятельностными. Такое разделение необходимо для того, чтобы не происходила путаница в понимании соотношений между умениями и навыками. Так, в педагогике и общей психологии умение состоит из ряда навыков, а в прикладной психологии (психологии труда, спорта) сначала образуется умение, которое затем переходит в навык. Очевидно, что в первом случае речь идет о деятельностном умении (например, умение учить), а во втором — об операциональном умении, т. е. умении осуществлять отдельное действие.
Навык — это частично автоматизированное действие (операциональное умение), при выполнении которого отдельные его фрагменты могут уходить из под концентрированного внимания человека, выполняются как бы неосознанно (например, это происходит тогда, когда ученик овладевает скорописью). Деятельностное умение не может автоматизироваться, но оно состоит из ряда навыков (автоматизированных операциональных умений), обеспечивающих выполнение деятельности.
Идеи, из которых учитель исходит, сами по себе не воплощаются в практические решения. Так, знание учителем общего принципа дифференциации учебной работы школьников лишь тогда будет реализовано, когда оно воплотится в некоторый конструктивный проект, задающий «технологию» дифференцированного подхода (разработка учебных заданий разной степени трудности, определение меры помощи учащимся с разной подготовкой, поэтапная отработка у учащихся умения самостоятельно выполнять все более сложные задания и т. п.). Подобного рода конструктивные схемы, воплощающие в себе педагогические идеи, разрабатываются и апробируются в методике обучения тому или иному предмету, в методике воспитательной работы; однако их реализация зависит от конкретных условий работы учителя. <…>
Практическая деятельность учителя есть искусство исполнения, искусство реализации конструктивных решений, принимаемых учителем. То, каким именно способом реализуются конструктивные замыслы учителя, зависит не только от общего состояния дел в данной школе и в данном классе, но и от множества других практических обстоятельств (например, от времени проведения данного урока, наличия необходимого оборудования, дидактических материалов и т. п.).
Одну из первых попыток классифицировать педагогические умения предпринял С. И. Гусев (1927). Он выделял организаторские умения (умение распределить и организовать работу учащихся, заинтересовать их), трудовые (знание элементов труда и методов обучения труду), художественные (способность выражать свои мнения живым, литературным языком), методические (умение организовать умственную деятельность учащихся), общественные (умение вести общественные работы), культурные (сохранение здоровья, интерес и вкус к творчеству).
Затем попытки выделить различные педагогические умения предпринимались неоднократно. Так, Ф. Н. Гоноболин (1965) выделял в качестве основных педагогических умений дидактические, экспрессивные (речевые), перцептивные, суггестивные и академические. А. И. Щербаков (1973) писал об информационных, мобилизующих, развивающих и ориентирующих умениях педагога.
А. Абдуллина выделяет умения по организации учебного процесса и руководству в познавательной деятельности, по воспитательной работе, по политико-просветительной работе и пропаганде педагогических знаний, по изучению и обобщению передового опыта, по анализу и обобщению личного опыта, по самообразовательной работе.
Такой разнобой в наборе необходимых педагогу умений наблюдается и у других авторов.
В настоящий момент наибольшее распространение получила классификация педагогических умений, предложенная Н. В. Кузьминой (1989).
Операциональные умения педагога Н. В. Кузьмина делит на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные), двигательные (включая прикладные).
Конструктивные умения помогают педагогу конструировать, планировать деятельность. К ним относятся: умение отбирать и строить композиционно учебный материал; умение осуществлять перспективное и текущее планирование; умение планировать приобретение и ремонт учебного инвентаря и оборудования; умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией педагогом намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счет организаторских способностей и умений хорошо провести урок.
Организовать процесс обучения — значит соотнести цели по масштабу, значению, временной последовательности их организации, оптимально распределить их между участниками учебного процесса; отобрать необходимую информацию и соотнести ее с целями обучения, выделить в ней главное и второстепенное, общее и частное; скоординировать действия всех участников учебного процесса; выбрать наиболее адекватные для данной ситуации способы побуждения учащихся к учению и т. д.
Педагог должен уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность учащихся. Между тем, по данным Т. П. Невской (1977), более одной трети учителей не смогли назвать наиболее важные организаторские умения, следовательно, не владеют ими.
Менеджерские умения. В последнее время стали писать о менеджерских (управленческих) умениях педагога (Степанова Т. А., 2005). Они включают умение педагога управлять учащимися и умение управлять работой в классе и отчасти домашней работой учеников.
Коммуникативные умения связаны с общением педагога с учащимися, коллегами по работе, с родителями учащихся. Отметим еще одно важное умение учителя — экспрессивное. У учителей, отличающихся экспрессией, наблюдается яркая, выразительная речь, они хорошо отражают через экспрессию свои мысли, эмоциональное состояние, свою волю при предъявлении учащимся требований.
Среди наблюдавшихся нами педагогов оказалась учительница 1-го класса, совершенно не умевшая владеть классом. Она имела педагогический стаж работы в начальной школе, но все время ставился вопрос об ее увольнении как явно не справляющейся со своим делом. Учительница часто повышала голос, требовала дисциплины, но малыши ее совсем не слушались. Даже в присутствии посторонних она хватала их за руки, тащила к доске, но к порядку их призвать не могла: дети вертелись, шумели, переходили с места на место и т. п. Нетрудно было установить, что этот педагог не обладает экспрессивными способностями. Она почти кричала, но это не был тон приказа, пыталась сказать что-то требовательно, строго, но тут же на ее лице не к месту появлялась улыбка. Она читала длинные нотации, а посмотреть на детей внушительно, строго не умела, она совсем не владела ни голосом, ни мимикой. Учительнице была указана одна из основных причин отсутствия у нее дисциплины на уроке — неумение управлять своей экспрессией. В дальнейшем мы проделали с нею ряд упражнений вне класса по овладению интонацией, выражением лица, умением держать себя на уроке, проявляя более ярко и свое недовольство, даже гнев, и ласковость, доброту, одобрение, похвалу и т. п. Дисциплина на ее уроках стала заметно улучшаться. Учительница поняла, в чем ее слабость и в чем сила, настроение у нее поднялось, исчезла излишняя возбудимость и раздражительность. Нарушения дисциплины стали редкими, что отметила и завуч, посещавшая ее уроки. Вместе с тем сама учительница признала, что у нее также исчезла своего рода абстрагированность от детей на уроке, она стала лучше их видеть, слышать, чувствовать, что способствовало установлению нормальных контактов с учащимися.
Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения педагогом двигательных навыков. К ним относятся многие прикладные навыки, проявляемые преподавателями труда, физкультуры, ОБЖ, воспитателями детских садов. Двигательные умения нужны при ремонте оборудования и инвентаря, в туристических походах, при обучении детей подвижным играм, рисованию и пр. Правильный их показ во многом определяет эффективность обучения учащихся.
По мнению ряда ученых, вклад различных видов умений в успешность педагогической деятельности разный. А. П. Акимова главное, «универсальное» значение придает умению решать педагогические, в основном воспитательные, задачи. Т. Д. Андронова считает, что главное — это умение анализировать педагогические явления. По данным Т. П. Василенко (1983), наибольшее значение имеют ориентировочные умения, несколько меньшее — информационные и конструктивные, а организаторские и коммуникативные — в два раза меньшее, чем предыдущие.
Способностей | Психология Вики | Fandom
Способность — это концептуально широкий термин, относящийся к обладанию талантами и навыками, необходимыми для выполнения текущей задачи. Следовательно, это предполагает, что любые необходимые процессы обучения или развития уже достигнуты.
Способность может быть:
Содержание
- 1 Общие синонимы
- 2 Интеллектуальные способности
- 3 Социальные и коммуникативные способности
- 4 Невербальная способность
- 5 Физические способности
- 6 Другие способности
- 7 Оценка
- 8 См. также
Общие синонимы
Навыки, способности и способности схожи, но различны, это описания того, что человек может делать, и их не следует смешивать.
- Навыки — это ретроспективное описание. Навыки описывают то, что человек научился делать в прошлом.
- Способности — настоящее описание. Способности описывают то, что человек может сделать сейчас.
- Способности — это перспективное описание. Способности описывают то, что человек способен делать в будущем. Они описывают то, что человек может научиться делать.
Другими родственными понятиями являются:
- Возможности
- Компетентность
- Компетентность (человеческие ресурсы)
- Инвалидность
- Производительность
- Уровень способности
- Потенциал достижений
Интеллектуальные способности
- Основная статья: Интеллект и способности
Тесты интеллекта обычно измеряют способности как в плане общих, так и конкретных способностей. Иногда их также можно использовать для прогнозирования способностей к обучению в будущем.
- Интеллект
- Экспертиза
- Академические способности
- Когнитивные способности
- Способность к обучению
- Способность к чтению
- Навыки чтения
- Творчество
- Одаренный
- Умные идиоты
Социальные и коммуникативные способности
- Коммуникативные навыки
- Навыки сотрудников
- Невербальная способность
- Возможность приобретения ресурсов
- Социальные навыки
Невербальные способности
- Художественные способности
- Математические способности
- Механические способности
- Двигательные навыки
- Пространственная способность
- Способность к пространственной визуализации
Физические способности
- Баланс (способность)
- Навыки самообслуживания
- Физическая ловкость
- Навыки
Прочие способности
- Повседневная деятельность
- Хронестезия
- Навигация
Оценка
- Тесты способностей
- Адаптивное тестирование
- Меры способностей
См.
также- Аблеизм
- Группировка способностей в образовательных учреждениях
- Потенциал достижений
- Дифференциальная модель одаренности и таланта
- Смешанная способность
- Производительность
Это страница значений неоднозначности: список статей, связанных с тем же названием. Если внутренняя ссылка привела вас на эту страницу, вы можете изменить ссылку, чтобы она указывала непосредственно на предполагаемую статью.
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Определение и значение навыка — Merriam-Webster
1 из 2
Скил
1
а
: способность эффективно и быстро использовать свои знания в исполнении или исполнении
б
: ловкость или координация, особенно при выполнении выученных физических задач
2
: приобретенная способность делать что-либо компетентно : развитая способность или способность
языковые навыки
3
устаревшие : причина, причина
неквалифицированный прилагательное
или без навыков
ˈskill-ləs
неумение существительное
или отсутствие навыков
умение
2 из 2
непереходный глагол
архаичный
: иметь значение : материя, полезность
Синонимы
Существительное
- искусность
- ловкость
- арт
- хитрость
- искусственный
- артистизм
- сообразительность
- ремесло
- хитрый
- ловкость
- мастерство
- умелость
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Существительное Покер это игра удачи и мастерства . Работа сложная и требует много умений . Готовить полезно умение . У него отличные социальные навыки .
Последние примеры в Интернете
В результате навыки и инструменты, необходимые для успешного ландшафтного дизайнера, сильно различаются. — Том Прайс, 9 лет0279 Популярная механика , 15 фев. 2023 Хотя Сакс научил ее основам спортивного вещания с первых уроков чтения с телесуфлера, его наставничество вышло далеко за рамки этого технического навыка отрасли. — Тейлор Хартц, Хартфорд, Курант , 13 февраля 2023 г. Чемпионат мира среди женщин — это праздник футбола и праздник мастерства .0280 и разнообразие в женской игре — не возможность отмыть репутацию правительства, нарушающего права женщин. — Минки Уорден, Forbes , 10 февраля 2023 г. Большая часть исследований устойчивости сосредоточена на формировании навыка в детстве, но устойчивость можно укрепить в любом возрасте. — Келин Сунг, Anchorage Daily News , 3 февраля 2023 г. Правда в том, что наша армия просто не могла решать свои задачи без 9-го0279 умение и самоотверженность всех его членов. — Baltimore Sun , 1 февраля 2023 г. По словам Фаулера, наличие точного орудия для любого случая и навыка его использования было проявлением не только богатства, но и культуры. — ал , 27 января 2023 г. Но это ничего не умаляет соленого блеска диалога, мастерство представлений или удовольствие наблюдать, как неудержимая сила Колина Фаррелла снова и снова врезается в неподвижный объект Брендана Глисона. — Los Angeles Times , 24 января 2023 г. Конечно, обращать внимание — это главный навык писателя. — Майкл Дирда, Washington Post , 20 января 2023 г.
Что является примером программы, помогающей навыку и поиску талантов для компании? — Паоло Конфино, , Fortune , 27 января 2023 г. Еще одним попутным ветром для Udemy, пытающегося расширить свои бизнес-предложения, стал ограниченный рынок труда, на котором компании, которые не могут найти внешних кандидатов, стремятся перевоспитать своих сотрудников. — Джинджу Ли, 9 лет0279 WSJ , 10 февраля 2022 г. Хотя яйца были сделаны из драгоценных материалов, их ценность заключалась не в стоимости конкретных используемых драгоценных камней или металлов (некоторые яйца были сравнительно скромными в этом отношении), а в изобретательности и мастерстве, которые художники привнесли в каждое из них. — Нэнси Гулд Чуда, Town & Country , 11 июня 2021 г. 29 июля молодежь навыков 9Бесплатный лагерь 0280 для мальчиков и девочек пройдет на баскетбольной площадке Кени Вудленд в парке Кени в Хартфорде. — Майк Энтони, , courant. com , 31 мая 2017 г. Лучшие варианты для сокращающегося бизнеса будут включать услуги, которые используют опыт или 90 279 навыков 90 280, которыми уже известен предприниматель. — Эми Линдгрен, Twin Cities , 13 мая 2017 г. Обучение фокусируется на том, что интересно и значимо для каждого ребенка, с необходимым наслоением по навыкам на первом месте, шесть классов разделены на возрастные группы. — Надин Джоли Кортни, Town & Country , 11 октября 2016 г. Иногда вы чувствуете себя дрейфующим в повествовательной Сибири, оставленным мечтать о сжатии и редактировании, о ноже навыках устного историка, который должен быть в ее наборе. — Дуайт Гарнер, New York Times , 24 мая 2016 г. Есть также медицинские инженеры квалифицированы в использовании передового диагностического оборудования и гидроинженеров, чтобы предотвратить наводнение. — Дэвид Хизер, National Geographic , 8 апреля 2016 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «навык». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Существительное
Среднеанглийский skil , от древнескандинавского, отличие, знание; вероятно родственно староанглийскому scylian отделять, sciell shell — больше at shell
Глагол
Среднеанглийское skilen , от древнескандинавского skilja отделять, разделять; сродни древнескандинавскому скилл отличие
Первое известное употребление
Существительное
13 век, в значении, определенном в смысле 3
Глагол
13 век, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование навыка было в 13 веке
Посмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
навыклыжный подъемник
навык
опытный
Посмотреть другие записи поблизости