Умение это в психологии определение – умение — это… Что такое умение?

Умение — это… Что такое Умение?

  • умение — См. опытность …   Словарь синонимов

  • умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Краткий… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умение — Умение  освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.… …   Википедия

  • УМЕНИЕ — УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УМЕНИЕ — УМЕНИЕ, умения, мн. нет, ср. Способность делать что нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. «Нельзя победить врага без умения правильно наступать.» История ВКП(б). «Александр усвоил, наконец, и такт, то есть уменье обращаться с людьми.»… …   Толковый словарь Ушакова

  • УМЕНИЕ — УМЕНИЕ, я, ср. 1. см. уметь. 2. Навык в каком н. деле, опыт. С умением взяться за дело. При умении всё можно сделать. Не числом, а уменьем (о том, что делается немногими, но умелыми). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • умение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN skill …   Справочник технического переводчика

  • умение — • большое умение • удивительное умение …   Словарь русской идиоматики

  • Умение — – способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что то делать при частом его повторении и закреплении превращается в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • умение — ▲ способность ↑ который, сформироваться умение выработанная способность (освоенный способ) выполнения каких л. действий; подготовленность к действиям (владеть умением). переимчивый. осваивать (# специальность). ↓ мастерство с …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    НАВЫК — Большой психологический словарь

    (англ. habit, skill).

    1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного

    внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. — один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)

    2. Н. (трудовых движений) — приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. — это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также

    ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК, Интерференция навыков, Перенос, Привычка
    ).

    Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

    gufo.me

    Психологический словарь — умение

    Умение

    умение

    Категория. Этап формирования двигательного навыка.

    Специфика. Способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.

    См. в других словарях

    1.

      (англ. ability, skill) промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом…

    Большой психологический словарь

    2.

      способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. …

    Краткий словарь психологических терминов

    3.

      освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов. …

    Словарь практического психолога

    4.

      это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков (К.К. Платонов). …

    Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

    навык — это… Что такое навык?

    — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

    1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

    2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

    Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

    В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

    Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

    Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

    Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

    Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

    Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

    Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

    Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

    Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

    На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

    1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

    2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;

    3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

    Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.


    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

    psychology.academic.ru

    Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки

    Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки

    Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия. Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20–21].

    Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому.

    Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

    В-третьих, понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

    Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность».

    Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

    Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

    К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками. Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию.

    Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.

    Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности – это возможность, – говорит А. В. Петровский, – а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» [53, с. 208].

    Способность к овладению той или иной деятельностью у различных людей различна. Если человек не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему для осуществления конкретной деятельности, это означает полное отсутствие у него способностей к этому виду деятельности. Вполне вероятно, что такому человеку потребуется больше времени на овладение знаниями, умениями и навыками, чтобы ему было под силу выполнить эту деятельность, а педагогам потребуется больше усилий для его обучения [62, с. 421].

    Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

    Способности тесно связаны с общей направленностью личности, интересами и склонностями человека.

    В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения важнейшим моментом является сенситивный возраст, который благоприятствует формированию тех или иных способностей. Это присущий возрастному периоду ребенка оптимальный срок формирования определенных психологических свойств и психических процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение недостаточно эффективно и может неблагоприятно повлиять на развитие психологии ребенка. Для развития, например, общих способностей средний сенситивный возраст составляет период 6–7 лет от рождения.

    Способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, делятся на две большие группы: общие и специальные способности.

    Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психологических процессах. Овладение определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте. В подростковом (отроческом) возрасте (от 11–12 до 14–16 лет) общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст, согласно Ж. Пиаже, является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли. При соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Однако широкий диапазон индивидуальных различий приводит к тому, что одни люди обладают таким мышлением уже в 10–11 лет, другие же не способны к этому и во взрослом возрасте [50].

    Специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, математической, спортивной, военной и т. п.

    В юношеском возрасте (от 14–15 до 18–19 лет) наступает период первичной социализации, происходит выбор и в большинстве случаев – обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственные интересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонны преувеличивать свои умственные способности. Н. С. Лейтес отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли [36]. У них развиваются творческие способности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этом возрасте еще больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов, в способностях обучаемых.

    Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных (психических) процессов (ощущение, восприятие, представление, память, речь, мышление, внимание). Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида. Это хорошо показано В. А. Крутецким на примере развития математических способностей. Изучая математические способности, В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимы [33]:

    ? активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

    ? некоторые характерологические черты, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также интеллект;

    ? благоприятное психическое состояние во время деятельности;

    ? определенные знания, умения и навыки в соответствующей области;

    ? определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

    Первые четыре из названных пунктов отражают общие психологические свойства, необходимые для всякой деятельности. В пятом пункте указаны качества личности как специфичные составляющие математических способностей.

    В последнее время в особую группу стали выделять и способности к общению, взаимодействию с людьми. Эти способности в наибольшей степени обусловлены социально и рассматриваются в п. «Способность к общению и ее значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств».

    Способности можно различать по степени их проявления в той или иной деятельности. Различают четыре уровня способностей:

    1) репродуктивный;

    2) творческий;

    3) высокий;

    4) наивысший.

    На репродуктивном уровне человек формирует умения усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам (например, умение решать математические задачи, вытачивать детали по образцам и т. п.).

    На творческом уровне человек создает новое, оригинальное. Сперва в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны. Эти элементы развиваются, совершенствуются, на основе чего формируется творческая деятельность. Таким образом, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивные элементы.

    На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов и т. д. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, талантливы (способности у них на уровне таланта).

    Наивысший уровень развития способностей предполагает создание человеком оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны.

    Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитых, но заявляющих о себе при первых пробах деятельности. Очень важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы начать формировать их способности, не пропустить сенситивный возраст. Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий. Согласно А. Анастази, индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.

    Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

    Врожденными задатками называются такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на схожесть общих черт, отличаются друг от друга психическими состояниями и стилем поведения, что объясняется не только влиянием среды, но и воздействием наследственности, генетическим влиянием.

    Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. Эти знания по элементарной математике по отношению к высшим математическим способностям будут выступать как задатки.

    И конечно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Навык — это… Значение психологического термина — Психология закономерностей

    Навык пояснение

    НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

    1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

    2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

    Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

    В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

    Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

    Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

    Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

    Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

    Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

    Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

    Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

    Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

    На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

    1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

    2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;

    3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

    Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.


    ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

    psiho-zakon.ru

    Знание, умение и навыки — Общая психология Библиотека русских учебников

    Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний — организовывать и регулировать практическую ди ияльнистть.

    Знание — это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания

    Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде вс это получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании ин рукции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно получить из специальной литературы и использовать их, работая с устройствомистроєм.

    Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний

    Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности является умение и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие вв полагают, что умение возникают раньше навичок.

    Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умение. Так, умение иногда сводят к знанию определенного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не умение, а лишь предпосылка для его возникнут ние. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым д освидом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения — это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обхождении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение — мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широ кого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельностьяльність.

    Итак, умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных п пунктах и ??конечной целейі.

    Существование большого количества видов деятельности обусловливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, плана. Уват и контролировать деятельность и т.п.), так и отличительные особенности, которые обуславливаются содержанием того или иного вида деятельностиі.

    Поскольку деятельность состоит из разнообразных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем совершеннее есть механизмы и устройства, которыми необходимо в управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человеки.

    Навык — это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

    навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать и автоматизированный компонент диї.

    В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для н нее способы ее выполнения, не сосредотачивая специально внимания на выполнении отдельных операции.

    Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а сп прямовуеться на выполнение сложных задач.

    При автоматизации действий и операций их превращения в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, который называю ют умением (например, сложная система движений пишущего текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные и движения исчезают, а количество ошибочных резко падаетає.

    Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивной. Скорость выполнения д действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировокнь.

    Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал. НО. Бернштейн переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизмму.

    Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от уз згоджености к противодействию, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, отвечает знает системе движений, принадлежащих к другой навыки б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец ь одной навыки являются фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, принадлежащих к одной навыки, супер чить, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыки б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, принадлежащих к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении новой навыки автоматически возникают движения, характерн и для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для новой навыки) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматы зации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезаетикає.

    Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того в, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизму.

    Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем за регуляцию таких действий осуществляется оптим минимальной управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, т.е. получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется за ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держание карандаша в руке и выполнение элементарных движений ру кой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, которые меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-либо руками означ ае, что человек, имеющий такие умения, будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет са вміє сам.

    Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохранил теряя при этом неизменным конечный результат. Умелая человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими учеб ними средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуацииї.

    Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль-это главное, что отличает умение в от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозгазку.

    Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть спе ециальни виды деятельности (например, спортивные), вполне построены на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информ ацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать и, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего проявляются в творческой работе, связанной с оде ржание идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирование и проявление умений ь в чистом видеу вигляді.

    Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки. ВМИ инь и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качествасті.

    Еще один элемент деятельности — привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какого-либо ь задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка есть негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не завж ди является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, имеющими положительное влияние на фо рмування личности в целомагалом.

    uchebnikirus.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *