Как вести переговоры и добиться взаимовыгодных отношений
Переговоры — это обмен мнениями и умелое «жонглирование» аргументами, как в бизнесе, так и в обычной жизни. Мы каждый день договариваемся, спорим и приходим к соглашению. А чтобы уметь договариваться взаимовыгодно и избегать конфликтов, нужно научиться грамотно вести разговор с собеседником. В этой статье мы подробно разобрали этапы ведения переговоров, выделили основные роли оппонентов и составили список советов, которые помогут вам разрешить практически любую ситуацию.
- Что такое переговоры
- Функции переговоров
- Виды переговоров
- Позиционные переговоры org/ListItem»> Рациональные переговоры
- Деловые переговоры и их виды
- Виды деловых переговоров
- Формы проведения переговоров
- Как вести переговоры
- Подготовка и планирование
- Мнения двух сторон
- Обсуждение
- Принятие решения и достижение согласия org/ListItem»> Роли участников переговоров
- Лидер
- Заместитель лидера
- Наблюдатель
- Хороший парень
- Плохой парень
- Оптимизатор
- Правила ведения деловых переговоров
- Эффективный переговорный процесс: советы org/ListItem»> Заключение
Что такое переговоры
Переговоры — это общение представителей двух сторон для достижения общей цели и заключения сотрудничества.
Каждый день люди общаются между собой и сталкиваются с возражениями, которые нужно решить, например, сколько купить помидоров на салат и какой фильм выбрать на вечер. В бизнесе вы общаетесь с коллегами, заказчиками, клиентами и инвесторами и тоже ведете переговоры, где каждая сторона преследует свои цели.
Переговоры помогают:
- Найти единомышленников и инвесторов.
- Создать базу лояльных контактов.
- Прийти к компромиссу.
- Устранить конфликт.
- Показать свою силу, а именно — продавить свой вариант решения и одержать победу.
Цель переговоров — установить выгодные отношения и найти решение проблемы.
Функции переговоров
Далее рассмотрим функции переговоров и их пользу.
- Совместный поиск решения проблемы. Оппоненты не должны конфликтовать, а наоборот — с уважением относиться как к своим, так и к чужим интересам.
- Информирование. Получение данных о том, как стороны видят проблему, какое решение могут предложить и на каких условиях готовы сотрудничать.
- Коммуникация налаживает и укрепляет отношения партнеров.
- Регулирование. Переговоры координируют действия участников и направляют их на решение общей проблемы — так, чтобы личные обиды не мешали процессу.
- Пропаганда. Компания создает описание своей деятельности и миссии, о которых будет рассказывать общественности для привлечения союзников.
Виды переговоров
В этом разделе мы рассмотрим основные виды и типы переговоров, их стили и формат.
Основная классификация переговоров выделяет два вида — позиционные и рациональные.
Позиционные переговоры
В этом варианте переговоров нужно понять позиции обеих сторон и обсудить взгляд на решение проблемы.
Формат позиционных переговоров бывает двух видов:
- Мягкий — помогает достигнуть соглашения и сохранить благоприятные отношения. Иногда это может привести к неэффективным решениям, когда стороны идут на уступки для получения компромисса.
- Жесткий — каждая из сторон стоит на своем, игнорируя позицию собеседника.
К примеру, обсуждение стоимости аренды помещения, когда арендатор просит снизить цену, а арендодатель уже озвучил свою позицию. Оппоненты могут прийти к консенсусу, при этом согласившись на уступки, или так и не достичь положительного результата.
Наиболее успешная стратегия в позиционных переговорах — это баланс между двух форматов, а именно стремление достичь желаемого результата, при этом сохранив положительные отношения с оппонентом. В конце статьи вы найдете полезные советы и рекомендации, как грамотно провести переговоры.
Рациональные переговоры
Их также называют принципиальными переговорами, в которых важно обсудить и изучить интересы всех сторон. Партнеры разрабатывают варианты решений и добиваются эффективных результатов. Каждый из них всегда выигрывает больше, чем теряет — в отличие от позиционных переговоров.
Участники могут пригласить третью сторону для оценки решения — экспертов, экономистов, посредников или аналитиков.
Примеры рациональных переговоров. Выстраивание и поддержание международных отношений или создание общего бизнеса — например, компания по производству спортивного питания и поставщик товаров для фитнеса открывают центр, специализирующийся на пропаганде здорового образа жизни и сопутствующем ассортименте.
Обратной стороной принципиальных переговоров в международных отношениях могут быть сепаратные переговоры, которые ведутся с противником втайне от государств-союзников или же без их согласия, например, для решения военных вопросов.
Как правильно вести переговоры:
- Обозначить интересы двух сторон и предмет переговоров. Постарайтесь поставить себя на место партнера и увидеть проблему с его стороны, а в случае каких-то сомнений — сразу же обговорить детали.
- Чтобы достичь соглашения — сосредоточьтесь на общих интересах, а не на разнице в позициях.
- Проработайте взаимовыгодные условия и варианты решения проблемы. Не бойтесь предложить «глупую», по вашему мнению, идею. Совместное обсуждение можно сравнить с мозговым штурмом, который помогает найти уникальные и интересные бизнес-решения.
- Оценивайте результат переговоров по объективным критериям — к ним можно отнести, например, доступную статистику рынка и данные о ценообразовании.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Деловые переговоры и их виды
Деловые переговоры — это форма делового общения между партнерами, она направлена на поиск конструктивного подхода к решению проблемы, заключение договоров и сделок и решение спорных вопросов.
Переговоры могут проходить на любой площадке: у вас в офисе, на территории оппонента или на нейтральной локации. Это будет зависеть от нескольких факторов: предоставление информации и документов, удобство и пожелания участников, характер беседы, настроение оппонента — это может быть страх или неуверенность, если переговоры проходят на чужой территории.
Чтобы все участники чувствовали себя комфортно — заранее согласуйте место встречи и подготовьте напитки, ручки и блокноты, а также предусмотрите перерыв, например, кофе-брейк.
Согласно исследованиям, голодный человек концентрируется на своих потребностях и не идет на компромиссы, в то время, как сытый более лоялен и внимателен к участникам переговоров. Поэтому очень часто начало беседы проводят в ресторане или кафе.
Виды деловых переговоров
- Официальные — придерживаются протокола и строгой процедуры проведения. Например, принятие сотрудника на работу или заключение сделки с поставщиком.
- Неофициальные не предусматривают подписания документов и скорее напоминают непринужденную беседу. К примеру, обсуждение задач команды разработчиков или генерация идей развития с партнером.
- Внутренние — встреча с сотрудниками или руководителями внутри компании. Решение вопросов о проведении корпоратива или обсуждение годовых отчетов.
- Внешние — это взаимоотношения с клиентами, партнерами, поставщиками и инвесторами.
Формы проведения переговоров
Ведение деловых переговоров можно разбить на несколько форм. Давайте рассмотрим их особенности.
Характеристики | Конструктивная беседа | Убеждающая беседа | Инструктивная беседа | Спор | Дискуссия |
Цель | Найти компромисс и прийти к общему решению | Убедить оппонента в своей правоте разными способами | Использовать инструкции и наставления для утверждения своей позиции | Отстоять свою точку зрения | Исследовать и обсудить спорные вопросы, чтобы найти истину |
Владение информацией и анализ ситуации | Берется вся доступная информация для поиска решения | Приводятся примеры или убеждающие аргументы | Используются инструкции, справки, наставления, где оппонент четко описывает действия для всех участников | Словесное состязание, где могут отсутствовать подтверждающие данные для принятия итогового решения | Выслушиваются мнения всех сторон, изучаются сопутствующие документы |
Ход переговоров | Собеседники прислушиваются друг к другу и обмениваются мнением и рассказывают о своих ресурсах | Оппонент не прислушивается к мнению другого и старается переманить его на свою сторону | Один из участников предоставляет инструкцию о том, как можно и нужно действовать | Оппоненты не слышат друг друга и стоят на своих позициях | Все участники беседы стараются найти истину и разобраться в проблеме |
Пример | Заключение сделки с крупным клиентом | Руководитель команды доказывает директору компании, как нужно разрабатывать продукт | Подписание договора с банком для получения ипотеки | В спор могут уйти любые переговоры. Пример: партнеры не могут решить, с каким поставщиком выгоднее сотрудничать | Руководитель и сотрудник решают вопрос, как посчитать переработку последнего |
Как вести переговоры
В этом разделе подробно разберемся, что из себя представляет структура переговоров и как подготовиться к беседе с оппонентом.
Подготовка и планирование
Для начала обсудите с оппонентом, сколько человек будет участвовать в переговорах и какие есть пожелания по формату беседы. Соберите данные обо всех участниках — ФИО и должность, чтобы вы знали, как к ним обращаться. Обсудите интересы сторон и результаты, которых вы хотите добиться.
После этого переходите к выбору места для встречи и времени. Лучше обсуждать дела в первой половине дня — на свежую голову, пока еще не накопились дела и усталость. Проговорите с оппонентом, когда и где ему было бы удобнее встретиться — или сразу предложите свой вариант, но обязательно расскажите, почему именно там и тогда лучше всего провести беседу.
Определитесь, в каком виде будет представлена информация — презентация, фильм, документ или показ продукта. Исходя из этого, найдите необходимое оборудование — проектор, телевизор, компьютер или копии договора в достаточном количестве.
Подготовьте план действий: основной текст-шпаргалку с тезисами, возможными вопросами и ответами — например, отчеты, таблицы или подтверждающие документы, а также варианты решения проблемы.
Не забудьте, что на важную встречу нужно приходить опрятным и чистым. Встречают по одежке, поэтому продумайте свой образ заранее. Это необязательно должен быть костюм или вечернее платье — все зависит от общей обстановки и дресс-кода остальных участников.
Чтобы переговоры проходили комфортно — начинайте беседу с простых вопросов. Когда почувствуете дружественную и спокойную атмосфера, переходите в главному вопросу. Все участники с большей легкостью смогут услышать и понять мнения обеих сторон.
Мнения двух сторон
На этом этапе важно выслушать оппонента — и не бояться в спорных моментах задавать уточняющие вопросы.
Помните! Ваш оппонент — такой же человек, со своими потребностями, мыслями и чувствами. Он так же переживает и волнуется, в чем-то сомневается. Поэтому во время беседы помогайте друг другу и поддерживайте.
Пока вторая сторона приводит аргументы и делится идеями — помечайте ключевые тезисы или включите диктофон, чтобы после встречи вы смогли еще раз прокрутить в голове варианты решения проблемы.
Во время своей речи старайтесь не отклоняться от темы и изначального плана выступления, не добавляйте в рассказ лишнюю «воду».
Обсуждение
Когда перейдете к главному, а именно — поиску решения проблемы, будьте аккуратны, не уходите в спор и не повышайте голос. Уважайте своего собеседника, постарайтесь в спокойном тоне обсудить взаимовыгоду.
Если оппонент нервничает, переключите на время его внимание — расскажите об обратной стороне «хорошего», по его мнению, решения. Если подобного аргумента у вас нет, просто предложите сделать небольшой перерыв. Помните, ваша цель — достичь соглашения на выгодных для всех сторон условиях.
Принятие решения и достижение согласия
Когда придете к согласию, переходите к подписанию договора. Это можно сделать на месте или через несколько дней — как только одна из сторон подготовит бумаги. Все нюансы оговаривается на встрече, где обе стороны обозначают сроки, утверждают окончательное решение и выбирают критерии для оценки его эффективности.
Роли участников переговоров
В ходе изучения книг о бизнесе, таких авторов, как Ивар Унт или Роджер Фишер, мы узнали о психологических портретах участников переговоров и решили рассказать о них в этом разделе.
Лидер
Уверенный в себе человек, у которого хорошо поставлена речь. Он берет на себя инициативу для ведения переговоров и говорит от лица всей команды.
Чтобы с ним сотрудничать и быть на одной волне — переключайте внимание на себя, задавайте дополнительные вопросы, приводите аргументы, приглашайте третью сторону для подтверждения ваших мыслей и идей оппонента. Узнайте, каких результатов хочет добиться лидер — и в некоторых вопросах пойдите на уступки, при этом продумав ход, благодаря которому вы сможете выиграть так же, как и ваш оппонент.
Заместитель лидера
Обычно этот человек внимательно слушает и следит за ходом переговоров. Это может быть адвокат, экономист или партнер по бизнесу. Он поддерживает и подсказывает своему руководителю, что нужно делать дальше и как лучше поступить. Также он способен модерировать ход разговора и привлекать внимание к важным для него деталям. Например, к тем, которые вы решили не затрагивать во время основной беседы — а значит, можете быть не готовы ответить на его вопрос.
Придерживайтесь своего плана и не уводите беседу в другое русло. Скажите, что все дополнительные вопросы можно обсудить при следующей встрече — или же вы предоставите подробный ответ в течение нескольких дней. Если вы заранее знаете, что на переговорах будет такой противник — подготовьте по каждому абзацу презентации несколько развернутых ответов.
Наблюдатель
Как следует из названия, этот человек наблюдает за происходящим и анализирует полученную информацию и нюансы поведения обеих сторон. Это может быть аналитик или помощник руководителя, который записывает тезисы и старается «раскусить» интересы оппонентов.
Чтобы понять мысли наблюдателя, периодически вовлекайте его в процесс обсуждения — можно задавать вопросы и интересоваться его мнением.
Хороший парень
Открытый и коммуникабельный человек, который много жестикулирует и улыбается. Оппоненты проникаются к нему симпатией и доверием, что чревато потерей бдительности в сложных вопросах. Это может быть директор или доверенное лицо, у которого только одна задача — отвлечь вас.
В течение всей встречи у вас будет приятное ощущение от переговоров, но когда вы закончите, может оказаться, что вас «провели». Поэтому переключайте свое внимание на других участников беседы и задавайте им вопросы.
Плохой парень
Самоуверенный и дерзкий человек, который с удовольствием будет вас перебивать и постоянно высказывать негатив. Такое поведение ведет к конфликту, но этот человек играет на том, что вы дадите слабину и примете сторону оппонента.
Не поддавайтесь на его провокации, не проявляйте ответную агрессию, ведите себя спокойно. Попробуйте переключить внимание на других участников разговора, а если по какой-то причине не получается этого сделать — отвечайте на вопросы «плохого парня», делая упор на статистические данные, с которыми сложно спорить.
Оптимизатор
Спокойный и сосредоточенный человек, который анализирует аргументы обеих сторон. Он, как посредник, помогает выйти из тупиковых ситуаций и указать на неточность в позиции одного из участников.
Если перед вами сидит оптимизатор — старайтесь поддерживать его и внимательно прислушиваться, так как он помогает оппонентам договориться и прийти к единому решению.
Правила ведения деловых переговоров
- Ставьте реальные цели и задачи. Например, если хотите привлечь инвестора, оцените его капитал и подумайте над максимальной и минимальной суммой, которую он готов вложить.
- Старайтесь придерживаться демократического общения, не показывайте свою власть и авторитет, чтобы лишний раз не настроить против себя собеседника.
- Изучите бэкграунд вашего будущего оппонента. Прочитайте о нем в социальных сетях или поищите данные через поисковые сети, а также опросите знакомых. Проанализируйте и выясните, в чем заключаются слабые и сильные стороны собеседника, какие у него интересы и потребности, а также оцените его финансовое состояние. Если вы занимаетесь производством радиоуправляемых поездов, а у будущего инвестора в холле компании стоит железная дорога — возможно, вы быстрее сможете договориться с ним.
- Выступая с речью перед оппонентом, подкрепляйте свои слова точными цифрами. Люди хотят четко понимать, сколько денег они потратят и когда получат прибыль.
- Задавайте вопросы и переспрашивайте, если что-то непонятно. Если вы и ваш собеседник работаете в разных сферах или у вас большая разница в возрасте — вы можете не с первого слова найти общий язык.
- Записывайте тезисы и важную информацию. Это поможет избежать неоднозначности — а если она и появится, в конце беседы вы сможете задать дополнительные вопросы, опираясь на свои заметки.
- Не оправдывайтесь перед оппонентом и не показывайте свою слабость. Если вы запутались в каком-то ответе — успокойтесь, выпейте воды и начните заново.
- Избегайте конфликтов и споров. Если собеседник намеренно провоцирует конфликт — перенаправьте беседу в другое русло.
- Если разговор затянулся, возьмите перерыв, чтобы разрядить обстановку. Заключение договора с крупной компанией может потребовать не одной, а нескольких встреч — поэтому не переживайте, если в первый раз вы не пришли к соглашению.
- Избегайте навязчивости и давайте оппоненту время обдумать ваши слова для принятия взвешенного решения.
- Выполняйте обещания. Например, если вы прогнозируете окупаемость бизнеса через год — добейтесь этого.
Памятка. Можно немного схитрить и запросить сумму покрупнее, чтобы потом снизить ее до желаемой.
Эффективный переговорный процесс: советы
Мы собрали несколько эффективных советов, как правильно вести переговоры.
- Придерживайтесь правил этикета, будьте вежливы с собеседником.
- Старайтесь предугадать действия оппонента, в этом вам поможет заранее подготовленный план. Так вы сможете плавно подвести собеседника к нужному вопросу и четко дать на него ответ.
- Не пренебрегайте мнением оппонента, вслушивайтесь в то, что он говорит и чего сейчас хочет.
- Чтобы не возникало конфликтов — в начале разговора определите цель и задачи, которые будут обсуждаться на встрече.
- Если вы отошли от темы и ваш оппонент поправляет вас — воспринимайте это спокойно и возвращайтесь к главному вопросу.
- Помогайте собеседнику развивать мысль, если он что-то не объяснил или предпочел специально не останавливаться на каком-то моменте.
- Если в разгар переговоров вы понимаете, что вас захлестывают эмоции — скажите об этом спокойно и сделайте перерыв.
- Чтобы достичь понимания, подводите промежуточные итоги. Это также поможет участникам увидеть, что разговор вышел за рамки изначальной темы и нужно вернуться к основному вопросу.
Заключение
В этой статье мы разобрали ведение переговоров, их особенности и правила. Чтобы грамотно и эффективно провести встречу, избегайте подобных ситуаций:
- Вы нервничаете и суетитесь.
- Не обозначаете цели и задачи в начале разговора.
- Ничего не знаете о своем оппоненте и остальных участниках переговоров.
- Вы не подготовили план, как провести беседу.
- Не можете подтвердить свои слова из-за отсутствия данных, отчетов и таблиц.
- Провоцируете конфликтную ситуацию.
- Показываете всем своим видом, что вам неинтересно и пора бы уже заканчивать.
А после успешного проведения переговоров не забывайте рассказывать о своей деятельности инвесторам и клиентам с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, web push, Viber и SMS, а также чат-ботов в мессенджерах Telegram, Facebook Messenger и ВКонтакте!
Техника проведения собеседования или интервью — Work.
uaПочему интервью так важно, как подготовиться к собеседованию, как вести себя во время собеседования, о чём стоит спросить — это круг вопросов, которые рассмотрены в статье.
Если вы наняли неудачного работника, то виноваты в этом только вы. Значит, вы не смогли распознать его во время интервью. Мы приводим практические техники интервьюирования, которые помогут вам использовать адекватный тип вопросов, необходимый стиль общения и дадут возможность собрать максимум информации о кандидате.
Многие статьи, касающиеся темы проведения собеседований, ориентируются на потребности работников. Потенциальным кандидатам дается много практических советов, обсуждаются техники поведения на интервью и др. Тем не менее вопрос проведения интервью важен и для второй стороны — потенциальных работодателей. Техникой проведения интервью должны владеть не только работники отдела кадров, HR-менеджеры, высшее руководство, но и начальники других линейных и структурных подразделений компании. Практика консультантов по карьере показывает, если специалисты из отдела кадров проходят соответствующую подготовку, то начальники различных линейных отделов такой подготовки обычно не имеют, хотя их часто подключают к процессу проведения собеседований с теми кандидатами, которые потом могут стать их подчиненными.
Почему интервью так важно?
Отдел кадров отвечает за поиск и подбор специалистов, верифицирует данные резюме, при необходимости собирает дополнительную информацию о кандидате и др. Если все нормально, то затем с этими кандидатами встречается тот менеджер, в отделе которого он будет работать. Важно абсолютно четко отдавать себе отчет в том, что вам, как начальнику отдела, вплотную работать с теми людьми, которых вы принимаете на работу. Именно поэтому, вы должны быть профессионалом в ведении интервью с возможным работником. Другая причина скрывается в том, что принимаемое вами решение отражает ваши способности руководителя. Каков бы ни был выбор (хорош или плох), он непосредственно отражается на вас. Ведь тот человек, которого вы взяли на работу, будет общаться не только с вами, но и с вашим начальником, коллегами, вашими подчиненными и клиентами вашей компании. В ходе интервью вы должны убедиться, что кандидат, которого вы предполагаете взять на работу, будет хорошо исполнять свои должностные обязанности, сумеет найти общий язык с коллегами и сработается лично с вами.
Подготовка к собеседованию
Перед тем, как проводить собеседование с кандидатами, вам следует приготовить несколько общих вопросов. Наверняка вам потребуется некоторое время, чтобы внимательно изучить резюме каждого кандидата. Это поможет вам приготовить те вопросы, которые напрямую соответствуют трудовой биографии каждого кандидата, например:
- Что вам больше всего нравилось, когда вы работали в компании X?
- Что вам меньше всего нравилось, когда вы работали в компании Х?
- Расскажите мне о вашем начальнике в компании Х.
Как вести себя во время интервью?
Ваше собственное поведение во время интервью так же важно, как и поведение самих кандидатов. Вам нужно добиться того, чтобы ваши собеседники чувствовали себя достаточно свободно в разговоре, что поможет вам добиться от них более честных ответов. Однако если вы не принадлежите к типу менеджеров, которые могут действовать и общаться со своими подчиненными расслабленно, то не следует противиться вашему обычному стилю поведения. Не забывайте лишь следующее: решение о том, насколько потенциальный кандидат соответствует предлагаемому месту работы, зависит не только от того, как он себя покажет, но и от вас лично. И тот факт, подходит ли этот кандидат на эту должность, необходимо выяснить именно во время собеседования с ним. При этом очень важно быть вежливым и внимательным. Плохо, когда вы заставляете вашего собеседника ожидать вас в приемной или когда вы во время беседы с ним то и дело начинаете говорить по телефону или отвечать на звонки. Ведь этот человек, с которым вы беседуете, быть может, будет у вас работать. И не исключено, что и вы когда-нибудь станете работать у него — ведь современный мир так изменчив.
Искусство проведения интервью
Ключом к компетентному проведению собеседования является сбор информации. И нет ничего более важного, чем умение проявлять гибкость при постановке вопросов. Вы должны вести процесс собеседования очень профессионально, гладко и комфортно. В какой-либо одной ситуации определенный стиль проведения собеседования может оказаться вполне подходящим, но в то же время в иной обстановке он может привести к тому, что вы станете получать неверную информацию или, что еще хуже, вообще никакой необходимой информации. Ниже предлагаются 12 способов, которые помогут вам адекватно отвечать на меняющуюся обстановку, использовать необходимый стиль и получить максимум необходимой информации.
Вопросы, требующие краткого ответа (общие вопросы)
Это тип вопросов, которые очень часто задают и которыми очень часто злоупотребляют. Как часто вам приходилось слышать, когда интервьюеры задают, например, такой общий вопрос, как «Можете ли вы работать в условиях прессинга?». На такой вопрос возможны лишь ответы «да» или «нет», но кто же даст отрицательный ответ. Тем самым интервьюер не получает никакой информации, которая могла бы помочь оценить данного кандидата в сравнении с остальными. Хотя такие вопросы — не самый подходящий способ проведения собеседования, все же они могут принести свою пользу. Общие вопросы подходят в тех случаях, когда вы хотите подтвердить тот или иной факт или проверить полученную ранее информацию. Пример общих вопросов: «Вы можете начать работать уже в этот понедельник?», «Так вы работали в компании Xerox на протяжении десяти лет?». Также вы можете использовать этот тип вопроса для того, чтобы внести некоторое разнообразие в беседу в случае, когда вам нужно задать целый ряд вопросов на одну и ту же тему.
Вопросы, требующие развернутого ответа (открытые вопросы)
Логически подобный тип вопросов является противоположностью первому типу. Отвечая на открытый вопрос, кандидат не сможет обойтись однозначным ответом, поэтому ответ предполагается развернутым. Например, такой вопрос, как «Насколько успешно получается у вас работать в условиях прессинга?», является открытым вопросом, который предполагает, что кандидат будет давать подробный ответ. Опыт показывает, что этот тип вопроса предпочтительнее общего вопроса, он ставит кандидата в такую ситуацию, в которой он вынужден рассказывать, приводить примеры, а вам остается только слушать. Такие вопросы обычно начинаются с таких слов, как «Мне бы очень хотелось послушать о том, как вы…», «Любопытно узнать…», «Не могли бы вы рассказать мне…».
Вопросы о предыдущем опыте работы
Подобный способ в последнее время стал представлять собой отдельный стиль проведения собеседования. Вопросы о предыдущем опыте работы основываются на предположении, что действия, совершенные в прошлом, могут предопределять действия в будущем. То есть считается, что человек будет трудиться на новом месте работы так же, как он трудился и на предыдущих работах. Эти вопросы являются открытыми по своей логической структуре, однако центром внимания в них становятся примеры из прошлого опыта кандидата. Обычно подобные вопросы начинаются с таких фраз, как «Расскажите мне о том, как вы…», «Приведите мне пример того, как…», «А когда вы занимали должность…». Задавать такие вопросы следует в самом начале собеседования для того, чтобы кандидат сразу понял, что от него требуются подробные детали из его прошлого опыта. В таком случае у него не будет соблазна вводить своего интервьюера в заблуждение по ходу собеседования. Вопросы о предыдущем опыте работы создают правильную установку для кандидата.
Вопросы о слабых сторонах кандидата
В процессе собеседования очень часто возникает искушение поверить в то, что если кандидат силен в какой-то одной области, то значит, и в других сферах он может показывать блестящие результаты. Однако далеко не всегда так происходит. В тот момент, когда над головой кандидата начинает сиять нимб и хор ангелов, воспевающих его достоинства, начинает заглушать даже телефонные звонки, принимаемые вашим секретарем, самое время перекреститься и очнуться от этого искусительного блаженства — пора попытаться обратить внимание на слабые стороны кандидата. В этом случае хорошо попробовать следующий вопрос: «Ну что ж, все это прекрасно. Ну а можете ли вы припомнить какой-нибудь случай из своей практики, когда вы не были на высоте?» или «Ну а теперь, не могли бы вы мне привести пример того, чем бы сами не стали бы гордиться?».
Раскрытие негативных черт кандидата
Выяснив, что у кандидата есть некоторые слабые стороны, вы можете удовлетвориться этим открытием и продолжать собеседование дальше. Но может случиться и такая ситуация, когда ответ кандидата вызовет у вас беспокойство и вы посчитаете важным раскрыть негативные черты вашего собеседника. Например, кандидат рассказал вам о случае на одной из своих предыдущих работ, когда он для достижения определенной цели посчитал необходимым действовать в обход своего непосредственного начальника. Здесь вам, как менеджеру, надо будет хорошенько задуматься над тем, что если такое поведение характерно для этого человека, то вряд ли это будет разумным — приглашать его работать в вашей команде. Соответственно, вам необходимо будет предпринять усилия, чтобы глубже раскрыть негативные черты этого кандидата. Здесь можно использовать такую фразу, как «Это интересно, знаете ли. Давайте еще поговорим о тех случаях в вашей практике, когда вам приходилось…». Дальнейший разговор на эту тему поможет вам выявить негативные черты и, быть может, убережет вас от плохого работника. С другой стороны, может оказаться, что эта конкретная негативная ситуация была лишь исключением в практике данного кандидата и что об этом и не стоит беспокоиться.
Рефлексивные вопросы
Рефлексивные вопросы — прекрасный способ перейти от одной темы к другой. Они помогают вам контролировать ход беседы вне зависимости от того, насколько словоохотлив ваш собеседник. Если, например, кандидат начинает забрасывать вас ненужной информацией относительно своей предыдущей работы, поток его речи легко можно прервать с помощью рефлексивного вопроса, который позволит вам переключиться на другую тему разговора. Для этого нужна лишь одна фраза, которая прибавляется к предложению, произносимому вами — «не так ли (хорошо)?». Например, «Времени у нас не так много, и я считаю, что неплохо было бы перейти к другому вопросу, не так ли?». Ответом кандидата (рефлексом) будет согласие, что позволит разговору продвигаться дальше в нужном вам направлении.
Зеркальные утверждения (повтор фраз)
Это искусная форма испытания, которая применяется одновременно вместе с таким наиболее эффективным инструментом, как молчание. Этот способ заключается в том, что вы повторяете или перефразируете какое-либо ключевое утверждение (заявление), а затем молча наблюдаете за вашим собеседником, время от времени кивая головой и слушая его с видимым интересом. Подобные вопросы нужно использовать для того, чтобы выделить суть ответа вашего собеседника и выяснить как можно больше подробностей. Ваша задача — просто повторить суть какого-либо высказывания («Итак, если вам случается опоздать на работу на два часа, то вы потом на эти два часа задерживаетесь на работе, чтобы сделать то, что должны были сделать»), затем замолчать и позволить кандидату более подробно высказаться по поводу этой фразы.
Альтернативные вопросы
Альтернативными вопросами очень часто злоупотребляют, так как они позволяют интервьюеру демонстрировать свою власть. Сам вопрос требует, чтобы кандидат выбрал такой ответ, какой был бы наименьшим из зол. Например, «Что, на ваш взгляд, является меньшим злом: растрата или мошенничество?». Существует, однако, четкая граница между абсурдными альтернативными вопросами и хорошо продуманными вопросами, требующими активной работы мысли. Для большинства интервьюеров подобный метод является полезным для того, чтобы проверить, как и насколько хорошо кандидат умеет принимать решения и осуществлять выбор альтернативы. Самый легкий и наиболее эффективный способ использования подобного рода вопросов заключается в том, чтобы задействовать ситуацию из реальной жизни, в которой можно было бы тщательно рассмотреть два совершенно разных подхода. Затем эта ситуация должна быть представлена в виде вопроса, который начинался бы со слов: «Интересно узнать, а что бы вы сделали, если…» или «Какое решение вы предложили бы в ситуации, когда. ..».
Рефлексивные вопросы, содержащие отчасти правильную информацию
Этот тип вопросов применяется для того, чтобы разговорить человека, который во всем и со всем согласен, для разговора с неизлечимо некомпетентными людьми, с чудаками, которые никак не желают предоставлять информацию, а также с теми, кто вполне компетентен, но неизлечимо закомплексован. Метод заключается в следующем: нужно привести отчасти правильное высказывание и попросить кандидата согласиться с ним. Просто поразительно, сколько можно узнать с помощью этого метода. Например, «Я всегда считал, что обслуживание клиента начинается с того момента, когда он оплачивает счет. Вы согласны со мной?». Данный пример рефлексивного вопроса, содержащего отчасти правильную информацию, всегда приносит удивительнейшие ответы. Попробуйте этот тип вопроса в своей практике, и вы сможете узнать такое…
Наводящие вопросы
В этом случае вы направляете вашего слушателя на определенный тип ответа. Часто такие вопросы возникают случайно по ходу того, как интервьюер рассказывает о специфике компании, где будет работать данный кандидат. Интервьюер может с гордостью сказать, что «наша компания сейчас переживает бурный рост и нашим сотрудникам приходится прилагать все свои усилия, чтобы обслуживание клиентов оставалось на высоте», а затем спросить: «Как вы умеете справляться со стрессом?». Кандидат знает, что для того, чтобы у него сохранился шанс получить эту работу, ему нужно ответить на этот вопрос соответствующим образом, что он и делает. Нельзя сказать, что совсем не рекомендуется использовать наводящие вопросы. Дело в том, что, как и общие вопросы, они должны применяться в соответствующей обстановке. Самое лучшее — это использовать их для подтверждения какой-либо информации, для того, чтобы заставить кандидата более подробно изложить свою точку зрения на какую-либо определенную тему. Например: «В нашей компании существует правило, что клиент всегда прав. Что вы думаете по этому поводу?». Но к этому приему следует прибегать только в том случае, когда вы уже выяснили убеждения кандидата, затрагивающие определенную область. В любом случае, как бы там ни было, наводящие вопросы не должны использоваться в самом начале собеседования. Также этот тип вопроса не должен идти наряду с рефлексивными вопросами.
Перефразирование вопроса
Плохо сформулированный вопрос, каким бы хорошим он сам по себе ни был, теряет свою значимость и приводит к тому, что вы можете получить неполную или неверную информацию. Но правильно сформулированный и поставленный вопрос позволяет получать точный ответ, который можно тщательно взвесить и верно оценить. Давайте рассмотрим тот пример, когда вам нужно узнать, может ли ваш потенциальный работник работать в условиях прессинга. Многие интервьюеры задают совершенно простой вопрос: «Умеете ли вы работать в условиях прессинга?». Хотя намерение само по себе хорошее, но стиль вопроса выбран совершенно неправильно. Причин для этого несколько (мы уже говорили о них раньше):
а) этот тип вопроса требует лишь краткого ответа «да» или «нет»;
б) поставленный таким образом вопрос ясно показывает кандидату, какой ответ вы хотите от него услышать.
Чтобы понять, как нужно правильно сформулировать подобный вопрос, давайте посмотрим, как это умеет делать репортер в газете. Он применяет все обсужденные нами типы вопросов, но он делает это таким образом, что каждый поставленный им вопрос позволяет ему получить ответ с разной точки зрения на одну и ту же проблему. Репортер спрашивает, кто, что, зачем, когда, где и как. В нашем примере вы делаете то же самое, соединяя общий вопрос с некоторыми другими вопросами. Обратите внимание на то, сколько нужной информации вы можете получить в ответ на свои расспросы:
- Умеете ли вы работать в условиях прессинга? (общий вопрос).
- Расскажите мне о том случае, когда вам приходилось работать в условиях прессинга (открытый вопрос).
- Итак, трудно было работать в цейтноте? (зеркальный вопрос).
- Каким образом возникла эта прессинговая ситуация?
- Кто виноват в том, что эта ситуация возникла?
- Как могла такая ситуация возникнуть?
- Что явилось причиной возникновения этой ситуации?
Здесь вам предлагается 8 различных версий одного и того же вопроса, и каждая версия раскрывает отдельный аспект личности кандидата, его умения работать. Почти каждый вопрос можно соответствующим образом перефразировать. И действительно, подобный метод приводит к тому, что возможности для вопросов теоретически безграничны — это зависит лишь от вас самих. Помните: не следует сразу принимать первый же ответ кандидата на любой из ваших вопросов. У вас есть полное право более внимательно изучить проблему и поискать слабые стороны. Если вы чувствуете, что в ответе чего-то не хватает, попробуйте перефразировать ваш вопрос. По крайней мере, пока вы не спросите, вы и не узнаете.
Вопросы-погонялки
Некоторые неповоротливые и не очень сообразительные люди нуждаются в том, чтобы их постоянно подгоняли. Поэтому, если вам приходится столкнуться с таким кандидатом, то вы можете использовать следующие три метода.
- Если вы не удовлетворены первым ответом или, наоборот, этот ответ вам настолько понравился, что вы хотите услышать продолжение, то скажите: «Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Это очень интересно» или «Не могли бы вы привести еще какой-нибудь пример?».
- Вы можете выслушать ответ и затем добавить: «А что вы почерпнули из этого примера?». Это прекрасный метод перефразирования, который может помочь вам оценить способности кандидата к размышлению и оценке, а также его эмоции. Кроме того, пока кандидат будет отвечать, у вас будет достаточно времени поразмыслить и распланировать дальнейший ход беседы.
- Наверное, самый лучший метод получения информации — это просто сидеть, внимательно смотреть на вашего собеседника и при этом ничего самому не говорить. Все люди чувствуют себя неуютно, когда в беседе наступает пауза. Вспомните, например, какую-нибудь вечеринку, где вам приходилось присутствовать, когда во время беседы наступила тишина. Не прошло и пары секунд, как несколько человек вдруг заговорили одновременно. Эту человеческую слабость можно с пользой для себя использовать и во время интервью. Ваш собеседник подумает: «А он молчит, значит, наверное, ждет, чтобы я ему еще что-нибудь рассказал. Должно быть, он не совсем удовлетворен моим ответом».
Источник: e-xecutive.ru
Читайте нас в Telegram
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Принципы эффективной коммуникации. Эффектиология
Когда вы пишете или говорите, вы обычно делаете это с целью передачи информации, и чем лучше вы умеете передавать информацию, тем больше вероятность того, что люди поймут и примут то, что вам нужно. ты должен сказать.
Однако, несмотря на важность способности эффективно общаться и несмотря на частоту, с которой мы пытаемся это сделать, мы часто делаем ошибки, когда пытаемся передать информацию другим. Некоторые из этих ошибок относительно незначительны и лишь делают нашу коммуникацию менее эффективной, чем могли бы быть, в то время как другие ошибки являются относительно серьезными и приводят к серьезным недоразумениям.
К счастью, есть несколько простых принципов, известных как «правила разговора Грайса», которые вы можете использовать, чтобы избежать этих ошибок в общении.
Проще говоря, Принципы разговора Грайса представляют собой набор принципов, предложенных лингвистом Полом Грайсом для описания принципов, которым люди интуитивно следуют, чтобы направлять свои разговоры, чтобы сделать свои коммуникативные усилия эффективными. Есть четыре основных принципа, которые вращаются вокруг количества, качества и актуальности того, что говорят люди, а также того, как они это говорят.
Хотя изначально эти принципы предназначались для описания того, как люди общаются интуитивно, их можно использовать для активного управления тем, как вы общаетесь в различных ситуациях. Таким образом, в следующей статье вы узнаете о максимах разговора и увидите, что вы можете сделать, чтобы реализовать их на практике, чтобы ваше общение было максимально эффективным.
Содержание
Принципы разговора
Пол Грайс был выдающимся философом и лингвистом, который исследовал способы, которыми люди извлекают смысл из языка. В своей книге «Исследования на пути слов» Грайс выделил четыре основных максимы разговора , которые описывают, как люди общаются, когда хотят убедиться, что другие правильно их понимают.
Грайс обосновывал эти максимы следующим образом:
«Наши разговоры обычно не состоят из последовательности несвязанных замечаний, и в противном случае они были бы нерациональными. Для них характерно, по крайней мере до некоторой степени, совместные усилия; и каждый участник признает в них в той или иной мере общую цель или совокупность целей или, по крайней мере, взаимно приемлемое направление.
Эта цель или направление могут быть зафиксированы с самого начала (например, путем первоначального предложения вопроса для обсуждения) или могут развиваться в ходе обмена; оно может быть достаточно определенным или настолько неопределенным, что оставляет участникам весьма значительную свободу действий (как в непринужденной беседе). Но на каждом этапе некоторые возможных разговорных ходов будут исключены как неприемлемые для разговора.
Затем мы могли бы сформулировать грубый общий принцип, соблюдение которого ожидается от участников (при прочих равных условиях), а именно: Вносите свой вклад в разговор таким образом, какой требуется на той стадии, на которой он происходит, в соответствии с принятой целью или направлением разговора. биржа, в которой вы участвуете. Можно назвать это кооперативным принципом.
При допущении, что такой общий принцип, как этот, приемлем, можно, пожалуй, выделить четыре категории, под ту или иную из которых будут подпадать некоторые более частные максимы и подмаксимы, следование которым, в общем, даст результаты в соответствии с Кооперативный принцип. Вторя Канту, я называю эти категории количеством, качеством, отношением и способом».
— Из «Исследований на пути слов» Пола Грайса (1989)
Хотя эти максимы в основном предназначены носят описательный характер и описывают, как люди общаются в естественных ситуациях, их можно использовать в более предписывающей манере, рассматривая их как руководящие принципы, которые можно использовать намеренно и активно, чтобы сделать ваше общение более эффективным.
Таким образом, в следующих разделах вы узнаете о каждом из этих принципов, увидите некоторые соответствующие примеры их использования и поймете их значение для вашего общения на практике.
Примечание : максимы разговора Грайса иногда называют максимами общения Грайса или просто максимами Грайса или максимами Грайса .
Принципы количества (будьте информативны)
Существует два принципа количества:
- Сделайте свой вклад максимально информативным. Предоставить всю информацию, необходимую для текущего обмена; не упускайте ничего важного.
- Не делайте свой вклад более информативным, чем требуется. Опустите все ненужные детали, которые не важны для текущего обмена.
Например, исходя из принципа количества, если кто-то спросит вас: «Как мне добраться отсюда до библиотеки?», ваш ожидаемый ответ должен содержать достаточно информации, чтобы он понял, как добраться до библиотеки, но не больше информации, чем это. Исходя из этого, обычно разумным является следующий ответ:
«Идите прямо, пока не дойдете до перекрестка, а затем поверните направо».
И наоборот, в следующем ответе отсутствует важная информация, и поэтому он нарушает первое правило количества («делайте свой вклад настолько информативным, насколько это необходимо»):
«Продолжайте идти».
С другой стороны, следующий ответ содержит слишком много информации и, следовательно, нарушает второе правило количества («не делайте свой вклад более информативным, чем требуется»):
«Идите прямо; Справа от вас будут красивые цветы, а слева от вас будут новые прекрасные деревья, которые они посадили всего несколько месяцев назад. В любом случае, как только вы доберетесь до большого перекрестка — он один из самых больших в этом районе, его строили целую вечность — вам нужно повернуть направо.
В своей книге Грайс использует следующую аналогию, чтобы проиллюстрировать важность этого правила:
«Если вы помогаете мне починить машину, я ожидаю, что ваш вклад будет ни больше, ни меньше, чем требуется. Если, например, на каком-то этапе мне понадобятся четыре винта, я ожидаю, что вы дадите мне четыре, а не два или шесть».
Принципы качества (говори правду)
Существует один супермаксима качества:
- Постарайся сделать свой вклад верным.
Кроме того, на основе этой супермаксимы существуют еще две более конкретные максимы качества (иногда называемые подмаксимами ):
- Не говори того, что ты считаешь ложным. Избегайте предоставления информации, которая, по вашему мнению, может быть неверной, за исключением случаев, когда для этого есть веская причина. Если вы решите включить его, предоставьте заявление об отказе от ответственности, которое указывает на ваши сомнения относительно этой информации.
- Не говори того, для чего у тебя нет доказательств. Избегайте включения информации, которую вы не можете подтвердить подтверждающими доказательствами. Если вы решите включить такую информацию по какой-либо причине, предоставьте заявление об отказе от ответственности, указывающее на ваши сомнения.
В своей книге Грайс использует следующую аналогию, чтобы проиллюстрировать важность этой максимы:
«Я ожидаю, что ваш вклад будет подлинным, а не поддельным. Если мне понадобится сахар в качестве ингредиента для торта, который вы помогаете мне приготовить, я не жду, что вы дадите мне соль; если мне нужна ложка, я не ожидаю ложку из резины».
Принцип отношения (быть релевантным)
Существует один принцип отношения:
- Быть релевантным. Убедитесь, что вся предоставленная вами информация актуальна для текущей биржи; опустить ненужную информацию.
В своей книге Грайс использует следующую аналогию, чтобы проиллюстрировать важность этого правила:
«Я ожидаю, что вклад партнера будет соответствовать непосредственным потребностям на каждом этапе сделки. Если я смешиваю ингредиенты для торта, я не ожидаю, что мне вручат хорошую книгу или даже салфетку для выпечки (хотя это может быть уместным вкладом на более позднем этапе)».
Принципы поведения (будь ясным)
Существует один супермаксима поведения:
- Будь заметным [ясным].
Существуют различные дополнительные максимы поведения (иногда называемые подмаксимами ), которые основаны на этой сверхмаксиме. Грайс перечисляет четыре конкретных в своей оригинальной работе:
- Избегайте неясности выражения. Избегайте языка, который трудно понять, например, если он содержит слова, которые слушатель не знает.
- Избегайте двусмысленности. Избегайте двусмысленных выражений, которые могут быть интерпретированы по-разному и которые, таким образом, затрудняют понимание получателем того, что именно вы пытаетесь сказать.
- Будьте кратки. Предоставляйте информацию в сжатой форме, чтобы получатель мог сосредоточиться на ключевых деталях.
- Будьте аккуратны. Предоставляйте информацию в порядке, который имеет смысл и облегчает получателю ее обработку.
Обратите внимание, что, в отличие от предыдущих максим, которые в первую очередь касаются того, что сказано, максимы манеры касаются того, как то, что сказано.
Использование принципов разговора в качестве руководящих принципов
В некотором смысле принципы разговора могут показаться почти тривиальными, поскольку все они довольно интуитивны и следуют тому, что подсказывает нам здравый смысл, наше общение должно быть таким. Например, кажется очевидным, что если мы хотим эффективно общаться, мы должны убедиться, что то, что мы говорим, имеет отношение к текущему обсуждению.
Однако на самом деле люди часто нарушают многие из этих правил, не осознавая этого, что мешает их общению. Поэтому, чтобы ваше общение было максимально эффективным и свободным от проблем, вы можете активно использовать эти принципы в качестве руководящих принципов и активно напоминать себе о необходимости их соблюдения, когда пытаетесь передать информацию другим.
Один из способов добиться этого — задавать себе следующие вопросы всякий раз, когда вы участвуете в важном акте общения:
- Включаю ли я всю необходимую информацию?
- Максимально ли я краток, опуская ненужные детали и не относящуюся к делу информацию?
- Уверен ли я, что все, что я говорю, правда и может быть подтверждено доказательствами? Если нет, уверен ли я, что эта информация должна быть включена, и предоставил ли я отказ от ответственности, демонстрирующий мои сомнения по этому поводу?
- Использую ли я понятный и недвусмысленный язык?
- Представляю ли я информацию в структурированном, хорошо организованном и логически упорядоченном виде?
Если ответ на любой из вышеперечисленных вопросов «нет», вам следует соответствующим образом скорректировать свое общение, чтобы решить соответствующую проблему.
Вы, вероятно, обнаружите, что улучшение вашего общения путем реализации всех этих принципов поначалу требует много работы. Если это проблема, вы можете упростить этот процесс, сначала сосредоточившись только на нескольких из этих принципов, а затем добавив остальные в свой мысленный контрольный список, как только вы почувствуете себя более комфортно с ними.
Тем не менее, обязательно придерживайтесь его, так как вы обнаружите, что польза от следования этим принципам того стоит, и что вам будет легче следовать им после того, как вы немного попрактикуетесь.
Резюме и выводы
- правил разговора Грайса представляют собой набор наблюдений, описывающих, как люди общаются, когда они хотят быть правильно понятыми другими; вы можете использовать эти принципы в качестве руководящих принципов, чтобы сделать ваше общение максимально эффективным.
- Первое правило быть информативным : включать столько информации, сколько необходимо для целей текущего обмена, и не более того.
- Второе правило: будь правдивым : включай только ту информацию, которая, по твоему мнению, верна и может быть подкреплена доказательствами; если вы решите включить информацию, в которой вы не уверены, предоставьте соответствующее заявление об отказе от ответственности в отношении вашей неуверенности.
- Третий принцип: быть релевантным : включать только информацию, относящуюся к текущему обмену.
- Четвертый принцип: будьте ясны : избегайте трудных для понимания или двусмысленных выражений и представляйте информацию в сжатой и упорядоченной форме, чтобы вашим слушателям было легко понять, что вы пытаетесь сказать .
Качественные аспекты использования разговорной речи — Таблица 3 (CEFR 3.3): Общие контрольные уровни CEFR)
Диаграмма в этой таблице была разработана для оценки устной речи. Он фокусируется на различных качественных аспектах использования языка.
АССОРТИМЕНТ | ТОЧНОСТЬ | БЕГЛЫЙ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | КОГЕРЕНТНОСТЬ | |
---|---|---|---|---|---|
С2 | Демонстрирует большую гибкость, переформулируя идеи в различных языковых формах, чтобы точно передать более тонкие оттенки значения, расставить акценты, дифференцировать и устранить двусмысленность. Также хорошо владеет идиоматическими выражениями и разговорными выражениями | Поддерживает постоянный грамматический контроль над сложной речью, даже если внимание занято иным образом (например, при планировании наперед, при наблюдении за реакцией других). | Может спонтанно выражать свои мысли в естественном разговорном стиле, избегая или обходя любую трудность настолько плавно, что собеседник едва ли осознает это. | Может легко и умело взаимодействовать, улавливая и используя невербальные и интонационные сигналы без особых усилий. Может вплетать свой вклад в совместный дискурс с вполне естественной чередованием, отсылками, аллюзиями и т. д. | Может создавать связный и связный дискурс, в полной мере и надлежащим образом используя различные организационные модели и широкий спектр соединителей и других связующих устройств. |
С1 | Хорошо владеет широким диапазоном языка, что позволяет ему/ей выбирать формулировку, чтобы ясно выражать свои мысли в подходящем стиле по широкому кругу общих, академических, профессиональных или развлекательных тем без необходимости ограничивать то, что он/она хочет сказать. | Постоянно поддерживает высокую степень грамматической точности; ошибки редки, их трудно обнаружить и обычно исправляют, когда они случаются. | Может свободно и спонтанно выражать свои мысли, почти без усилий. Только концептуально сложный предмет может помешать естественному плавному течению языка. | Может выбрать подходящую фразу из легко доступного диапазона дискурсивных функций, чтобы предварить свои замечания, чтобы получить или сохранить слово и умело соотнести свои собственные выступления с высказываниями других выступающих. | Может произносить четкую, плавную, хорошо структурированную речь, демонстрируя контролируемое использование организационных моделей, соединителей и связных устройств. |
В2 | Владеет достаточным диапазоном языка, чтобы быть в состоянии давать четкие описания, выражать точку зрения на самые общие темы, без особого поиска слов, используя для этого некоторые сложные формы предложений. | Демонстрирует относительно высокий уровень владения грамматикой. Не делает ошибок, вызывающих непонимание, и может исправить большинство своих ошибок. | Может воспроизводить фразы в довольно равномерном темпе; хотя он/она может быть нерешительным, когда ищет шаблоны и выражения, заметных длинных пауз бывает немного. | Может начинать разговор, вступать в свою очередь, когда это уместно, и заканчивать разговор, когда ему/ей нужно, хотя он/она не всегда может делать это изящно. Может помочь в обсуждении на знакомой почве, подтверждая понимание, приглашая других и т. д. | Может использовать ограниченное количество связных приемов, чтобы связать свои высказывания в четкую, связную речь, хотя в длинном высказывании может быть некоторая «дерганость». |
В1 | Владеет достаточным языком, с достаточным словарным запасом, чтобы выражаться с некоторыми колебаниями и иносказаниями по таким темам, как семья, хобби и интересы, работа, путешествия и текущие события. | Достаточно точно использует набор часто используемых «рутин» и шаблонов, связанных с более предсказуемыми ситуациями. | Может продолжать разборчиво, хотя паузы для грамматического и лексического планирования и исправления очень очевидны, особенно в более длительных отрезках свободного производства. | Может инициировать, поддерживать и завершать простой разговор лицом к лицу на знакомые или представляющие личный интерес темы. Может повторить часть того, что кто-то сказал, чтобы подтвердить взаимопонимание. | Может связать ряд более коротких дискретных простых элементов в связанную линейную последовательность точек. |
А2 | Использует базовые модели предложений с заученными фразами, группами из нескольких слов и формулами для передачи ограниченной информации в простых повседневных ситуациях. | Правильно использует некоторые простые конструкции, но систематически допускает основные ошибки. | Может объясниться в очень коротких высказываниях, даже если паузы, фальстарты и переформулировки очень очевидны. |