Умение в психологии это – Умение — Википедия

Умение — это… Что такое Умение?

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Определения

  • Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарёва, А.М. Новиков, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин)
  • Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Пед. энц. М.- 1968 г. — с.362)
  • Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад)
  • Отдельная деятельность, направленная на достижение определённой цели (В. В. Давыдов, К.К. Платонов)
  • Качество личности (О.А. Абдуллина)
  • В целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели (Р.С. Немов)

Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Приобретение умений человеком

  • В младенческом (ясельном) возрасте (0-3 года) ребёнок учится смотреть, издавать звуки, делать движения, ходить, питаться из соски.
  • В детсадовском возрасте (3-5 лет) ребёнок учится разговаривать, играть, рисовать, есть, одеваться, умываться и многое другое.
  • В школьном возрасте (6-17 лет) ребёнок взрослеет и становится подростком. Учится общению, письму, основам многих наук, ответственности за свои поступки, основам физической культуры, проявлению интересов в хобби и подростковых секциях.
  • В возрасте (18-25 лет) бывший подросток становится взрослым человеком, поступает на работу, продолжает учёбу в профессиональных средних и/или высших учебных заведениях и/или служит в армии. Учится выполнять практическую деятельность, углубляет свои знания и навыки.

См. также

  • Навык
  • Теория развития человека

dic.academic.ru

УМЕНИЕ — Большой психологический словарь

(англ. ability, skill) — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У. обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me

gufo.me

УМЕНИЕ — это… Что такое УМЕНИЕ?

  • умение — См. опытность …   Словарь синонимов

  • умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Краткий… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умение — Умение  освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.… …   Википедия

  • УМЕНИЕ — УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Умение — способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности …   Психологический словарь

  • УМЕНИЕ — УМЕНИЕ, я, ср. 1. см. уметь. 2. Навык в каком н. деле, опыт. С умением взяться за дело. При умении всё можно сделать. Не числом, а уменьем (о том, что делается немногими, но умелыми). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • умение

    — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN skill …   Справочник технического переводчика

  • умение — • большое умение • удивительное умение …   Словарь русской идиоматики

  • Умение — – способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что то делать при частом его повторении и закреплении превращается в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • умение — ▲ способность ↑ который, сформироваться умение выработанная способность (освоенный способ) выполнения каких л. действий; подготовленность к действиям (владеть умением). переимчивый. осваивать (# специальность). ↓ мастерство с …   Идеографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    УМЕНИЕ — это… Что такое УМЕНИЕ?

    УМЕНИЕ.

    Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность выполнения определенных действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях. У. характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Осознанность У. заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и соответственно управляет им с помощью сформированных навыков. Самостоятельность У. проявляется в возможности переноса из одного вида деятельности в другой. Продуктивность У. определяется его осознанностью, что позволяет не просто воспроизводить усвоенные действия, но и находить более эффективные решения использования сформированных навыков. Наконец, динамизм У. позволяет совершенствовать его. Для формирования и развития У. предназначены специальные упражнения, получившие наименование
    речевых упражнений
    . У. могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении какого-л. действия. В этом случае оно опирается на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. Приобретенные человеком в процессе овладения языком У. свидетельствуют об уровне владения языком, а также являются показателем его общего умственного развития. Формирование У. проходит через ряд этапов. В зарубежных работах по методике понятия «умения» и «навыки» не дифференцируются и означаются одним термином skill, с помощью которого обозначают специфические речевые умения, составляющие умение как вид речевой деятельности, и частные умения или компоненты специфических умений (Johnson, 2002; Munby, 1978). В то же время в отечественной и зарубежной методике существует общее в понимании процесса становления умения, представляющего собой сложное интегрированное образование, которое включает в себя речевые автоматизмы, т. е.
    навыки
    , опирающиеся на знания, и неавтоматизированные компоненты в виде «способности управлять речевой деятельностью при решении коммуникативных задач в новых ситуациях общения» (Пассов, 2006, с. 106), т. е. умения. К достижениям отечественной методики в исследовании проблемы речевых умений следует отнести следующие: определение речевого умения, его структуры и качеств (целенаправленность, динамичность, продуктивность, иерархичность, самостоятельность), зависимости качеств речевого умения от качеств речевого навыка, характеристика динамики развития У. (Бим, 1988; Витлин, 1999; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Мильруд, 1976, 2007; Пассов, 1991, 2006;). См. также
    речевое умение
    , навык.

    methodological_terms.academic.ru

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, которые определяют вашу ЖИЗНЬ

    Важно относится к этому списку как к неким зонам вашего роста!! Иначе вам гарантирована головная боль и падение самооценки! А оно вам нужно? 

    С одной отдельно взятой точки зрения, такие глобальные вещи как саморазвитие человека или псикоррекцию можно в значительной степени уместить в рамки ровно одной статьи. А именно в набор конкретных навыков, которые необходимы вам для реализации стратегии счастья и успеха в вашей жизни. Логика здесь следующая.

    Психологические навыки — зоны вашего роста

    Любые достижения человека – это либо результат случайных событий. Либо результат его целенаправленных усилий. А

    целенаправленные усилия – это результат реализации своих знаний и навыков. А навыки – это конкретные умения, которые позволяют реализовывать ваш потенциал.

    Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

    Все просто? Отнюдь. Ведь понимание сути того или иного навыка вовсе не дает вам алгоритма внедрения данного навыка в свою жизнь. Но! Это понимание добавляет в вашу жизнь значительное количество определенности.

    Ведь насколько проще сформулировать теги для поиска в личном развитии. Насколько проще сформулировать запрос в личной терапии. Насколько проще прикинуть последовательность шагов, когда у вас под рукой есть набор вариантов, среди которых можно выбирать!!!

    Важно! Важно (тавтология, ну, и шут с ней) относится к списку ниже не как к чему-то, чего у вас нет! Важно относится к этому списку как к неким зонам вашего роста!! Иначе вам гарантирована головная боль и падение самооценки! А оно вам нужно? 

    Итак, вот вам набор психологических навыков, который обеспечивает вашу психологическую эффективность.

    Делегирование – умение передавать ответственность за выполнение какого-либо дела на другого человека.  

    Умение просить – умение показать свою нужду в чем-либо.

    Умение благодарить – умение воздавать должное усилиям другого человека, который он приложил для вас.

    Поддержка – умение дать другому человеку эмоциональную помощь в тот момент, когда это необходимо.

    1-потоковое мышление – умение доносить свои собственные мысли, переживания, мотивы и побуждения до другого человека (людей) в исходном объеме (то есть в том же виде, что и у себя в голове).

    Рефлексия эмоций – умение распознавать у себя эмоции по сути и в режиме реального времени

    Считывание эмоций – умение распознавать эмоции у другого человека в режиме реального времени на базе невербальных данных и/или поведения. 

    Рефлексия потребностей = умение считывать свои собственные нужды и желания при помощи анализа своего текущего поведения.

    Рефлексия телесных ощущений = умение считывать свои качественные телесные ощущения для последующей оценки своих эмоций, ресурсов или проблем.   

    Рефлексия ресурсов – умение оценивать степень своей психо-физиологической готовности к деятельности и/или принятию решений.

    Рефлексия проблем – умение идентифицировать эмоциональные сбои в функционировании своей психики.

    Резюмирование – умение выделить основную суть ситуации, события или явления.

    Ориентация на возможности – умение выделять в любой ситуации потенциальные возможности и выгоды.

    Презентация себя – умение демонстрировать свои знания, умения, навыки, достижения и устремления другим людям.

    Презентация идеи – умение показать все выгоды собственного предложения, сформировать эмоциональный отклик в ответ на идею.

    Прямой отказ — умение сказать «нет» просьбам, пожеланиям или требованиям других людей.

    Проверка своих проекций – умение во время общения понять степень точности понимания мнения, мотивов и побуждений оппонента.

    «Перевод  стрелок» – умение игнорировать внешнюю оценку и/или давление и концентрироваться на поведении/мотивах оппонента.  

    Экранирование – трансформация внешней негативной оценки в позитивную.

    Формирование своего мнения – умение выделять ключевую оценку ситуации и подкреплять ее достаточным количеством логических и/или эмоциональных аргументов.

    Умение доносить свое мнение = умение связно, последовательно и предметно довести исходную суть своего мнения до оппонента.

    Предъявление аргументов = умение сжато и соразмерно ситуации апеллировать к своему взгляду на сложившееся положение вещей. 

    Умение задавать открытые вопросы  = умение эмоционально раскрывать оппонента, транслируя те вопросы, которые требуют развернутого ответа.    

    Умение слушать и дослушивать оппонента = умение следить за мыслью другого человека параллельно со своим собственным внутренним потоком  мыслей.

    Умение резюмировать оппонента = умение выделить основную суть в речи вашего оппонента на основании того, что он сказал, и что вы поняли (и/или додумали) .

    Умение расширять/суживать объем контакта = умение произвольно изменять степень эмоциональной вовлеченности в продолжение диалога с другим человеком.

    Умение оценивать степень совпадения мнений = умение искать и находить точки соприкосновения, расхождения и возможность синтеза мнений во время диалога .

    Умение признавать мнение оппонента = умение подтверждать то, что вы воспринимаете мнение оппонента как достаточное и полноценное для существования.

    Проживание эмоций – умение выражать эмоции через осознание их сути, через телесные ощущения и образы переживаний.

    Умение принять себя = умение распознавать и использовать свои черты характера и свои потребности.

    Умение  принимать решения = умение генерировать варианты решения ситуаций и умение делать эмоциональный выбор между ними.  

    Умение рисковать = умение подвергать опасности текущие ресурсы и возможности ради получения выгоды

    Умение признавать неудачу = умение осознавать и принимать степень текущих страданий от потерянных ожиданий или от реального ущерба.

    Умение сотрудничать в команде = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для реализации принципа win – win .

    Умение сотрудничать в паре = умение синтезировать мнения, поведение, мотивы и потребности для того, чтобы взаимодействие принесло больше удовлетворенных потребностей обоим партнерам.

    Самоконтроль = умение работать самостоятельно, без внешнего контроля.

    Умение убеждать = умение активно давить своим мнением на окружающих людей с целью реализации своих потребностей или реализации стратегии win – win.

    Умение выступать перед аудиторией = умение доносить информацию, эмоциональные посылы и активно взаимодействовать с группой людей.

    Тайм-менеджмент – умение распределять время рабочего дня.

    Постановка целей – умение ставить конкретные позитивно ориентированные цели, привязанные к своим потребностям и времени.

    Выделение приоритетов = умение выделять те свои желания, цели и потребности, которые соответствуют принципу Парето и обеспечивают вам максимум эффективности.

    Бюджетирование времени – умение оценивать предполагаемые временные затраты (на отдельный вид деятельности).

    Умение четко выполнять инструкции = умение следовать логике поручений других людей.

    Умение проявлять инициативу = умение использовать свой опыт и навыки для генерации предложений по улучшению текущей деятельности. 

    Умение уточнять поручения и идеи других людей = умение своевременно, открыто и последовательно проверять степень понимания идей других людей.  

    Вежливость и тактичность = умение вести себя соответственно принятым в обществе стандартам, общаться уважительно, внимательно, предвосхищая и обходя острые грани эмоционального контакта .

    Умение состыковывать планы 2-х и более людей = умение учесть желания сторон и предложить взаимовыгодное взаимодействие.

    Умение мотивировать окружающих = умение актуализировать желания, эмоции и потребности других людей.

    Умение ориентироваться на достижение результата = умение выделять конкретные показатели собственной эффективности и возможность контролировать эти показатели в динамике.  

    Ресурсное мышление  = умение ориентироваться на собственные возможности и навыки при столкновении с жизненной преградой. 

    Умение выделить суть конфликта = умение сконцентрировать внимание на логической обобщенной сути происходящего, выходя за рамки одностороннего понимания происходящего. 

    Умение предлагать способы решения конфликта = умение выделять те решения, которые касаются непосредственно взаимодействия сторон, нежели потребностей участников.

    Ресурсирование – умение восстанавливать свои силы для определенных задач.

    Релаксация – умение физически расслаблять свое тело на фоне эмоционального напряжения или неопределенности.

    Проактивное общение – умение строить отношения, исходя из постулата «я – причина всего того, что со мной происходит».

    Я уверен, что это не полный перечень возможных психологических навыков. А потому вопрос — какие навыки в этот перечень добавили бы лично ВЫ?опубликовано econet.ru.

    Александр Кузьмичев

    Изображения в статье: Johnson Tsang

    Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

    econet.ru

    Умение | Мир Психологии

    УМЕНИЕ

    Умение (англ. ability, skill) — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

    Умение обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки.

    На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    нет значения и толкования слова

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Умение — способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Хотя этот термин первоначально употреблялся преимущественно в отношении двигательной активности, сейчас он часто используется в отношении вербальных и социальных умений.

    Обратите, однако, внимание, что в этих последних случаях имеется тенденция использовать этот термин с коннотацией того, что умение – часть поведенческой модели, имеющей целью влияние на других людей и манипулирование ими.

    предметная область термина

    УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ — способность человека внимательно слушать других людей, поощрять их к откровенному разговору, располагать к себе.

    Умение работать с людьми (Human skills) — навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и другими людьми и создания рабочих команд.

    Умение подчиняться (Followership skills) — поведенческие навыки, которые позволяют индивиду эффективно выполнять распоряжения руководителя.

    ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УМЕНИЕ — любое умение, которое является предпосылкой для дальнейшего прогресса.

    назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

    www.persev.ru

    Навык — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2016; проверки требуют 19 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 апреля 2016; проверки требуют 19 правок.

    На́вык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

    Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

    Таким образом существенная часть навыка представляет собой процедуру, требующую для своего выполнение минимальных усилий сознания и находящуюся в процедурной памяти.

    В философии понятие навыка (habitus) разрабатывал Фома Аквинский. Он относил его к категории качества (qualitas), хотя в отношении действия навык предстает как возможность (potentia). Посредством навыка определялось здоровье (sanitas) и добродетель (virtus)[1]

    В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определённых условиях.

    Триада ЗУН — знание–умение–навык — одна из концепций советской педагогики.

    Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна.

    Различаются навыки двигательные, интеллектуальные и перцептивные.

    Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее.

    Навык интеллектуальный — автоматизированные приёмы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

    Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

    Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия нав

    ru.wikipedia.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *