Фасцинация это – Фасцинация — Википедия

Фасцинация это в психологии, примеры, метод фасцинации

Фасцинация – это эффект, вызываемый специальным воздействием информации, отображается в поведении. Сам термин походит от английского fascination, что означает очарование, завораживание. Выходя из такого обозначения, этот эффект воздействия, определяет такое состояние, в котором человек, как будто становится очарованным, это трансовое состояние. Во время применения этого метода в психотерапии, у реципиента возникает гипнотическое состояние.

Фасцинация в психологии это эффект, достигаемый именно словесным воздействием, под влиянием которого теряется семантически значимая информация во время ее восприятия человеком, в результате повышается воздействие на поведение.

Данный эффект может проявляться во многих формах. Семантическим эффектом обладают слухи. От того, какая акустическая организация, интонированность, ритмическая организация информации, интенсивность воздействия будет меняться от минимального до максимального, например, монотонная речь и интонированная, декламирование и пение.

Первым, кто открыл существование явления фасцинации, был Н. Винер. Ученый выдвинул мнение, что семантически значимой информацией можно назвать ту, которая имеет непосредственное влияние на эффекторный аппарат системы, которая принимает воздействие. Другой ученый Ю. Кнорозов предполагал, что сигналы независимо от информации также могут нанести воздействие на фильтры принимающей сигнал системы, и снижать их эффективность, увеличивать количество семантически важной информации.

Семантическая фасцинация определяет поведение реципиентов, когда получаемая информация является для них жизненно важной. Так, в 1938 году, радиопостановка «Войны миров», вызвала фасцинацию у более миллиона человек, поскольку они поверили в спектакль, как в настоящий репортаж новостей, в Эквадоре подобная версия этой постановки привела к гибели людей.

Фасцинация это в психологии

Фасцинация в психологии это результат воздействия, зависимый от посторонних факторов (помех), на поведение человека, с помощью значимой для него информацией. Такие помехи способны возникать во время передачи информации, то есть в канале связи, или в самом мозгу. Если в мозгу, то перебои генерируются мозговыми механизмами, специально за это ответственными, которые выступают в качестве фильтров, ухудшающих качество информации по ее пути к принимающей системе.

Психологическая фасцинация примеры ее наиболее часто встречаются в психотерапии в использовании гипноза, когда пациент сосредотачивает взгляд на гипнотизирующем специальном предмете, например, блестящем шарике на цепочке.

Может быть, также фасцинация впечатлений от знакомства. Она создается в тот момент, когда происходит знакомство между людьми, обмен взглядами, и такие элементы, как доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, ласкающий слух тембр, приятный тон стимулируют потерю качества вербальной информации и способствуют созданию хорошего впечатления.

Воздействие фасцинации происходит благодаря определенным структурам мозга, связанным с фасцинацией, которые оптимальным способом стимулируют поведение, особенно в острых экстремальных ситуациях. Эти структуры могут действовать также помимо сознания, или даже имеют возможность отключить его.

Фасцинация впечатлений может случиться, когда человек очень сильно перенимается созерцанием красоты природы или произведения искусства.

Фасцинация примеры, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Люди сходят с ума от любви, от еды, алкоголя, игровых автоматов. Поскольку сознание сужается, восприятие становится тоже очень узким, широта внимания не может охватить сразу несколько стимулов, поэтому создается конкретная направленность на предмет. Влюбленный человек думает о своей половинке, у голодного перед глазами стоит еда, игрок думает о возможности выиграть.

Процесс фасцинации мало изучен, но существует теория, согласно которой во время самого фасцинативного воздействия в структурах мозга формируется своего рода фильтр, через который проходит информация, обладающая сильной энергетикой, она отключает антисуггестивные барьеры (доверие, мораль, этику, критическое мышление) вследствие чего, проникает на осознанный уровень и оттуда руководит человеком. Это только теория, на самом деле единственного мнения по поводу этого процесса нет, и никто не придумал возможности исследовать этот механизм.

Возможна психологическая фасцинация примеры, которую можно наблюдать все  время – это человеческая речь. Она тоже может быть разной: монотонное бормотание, эмоциональная речь, выразительная, побуждающая. С помощью такой интонированной речи можно управлять сознанием людей, побуждать их к определенным действиям, направлять их поведение в нужном русле, когда сами люди имеют, совершено противоположные мысли и желания действовать. Таким методом, пользуются рекламщики, политики, актеры. Человек может уберечься от нежелательного воздействия, если будет критически настроенным, но когда работают профессионалы, даже это не помогает.

Наиболее распространенным приемом, с помощью которого выключаются сознательные барьеры, есть ритм. Современная музыка с повторяющимися звуковыми колебаниями есть отличным примером фасцинирующего воздействия. На музыкальных концертах фанаты становятся неуправляемыми, они погружаются в состояние транса, из которого им трудно выйти и по окончании концерта, они потом еще долго отстукивают ритм музыки. В поэзии также есть ритм – это чередование безударных и ударных слогов, повторение строфических форм, рифм. В видеоряде ритм отображается в последовательности ярких картинок, кадров, врезающихся в память.

Фасцинация может выражаться в таком приеме, как внесение неясности во что-то, имеются в виду: недомолвки, полутона, неопределенность, которая заставляет человека задуматься и порождает, таким образом, своеобразную цикличность. Такой прием используется в техниках НЛП. Не договорив чего-то, не завершив мысль, человек, таким образом, оставляет область для фантазирования других.

Так же, как и ритмичность, так и сбой ритма является приемом фасцинации. Ритм, против которого создается антирезонансная защита, переключение на другой ритм – хороший способ удержать внимание человека.

Очень действенным методом является юмор. Он проходит прямо на бессознательный уровень психики. С помощью юмора в психику вводятся такие вещи, которые в обыкновенной обстановке могут быть отторгнутыми или могут вызвать совсем другие чувства.

Метод фасцинации

Фасцинация составляет информацию, которая имеет двойное воздействие на человека. Сама суть информации апеллирует к интеллекту, тогда как ее носитель и сила направлены на возбуждение эмоциональной сферы. Поскольку люди делают поступки, в большинстве случаев под воздействием эмоциональных побуждений. Получается, что большая часть человеческой жизни будет находиться в прямой зависимости от поступающей информации, если пустить на самотек процесс, регулирующий с помощью эмоций поведение и восприятие человека. В каком-то смысле, люди становятся роботами. Поэтому очень часто они делают неадекватные поступки, про которые сначала не задумываются, но потом понимают, что могли действовать иначе и жалеют о своих поступках.

Фасцинация имеет очень сильное воздействие, если человек не будет развивать в себе критическое мышление, он будет гораздо больше восприимчив к фасцинации, чем может поставить под угрозу свою жизнедеятельность. Выше уже говорилось о способах воздействия фасцинации на человека. Но именно его применение в психотерапии имеет специфические особенности.

Метод фасцинации в психотерапии также называют методом Фариа. Ж. Фариа португальский психотерапевт, во время своего путешествия в Индии общался с факирами и позаимствовал у них этот метод, подкорректировал его и ввел в психотерапию.

Процесс фасцинации начинается с расположения психотерапевта и пациента, они должны находиться на расстоянии до полуметра, психотерапевт должен сидеть немного выше пациента, смотреть ему в глаза, не мигая. Одновременно психотерапевт хватает пациента за плечи, начинает медленно раскачивать его вперед-назад и смотреть прямо на переносицу. При этом психотерапевтом говорятся примерно такие слова: «Смотрите мне прямо в глаза. Ваши глаза становятся тяжелыми, они устают. Но вы их не закрываете. Веки тяжелеют, будто наливаются свинцом. Все тело становится тяжелым». Несколько секунд паузы. Если пациент начинает моргать во время паузы, психотерапевт должен проявить большую уверенность и твердость голоса: «Вы моргаете, а теперь ваши глаза закрываются, и вы засыпаете». Когда пациент закрыл глаза, психотерапевт кладет на них пальцы и продолжает: «Ваши веки слепились, и вы не можете открыть их до тех пор, пока я не прикажу». Далее, продолжается монотонное внушение, вызывающее сонливость. Достигнув необходимого отсутствующего состояния человека, происходит самая важная часть, человеку внушается необходимая информация.

Есть люди, утверждающие, что такой метод не действен, а психотерапевт просто ставит театральный спектакль и демонстративно играет свою роль. На самом деле такой метод требует от психотерапевта немало усилий и определенной практики. Он должен ежедневно тренировать свой взгляд, фиксируя его на разных предметах на расстоянии менее полметра, смотреть на него не моргая, пока возможно.

psihomed.com

Фасцинация это (в психологии)

Вероятно, многим из тех, кто интересуется психологией и изучает ее, интересно, что такое фасцинация. В психологии этот термин обозначает воздействие на оппонента, созданное с помощью особых, продуманных вербальных и невербальных методов, предназначенных для психологической манипуляции реципиентом.

При фасцинации оказывается сильное влияние на воображение и ум индивида с целью его дальнейшего психологического подчинения. Данное понятие ввел в науку Н. Винер.

Используемые языковые средства могут быть как вербальными (это точно подобранные слова), так и паралингвистическими, включающими в себя правильно выбранные ритм, темп, интонацию голоса. Также продумывается соответствующее визуальное сопровождение, музыка.

К методам невербального воздействия относятся взгляд, цвет одежды и предметов, нужная обстановка, особые прикосновения, движения тела, жестикуляция и особая манера общения.

Прибегая к фасцинации, человек часто использует разные гипнотические техники – например, провоцирует состояние транса с помощью пристального и открытого взгляда прямо в глаза собеседника.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Также под фасцинацией в психологии понимается манипуляция людьми посредством слов. При этом теряется минимальное количество информации.

Рекомендуем: Невербальное общение — это

Например, тот, кто желает расположить к себе оппонента, старается максимально овладеть методом фасцинации, т.е. искусно и правильно строить речь, привлекать к себе внимание и настраивать собеседника положительно. К такому способу зачастую прибегают маркетологи, артисты, учителя, лекторы, предприниматели, религиозные или политические деятели.

В психологии выделяется много разных форм фасцинации. Это зависит от интенсивности акустической организации и от обширности воздействия. Фасцинация может быть как минимальной, выраженной в виде скучной, долгой речи, короткого объявления в рупор, ненавязчивого предложения, так и максимальной: особая, громкая, выразительная декламация, театральное представление, концерт, акция протеста и так далее.

В зависимости от масштабности объекта методы воздействия также бывают более и менее интенсивными. Например, если объектов не так много, могут быть применены нешумные, не бросающиеся в глаза способы подчинения, нацеленные на одного человека или небольшую группу.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Коммуникация — что это такое?

Если речь идёт о воздействии на массы, то привлечение внимания окажется более масштабным, ярким и шумным. На людей будут влиять с помощью авторитетных гостей, выступлений артистов, розыгрышей и подарков и так далее.

Источники возникновения фасцинаций

Основным условием фасцинации является ритмический характер текста. Также бывает семантическая фасцинация, которая невероятно значима для людей в определенных условиях, при этом быстро меняется поведение, настроение, мнение человека.

Примером семантической фасцинации служит новогодняя речь президента, важное объявление по радио или телевизору, экстренные новости или любая полезная информация, предназначенная для человека, находящегося в критическом состоянии.

К сожалению, цели манипуляций далеко не всегда положительные и нацеленные на благо людей. Многие желают подчинить других лишь в угоду своим собственным интересам.

Рекомендуем: Внушаемость: понятие в психологии

На сегодняшний день появляется все больше рекламных предложений, мимо которых практически никто не в силах пройти. Ловкие методы привлекают внимание всех прохожих: яркое изображение, повторяющаяся музыка, ароматы, особый ритм и тембр голоса.

Эффекту фасцинации более всего подвержены:

  • Дети.
  • Люди преклонного возраста.
  • Тяжелобольные.
  • Доверчивые и наивные.
  • Верующие.
  • Люди в состоянии сильной радости или сильного отчаяния.

Чтобы не стать жертвой чьих-то манипуляций, человек должен как можно чаще анализировать происходящее, быть внимательным и осознанным, развиваться интеллектуально. Порой необходимо воспользоваться «фильтром недоверия» и поразмыслить над тем, что стоит принять, а что лучше обойти стороной. Автор: Дарья Сергеева

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Фасцинация | Мир Психологии

ФАСЦИНАЦИЯ

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Фасцинация (от англ. fascination — очарование) — эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение.

Формы фасцинация могут быть различными. В зависимости от акустической организации интенсивность Ф. может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение).

Важным фактором Ф. выступает ритмическая организация сообщения. Существует также семантическая фасцинация, когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (например, семантическая Фасцинация проявилась в «феномене 30 октября 1938г.», когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя). Эффектом семантической Ф. обладают также слухи. Ф. лежит в основе гипнотического воздействия (см. Гипноз), включаемого в некоторые психотерапевтические методики (см. Психотерапия).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Фасцинация (лат. fascinatio) [Esdaile, 1847] — сосредоточение взгляда гипнотизируемого на гипнотизирующем или на специальном предмете (блестящий металлический шарик).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Фасцинация — прием приведения человека в состояние гипноза, заключающийся в пристальном взгляде гипнотизера в глаза гипнотизируемого.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Фасцинация — это… Что такое Фасцинация?

  • фасцинация — (от англ. fascination очарование) эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фасцинация — Фасцинация  повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу программах, политических и… …   Википедия

  • фасцинация — и, ж. fascination f. Околдование. Из ласковых слов князя, которых ко мне было очень много, я не помню, чтобы которому столько обрадовался сколько этому; или во мне оставалась некоторая прозрачность после церкви или от того фасинация, что слово… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАСЦИНАЦИЯ — [англ. fascination Словарь иностранных слов русского языка

  • фасцинация — сущ., кол во синонимов: 4 • обаяние (21) • ослепление (11) • очарование (23) • …   Словарь синонимов

  • ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… …   Энциклопедия социологии

  • фасцинация — (лат. fascinatio околдовывание) прием приведения человека в состояние гипноза, заключающийся в пристальном взгляде гипнотизирующего в глаза гипнотизируемого …   Большой медицинский словарь

  • Фасцинация — (лат. fascinatio) (Esdaile, 1847). Сосредоточение взгляда гипнотизируемого на гипнотизирующем или на специальном предмете (блестящий металлический шарик) …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Фасцинация — (лат. fascinatio – околдовывание, зачаровывание, завораживание) – термин Esdaile (1847), обозначает сосредоточенность, прикованность взгляда гипнотизируемого на специальном предмете (часто это металлический блестящий шарик) или на самом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… …   Толковый словарь по социологии

  • dic.academic.ru

    ФАСЦИНАЦИЯ: колдовство очарования и страха

    О тихих и громких баталиях вокруг определения фасцинации

    Многие еще не имеют ни малейшего представления о фасцинации, не слыхали о существовании такого слова и понятия. Это относится даже к людям, имеющим ученые степени, трудящимся гуманитарного фронта. Пример тому, как это может выглядеть, дал в сентябре 2005 года политтехнолог, кандидат философских наук О. Матвейчев. Журналисту, обратившемуся к нему с вопросом о том, как он относится к фасцинологии, О. Матвейчев назвал фасцинацию и фасцинологию досужей выдумкой для «разводки» политиков и добавил к этому: «Чего только не придумают, знаете, сколько таких терминов… » (Ответ УралПолит . Ру и О . Матвейчеву, 1). Увы, бывает в российской гуманитарной практике и такое…

    Большинство же, услышав слова «фасцинация» и «фасцинология», просто задает вопрос: «А что это такое?». Задают этот вопрос инженеры, искусствоведы, кандидаты и доктора философских, психологических, политологических и т. д. наук, государственные служащие высоких рангов и даже депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. «Фасцинации  – это надо запомнить, за свою долгую и нелегкую психологическую практику (20 лет) никогда не знал такого слова», – признается на одном из психологических (!) форумов в Интернете профессиональный психолог. (21)

    В это время не только понятие и термин фасцинация существуют уже несколько десятилетий, но и, несмотря на нигилизм О. Матвейчева и иже с ним, в последние годы начинают писать кандидатские диссертации по проблемам фасцинации и, разумеется, диссертанты трудятся вовсе не для каких–то «разводок». А в Интернете то на одном, то на другом претендующем на интеллектуальность форуме фасцинация и фасцинология становятся темами хлестких дискуссий (часто с «многомудрыми» поучениями). Так, на одном их украинских форумов (2) лихой знаток, поучая участников, которые увлеклись цитированием Соковнина и предлагаемым им широким подходом к фасцинации как к фундаментальному биопсихологическому феномену, так разъяснил им, что такое фасцинация: это «способ вербального воздействия с целью донесения определенной информации с максимальным результатом» (уверенность, с какой этот участник форума поучал других, увлекшихся цитированием Соковнина (он назвал «Соковникова») участников, наводит на догадку, что он либо психолог, либо близок к психологии). По сути, не вдаваясь в возможные альтернативы, аноним ничтоже сумняшеся и несколько неуклюже воспроизвел ставшую расхожей – с момента издания словаря по психологии под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского – точку зрения на феномен фасцинации, несмотря на то, что автор идеи и теории фасцинации Ю. Кнорозов вкладывал в семантику термина «фасцинация» совсем другой смысл (об этом ниже).

    Прочитав предыдущее, кто-то, возможно, поморщится: не хватало только цитировать журналистов и анонимных участников форумов! И я был бы того же мнения, если бы их формулировки не совпадали с текстами из авторитетных высоконаучных трудов.

    И, в связи с явным расхождением определений, полезно было бы, как мне кажется, проследить эволюцию использования понятия и термина «фасцинация» со времени, когда они были впервые введены в научный оборот Ю. Кнорозовым. В 1959 г. Ю. Кнорозов в докладе «Об изучении фасцинации» на конференции по моделирующим системам в г. Горький определил фасцинацию как «такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается» (10, с. 163 ). Позже, в 1962 г. в собеседовании по общей теории сигнализации он предложил называть фасцинацией специально настроенный «шум в анализаторе, который помешал бы выполнять другие команды и создал бы тем самым благоприятные условия для восприятия именно данной информации». Ю. Кнорозов предположил, что этот целевой шум как-то связан с преодолением антирезонансной защиты мозга, не раскрыв в полной мере возможных механизмов такого преодоления (10).

    Как свидетельствует А. Войскунский (8, с.118), Ю. Кнорозов обратился к термину «фасцинация» под влиянием французских психиатров XIX столетия. Французские психиатры действительно широко использовали фасцинативный гипноз, но он пришел к ним от португальского аббата Хосе Кустодио Фариа (1756–1819), начавшего использовать в своей практике метод фасцинации с 1813 г. А сам Фариа заимствовал этот метод из практики индийских факиров. Он описал его в своей книге «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» (1819 г.). В основном он использовал два вида фасцинативной суггестии: либо в течение долгого времени, не мигая, смотрел в глаза сидящего или лежащего перед ним пациента и несколько раз методично повторял приказ заснуть («Спите») – и пациент погружался в сон, либо, наоборот, неожиданно подходил к испытуемому и резко, повелительно произносил приказ («Спите!») – и тот мгновенно засыпал. В обоих случаях Х.К. Фариа пристально смотрел на пациента (это и есть ядро метода фасцинации). Эти приемы с тех пор широко используются гипнологами всех стран.

    А. Брудный в 1972 г. в книге «Семантика языка и психология человека», ссылаясь на Ю. Кнорозова, дал несколько иное, чем у Ю. Кнорозова (специально оговорив это в сноске), осторожное определение фасцинации: «…воздействие, ослабляющее эффективность фильтров, и является, по–видимому, фасцинацией (в терминах общей теории сигнализации). Сокращая потери в системе фильтров, фасцинация выступает в качестве фактора, увеличивающего количество семантически значимой информации» (5, с. 78–79). Гипотезы о том, что это за процесс, который ослабляет эффективность фильтров на путях прохождения информации, А. Брудный, к сожалению, не дал.

    В 1987 г. вышел «Психологический словарь» под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Определение фасцинации в нем получилось у его автора А. Брудного сугубо психолингвистическим: « Фасцинация (от англ. fascination – очарование) – специально организованное вербальное (словесное) воздействие (выделено мной – В. С .), предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение. Формы Ф. могут быть различными. В зависимости от акустической организации интенсивность Ф. может варьировать от минимальной (монотонная дикторская речь) до максимальной (специально интонированная речь, декламация, пение). Важным фактором Ф. выступает ритмическая организация сообщения. Существует также семантическая Ф., когда текст сообщения при определенных условиях оказывается жизненно значимым для реципиентов, вызывая резкое изменение их поведения (например, семантическая Ф. проявилась в «феномене 30 октября 1938 года», когда радиоинсценировка «Борьбы миров» Г. Уэллса вызвала в США массовую панику, охватившую свыше миллиона человек. Аналогичный эффект эта радиопостановка вызвала в Эквадоре 15 лет спустя). Эффектом семантической Ф. обладают также слухи» (автор этого определения А. Брудный).

    Приведенное в авторитетном психологическом словаре определение фасцинации закрепилось, в том числе через курсы по психологии и психолингвистике в МГУ и других университетах, и начало кочевать из одной работы в другую, почти не подвергаясь изменениям; оно стало своего рода каноническим для российской психологии и гуманитарных наук.

    Ю. Шрейдер в 1972 г. сущность фасцинации определил как «создание у адресата некоего настроя, установки на взаимопонимание» и свел понимание феномена фасцинации к «позывным», «которые несут сообщение и которые заставляют адресата настроиться на прием» (19, с. 61). А. Войскунский, процитировав это, по его мнению, «меткое выражение», продолжил мысль Ю. Шрейдера: «Ведь в конечном счете фасцинация служит установлению коммуникативного контакта» (8, с. 121).

    Г. Андреева в авторском учебнике «Социальная психология» пишет о роли фасцинации в процессах коммуникации: «Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации (выделено мной – В. С .), создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее» (3).

    М. Арапов свой замечательно содержательный раздел «Метаморфозы слогана» в книге «Современная риторика» начинает подзаголовком «Фасцинация, спутник информации» (4). Уделяя значительное внимание применению фасцинации в рекламе, он тем не менее сводит фасцинацию к роли «служанки» у госпожи информации, правда, служанки весьма инициативной, в рекламной коммуникации часто выступающей впереди госпожи.

    Совершенно иное определение фасцинации, существенно отличающееся от приведенного в психологическом словаре, дает А. Назаретян в своих лекциях «Психология стихийного массового поведения» (13) как факт определения-стереотипа в социальной психологии: «… циркулярная реакция, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками «Ура!», воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т. д. и т.п. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией (выделено мной – В. С .))». По А. Назаретяну выходит, что фасцинация – это то, что вне логики и служит сплочению людей в группе, усиливая их интегральную эффективность. Совсем не «позывные» для настройки в передаче информации!

    И совсем иной поворот мы обнаруживаем в определении фасцинации, которое дает Н. Б. Мечковская. В книге «Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий» параграф 35 назван ею «Как начинают колдовать? (Психологические механизмы фасцинации)» и в нем речь идет о магических средствах социальной коммуникации. Говоря о специфике такой магической формы как заговор, Н. Б. Мечковская отмечает такую его особенность как уклончивость и невразумительность, за которыми «стоит более глубокий коммуникативный смысл: представить колдующего как часть потустороннего и, следовательно, неумопостижимого мира. Все это и создает атмосферу фасцинации (чародейства, колдовства) . Коммуникативная стратегия заговора состоит в том, чтобы творящий заговор ощутил себя причастным сверхъестественному миру, внушил это другим, включая неземные силы, и каким-то чудесным образом помог человеку (везде выделено мной – В. С .)» (12).

    В связи с точкой зрения на фасцинацию Н. Б. Мечковской сразу возникает ассоциация с еще одним определением фасцинации, которое оставил Ю. Кнорозов. Подчеркивая идею о существовании семантической фасцинации, Ю. Кнорозов обозначил такие ее важные свойства, как «неясность, многозначность описания», действующие как сильнейшее фасцинирующее средство, и отметил, что «искусство собственно и начинается с семантической фасцинации, с того момента, когда человек сделал великое открытие возможности выдумки. В качестве средства семантической фасцинации выступают выдуманные события и мнимые личности» (10, с. 163 ). Итак, «выдумка», неопределенность и недосказанность текста обладают громадным фасцинирующим действием. По сути вся магия выстроена на этом фундаменте недосказанности, прогнозе-догадке, творческой, часто ужасающе-боязливой расшифровке таинственных знаков и значений.

    Таким образом, уже из приведенных точек зрения выстраивается достаточно широкий спектр разных определений фасцинации и открывается некий обширный арсенал явлений, которые могут входить в содержание этого понятия и которые разные ученые связывают именно с термином «фасцинация» и ни с каким другим: это и «фасцинация–гипноз», и «позывные», помогающие устанавливать коммуникативный контакт и передавать информацию с высокой надежностью. и внелогичное массовое воздействие людей в группе, повышающее ее интеграцию и тонус, и чарующе–колдовские воздействия на психику, и загадочность, недосказанность сообщений и текстов, создающие возбуждающий эффект отгадки смысла, и «выдумка», требующая расшифровки и чарующая этой тягой к расшифровке понимания. В свое время, определяя только что введенное в научный оборот понятие «информация», Н. Винер писал: «Информация есть информация, а не материя и не энергия», а затем давал несколько его определений. То же можно сказать и о фасцинации и ее определениях.

    Вот вам и «вербальное воздействие с целью донесения определенной информации с максимальным результатом»!

    Еще в 1972 г. Ю. Лотман после общения в Тартуском университете с Ю. Кнорозовым сделал в одной из своих статей по семиотике и топологии культуры такую сноску: «<…> Настоящая статья была уже набрана, когда мне удалось в ходе курса лекций, прочитанных Ю. В. Кнорозовым в декабре 1972 г. в Тартуском государственном университете, подробнее ознакомиться с разработанной им теорией фасцинации. Теория эта, имеющая фундаментальное значение (выделено мной — В.С. ), к сожалению, до сих пор не в полном объеме отражена в печати, что затрудняет знакомство с нею специалистов» (11, с. 81). Замечательный исследовательский ум Ю. Лотмана моментально оценил уровень и значение идеи Ю. Кнорозова, но вряд ли такая концептуальная оценка прозвучала бы из его уст, если бы фасцинация была преподнесена ему Ю. Кнорозовым только как служанка при информации, помогающая донести семантически значимую информацию до реципиента с максимальным результатом. Высокую оценку открытия Ю. Кнорозовым феномена и проблемы фацинации дал еще в 1998 году Вяч. Вс. Иванов в общем очерке истории семиотики (9, с. 697-699)

    Автор этой статьи в 2003 году в работе «Фасцинология как наука» (15, с. 9) и в книге «Фасцинология» (16, с. 44), изданной в 2005 г., дал свой вариант понимания фасцинации как глобального, яркого и эффектного коммуникативного феномена. Опираясь на практические разработки, а также на огромный материал, собранный этологами о фасцинативной сигнализации и фасцинативном поведении животных, я предложил определять фасцинацию более широко – как способность внешней формы, демонстрационного коммуникативного сигнала или даже природного явления-Образа (закат или восход солнца, северное сияние, причудливые антропоморфные формы скал и т. д.) приковывать внимание, вызывать волнующий интерес, удивление, радость, восхищение, восторг, очарование, экстаз, шок, испуг, ужас, минуя или отключая какое-либо логико-вербальное объяснение, интеллектуальное аргументирование и тем более оценочную критику.

    После фасцинирующего воздействия, которое почти всегда соединяется с эмоциональными аффектами и «пиковыми переживаниями» (по А. Маслоу), возможны рационализирующие комментарии, но, как правило, они бледны и совершенно бесполезны, потому что реакция уже последовала, ошеломляющее пленение, колдовство очарования или ужас от смертельной угрозы уже произошли. «Словами этого не описать», – говорят в таких случаях. Или – «слов не найти». Фасцинация осуществляет такое воздействие, которое выходит за пределы ясного сознания и речевой эксплицитности. Так влюбляются с первого взгляда. Так гипнотически внемлют замечательному оратору. Так упоенно слушают чарующие мелодии и пение. Так молитвенно поднимают взор к великолепию горных снежных вершин, устремленных в небо. Так восхищаются любимым человеком. Но… так же и цепенеют от страха, испытывают эмоциональный шок с «мурашками по коже» и «волосами дыбом», сжимаются в комок от ужаса в ситуациях угрозы для здоровья и жизни. Фасцинативное чарующее воздействие влечет или включает в себя удовольствие и наслаждение, а фасцинация опасности и прогноза боли соединены с состояниями острого стресса и страха. Текут слюнки, захлестывает волна сексуального возбуждения, кружит голову эйфория и экстаз от запредельного восторга. Или охватывает ужас, цепенеют мышцы, мерзнет спина, встают дыбом волосы. Все это и есть, на мой взгляд, результат воздействия фасцинации и все это эволюционно необходимо для оптимизации процессов коммуникации у животных и человека.

    Таким образом, фасцинация — это не просто некое очарование, всплеск соблазна и эйфория, это нейрофизиологический и психологический ПРОЦЕСС, включающий: а) яркий, навязчиво-избыточный сигнал, который невозможно игнорировать, б) восприятие сигнала с мгновенным или довольно быстрым образованием нейрофизиоогической и психофизиологической доминаты (как вспышка лампочки в темноте или мини-взрыв) в мозгу на впитывание именно этого сигнала и ничего кроме него, зацикливание, в) стирание следов предшествующих восприятий (отшибание памяти или, при менее сильных воздействиях, переключение, отвлечение внимания), г) запуск стохастического резонанса, некоей электроимпульсной волны (пока это только гипотеза, но вполнее корректная), которая гасит в мозгу все иные возбуждения, создает шум-фильтр, пропускающий только восприятие фасцинативного сигнала (все внимание на фасцинирующий объект: сексуальный, пищевой, эстетический, опасный для жизни и т.д.), д) резкое сужение, а иногда и отключение (при шоковых воздействиях) ясного сознания, интенсивное «западание», погружение, захваченность (таково творчество-выдумка, влюбленный также ничего не видит, не слышит, не замечает, кроме любимого, а любимого воспринимает некритично, с восхищением, при опасности весь мир сужается в овчинку и включается действие абсолютно властной амигдалы (миндалины), отключающей мышление и мгновенно приказывающей либо бежать, либо притвориться мертвым, — так делают многие насекомые и пресмыкающиеся, — либо со всей яростью бросаться на защиту, что часто действительно помогает выжить, отпугивая врага), е) образование подкрепляющего наслаждающего или ужасающего эффекта в центрах удовольствия/наказания мозга (слюнки текут, эрекция, эйфория блаженства, эстетический восторг, цепенящий страх при столкновении с опасностью, и т. д.), ж) сцепка всего этого процесса в неразрывную цепь-образ и западание ее в эмоциональную память накрепко и надолго, иногда на всю жизнь (порой одна только встреча с поразившей взгляд и воображение фасцинативной особью врезается в память до конца дней, так формируются и сексуальные перверсии, маниакальность и проч. навязчивые феномены), з) возникновение в психике желания-вожделения, часто буквально на физиологическом уровне, повторить еще раз, ЕЩЕ МНОГО-МНОГО РАЗ. Пищевые, сексуальные, наркоманные блаженства и оргазмы — самый яркий пример подкрепляющего эффекта фасцинации (см. подробнее о механизмах фасцинации: 16, глава 2-я). Когда обезьянку шимпанзе-бонобо Уошо научили изъясняться на языке жестов, самым первым и самым часто используемым у нее стал жест «ЕЩЕ» по поводу всего, что ей нравится: вкусной пищи, щекотания, игры и проч. (22, с. 342)

    Эволюция придумала фасцинацию для вот этого неумолимого «ЕЩЕ» как побуждению к радости жизнью, к выживанию и победе над смертью. А также как сигнальный процесс, помогающий оптимальности передачи и восприятия информации, чему лучший пример – участие в речевом общении фасцинации в форме интонации (а из интонации выросли музыка и пение, абсолютно фасцинирующие сигнальные системы).

    Семантическую фасцинацию, типичную и основополагающую для человеческой смысловой коммуникации, можно, на мой взгляд, определить как возбуждающе-стимулирующее воздействие символического, драматического и «недосказанного» смысла (проблемного смысла), вызывающего острое внимание и провоцирующего активную работу ассоциативно-эмоциональной составляющей человеческой психики с быстрым или мгновенным образованием доминант внимания, интереса, азарта разгадки и дешифровки, включенных в процессы взаимопонимания.

    Феномен фасцинации принято рассматривать в соотношении с феноменом информации. Хочется напомнить, что и слово «информация» достаточно широко использовалось веками, не привлекая к себе особого внимания. До 1948 г. люди ежедневно передавали друг другу информацию, не зная этого, как Журден у Мольера, который был страшно удивлен, узнав, что всю жизнь говорил прозой. Открыли человечеству глаза К. Шеннон и Н. Винер, создав статистическую теорию информации и кибернетику. Начался бурный рост исследований феномена информации, и в настоящее время невозможно даже точно подсчитать количество научных учреждений в мире (академий, факультетов, кафедр, прикладных НИИ и лабораторий), занятых изучением информации и разработками информационных технологий. Их – тысячи, в них трудятся десятки тысяч научных сотрудников и инженеров. Человечество срослось с наукой об информации.

    К. Шеннон, положив начало применению слова «информация» в качестве научного термина, определил понятие количества информации как меры уменьшения неопределенности (18, с. 329). Н. Винер категорически отказался подводить понятие информации под какое-либо другое («информация есть информация, а не материя и не энергия»), определив информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (7, с. 326). Он ввел также понятие семантически значимой информации. У. Р. Эшби предложил трактовать информацию как разнообразие (20, с. 430). Л. Бриллюэн рассматривал информацию как «отрицательный вклад в энтропию» или «негэнтропийный принцип» (6, с. 33–34). А. Д. Урсул, обобщая многочисленные определения информации, пришел к выводу о широкой семантике этой научной категории, проникающей по сути во все сферы биологического и социально-человеческого бытия (17). Формирование в последние годы научной дисциплины информатологии с неизбежностью фокусируется вокруг продолжающегося уточнения категории «информация». Полвека понадобилось, чтобы человечество свыклось с пониманием глобального значения и назначения информации, приняло ее полифонию, а категория «информация» вошла в обыденный язык, не вызывая отторжений.

    Наступил черед фасцинации. Ежедневно люди на протяжении тысяч лет ошеломляли друг друга символами очарования, музыкой и пением, внушающими страх жестами и зычными угрожающими окриками, устраивали веселые праздники и карнавалы, и не знали, что вовсю используют фасцинацию. Своеобразный «синдром Журдена» проявил себя и в социальном использовании фасцинации. Думаю, что XXI век – это век аналогичного развития науки (наук) о фасцинации и срастания человечества с познанием этого удивительного феномена, актуальнейшего для жизни каждого человека.

    Исследование сложного и многогранного феномена фасцинации, а также уточнение семантики термина «фасцинация» продолжается. Сужение определения фасцинации до «позывных» или «специально организованного вербального (словесного) воздействия» вряд ли в настоящее время продуктивно. В таких определениях нет места ни чарующей родинке на лице Мерилин Монро, ни блистательно-петушиному гусарскому мундиру, вводившему девиц XIX столетия в гипнотический транс влюбленности, ни, тем более, соловьиному свисту, обольщающим половым феромонам насекомых или явно фасцинирующим сексуальным гандикапам (А. Захави), таким, как роскошные хвосты у райских птиц и павлина. А уж таким невербальным фасцинациям как фейерверк и салют – и подавно. Психолингвистическое определение фасцинации лишь сдерживает развитие теории фасцинации и фасцинологии, а в ненаучном общении приводит к курьезам, подобным тем, с которых я начал эту статью.

    Процитированные источники

    1. Цитирую по материалу «Политтехнологи жгут!», помещенному 29 сентября 2005 г. на сайте информационно–аналитического агентства УралПолит.Ru (г. Екатеринбург). См.: . Ответ УралПолит . Ру и О . Матвейчеву
    2. forUm / www . FOR . UA . COM
    3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1999.
    4. Арапов М. Метаморфозы слогана. (Есть несколько вариантов этого материала на разных сайтах в Интернете).
    5. Брудный А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе. 1972.
    6. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М. 1966.
    7. Винер Н. Кибернетика и общество. М. 1968.
    8. Войскунский А. Я говорю, мы говорим… Изд. 2-е, М. 1990.
    9. Иванов Вяч.Вс. Труды по семиотике и истории культуры, т. I , М.: Языки русской культуры, М., 1998.
    10. Кнорозов Ю.: Об изучении фасцинации. / Вопросы языкознания. 1962, № 1; Собеседование по общей теории сигнализации с Ю. В. Кнорозовым // Структурно-типологические исследования: сб. статей. / Отв. ред. Т. Н. Молошная. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
    11. Лотман Ю. Статьи по семиотике и топологии культуры. 1972.
    12. Мечковская Н. Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М. 1998.
    13. Назаретян А. Психология стихийного массового поведения. Лекции. – Изд–во «ПЕР СЭ» , 2001.
    14. Психология. Словарь. Издание второе. М. 1990 (цитирую по 2-му изданию)
    15. Соковнин В. М. Фасцинология как наука. // Фасцинология. 2003 . № 1.
    16. Соковнин В. М. Фасцинология: Пролегомены к науке о чарующей, доминантной и устрашающей коммуникации животных и человека. – Екатеринбург 2005.
    17. Урсул А. Д. Природа информации. М. 1964.
    18. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. М. 1963.
    19. Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем (элементы семиотики). М.: 1974.
    20. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М. 1959.
    21. http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=4523&sid=1dbebb0a531d5c7b16287b254844ea97
    22. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

    Статья дополнена 13 февраля 2008 г.

    www.fascinology.ru

    ФАСЦИНАЦИЯ — это… Что такое ФАСЦИНАЦИЯ?

  • фасцинация — (от англ. fascination очарование) эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фасцинация — особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами. Фасцинация повышает степень воздействия информации на поведение реципиентов. Наименьшая интенсивность фасцинации… …   Финансовый словарь

  • Фасцинация — Фасцинация  повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу программах, политических и… …   Википедия

  • фасцинация — и, ж. fascination f. Околдование. Из ласковых слов князя, которых ко мне было очень много, я не помню, чтобы которому столько обрадовался сколько этому; или во мне оставалась некоторая прозрачность после церкви или от того фасинация, что слово… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАСЦИНАЦИЯ — [англ. fascination Словарь иностранных слов русского языка

  • фасцинация — сущ., кол во синонимов: 4 • обаяние (21) • ослепление (11) • очарование (23) • …   Словарь синонимов

  • фасцинация — (лат. fascinatio околдовывание) прием приведения человека в состояние гипноза, заключающийся в пристальном взгляде гипнотизирующего в глаза гипнотизируемого …   Большой медицинский словарь

  • Фасцинация — (лат. fascinatio) (Esdaile, 1847). Сосредоточение взгляда гипнотизируемого на гипнотизирующем или на специальном предмете (блестящий металлический шарик) …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Фасцинация — (лат. fascinatio – околдовывание, зачаровывание, завораживание) – термин Esdaile (1847), обозначает сосредоточенность, прикованность взгляда гипнотизируемого на специальном предмете (часто это металлический блестящий шарик) или на самом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… …   Толковый словарь по социологии

  • dic.academic.ru

    Фасцинация — это… Что такое Фасцинация?

  • фасцинация — (от англ. fascination очарование) эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фасцинация — особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами. Фасцинация повышает степень воздействия информации на поведение реципиентов. Наименьшая интенсивность фасцинации… …   Финансовый словарь

  • Фасцинация — Фасцинация  повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу программах, политических и… …   Википедия

  • фасцинация — и, ж. fascination f. Околдование. Из ласковых слов князя, которых ко мне было очень много, я не помню, чтобы которому столько обрадовался сколько этому; или во мне оставалась некоторая прозрачность после церкви или от того фасинация, что слово… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАСЦИНАЦИЯ — [англ. fascination Словарь иностранных слов русского языка

  • фасцинация — сущ., кол во синонимов: 4 • обаяние (21) • ослепление (11) • очарование (23) • …   Словарь синонимов

  • ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… …   Энциклопедия социологии

  • фасцинация — (лат. fascinatio околдовывание) прием приведения человека в состояние гипноза, заключающийся в пристальном взгляде гипнотизирующего в глаза гипнотизируемого …   Большой медицинский словарь

  • Фасцинация — (лат. fascinatio – околдовывание, зачаровывание, завораживание) – термин Esdaile (1847), обозначает сосредоточенность, прикованность взгляда гипнотизируемого на специальном предмете (часто это металлический блестящий шарик) или на самом… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… …   Толковый словарь по социологии

  • psychiatry.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *