Униженные и оскорбленные достоевский главные герои – Униженные и оскорблённые — Википедия

Униженные и оскорбленные достоевский описание главных героев. Униженные и оскорблённые (роман). Роль героини Нелли в концепции книги

Иван Петрович, начинающий писатель, ему двадцать четыре года. Ищет себе новую квартиру и встречает улице старика с собакой. Старик очень худой, весь в лохмотьях, он может часами сидеть в кондитерской Миллера около Вознесенского проспекта, греться у печки и смотреть мертвенным невидящим взглядом на посетителей. В один день бедняга умирает на тротуаре неподалеку. Иван Петрович приходит домой к незнакомцу, его зовут Смит, и он селится в уже опустевшем жилище.
Иван Петрович, сирота. Он рос в семье Ихменева Николая Сергеевича Он был мелким дворянином старинного рода, который управлял имением князя Валковского Петра Александровича. У него была любовь и дружба с дочерью Ихменевых Наташей. Еще юношей Иван Петрович уехал в университет в Петербург, и увиделся со всеми, только через несколько лет, когда они уехали Петербург из-за ссоры с Валковским. Он очень дружил со своим управляющим, что даже отправил ему своего сына Алешу на воспитание. Пошли слухи, что Ихменев хочет женить Алешу на своей дочери. В отместку Валковский обвинил Ихменева в воровстве и обратился в суд.

Иван Петрович почти каждый день бывает у Ихменевых. Именно здесь он прочитает свой первый роман, который имел большой успех. Любовь с Наташей становиться все сильнее, они хотят даже жениться, но откладывают свадьбу на год, для того чтобы писатель встал на ноги.
Ихменевых посещает Алеша. Валковский, запрещает сыну видеться с Наташей. Ихменев даже не знает любви дочери и Алеши, пока она уходит из дома к любовнику.
Влюбленные живут отдельно и хотят обвенчаться. Их отношения становятся сложными из-за характера Алеши. Он был достаточно красивым светским юношей, в нем была детская наивность, простодушие, бескорыстие, искренность, но также в нем был и эгоизм, и легкомыслие, безответственность и бесхарактерность. Он очень сильно любит Наташу, он не хочет обеспечивать ее деньгами, часто оставляет одно и напоминает ей, что она любовница. Отец хочет женить Алешу на богатой девушке, на что безвольный юноша соглашается. Князь не дает Алеше денег, для того, чтобы разлучить с Наташей. Это является очень серьезным испытанием для молодой пары. Но Наташа готова выдержать это испытание. Катя, невеста Алеши, красивая девушка, наивная и чистая. Князь считает, что новая любовь Алеши, скоро вытеснит старую. Катя любит Алешу, но не знает, что он не свободен.
Наташа очень сильно любит Алешу. Наташа также любит и Ивана Петровича, но только как близкого и надежного друга, который дарит ей заботу и тепло.
В квартиру Смита приходит внучка Нелли. Она была очень замкнутой, дикой и выглядела очень нищенской. Иван Петрович узнает, как она живет. Мать Нелли умерла от туберкулеза, а девочке пришлось жить с жестокой родней. Герой думает как спасти девочку. Прогуливаясь, он встречает старого школьного товарища Маслобоевым. Он был частным детективом, и с его помощью вытаскивают девочку из развратного притона и Иван Петрович селит ее у себя в квартире. Из-за всех происшедших с Нелли событий, она становится гордой, недоверчивой. С подозрением принимает заботу о себе Иван Петровича, но в конце концов она к нему привязывается. Она даже ревнует его к Наташе.
Уже прошло полгода, как Наша ушла от родителей. Отец страдает: ночью льет слезы, а днем осуждает ее. Мать в разговорах с Иваном Петровичем отводит душу, так как он сообщает все новости о ней. Они не очень хорошие. Алеша все ближе становится с Катей, отставив Наташу одну на несколько дней. Наташа хочет с ним расстаться, так как он не пойдет против воли отца и не женится на ней. Но Алеша, в свою очередь, говорит Кате, что не может на ней жениться, так как любит Наташу. Великодушие невесты, оценившей его благородный поступок, восхищает Алешу. Князь, ищет новый путь, чтобы женить сына. Он приходит к Наташе и Алеше, и дает свое согласие на их брак. Он рассчитывает на то, что его любовь к Кате еще вспыхнет. Алеша счастлив, но Иван Петрович замечает, что князю равнодушен к счастью сына. Наташа также понимает замысел Валковского, и раскрывает его при Алеше. Притворщик решает сблизиться с Иван Петровичем.
Валковский пользуется услугами Маслобоева. Он рассказывает герою, что несколько лет назад Валковский залез на предприятие Смита, чтобы даром завладеть деньгами и соблазнив дочь Смита, увез ее за границу. Обанкротившийся старик проклял свою дочь. Мошенник бросил девушку, без средств к существованию, с маленькой Нелли на руках. По прошествии лет мать Нелли возвращается в Петербург с надеждой на то, что отец девочки ее не бросит. Валковский же, хотел вновь жениться и боялся, что объявится мать Нелли с документами о законном браке. Эти документы и должен разыскать нанятый Маслобоев.
Валковский везет Иван Петровича на вечер к Кате, куда уже приехал и Алеша. Герой убеждается, что Алеша все больше влюбляется в Катю. Иван Петрович и князь едут в ресторан. В разговоре Валковский, рассказывает герою о своих меркантильных планах, касающихся Кати и Алеши, также подсмеивается над чувствами Ивана Петровича к Наташе и говорит, ему что, если он женится на Наташе, он даст ему денег. Князю доставляет большое удовольствие издеваться над своими жертвами, и вообще он любит только деньги. Он хочет, чтобы Иван Петрович подготовил Наташу к разлуке с Алешей, так как Алеша и Катя должны уехать в деревню. А сам князь должен остаться чистым и благородным в глазах Алеши.
Алеша уже в смятенье, он не знает, какую из девушек любит больше. Перед самым отъездом девушки встречаются и сами решают судьбу Алеши без его участия. Наташа с болью в сердце уступает Кате любимого.
Валковский предлагает Наташе деньги за ночь с развратным старичком графом. Иван Петрович бьет и выгоняет князя. Наташа хочет вернуться в родительский дом. Она не знает, как уговорить отца простить ее. Князь выигрывает судебный процесс и отнимает у ее отца все его состояние.
Ихменевы хотят приютить у себя девочку-сиротку, Нелли. Но та отказывалась жить у таких жестоких людей, таких как ее дедушка, Смит, который так и не простил при жизни ее мать. Иван Петрович просит Нелли рассказать Ихменеву историю своей матери, чтобы смягчить сердце старика. В последствии семья воссоединяется.
Часто, вечерами в домике Ихменевых на Васильевском острове собираются Маслобоев, Иван Петрович, и доктор. Скоро состоится разлука: старик получит место в Перми. Наташа очень грустная из-за пережитого. Также все переживают за Нелли, у нее больное сердце и она скоро умрет. Перед смертью законная дочь не прощает князя Валковского, а, оборот, проклинает его. Наташа, очень огорчена расставанием с героем, и очень сожалеет, что она разрушила их возможное совместное счастье.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Униженные и оскорбленные». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Сюжет произведения разворачивается вокруг главного героя Ивана Петровича, двадцатичетырехлетнего юношу, мечтающего стать писателем. Он вырос сиротой, а воспитывал его Николай Сергеевич Ихменев.

Николай Сергеевича имел прекрасную репутацию. Благодаря этому князь Петр Александрович Валковский берет его на работу управляющим усадьбой.

Однажды князь просит понаблюдать за девятнадцатилетним сыном Алексеем.

Обворожительный, симпатичный, но немного легкомысленный молодой человек проявляет симпатию к Наташе, дочке Николай Сергеевича.

Неожиданно приезжает Валковский и предъявляет обвинения Ихменеву в растрате. Он узнает о чувствах Наташи и Алексея, князь против этих отношений. Валковский начинает судебное дело против Николай Сергеевича.

Ихменовы уезжают в Петербург, Иван частенько посещает их. Он небезразличен к Наташе. Она согласна стать его супругой, но лишь спустя год, пока у Ивана не наладятся финансовые дела. Вдруг возвращается Алексей и их отношения с Натали восстанавливаются. Она готова жить с ним и незамужней.

Николай Сергеевич узнает, что его дочь сбежала с любимым. В гневе он выкидывает все ее вещи.

Спустя полгода Иван Петрович ищет себе новое жилье. Недалеко от кондитерской лавки, он видит старика с собакой. Юноша в курсе то

realartist.ru

Характеристика героя Князь Валковский (Униженные и оскорбленные Достоевский Ф.М.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Достоевский Ф.М. / Униженные и оскорбленные / Князь Валковский

    КНЯЗЬ ВАЛКОВСКИЙ — центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Дворянин, «голяк — потомок отрасли старинной», красивый, обладающий эффектными манерами, одаренный острым умом, предприимчивостью, виртуозной ловкостью в плетении интриг, он — воплощение дерзкого, удачливого, победительного зла в романе. Зла, обладающего сатанинской притягательной силой, — и оттого крайне опасного.

    Именно князь, по мнению многих исследователей, главный герой романа. Все скрытые пружины действия сосредоточены в его руках, и только его злая воля определяет судьбу всех персонажей. В первой части романа он отсутствует, но о нем говорится — неясно, загадочно. Во второй части он, появившись, действует обманом и коварством, сохраняя при этом маску респектабельности и благородства. В третьей части, в сцене столкновения со своим антиподом Иваном Петровичем, в ночном ресторане, он предстает перед читателем во всей своей омерзительной и блистательной наготе. В четвертой — исчезает, торжествуя полную победу. Эта последовательность раскрытия личности князя характерна для романной техники Достоевского.

    Еще молодым В. женился на перезрелой дочери купца-откупщика, воспользовался ее состоянием и вскоре уморил ее, а сына Алешу «подкинул» на воспитание в дом богатого и влиятельного родственника графа Наинского. По протекции графа Наинского В. получил престижную должность «при одном из важнейших посольств» за границей. Там он обольстил дочь преуспевающего заводчика Смита, которая ради князя украла у своего отца деньги и ценные бумаги. Заводчик разорился, а несчастную женщину В., овладев богатствами, выгнал на улицу. Через несколько лет изрядно разбогатевший В. вернулся из-за границы и занял в Петербурге соответствующее положение. Стремясь проникнуть в высший свет, он попытался «приволокнуться» за богатой и принадлежащей к «сливкам общества» графиней, но был оттеснен удачливым соперником — собственным, достигшим девятнадцатилетия сыном Алешей. Разгневанный В. отправил сына в Васильевское, под присмотр управляющего Ихменева, но год спустя прибыл в имение по анонимному доносу, суть коего сводилась к тому, что дочь Ихменевых, Наташа, сумела влюбить в себя юношу и якобы собирается женить его на себе. Между В. и Ихменевым произошел разрыв; В., воспользовавшись ситуацией, обвинил бывшего управляющего в воровстве, начался процесс. Ихменев с семейством отправился в Петербург, чтобы лично хлопотать о деле. В Петербурге Наташа бросила родителей, вступив с Алешей в «греховную»Шв. В., задумавший женить Алешу на богатой наследнице Кате (чтобы завладеть ее миллионами), сплел сложнейшую интригу и в конце концов добился своего: Наташа осталась одна, а Алеша и Катя, обвенчавшись, доверчиво преподнесут ему вожделенные миллионы.

    В. беспредельно эгоистичен. Чтобы достигнуть своей цели или удовлетворить мимолетную прихоть, каприз, он готов шагать по трупам. («Скорее Лиссабон провалится, чем не сбудется по моему желанию».) Жизнь для него — коммерческая сделка, единственный «двигатель людских дел», им признаваемый, — деньги. В. жаждет «золотых дождей», видит счастье исключительно в миллионах. В загробное возмездие он не верит, идеалов и нравственных принципов лишен («Идеалов я не имею и не хочу иметь»). Над окружающими В. имеет странную, почти мистическую власть: дочь Смита, полюбившая его безгранично, не вынесла «превращения» ангела в демона; Николай Сергеевич Ихменев, очарованный князем и простиравший свою привязанность к нему «до космического», разорен и опозорен; Наташа и Катя — марионетки в руках В.

    По замыслу Достоевского, В. должен был сложиться в образ наполеоновского или рот-шильдовского толка — дельца, капиталиста. Но, проявляя деловую хватку и определенный талант финансиста, В. отличается от наполеонов и РОТШИЛЬДОВ тем, что деньги и власть для него не цель, а лишь средство извлечь из жизни побольше наслаждений. Он — потребитель, изощренный, пресыщенный гурман. Внутреннее одиночество (как следствие полной атрофии естественных человеческих чувств и привязанностей) его не тяготит — скорее является самой оптимальной формой существования.

    В. — зловещий интриган, материалист, теоретик и практик разврата, примыкает к огромной когорте отрицательных героев мировой литературы. Это и злодеи из произведений Шиллера, Гофмана, Сю, Сулье, Бальзака, и сладострастники Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Октава Мирбо. Относительно литературных прототипов, прообразов и предшественников В. существует большая литература (так, В.Туниманов в качестве несомненного предшественника князя называет барона Гектора Юло из высоко ценимого Достоевским романа Бальзака «Кузина Бетга»; В.Я.Кирпо-тин, В.И.Этов, Е.А.Маймин сопоставляют сюжетную линию романа с повестью А.С.Пушкина «Дубровский», К.В.Мочульский проводит аналогии откровений В. с парадоксальными взглядами племянника Рамо из одноименной философской повести Дидро и т.д.). Но от мелодраматических злодеев французских романов В. отличает его оригинальная, циничная философия жизни, круто замешенная на российском менталитете; поразительная сцена «заголения» (т.е. предельного, вызывающего откровения) князя перед Иваном Петровичем ночью в ресторане — это по сути первая «философская беседа» в творчестве Достоевского, предтеча беседы в трактире Версилова с сыном («Подросток») и поучения Ивана Карамазова Алеше, тоже в трактире («Братья Карамазовы»).

    «Идея личности» В. в творчестве Достоевского восходит к почтенному чиновнику Юлиану Мастаковичу, сладострастнику, женившемуся на совсем юной девушке («Петербургская летопись», «Елка и свадьба»), а «потомство» князя достаточно великое. По одной линии от него происходят «сладострастники» (Свид-ригайлов в «Преступлении и наказании», Федор Павлович Карамазов в «Братьях Карамазовых»). По другой — «сверхчеловеки» — Раскольников («Преступление и наказание»), Иван Карамазов («Братья Карамазовы»). Обе эти линии соединяются в Ставрогине («Бесы»), что придает раннему и несовершенному образу В. особенный интерес.


Добавил: 77793

/ Характеристики героев / Достоевский Ф.М. / Униженные и оскорбленные / Князь Валковский


Смотрите также по произведению «Униженные и оскорбленные»:


www.litra.ru

Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

Анализ №2

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении  трёх месяцев, однако затянулся на  три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы. Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных  стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью. Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.  

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Униженные и оскорблённые

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Легенда об Арионе Геродота 6 класс

    Единоличным властителем Коринфа был Периандр. С ним случилась удивительная история. Арион был певцом у Периандра, затем решил отбыть в Италию на Сицилию, заработал там состояние и захотел

  • Смысл рассказа Бунина Чистый понедельник

    Произведение под названием «Чистый понедельник» написана русским писателем Иваном Алексеевичем Буниным. Относится к жанру рассказа. Анализ данного рассказа представлен в этой статье.

  • Сочинение по картине Репина Портрет Л.Н. Толстого

    Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет

  • Сочинение по картине Пластова Фашист пролетел

    На картине А. Пластова Фашист пролетел изображен пейзаж начала осени. В это время в природе наблюдается разноцветье красок. Ещё не наступили холода, и природа использует последние теплые дни.

  • Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

    Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни

sochinimka.ru

Наташа Ихменева — характеристика литературного героя (Униженные и оскорблённые Достоевский)

НАТАША ИХМЕНЕВА — героиня романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических сцен, разделенных между собой кратким изложением текущих событий. Дочь Николая Сергеевича Ихменева, управляющего имением князя Валковского. В доме Ихменевых воспитывается сирота Ваня, которого с Н. связывает детская, невинная и чистая любовь. Но Ваня вырастает и уезжает в Петербург, где впоследствии становится профессиональным литератором. Между тем князь посылает в деревню к Ихменеву своего девятнадцатилетнего сына Алешу Банковского, который влюбляется в Н. Князь, подозревая корыстный расчет Н. и ее родителей, обвиняет Ихменева в воровстве. Чтобы вести процесс, Ихменев с семьей перебирается в Петербург, где после четырех лет разлуки Н. встречается с Ваней (Иваном Петровичем). Но прежнее детское чувство умерло — она влюблена в Алешу «как безумная, как сумасшедшая», по ее же собственным словам. Непримиримая вражда между Ихменевым и Валков-ским делает невозможной саму мысль о любви молодых представителей этих фамилий. Н. решает, вопреки воле отца, рискуя навлечь на себя родительское проклятие, уйти к Алеше. Князь, стремясь разорвать связь сына с Н., знакомит его с богатой и очаровательной девушкой Катей, которой Алеша увлекается. Ихме-нев проклинает дочь. Алеша, движимый инстинктивным порывом, признается Кате, что любит другую, и Катя жертвует собой ради счастья Н. Князь, тонкий психолог и изощренный интриган, разыгрывает иезуитский ход — он делает вид, что согласен на брак сына с Н. Успокоенный Алеша еще более увлекается Катей и охладевает к Н. Девушка понимает коварный замысел князя и, бросая ему в лицо обвинения, отказывается от каких бы то ни было прав на Алешу. Н. встречается с Катей и уступает ей Алешу, который, страдая от раздвоенности чувств, предлагает фантастический вариант, жестокую и невероятную идиллию («И право: я бы свел вас обеих вместе, а сам бы стоял возле да любовался на вас… Но мы будем все трое любить друг друга, и тогда…»). В конце концов он уезжает с Катей в деревню, чтобы там с ней обвенчаться. В финале романа Н. примиряется с родителями, но сердце ее разбито. Н. — сложный образ. Предельно точно обрисовывает суть любовной драмы Н. наивный и бесхитростный Алеша: «…она меня уж слишком любит, так что уж из меры выходит, а от этого и мне и ей тяжело». «Наташа готова идти дорогой жертв до конца, переступая «черту» за «чертой», — отмечает В.А.Тунима-нов, — но ее рабство — оборотная сторона тирании, мучительства. Алеше тягостны добровольные жертвы, болезненно подчеркнутое благородное смирение подавляет его». Исследователи романа (К.Мочульский, В.Тунима-нов, Г.Фридлендер и др.) отмечают, что в Н. заложены многие характерные черты будущих героинь Достоевского — как «гордых», «хищных», жертвующих собой с наслаждением, так и «кротких». Полина («Игрок»), Дуня Расколь-никова («Преступление и наказание»), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») — этих героинь объединяет с Н. не только сложность и противоречивость натуры, эмоциональная смятенность, иррациональность порывов и чувств, вступающих в противоречие с рассудком, но и особенный, присущий им эгоизм страдания — «растравление» душевной боли и наслаждение ею. Н. привыкает к страданиям, именно она произносит в романе «программную» фразу: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» «Эгоизм страдания» овладевает ею как тяжелая прогрессирующая болезнь. После катастрофы она живет только мучительными воспоминаниями о минувшем — с необыкновенной художественной силой развитие этой болезни будет представлено Достоевским в романе «Преступление и наказание» в образе Катерины Ивановны Мармела-довой. Эгоизм страдания превращает Н.-жертву в Н.-мучителя. Она часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии (в его великодушии к сопернику ей чудится добровольная — оскорбительная для Алеши — жертва). Она пользуется услугами Ивана Петровича, не задумываясь о том, что у него, отвергнутого и вынужденного «быть на посылках», творится в душе. Н. — первая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение с потребностью жестоко мучить тех, кого они любят и кому приносят самые отчаянные жертвы; со способностью испытывать болезненно-утонченное наслаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие.

Лит.: Добролюбов Н.А. Забитые люди // Современник, 1861, № 1; Мочульский К.В. «Униженные и оскорбленные» // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 315-325; Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л., 1980.

www.allsoch.ru

униженные и оскорблённые главные герои

В разделе Домашние задания на вопрос Система образов персонажей в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные» заданный автором Гриша Безотецкий лучший ответ это В романе передан дух не простых 60-х гг. ХІХ века. Суровая действительность помогает в большей мере ощутить всю эпоху того времени, окунуться в мир героев произведения. Изведав на себе всю сложность жизни, Достоевский желает выразить свои мысли и обновленное отношение к действительности очередным романом. Особой критике автор поддает капитализм, как негодную политическую систему, убивающую душу человека и страны в целом. Также он дает капитализму жесткую характеристику, раскрывая перед читателями негативные свойства данного устройства. Ненависть, зло, нажива, жестокость вместе с лицемерной маской благополучия – вот какой показывается западная демократия у Достоевского. Но Россия не слышит великого писателя. Она в это время ослеплена новыми философскими течениями – коммунизмом, социализмом, оккультизмом, сатанизмом, в конце концов. Народ изнемогает от жестокости своих хозяев, нищеты, бедности. Он ждет большого и светлого освобождения, гнетущего умы и души людей. Таким образом, люди больше не желают подчиняться грубой воли барина, они жаждут демократии и свободы. Но как только она придет, появятся новые проблемы и страдания. Главный герой романа «Униженные и оскорбленные» — князь Валковский. Он — типичный дворянин со всеми пороками и грехопадениями, присущими людям его круга. Такие герои никогда не знали ни в чем отказа, привыкли жить на «широкую» ногу, управлять и властвовать. Но главная характеристика, которую дает Достоевский князю, – это безграничный эгоизм и себялюбия. Горьким вопросом, вернее, пороком, пронизывающим человеческую жизнь насквозь, является проблема денег. Во все времена люди старались нажить несметные богатства на Земле, причем различными способами. После грехопадения человека золотой телец стал для него объектом поклонения. Федор Михайлович же показывает его двояко. С одной стороны – для бедных деньги становятся способом выживания, средством для жизни, для борьбы с высшими классами. Для богатых они являются чем-то иным, нежели способом получить «хлеб насущный». Человек, у которого все есть, ищет новых ощущений, которые принесли бы ему не только внешнее удовлетворение, но и внутреннее моральное услаждение. В основном золотой телец способен воспевать злые умыслы людей, которые часто преступны. Антиподом Валковского является Иван Петрович. Он – рассказчик романа, который и ведет повествование. Конечно, может сложиться впечатление, что он выступает от имени Достоевского или таковым и является. Но это не совсем так. Иван Петрович – художественный образ, созданный писателем, и наделенный особыми чертами характера. Он читает своей роман в кругу знакомых, семьи Ихменевых. Все участники коллективного чтения очень прониклись всем происходящем в романе и искренне переживали за его героев. Некая Анна Андреевна даже пустила слезу – так ей было жалко персонажа. Некоторое время она наивно думала о том, как ему помочь. Наташа также не удержалась от слез и горько сочувствовала людям, описанным в романе. И не удивительно, ведь в произведении каждый смог увидеть то, что близко только ему, знакомо и дорого. Ихменевы стали местом борьбы добрых и злых сил, между князем Валковским и Иваном Петровичем. Глава семейства Николай Сергеевич был небогатым дворянином. Однажды он взял на воспитание Алешу. Герой любил его, как родного сына. Но вскоре Валковский выгнал того из дома. Алеша уехал в Петербург. Спокойствия семья так и не дождалась. Дочь Наташа сильно огорчила родителей своим безрассудным поступком. Она полюбилась сильно Ивану Петровичу, казалось, и героиня испытывала к нему какие-то чувства. Уехав однажды в Петербург, девушка встретила того самого Алешу и страстно его полюбила. Родители же, узнав об этом, восстали против брака. Но Наташу никто не смог остановить. Девушку закружила жизнь Петербурга, а особенно любовь пылкого юноши.

Униженные и оскорблённые на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Униженные и оскорблённые

22oa.ru

«Поиск положительного герояв романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»»

Произведения Ф. М. Достоевского отличаются глубоким психологизмом. Достоевский не только писатель, но и философ. И жизненные ситуации, которые рисует он, реальны и близки всем нам. Его герои не просто вымышленные персонажи: они живут, они страдают, они любят.

Возможно, именно поэтому все, созданное Достоевским, до сих пор очень актуально.
В реальной жизни нет резких границ между добром и злом. Может быть, на свете и бывают жестокие, бесчеловечные люди, но не бывает идеально добрых, искренних и благородных. Нет человека, в котором были бы собраны лишь положительные качества. Такое можно встретить лишь в сказках и в произведениях раннего классицизма. Что же касается романов Достоевского, то хотя в них и есть положительные и отрицательные герои, но это деление практически незаметно, условно.

Например, в романе «Униженные и оскорбленные» писатель прочувствовал характеры своих персонажей. Кто здесь положительный герой? Конечно, при ответе на этот вопрос нельзя просто перечислить имена действующих лиц, потому что однозначного ответа нет.

Иван Петрович, главный герой романа, возможно, слишком идеализирован автором. Разночинец, значит бедный человек, занимающийся чем-нибудь профессионально (в данном случае — начинающий писатель). Эта принадлежность Ивана Петровича к литературному труду автобиографична. Подробности написания романа й перипетий его редактирования в чем-то перекликаются с такими же подробностями в жизни Достоевского. Это благородный человек, в реальной жизни мало кто похож на него. С другой стороны, будь у Ивана Петровича другой характер, сам роман воспринимался бы по- другому, потому что Иван Петрович не только главный герой, но и рассказчик. Интересно, что главный герой в произведении совершенно инертен, даже по отношению к любимой женщине, его отстраненность от воздействия на происходящие в романе события кажется более чем странной. Наверное, он прекрасный человек, в чем-то повторяющий нравственные и художественные искания Белинского и самого Достоевского, но гуманизм его пассивен до такой степени, что вызывает раздражение.

Наташа, безусловно, положительный и очень сильный персонаж. Может быть, в ее пюбви к Алеше видна какая-то детская наивность, присущая первой любви. Она не верит Алеше, считает его ребенком, но продолжает утверждать, что любит. И хоть Наташа мне не очень симпатична, я просто не имею права осуждать ее за поступки и тем более за чувства, ведь каждому свойственно ошибаться. Лично у меня создается такое впечатление, что она сознательно ломает свою жизнь. В окружающих ее людях она не видит ни одного достойного ее человека.

Да, она очень ценит нравственные качества Ивана Петровича, но их отношения не имеют никакого продолжения по той простой причине, что она является очень активной личностью, которой настоятельно необходимо влиять на кого-либо, изменять что-то в другой жизни к лучшему. Видимо, этим и объясняется ее любовь к Алеше. Это удивительно: она прекрасно сознает, что избранник не достоин ни ее, ни ее любви, что он малодушен, безволен, совершенно бесхарактерен. Ведь она хорошо понимает его неспособность противостоять трудностям, решиться на изменения — и сознательно делает это сама. Полнейшая безответственность, глупейший эгоизм и непростительное легкомыслие Алеши, кажется, не могут привлечь к нему Наташу. Но именно в этом и состоят причуды ее характера: она сама совершает действия, порою даже гордясь собственным поступком (интересно, что у Достоевского поступки совершают чаще всего женщины). Может быть, гордая и сильная натура Наташи даже сознательно ищет способы самоуничижения, перенося от Алеши упреки и унижения. Пожалуй, главные, доминирующие черты Наташи — готовность к самопожертвованию и способность к совершению поступка. Что же касается ее взаимоотношений с родителями, то, по-моему, Достоевский очень ярко нарисовал картину взаимоотношений отцов и детей. Здесь никогда не бывает деления на добрых и злых, на виноватых и невиновных. Есть лишь родители и дети, любящие их, но разошедшиеся с ними во взглядах.

Именно понятия любовь-жертва, судьба-жертва являются преобладающими в философии героев Достоевского, в их отношении к жизни. Жертвует собой Наташа, ухсщит из дома, понимая, что ее совместная жизнь с Алешей продлится недолго. Жертвует своей любовью Иван Петрович.

Страдания и несчастья преследуют семью Ихменевых. Наверное, в этом и состоит особенность творческого метода Ф. М. Достоевского, подвергающего своих героев сложнейшим психологическим испытаниям и достаточно твердо утверждающего, что в «униженных и оскорбленных» людях много истинного чувства и нравственной правды. Его герои, как правило, очень ограничены в общении, целиком и полностью сосредоточены на какой-нибудь личной проблеме. Углубившись в себя, в разрешение конфликтов, они замыкаются в собственных размышлениях, задыхаются от невозможности изменить свою судьбу и судьбу родных им людей. В наше время это кажется парадоксальным, необъяснимым.

Может быть, анализируя это произведение, легче было бы описать отрицательных героев, чем перечислять всех положительных. Но, на мой взгляд, все они люди, и им свойственно одинаково любить, уважать, ненавидеть, страдать. Например, Алеша, по описанию автора, человек легкомысленный, слабый, не имеющий силы воли. Это просто большой ребенок. Но разве можно его осуждать за это? Боюсь, что я даже не могу назвать отрицательными персонажами родителей Нелли. Да, эти люди погубили свою дочь, именно из-за них Нелли умерла. Их можно осудить за то, что они не хотели понять Нелли. И хоть я таких людей понять не могу, я не хочу однозначно называть их отрицательными героями только потому, что в романах принято все делить на позитивное и негативное. Я считаю, что произведения Достоевского — это жизнь. А в жизни, как известно, такого деления не существует.

www.allsoch.ru

«Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского»

Слайд 1

Творческий проект «Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского» Выполнила: Ролдугина Алена 10В

Слайд 2

Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.

Слайд 3

Образ «маленького человека» На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М.Достоевского («Униженные и оскорбленные» — название романа Достоевского). Впервые образ «униженного и оскорбленного» человека — Макара Девушкина — создан Достоевским в романе «Бедные люди» (1846). Этот герой, бедный петербургский чиновник, был внешне похож на многочисленных «маленьких людей», изображавшихся писателями «натуральной школы» 1840-х гг. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой Девушкина. Он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту. Акакиевича Башмачкина.

Слайд 4

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Герой не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта

Слайд 5

Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества — люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» в произведениях Достоевского присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением. Яркие образы «униженных и оскорбленных» созданы писателем в романе «Преступление и наказание».

Слайд 6

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя , кто-то, наоборот, терпит это унижение.

Слайд 7

1845 год «Бедные люди» « Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Слайд 8

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.

Слайд 9

Первый роман «Бедные люди» Достоевского написан в 1846 году. Его вскоре печатают в «Петербургском сборнике» Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура Протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

Слайд 10

1860 год. Роман «Униженные и оскорблённые»

Слайд 11

Название первого романа , написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.

Слайд 12

Странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, связано с судьбой ее отца, доверчивого и чадолюбивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, — вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева и что болезненно отозвалось в психологии Наташи. Коварный и подлый человек Валковский втянул мирного Ихменева в судебный процесс и, разумеется, выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе! В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит открыто другую девушку.

Слайд 13

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» Это одно из самых заветных убеждений автора : с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Слайд 14

Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

Слайд 15

1866 год. Роман «Преступление и наказание»

Слайд 16

О замысле романа «Это — психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать… избавить сестру… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»… Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» ( Из письма Достоевского к издателю Каткову) 

Слайд 17

Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни… Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование Он знает , что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Слайд 18

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть». У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

Слайд 19

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Жалок Мармеладов с его речью, с солидной осанкой, шут, своим ораторством потешающий всех. Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван». Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет.

Слайд 20

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег.

Слайд 21

В этих произведениях показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.

Слайд 22

Список литературы Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский: Избранные произведения в кратком изложении. – М.: Айрис-пресс, 2005 год. стр. 5-32 4. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 24. Москва 1962 год. стр. 1-14, 16-32, 34-50 5. Краткий биографический словарь. Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2004 год. стр.182-186 6. Кулешов В. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Дет. лит. 1979 год. стр.3-8, 14-30, 32-36, 51-57, 62-72, 185-204 7. Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса сред. шк. Часть 2 . М.: Посвящение, 1994 год. стр.24-43, 58-74 8. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение 1977 год. стр. 5-8 Интернет — ресурсы

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *