краткое содержание, главные и второстепенные герои, анализ произведения
Краткие содержания
12.11.21
15 мин.
«Униженные и оскорблённые» — это роман Ф. М. Достоевского, который был издан в 1861 году после возвращения классика из изгнания. Фёдор Михайлович посвятил своё творение младшему брату Михаилу. Это история, в которой показаны проблемы, устои общества того периода. Основная тема произведения — простые люди, которые не имеют поддержки и защиты. Краткое содержание «Униженные и оскорблённые» по главам можно использовать для читательского дневника, подготовки к уроку.
Оглавление:
- Действующие персонажи
- Краткий пересказ 4 частей
- Эпилог романа
Действующие персонажи
«Униженные и оскорблённые» Достоевского характеризуются глубоким психологизмом, так как автор не только поэт, писатель, но и философ. Герои его произведения являются реальными, близкими всем: они страдают, любят, живут, бывают зачастую обиженными и терпят оскорбления.
- Иван Петрович — молодой питатель, бедный, но всегда стремится помочь окружающим его людям.
- Ихменёв Николай Сергеевич — честный, ответственный мужчина, простой дворянин.
- Наташа — пылкая девушка, дочь Николая Сергеевича.
- Валковский Пётр Александрович — князь, корыстолюбивый, эгоист, чёрствый, является воплощением всего негатива богатого общества.
- Алексей — обаятельный, но не имеющий своего мнения парень, сын Петра Александровича.
- Елена (Нелли) — внучка деда Смита.
Но также в романе присутствуют другие герои. Благодаря им даже по пересказу можно лучше узнать характеры главных персонажей:
- Иеремия Смит — 78-летний старик, фабрикант, который разорился.
- Анна Андреева — добрая, приятная женщина, супруга Ихменёва.
- Катя — порядочная, умная, честная девушка, будущая жена Алексея.
- Маслобоев — товарищ Ивана, сыщик.
В романе Достоевского есть и положительные, и отрицательные герои. Но это деление является условным, практически незаметным. Нет человека, в котором присутствуют только положительные качества. Такое можно прочитать только в сказках.
Краткий пересказ 4 частей
Молодой человек занимается поисками просторной, но недорогой комнаты или квартиры. Небольшие квадратные метры ему не подходят, так как там, по его мнению, негде разгуляться мыслям. Он обратил внимание на согнутого, исхудалого старика, которого сопровождал такой же дряхлый пёс.
Мужчина заходил в кондитерскую, чтобы погреться, когда стал покидать заведение, оказалось, что его пёс умер.
Этого мужчину, который занимался поисками квартиры, зовут Иван Петрович, он писатель. Он повествователь, окунается в события, которые происходили в прошлом.
Иван Петрович с детства был сиротой, его воспитанием занимался мелкий помещик Николай Сергеич Ихменёв. Николай Сергеич был благоразумным и честным хозяином, поэтому его назначили управляющим поместьем князя Петра Александровича Валковского.
Для повышения своего финансового состояния князь взял в супруги дочь купца. Спустя время у них родился сын Алёша. После смерти жены мужчина отдал сына на воспитание родственникам, а сам посвятил себя карьере.
Ихменёв хорошо выполнял свою работу, поместье процветало. Князь доверительно к нему относился, поэтому нечасто приезжал в Васильевское. Неожиданной была просьба Петра Александровича присмотреть за сыном, так как он вёл неподобающий образ жизни в столице.
Алёша был слабохарактерным, ветреным, обаятельным и красивым парнем. Он с первого взгляда полюбил дочь Николая Сергеевича, Наташу. Князь возмутился и стал распускать слухи о своём управляющем. Он утверждал, что Николай Сергеевич растрачивает его средства. Через некоторое время он пожалел о том, что наговорил, но взаимные обиды и унижения были такими сильными, что он продолжал лишать бывшего работника последнего куска хлеба.
Ихменёвы стали жить в Петербурге. Спустя 4 года разлуки Иван встретился с Натальей, в которую давно был влюблён. Он цитирует благодетелям свой роман, который только опубликовал. Ихменёвым нравится молодой человек, они видят, что между Натальей и Иваном завязываются отношения. Но они неуверены в постоянстве его писательской профессии. Николай Сергеевич советует юноше перенести свадьбу на год, чтобы он мог увеличить своё финансовое состояние и укрепить статус.
За этот год никаких изменений не произошло:
- Иван всё так же был без славы и без денег.
- Серьёзно заболел.
- Изменилась и Наталья.
Как-то Алексей Валковский «случайно» оказался в доме Наташи и с того времени ездит к ней ежедневно. Он так сильно очаровал девушку, что она ради отношений с ним, покидает отцовский дом. Алексей сообщает Ивану, что завтра или послезавтра обвенчается с Натальей. Девушка осознаёт всю боль, которую причинила родителям, но чувства к Алексею были сильнее её.
Спустя пять дней после смерти старика Смита в квартиру приходит худенькая, бедно одетая девочка. Она узнала, что произошло с дедушкой и его псом, со слезами на глазах она убежала.
Юноша побежал за ней, но на пороге встретил Ихменёва. Прошло уже полгода, как ушла Наташа и за это время Николай Петрович очень изменился. Он был бледный, худой, имел растрёпанный и неопрятный вид. Мужчина так и не смог простить свою дочь. Он рассказывает Ивану, что хочет взять на воспитание какую-то сироту.
Мать давно простила Наташу и втайне от супруга переписывается с ней через Ивана. Отношения Наташи и Алёши идут к завершению, так как старый князь нашёл для своего сына богатую невесту.
Алексей говорит Наталье, что Катя знает о его чувствах, поэтому свадьба отменяется. В комнату входит князь и говорит, что предвзято относился к девушке. На всеобщее удивление он благословляет брак Натальи и своего сына.
Внучка Смита Елена приходит к Ивану забрать книги. Мужчина решил помочь девушке, которая страдала от медленной болезни. Он проследил за ней и выяснил, что после гибели матери Елена проживает с мещанкой Бубновой, которая очень грубо к ней относится. Иван узнаёт от сыщика, что у Бубновой есть притон и Елену необходимо немедленно спасать.
Иван забирает девушку к себе. После осмотра врача выяснилось, что у Елены нарушено сердцебиение. Девушка первое время настороженно относилась к новому знакомому, но спустя время растаяла, и она привязалась к Ивану.
Ихменёв хочет вызвать на дуэль Валковского. Согласно постановлению суда, мужчина обязан выплатить бывшему хозяину 10 тысяч, а для этого ему необходимо выставить на продажу Ихменёвку.
Но он принял решение отстоять своё имя на дуэли.Эта встреча огорчила Елена. Она говорит, что Николай Сергеевич озлобленный человек, такой каким был её дед. Девушка рассказала, что на самом деле зовут её Нелли. Её мать когда-то ушла от супруга к другому мужчине. После того как родилась Нелли, женщина вернулась в родной город и хотела вернуться к супругу, но он, несмотря на свои чувства, отказался признавать дочь. Мать вынуждена была попрошайничать и обитать в дурных местах, в результате чего умерла от чахотки.
В дом Наташи прибыли Алексей, Иван и Валковский. Девушка обвиняет князя в том, что он играет с ней в оскорбительную игру и нарочно дал согласие на брак, чтобы у Алексея было время увлечься Катей. Разгневанный князь уходит. Алексея огорчили слова избранницы, так как он одинаково любит её и отца и не желает, чтобы они ссорились.
Наталья просит Ивана отправиться в дом Кати и ближе с ней познакомиться, чтобы понимать, что она из себя представляет.
Маслобоев рассказывает Ивану историю, которая произошла 13 лет назад. Когда-то Валковский сотрудничал с каким-то фабрикантом и решил его обобрать. Для этого ему необходимы были документы напарника. Князь решил жениться на его дочери, чтобы заполучить необходимые документы. Пара едет за границу, а за ними следом отправился давнишний воздыхатель дочери фабриканта — купец. Это было на руку Валковскому. Он обвинил девушку в измене и выгнал её беременную на улицу. Купец принял девушку, они счастливо зажили, но спустя время купец умер. Женщина с ребёнком на руках возвращается домой, но отец не смог её простить.
Валковский с Иваном едут к Кате. После общения Иван понимает, что девушка красива, умна, добра, порядочна и больше подходит Алексею в роли супруги. Иван и князь решили вместе поужинать.
По прибытии домой мужчина видит, что Нелли нездоровится. Доктор сообщает, что она пойдёт на поправку, но совсем скоро умрёт, так как у неё органический порок в сердце. Продлить её жизнь можно лишь благоприятной обстановкой.
Состояние девушки улучшалось, но всё время была угрюмой и грустной. Она сбежала от Ивана, несмотря на то, что его любила. Она пошла к доктору и просилась устроиться к нему прислугой. Наташа объяснила такое поведение девушки первой подростковой любовью.
Сердце Ихменёва оттаяло и он хочет помириться с дочерью, но нужен толчок. Иван решил рассказать грустную историю девочки Нелли.
Алексей не может определиться с выбором избранницы. Девушки сами встретились, обсудили эту ситуацию и пришли к выводу, что мужчине подходит Катя. Наташа страдала после ухода Алексея. Но она сообщает, что любила его материнской любовью. Нелли рассказывает свою историю Ихменёву. Она тронула его, в результате чего отец с дочерью воссоединились.
Эпилог романа
Ихменёвы оставили у себя Нелли. Все её полюбили, вот только болезнь стремительно развивалась. Спустя время становится известно, что Нелли — это дочь князя. Перед смертью девушка рассказала Ивану, что знала всю правду. Мать оставила ей предсмертное письмо, в котором просила Валковского позаботиться о дочери. Гордая Нелли ничего не сообщила князю. Она умерла, так и не простив его.
Ф. М. Достоевский в романе «Униженные и оскорблённые» проводит анализ важных тем, среди которых центральной является проблема выбора правильного жизненного пути.
Фёдор Достоевский лучшие книги читать на ReadRate
Фёдор Достоевский — русский писатель.
Фёдор Михайлович Достоевский родился в Москве осенью 1821 года. Отец принадлежал к древнему дворянскому роду Достоевских, работал врачом. Мать — дочь купца. У Фёдора было семь братьев и сестёр. Семья жила скромно. Родители много трудились, чтобы обеспечить детям образование. Мальчика учила читать мать с помощью религиозных книг.
В юности старшие сыновья Достоевских, Фёдор и Михаил, учились у частных учителей французскому, математике и словесности. С 1834-го они три года обучились в престижном пансионе. После смерти матери будущий писатель вместе с братом уехал в Санкт-Петербург, чтобы готовиться к поступлению в Главное инженерное училище. Оба хотели связать жизнь с литературой, но отец не воспринимал их намерения всерьёз. Фёдор много читал. Его особенно интересовали Лермонтов и Гоголь, а среди зарубежных — Шекспир, Гофман, Гёте, Шиллер и Гомер.
В 1838 году юноша вместе с друзьями создал литературный кружок. Тогда же он начал сочинять свои первые произведения. После окончания учёбы в 1843 году Достоевский работал инженером-подпоручиком в Петербургской инженерной команде. Спустя год он решил уйти с должности и полностью посвятить себя литературе.
Произведение «Бедные люди» стало первой большой публикацией начинающего прозаика, которую высоко оценили критики и литераторы. Поднятые в романе темы нашли отклик и в сердцах читателей. Достоевского приняли в «кружок Белинского» и окрестили «новым Гоголем». Однако следующая книга «Двойник» в момент выхода уже не вызвала бурного восторга. Из-за ссоры с Тургеневым Фёдора Михайловича выгнали из «кружка». Потом он повздорил с Некрасовым, редактором издания «Современник», в котором он публиковал свои работы. С тех пор его печатали «Отечественные записки».
В 1946 году автор познакомился с Петрашевским, организатором встреч, именуемых «пятницами». Во время них говорили об отмене крепостного права, свободе книгопечатания и прочих прогрессивных изменениях в стране. Однажды на очередном обсуждении Фёдор познакомился с коммунистом Спешнёвым. Писатель стал членом его тайного общества, которое хотело организовать переворот в стране.
В апреле 1849-го всех петрашевцев арестовывали. Достоевского приговорили к смертной казни. Однако приговор позже заменили на каторгу в Сибири. Автора лишили дворянского чина и состояния. Ему было тяжело переносить как физически, так и морально, нахождение в неволе. Фёдору было трудно находить друзей среди малообразованных уголовников. Тяжёлые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, каким он был до самой смерти.
В 1957 году после получения помилования для всех петрашевцев Достоевский был амнистирован, а также восстановлен в правах на издание своих произведений. На свободу он выходил не тем юным и наивным искателем истины, а человеком со сформировавшимися жизненными взглядами.
Спустя пару лет после возвращения Фёдор вместе с братом начал издавать собственный литературно-политический журнал под названием «Время». В 1863 году братья Достоевские закрыли его и занялись новым, дав ему имя «Эпоха». В этот период автор успел попутешествовать по Европе, где получил массу впечатлений для написания новых трудов.
После смерти брата прозаик продолжил их общее дело в одиночку. На страницах журнала было опубликовано несколько его произведений, в том числе и его знаменитые «Униженные и оскорблённые». «Эпоху» тоже пришлось закрыть. За ним было куча долгов, что вынудило автора подписать не слишком невыгодный для себя договор о публикации своих произведений с издателем Стеловским. Тогда же Достоевский начал писать «Преступление и наказание».
Фёдор Михайлович очень любил крепкий чёрный чай. Всю жизнь он обожал азартные игры, его часто можно было увидеть за столом у рулетки.
Писатель был женат дважды. С Марией Исаевой он познакомился после возвращения с каторжных работ. Они поженились в 1957-ом. Спустя семь лет Фёдор Михайлович овдовел. Вторая супруга автора, Анна Сниткина, стала главной помощницей в его жизни. Она занималась подготовкой рукописей к печати и финансовыми вопросами писателя. Роман «Братья Карамазовы» Достоевский посвятил именно ей. Анна родила мужу четверых детей.
Фёдор Михайлович умер в конце января 1881 года от туберкулёза.
Вспоминая Федора Достоевского через Наташу и Неточку
Мы возвращаемся с нашим флагманским подкастом «Интерсекционный феминизм — стиль Дези!» Слушайте 3-й сезон в подкастах Apple, Spotify и Google.
Сегодня день рождения одного из величайших писателей России Федора Достоевского, чьи книги украшают мои полки с тех пор, как я, будучи школьником, взял в руки одно из его зарисовки персонажей, с которыми я общался и в которых видел отражения окружающих меня людей.
Большинство женских персонажей Достоевского, в том числе Наташа из Оскорбленные и униженные , проявляют большую стойкость перед лицом трудностей. Тем не менее, они не одномерны, поскольку борются с внутренними конфликтами и разыгрывают их в общении с другими людьми.
В Оскорбленные и униженные Наташа оставляет своих родителей, чтобы остаться с мужчиной, которого они не примут, и позже ей приходится нести на себе основную тяжесть его безответственных действий. В конце концов она говорит ему оставить ее, когда узнает, что он путается между ней и другой женщиной. Я нашел Наташу поразительной, потому что ее сочувствие к окружающим ее людям, даже к мужчине, с которым она сбегает и который позже ее бросает, никогда не теряется. Кроме того, точно так же, как она не боится действовать в соответствии со своими эмоциями, несмотря на социальные ограничения, она принимает решения от имени мужчины-ребенка (князя Алексея), которого любит, независимо от того, насколько тяжелы его эмоциональные трудности. Наташа контролирует свою жизнь, принимает решения и придерживается принципов, в которые верит.
Это подводит меня к одному из самых ранних романов Достоевского, Неточка Незвонова (1849), в котором прорабатывается образ ребенка-сироты. Это незаконченная работа, которая показывает, как Неточка с годами вырастает из девочки, увлеченной своим отцом и крадущей деньги у матери за его пьяные приключения, в женщину, которая осознает несправедливость обращения с ее матерью. Мать Неточки называют «мечтательницей», которая выходит замуж за начинающего скрипача, в которого она влюблена, только для того, чтобы обнаружить, что он говорит друзьям и знакомым, что она «9».0007 крестьянка, кухарка, грубая, необразованная женщина ». Он винит ее и их семейную жизнь в том, что они «уничтожили» его музыкальный талант, чтобы скрыть собственную неуверенность и посредственность. Тем временем мать Неточки поддерживает семью до самой смерти. Эта ситуация очень важна даже в этом столетии, когда на женские домашние обязанности часто смотрят свысока, хотя они поддерживают семью.
Неточка растет, наблюдая, как ее родители ссорятся, и она продолжает встать на сторону отца, чтобы завоевать его благосклонность, поскольку она не понимает экономического положения семьи. Она поглощена состраданием, которое испытывает к нему, и страхом перед властью своей матери. Тем не менее, она действительно чувствует страдания своей матери временами, когда они выплескиваются наружу. Достоевский рисует многослойную картину детства Неточки, когда она чувствует себя вынужденной выбирать между отцом и матерью, трудная ситуация для такого юного человека. Увлечение Неточки своим отцом грубо пробуждается только тогда, когда он решает бросить ее после смерти ее матери.
Главный герой Неточка старшего возраста обладает глубоким пониманием собственной психики. Она оценивает себя как « по натуре бесконечно долготерпеливая » и « всплеск или любое внезапное проявление эмоций бывает только в кризисе » — размышление о том, как она стремится сохранять самообладание во мраке. Точно так же она хорошо разбирается в людях и устанавливает тесные связи с окружающими ее людьми. Достоевский очень живо описывает ее яростную любовь к Кате, девочке усыновившей ее семьи, когда они целуют друг друга» почти на куски ». Неточка — воплощение яркой, амбициозной женщины, ищущей книги в библиотеках и посещающей музыкальные классы после того, как обнаружила, что хорошо поет. В отличие от отца, ее талант — не иллюзия, основанная на раздутом эго.
Теги: Федор ДостоевскийНаташаНеточка НезвоноваОскорбленные и униженные
Подписывайтесь на каналы FII на Youtube и Telegram, чтобы быть в курсе последних обновлений.
Feminism In India — отмеченная наградами цифровая интерсекциональная феминистская медиа-организация, целью которой является обучение, воспитание и развитие феминистских чувств среди молодежи.
Электронная почта: [email protected]
© FII Media Private Limited | Все права защищены
Искать:
Перейти к содержанию
«Он говорил, что это безумно, но красиво»
Проблема с Достоевским может заключаться в том, чтобы не знать, с чего начать. Кажется, неважно, начинающий ли вы читатель, бывалый эстет или профессиональный литературный критик. Он слишком многословен, слишком серьезен; слишком стремился проникнуть в самую суть дела («и пока моя ужасная история не будет рассказана / это сердце во мне горит», как заявил Кольридж в «Древнем мореплавателе»). Есть те, кто находит всю эту крайность немного невыносимой. Но у Достоевского были идеалы, и его творчество изобилует замыслами их воплощения. Именно это питало его огромную способность к гневу, который, хотя и направлен в основном на нигилизм, распространяется на любого, достаточно тупого, чтобы довольствоваться простым счастьем.
После его смерти в 1881 году у самых зорких читателей Достоевского было о чем поспорить. Можно углубиться в приемы русских мистиков 19-го века, противостоять силе чтений Ницше или Фрейда, погрузиться в исследования Михаила Бахтина его эстетики и этики, стать свидетелем (в маловероятной паре) христианских фундаменталистов или авангардистов, вытаскивающих его из контексте, или достичь полного погружения в обширную, объемную биографию Джозефа Фрэнкса, на завершение которой ушло более 30 лет. И если для одних Достоевский — квинтэссенция Моисеева пророка, то для других — революционер, твердо стоящий на баррикадах. Его восхваляют архиепископы (см. Rowan Williams’s 2010 Достоевский: Язык, вера и вымысел ), а также вероятные юные нарушители спокойствия — нетрудно представить потрепанные страницы экземпляра Рассела Брэнда Преступление и наказание .
Вот и получается, что найти действительно новое слово о Достоевском — немалый подвиг, чреватый большей, чем обычно, опасностью перефразировать чужие доводы. Есть два способа реагировать. С одной стороны, вполне возможно встретить эти высокие ставки с беззастенчивой уверенностью в себе. В свои 1983 Достоевский , например, английский критик Джон Джонс писал без намека на тревогу, роскошно не сдерживаемый академическим принудительным снятием шляп. С другой стороны, можно вполне завоевать авторитет, отдавая должное существующим научным исследованиям (которые, естественно, сегодня более многочисленны, чем в 1980-х годах), в то же время осторожно, даже незаметно продвигая новые прочтения.
В книге Достоевский и эпилептический образ жизни Пол Фунг придерживается второго подхода. Фунг, доцент английского языка в Hang Seng Management College (Гонконг), начал планировать свою книгу в 2007 году, когда работал над докторской диссертацией о Достоевском в Манчестерском университете. Восемь лет спустя получившийся в результате том хорошо структурирован, аккуратно концептуализирован и на 148 страницах относительно невелик. Фунг явно провел много часов, размышляя о Достоевском и обширной вторичной литературе, и все же он представляет свои аргументы с тонкой и умелой экономией.
Все зависит от его концепции самого «эпилептического способа бытия»:
[Я намерен] перечитать романы Федора Достоевского с точки зрения «момент». Под «моментом» я понимаю неделимое мгновение, цезуру или перерыв, во время которого сознание резко обрывается. В данный момент поток мыслей достоевской темы приостанавливается; интенсивные диалоги разных голосов — неважно, происходят ли они в сознании или между несколькими персонажами — прекращаются… Эта книга позиционирует эпилепсию как метафору: произведение Достоевского «эпилептично», поскольку оно перемежается моментами цезур и разрывов.
Взяв этот литературный «момент» за отправную точку, Фунг избегает ловушки упрощенного сосредоточения внимания на реальной эпилепсии Достоевского. Отмечая ужас автора по поводу болезни (с характерной болезненностью, он думал, что она выглядит так, как будто он умер, и, как говорят, боялся быть погребенным заживо, как следствие), он остается мудро не в тренде, удерживая любую треску -научная взаимосвязь эпилепсии и литературного творчества. Интерес Фунга заключается скорее в том, что писал Достоевский, а не в том факте, что его медленные периоды выздоровления означали, что он часто вообще ничего не мог написать. И, сосредотачиваясь на «моментах цезур и перерывов», Фунг также выделяет себя среди множества критиков, привлеченных знаменитыми сценами, где словесные, а иногда и физические споры прорываются с поразительной силой.
Исследование построено вокруг пяти романов Достоевского: Униженные и оскорбленные (1861), Преступление и наказание (1866), Идиот (1869), Бесы (1872) и Братья Карамазовы (1880 г. ). В главе Униженные и оскорбленные Фунг фокусируется на контрасте между идеалистическим главным героем Иваном (Ваней) Петровичем и антигероем князем Вальковским. Первая написана по мотивам Фридриха Шиллера (поэта, на которого большое влияние оказал Достоевский), исполнена идеализма и самоотрицания; последний — маркиз де Сад, злобный и своекорыстный. Роман вращается вокруг любви Вани к Наташе, которая, в свою очередь, любит молодого дворянина Алешу, сына князя Вальковского. Ваня не отвергает Наташу и не ненавидит Алешу, но остается верным другом им обоим. Центральным вопросом становится, благословит ли князь Вальковский любовь сына к обедневшей Наташе, а Ваня старается всех осчастливить. Однако вместо этого Вальковский издевается над Ваней, жестоко нападая на его идеализм, особенно за великолепным ужином. Фунг пишет:
Насмешки [Вальковского] терроризируют Ваню, бросая вызов нравственным идеалам, которых он хочет достичь… Герой Шиллера подвергается насмешкам над своим романтическим стремлением к нравственным идеалам. Его проект построения высоких идеалов постоянно откладывается, тем самым отмечая существование, которое характеризуется откладыванием.
Как показывает этот анализ, Фунг хорошо улавливает напряженность Достоевского, разыгрываемую здесь между кротким мечтателем и энергичным распутником. Его понимание того, как насмешка Валковского порождает безмолвный момент созерцания, — богатая мысль. Тем не менее, кажется, что в этом мало что поразительно эпилептического.
Очевидно, что Фунг находит более четкую связь с эпилепсией в своем обсуждении Идиот , чей принц Мышкин сам страдает эпилепсией. В рассказе о возвращении Мышкина в духовно неблагополучную Россию Фунг выделяет пространное отступление, посвященное тому, что может чувствовать приговоренный к смертной казни в последние минуты жизни. Мышкин размышляет, что такие моменты могут приблизиться к земному переживанию вечного: само время становится текучим, растягивающимся, как бы неумолимо оно ни ползло к этому последнему, страшному моменту. Позже, проводя параллель с этой идеей своей собственной эпилепсии, Мышкин говорит о приступе, нарастающем до экстатического состояния, дающего ему
высшая степень гармонии, красоты… неслыханное и неведомое доселе чувство полноты, меры, примирения и восторженного, молитвенного слияния с высшим синтезом жизни.
Неуверенно и остро осознавая, что это может быть просто лечебный эффект нападения, Мышкин желает пережить этот момент раз и навсегда: чтобы он стал вечным и всеобъемлющим. Тем не менее, как показывают его более ранние размышления о неизбежности смерти, в сочетании с Идиот часто болезненные увлечения других персонажей — такое желание может легко превратиться в желание смерти. В этом случае выдвижение на первый план эпилепсии предлагает проникающий путь через роман.
Фунг прослеживает похожее желание и проблемную связь со смертью в своем обсуждении Демонов . В этом романе один из главных второстепенных персонажей, молодой инженер Алексей Кирилов, намеревается покончить жизнь самоубийством, чтобы обрести вечную богоподобную жизнь. У Кирилова, отмечает Фунг, есть острая «воля к смерти… желание закончить существующую жизнь в обмен на осмысленную и утопическую загробную жизнь». полной трансформации, когда само время перестает иметь значение. Пугает то, что в его случае фактическое самоубийство вовсе не утопия, а ужасающее погружение в некое подобие зоофилии и безумия. Согласно Фунгу, Кирилов стремится уйти от настоящего, со всеми его несовершенствами и опасностями, достигнув того единственного, истинного, пустого момента бытия. Таким образом, эпилепсия приравнивается к угрожающему настоящему; «момент» постсуицидального состояния спокойствия.
Фунг искусно, если не поразительно оригинально, анализирует Преступление и наказание . Как и многие до него, Фунг указывает на ироническую случайность убийства Раскольникова. Известно, что у Раскольникова есть теория, которую он намеревается реализовать на практике, убив старую ростовщицу, о том, что фигура, подобная Наполеону, обладает превосходством над подавляющим большинством человечества. Наполеон может воспользоваться моментом, захватить власть и нарушить правила, которые нужны другим, и на самом деле любит подчиняться. Большинство, «стадо», живут изо дня в день; только чрезвычайное меньшинство может сказать «новое слово», может изменить жизнь своими делами. Раскольников считает, что он принадлежит к этому меньшинству: его убийство становится его попыткой доказать это. Проблема, однако, в том, что он испортил фактическое убийство. Его планы рушатся, когда он внезапно оказывается в квартире ростовщика, как будто случайно, и совершает убийство почти механически, совершая множество глупых ошибок. Как говорит ему позже Свидригайлов, другой из главных героев (и одна из самых страшных личностей в русской литературе):0071
Я уже несколько раз наблюдал за вами со стороны. Вы выходите из дома с высоко поднятой головой. Через двадцать шагов опускаете его и заводите руки за спину. Смотришь, но видимо уже ничего не видишь ни перед собой, ни по сторонам. Наконец вы начинаете шевелить губами и говорить сами с собой, иногда высвобождая одну руку и декламируя, и, наконец, надолго останавливаетесь посреди улицы.
Фунг считает убийство Раскольникова эпилептическим в том смысле, что оно откладывает совершение «совершенного» деяния на более поздний срок. Он также указывает на более тихие моменты в романе, когда Раскольников становится преследуемым персонажем. Тем не менее, хотя Фунг выражает ценное чувство необычайной силы Достоевского в Преступление и наказание , в котором многое из того, что происходит, кажется нереальным эхом, возвращающимся с искаженным звуком, его приписывание убийства Раскольникова и существования с привидениями «эпилептическому образу жизни» менее убедительно. Вкратце: анализ интересный и ценный; эту концепцию можно легко представить под другим именем.
Последний роман Достоевского, Братья Карамазовы , вращается вокруг непростых отношений помещика Федора Карамазова с его четырьмя сыновьями (Дмитрием, Иваном, Алешей и Смердяковым). Роман неоднократно возвращается к теме того, что значит быть семьей. В мире Достоевского семьи борются, дерутся и даже убивают друг друга, и все рамки приличия и христианского духа ослабевают. Сыновья Карамазовых спорят и с отцом, и между собой, хотя Алеша, 20-летний кроткий персонаж, общающийся с духовником старцем Зосимой, старается принести всем им чувство единства. Но и он помнит грехи отца по отношению к матери, впавшей в истерику после его издевательств:
[Алеша] вспомнил тихий летний вечер, открытое окно, косые лучи заходящего солнца… икона в углу комнаты, перед ней зажженная лампада, а перед иконой на ее колени, мать его, рыдая, как в истерике, с визгом и плачем, хватая его на руки, обнимая так крепко, что стало больно, и умоляя за него Богородицу… и вдруг врывается медсестра и хватает его от нее в страхе. Какая картина! Алеша вспомнил и лицо своей матери в эту минуту: он говорил, что оно было исступленным, но красивым, насколько он мог припомнить.
«Братья Карамазовы » — монументальный роман с множеством сюжетных линий и второстепенных персонажей. Фунг справляется с этой сложностью, временно сосредотачиваясь на концепции «хорошей» памяти: Алеша помнит безумие своей матери и остро чувствует боль, которую это порождает в нем, но также переживает красоту этого момента. В анализе Фунга Алеша стремится уловить идеалистическое прошлое (в отличие, например, от Кирилова в « Бесах », который тоскует по идеализированному, постсуицидальному будущему). Конечно, такой перенос идеализированного (прошлого или будущего) момента в настоящее обычно дает сбои, поскольку «сейчас» сопряжено со своими собственными напряжениями и опасностями.
Достоевский блестяще улавливает нелепости и преступления современности, горячо веря в утопические видения. Его лучшие работы — это развернутые размышления о границах между реальностью и идеализмом, насилием и единством, грехом и добродетелью. Личности Достоевского никогда не бывают свободны от вопросов; даже его кроткие, добросердечные персонажи испытывают моменты гнева и сомнения. Действительно, можно утверждать, что найти правильное слово о Достоевском менее важно, чем вовлечь в себя весь спектр чувств и переживаний его персонажей. Они составляют точку зрения Достоевского на то, что значит быть человеком: вечно испорченное, даже трагическое существование, в котором глубокое, продолжительное страдание важнее счастья.