Уныние — грех? // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
За то, что ты не служил Б-гу,
Всесильному твоему,
с радостью и с веселым сердцем…
(Дварим 28:47)
В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, есть довольно обширное описание ужасных последствий, с которыми столкнется народ Б-га, если не будет исполнять волю Всесильного после того, как войдет в Землю Израиля. За неправедное поведение нас ждут разорение, голод, войны, болезни и изгнание.
Среди грехов, за которые евреи будут наказаны, есть и уныние. Да-да, именно уныние! «За то, что ты не служил Б-гу, Всесильному твоему, с радостью и с веселым сердцем…» Неужели уныние является грехом? Как можно наказывать за это человека? Ведь наказывать человека за уныние, это все равно, что бить его, когда он упал.
Такие вопросы возникают по причине принципиального непонимания того, что такое счастье. Мы склонны рассматривать счастье как индикатор внешних условий. Если у нас все хорошо — мы счастливы. Если дела не очень — мы несчастны (по крайней мере, находим причину не быть счастливыми). Само слово подразумевает, что счастье — нечто происходящее с нами; и моменты, когда мы счастливы, случаются благодаря счастливой судьбе. И наоборот — мы впадаем в уныние потому, что нам не повезло и случилось что-то неприятное.
Но Всевышний говорит нам, что это не так. Счастье — это решение. И, как у всех решений, у него есть свои последствия. А Б-г не наказывает людей за то, что они несчастны. Он упоминает о тех бедах, которые уныние может повлечь за собой. Пристрастившиеся к алкоголю и наркотикам могут подтвердить, что несчастье имеет разрушительные последствия. А для чего еще люди продолжают употреблять алкоголь, как не по причине абсолютного несчастья? В какой-то момент мы начинаем думать, что жизнь — это череда разочарований и огорчений. И вообще, в течение всей жизни мы никогда не чувствуем себя до конца уверенными в себе. Мы — это «мужчины и женщины…[которые] неспокойны, раздражительны и недовольны до того момента, пока вновь не смогут ощутить себя непринужденно и хорошо; а это обычно случается после принятия некоторого количества алкоголя» («Книга анонимных алкоголиков»).
Наша духовная программа излечения дает нам средства для того, чтобы мы могли изменить себя и стать довольными жизнью людьми. Она учит нас быть счастливыми и напоминает о том, что счастье приходит не в результате того, что происходит вокруг, но от того, что мы думаем, как относимся к происходящему и какие совершаем поступки. Если мы не используем эти средства по исправлению себя, то быстро устаем от жизни. Мы тонем в жалости к себе и в ярости, и в конце концов снова заболеваем унынием. В результате возникает вечная смута, которая способна привести нас к краху и к смерти.
Значит, уныние — грех? Не все ли равно, как его называть? Ведь результат от этого не изменится. Если же говорить о счастье, то нет предела благословениям, которые оно может принести.
Бен А.
ТК «Орбита», протоиерей Максим Федоряченко, Оксана Вдовиченко Наверное, каждому хоть раз в жизни говорили: «Не унывай, все наладится!» А вы знаете, что уныние входит в число семи смертных грехов, разрушающих сердце человека? Это прямой путь к отчаянию, которое считается в христианстве самым страшным грехом. Почему нас посещает уныние, откуда оно берётся, что ему противопоставить и как его прогнать? Телеканал «Орбита» выяснял у настоятеля Введенского храма пос. Водяное протоиерея Максима Федоряченко и Оксаны Вдовиченко из с. Первомайское — с линии фронта. — Отче, наверное, каждый человек в этом мире хотя бы раз слышал выражение: «Не унывай, всё образуется, всё будет хорошо, наладится». А что такое уныние? — Уныние — это такое состояние человека, когда ничего не мило, не видишь вокруг себя моментов, которые доставляют тебе радость, ничего не хочется делать, предпринимать, строить в своей жизни, общаться с близкими. Это пагубное состояние полностью парализует жизнь человека. — Почему Церковь называет уныние страшным смертным грехом? — Святые отцы называют уныние самой страшной духовной болезнью оттого, что оно зачастую приводит к самоубийству, а самоубийство — смертный грех. — А почему оно возникает? — Причин для уныния много. Начиная с самых простых: приходит осень, плохая погода тоже действует на человеческую психику. Во-вторых, это праздность. В третьих, в наше время с экрана телевизора и из интернета идёт атака с целью изменить образ жизни, чтобы человек жил ради удовольствия, делал всё, что ему хочется. Когда человек видит, что его жизнь не соответствует тому, чего он захотел, начинается внутренний диссонанс, человек начинает унывать. Кроме того, есть люди жизнерадостные, есть с более печальным характером. Есть общительные, а есть замкнутые в себе. Характер тоже очень сильно влияет. Также влияет степень усталости человека. Бывает, человек от каких-то тяжёлых трудов, может быть, переживаний очень устаёт морально. Самая главная причина, почему человек впадает в уныние — это то, что он живёт без Бога. Верующие люди редко впадают в крайнее состояние уныния, когда действительно полная апатия и уже появляются тяжёлые последствия. В душе человека, который не знает Бога, создаётся вакуум, который постоянно требует наполнения. Человек пытается её наполнить всевозможными способами, которые он может только придумать, но рано или поздно он начинает понимать, что не может этого сделать. Тогда он начинает чувствовать своё одиночество. У нас всегда есть тот, кто нас поддержит — и это Бог. Мы с Ним никогда не будем одиноки, но когда человек не верит в Бога или не задумывается об этом, он начинает чувствовать себя одиноким по-настоящему. Это одиночество очень сильно давит, оно может стать даже главной причиной уныния. — А бывало ли у вас такое состояние, когда унывали, руки опускали, что-то не ладилось? — Конечно, бывает такое состояние, когда просто руки опускаются. Практически у всех было, когда всё наваливается, проблемы возникают одна за другой — и, конечно, опускаются руки. Сразу настроения нет, но благодаря близким людям, поддержке семьи, благодаря тому, что всё равно приходится делать те дела, которые без тебя никто не сделает, трудишься и выходишь потихоньку из этого состояния. — Удивительно, но в уныние часто впадают те, кто и физически здоров, и в жизни у него не всё так плохо. А вот житель Австралии Ник Вуйчич, который родился без рук и ног, не сдался под ударами судьбы. Сегодня он — мотивационный оратор, меценат, писатель и певец. Его миссия — помочь людям найти свой путь в жизни. Он переживал по поводу инвалидности в детстве, но став взрослым, научился жить со своими недостатками. Теперь Ник делится своим опытом с окружающими. Его выступления в основном обращены к детям и молодёжи и состоят из рассуждений о христианстве, Боге, судьбе и свободе воли. Человек, который впал в уныние, может ли самостоятельно себя спасти? Выбраться без помощи посторонних? — Всё зависит от степени состояния, в которое он впал. Если человек ещё находится на пути к глубине, то конечно, он сам может заметить за собой ухудшение своего состояния. Для этого нужно следить за собой, а зачастую сейчас люди так заняты, что у них не остаётся времени, чтобы остановиться и посмотреть на своё состояние. Верующий человек понимает, что нужно молиться Богу в первую очередь, потому что Бог — это тот сверхъестественный помощник, который нужен каждому человеку, впавшему в это состояние. Если в более лёгких ситуациях мы просим помощи у Бога, то в такой тяжёлой ситуации, как уныние или депрессия, без Его помощи никак не обойтись. — Воцерковлённый человек, как правило, знает, как обратиться к Богу в той или иной ситуации. А если речь идёт о человеке, который о Церкви и о Боге вспоминает разве что на большие праздники, по случаю? Какими словами он может обратиться к Богу, попросить у Него помощи своему близкому, который впал в уныние? — Для любого человека, будь то прихожанин храма, или человек, который редко заходит туда, или человек, который вообще столкнулся с Церковью и с Богом только в тот момент, когда его близкий впал в уныние, всегда есть возможность молиться Богу своими словами. Любая наша молитва — это наша беседа с живым Богом, как мы сейчас с вами беседуем. Не надо искать какие-то красивые слова, когда мы хотим сказать от души: «Господи, помоги мне. Я не знаю, что сказать. Просто помоги мне, потому что я вижу, что я сам не справляюсь».— Отче, а что делаете вы, когда начинаете унывать? — Как мы говорили выше, труд прежде всего: забота о ближних, домашние дела, дела по храму, молитва, чтение Священного Писания, святых отцов. Митрополит Антоний Сурожский описывал моменты, когда к нему приходили люди и говорили: «Даже молиться не хочется и не можется». Он отвечал им: «На некоторое время не молитесь — один день или два дня, вам от этого тоже нужно отдохнуть». Очень помогают приятные воспоминания — повышают настроение и помогают выйти из этой ситуации. — Многих малейшие трудности просто выбивают из колеи. А что же делать тем, у кого за окном слышны выстрелы и буквально на глазах несколько соседних домов превращаются в руины от снарядов? Жительница села Первомайское Оксана на личном опыте знает, как дрожит земля под ногами и как мечтаешь только об одном — увидеть мирное небо. Оксана, скажите, ваша жизнь тоже разделилась на «до» и «после»? Как нашли силы не унывать, не вешать нос? — Психологически нужно себя отвлекать, переключать. Это вообще закон природы такой, ещё в школе нам внушили: устал делать что-то — переключись на другой вид деятельности. Поэтому поле деятельности непаханое — для нас, девочек, особенно. Я переключилась на творчество. Интернет стал хорошим подспорьем, идеи брала и оттуда. — Простите, сейчас затрону очень больную тему. Вы мне показывали фотографии, когда снаряд прилетел к вашему дому. Что вы тогда чувствовали? — Ой, там такие чувства, когда бежал в погреб! Когда слышишь хруст стёкол, понимаешь, что это к тебе, и неизвестно, будет ли жильё целое или нет. Мысль: «Да не может быть!» А потом, когда вышли, всё увидели: «А как же жить? А как-то проживём… Да не может быть!» Недели через две-три только доходит. Стресс — очень сложный механизм. Если погружаться и подпитывать его какими-то негативными эмоциями, то можно упасть в пропасть. — Как проходит ваш день? — Надо покормить курочек, кошечек и собачек, семью. Провести, поцеловать всех, пожелать хорошего дня. А потом уже менять только вид деятельности, чтобы он тебе не надоедал. Хочешь — иди в огород работай, хочешь — иди в сад работай, хочешь — мой дом, хочешь — вышивай, хочешь — в подвали беги прятаться. Бывало такое, что из погреба выбегаешь, суп помешал, выключил, снова посидел в подвале — утихло, выбежал, включил суп. Только включил — нет, надо выключить, потом доварю. — Какие советы вы можете дать нашим телезрителям? — Радоваться буквально всему, во всём находить позитив. Нет денег на фитнес — я надела костюмчик, пробежалась посмотреть, какой прекрасный Покровск. Оказывается, есть водоёмы, о которых я не знала, есть конюшня — конный спорт, наверное, есть. Можно включить любимую музыку — тем более, её можно менять по настроению: сегодня классику, если тебе грустно, завтра что-то другое — «Вите надо выйти», если уже совсем тебе думать не хочется. Человек должен регулировать своё настроение, жить с природой, искать позитив именно в том, что от нас не зависит, и давать выход энергии. Если у меня стресс — я иду бегать. Начинала с трёх километров, потом шесть, хочется десять. Ты смог, поборол. Ты не можешь побороть ситуацию, которая вокруг тебя, ты не можешь прекратить эту войну, заработать какие-то деньги, куда-то поехать отдыхать. Я могу хотя бы вот тут себя проявить. Я сделала маленький шажочек к победе — мне уже хорошо. — А ещё Оксана очень любит готовить — тоже хорошее средство от уныния. — Мы далеко от магазина, от цивилизации. Открываешь холодильник и смотришь: сегодня у тебя есть сгущёнка, солдаты угостили. Мука есть. Думаешь: давно хотела шоколадный торт, и всё для него есть. Ты подстраиваешься под ситуацию — это самое главное. Не выжимаешь из неё то, что хочется, а подстраиваешься под неё. Сделала — теперь нужно угостить кого-то, и пошла по соседям. Опять же, угостила ребят, которые дали нам сгущёнку. Мы вообще в мирной жизни очень многого не чувствовали. Искали красоту природы в тех местах, куда выезжали отдыхать, но не видели её у себя под носом. Если мы выезжали на ставок, мыли там машину, а не отдыхали. Не было такого, чтобы ты вышел утром и обрадовался, что сегодня не стреляют, никто нигде не погиб, детки пошли в школу, что всё хорошо и будет всё хорошо. Всё меняется, даже ветер меняется в течение дня. Когда слушаешь природу, понимаешь, что мы подчинены общим законам природы, а не тем, которые мы придумали, поэтому наша ситуация тоже поменяется. — Скажите, а сад тоже ваша отрада? Тоже помогает? — Это суперотдушина. В саду работаю не только я, муж тоже творит чудеса. Там всё растёт, видоизменяется, можно постоянно корректировать, пересаживать, менять картинку. Это как мазки в картине. Я когда-то слышала, что художник не заканчивает картину никогда, он может по настроению добавлять туда мазки. Точно так и здесь: растения уникально подобраны — если это барбарисы, то это все сорта, которые существуют в природе. Как я коллекционирую тарелочки английские, точно так и растения. Барбарисы — значит, они у меня должны быть все: красные, полосатые, эректа, два вида карликовых. Если это спиреи, то тоже все. Потом их надо распределить — а для этого знать, как они уживаются, кто кого заглушит, кто с кем подружится. Это очень интересно. Как говорят, если судьба подсунула вам лимон, то не унывайте — сделайте лимонад и наслаждайтесь каждым днём. Ищите даже во тьме светлые стороны, развивайтесь, познавайте новое, не жалейте себя и никогда не опускайте руки! Текстовая версия подготовлена пресс-службой Горловской епархии Читайте также: Анатомия печали и уныния Уныние и депрессия: где граница и как лечить? «Кабы не было зимы…» Как преодолеть чёрную полосу в жизни |
Грех ли грустить?
Хит Ламберт : Одна из самых распространенных библейских заповедей – радоваться или радоваться. Мы понимаем, что Писание учит нас тому, что мы, христиане, должны быть радостными людьми. Это поднимает вопрос, потому что в контексте падшего мира мы знаем, что многие люди борются с грустью или печалью; это особенно актуально в нашей современной культуре, потому что так много людей борются с диагнозом депрессии. Одним из наиболее распространенных психиатрических диагнозов является депрессия, поэтому нам необходимо выяснить, что означает этот опыт депрессии, когда мы думаем о библейских заповедях радоваться во Христе? На этой неделе мы пригласили присоединиться к нам в программе «Истина в любви» доктора Чарли Ходжеса. Доктор Ходжес является сертифицированным консультантом ACBC и сертифицированным врачом. На этой неделе Эми Эвенсон, продюсер «Правды в любви», встретилась с ним, чтобы задать несколько вопросов по этой теме.
Эми Эвенсон : Я был бы рад, если бы вы ответили за нас, является ли депрессия свидетельством греха или болезни?
Чарльз Ходжес : Ну, это сложный вопрос по нескольким причинам, и эти причины можно найти в словах депрессия, грех и болезнь. В то время как депрессия широко понимается в нашем обществе сегодня, она далеко не так понята из медицинского определения того, что такое депрессия. Когда вы говорите «у меня депрессия» сегодня, это не имеет в виду то, что имелось в виду тридцать пять лет назад. До 1980 пересмотр Диагностического статистического руководства по психическим расстройствам вам нельзя было бы поставить диагноз большой депрессии, если бы вы могли сказать, почему вам грустно; если бы вы могли рассказать, что с вами случилось, что вы потеряли или с какой проблемой вы столкнулись, мы бы никогда не поставили вам диагноз большой депрессии. Мы зарезервировали диагноз большой депрессии для людей, которые просто не могли сказать, почему им грустно. В 1980 году, когда они изменили эти критерии, они убрали причину как причину грусти; причина означает потерю любимого человека, потерю работы или какую-то значительную потерю в жизни. Теперь они сделали исключение для вдов, если вы овдовели, они дали вам два месяца, чтобы пережить это; ты должен был приспособиться. После этого у вас также может быть диагностирована депрессия.
При недавнем пересмотре DSM до 5-го издания они даже убрали исключение для вдов, и в результате произошло то, что девяносто процентов диагнозов депрессии сегодня действительно относятся к тому, что мы в прошлом назвали бы нормальным. грусть; «Мне грустно, потому что я потерял это». Это стало настолько важным, что я помню, как читал одного писателя, который сказал: «Никто больше не говорит, что им грустно, все говорят: «У меня депрессия». Это выжжено в нашем сознании. Так что для большинства людей депрессия — это не болезнь, а то, как мы реагируем на жизненные потери. Поскольку я занимаюсь медициной последние сорок лет, подавляющее большинство пациентов, которых я видел, могли рассказать мне, почему они были опечалены и что они потеряли. Как библейский советник последние пятнадцать лет я могу сказать вам, что все было почти так же. Большинство людей, которых я консультирую по поводу депрессии, могут рассказать мне о том, что они потеряли или от чего пострадали в начале своей печали.
Теперь остается десять процентов и, по моему опыту, вероятно, из этих десяти процентов, может быть, пять-семь процентов будут иметь заболевание, сопровождающееся осложняющим грустным настроением. Тогда это снижает нас примерно до трех-пяти процентов; люди, которые во время консультирования говорят мне, что у них нет причин, и они не могут понять, почему они грустят.
Грусть из-за потери — нормальная реакция на жизнь. Павел говорит об этом во втором послании к Коринфянам: «Ибо скорбь ради Бога производит покаяние, ведущее к спасению без сожаления, тогда как скорбь мирская производит смерть». (2 Коринфянам 7:10). Так что печаль сама по себе не грех, это дар Божий. Тем не менее, для этих трех-пяти процентов у них — и это очень разумно сказать — может быть медицинская проблема, медицинская болезнь, которая приводит к их печали, из-за которой вы не можете сказать, что они согрешили, чтобы иметь это. Я должен признать, что мы не знаем лежащую в ее основе патологию, вызывающее ее изменение на клеточном уровне, мы не понимаем, почему у этих людей возникает грусть, и современные медицинские исследования также не очень хорошо это объясняют.
Печаль сама по себе не является грехом, на самом деле это дар от Бога и часть нашего обычного творения. Это было задумано Богом, чтобы привести нас к Себе. Поэтому, когда мы сталкиваемся с горем, или когда мы сталкиваемся с потерями, или когда мы сталкиваемся с печалью, для которой нет причины, у нас есть выбор, как мы будем реагировать на эту потерю. Мы можем посмотреть на это через призму Послания к Римлянам 8:28-29, где Павел сказал, что все содействует ко благу тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу. Цель, конечно же, состоит в том, чтобы мы сообразовались с образом Его Сына. Так что вы можете посмотреть на свою потерю через эту призму, если хотите, или вы могли бы поступить, как Иосиф в Ветхом Завете. Оглядываясь назад на всю свою жизнь, которая, по любому определению, сегодня была зоной бедствия, от точки А до того времени, когда он встретил своих братьев в Египте, он ответил на все это так: «Ты имел в виду зло, и Бог имел в виду это. для блага.» Мы можем смотреть на наши потери и нашу печаль таким образом, или мы можем решить ответить на нашу проблему греховным гневом и беспокойством и другими ответными и усложняющими грехами. Вещи и люди время от времени приходят в нашу жизнь и заставляют сердце болеть. В такие моменты мы можем решить прославить Бога или ответить греховно.
Эми Эвенсон : Так как же христиане могут отличить, является ли их печаль или депрессия результатом греха или болезни?
Чарльз Ходжес : Что ж, это действительно хороший вопрос, и ответ на него заключается в том, что в большинстве случаев мы на самом деле не можем. Причина, по которой вы не можете, заключается в том, что я не могу проникнуть в голову человека, который борется, и нет возможности измерить его мотивы. Я действительно думаю, что самый полезный инструмент, который у нас есть, чтобы попытаться помочь людям в этой ситуации, — это понять разницу между нормальной и беспорядочной грустью. Если вы сможете понять это, то мы сможем оказать большую помощь как людям, которые грустят из-за потерь, так и грустят просто потому, что они есть.
Обычная грусть возникает из-за потери, и ее начало можно определить в определенное время. Глубина этой печали будет соответствовать какой бы ни была потеря. Если вы получите штраф за нарушение правил дорожного движения, вы можете немного поплакать, заплатить штраф и забыть об этом. Если вы потеряете ребенка, вы можете прожить остаток своей жизни, оплакивая эту потерю. Так что глубина и характер печали соответствуют утрате. Это разрешится, когда мы либо вернем то, что потеряли, либо когда схватимся за это; когда мы решаем, как мы будем реагировать на это. Это нормальная грусть.
Беспорядочная грусть приходит без причины и остается без хорошего объяснения того, почему или когда она придет или уйдет. Вы можете распознать нормальную грусть в человеке, поговорив с ним, он скажет вам. В этом случае в библейском душепопечении у нас есть просто огромное количество источников в Писании, чтобы помочь людям справиться с потерей жизни. Мы можем показать им в Писании, как они должны реагировать, а также что и как Бог будет использовать в их жизни для Своей славы и для их пользы. Я считаю, что это понимание разницы между нормальной и неупорядоченной печалью.
Эми Эвенсон : Так как же христиане могут помочь людям, страдающим физической депрессией?
Чарльз Ходжес : Что ж, мы можем помочь им так же, как помогли бы любому, кто борется с физическим недугом. Мы можем помочь им так же, как помогаем людям с высоким кровяным давлением, диабетом или артритом, которые не могут передвигаться. Люди, больные раком, как вы им помогаете? Я думаю, что одна из лучших глав в Библии — это моя любимая — это Иоанна 11. Если вы хотите знать, как помочь людям, посмотрите на Иоанна 11. Она знакома любому, кто когда-либо читал Библию, как только вы произнесете главный герой, которого зовут Лазарь. Вся сюжетная линия посвящена болезни Лазаря, его смерти, а затем и воскресению. В нем есть замечательная проповедь из четырех пунктов. Я не буду здесь полностью объяснять, но эти четыре пункта говорят нам, как мы можем помочь людям с хроническими заболеваниями.
Во-первых, Иисус знал. Иисус знал все о проблеме Лазаря. Он знал, что Лазарь болен, он знал, что Лазарь скоро умрет.
Мы также знаем, что у Иисуса был план на этот счет, и причина, по которой мы это знаем, заключается в том, что когда Марфа и Мария послали посланника, чтобы сказать им: «Господи, приди скорее, наш брат умирает». Он сел и ничего не делал пару дней, ожидая смерти Лазаря.
Мы также знаем, что он беспокоился, потому что, когда он действительно пошел, он появился, и Марфа и Мария встретили его и задали ему этот вопрос: «Если бы ты был здесь, мой брат не умер бы». ты, когда мы нуждались в тебе?» Мы знаем, что, когда Мария вышла и рухнула к его ногам, плача, а Иисус посмотрел на Марию, Марфу и плачущую толпу, мы знаем, что Иисус плакал. Воскликнул он. Это действительно парадоксально, если подумать, потому что Иисус знал, что собирался сделать, и через пять минут Лазарь должен был воскреснуть из мертвых, и поэтому вы смотрите на это и удивляетесь, почему он плакал? Он плакал, потому что заботился о Марфе, Марии и Лазаре и их страданиях. Это глубоко повлияло на него.
Итак, он знал, у него был план, он заботился, а потом что-то предпринял. Он действовал; он воскресил Лазаря из мертвых. Хорошо знать, что во всей борьбе есть цель. В конце концов Марфа, Мария и Лазарь поняли, что на это есть причина. Если вы хотите узнать цель, прочитайте Иоанна 12. В Иоанна 12 было сказано, что так много людей уверовали в Иисуса, что правители не только хотели убить Иисуса, но и Лазаря. Вы знаете, что смерть Лазаря и его воскресение прославили Бога и привели к тому, что многие люди уверовали во Христа.
Итак, Иоанна 11 — это отличный образец для помощи людям, которые борются с небольшим числом тех, у кого есть соматическое заболевание, борющееся с депрессией. Схема заключается в том, чтобы узнать что-то об их проблеме, составить план, как помочь им, позаботиться о них, а затем действовать.
Что Библия говорит о печали?
ГлавнаяКонтент-указательЗдоровьеЭмоции и мысли Печаль в Библии
Вопрос
Ответ
В Библии есть много примеров печали в результате падения и приложений о том, как мы можем прославить Бога через нашу печаль. Печаль — это прямое или косвенное следствие греха, и, поскольку мы живем в падшем мире, грех — нормальная часть жизни (Псалом 9).0:10). Псалмы наполнены излиянием Давидом Богу печали своего сердца. Подобно Давиду, мы часто чувствуем, что Бог оставил нас во времена печали, вызванной теми, кто отвергает нас и противостоит нам. «Долго ли мне бороться с мыслями и каждый день иметь печаль в сердце? Доколе мой враг будет торжествовать надо мной?» (Псалом 13:2). Но Бог всегда верен, и, как заключает Давид, наша вера в Бога никогда не бывает безосновательной. «Но я верю в твою неизменную любовь; сердце мое радуется твоему спасению. Я буду петь Господу, ибо Он был добр ко мне (Пс. 13:5-6).
В Псалме 16 Давид радуется своей доле последователя единого, истинного Бога, включая «приятное наследство» (ст. 6), радость, радость и безопасность (ст. 9), в то время как отвергающие Его и следовать за другими богами найдет увеличение скорбей (ст. 3). Но Давид также испытал возрастающую печаль, когда он оказался вне Божьих благословений из-за греха. «Ибо прошла жизнь моя в печали, и лета мои в воздыханиях; изнемогла сила моя от беззакония моего, и иссохли кости мои» (Псалтирь 31:10). Но уже в следующем псалме Давид радуется милости Бога, прощающего приходящих к Нему с покаянием. Скорбь Давида превращается в умноженное благословение: «Блажен, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:1-2). В стихе 10 Давид резюмирует суть печали и скорби из-за греха: «Много скорбей у нечестивого, а непоколебимая любовь окружает уповающего на Господа».
Притча о блудном сыне в Луки 15:11-24 также показывает нам, как мы должны справляться с печалью, вызванной грехом. Характерными чертами покаяния являются обличение во грехе, исповедание греха перед Богом и другими, затронутыми грехом, желание и попытка возместить ущерб, отвернувшись от греховных путей и стремясь к благочестию. Наш грех должен привести к благочестивой скорби, которая быстро превращается в покаяние (2 Коринфянам 7:10).
Конечно, не всякая печаль вызвана грехом, который мы совершаем. Иногда это просто жизнь в проклятом грехом мире среди падших существ. Иов был из тех, кто испытал великую скорбь и печаль не по своей вине. Его богатство и десять детей были отняты у него одновременно, оставив его сидеть на куче пепла, покрытого нарывами и язвами (Иов 1–3). Чтобы усугубить его страдания, трое его «друзей» пришли утешить его, обвинив в грехе против Бога. Почему еще, рассуждали они, человек может оказаться в таких обстоятельствах? Но, как Бог открыл Иову и его друзьям, иногда Бог вызывает или допускает обстоятельства, которые вызывают печаль и печаль в нашей жизни для Своих святых целей. А иногда Бог даже не объясняет нам Свои причины (Иов 38–42).
Псалмопевец говорит нам: «У Бога совершен путь Его» (Псалом 18:30). Если Божьи пути «совершенны», тогда мы можем верить, что все, что Он делает — и все, что Он позволяет, — также совершенно. Нам это может показаться невозможным, но наш разум не является разумом Бога. Это правда, что мы не можем ожидать полного понимания Его ума, поскольку Он напоминает нам: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Ибо, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55:8-9).). Иногда совершенная воля Бога включает печаль и печаль о Его детях. Но мы можем радоваться тому, что Он никогда не испытывает нас сверх наших сил и всегда дает выход из-под бремени скорби, которую мы временно несем (1 Коринфянам 10:13).
Никогда еще не было испытано большего страдания, чем страдание Иисуса, «мужа скорбей и изведавшего болезни» (Исаия 53:3). Его жизнь была непрерывной чередой скорбей, от колыбели до креста. В младенчестве Его жизнь была в опасности от Ирода, и его родителям пришлось взять Его и бежать в Египет (Матфея 2:19).-20). Все Его служение характеризовалось печалью, которую Он испытывал из-за ожесточения и неверия человеческих сердец, из-за противодействия религиозных лидеров и даже из-за непостоянства Его собственных учеников, не говоря уже о искушениях сатаны. В ночь перед Своим распятием Он «весьма скорбел до смерти», размышляя о грядущем гневе и правосудии Бога, которые обрушатся на Него, когда Он умрет за Свой народ. Так велики были Его муки, что Его пот был как большие капли крови (Матфея 26:38). Конечно, величайшее горе в Его жизни было, когда на кресте Его Отец скрыл Своё лицо от Сына, из-за чего Иисус в агонии воскликнул: «Почему Ты оставил Меня?» (Матфея 27:46). Наверняка никакая печаль, переживаемая кем-либо из нас, не сравнится с печалью Спасителя.
Но точно так же, как Иисус был восстановлен одесную Своего Отца после претерпевания скорби, так и мы можем быть уверены, что через трудности и времена печали Бог использует невзгоды, чтобы сделать нас более похожими на Христа (Римлянам 8:29; Евреям 12: 10). Хотя жизнь среди грешного человечества в этом мире никогда не будет совершенной, мы знаем, что Бог верен и что, когда Христос вернется, печаль сменится радостью (Исайя 35:10). А пока мы используем нашу печаль, чтобы прославить Бога (1 Петра 1:6-7) и упокоиться в благодати и мире Господа Бога Всемогущего.