Сборник психологических игр и упражнений
Как научить детей сотрудничать?
К. Фопель
Игра 1 (с 8 лет)
Прогноз погоды
Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.
Материалы: Бумага и восковые мелки.
Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.
Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.
Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.
Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.
Игра 2 (с 9 лет)
Любовь и ярость
Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.
Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения… (1 минута.)
Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)
А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута. )
Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)
Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.
Анализ упражнения:
- Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?
- Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
- Почему мы любим других людей?
- Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
- Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
- Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?
Игра 3 (с 10 лет)
Копилка хороших поступков
Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.
Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.
Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение.
На все это у вас есть пять минут.
Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.
Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя.
Это станет залогом ваших новых побед.Игра 4 (с 9 лет)
Без ложной скромности
Цели: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.
Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.
Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?
Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.
Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…
Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.
Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.
По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.
Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.
Игра 5 (с 8 лет)
Кто я?
Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек – лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.
Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.
Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)
Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:
Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.
(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)
Анализ упражнения:
- Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
- Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
- Насколько тебе понравилась эта игра?
- Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
- Чье стихотворение тебе особенно понравилось?
Игра 6 (с 8 лет)
Самого себя любить
Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)
Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи…
Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…
Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно…
Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза… (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми…
Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу… У тебя это здорово получилось!
Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально. ) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.
А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза…
Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.
Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.
Анализ упражнения:
- Почему некоторые люди любят самих себя?
- Почему некоторые люди себя не любят?
- Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
- Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
- Что делает тебя счастливым?
Игра 7 ( с 8 лет )
Невидимые помощники
Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.
В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.
Материалы: Колокольчик.
Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.
Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»
Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…
Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)
Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.
И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.
Анализ упражнения:
- Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?
- Какие прекрасные образы ты смог увидеть?
- Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?
- Почувствовал ли ты прекрасные запахи?
- Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?
- Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?
- Слышал ли ты приятные слова?
Игра 8 (с 8 лет)
Цветок
Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.
Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.
Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха …
А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся… Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны…
Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету…
А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка… Рассмотри цвет его лепестков… Посмотри, как ярко они сияют… Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения…
А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.
Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.
Анализ упражнения:
- Какое растение ты себе представил?
- Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
- Можешь ли ты описать свой аромат?
- Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
- Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
- Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
- Чей цветок тебе понравился?
Игра 9 (с 9 лет)
Любовь и злость
Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.
Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)
А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)
А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя… (1 минута.)
Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)
Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.
Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.
Анализ упражнения:
- Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
- А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
- А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
- Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
- Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
- Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
- Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?
- Почему мы боимся школы
- Если у ребенка развивается мания сравнения
- Детская любовь
- Игры с аутичным ребенком
- Почему они такие разные?
- Чем мы можем помочь левше?
- Развитие навыков счета «Нужное число точек»
- Сексуальные секреты (Инцест)
- Что делать, если ребенок застал родителей во время секса
Психологические игры и упражнения | План-конспект занятия по психологии (7 класс):
Психологические игры и упражнения
Цели: развитие общительности; преодоление стеснительности; снятие агрессии.
«Пресс-конференция» Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу. Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Один из участников пресс-конференции – «гость» — садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д. |
«Ролевая гимнастика» Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа. Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения. Предложить рассказать стихотворение: 1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 2. Как иностранец. 3. Шепотом. 4. Очень медленно, «со скоростью черепахи». Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, … Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка. Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, … Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, … Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, … |
«Секрет» Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели. Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …) |
«Мои хорошие качества» Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку. Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.) |
«Я лучше всех умею …» Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку. Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами. |
«Волна» Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением. Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным. Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского). |
«Мимическая гимнастика» Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние. Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию. Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….) |
«Собери эмоцию» Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения. Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!) |
«Моё настроение. Настроение группы.» Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок. Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру. |
«Слушаем тишину» Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием. Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать. |
«Заряд бодрости» релаксационное упражнение Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение; Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным ) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими. Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки. Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» |
«Броуновское движение» Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения. Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры. |
«Котёл» Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость. Содержание игры: «Котёл» — это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие. |
«Вторжение» Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту. Содержание игры: на пол выкладывается покрывало . Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры. |
«Передай по кругу» Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение. Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать). |
«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции. Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке. |
«Подними игрушку» релаксационное упражнение Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз. |
«Приветствие короля» Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями. Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди. |
«Найди и промолчи» Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества. Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных. |
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы. Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания. |
«Акулы и матросы» Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость. Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается. |
«Коровы, собаки, кошки» Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других. Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами. |
«Разведчики» Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе. Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте». |
«Пианино» релаксационное упражнение Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики. Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы). |
«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения. Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче. |
«Аплодисменты» релаксационное упражнение Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата. Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Учитель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не учитель. |
«Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения. Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку. |
«Приветствие» релаксационное упражнение Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Здравствуй друг! Здороваются за руку. Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга. Где ты был? Дергают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются. |
«Скучно-скучно» Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности. Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова: Скучно-скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры. |
«Тень» Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов. Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д. |
«Властелины кольца» Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы. Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться. |
«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение) Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов. Содержание упражнения: дети встают в круг (смотрят в затылок друг другу), кладут руки на плечи впереди стоящего, круг замыкается. Ведущий говорит, а дети делают движения массажа друг другу: 1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево). 2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника) 3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине). 4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие хлопки по спине). 5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки). 6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником). 7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине). 8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину). 9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные). 10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (делать легкие пощипывания рук). 11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассажировать голову). 12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами). Во время массажа не проводить никаких действий в области позвоночника! |
интеллектуальных игр: умственная тренировка, которая поможет сохранить остроту вашего мозга | Здоровье и благополучие
Шэрон, 46-летняя мать-одиночка троих подростков, обратилась ко мне по поводу своей растущей забывчивости. Работа полный рабочий день и ведение домашнего хозяйства становились для нее невыносимыми, она теряла коробки для завтрака, пропускала встречи и с трудом концентрировала свое внимание. Она волновалась, потому что ее бабушка заболела болезнью Альцгеймера в возрасте 79 лет, и Шэрон чувствовала, что она тоже может заболеть, просто намного моложе. Я сказал, что маловероятно, что Шэрон страдает ранним слабоумием, но согласился ее осмотреть.
Всякий раз, когда я консультируюсь с людьми по поводу их пауз в среднем возрасте, я сначала проверяю физическое состояние или побочные эффекты лекарств, которые могут повлиять на здоровье их мозга. При отсутствии лечения высокий уровень холестерина, гипертония и другие возрастные заболевания могут ухудшить память, увеличить риск слабоумия и сократить продолжительность жизни. Я также просматриваю их повседневный образ жизни, чтобы увидеть, есть ли какие-то области, которые они могут улучшить, чтобы улучшить здоровье своего мозга.
Я убедил Шэрон принять участие в двухнедельном исследовательском проекте в Центре долголетия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чтобы определить влияние программы здорового образа жизни на мозг. До начала программы ее базовые показатели памяти были примерно средними для ее возраста, а МРТ-сканирование во время заданий на память показало обширную нейронную активность — ее мозг усердно работал, чтобы запоминать вещи.
Затем Шэрон начала программу ежедневных физических упражнений, тренировки памяти, здорового питания и упражнений на расслабление. Через две недели ее тесты на память продемонстрировали значительные улучшения, а последующая МРТ показала минимальную нейронную активность при воспоминании слов — ее мозг стал более эффективным. Шэрон была поражена тем, что всего за две недели ее память улучшилась, и ей стало легче запоминать и извлекать новую информацию. Ее здоровое питание и упражнения помогли Шэрон сбросить несколько лишних килограммов, и она чувствовала себя более уверенно — как дома, так и на работе. Эти поразительные улучшения побудили ее сохранить свои новые здоровые привычки мозга на протяжении многих лет.
Опыт Шэрон был похож на опыт многих других, которые зарегистрировались в наших программах здорового образа жизни и протоколах исследований. Наша команда показала, что двухнедельная программа, сочетающая умственные и физические упражнения, снижение стресса и здоровое питание, оказывает значительное влияние на когнитивные функции и метаболизм мозга, которые мы измеряли с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Мы наблюдали снижение активности в лобной доле мозга, что может отражать более высокую когнитивную эффективность области мозга, отвечающей за рабочую память, форму кратковременной памяти, связанную с немедленными когнитивными процессами и решением проблем.
К сожалению, несмотря на убедительные научные данные о том, что повседневное поведение может улучшить память и снизить риск слабоумия, большинству людей трудно изменить старые привычки. Однако задача становится намного проще, когда люди понимают связь между повседневным поведением и здоровьем мозга, ставят разумные цели и получают мотивирующую обратную связь.
В сотрудничестве с организацией Gallup Poll наша исследовательская группа Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе оценила ответы более 18 000 человек в возрасте от 18 до 9 лет. 9 о поведении, поддерживающем память. Чем большее количество привычек здорового образа жизни (например, физические упражнения, здоровое питание, отказ от курения) практиковали люди, тем лучше были показатели их памяти. Респонденты, которые занимались только одним здоровым поведением, на 21% реже сообщали о проблемах с памятью, в то время как те, кто придерживался трех здоровых моделей поведения, на 75% реже замечали забывчивость. Эти результаты согласуются с другими исследованиями, указывающими на синергетические преимущества сочетания здорового образа жизни для снижения риска диабета и сердечных заболеваний.
Оцените базовый уровень своей памяти
В моей книге «2 недели к молодому мозгу» мы с Джиджи Ворган описываем научные доказательства того, что образ жизни имеет значение, когда речь идет о здоровье мозга, а также 14 дней стратегий и упражнений для привлечения читателей. Начав вести здоровый для мозга образ жизни, они могут продолжать всю оставшуюся жизнь. Вы можете попробовать это сами, оценив свою базовую память и проверив ее снова после изучения некоторых техник.
Ниже приведен список из восьми несвязанных слов. Установите секундомер на одну минуту, чтобы изучить слова. Затем потратьте 10 минут на что-нибудь другое. Затем запишите столько слов, сколько сможете вспомнить, чтобы получить базовый балл за память: 9.0003
Лошадь.
Клоун.
Дерево.
Доктор.
Труба.
Гитара.
Оранжевый.
Стул.
Методы запоминания, повышающие мощность мозга
Обучение созданию визуальных образов, представляющих информацию, которую вы хотите вспомнить позже, поможет ускорить ваши способности к запоминанию. Один метод запоминания, который я рекомендую, метод рассказа, полезен для запоминания списков предметов и поручений, когда вы в пути. Создавая историю, которая связывает ваши несвязанные слова, ваши визуализации и ассоциации автоматически улучшат вашу память. Посмотрите еще раз на эти восемь слов и на этот раз потратьте минуту на создание истории, которая свяжет их все вместе. Возможно, вы представляете клоуна с рыжими волосами, едущего на лошади, или доктора, курящего трубку и играющего на гитаре. Используйте свои первые ассоциации и связывайте изображения в любом порядке. Теперь снова напишите слова и посмотрите, насколько лучше уже стала ваша память.
Этот метод использует естественную способность человеческого мозга замечать и вспоминать визуальные сигналы, навык, который развивался миллионы лет. Сочетание визуализации с ассоциациями сделает ваши воспоминания более значимыми и, следовательно, более запоминающимися. Стратегия полезна при наиболее распространенных возрастных жалобах на память, связанных с забыванием имен и лиц.
Умственная стимуляция от игр, головоломок, чтения и разговоров связана с улучшением памяти, поэтому я призываю людей поддерживать активность своего ума.
Игры для мозга
В течение многих лет мы знали, что физические упражнения делают наше тело сильным, и теперь научные данные свидетельствуют о том, что умственные упражнения сохраняют молодость нашего мозга.
Моя двухнедельная программа «Молодежь для мозга» включает в себя игры и упражнения, которые активизируют ваши нейронные цепи и улучшат ваши умственные способности. По мере того, как вы постепенно наращиваете свои навыки, вы обнаружите, что эти игры становятся проще, поэтому вы можете постепенно повышать уровень сложности.
Ниже приведены примеры игр для мозга, которые стимулируют ряд когнитивных функций, помогая сохранять гибкость и остроту ума. У правшей левое полушарие мозга обычно контролирует речь и навыки рассуждения. Игры со словами помогают развивать это левое полушарие, а лабиринты и головоломки укрепляют правое полушарие, отвечающее за зрительные навыки и ориентацию. Ответы ниже.
Упражнения для начинающих
1. Упражнение для правого полушария: подсчет квадратов
Подсчитайте количество квадратов на рисунке слева. Подсказка: Обязательно посчитайте квадраты внутри квадратов.
2. Левое полушарие : изменение слов
Начните со слова СТЕНА и меняйте по одной букве, пока не получите слово ФИРМА. Каждое изменение должно быть правильным словом.
СТЕНА
_ _ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _
ФИРМА
3. Правое полушарие : нумерация зубочисток
Расставить три зубочистки в число 9 (не ломая и не сгибая их).
4. Левое полушарие : перебор букв Нет 1
Придумайте как можно больше слов из следующих букв. Используйте каждую букву только один раз в каждом слове.
IRNAB
5. Правое полушарие : головоломка ломает мозг
Какая часть подходит для головоломки?
Промежуточные упражнения
6 . Правое полушарие : непрерывная линия
Улучшает зрительно-пространственные навыки и способность лобных долей распределять внимание между умственными задачами.
На рисунке слева нарисуйте непрерывную линию, соединяющую цифру 1 с буквой А, затем А с 2, затем 2 с В, затем В с 3 и так далее, пока вы не сможете дольше продолжать числовую или буквенную последовательность.
7 . Левый мозг : поиск цветов
Переставьте все буквы, чтобы найти четыре цвета, смешанные ниже. Подсказка: только один цвет является основным.
РАЙГЕТ
ЭНОЛИЛ
ОВГОЕН
ЛЬЮР
гласные были удалены из следующей пословицы, а оставшиеся буквы были сгруппированы в группы по три или четыре буквы каждая. Замени гласные и раскрой пословицу.
TWH
DSRB
TTRT
HNN
Дополнительные упражнения
Теперь вы достаточно разогрелись, чтобы начать использовать весь свой мозг (правое и левое полушария), чтобы попытаться решить эти головоломки.
9 . Скремблирование букв № 2
Попробуйте придумать как можно больше слов (две или более букв) из следующих: слово из буквы переборка №1 напомнит вам название моей книги.
10 . Finicky Frank
У Фрэнка очень эксцентричный вкус. Он фанат футбола, но ненавидит регби; любит пиво, но ненавидит эль; водит Феррари, но не застрял бы в Ламборджини. Судя по привередливым вкусам Фрэнка, он предпочел бы кататься на лыжах или на велосипеде?
Ответы
1. 21 квадрат.
2. СТЕНА, ВОЛЯ, ЗАПОЛНЕНИЕ, ПЛЕНКА, ФИРМА.
3. IX (римская цифра).
4. И, В, Ран, Ребро, Дождь, Наб, А, Ан, Воздух, Бан, Бар, Бин, Сарай, Отруби, Мозг.
5. Б.
6. Форма звезды.
7. Зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый.
8. Две головы лучше, чем одна.
9. На, Или, Один, Руда, Онер; Иди, Пистолет, Парень, Ушел, Гор, Серый, Гонер; Рю, Беги, Ковер, Рунг, Руж; Ты, Янг, Младший. Слово из семи букв — Младший, а слово из пяти букв — Мозг.
10. Катание на лыжах, так как ему нравятся только слова, содержащие двойные буквы.
Д-р Гэри Смолл — профессор психиатрии и старения, директор Центра долголетия Семеловского института неврологии и поведения человека, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес
Головоломки перепечатаны с разрешения, все права защищены, 2 Weeks to a Younger Brain © Humanix Books, 2014
В эту статью были внесены поправки 17 октября 2018 г. , чтобы удалить «Нан» из ответа на вопрос 4.
6 Ежедневные упражнения для психического здоровья в играх — Академия GGWP
Игры, как и многие виды деятельности, сказываются на вашей психике, на вашем психическом здоровье. Но, в отличие от физических травм, вашему разуму не следует уделять должного внимания, как если бы вы заботились о растяжении или переломе кости.
Итак, вот шесть упражнений, которые вы можете выполнять ежедневно для поддержания здорового психического состояния.
Содержание
Глубокое дыхание
Одно из простейших упражнений, которое вы можете и должны выполнять ежедневно, — простое глубокое дыхание, которое чудесным образом успокаивает тело и разум. Идеально подходит после проигрыша, напряженного игрового сценария или после того, как вы какое-то время играли, простой акт дыхания может почти сбросить часы, когда дело доходит до стресса.
Начните с того, что положите все свои игровые устройства и отойдите от них. Вдохните глубоко через нос, почти до тех пор, пока не перестанете вдыхать воздух. Задержитесь на пару секунд, затем выдохните через рот. Затем повторите. Полностью сосредоточьтесь на дыхании — в этом вам может помочь закрытие глаз. Повторяйте столько, сколько необходимо, пока не почувствуете себя спокойнее, но вы должны вдыхать по крайней мере десять раз и десять раз выдыхать.
Простой акт глубокого дыхания имеет множество физиологических преимуществ, в том числе;
- Снижение напряжения в мышцах за счет улучшения кровотока и потребления кислорода.
- Улучшение осанки за счет естественного выпрямления тела при глубоком дыхании.
- Увеличение энергии за счет поступления большего количества кислорода в организм.
- Вы удалены от источника вашего стресса, что позволяет вам очистить свой разум.
Медитация
Это может показаться похожим на глубокое дыхание, особенно потому, что простой метод медитации заключается в использовании вдоха и выдоха воздуха в качестве вектора для фокусировки. Медитация может помочь уменьшить стресс и улучшить умственную концентрацию, направляя внимание внутрь себя и позволяя разуму делать свое дело.
Но что это значит?
В этом примере мы используем медленное глубокое дыхание. Начните с того, что закройте глаза и сосредоточьтесь на акте вдоха и выдоха. Несомненно, во время дыхания у вас будут возникать другие мысли, возможно, связанные с вашей игрой. Цель этой формы медитации, известной как Медитация осознанности, состоит в том, чтобы наблюдать за этими мыслями, позволить вашему разуму/телу реагировать на них естественным образом, а затем позволить им дрейфовать. По сути, вы хотите присутствовать в текущем моменте.
Блуждающие мысли могут смениться новыми, или вы можете снова осознать свое дыхание, ни на что не реагировать и просто позволить своему разуму блуждать, где он хочет. Этот простой процесс может помочь укрепить внутренний покой, улучшить концентрацию и снизить напряжение, которое обычно возникает при стрессе.
Существует множество форм медитации, которые можно изучить, каждая из которых имеет разные преимущества, которые могут помочь вам уменьшить стресс, улучшить концентрацию и снять напряжение в теле. Вы просто должны попробовать их, чтобы найти лучший для вас.
Отключение от сети
Отключение от сети — это простое действие по уменьшению стимуляции от ваших электрических устройств и игр путем их выключения или отхода от них. Это означает отсутствие PlayStation, ПК, Xbox, Switch или каких-либо технологических развлечений.
Время, проведенное вдали от ваших устройств, поможет перезагрузить ваш мозг, обеспечить столь необходимый уход за собой и, по сути, очистить вашу систему. Отключение не означает, что вы сидите и смотрите на пустую стену в течение часа или двух, ожидая, пока вы снова сможете использовать свою технику. Это означает делать что-то, что угодно, что не вращается вокруг искусственно освещенного экрана и хаоса онлайн-жизни.
Поход в спортзал или другие занятия спортом, чтение, приготовление пищи, уборка, мытье машины или времяпрепровождение с семьей и друзьями — отключение от сети позволяет вам сосредоточиться на заботе о себе, укреплении отношений и многом другом.
Затем, когда вы вернетесь к своей игре, какой бы она ни была, вы почувствуете себя более свежим и спокойным, что позволит вам справиться с новой серией испытаний.
Упражнения
Способные работать рука об руку с отключением от сети, упражнения являются невероятно эффективной формой снятия стресса и укрепления психического здоровья. Очевидно, что упражнения — это не то, чем вы должны заниматься только в те дни, когда вы играете в течение длительного периода времени, но эффекты могут быть весьма заметными для геймеров.
Упражнения, способные бороться с чувством депрессии и беспокойства, которые могут возникнуть во время игры или потенциальной изоляции, приносят значительную пользу. Согласно статистике Beyond Blue, каждый шестой австралийец в настоящее время страдает тревогой, депрессией или и тем, и другим.
Было обнаружено, что простое упражнение, будь то поднятие тяжестей или прогулка по окрестностям, высвобождает эндорфины в ваш мозг, а также создает новые модели активности и способствует росту нейронов. Это приводит к приливу умственной и физической энергии, что отлично подходит для того, чтобы вернуться к играм со свежим, сосредоточенным умом.
Но упражнения нужны не только тем, кто страдает психическими заболеваниями; высвобождаемые эндорфины способствуют повышению концентрации внимания, что позволяет вам лучше выполнять задачи, требующие сложного или быстрого мышления. Эндорфины также могут повысить вашу устойчивость и реакцию на проблемы, как умственные, так и эмоциональные, позволяя вам принимать их и решать их более эффективно.
Спать
Еще одна игра. Еще одна победа. Еще один уровень. Все оправдания, чтобы отказаться от сна и продолжить играть в свои любимые игры. Но позвольте мне сказать вам сейчас, что сон — это одна из, если не самая важная вещь, которую вы можете сделать для улучшения своего психического здоровья.
Сон состоит из трех стадий медленного сна (быстрых движений глаз) и одной стадии быстрого сна за цикл, который может длиться от 90 до 110 минут. Во время этих циклов ваше тело проводит восстановительные процессы, восстанавливая ваше тело, очищая разум и, по сути, восстанавливая вас до оптимального уровня на следующий день. Вот почему вы чувствуете себя так ужасно после того, как не выспались или не выспались.
Помимо физических преимуществ сна, он может уменьшить распространенность стресса и улучшить вашу память. Недостаток сна может привести к накоплению гормонов стресса, таких как кортизол и адреналин, которые мешают вашему телу полностью расслабиться. Это сказывается на вашем здоровье, как психическом, так и физическом, и в основном влияет на вашу функциональность как человека.
Что касается памяти, ваш мозг расставляет приоритеты и сортирует информацию, полученную или обновленную в течение дня. Недостаток сна нарушает этот процесс, что приводит к ухудшению удержания информации, концентрации внимания и памяти. Это, как вы уже догадались, приводит к более медленной реакции на раздражители, включая изменения в игровом процессе. Независимо от того, насколько вы сосредоточены в начале, если вы устали, ваше время реакции и когнитивные процессы со временем будут страдать.
Думайте о позитиве
Все дело в этих серебряных накладках.
Позитивное мышление творит чудеса с нашим разумом, позволяя нам справляться со стрессовыми ситуациями, неблагоприятными сценариями и сложными проблемами. Вместо того, чтобы зацикливаться на самой проблеме, позитивно мыслящие люди начинают искать решение или что-то, что они могут сделать, чтобы извлечь максимальную пользу из этого сценария.
Позитивное мышление не означает, что у вас не будет или не должно быть негативных мыслей, это означает, что вы оцениваете то, что находится под вашим контролем, и находите хорошие вещи или выгоды.
Проиграли важную игру? Это нормально, это бывает. Сосредоточьтесь на том, что вы узнали о своей игре или командной работе. Поздравьте себя и свою команду за то, что вы сыграли так же хорошо или так же усердно, как они.